Файл: Защита прав потребителей в России и за рубежом (История развития института защиты прав потребителей в России и за рубежом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 232

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В заключении необходимо подчеркнуть, что основные положения законодательства о защите прав потребителей необходимо знать каждому гражданину, т. к. оно дает возможность гражданину-потребителю не только приобрести статус равноправного субъекта на рынке товаров, работ, услуг, но и грамотно подойти к выбору товара надлежащего качества на основе полной и достоверной информации о нем, а в случае необходимости защитить свой нарушенные права.

2.2 Деятельность организаций по защите прав потребителей в Российской Федерации

Права потребителей государство закрепило законом. Но задача государственного регулирования в любой области не только предоставить гражданам определенные права, но и создать механизмы, гарантирующие их соблюдение. Для этого государство создает специальные организации, наделяя их особыми полномочиями, в нашем случае - правами по контролю соблюдения потребительского законодательства.

В России обязанности по защите прав потребителей распределены между федеральными, региональными и местными органами, это позволяет эффективно отстаивать права потребителей в любом регионе страны.

На федеральном уровне существует орган исполнительной власти, который регулирует и контролирует исполнение законодательства в сфере защиты прав потребителей. Называется он Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (РОСПОТРЕБНАДЗОР). В каждом субъекте РФ у Роспотребнадзора есть свои территориальные подразделения. Задачи Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей:[9]

- отстаивать интересы потребителей при принятии нормативных актов, затрагивающих права потребителей;

- давать разъяснения по вопросам потребительского законодательства;

- проводить проверки соблюдения прав потребителей в различных сферах и пресекать нарушения;

- выявлять опасные товары, приостанавливать их выпуск и реализацию, принимать меры по отзыву их из торговой сети.

Определенные полномочия есть у органов местного самоуправления.

В некоторых городах создаются отделы по правам потребителей. Законом РФ «О защите прав потребителей» закреплены функции по защите прав потребителей, которые вправе осуществлять органы местного самоуправления. Местные органы по защите прав потребителей, в отличие от федеральных, не наделены никакими контролирующими и карающими функциями. Но, тем не менее, они могут принимать эффективные меры к нарушителям Закона.


Следует обратить внимание, что органы местного самоуправления не наделены функциями осуществления представительства в суде. Следовательно, в случае возникновения разногласий с продавцом о недостатках приобретенного товара, оказанной услуги или выполненной работы, с исковым заявлением в суд Вы обращаетесь самостоятельно, а местные органы по защите прав потребителей в рамках своих полномочий могут оказать Вам консультативную помощь в составлении искового заявления..

В социально-экономических условиях, сложившихся в СССР в 30-е годы, возникла необходимость создания специализированных органов по борьбе с преступлениями, посягающими на экономическую основу государства.

До 1937 года организация борьбы с экономическими правонарушениями была возложена на органы государственной безопасности. В связи с происходящими изменениями в политической и экономической жизни страны функции по защите экономики от преступных посягательств в соответствии с приказом НКВД (Народный комиссариат внутренних дел) СССР были переданы Главному управлению рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР, где и была создана специальная служба по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией.

16 марта 1937 года в составе Главного управления милиции НКВД СССР был организован отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией – ОБХСС (Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности) НКВД СССР. Было также принято Положение об ОБХСС, в котором определено, что «ОБХСС создается для обеспечения борьбы с хищениями социалистической собственности в организациях и учреждениях государственной торговли, потребительской, промысловой и инвалидной кооперации, заготовительных органах и сберкассах, а также для борьбы со спекуляцией».

В период организации службы БХСС кадровый состав был укомплектован наиболее подготовленными сотрудниками милиции из бывшего экономического отдела НКВД.

Наряду с активным участием в укреплении социалистической собственности аппараты БХСС решали ответственные задачи по разоблачению и пресечению преступной деятельности спекулянтов, помогая нормальной работе предприятий государственной торговли и потребительской кооперации. В предвоенные годы происходит дальнейшее совершенствование форм и методов работы по борьбе с хищениями социалистической собственности, спекуляцией и фальшивомонетничеством. В этот период на службу БХСС была возложена обязанность вести борьбу с валютчиками и контрабандистами.


За время существования службы БХСС претерпела много переименований и реорганизаций, но суть осталась – борьба с хищениями социалистической собственности и спекуляцией. Добавилась только функция борьбы со взяточничеством.

С января 1991 года служба БХСС МВД РСФСР была переименовала в подразделение по борьбе с преступлениями в сфере экономики службы криминальной милиции.

В 1992 году в МВД России появилось подразделение, которое получило название – Главное управление по экономическим преступлениям (ГУЭП МВД РФ).

Большая часть сотрудников этого подразделения – военнообязанные граждане, пришедшие на работу после армии.

Численность работников ОБЭП (отдел борьбы с экономическими преступлениями) по району не превышает 8 человек, по городу составляет около 50 человек.

Государственное финансирование отдела по борьбе с экономическими преступлениями осуществляется через систему МВД в соответствии с принятыми планами на следующий год. В 2006 году бюджетное финансирование на содержание ОБЭП города Уфы составило 26 млн. рублей, истрачено 24,8 млн. рублей.

Рассмотрим состав сотрудников ГУБЭП:

штатная / фактическая численность работников городского УБЭП – 8/8 человек по стажу работы в службе не менее 3 лет – 5 человек;

штатная/ фактическая численность службы на 01.01.2016 г. – 8/8 человек по стажу в службе менее 3 лет – 3 человека;

количество сотрудников прошедших первоначальную подготовку при учебных центрах МВД – 6 человек;

примерная нагрузка: поступило жалоб и обращений за год – 52, на одного сотрудника 6,5;

количество следователей по экономическим преступлениям – 3 человека.

За 2016 год отделом внутренних дел города Москвы выявлено 132 преступления экономической направленности, из них по линии криминальной милиции – 24 преступления. Основной объем данных преступлений составляют преступления против собственности – 123, особое внимание уделялось таким составам преступлений, как хищение путем присвоения, совершенное группой лиц, с использованием служебного положения, с причинением значительного ущерба, в крупных размерах. Таким образом, было выявлено 41 факт хищения путем присвоения, из них 19 по линии криминальной милиции, в том числе 1 в крупном размере, 1 факт мошенничества, в том числе 1 по линии КМ. Общая сумма ущерба по возбужденным уголовным делам составила более 1500 тыс. рублей. За отчетный период не выявлено ни одного факта должностного преступления, в т. ч. взяточничества, ни одного хищения в крупном размере путем мошенничества. Более качественной работе по выявлению преступлений почти по всем направлениям деятельности способствовала активная совместная работа с контрольно-ревизионными органами. Основное количество выявленных преступлений приходится на потребительский рынок, что связано с одной стороны с плохой организацией контроля в данной сфере деятельности, а с другой стороны с более качественным осуществлением ревизии и проверок, с более полным оперативным прикрытием объектов данной сферы. В 2016 году планировалась организовать совместные мероприятия с отделом налоговых преступлений по отработке отдельных объектов потребительского рынка, а также осуществление комплекса мероприятий по выявлению преступлений в бюджетной сфере, при этом особое внимание уделить сфере образования, а также выявлению злоупотреблений при целевом бюджетном финансировании. Особое внимание в 2016 году также было уделено выявлению таких преступлений, как присвоение и растрата, мошенничество, должностным преступлениям, различным видом злоупотреблений, выявлению новых составов преступлений.


Сведения о результатах проверки в коммерческой сфере рассмотрим в таблице 1:

Таблица 1

Сведения о результатах проверки в коммерческой сфере в 2016 году

Сведения о результатах борьбы с преступлениями в сфере:

2015 г

2016 г

Отклонение

Кол-во

Тыс. руб.

Кол-во

Тыс. руб.

Кол-во

Тыс. руб.

приватизации

Топливно-энергетического комплекса

2

168

1

280

-1

+112

промышленности и транспорта

оборота драгоценных металлов и драгоценных камней

1

68

2

266

+1

+198

социальной сферы

на потребительском рынке

12

312

8

169

-4

-143

добычи, переработки и оборота водных биоресурсов

производства и оборота алкогольной и табачной продукции

6

784

5

880

-1

+96

Итого

21

1332

16

1595

-1

+263

В соответствии с данными таблицы 2 выявлено, что в 2016 году было выявлено наибольшее количество экономических преступлений в сфере производства и оборота алкогольной и табачной продукции, причем сумма изъятых ценностей составила на 96 тыс. рублей больше показателя 2015 года.

Нарушения в сфере потребительского рынка выявлены на основании жалоб граждан, которых в 2016 году увеличилось по сравнению с предыдущем годом на 15%, однако, надо отметить, что 60% всех жалоб подвергаемых проверке имеют результат от проведенных проверок.

Нарушений не выявлено в сфере добычи и переработки и оборота водных ресурсов, социальной сфере, в сфере промышленности и транспорта.

Рассмотрим сведения о результатах борьбы с преступлениями в сфере интеллектуальной собственности в таблице 2.


Таблица 2

Сведения о результатах борьбы с преступлениями

Наименование

Показатели

1

Места изготовления контрафактной, поддельной продукции и каналы поступления

2

2.

Проведено проверок, ед.

38

3.

Выявлено нарушений, ед.

29

4.

Наложено штрафных санкций, тыс. руб.

420

5.

Составлено административных протоколов, ед.

25

6.

Изъято оборудования и контрафактной продукции, в том числе импортного производства в тыс. руб.

682

7.

Изъято фальсифицированной продукции

80

8.

Приостановлена незаконная деятельность предприятий, подпольных цехов, студий

0

9.

Количество выявленных преступлении и ВУД

0

10.

Количество уголовных дел направленных в суд

4

11.

по УД установлен материальный ущерб

355

12.

по УД возмещен материальный ущерб

325

13.

Выявлено лиц, совершивших преступления

8

14.

количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности

5

15.

количество уничтоженной контрафактной продукции

447

16.

Наличие спецаппарата ДЛ/А

3/3

На основании сведений представленных в таблице 2 можно сделать вывод о том, что работа ОБЭП дает прямой экономический эффект от проведенной в течении года работы, а также способствует защите прав потребителей, что не маловажно.

2.3 Анализ нормативно-правовой базы защита прав потребителей продовольственных/ непродовольственных товаров

Правовую основу требований по информационному обеспечению потребителей составляют федеральные законодательные акты: "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", "О защите прав потребителей", "О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг", "Об информации, информатизации и защите информации", "О рекламе".[10]