Файл: Федеральные налоги с юридических лиц и их экономическое значение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В Конституции Российской Федерации закреплена обязанность уплаты налогов и сборов. На основании статьи 57, каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы. [1][1]

В процессе взимания налогов возникают налоговые отношения между государством в лице органов законодательной власти и налогоплательщиками.

Налоговая система Российской Федерации включает тринадцать видов налогов и сборов, в том числе восемь федеральных, три региональных и два местных налога. Кроме того, Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность применения специальных налоговых режимов, при которых для отдельных налогоплательщиков уплата большинства налогов заменяется единым налогом. В настоящее время установлено четыре таких режима.

Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками выступают организации и физические лица, на которые, в соответствии с Налоговым кодеком Российской Федерации, возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы.[2][2]

Из тринадцати видов налогов, установленных налоговой системой Российской Федерации, восемь налогов уплачиваются юридическими лицами: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Уплата трех налогов возложена как на юридических, так и на физических лиц: земельный налог, транспортный налог, государственная пошлина. Из четырех видов налогов, действующих в системе специальных налоговых режимов, только один налог- единый налог при действии соглашения о разделе продукции уплачивается исключительно юридическими лицами. Три остальных налога: единый сельскохозяйственный налог, единый налог при упрощенной системе налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, платят индивидуальные предприниматели так и юридические лица.

Важно отметить одно обстоятельство: юридические лица уплачивают гораздо меньше налогов, чем это предусмотрено в Налоговом кодексе Российской Федерации. Это связано с тем, что в их числе много специфических налогов, уплата которых возложена на ограниченное число организаций. К таким налогам относятся акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина, налог на игорный бизнес, транспортный налог.


О роли соответствующей категории налогов в налоговой системе России следует судить не с позиции количества соответствующих видов налогов, а с качественной стороны - их доли в общей сумме налоговых поступлений. В отличие от стран с развитой экономикой, в Российской Федерации налогов, взимаемых с юридических лиц больше. В структуре доходов консолидированного бюджета, поступления налогов от физических лиц составляют не больше пятнадцати процентов. Этот показатель значительно ниже, чем в других развитых странах, где налоги, уплачиваемые физическими лицами, обеспечивают 50-60 процентов всех налоговых доходов бюджетов.

Одним из базовых показателей налоговой системы страны является налоговое бремя. Наиболее полную картину существующего уровня налоговой нагрузки реального сектора экономики дает оценка налогового бремени юридических лиц.

Система регулирования налоговых отношений — это совокупность законодательных и нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые законы и нормы: федеральных законов, законов и актов субъектов Российской Федерации, ведомственных нормативных актов и актов местного самоуправления. Порядок исчисления и взимания налогов определяет основные аспекты налогообложения.

Целью написания данной работы является исследование экономических и правовых основ налогообложения юридических лиц в Российской Федерации, а также анализ экономического значения федеральных налогов с юридических лиц.

Основными задачами написания курсовой работы являются:

1. Раскрытие особенности налогообложения юридических лиц;

2. Анализ методики расчетов налогов, взимаемых с юридических лиц;

3. Определение порядка уплаты налогов.

Объектом исследования являются системы налогообложения, применяемые предприятиями и организациями в Российской Федерации.

Предметом исследования являются федеральные налоги, уплачиваемые юридическими лицами.

Для написания курсовой работы использовались такие источники как Конституция РФ, Учебные пособия по налогам и налогообложению М.В Мишустина и И.А. Майбурова, а также Федеральные законы, приказы Минфина РФ и Налоговый кодекс Российской Федерации.

1. Основные Федеральные налоги с юридических лиц в Российской Федерации


1.1 Налог на прибыль организации

Налог на прибыль занимает довольно важное место в налоговой системе абсолютно любого государстве вне зависимости от взятой за основу модели ее строения. Налогообложение прибыли осуществляется во всех развитых странах мира.[3][7]

Налог на прибыль организаций представляет собой форму перераспределения дохода путем изымания государством части прибыли, которая создается субъектами хозяйствования. Таким образом налог на прибыль можно рассматривать как плату хозяйствующего субъекта государству за предоставление экономического пространства, ресурсов, а также пользование производственной, социальной и другими видами инфраструктуры.[4][5]

Налог на прибыль организаций на ряду с фискальной выполняет регулирующую функцию налогообложения. Налог на прибыль является прямым налогом, т.е его сумма зависит от конечного результата финансовой деятельности предприятия.

При помощи налога на прибыль государство имеет возможность воздействовать на развитие экономики, используя механизмы отмены или же представления льгот, регулируя ставки налога, а это в свою очередь позволяет стимулировать или ограничить экономическую активность в различных отраслях экономики.[5][6]

Налогообложению прибыли в Российской Федерации свойственны элементы преемственности. Платежи из прибыли предприятий существовали все годы советской власти.

С 01.01.1992 г. Регулирование налога на прибыль осуществлялось законом Российской Федерации от 27.12.1991 г. №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», положения которого были основаны на принципе единства определения объекта налогообложения, ставок и налоговых льгот. В период с 1999 по 2002 гг. государство взяло курс на снижение налоговой нагрузки по налогу на прибыль.[6][10]

Начиная с 1 января 2002 г. Взимание налога в Российской Федерации осуществляет в соответствии с гл. 25 Налогового Кодекса. С момента введения в действия главы 25 НК РФ в налогообложении прибыли произошли существенны изменения, а именно:[7][2]

  1. Значительное снижение ставки налога с 35 до 24%, а с 1 января 2009 года ставка налога снижена до 20%;
  2. Отмена ранее действовавшего Положения о составе затрат, в соответствии с которым 1 января 2002 г. учитывались расходы и рассчитывалась налогооблагаемая прибыль.
  3. С 1 января 2002 г. для исчисления налога на прибыль необходимо ведение налогоплательщиком дополнительного налогового учета.

В результате вышеописанных изменений с момента введения глав 25 Налогового Кодекса величина налогооблагаемой базы по налогу на прибыль также подверглась изменениям. Основные факторы, которые повлияли на величину налоговой базы по налогу на прибыль после 1 января 2002 г. Описаны в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Факторы, влияющие на величину налогооблагаемой базы по налогу на прибыль после 1 января 2002 г.

Факторы, вызывающие увеличение налоговой базы

Факторы, вызывающие уменьшение налоговой базы

Отмена налоговых льгот:

  1. На финансирование капитальных вложений
  2. На финансирование объектов социально- культурной сферы и жилищного хозяйства находящихся на балансе
  1. Либерализация налоговых вычетов
  1. Снижение ставки налога
  1. Перенос убытков на будущее в течение 10 лет

Перевод большинства налогоплательщиков на уплату налога исходя из расчета налоговой базы по методу начислений

  1. Сокращение контингента плательщиков за счет введения специальных налоговых режимов для субъектов малого бизнеса

Как видно из таблицы 1.1, количество факторов, противодействующих росту налоговых поступлений по налогу на прибыль, больше, чем число факторов, которые способствуют этому росту. Это объясняет причину снижения доли поступлений налога на прибыль в бюджеты после 2002 года.

В настоящее время плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации, страховые организации, а также созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также филиалы и другие обособленные подразделения этих предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет. Объектом обложения налогом на прибыль, является валовая прибыль, включающая в себя прибыль (убыток) от реализации продукции, выполненных работ и услуг, основных фондов и другого имущества предприятий и организаций, ценных бумаг, фьючерсных и опционных контрактов и доходы от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по ним.[8][5]

В Российской Федерации на данный момент действует разнообразный перечень налоговых льгот по налогу на прибыль, которые постоянно дополняются и изменяются. Государство в условиях рынка с помощью изменения налоговых льгот оказывает воздействие (стимулирующие или сдерживающее) на процесс производства. Льготы дают плательщику дополнительный капитал для хозяйственных нужд, однако в России эта их роль заметно не проявлялась.


Налог на прибыль – это очень сложная экономическая категория, которая закреплена законодательно. Поступления от налога на прибыль занимают одно из ведущих позиций в доходах бюджета и его регулирование имеет общенациональное значение, как для государства, так и для налогоплательщиков – предприятий и организаций.[9][6]

1.2 Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость – одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения. Введение косвенных налогов в налоговые системы государств с рыночной экономикой обычно связывают с возрастанием потребности государства в доходах бюджета.[10][7]

Современные налоговые системы, как известно, сочетают прямые и косвенные налоги. Одни государства отдают предпочтение прямым налогам, а другие – косвенным. Характер предпочтения зависит в значительной степени от экономического развития государства: чем ниже уровень развития, тем большую долю доходов государство получает от взимания косвенных налогов. И соответственно наоборот, чем выше этот уровень, тем значительнее роль прямых налогов в налоговой системе страны.

Важнейшим свойством косвенного налога является включение его в цену облагаемых товаров (работ, услуг) путем надбавок к цене или включения в издержки производства. В нормальных экономических условиях уплата косвенных налогов производится конечными потребителями, хотя вносят эти налоги в бюджет непосредственно продавцы и производители облагаемых товаров (работ, услуг).[11][6]

Проблемы совершенствования косвенного налогообложения, и, в частности, налога на добавленную стоимость, в настоящее время являются чрезвычайно актуальными для Российской Федерации. Начиная с 1992 года, когда в стране впервые был введен НДС, ведутся постоянные споры о целесообразности его взимания, величине ставок и порядке его исчисления, объеме и структуре льгот, порядке взимания НДС при экспорте и импорте товаров и услуг, в т.ч. со странами СНГ и Таможенного союза.

С 01.01.1992 г. НДС регулировался законом Российской Федерации от 06.12.1992-1 «О налоге на добавленную стоимость».[12][11]

С 01.01.2001 г. НДС взимается на основании гл. 21 Налогового Кодекса Российской Федерации.[13][2]