Файл: Факторы влияющие на качество и конкурентоспособность товаров.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Факторы, формирующие качество и конкурентоспособность продуктов питания 5
1.2 Сырье, как основополагающий фактор, формирующий качество продовольственных товаров 11
1.3 Особенности формирования качества и конкурентоспособности молочной продукции 15
Глава 2. Оценка качественных характеристик образцов молочных продуктов 24
2.1 Характеристика исследуемых образцов молочных продуктов 24
2.2 Анализ содержания маркировки молочных продуктов 26
ВВЕДЕНИЕ
На рынке молочной продукции большое количество производителей. Есть корифеи, проработавшие несколько десятков лет и совсем молодые, но амбициозные компании. Существует также довольно значительный ценовой разброс в одной категории товара. Здесь нужно искать разумный компромисс между качеством, ценой и раскрученным брендом.
С каждым годом становится все меньше цельного молока на прилавках рынков и базаров. Покупатели предпочитают товар, прошедший пастеризацию, лабораторный контроль и имеющий длительный срок хранения, который обеспечивает специализированная упаковка. Молочная продукция пользуется постоянным спросом не зависимо от сезона. Правильно подобранный ассортимент привлечет покупателей и обеспечит торговой точке стабильную прибыль. Данные аспекты определили актуальность выбранной темы исследования.
В условиях рыночной экономики функционирование любых хозяйствующих субъектов, как правило, происходит в конкурентной борьбе, заключающейся в росте конкурентоспособности выпускаемой ими продукции. Практические подходы к оценке качества и конкурентоспособности продукции освещены в трудах таких ученых, как В. А. Быков, В. А. Воробьев, Г. И. Гануш, А. С. Головачев, В. Г. Гусаков, Л. Ф. Догиль, А. П. Дурович, C. А. Константинов, Р. К. Ленькова, И. М. Лифиц, Н. В. Немогай, П. Г. Никитенко, Л. В. Пакуш, А. С. Сайганов, P. A. Фатхутдинов, В. В. Царев и др.
Вместе с тем, несмотря на значительный научный вклад и накопленный опыт, в имеющихся разработках недостаточно внимания уделяется обоснованию адекватной рыночным условиям теоретической и методической базы формирования действенного механизма повышения качества и конкурентоспособности молочной продукции.
Цель работы заключается в оценке качественных характеристик образцов продукции, произведенной Дмитровского молочного завода и реализуемой в ООО «Молочный мир Дмитров». Поставленная цель реализуется в работе в виде решения следующих задач:
- рассмотреть факторы, формирующие качество и конкурентоспособность продуктов питания;
- исследовать сырье, как основополагающий фактор, формирующий качество продовольственных товаров;
- выявить особенности формирования качества и конкурентоспособности молочной продукции ;
- дать характеристика исследуемых образцов;
- провести анализ содержания маркировки продукции;
- охарактеризовать результаты оценки качественных характеристик и конкурентоспособности образцов продовольственных товаров .
Объектом исследования в работе выступает молочная продукция, произведенная в Дмитровском молочном заводе. Предмет исследования - качественные характеристики молочной продукции, произведенной в Дмитровском молочном заводе.
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников и приложений.
Глава 1. Теоретические основы формирования качества и конкурентоспособности продовольственных/ непродовольственных товаров
1.1 Факторы, формирующие качество и конкурентоспособность продуктов питания
Качество - определяющая характеристика продукции. На протяжении времени происходили трансформации в понятии «качество». Словарь Ожегова трактует качество как «совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определенность»[1].
В последние десятилетия качество продукции все больше и больше связывают с удовлетворенностью потребителя. Основатель теории управления качеством У. Эдвардс Деминг считал, что продукт или услуга обладает качеством, если она помогает кому-либо и способствует хорошему и поддерживаемому рынку. Его сподвижник Дж. М. Джуран определил качество как «созданный продукт, являющийся результатом удовлетворения потребностей покупателя».
Концепция всеобщего управления качеством основана на принципе постоянного улучшения качества, системном и процессном подходах, лидерстве руководителя и вовлечении всех сотрудников в совершенствование качества, удовлетворение потребностей покупателей. Федеральный закон № 29 «О качестве и безопасности пищевых продуктов»[2] определяет качество продуктов питания как «совокупность характеристик пищевых продуктов, способных удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях их использования».
Пищевая продукция относится к особому виду товара, так как человек ежедневно, по нескольку раз в день питается, используя продукты, включая переработанную сельхозпродукцию. Эта продукция в большинстве случаев бывает скоропортящейся, подверженной микробиологическому загрязнению, не исключающей вероятность остатков пестицидов, ветеринарных препаратов и т. п.
Пищевые и сельскохозяйственные продукты являются живыми системами, которые могут изменяться в течение длительного времени под влиянием биохимических, микробиологических и физических воздействий. Производитель должен предвидеть изменения этих «живых материалов» и умело управлять этими процессами, не допуская возникновения необратимых явлений потери безопасности. С учетом этого и структура качества продуктов питания будет отличаться от других товаров, так как на первый план выходят факторы риска причинения ущерба здоровью человека (рисунок 1).
Фактор риска 1, относящийся к безопасности пищевой продукции, является определяющим. Вероятность возникновения рисковых ситуаций, связанных в первую очередь с отравлением пищевыми и сельскохозяйственными продуктами, подтверждается статистическими данными Всемирной организации здравоохранения, отмечающими неснижаемость количества заболеваний и даже смертельных случаев в различных странах мира.
Увеличению рисков в этой области способствует появление новых видов опасностей, к которым относятся:
- внедрение новых, недостаточно апробированных технологий, материалов и методов, включающих нанотехнологические методы и генно-модифицированные ингредиенты;
- резкое увеличение коммуникаций логистических систем поставок сырья и материалов из африканских, латиноамериканских и азиатских регионов, ранее не используемых в производстве пищевых продуктов в России, например, пальмового масла;
Рисунок 1. Факторы, влияющие на качество и конкурентоспособность пищевых продуктов[3]
- поставки сырья и материалов из стран, имеющих высокий уровень распространения болезней, которые связаны с болезнетворными микроорганизмами;
- развитие торговых сетей в регионах, что привело к значительному увеличению ассортиментного перечня реализуемой продукции с одновременным нарушением сроков годности, условий хранения и транспортировки.
Качество пищевой продукции нельзя рассматривать, если она небезопасна. Безопасность пищевой продукции, согласно определению, данному в техническом регламенте Таможенного Союза ТР ТС 021/2011 - это «состояние пищевой продукции, свидетельствующее об отсутствии недопустимого риска, связанного с вредным воздействием на человека и будущие поколения»[4]. Небезопасный продукт подлежит изъятию из производственной цепи и не может быть реализован. В соответствии с принципами технического регулирования, установленными в договоре о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, в технических регламентах устанавливаются обязательные требования к продукции, включенной в единый перечень, а также к связанным с этими требованиями процессам. В статье 52 договора отмечено, что технические регламенты ЕАЭС принимаются в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей. Последнее положение договора относится к мерам государственного контроля и надзора в отношении фальсифицированных продуктов питания. Такие продукты, т. е. товары, не соответствующие требованиям нормативной документации, в соответствии с которой они изготовлены, не являются качественными и подлежат изъятию для решения об их дальнейшей судьбе. Возникает фактор риска 2, заключающийся в том, что к покупателю может попасть фальсифицированная продукция.
В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании»[5] государственные органы осуществляют контроль и надзор в отношении недопущения попадания к потребителю небезопасной или фальсифицированной продукции, т. е. факторов риска 1, 2. Таким образом, можно говорить о качестве пищевой продукции только в случае исключения факторов риска 1 и 2, когда продукт пригоден для употребления в пищу человеком. В соответствии с принципами технического регулирования, а также требованиями технических регламентов Таможенного Союза пищевая продукция общего применения (кроме специализированной и нового вида продукции, подлежащих государственной регистрации, а также не переработанной пищевой продукции животного происхождения, подлежащей ветеринарно-санитарной экспертизе), подлежит обязательному подтверждению соответствия путем декларирования, когда заявитель принимает декларацию о соответствии. Декларация по выбору заявителя должна соответствовать одной из схем декларирования, приведенных в технических регламентах на отдельные виды пищевой продукции. Подтверждение соответствия осуществляется заявителем на осно-ании собственных доказательств и (или) доказательств, полученных с участием третьей стороны.
Таким образом, вопросы качества пищевой продукции определяются взаимоотношениями в системе производитель - потребитель, и фактор риска 3 относится также к этому процессу, включающему участие оптовых и розничных структур торговли. Проблемы безопасности и фальсификации продукции в большинстве случаев невидимы для потребителя, который не имеет в своем пользовании достаточного инструментария и не обладает профессиональным опытом. Потребитель ожидает государственных гарантий в сфере обеспечения безопасности и защиты от фальсификации пищевой продукции.
Комбинация требований потребителя в отношении пищевой ценности и сенсорных свойств продукта относится к биологическому качеству или ядру качества пищевой продукции. Эти требования в большинстве случаев являются определяющими при решении о покупке товара. В последнее время пищевые предприятия все большее и большее внимание уделяют органолептическим свойствам товаров. Это относится как к самой продукции, так и к упаковке, которая функционально должна обеспечивать сохранение заявленных свойств качества в течение срока годности. Кроме того, большое значение имеют и эстетичность, и привлекательность упаковки, а также информация, нанесенная на нее.
Качество пищевой продукции можно охарактеризовать основными параметрами с помощью «звезды качества» (рисунок 2).
Рисунок 2. «Звезда качества» продукта питания[6]
Таким образом, обеспечение качества пищевой продукции - сложный процесс, требующий непосредственного участия всех служб и персонала пищевого предприятия при обязательном лидерстве руководителя. Опыт нескольких десятилетий зарубежных и отечественных предприятий в пищевой промышленности показал неоспоримые преимущества внедряемых систем качества. При небольших финансовых и организационных затратах и должном внимании со стороны руководства осуществляется системное обеспечение качества процессов и продукции.
1.2 Сырье, как основополагающий фактор, формирующий качество продовольственных товаров
В условиях кризисных явлений практически на одно из первых мест выходит стоимость товара. Уменьшение доходов и изменение структуры затрат населения России привело к значительному снижению покупательного спроса в отношении дорогого сегмента пищевых товаров. Ввиду этого производители начали снижать цены на продукцию за счет приобретения более дешевого сырья. Это в свою очередь отрицательно сказалось на качестве готовой продукции.
Сырье — один из основополагающих факторов, формирующий качество продукта. От состава сырья, соблюдения норм и правил его предварительной обработки в большой степени зависит качество готовой продукции.
Качество продукта, его внешний вид, вкус, аромат, структура, консистенция, а также удобство, функциональность и информативность упаковки при приемлемой цене привлекают покупателей в первую очередь. Если изготовитель удовлетворяет желания потребителей в отношении качества и натуральности продукта, отсутствия синтетических добавок, постоянного предложения улучшенных и новых продуктов, то он увеличивает свою целевую аудиторию, повышает конкурентоспособность товаров и расширяет долю рынка.
Современный российский потребитель уже не довольствуется, как 25 лет назад, тем, чтобы купить любой пищевой продукт и накормить семью. Он уже интересуется изготовителем, составом, датой изготовления, сроком годности. Не всегда его удовлетворяют длительные сроки годности, достигаемые за счет применения консервантов. Кроме того, в случае покупки товара неудовлетворительного качества потребитель предъявляет претензии к изготовителю, который должен выявить причину рекламации, идентифицировав партию, смену, поставщика сырья и материалов и т. п., и обеспечить проведение корректирующих действий, чтобы в дальнейшем исключить подобные инциденты.