Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продолжение Таблица 2

№ п\п

Форма

Средства государственного регулирования предпринимательской деятельности

в желательное для него русло.

12

Регулирование внешнеэкономической деятельности

Основной целью вмешательст­ва государства во внешнеэкономическую деятельность предприятий и предпринимателей является обеспечение экономических и политических интересов страны. Регулирование этой деятельности производится такими конкретными инструментами и способами воз­действия, как таможенные тарифы, налоги, ограничительные условия, а также мероприя­тия по стимулированию экспорта и импорта. Регулирующее воздействие осуществляется посредством установления таможенных тарифов, таможенных пошлин, нетарифных огра­ничений (контингентирование, квотирование, лицензирование).

Последовательная и незамедлительная реализация предложенных форм и средств госу­дарственного регулирования создаст реальные условия для дальнейшего становления предпринимательства, решит многие экономические проблемы, а также значительно по­полнит доходы региональных бюджетов.

Глава 2. Практические аспекты государственного регулирования предпринимательства

2.1. Институты государственного регулирования предпринимательства в России

Современная практика функционирования экономики зарубежных высокоразвитых стран свидетельствует, что государство осуществляет регулирование ключевых социально-экономических процессов, в том числе и в сфере предпринимательства. В основе государственного регулирования лежит сочетание механизма рыночного саморегулирования и государственного управления. Теоретическая база такой политики основывается на теоретических положениях различных экономических школ. Так, школа Дж.М. Кейнса исходит из того, что рыночная экономика неспособна к полной самоорганизации и поэтому нуждается в существенном государственном вмешательстве. Дж.М. Кейнс обосновал необходимость государственного регулирования экономических процессов, основанных на рыночных отношениях. Его концепция связана на идее расширения ёмкости рынка путём достижения эффективного спроса[27].


Государственное регулирование предпринимательской деятельности - это деятельность государства, имеющая свои субъекты и объекты деятельности (таблица 3):

Таблица 3

Субъекты и объекты деятельности государственного регулирования предпринимательской деятельности[28]

№ п\п

Субъекты

Объекты

1

органы законодательной и исполнительной власти

экономические отношения между субъектами предпринимательской деятельности

2

судебная власть, Центральный банк РФ, Счетная палата и Прокуратура РФ,

отдельные виды предпринимательской деятельности

Продолжение Таблица 3

№ п\п

Субъекты

Объекты

консультационные советы

3

носители хозяйственных интересов, т.е. предприниматели - индивидуальные и коллективные, их ассоциации, союзы, объединения

отдельные средства (инструменты), с помощью которых осуществляется государственное регулирование, такие как цена, планирование, денежное обращение и др.

Цели государственного регулирования в сфере экономики заключаются в решении ряда конкретных задач, направленных на реализацию функций государства в сфере экономики. В качестве главной цели мы можем указать создание наилучших условий для развития экономики и предпринимательства[29].

Методы государственного воздействия на экономику подразделяются на прямые и косвенные. Прямые методы государственного регулирования связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения. Эти средства характеризуются непосредственным административно-ведомственным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов, например, государственная регистрация, лицензирование и др. Косвенные методы государственного регулирования нацелены на стимулирование процесса развития предпринимательства, создание благоприятной внешней среды для деятельности, стимулирование должного поведения субъектов. К ним относятся проведение денежно-кредитной политики, либерализация налогового и амортизационного законодательства, обеспечение государственными заказами субъектов предпринимательства и др. Соотношение прямых и косвенных методов зависит от экономической ситуации в стране, избранной концепции экономического развития[30].


Создание благоприятной среды для развития предпринимательства является одной из приоритетных задач в деятельности Правительства Российской Федерации, а также деятельности органов власти на региональном и муниципальном уровнях.

Государственная поддержка предпринимательства представляет собой сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития бизнеса, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях. В последние десятилетия в России сформировалась система государственной поддержки предпринимательства, структура которой характерна также для всех стран с развитой рыночной экономикой.

Основными элементами этой системы являются (рисунок 10):

финансовая поддержка

имущественная поддержка

государственные нормативно-правовые акты

элементы системы государственной поддержки предпринимательства

система государственных институтов

информационная поддержка

Рисунок 10. Элементы системы государственной поддержки предпринимательства[31]

Рассмотрим представленные элементы подробно.

1. Государственные нормативно-правовые акты, направленные на поддержку и развитие предпринимательства: законодательная и нормативная база, определяющая специфические условия деятельности субъектов предпринимательства, регулирующая формы и методы его поддержки и процедуры принятия решения. Сюда также относятся правоприменительные механизмы, гарантирующие соблюдение законности и равноправие представителей малого бизнеса в отношениях с органами власти и другими хозяйствующими субъектами[32].

Так, в настоящий момент правовую основу поддержки и развития малого и среднего предпринимательства (МСП) составляет Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[33]. Этот Закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.


Закон определяет формы, условия и порядок поддержки субъектов МСП. Эта поддержка включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку субъектов и организаций предпринимательства. Кроме того, осуществляется поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, а также поддержка субъектов предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую и сельскохозяйственную деятельности.

Финансовая поддержка субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП[34].

Имущественная поддержка субъектам МСП, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях всоответствии с федеральными программами развития субъектов МСП, региональными программами развития субъектов МСП, муниципальными программами развития субъектов МСП[35].

Информационная поддержка субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов МСП в сети «Интернет» и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов МСП.

Информационные системы, официальные сайты информационной поддержки МСП в сети «Интернет» и информационно-телекоммуникационные сети создаются в целях обеспечения субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, информацией:


  • о реализации федеральных, региональных и муниципальных программ развития субъектов МСП;
  • о количестве субъектов МСП и об их классификации по видам экономической деятельности;
  • о числе замещенных рабочих мест в субъектах МСП в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;
  • об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами МСП, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;
  • о финансово-экономическом состоянии субъектов МСП;
  • об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, условиях и о порядке оказания такими организациями поддержки субъектам МСП;
  • об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру их поддержки.[36]

2. Система государственных институтов, представляющая собой совокупность государственных институциональных структур, ответственных за развитие предпринимательства, обеспечивающих реализацию государственной политики в этой сфере и осуществляющих регулирование сферы малого предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки. Государственным институциональным структурам поддержки предпринимательства, ответственных за осуществление государственной политики, принадлежит связующая, координирующая и регулирующая роль в осуществлении деятельности всей системы поддержки предпринимательства, включая как государственные, так и рыночные структуры и механизмы[37].

Основными государственными институтами регулирования и поддержки предпринимательства являются (таблица 4):

Таблица 4

Основные государственные институты регулирования и поддержки предпринимательства[38]

№ п\п

Государственный институт

Характеристика

1

Правительство Российской Федерации

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № 753 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства» полномочиями по разработке и реализации мер поддержки субъектов МСП, включая разработку и реализацию ведомственных целевых программ, в установленной сфере деятельности наделены 11 федеральных министерств и 13 федеральных служб и агентств.

2

Министерство экономического развития РФ (Минэкономразвития России)

Является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса.

При Министерстве экономического развития Российской Федерации функционирует Государственный совет РФ по вопросам развития малого и среднего предпринимательства. С января 2015 г. здесь разрабатывается пакет мер по стимулированию развития малого и среднего бизнеса.