Файл: Защита прав потребителей в России и за рубежом (История развития института защиты прав потребителей в России и за рубежом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 237

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 1995 г. был принят ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", регулирующий отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации; создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения; защите информации, прав субъектов в информационных процессах и информатизации. В данном законе дано одно основные направления государственной политики из этих направлений - создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе государственных информационных ресурсов".

Требования ФЗ "Об упаковке и маркировке потребительских товаров, реализуемых в сфере торговли и услуг" регулируют "отношения между производителями, продавцами и потребителями в области торговой и производственной упаковки и маркировки потребительских товаров". Они определяют права потребителей на получение достоверной информации о реализуемых товарах с помощью маркировки, а также требования к производственной упаковке и маркировке потребительских товаров для обеспечения безопасности жизни, здоровья потребителя и окружающей среды.[11]

— Виды и формы товарной информации.

Из общего объема товарной информации выделяют: основополагающую, коммерческую и потребительскую.

1) Основополагающая товарная информация, объединяющая в себе основные сведения о товаре, предназначена для всех субъектов рынка с фиксацией наименований товаров, сортов, масс (объемов), сроков выпуска, названий изготовителей, сроков хранения (годности), способов и направлений использования.

2) Коммерческая товарная информация, дополняет основную информацию. Она предназначена для поставщиков, посредников, а также для оптовых и розничных продавцов и содержит данные об изготовителе, посреднике, качественные нормативные документы, ассортиментные номера по общероссийскому классификатору промышленной и сельскохозяйственной продукции, товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), а также порядковые номера по общероссийскому классификатору предприятий и организаций и другие условные обозначения.

3) Потребительская товарная информация содержит сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды от использования конкретного товара и адресованные его потребителям. Данная информация отражает потребительскую ценность товара, состав, функциональное назначение, способы применения и эксплуатации, безопасность применения и потребления, надежность.


На практике используют пять основных форм информации о товаре: словесную, цифровую, изобразительную, символическую и штриховую.[12]

1) Словесная информация будет более доступной, если она дана на языке, на котором говорит большая часть населения, поэтому многие импортеры-производители, поставляющие товары в разные страны, дают поясняющий текст на нескольких наиболее распространенных языках (английском, немецком, французском, испанском и др.) что позволяет потребителям, говорящим на данных языках, получать доступную информацию. Но такая информация требует значительной площади на упаковке. Для того, чтобы ее прочесть и осмыслить, требуется значительное время, поэтому, очень часто потребитель или не может, или не хочет тратить много времени на ее осмысление.

2) Цифровая информация служит для дополнения словесной и в тех случаях, когда необходима количественная характеристика товара, например, порядковые номера товара, предприятия, масса, объем, длина, даты производства и сроки годности. Данная информация используется в сочетании с другими видами информации или самостоятельно, например, условные цифровые обозначения маркировки на крышке коробки молока. Эту информацию отличают лаконичность, четкость и единообразие, однако в ряде случаев понимание ее доступно лишь для профессионалов, а для потребителей она недоступна (например, ассортиментные номера продукции, порядковые номера предприятий требуют расшифровки с помощью специальных классификаторов).

3)Изобразительная информация обеспечивает зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товарах с помощью графических изображений непосредственно товара, картин, фотографий, открыток, или других изобразительных объектов (цветов, деревьев, животных, насекомых и др.). Основным назначением этой формы информации является создание потребительских предпочтений через удовлетворение эстетических потребностей покупателей. Так повышенный спрос на многие зарубежные пищевые продукты нередко объясняется тем, что эти товары выгодно отличаются от отечественных, продуманной изобразительной информацией. Однако у этой формы очень ограниченные информационные возможности, поэтому она лишь дополняет словесную или цифровую информацию.

4) Символическая информация – это сведения о товаре, передаваемые с помощью специальных информационных знаков. Эта формы информации лаконична и однозначна, однако ее восприятие требует определенной профессиональной подготовки для расшифровки.


5) Штриховая товарная информация - это комплексная форма информации, сочетающая элементы символической и цифровой форм, для которой свойственно кодирование определенных сведений в виде темных штрихов, светлых пробелов и набора цифр (8, 11 или 13). Эта информация носит чисто коммерческий характер (предназначена для считывания сканнером) и недоступна потребителю.

— Средства товарной информации

товарный информация работник продовольственный

Данные средства предназначены для доведения сведений о товаре и его характеристиках до потребителей. Многие средства товарной информации предназначены для распознавании, отождествлении товара с определенными потребительскими свойствами, в том числе органолептическими (для продовольственных товаров) — внешний вид цвет, вкус, запах. Функция идентификации наиболее присуща таким средствам, как маркировка, нормативные и другие технические документы.

К общепринятым классификационным группам средств товарной информации относят: информационные ресурсы; специальную литературу; маркировку; рекламу.[13]

1)Информационные ресурсы (ИР) — представляют собой совокупность отдельных документов и массивов документации в информационных системах. К таким ресурсам относятся следующие документы: нормативные, технические, товарно-сопроводительные, проектная и конструкторская документация, а также документы поставки продукции на производство.

В маркировочных стандартах на потенциально опасную продукцию содержатся предусмотрительные меры безопасности: должна присутствовать информация об условиях применения, мерах предосторожности при транспортировании, хранении и потреблении, пожарной и взрывобезопасности, сроках периодического осмотра, контроля, консервации.

В технических условиях — подраздел "Маркировка" включает требования к содержанию маркировки: указание товарного знака, зарегистрированного в установленном порядке, знака соответствия на сертифицированную продукцию, обозначение стандарта. В ТУ обычно даются только классификация и ассортимент, номенклатура показателей и их регламентированные значения.

Технические документы содержат информацию для идентификации товарных партий на всем пути продвижения от изготовителя к конечному потребителю.

Транспортно-сопроводительные документы содержат необходимую и достаточную информацию для идентификации грузов на всем пути товародвижения. В отличие от нормативных документов транспортно-сопроводительные документы имеют слабую правовую основу. Требования к составлению многих из них регламентированы недостаточно четко или совсем не установлены. Отсутствие единого подхода затрудняет анализ и сопоставимость сведений, приведенных в соответствующих документах. Исключение составляют многие виды транспортно-сопроводительных документов по качеству товаров, нормативная база которых заложена в стандартах, правилах, инструктивных письмах Госстандарта РФ.


2) Специальная литература

  • Справочники
  • Словари
  • Научная литература
  • Научно-популярная литература

3) Маркировка – текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и (или) товар, предназначенные для доведения до потребителей информации об изготовителях, количественных и качественных характеристиках товара.

Маркировка делится на два вида: производственная и торговая.

Производственная маркировка – текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем на товар и (или) упаковку. Носители производственной маркировки: этикетки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы.

Торговая маркировка – текст, уловные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем не на товар, а на носители. Носители торговой маркировки: ценники, товарные и кассовые чеки, счета.

4) Реклама является последней группой средств информации о товаре (буклеты, каталоги, листовки, рекламные щиты, СМИ, телевидение, радиовещание, газеты, журналы).

— Общие требования к товарной информации.

К числу требований можно отнести общие требования к информации: достоверность, доступность, достаточность.

1) Достоверность предполагает объективность информации о товаре, отсутствие ложной информации и субъективизма в его представлении, который может ввести пользователей в заблуждение.

2) Доступность - информационная открытость сведений о товаре, затрагивающая интересы потребителей. Она состоит из трёх элементов: языковой доступности, востребованности и понятности.

Языковая доступность, предполагает, что информация должна быть представлена на языке (языках) преобладающей части потребителей, для которых этот товар предназначен. В ФЗ РФ "Об упаковке и маркировке потребительских товаров, реализуемых в сфере торговли и услуг" языковая доступность определена следующим образом: "Маркировка отечественных и импортных товаров, лекарственных средств должна быть на русском языке".[14]

Востребованность означает, что по требованию потребителя ему обеспечивается предоставление необходимой информации.

Понятность означает использование общепринятых или стандартных понятий, терминов, условных обозначений, а также возможность их распознавания.[15]

3) Достаточность информации — это рациональная информационная насыщенность, что исключает представление как неполной, так и излишней информации.

Неполная информация - это отсутствие части сведений о товаре (недостоверность). Например, отечественные товары, могут выдаваться за импортные, благодаря используемой товарной марке или использования иноязычных слов (чай «Брук Бонд», обувь «Карло Пазолини»и др.).


Излишняя информация — дублирует основную информацию без особой необходимости или не представляет интереса для ее потребителей или с целью их запутать.

Общие требования для потребителя:

1. Изготовитель или продавец обязаны своевременно предоставлять потребителю и (или) покупателю (далее - потребителю) всю необходимую и достоверную информацию о предлагаемых для реализации непродовольственных товарах, обеспечивающую возможность их компетентного выбора.

2. Информация для потребителя в зависимости от вида и технической сложности товара должна быть представлена в виде текстового документа (паспорт, формуляр, руководство по применению и др.), прикладываемого непосредственно к конкретному товару и (или) в виде маркировки.

3. Информацию для потребителя, предоставляемую непосредственно с конкретным товаром, оформляют на русском языке. Информация может быть полностью или частично продублирована на иностранных языках, а также по требованию заказчика на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

4. Информация для потребителя должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной.

5. Для отечественных товаров, изготовляемых по конструкторской документации, информация для потребителя должна соответствовать ГОСТ 2.601.

6. Информация для потребителя конкретного товара должна содержать следующие данные:

- наименование товара;

- наименование страны-изготовителя;

- наименование фирмы-изготовителя (наименование фирмы-изготовителя может быть дополнительно обозначено буквами латинского алфавита);

- основное (или функциональное) предназначение товара или область его применения;

-правила и условия безопасного хранения, транспортирования, безопасного и эффективного использования, ремонта, восстановления, утилизации, захоронения, уничтожения (при необходимости);

- основные потребительские свойства или характеристики;

- информацию об обязательной сертификации;

- юридический адрес изготовителя и (или) продавца;

-массу нетто, основные размеры, объем или количество;

- состав (комплектность);

- товарный знак (товарная марка) изготовителя (при наличии);

- дату изготовления;

-срок годности (или службы);

- обозначение нормативного или технического документа, по которому изготавливается товар (для товаров отечественного производства);

-информацию о добровольной сертификации (при наличии);

- информацию о знаке соответствия товара государственным стандартам (на добровольной основе);