Файл: Местное самоуправление в России : история и современность (МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ В РОССИИ).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 846
Скачиваний: 18
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ В РОССИИ
1.1 Сущность и функции местного самоуправления
1.2 История становления и развития местного самоуправления в России
1.3 Конституционно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
2.1 Состояние местного самоуправления в РФ на современном этапе ее развития
2.2 Проблемы развития местного самоуправления в РФ на современном этапе
2.3 Перспективы развития российской модели местного самоуправления
Конечно же, такой принципиальный для муниципальных образований вопрос о необходимости передачи им дополнительных источников собственных доходов, прежде всего, налоговых, в теории муниципального управления постоянно обсуждается.
Однако, на практике с начала муниципальной реформы, база таких доходов неуклонно сокращалась. И как следствие – прогрессирующая зависимость ставропольских муниципалитетов от межбюджетных трансфертов, сворачивание многих программ и распространение на местном уровне настроений иждивенчества».
Следующая проблема связана с определением круга вопросов местного значения. Опыт земской реформы XIX в. доказал, что земские учреждения, созданные как органы местного самоуправления, тем не менее реализуют переданные им государственные функции. И этот факт означает право государственной власти контролировать осуществление таких функций. Но при этом органы местного самоуправления наделены правом собственного нормотворчества. Таким образом, для того чтобы их деятельность стала эффективной, им требуется принудительная власть.
В определении круга вопросов местного значения Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» учитывает положения Европейской хартии местного самоуправления о включении в ведение муниципальных образований разных уровней лишь тех вопросов, которые на данном уровне, самом близком к населению, могут решаться с оптимальным результатом.
Именно этим объясняется, что законодатель дифференцировано подходит к определению круга вопросов местного значения для разных видов территорий.
Государство не должно слепо «сбрасывать» с себя решение проблемных вопросов жизнеобеспечения граждан, связанных со строительством и ремонтом дорог, школ, детских садов и т.д., а определять круг вопросов местного значения с учетом реальных условий и материально-финансовых возможностей муниципалитетов.
Однако сравнительно-правовой анализ норм Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» позволяет выявить некоторые проблемы с определением специфики понятия «вопросы местного значения».
Так, согласно ст. 2 данного закона к вопросам местного значения относятся только те вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, которые могут и должны решаться населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно, то есть без участия государства. [19]
В соответствии со ст. 53 закона, по вопросам местного значения соответствующие муниципальные органы должны самостоятельно устанавливать минимальные социальные стандарты и нормативы расходов бюджетных средств.
Таким образом, вышесказанное позволяет сделать вывод, что те вопросы, по которым минимальные социальные стандарты и нормативы расходов на предоставление соответствующих услуг устанавливаются государством, не являются вопросами местного значения и должны быть исключены из соответствующего перечня.
В связи с этим отмечается необходимость проведения терминологической экспертизы Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для четкого разграничения понятий «вопросы местного значения» и «полномочия органов местного самоуправления».
Отдельной проблемой является недостаточный образовательный уровень, который имеют муниципальные служащие в сельских поселениях.
Как правило, большинство муниципальных служащих этой категории имеют техническое или сельскохозяйственное образование и лишь отдельные – образование, связанное с государственным и муниципальным управлением, экономическое или юридическое.
Всеобщей серьёзной проблемой является и реально имеющий место процесс уменьшения размера должностных окладов муниципальных служащих, что способствует оттоку из органов местного самоуправления более опытных муниципальных служащих, достигших пенсионного возраста, но не достигших предельного возраста нахождения на муниципальной службе. Многие из них были вынуждены уволиться досрочно только из-за того, чтобы сохранить за собой право на больший размер пенсии, так как он теперь фактически зависит только от их должностного оклада.
Большую проблему в современных условиях составляют структура, взаимоотношения и полномочия органов местного самоуправления.
Практическое формирование органов местного самоуправления вызвало к жизни несколько проблем:
1. Слишком большое разнообразие возможных структур органов местного самоуправления, что вызвало затруднения в системе управления Российской Федерации;
2. Несогласованность исполнительных органов местного самоуправления с однотипными исполнительными органами государственной власти в данном муниципальном образовании; не избавлены от двойственности органы управления финансами, образованием, здравоохранением, милицией и т.д.;
3. Во многих муниципальных образованиях ведущая роль была отдана исполнительным органам, что снижало демократический потенциал, обрекало на пассивность институты непосредственной демократии, особенно территориальное общественное самоуправление; тормозилось развитие политических партий, общественных организаций; роль представительных органов занижалась (иногда умышленно);
4. На местах еще недостаточно осознаются необходимость и практическая значимость внутрироссийских и международных союзов и ассоциаций органов местного самоуправления, не ведется разъяснительная работа, что обедняет жизнь муниципальных образований, снижает эффективность работы органов местного самоуправления;
5. Неподготовленность кадров органов местного самоуправления. Опыт свидетельствует, что большинство муниципальных функционеров не понимают сущности местного самоуправления, его места в политической системе, его правовую регламентацию. Очевидно, что для решения данной проблемы необходимо организовать всеобуч для всех категорий муниципальных работников. Главное содержание учебы: местное самоуправление как элемент политической системы, организация местного самоуправления, муниципальное право. [20]
Этими же знаниями должны владеть управленческие кадры и на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации. Возможно, следует открыть средние специальные учебные заведения юридического профиля для подготовки муниципальных служащих, а в юридических вузах и на юридических факультетах развивать специализацию по муниципальному праву.
2.3 Перспективы развития российской модели местного самоуправления
Целесообразным направлением развития системы МСУ видится совершенствование функций и структур органов местного самоуправления, которые в настоящее время отличаются сложностью, во многих МО дублируя функции других уровней.
Необходимо также более четкое нормативно-правовое разграничение компетенций различных уровней публичной власти, исключающее избыточное вмешательство в их деятельность других уровней публичной власти.
Новая модель местного самоуправления, безусловно, будет работать, даже, несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию в стране.
Муниципальным органам дается экономическая и финансовая свобода. Граждане получают еще больше самостоятельности в решении местных вопросов.
Произошло четкое разграничение полномочий между различными уровнями власти.
Для гармонизации взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления необходимо чтобы выполнялись следующие требования:
- целенаправленность во взаимодействии;
- организующая направленность взаимодействия;
- единство социальных и экономических целей органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- необходимо чтобы своевременно органам местного самоуправления передавались субвенции на исполнение переданных государственных полномочий;
- процедуру предоставления отчетов (об использовании им на осуществление переданных государственных полномочий материальных ресурсов и финансовых средств) необходимо упростить;
- оказываться методическая помощь органам местного самоуправления;
- должен соблюдаться баланс интересов органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- соразмерность административного контроля над деятельностью органов местного самоуправления;
- учитываться компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- соблюдение принципа законности;
- власть должна быть децентрализована;
- должна соблюдаться гласность. [21]
В текущих условиях на местном и региональном уровнях необходимо активизировать работу по выявлению лучших практик МСУ и положительного опыта по реализации делегированных отдельных государственных полномочий, содействовать в их распространении среди МО, обмену апробированными и зарекомендовавшими себя методическими инструментами и практическим опытом.
Вышестоящим уровням власти и органу-регулятору вопросов развития МСУ необходимо оказывать непрерывную информационную, методическую, консультационную помощь муниципальным образованиям в решении вопросов, направленных на развитие местного самоуправления, опираясь на зарубежный опыт в данной области.
Реализация предложенных направлений развития модели местного самоуправления в перспективе должно привести к таким результатам, как более рациональная дифференциация компетенций и ответственности по уровням власти, повышение активности и эффективности работы органов МСУ и власти на различных вышестоящих уровнях, более комплексная реализация потенциала органов МСУ и территорий за счет объединения интересов и усилий различных уровней управления и снижения противоречий между ними; активизация общественной и экономической деятельности населения на местах, направленной на улучшение условий для развития бизнеса и его участии в развитии территорий, рост занятости и доходов населения, снижение социальной, гармонизацию отношений между социумом, государством и представителями бизнеса, формирование гражданского общества. [22]
Это позволит стимулировать более активное развитие территорий за счет их собственных инициатив и создания более прозрачных условий социально-экономического развития, сообразуясь с эволюционным подходом («снизу – вверх»), а не в условиях доминанты инициатив федерального уровня, будет способствовать ускоренному развитию территорий, особенно сельских, и государства в целом.
Сам по себе выбор тех или иных правовых концепций построения модели взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления не гарантирует того, что созданная модель на практике окажется эффективной, требуется так же детальная имплементация исторически сформировавшихся правовых традиций и правовой культуры местного сообщества в созданную правовую модель для повышения ее эффективности.
Поэтому совершенствование системы местного самоуправления возможно только при комплексном, последовательном и системном подходе, с обязательным анализом существующего положения, привносимых изменений и фактической реакции общества на вводимые изменения.
Важной задачей для развития самоуправления в России является повышение активности населения, проведение разъяснительной работы, стимулирование и вовлечение в деятельность органов местного самоуправления, повышение уровня доверия населения к самоуправлению, борьба с правовым нигилизмом, общее повышение уровня правовой культуры.
В рамках государственной политики муниципального развития целесообразно предусмотреть задачи по всем видам муниципальных образований в России, а значит, и всем видам местных сообществ с их специфическими интересами. В свою очередь, в механизмах вовлечения граждан в государственное и муниципальное управление следует учесть необходимость балансировки многообразных интересов местных сообществ в контексте социально-экономического развития территорий муниципальных образований, регионов и страны в целом. [23]
Кроме того, в подходах к определению государственной политики муниципального развития в РФ необходимо учесть:
1. Направления развития муниципальных территорий, согласованные с Основами государственной политики регионального развития РФ.
2. Специфику всех видов муниципальных образований.
3. Все виды хозяйственного освоения территорий (урбанизированных и неурбанизированных).
4. Для внутриполитических аспектов: согласование с приоритетами и целями Стратегии пространственного развития РФ (для определения задач федерального уровня) и согласование с приоритетами и целями стратегий социально-экономического развития макрорегионов (для определения задач регионального уровня).