Файл: Защита прав потребителей в России и за рубежом (История развития института защиты прав потребителей в России и за рубежом).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 246
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты защиты прав потребителей
1.1 История развития института защиты прав потребителей в России и за рубежом
1.2 Основные права потребителей
2.1 Актуальные проблемы защиты прав потребителей и пути их решения
2.2 Деятельность организаций по защите прав потребителей в Российской Федерации
- штриховой код товара (при наличии);
- специфическую информацию для потребителя (при необходимости);
— Общие требования к товарной информации по продовольственным товарам.
Потребитель должен знать, что такое качество и безопасность продуктов питания.
Качество пищевых продуктов – совокупность характеристик пищевых продуктов при обычных условиях их использования, способных удовлетворять потребности человека в пище.
Безопасность пищевых продуктов – возможность их использования при обычных условиях и отсутствии опасности для здоровья людей.
Срок годности – период, по истечении которого пищевой продукт считается непригодным для использования по назначению.
Согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании, информация о продовольственных товарах в зависимости от вида товаров должна содержать:
- наименование входящих в состав пищевых продуктов ингредиентов, включая пищевые добавки;
- сведения о пищевой ценности, весе или объеме;
- назначение, условия и область применения (для продуктов детского, диетического питания и биологически активных добавок);
- способы и условия приготовления (для концентратов и полуфабрикатов) и применения (для продуктов детского и диетического питания);
- условия хранения (для товаров, для которых установлены обязательные требования к условиям хранения);
- дату изготовления и дату упаковки товара;
- противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний (для товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний);
- сведения о государственной регистрации (для пищевых продуктов, подлежащих государственной регистрации).
В соответствии с Законом Российской Федерации от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» в обороте не могут находиться пищевые продукты, которые не соответствуют требованиям нормативных документов, имеют явные признаки недоброкачественности, в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации, не имеют установленных сроков годности или сроки годности истекли, не имеют обязательной маркировки.
Пищевые продукты непромышленного изготовления, реализуемые на продовольственных рынках, подлежат продаже после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы с выдачей в установленном порядке ветеринарного свидетельства (справки) установленного образца, которое должно быть предъявлено покупателю по его требованию.
Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, до её подачи в торговый зал, проверяют подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам Росалкогольрегулирования Российской Федерации.
В случае предпродажной фасовки и упаковки развесных товаров, производимых продавцом, объём фасуемых товаров с короткими сроками годности не должен превышать объёма их реализации в течение одного дня торговли.
На расфасованном товаре указывается его наименование, вес, цена за килограмм, стоимость отвеса, дата фасовки, срок годности, номер или фамилия весовщика.
По просьбе покупателя гастрономические товары могут быть проданы ему в нарезанном виде. Что касается хлеба и хлебобулочных изделий массой 0,4 кг и более (кроме изделий в упаковке изготовителя) могут разрезаться на 2 или 4 равные части и продаваться без взвешивания. Хлеб и хлебобулочные изделия должны продаваться в местах мелкорозничной торговли только в упакованном виде.
Потребитель вправе предъявить требования о недостатках товара только в течение срока годности.
В соответствии со статьёй 18 Закона потребитель в случае обнаружения недостатка товара вправе по своему выбору потребовать:
- замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества,
- соразмерного уменьшения покупной цены,
- отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы, при этом вернуть полученный товар ненадлежащего качества.
— Общие требования к товарной информации по непродовольственным товарам
Требования к содержанию информации о непродовольственных товарах регламентируются стандартами на группу товаров, а также на отдельные их виды. Информация должна включать следующие сведения:
- наименование товара;
- наименование страны-изготовителя;
- наименование фирмы-изготовителя;
- основное назначение товара или область его использования;
- правила и условия безопасного хранения, транспортирования, использования, ремонта, утилизации;
- основные потребительские свойства;
- данные об обязательной сертификации, которая наносится в виде знака соответствия.
В зависимости от вида и технической сложности товара изготовитель и/или продавец может дополнить обязательную информацию: масса нетто, основные размеры, объем или количество; состав (комплектность); дата изготовления;
срок службы; обозначение РСТ или ТУ, по которым изготавливается товар;
штриховой код товара (при наличии);
Наименование товара должно соответствовать государственным стандартам РФ. Товары, поступающие по импорту, должны иметь наименования, соответствующие международным, региональным или национальным стандартам, а при их отсутствии — наименования, применяемые в стране-изготовителе.
Наименование страны-изготовителя указывается по названию, принятому в ООН.
Основное назначение отечественного товара, его потребительские свойства или характеристики, область применения, правила и условия безопасного хранения, транспортирования, использования, ремонта, утилизации и др. должны сообщаться потребителю в соответствии с требованиями нормативного или технического документа на конкретный вид товара.
Практически всегда должно указываться назначение парфюмерно-косметических товаров, например, водостойкая тушь для ресниц, шампунь от перхоти, увлажняющий крем для лица, солнцезащитный крем для тела и пр.
Масса, основные размеры, объем и количество товара должны указываться в международной системе единиц (СИ). Допускается не указывать массу или объем на изделиях массой менее 5 г или объемом менее 5 мл.
Состав (комплектность) товара должны быть представлены в виде перечня с наименованием "Состав" или "Комплектность".
Срок годности (или службы) исчисляют с даты изготовления и указывают непосредственно на товаре, транспортной или потребительской таре с использованием одной из типовых формулировок: "Годен в течение … (дней — месяцев — лет)" или "Годен до … (день — месяц — год)", "Использовать до … (день — месяц — год)", "Срок службы… (лет — часов — циклов)".
Штриховой код товара наносят на товар, тару и/или упаковку по правилам, установленным Европейской ассоциацией товарной нумерации (EAN).
Товар может сопровождаться специфической информацией, например, рекламной информацией, характеризующей особые свойства или преимущества данного товара по сравнению с товарами-аналогами, лицензионными знаками, знаками экономичности, повышенной безопасности и пр. Так, к информации, характеризующей специфические свойства изделий, можно отнести жесткость щетины для зубных щеток, тип зубных нитей и зубочисток (вощеные, деревянные, с фторидом) и пр. Для парфюмерно-косметических товаров обязательно указание условий хранения (пониженной температуры, определенной влажности воздуха и др.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что законодательство по защите прав потребителя появилось у нас совместно с рыночными реформами. Но все же, кто смог бы поверить, что законодательство сможет реально защитить потребителя. В настоящее время все происходит, к сожалению, по - другому. Выигрывают многие дела в защиту прав потребителя и выплатили им миллиарды рублей компенсаций, в том числе за моральный вред. Сотни претензий ждут своего рассмотрения, и именно это показывает бездействие законодательства.
Еще Закон утверждает достаточно жесткие требования, к продавцам, производителя товаров и исполнителям работ (услуг). Однако, они нарушают эти правила ссылаясь на то, что во-первых потребитель – граждан не знающий свои права и как их защитить. Он не является специалистом и в одиночестве общается с продавцами (изготовителями, исполнителями) – которые профессионалы в этом деле. Основная цель законодательства и является в установлении уравнения этих неравноправных категорий. Где потребителю не хватает профессиональных знаний, там идет на помощь ему законодательство. Но все равно продавец и изготовитель хотят увернуться от закона. Например сейчас все чаще покупатели сталкиваются с такой проблемой: они хотели отдать технику некачественного производства на экспертизу, но магазин проигнорировал эту просьбу и отремонтировал сломанную технику. Добиться правоты в этом деле поможет статья 18 Закона “О защите прав потребителей”. Или другой пример, когда хотел вернуть товар по причине что он не подошел по цвету-фасону-размеру, но из-за отсутствия чека не приняли товар назад в магазине. Хотя продажу именно этому продавцу можно легко определить.
Продавцами, изготовителями, исполнителями могут быть организации (коммерческие и некоммерческие) независимо от формы собственности, а также индивидуальные предприниматели. Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать только из возмездных гражданско-правовых договоров на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг. А также, в частности, из договоров купли-продажи, в том числе розничной купли-продажи, продажи недвижимости, комиссии, хранения, из договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных (бытовых) нужд потребителя-гражданина, договоров возмездного оказания и других договоров, направленных на удовлетворение личных (бытовых) нужд граждан, не связанных с извлечением прибыли.
Для обеспечения защиты прав потребителей при продаже товаров ненадлежащего качества, нужно создать такие организационно-правовые формы защиты, которые должны быть достаточно эффективными. К ним можно отнести: осуществление контроля над выполнением предпринимателями при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам, работам, услугам и, в случаях обнаружения нарушений применять к ним меры административного принуждения в целях прекращения правонарушений и наказания виновных (при нарушениях которые повлекли тяжкие последствия применять уголовное законодательство); рассмотрение жалоб граждан, принятие мер к удовлетворению их претензий в административном и судебном порядке и др. Диапазон средств охраны прав потребителей необычайно широк и направлен против мошенничества, нарушения правил торговли, оказания услуг, торговли некачественными товарами, недостоверной рекламы и т.п. В этих условиях возникла необходимость установления правового положения потребителя, закрепление способов защиты его прав и законных интересов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Гражданский Кодекс РФ» от 26.01.1996 N 14-ФЗ-Часть 2 (принят ГД ФС РФ 22.12.1995)
2. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года №2300-1. Последняя редакция.- М.: Юрайт-Издат, 2009
3. Закон Украины «О защите прав потребителей»» с изменениями от 23.11.2018).
4. Гафарова Г.Р. Защита прав потребителей: учебное пособие, ЮСТИЦИНФОРМ, 2009.
5. Елисеева, Л.Г. Товароведение однородных групп продовольственных товаров / Л.Г. Елисеева, Т.Г. Родина, А.В. Рыжакова. - М.: Дашков и К, 2014. - 930 c.
6. Идентификация и фальсификация непродовольственных товаров [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Под общ. ред. д. э. н., проф. И. Ш. Дзахмишевой. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 360 с.
7. Казанцева, Н.С. Товароведение непродовольственных товаров / Н.С. Казанцева. - М.: Дашков и Ко, 2007. - 400 c.
8. Киселева Е. Н. Рынок продовольственных товаров: Учебное пособие / Е.Н. Киселева, О.В. Власова, Е.Б. Коннова. – М.: Вузовский учебник, 2013. – 144 с.
9. Косарева О. А. Теоретические основы товароведения: учеб. пособие. / О. А. Косарева. – М.: Издательство: «Университет», 2017. – 176 с.
10. Кругляков Г. Коммерческое товароведение продовольственных товаров: Учебник 2012 г.-496 с.
11. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения и экспертизы товаров. Учебник / М.А. Николаева. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 368