Файл: Местное самоуправление в России : история и современность (МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ В РОССИИ).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 847
Скачиваний: 18
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ В РОССИИ
1.1 Сущность и функции местного самоуправления
1.2 История становления и развития местного самоуправления в России
1.3 Конституционно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
2.1 Состояние местного самоуправления в РФ на современном этапе ее развития
2.2 Проблемы развития местного самоуправления в РФ на современном этапе
2.3 Перспективы развития российской модели местного самоуправления
Многими вопросами ведали городничий и полицмейстер. Судебную систему составляли: губернские за местным управлением и судом. В городах судебную функцию осуществляли магистраты и уездные суды (от дворянства), «нижние расправы» - суды над крестьянами, «верхние расправы» и «совестный суд» в губерниях. В городах судебную функцию выполнял выборной магистрат.
Земская 1864 г. и городская 1870 г. реформы и реформы Александра II имели своей целью децентрализовать управление и положить начало развитию местного самоуправления в России. Эти реформы послужили поворотным пунктом внутреннего развития России. В тот период для России было характерно две системы управления на местах: государственное управление и земское, городское самоуправление.
После февральской революции в 1917 году Временное правительство предприняло попытку земской реформы местного самоуправления. Но осуществить ее в полной мере не удалось.
После октябрьской революции 1918 года коренным образом изменились характер и направленность процессов организации власти на местах.
С установлением советской власти на смену органом земского и городского самоуправления, существовавших ранее, пришли так называемыми советы. Идеологи нового режима провозгласили диктатуру пролетариата, что входило в противоречие с относительной независимостью местных органов власти. Жесткая вертикаль, создаваемая новым режимом, предполагала построение единой, соподчиненной системы. Во главе иерархии находилась Коммунистическая партия.[6]
Тяжелый экономический и политический кризис, ставший следствием гражданской войны, заставил советскую власть искать пути решения вставших перед страной проблем. Так возникла идея проводить новую экономическую политику - НЭП, которая вместе с элементами рыночного хозяйствования предполагала децентрализацию власти и развитие местного самоуправления.
Таким образом, местные органы власти получили полномочия в вопросах благоустройства, транспорта, землепользования, водопровода и канализации, и т.п.
Статус местных органов власти закрепили законом: в 1925 году было принято «Положение о городских советах», в 1926 году – «Положение о местных финансах». Эти нормативные акты регламентировали работу органов власти на местах.
К сожалению, относительно благоприятный период для местного самоуправления при советской власти был недолгим. На рубеже 20-30-х годов началась эпоха индустриализации. Руководство страны считало, что для построения сильной промышленности необходимо полностью ликвидировать рыночную экономику. Одновременно с этим началось усиление центральной власти и ограничение полномочий местных органов.
В 30-е годы провели важную для страны административно-территориальную реформу: вместо волостей и уездов, существовавших еще с времен Российской империи, были образованы районы. Создание более крупных территориальных единиц позволяло центру лучше контролировать власть на местах. Новое устройство было закреплено в Конституции 1936 года и существовало до середины 80-х.
По формальным признакам советская власть была демократичной. Советы выбирались всеобщим голосованием, работали по «наказам» от местных жителей. На деле же это было не так.
В реальности местные жители существенного влияния на власть не оказывали. Альтернативы на выборах всех уровней не было: на каждое депутатское место претендовал один кандидат. Всех претендентов выдвигала Компартия. Она контролировала всю политическую систему. Стоит отметить, что при этом даже на местах пытались соблюдать спускаемые сверху пропорции и квоты: определенное количество крестьян, женщин, интеллигенции, рабочих, людей с высшим и средним образованием и т.д. Во главе властной вертикали был Верховный совет.[7]
Очередной этап развития местное самоуправление получило во второй половине 80-х годов после объявления перестройки. Новые политические и экономические условия, которые складывались в тот период, требовали реформ во власти, в т.ч. изменений в вопросах местного самоуправления, без существования которого, по единодушному мнению политологов, историков и экономистов, невозможна ни хорошо работающая рыночная экономика, ни развитая политическая система.
Первые шаги в новом подходе к организации и деятельности органов местного самоуправления были сделаны с принятием Закона РСФСР «О местном самоуправлении». С этого времени начался процесс реформирования местных органов власти и системы местного самоуправления. Но поскольку местное самоуправление не было обеспечено в материальном, организационном и правовом отношении, реформа носила декларативный характер.
Принятая в 1993 году Конституция РФ определила основные принципы организации и деятельности местного самоуправления, вступление России в Европейский Союз и ратификацию Европейской Хартии местного самоуправления.
В 1995 году был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Являясь результатом политического компромисса, он имел определенные недостатки.
Задача разрешения этих проблем была поставлена перед Комиссией, образованной Президентом РФ. По итогам работы Комиссии была разработана новая редакция Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Принятие этого Закона стало отправной точкой проходящей в настоящее время реформы местного самоуправления.[8]
1.3 Конституционно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации
Местное самоуправление в РФ представляет собой гарантированную Конституцией и государством форму осуществления гражданами своего права на управление страной. Эта форма обеспечивает принятие и осуществление людьми решений, связанных с управлением конкретным муниципальным образованием в интересах проживающего здесь населения.[9]
Правовую базу местного самоуправления главным образом составляет Конституция Российской Федерации, в которой закреплены основные положения об организации и функционировании местного самоуправления.
Далее, особо важной правовой основой выступает Европейская Хартия о местном самоуправлении, в которой закреплены основные права местного самоуправления в соответствии с европейскими стандартами.
Также правовую базу составляют федеральные законы, правовые акты Президента и Правительства РФ, уставы, нормы, и другие нормативно-правовые акты муниципальных образований и субъектов РФ.
Ниже представлена структура нормативно – правовой базы местного самоуправления (рис. 1).
Рис. 1. Структура нормативно – правовой базы организации местного самоуправления Российской Федерации
Конституция РФ содержит такие концептуальные установления, как:
- самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий (ст. ст. 12, 130, 131, 132);
- осуществление местного самоуправления населением как непосредственно, так и через представителей (ст. ст. 3, 32, 131);
- отнесение общих принципов организации системы местного самоуправления к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ (ст. 72);
- осуществление местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций (ст. 131);
- осуществление местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций (ст. 131);
- обособленность органов местного самоуправления от системы органов государственной власти (ст. 12).
Кроме того, Конституция РФ закрепляет следующий комплекс муниципальных институтов:
- институты местного самоуправления как основа конституционного строя, одна из форм народовластия (ст. ст. 3, 12);
- институты правового положения человека и гражданина в системе местного самоуправления (ст. ст. 18, 24, 32, 33, 40, 41, 43, 46);
- институты организации и функционирования местного самоуправления как особой публичной власти (ст. ст. 130 - 133);
- институт муниципальной собственности (ст. ст. 8, 132) и т.п.[10]
Основные компоненты системы МСУ заключаются в следующем:
1) Основы деятельности местного самоуправления делятся на:
а) Правовые (представляющие собой законодательство);
б) Территориальные (в виде муниципального образования);
в) Организационные (в качестве выборных органов и должностных лиц; иных органов и должностных лиц, муниципальной службы);
г) Экономические (представляющие собой имущество, бюджеты);
2) Система народовластия: демократия:
а) представительная: выборы (соотносится с организационными основами деятельности);
б) непосредственная: территориальное общественное самоуправление; население;
3) Взаимодействие с органами и субъектами: государственной власти (федерального значения), государственной власти субъектов РФ, население, хозяйственного значения, межмуниципальными, международными.[11]
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с федеральным законодательством выделяются следующие принципы местного самоуправления:
- Самостоятельность принятий конкретных решений при помощи населения. Как правило, на этом этапе решаются местные вопросы, местные выборы. В этом принципе отражается наиболее красочно суть всего местного самоуправления.
- Местное самоуправление признается демократическим институтом, в результате чего получает определенные гарантии местного самоуправления, которые отражаются в законодательных актах Российской Федерации.
- Имеется в наличии организационное обособление этого самого местного самоуправления в общей системе управления государственными структурами и общественностью.
- Местное самоуправление имеет большое многообразие форм, которые могут и имеют право осуществлять эти самые процессы, которые относятся к местному самоуправлению.
- Соразмерность отведенных полномочий, особенно это касается финансовых и материальных ресурсов.
- Высокий уровень законности.
- Учет общественного мнения и гласность, которые позволяют местному самоуправлению оставаться на высоком уровне доверия и расположенности к обществу.
- Сочетание государственных и местных интересов, как правило, в одном направлении. [12]
На современном этапе развития местного самоуправления, имеет место глобальное экономическое, социальное и политическое значение.
Экономическое значение подразумевает собой повышение активности в деловой сфере всего дееспособного населения муниципального образования, а так же повышение эффективности функционирования его хозяйства, значительного увеличения вклада в национальную экономику.
Социальное значение состоит в том, что происходит улучшение качества жизни всего населения муниципального образования. В соответствии с законом органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение жизненных потребностей всего муниципального образования. Чем больше развития, тем выше качество удовлетворения.
Политическое значение предполагает собой развитие народовластия в Российской Федерации. Значительное расширение возможностей участия граждан муниципального образования непосредственно, или через представительные органы в решении вопросов местного значения. Для этого используются различные формы прямого волеизъявления граждан. На современном этапе местного самоуправления используются местный референдум, муниципальные выборы собраний и т. д.
Можно сделать вывод, что возникновение одной из форм народовластия, такой как местное самоуправление в Российской Федерации дает возможность населению в осуществлении власти.
Таким образом, местное самоуправление - это способ организации деятельности граждан с целью решения вопросов местного значения исходя из интересов населения данной территории. С другой стороны, местное самоуправление - это организация деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью исходя из интересов всех жителей данной территории.