Файл: Местное самоуправление в России : история и современность (МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ В РОССИИ).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 837
Скачиваний: 18
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ В РОССИИ
1.1 Сущность и функции местного самоуправления
1.2 История становления и развития местного самоуправления в России
1.3 Конституционно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
2.1 Состояние местного самоуправления в РФ на современном этапе ее развития
2.2 Проблемы развития местного самоуправления в РФ на современном этапе
2.3 Перспективы развития российской модели местного самоуправления
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Общепризнанным считается тот факт, что современное общество находится в состоянии неустойчивого развития. Впервые на международную арену этот вопрос был вынесен еще в 1992 году в Рио-де-Жанейро во время проведения конференции Организации объединенных наций. Странами-участниками было принято решение признать то, что современное общество находится в неустойчивом состоянии и об этом свидетельствует экономический упадок, необразованность, бедность, безработица, социальное неравенство, экологические проблемы и прочее.
Спустя более двадцати лет, ситуация кардинально не изменилась. Тем не менее, правительства большинства стран стремятся к изменению сложившейся ситуации. Исключением не является и наша страна.
Социально-экономическое развитие России в настоящее время установило группу определенных нерешенных задач, от выполнения которых в значительной степени будет зависеть процветание нашего социума. Одной из таких задач выступает укрепление позиции местного самоуправления (МСУ), как фундамента устойчивого развития общества и сильного демократического государства в целом. Стоит сказать, что проблемные вопросы, связанные с деятельностью и реализацией МСУ очень актуальны в России, потому что именно эта форма народовластия способствует формированию путей развития.
Определив в качестве системообразующего признака местного самоуправления правовое положение, структуру, порядок формирования и характер взаимоотношений его органов, важно выявить, в каких организационных моделях эти элементы могут проявляться в муниципально-правовой практике.
Степень разработанности темы. Проблемы местного самоуправления в современном мире наиболее полно раскрыты: Безугловым А. А., Солдатовым С.А., Баглаем М. В, Шугриной Е.С., Коваленко А.И., Выдриным И.В., Бондарем Н.С., Постовым Н.В., и др. Понимание местного самоуправления, как способ децентрализации государственной власти, непосредственного решения населением отдельных вопросов, отображено в работах Кутафина О.Е, Саломаткина А.С., Литягина Н.Н, Ясюнаса В., Чиркина В.Е., Анимицы Е.Г, Щербакова Н.В. и т.д.
Объектом исследования выступает местное самоуправление в Российской Федерации.
Предмет - модель организации местного самоуправления.
Цель курсовой работы – рассмотреть историю и современное состояние местного самоуправления в России.
Исходя из цели, в работе решаются следующие задачи:
1) выявить понятие и историю развития местного самоуправления в России;
2) охарактеризовать состояние местного самоуправления на современном этапе развития РФ;
3) охарактеризовать проблемы местного самоуправления в РФ;
4) выработать рекомендации о возможных путях решения выявления проблем местного самоуправления в РФ.
Методы исследования представлены такими традиционными методами познания как диалектический, историко-правовой, формально- юридический и другие.
Информационной основой работы стали нормативно-правовые акты, учебные пособия, а также материалы периодической печати по рассматриваемой проблематике.
ГЛАВА 1. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ В РОССИИ
1.1 Сущность и функции местного самоуправления
Учения о местном самоуправлении впервые были разработаны в 19 веке французским историком и государственным деятелем Алексисом Токвилем, немецкими учеными-юристами Рудольфом Гнейстом, Лоренцом Штейном и Паулем Лабандом.[1]
Теория самоуправления основывается на принципах признания свободы осуществления своих полномочий местными сообществами и союзами.
Современная модель, которая формирует представление об институте местного самоуправления, рассматривает его, прежде всего, как форму децентрализованного управления и выделяет формирование двух составляющих его частей:
- нормативно-правовая база, которая регулирует деятельность местного самоуправления;
- теоретическая концепция местного самоуправления.
Местное самоуправление представляет собой один из базисов, на котором формируется конституционный строй демократического государства.
Итак, основная цель местного самоуправления заключается в объединении населения и формирование его тем самым в общность, связанную едиными целями.
В современном мире проводится огромная работа, связанная с вопросами местного самоуправления, отводя при этом ему роль нижнего управления общественной жизни населения, которое заменяет собой либо дополняет государственное управление.
В соответствии со статьей 1 ФЗ № 131 местное самоуправление в Российской Федерации – «форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, – федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций». [2]
Иными словами, местное самоуправление – это разносторонняя деятельность, которая главным образом основывается на принципах самофинансирования, самоорганизации, самоответственности, гласности, субсидарности.
Главное намерение данной деятельности заключается в повышении уровня жизни населения отдельно взятой территории и внесении весомого вклада в устойчивое развитие общества. Уникальная природа местного самоуправления заключается в том, что оно одновременно является и институтом гражданского общества, и формой осуществления публичной власти. МСУ, являясь одной из главных составляющих демократического государства, представляет способ выражения народом своих интересов и гарантирует связь граждан с процессом управления. Оно закрепляет основы народовластия, укрепляя на местном уровне демократические принципы организации власти. МСУ содействует рациональному взаимодействию общенациональных и местных интересов, а также наиболее действенному использованию социально-экономического потенциала территории. [3]
Выступая одним из элементов устойчивого развития общества, МСУ выполняет следующие функции.
Во-первых, оно, реализуя решение вопросов местного значения, исполняет государственную политику на местах. То есть выполняет властные функции, среди которых: охрана общественного порядка, обеспечение комплексного развития территории муниципального образования и жизнеобеспечения территории, удовлетворение различных социальных потребностей и прочее.
Несмотря на то, что МСУ не входит в структуру государственной власти, оно представляет собой часть системы публичной власти.
Во-вторых, МСУ - это составляющая основы гражданского общества. Оно, реализуя выдвигаемые личные инициативы, представляет возможным принимать участие населению в решении вопросов местного значения.
В-третьих, выполнение экономических функций – важнейшая задача МСУ. Сюда относят управление муниципальным имуществом, внешнеэкономическая деятельность, экономическое регулирование предпринимательской деятельностью, процесс экономического анализа и планирования, а также налоговое регулирование.
Таким образом, только местное самоуправление реализует все три вышеперечисленные функции единовременно. Это связано с делегированием определенных полномочий органам МСУ, что позволяет органам государственной власти уделять должное внимание решению стратегических задач.
В качестве отличительной особенности функций МСУ называют основательность и постоянность, так как в них можно проследить стабильное взаимодействие населения и органов местной власти, которое направленно на решение вопросов местного значения.
Также выделяют социальную составляющую в совокупности всех функций, что обусловлено общественной направленностью деятельности местного самоуправления.
Такая составляющая прямым образом способствует устойчивому развитию общества.
Формирование условий для результативного осуществления гражданами процесса по решению вопросов местного значения, является одной из главных целей МСУ.
Исходя из этого, выделяют следующие условия:
– создание выборных органов местного самоуправления;
– наличие бюджета для решения поставленных задач;
– использование институтов прямой демократии.[4]
Несомненно, одна из ключевых позиций принадлежит органам местного самоуправления в системе управления общественно-государственными отношениями любого развитого демократического государства.
Это объясняется тем, что они являются наиболее близким к интересам общества, обеспечивая процесс децентрализации, то есть перераспределение полномочий, ответственности и средств от государственных органов власти.
Нужно отметить, что органы местного самоуправления – индикатор общественного мнения, канал обратной связи государства с населением.
Передача органам государственной власти информации об определенных интересах граждан, рассмотрение которых возможно только государством, является важной задачей местного самоуправления.
Также органам местного самоуправления принадлежит большая роль в приближении осуществляемой государством политики к населению. Этот процесс протекает в обстановке понимания отдельными регионами своих политических и экономических потенциалов и круга интересов. Поэтому одной из важных направлений деятельности МСУ является вырабатывание индивидуального плана реформ, утверждение интересов муниципального образования на разных уровнях власти.
1.2 История становления и развития местного самоуправления в России
Толчок развитию местного самоуправления в России дали земская и городская реформы Александра II. Особым моментом в истории развития местного самоуправления является XVI век, когда произошла замена систем местного управления через наместников и волостелей губными и земскими учреждениями.
В 30-е годы вместе с наместниками стали появляться и действовать выборные губные учреждения, создававшиеся для поимки разбойников и суда над ними. Губные учреждения были всесословными: в них участвовали помещики, служилые люди и крестьяне – все население уезда. В 1555 г. Иван IV упразднил систему кормления и ввел земские учреждения. Они уже не были всесословными и обладали экономической, финансовой, полицейской и судебной властью.
В XVII веке была установлена система приказного воеводского управления на местах, местное управление бюрократизировалось. Одновременно существовали губные и земские учреждения. Позднее воевода стал начальником по отношению к губным учреждениям. Финансовая и экономическая деятельность земских учреждений осталась самостоятельной.[5]
Земская система местного самоуправления вместе с бюрократической и сословной существовали и при Петре I.
В 20-е годы XVIII века бурмистерские палаты и земские избы заменились на магистраты и суд отделился от администрации.
В деятельность суда губернаторы и воеводы вмешиваться не могли, но имели право приостановить исполнение судебных решений.
Позже преемники Петра I упразднили магистраты и остались губернаторы и воеводы.
В эпоху Петра I усилилось государственное вмешательство в частные дела и возросла бюрократическая опека над обществом. Лишь только во второй половине XVIII века при Екатерине II были заложены основы, которые стали определяющими до введения земских учреждений в 1864 г.
Она пыталась создать из всех сословий местные органы с правом внутреннего управления и задачами местного управления. Были учреждены губернские и уездные дворянские собрания. Во главе губернии стоял генерал-губернатор, который осуществлял надзор, также была создана «общая городская дума» с ее исполнительным органом – «шестигласной думой».