Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

19 февраля 2015 г. Минэкономразвития утвердило «Стратегию развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период 2020 г.». В этом документе Национальная гарантийная система (НГС) определяется как «система гарантийных организаций, которые во взаимодействии друг с другом обеспечивают значимую и эффективную поддержку субъектам МСП, малым и средним инфраструктурным проектам на федеральном и региональном уровнях с помощью банковских гарантий и поручительств, а также единых стандартов развития НГС определяют цели, способы и методы развития участников НГС, направленные на улучшение гарантийной поддержки субъектов МСП и улучшение условий кредитования бизнеса[39].

Основным инструментом реализации государственной политики регулирования и поддержки МСП служат (рисунок 11):

программы развития и поддержки МСП

федеральные

региональные (межрегиональные)

отраслевые

(межотраслевые)

муниципальные

Рисунок 11. Программы развития и поддержки МСП[40]

3. Инфраструктура поддержки предпринимательства, которая представляет собой систему специализированных институтов (коммерческих и некоммерческих), которые обеспечивают реализацию федеральных программ развития субъектов предпринимательства, региональных программ развития субъектов предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов предпринимательства, формирующих условия для создания субъектов предпринимательства, оказания им поддержки, и привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Кроме перечисленных субъектов, инфраструктура поддержки субъектов предпринимательства включает в себя также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес­инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры, промышленные парки, индустриальные парки, агропромышленные парки, центры коммерциализации технологий, центры коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, инжиниринговые центры, центры промышленного дизайна, центры трансфера технологий, центры кластерного развития, государственные фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющие деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, микрофинансовые организации и иные организации[41].


В инфраструктуру поддержки деятельности предпринимательства органично включены организации, представленные в Приложении 1[42].

Итак, мы можем констатировать, что в России в настоящее время имеется развитая институциональная система, регулирующая и поддерживающая субъекты предпринимательства. Базу этой системы составляют государственные институты - Правительство Российской Федерации, Совет Федерации и Государственной Думы в совокупности с профильными комитетами. Большое значение имеет реализация мер Минэкономразвития России по государственной поддержке предпринимательства, предусматривающая их эффективные принципы и механизмы в Стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период 2020 г., утверждённой 19 февраля 2015 г.

Кроме инфраструктуры поддержки предпринимательства, создаваемой государственными институтами, существует рыночная инфраструктура поддержки предпринимательства, которая формируется и действует на основе рыночных отношений. Организации рыночной инфраструктуры, также предоставляя предпринимателям услуги, естественным образом вплетаются в предпринимательскую среду и сами осуществляют предпринимательскую деятельность.

2.2. Особенности государственного регулирования отдельных видов предпринимательской деятельности

Рассмотрим особенности государственного регулирования отдельных видов предпринима­тельской деятельности.

Особенности государственного регулирования туристской деятельности.

В федеральной целевой программе «Развитие вну­треннего и въездного туризма в Российской Феде­рации (2011-2018 годы)»[43], утвержденной постановлением Правительства РФ от 02.08.2011 № 644, отмечается важное место туризма в решении про­блем социальной направленности, так как именно туристская индустрия обеспечивает создание ра­бочих мест, повышая тем самым занятость и рост благосостояния населения страны.

Основные направления государственной по­литики в области туристской индустрии были определены в ряде документов, принятых в последние годы, например в Концепции долго­срочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., ут­вержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, постановлении Прави­тельства РФ от 02.08.2011 № 644 «О Федераль­ной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации», где подчеркивается необходимость дальнейше­го развития инфраструктуры отдыха и туризма, совершенствования нормативной правовой базы для его развития. В 2014 г. была разработана и ут­верждена Стратегия развития туризма в Россий­ской Федерации на период до 2020 г., утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 года №941-р[44].


Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется посредством вы­деления приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации; принятия нормативных правовых актов в сфере турист­ской деятельности; разработки и в последующем реализации федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма; стандартизации и классификации объектов ту­ристской индустрии; обеспечения информирова­ния в сфере туризма; формирования благоприятных условий для развития туристской индустрии благодаря, например, созданию специальных экономических условий, которые смогут стиму­лировать развитие туристской отрасли, а также устранить административные препятствия, за­трудняющие развитие туристской отрасли; ока­зания государственных услуг в сфере туризма. Так, утвержден и реализуется Административный регламент по предоставлению Ростуризмом госу­дарственной услуги по формированию и ведению Единого федерального реестра туроператоров (приказ Минспорттуризма России от 26.09.2011 № 1117)[45].

Согласно Указу Президента Российской Фе­дерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре феде­ральных органов исполнительной власти»[46] Министерство культуры России должно выполнять функции по координации деятельности, направленной на реализацию приоритетных направлений го­сударственного регулирования туристской де­ятельности в Российской Федерации, что стало причиной принятия федеральной целевой про­граммы «Развитие внутреннего и въездного ту­ризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)»[47] и подпрограммы «Туризм».

Государственный контроль за осуществле­нием туристской деятельности в Российской Федерации осуществляет федеральный орган ис­полнительной власти — Федеральное агентство по туризму.

Особенности государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 № 2128-р утверждена Концепция государствен­ной политики по снижению масштабов злоупо­требления алкоголем и профилактике алкого­лизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 г.[48], предусматривающая в том числе сокращение уровня потребления алкоголь­ной продукции; создание эффективной системы профилактики алкоголизма; формирование здо­рового образа жизни; легализацию и повышение эффективности регулирования рынка алкоголь­ной и спиртосодержащей продукции; противо­действие нелегальному производству и обороту алкогольной продукции.


Достичь этих целей предполагается за счет ре­ализации законодательных мер, в число которых входят введение уголовной ответственности за неоднократные нарушения в сфере производства и оборота алкогольной продукции, ограничение ее рекламы, внедрение политики ценообразова­ния, предполагающей зависимость розничной цены алкогольной продукции от содержания эти­лового спирта в напитке.

Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спир­тосодержащей продукции осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алко­гольной и спиртосодержащей продукции и об ог­раничении потребления (распития) алкогольной продукции» и включает лицензионный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также государственный надзор за соблюдени­ем обязательных требований к этиловому спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции[49].

Федеральная служба по регулированию ал­когольного рынка (Росалкогольрегулирование) является федеральным органом исполнитель­ной власти, выполняющим функции по выра­ботке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спир­та, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ограничения потребления (распития) алкоголь­ной продукции, а также функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.

Росалкогольрегулирование осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои тер­риториальные органы, а также подведомствен­ные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной влас­ти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного са­моуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Особенности государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере рекламы.

Основополагающим нормативным правовым ак­том, определяющим правила создания и разме­щения рекламы, является Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»[50] (далее — Закон о рекламе), а Положение о государственном над­зоре в области рекламы, утвержденное постанов­лением Правительства РФ от 20.12.2012 № 1346, устанавливает порядок осуществления государст­венного надзора в области рекламы[51].


Задачи государственного надзора состоят в выявлении, предупреждении и пресечении на­рушения органами государственной власти, орга­нами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися рекламодателями, рекламопроиз­водителями, рекламораспространителями, а так­же их руководителями, иными должностными лицами и их уполномоченными представителя­ми требований, установленных Законом о рекла­ме и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере рекламы.

В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным по­становлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, ФАС России — это уполномоченный феде­ральный орган исполнительной власти, выпол­няющий функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблю­дением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъек­тов естественных монополий, рекламы. Адми­нистративный регламент ФАС России по испол­нению государственной функции по надзору за соблюдением законодательства о рекламе путем проведения проверок соблюдения законодатель­ства Российской Федерации о рекламе утвержден приказом ФАС России от 04.06.2012 № 360.

ФАС России возбуждает дела по признакам нарушения законодательства о рекламе как по собственной инициативе, так и по представле­нию прокурора, обращениям органов государ­ственной власти или органов местного само­управления, а также заявлениям физических или юридических лиц. Административный регла­мент ФАС России по исполнению государствен­ной функции по рассмотрению дел, возбужден­ных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержден приказом ФАС России от 23.12. 2012 № 711/12[52].

В функции ФАС России по осуществлению го­сударственного контроля в сфере рекламы входят:

  • проведение плановых и внеплановых про­верок субъектов рекламной деятельности на предмет соблюдения ими требований к осу­ществлению деятельности в сфере рекламы;
  • возбуждение и рассмотрение дел по при­знакам нарушения законодательства о рекламе;
  • возбуждение и рассмотрение дел об адми­нистративных правонарушениях;
  • обращение в арбитражный суд с исковыми заявлениями и заявлениями, перечисленными в Законе о рекламе.

ФАС России осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблю­дением законодательства Российской Федерации о рекламе.