Файл: Защита прав потребителей в России и за рубежом (История развития института защиты прав потребителей в России и за рубежом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 229

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И в заключении параграфа хотелось бы еще несколько слов написать о зарубежном законодатедьстве о защите прав потребителей. Как известно совсем недавно во Франции появился новый закон о защите прав потребителей. Так, французские законотворцы решили урегулировать использование в рекламе компьютерной программы Photoshop по обработке изображений. С её помощью рекламщики и фотографы, как правило, улучшают внешний вид супермодели, лица после использования суперкрема или волос, вымытых супершампунем. И выдают желаемое за действительное, фактически обманывая потребителей. Мальцев В. Франция против Photoshop. Появился новый закон о защите прав потребителей // Частный корреспондент от 10 января 2010 года

Интересен опыт украинского законодательства о защите прав потребителей. Так, ст. 3 Закона Украины «О защите прав потребителей», гласит о том, что потребители, которые пребывают на территории Украины во время приобретения, заказа или использования товаров (работ, услуг) для удовлетворения своих бытовых потребностей вправе на:

Государственную защиту своих прав;

Гарантированный уровень потребления;

Надлежащее качество товаров (работ, услуг), торгового и других видов обслуживания;

Безопасность товаров (работ, услуг);

Необходимую, доступную и достоверную информацию о количестве, качестве и ассортименте товаров (работ, услуг);

Возмещение убытков, причиненных товарами (работами, услугами) ненадлежащего качества, а также вреда, причиненного опасными для жизни и здоровья людей товарами (работами, услугами) в случаях, предусмотренных законодательством;

Обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав;

Объединение в общественные организации потребителей (объединения потребителей).

Потребители в Украине имеют право на государственную защиту своих прав (ст.4 этого Закона Украины «О защите прав потребителей»). Так, государство обеспечивает гражданам защиту их интересов как потребителей, предоставляет возможность свободного выбора товаров (работ, услуг), приобретения знаний и квалификации, необходимых для принятия самостоятельных решений во время приобретения и использования товаров (работ, услуг) в соответствии с их потребностями, и гарантирует приобретение или получение другими законными способами товаров (работ, услуг) в объемах, обеспечивающих уровень потребления, достаточный для поддержания здоровья и жизнедеятельности.

Статья 7 Закона Украины «О защите прав потребителей» посвящена обязанности и ответственности должностных лиц органов государственной исполнительной власти, которые осуществляют защиту прав потребителей. Так, должностные лица органов государственной исполнительной власти, которые осуществляют защиту прав потребителей, обязаны строго соблюдать законодательство Украины, а также права граждан, предприятий, учреждений и организаций, охраняемых законом. Они обязаны не разглашать сведения, полученные во время осуществления своих полномочий и представляющие собой государственную или другую тайну, охраняемую законом. За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами своих обязанностей они привлекаются к ответственности согласно с действующему законодательству.


Работники правоохранительных органов оказывают помощь должностным лицам органов государственной исполнительной власти, осуществляющих защиту прав потребителей, в выполнении ими должностных обязанностей и пресекают незаконные действия граждан, которые препятствуют выполнению возложенных на них функций (ст. 9 Закона Украины «О защите прав потребителей»).

Гарантированный уровень потребления, согласно ст. 11 Закона Украины «О защите прав потребителей», обеспечивается:

Стимулированием производства товаров, выполнения работ и предоставления услуг;

Введением в случае необходимости нормированного распределения товаров, если нет гарантий их свободного приобретения каждым потребителем;

Введением компенсационных выплат, разных видов помощи и льгот гражданам.

Потребитель вправе требовать от продавца (изготовителя, исполнителя), чтобы качество приобретенного им товара (выполненной работы, предоставленной услуги) отвечала требованиям нормативных документов, условиям договоров, а также информации о товаре (работе, услуге), которую предоставляет продавец (изготовитель, исполнитель) - указано в ст. 12.1. Закона Украины «О защите прав потребителей».

Требования к товару (работе, услуге) относительно его безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителей, а также окружающей природной среды устанавливаются нормативными документами. Относительно отдельных групп товаров (работ, услуг) указанные требования устанавливаются законодательными актами Украины (ст. 12.2).[5]

Реализация интересов потребителей в установлении требований к качеству товаров (работ, услуг) обеспечивается правом участия объединений потребителей в разработке нормативных документов согласно действующему законодательству.

Продавец (изготовитель, исполнитель) обязанный передать потребителю товар (работу, услугу), который по качеству отвечает требованиям нормативных документов, условиям договора, а также информации о товаре (работе, услуге), что предоставляется продавцом (изготовителем, исполнителем).[6]

На товары, завозимые на территорию Украины, должен быть предусмотренный действующим законодательством документ, который подтверждает их надлежащее качество.

Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечить возможность использования товара (результатов выполненной работы) по назначению в течение срока его службы, предусмотренного нормативным документом или установленного им по договоренности с потребителем, а в случае отсутствия таких сроков -- в течение 10 лет.


Изготовитель обязан обеспечить техническое обслуживание и гарантийный ремонт товара, а также выпуск и поставку для предприятий, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт, в необходимых объемах и ассортименте запасных частей в течение всего срока его производства, а после снятия с производства -- в течение срока службы, в случае отсутствия такого срока -- в течение 10 лет.

Права потребителя в случае приобретения им товара ненадлежащего качества изложены в ст. 14 Закона Украины «О защите прав потребителей». Так, потребитель при выявлении недостатков или фальсификации товара и течение гарантийного или других сроков, установленных обязательными для сторон правилами или договором, вправе по своему выбору требовать от продавца или изготовителя:

а) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения затрат на их исправления потребителем или третьим лицом;

б) замены на аналогичный товар надлежащего качества;

в) соответствующего уменьшения его покупной цены;

г) замены на такой же товар другой модели с соответствующим перерасчетом покупной цены;

д) расторжение договора и возмещения понесенных им убытков.

В отношении непродовольственных товаров, что были в использовании и реализованы через розничные комиссионные торговые предприятия, требования потребителя, указаны в этом пункте, удовлетворяются по согласию продавца.

Согласно этому пункту удовлетворяются требования потребителя относительно товаров, срок гарантии на которые не закончился.

Подводя итог можно сказать что, термин «потребитель» используется в широком и в узком смысле. В широком смысле потребителем может быть как физическое, так и юридическое лицо, использующее продукцию по назначению. В узком смысле потребитель признается гражданин (только физическое лицо), использующий продукцию для личных бытовых нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Именно такой потребитель охраняется законодательством о защите прав потребителей.

Глава 2. Проблемы и перспективы развития защиты прав потребителей на основе анализа основных статей Федерального Закона


2.1 Актуальные проблемы защиты прав потребителей и пути их решения

В настоящее время к большой радости потребителя предлагается огромный выбор товаров, услуг и работ. Однако, к сожалению, производители, изготовители, продавцы чаще всего в погоне за максимумом выгоды, предоставляют минимум качества потребителю.

Одним из распространенных нарушений прав потребителей на рынке товаров является предоставление недостоверной информации относительно предлагаемых товаров покупателям.

Особенно сильно эту тенденцию можно проследить на мебельном рынке, на рынке пластиковых окон, когда рекламные вывески повествуют о качественных кухнях и окнах из Италии, гостиной мебели из Германии и так далее. Но в большинстве случаев даже при поверхностной проверке документов оказывается, что сырье для мебели берется из ближайших производственных фирм, а собирают её в том, же магазине, где расположена вывеска.

Ст. 8 ФЗ «О защите прав потребителей» дает право потребителям требовать достоверной информации о предоставляемых товарах, работах и услугах, а также предусматривает ответственность за неисполнение такой обязанности, в том числе и за недостатки товаров, работ и услуг, которые возникли вследствие недостоверной информации (п. 1-4 ст. 18 и п. 1 ст. 29 ФЗ).[7]

Также наблюдаются серьезные нарушения и относительно качества товаров. В этом случае потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. В результате нарушений существующих на рынке пищевых товаров причиняется большой вред здоровью потребителя. Если столкнулись с подобными нарушениями в Челябинской области можно обратиться в Центр

гигиены и эпидемиологии, расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. Ферросплавная д. 8, а также в суд, тем более что кроме гражданской ответственности, законодатель предусматривает также и уголовную.

Что касается гражданской ответственности, то гражданин, право которого, как потребителя нарушено, имеет полное право обращаться за судебной защитой и взыскивать материальный и моральный ущерб, в полном соответствии с действующим гражданским законодательством.

Также большое количество нарушений можно встретить и на рынке предоставления услуг или выполнения работ. Например, часто обращаются потребители, поручившие по договору Исполнителю изготовить окна или двери, а Исполнитель нарушает срок. В этом случае можно смело требовать выплаты законной неустойки (п. 5 ст. 28 ФЗ она составляет 3%). Кроме того, чтобы уклониться от ответственности Исполнители высылают своим клиентам уведомления о том, что фирма либо закрывается, либо вообще просто съезжают со своего юридического адреса и потребитель не знает куда обращаться. Если столкнулись с такой ситуацией, то можно обратиться в милицию.


В любом случае нарушений Ваших прав и свобод согласно ст. 46 Конституции РФ Вам гарантируется их судебная защита.

Самой большой проблемой до сих пор остается то, что граждане не знают о всех своих правах, иногда пассивно относятся к ущемлению своих прав и ленятся обращаться за защитой в муниципальные комитеты по защите прав потребителей, которые оказывают юридическую помощь совершенно бесплатно.

До сих пор многие граждане не требуют заключения договора об оказании услуг, не сохраняют чеки после покупок, что затрудняет защиту их прав в суде. Появилось также много «предпринимателей», которые оказывают различного рода услуги как физические лица, как частники. Рычагов воздействия в таком случае на недобросовестного продавца товаров и услуг нет.

Претензии к таким лжепредпринимателям трудно предъявить. Во-первых, обычно с ними не заключаются письменные договоры; во-вторых, если мастер, например, устанавливал двери как физическое лицо, то на его отношения с клиентом не распространяются действия Закона «О защите прав потребителей», так как закон регулирует отношения только между предпринимателями и юридическими лицами с одной стороны и гражданами

Всем понятно, что на рынке сталкивается продавец-профессионал и потребитель-дилетант. А в чью пользу обычно заканчивается «матч» дилетантов с профессионалами - понятно. Конечно, многое зависит от нас, потребителей. Насколько грамотно мы будем себя вести в различных потребительских ситуациях, насколько хорошо мы знаем свои права - все это влияет на наше положение на рынке.

Да, потребитель может сделать многое, но не все. Для того чтобы общаться с продавцом на равных, за потребителя тоже должны «играть» профессионалы.[8]

Пути решения проблем защиты прав потребителей.

Для повышения эффективности защиты прав потребителей в данной сфере требуется прежде всего активизация деятельности по просвещению населения, обучению граждан навыкам разумного потребительского поведения, практическим действиям по отстаиванию своих интересов. Кроме того, необходима разработка мер по стимулированию бизнеса для создания независимых центров технической диагностики, а также по оказанию помощи потребительским общественным объединениям в проведении потребительских экспертиз товаров. Потребитель должен иметь возможность за умеренную плату получить заключение специалистов о причинах неисправности мобильных телефонов.

Так же необходимо знать каждому гражданину основные положения законодательства о защите прав потребителей, т. к. оно дает возможность гражданину-потребителю не только приобрести статус равноправного субъекта на рынке товаров, работ, услуг, но и грамотно подойти к выбору товара надлежащего качества на основе полной и достоверной информации о нем, а в случае необходимости защитить свой нарушенные права.