Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Развитие рыночной экономики в России, активизация предпринимательской деятельности требуют соответствующего развития форм и методов ее государственного регулирования. Экономическая наука и практическая хозяйственная деятельность убеждают в необходимости присутствия государства в рыночной системе. Ведутся дискуссии о степени влияния регулирующего воздействия государства на рыночный механизм. Различия позиций экономистов в основном отмечаются в вопросах применения инструментария и методов, форм и масштабов воздействия на определенные сферы предпринимательской деятельности.

Во многих странах с рыночной экономикой государство оказывает существенное воздействие на экономическое и социальное развитие, осуществляет активную налоговую, бюджетную политику, решает проблемы социального характера, вовлекая эти процессы в предпринимательскую среду.

Контроль государства за состоянием и развитием рынка предполагает наличие регулируемого воздействия на хозяйственную деятельность предпринимателей. Принятые в последние годы законы и иные правовые акты значительно усилили роль государства в становлении и развитии рыночной экономики. Однако модернизация экономики требует нового подхода к их разработке и реализации. В современных условиях, прежде всего, следует обратить внимание на качество функционирования нормативно — правовой базы регулирования предпринимательской деятельности.

Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что рыночный механизм не может обеспечить условия стабильного и устойчивого развития экономики, положительного социально — экономического климата, защиты частной собственности, конкуренции, ограничения монополистической деятельности без объективного государственного регулирования.

Целью данной работы является изучение государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд следующих задач:

  • определить сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности;
  • выделить основные направления и инструменты государственного регулирования предпринимательства;
  • рассмотреть формы и механизмы государственного регулирования предпринимательской деятельности;
  • рассмотреть практические аспекты правового регулирования предпринимательской деятельности;

Объектом исследования в работе является правовые доктрины и нормы регулирующие предпринимательскую деятельность в России.

Предметом исследования — теоретические и методические аспекты, формы и методы государственного регулирования предпринимательства в России.

Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых — экономистов по проблемам государственного регулирования предпринимательской деятельности. Среди них можно отметить труды Алексеева С.В., Белых В.С., Джобавы Н.А. Кушлина В.И., Лапусты М.Г. и Старостиной Ю. Л.

В работе так же использовались нормативно — правовые источники: Конституция РФ, Гражданский кодекс, федеральные законы и подзаконные нормативно-правовые акты.

Исходя из целей и задач работы, имеет следующую структуру: введение, две тематические главы, заключение, список использованных источников.

Глава 1. Общая характеристика правового регулирования предпринимательской деятельности

1.1 Исторический аспект правовое регулирование предпринимательства в России

Процесс развития предпринимательского права в России можно разделить на три периода (рисунок 1):

периоды развития препринимательского права в России

досоветский

советский

постсоветский

Рисунок 1. Периоды развития препринимательского права в России[1]

Каждый из данных периодов характеризуется особым подходом государства к вопросу регулирования хозяйственной деятельности, а также содержит в себе отдельные этапы, требующие глубокого на­учного анализа, способного дать оценку задачам государства, потребностям гражданского обще­ства и состоянию экономики. Дадим краткое описание каждого этапа.

Досоветский (царский) период

Выделяются два этапа развития торгового права данного пе­риода (рисунок 2):


этапы развития торгового права в досоветский (царский) период

древнерусский

имперский

начался с образвания Древней Руси вплоть до Петра I (Х – конец ХVII в.)

Рисунок 3. Документы норм о торговле в досоветский (царский) период[3]

Тор­говая деятельность того времени носила сослов­ный характер, занимались ей преимущественно купцы.

В конце XVII в. на Руси принимаются первые кодифицированные акты, регулирующие от­дельные вопросы торговой и хозяйственной де­ятельности. В 1653 г. был принят Торговый устав, а в 1667 г. — Новоторговый устав, состоящий из 94 статей, который детально развил положения прежнего устава (1653 г.).

Новоторговый устав регулировал порядок осуществления внутрен­ней и внешней торговой деятельности, устанав­ливал положения о таможенной службе, поряд­ке взаимодействия с иностранными торговцами и иные положения. Впоследствии Новоторговый устав (1667 г.) был заменен Таможенным уста­вом (1755 г.)[4].

В целях регулирования отдельных вопросов торгово-хозяйственной деятельности, 24.01.1720 Петром I принимается Морской устав, а 16.05.1729 (при Петре II) принимается Вексельный устав, мо­делью которому послужил Лейпцигский (герман­ский) вексельный устав. В 1740 г. принят Устав о банкротах (Банкротский устав), который впоследствии будет заменен Уставом о банкротах (1800 г.)[5].

В конце XVIII в. принимаются Устав о купе­ческом водоходстве (1781 г.), Цеховой устав (1799 г.). Постепенно развивалось законодатель­ство о субъектах экономической деятельности. Императором Александром I приняты Указ от 06.09.1805 «Об ответственности акционерных компаний, в случае взысканий, одним складоч­ным капиталом» и Манифест от 01.01.1807 «О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способов к распростра­нению и усилению торговых предприятий».[6] По­следним актом закреплялось три вида субъектов, представим их на рисунке 4:

виды субъектов экономической деятельности в досоветский (царский) период

полное товарищество

товарищество на вере

товарищество по участникам

по сути

акционерное общество

Рисунок 4. Виды субъектов экономической деятельности в досоветский (царский) период[7]

Советский период развития хозяйственного права начинается после Октябрьской револю­ции 1917 г. вплоть до 90-х гг. ХХ в. Не вдаваясь в исторические детали, для простоты усвоения хронологии развития хозяйственного права дан­ный период можно условно разделить на следующие этапы (рисунок 5):


этапы советского периода

военный коммунизм

революционные годы

2. новая экономическая политика

НЭП

3. сталинские годы

4. хрущевская оттепель

5. период застоя

6. перестройка и распад СССР

Рисунок 5. Этапы советского периода[8]

Становление науки хозяйственного права начиналось в 20-х гг. ХХ в. Отграничение граж­данского и хозяйственного права приобретало более четкие грани. Как отмечал И.А. Исаев, «в проблемах хозяйственного права наиболее рельефно отражались важнейшие аспекты эко­номической политики государства и ситуация в «смешанном», многосекторном базисе». Хозяйственное законодательство рассматривалось как основа регулирования народного хозяйства, включая социалистические производственные отношения[9].

Для отказа от «пережитков» царского про­шлого закрепляется ограничение права на судебную защиту по гражданским спорам, возникшим до 07.11.1917, а споры по граж­данским правоотношениям, возникшим в промежуток времени от 07.11.1917 до введения в действие Гражданского кодекса РСФСР, ре­гулируются законами, действовавшими в мо­мент их возникновения (п. 2 и 3 постановления ВЦИК от 11.11.1922 «О введении в действие Гражданского кодекса РСФСР»). Вместе с этим юридическая логика советского правительства допустила возможность использования судами законов свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены ре­волюцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию (п. 5 Декрета СНК РСФСР от 24.11.1917 «О суде»). Кроме того, судопроизводство по гражданским и уголовным делам происходит по правилам судебных уставов 1864 г. постольку, поскольку таковые не отменены декретами Центрального Исполнительного Комитета рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов и Совета на­родных комиссаров и не противоречат правосо­знанию трудящихся классов (п. 8 Декрета ВЦИК от 07.03.1918 № 2 «О суде»)[10].

Постсоветский (современный) период

Историческим актом о предпринимательстве в период перестройки выступил Закон РСФСР от 25.12.1990 № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности». С его приня­тием акты о хозяйственной деятельности стали именоваться «актами о предпринимательстве», и выделилось коллективное и индивидуальное предпринимательство. Данным законом закре­пляется содержание предпринимательской дея­тельности (ст. 1), которое не изменилось и по сей день (ст. 2 ГК РФ). Представителями науки хозяй­ственного права предлагается использовать де­финицию «предпринимательское право».


Понимая необходимость правового обе­спечения предпринимательства в период пере­стройки, М.С. Горбачев своим Указом Президен­та СССР от 26.09.1991 № УП-2630 «О создании Совета по предпринимательству при Президен­те СССР», в целях содействия развитию пред­принимательской деятельности и формирова­нию рыночной структуры хозяйственных связей в рамках единого экономического пространства, учета интересов деловых кругов при осущест­влении экономических реформ и защиты их прав, создает Совет по предпринимательству при Президенте СССР[11].

В начале 90-х гг. ХХ в. закладываются основы современного законодательства о предприни­мательстве. С 12.12.1993 принятая всенародным голосованием Конституция РФ провозглашает важнейшие принципы (рисунок 6):

важнейшие принципы Конституции РФ

свобода экономической деятельности

защита конкуренции и ограничение монополий

равной защиты всех форм собственности

ставших

основой при принятии всех нормативных правовых актов, регулирующих экономическую деятельность

Рисунок 6. Важнейшие принципы Конституции РФ[12]

Положения Конституции РФ относят к источникам предпри­нимательского права (рисунок 7):

Положения Конституции РФ как источник предпринимательского права

общепризнанные нормы и принципы международного права, международные договоры

ст. 15

кодифицированные федеральные законы (кодексы), федеральные законы

ст.4

законы субъектов РФ

ст.5

подзаконные акты Президента РФ

ст.90

подзаконные акты Правительства РФ

ст.115

Рисунок 7. Положения Конституции РФ как источник предпринимательского права[13]

Также к источникам предприниматель­ского права относятся подзаконные акты глав и исполнительных органов субъектов РФ, норма­тивные договоры, правовые обычаи, локальные нормативные акты и др.

В 1994 г. принимается ч. 1 и в 1996 г. ч. 2 ГК РФ, который в дальнейшем цивилисты, в том числе С.С. Алексеев[14], будут именовать экономической конституцией, и одновременно кодекс подвер­гнется справедливой критике ряда ученых-хозяйственников (например, А.Е. Пилецкого).

Доктринальное укрепление отрасли пред­принимательского права в системе российского права связано с принятием Указа Президента РФ от 15.03.2000 № 511 «О классификаторе право­вых актов», в котором выделена отдельная груп­па нормативных правовых актов о «хозяйствен­ной деятельности» (код 090.000.000). Также при­казом Минобрнауки РФ от 25.02.2009 № 59 «Об утверждении Номенклатуры специальностей научных работников» под шифром специаль­ности № 12.00.03 закреплена отрасль «предпри­нимательское право», наряду с гражданским, семейным и международным частным правом[15].