Файл: Корпоративная культура в организации (ПОНЯТИЕ КОРПОРОТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 198
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ КОРПОРОТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1.Основные элементы корпоративной культуры
1.2 Основные ценности корпоративной культуры
1.3. Характеристика корпоративной культуры
1.4. Влияние корпоративной культуры на бизнес
1.5. Последствие «неправильной» корпоративной культуры
1.6. Социально-психологические основы корпоративной культуры
1.7. Корпоративная культура в России
II. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ ENTER
ГЛАВА III. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ «ДЕТСКИЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
По сути базовые представления, о которых говорил Э.Шейн, являются ни чем иным как социальными представлениями: «Под социальным представлением понимается обыденное представление какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, т.е. способ интерпретации и осмысления повседневной реальности. С их помощью строится определенный образ социального мира и его институтов, ценностей, норм. Причем социальные представления … вырабатываются на основе опыта группы. По существу через анализ социальных представлений различных групп … познается их психологический облик (Донцов, Емельянова, 1987).… Концепция социальных представлений помогает точнее определить понятие менталитета, которое используется как интегральная характеристика некоторой культуры. В ней отражается своеобразие видения и понимания мира ее представителей, которые усваивают сходные способы восприятия и интерпретации мира, формируют сходный образ мыслей, что затем выражается в специфических для данной группы образцах поведения. Совокупность типичных социальных представлений группы и образцов поведения определяет ее менталитет (Андреева, 1996)».
По-видимому, социальные представления (менталитет группы) включают в себя и национальные, и профессиональные составляющие, т.е. являются обобщающей по отношению к описанным выше характеристикой.
Лидерство и руководство. Влияние лидеров и руководителей на культуру организации подчеркивается подавляющим большинством исследователей. Именно лидеры и руководители устанавливают или директивно задают основные правила и нормы поведения в организации, определяют позиции и ценности группы, исходя из которых она решает свои внутренние и внешние проблемы. «Особенно сильным такое влияние бывает в том случае, если организация находится в стадии становления, а ее руководитель обладает выдающимися личностными и профессиональными способностями». Влияние создателя организации на организационную культуру проявляется в том, что его основные убеждения, мировоззрение, идеалы, при условии их адекватности внешним и внутренним особенностям организации, передадутся его сотрудникам и всей организации, и впоследствии будут транслироваться через поколения сотрудников.
Однако следует отличать руководство от администрирования: «руководство отличается от управления или администрирования постольку, поскольку руководители создают и изменяют культуры, менеджеры же и администраторы существуют в них». Менеджеры и администраторы «будут устанавливать основные правила и нормы поведения, основываясь на высказываниях руководителей и их реакции на различные ситуации. Перечень этих правил и норм далее опускается на более низкие уровни. Сотрудники организации узнают из них, какие формы поведения наиболее предпочтительны. Например, поощряется ли готовность пойти на риск? Как много свободы предоставлено сотрудникам в решении вопросов, связанных с их непосредственной работой? Какие требования предъявляются к внешнему виду? На каких критериях основана система вознаграждений?».
К наиболее важным аспектам поведения и деятельности руководителей, влияющим на культуру организации, Е.Б.Моргунов относит:
- Элементы ситуации, на которые обращают внимание и которые контролируют руководители.
- Способы реагирования руководителем на инциденты.
- Способы обучения и консультирования с подчиненными, принятые у руководителей.
- Критерии для поощрений и должностного роста.
- Критерии подбора, найма, продвижения и увольнения из организации.
- Участие в церемониях.
А.С.Большаков отмечает, что наибольшее влияние на организационную культуру оказывают культура представителей высшего звена управления организацией и напористость руководства во внедрении новых норм поведения, идей, взглядов, идеологии .
Влияние лидеров и руководителей на организационную культуру столь значительно, что канадские исследователи Манфред Ф.Р., Кет де Врие и Денни Миллер пришли к заключению, что существует определенная связь между психопатологическими критериями руководителей, определяющих их поведение, и организационной культурой фирмы. «Они установили, что во всех «больных» организациях прослеживается тенденция к тому, что один или два человека из состава высшего руководства задают тон на предприятии, определяют стратегию и создают особый структурный климат». На этом основании исследователи разработали соответствующую классификацию организационных культур, включающую типичные виды культур, искаженных вследствие неблагоприятного воздействия руководителей (параноидальные, принудительные, драматические, депрессивные и шизоидные организационные культуры).
Проводились также исследования психологических особенностей руководителей организаций с благоприятной культурой и климатом. Было установлено, что для таких руководителей характерны адекватная самооценка, уверенность в своих действиях, стремление к успеху. «Решающим по своим последствиям оказалось открытие, что позитивное самовосприятие и уверенность в себе, в конце концов, приводят к оптимизму окружающих. По большому счету, это и есть задача руководителя – «заражать» своим оптимизмом окружающих».
Социально-психологический климат организации. «Хороший психологический климат и доброжелательное отношение позволяют людям более сплоченно добиваться поставленных целей для себя, а не для кого-то. Чем сложнее ситуация, тем более конкурентоспособны компании с сильной корпоративной культурой, с традициями, с людьми, готовыми поддержать в трудный момент друг друга и свою фирму. Взаимосвязь между социально-психологическим климатом и культурой организации столь тесная, что некоторые авторы отождествляют эти понятия. Различия между этими понятиями в современной науке остаются неясными.
Климат организации складывается из множества составляющих, к числу которых относят:
- профессионализм каждого сотрудника и степень профессионального взаимодействия внутри коллектива;
- преданность и лояльность по отношению к фирме; степень вовлеченности сотрудников в деятельность организации и восприятия ее целей как собственных;
- межличностные взаимоотношения внутри коллектива;
- особенности материальных и моральных стимулов поощрения.
Взаимоотношения в организации заслуживают отдельного рассмотрения. «Ключевым понятием организационной культуры является «человеческая среда», так как культура рассматривается как продукт взаимодействий, происходящих в этой среде. Эти взаимодействия происходят между фирмой и коллективом в целом; фирмой и отдельным индивидуумом – участником организации, обладающим спектром индивидуальных интересов и потребностей; фирмой и ее внешней средой, предъявляющей свои требования к жизнедеятельности фирмы».
Благожелательный внутренний климат достигается в тех случаях, когда достигнуты доверие между сотрудниками, с одной стороны, между сотрудниками и руководством – с другой; свободное движение информации «по горизонтали» и «по вертикали»; постоянное сотрудничество в работе, уверенность сотрудников в своем статусе; отсутствие коммуникативных барьеров.
Взаимоотношения сотрудников формируют особую неформальную структуру организации, и уровень сплоченности коллектива, степень соответствия ценностей формальных и неформальных лидеров, субкультур организации с доминирующей культурой определяют ведущие характеристики организационной культуры и психологического климата .
Особенности социализации новых сотрудников. Социализация представляет собой процесс адаптации новых членов в организации, процесс восприятия ее культуры. Каждый из сотрудников организации когда-то был вновь пришедшим, и его отношение к организации во многом зависит от того, как она его приняла первоначально. Процесс социализации непосредственно влияет на последующую производительность работника, вовлеченность в организацию и желание работать в ней.
По результатам социализации формируется приверженность сотрудников организации, складывающаяся из трех составляющих: чувства вовлеченности в работу, лояльности по отношению к предприятию и доверия его ценностям. «Приверженность организациям, основанная на среднем уровне вовлеченности, лояльности и доверии, получила название идентификации. При идентификации целей предприятия и работника последний может не считаться с профессиональными и личными затратами, вкладывать душу в производство, получать эмоциональное и даже эстетическое удовлетворение от успехов предприятия». Приверженность множества сотрудников организации, сформировавшаяся вследствие социализации, оказывает соответствующее влияние на общую культуру организации.
Психология играет не последнюю роль в рациональном формировании корпоративной культуры, поэтому в третей главе подробно было рассмотрены социально-психологические основы корпоративной культуры, потребности человека и среда воздействия на него, а также подробно остановились на аспектах поведения и деятельности руководителей, влияющих на культуру организации.
1.7. Корпоративная культура в России
Обращение к проблеме института корпоративной культуры обусловлено необходимостью решения ряда теоретико–методологических и практических задач по оптимизации регулирования социальных процессов в системе общественного производства российского социума, интеграции российской экономики в единую систему мирового хозяйства, развитие которого на современном этапе определяется приоритетами информационно-инновационной экономики рыночного типа. Такими приоритетами выступают наука, образование и культура управления, обеспечивающие разработку и внедрение в производство высоких технологий, а также в создание социально-экономических условий для их успешного функционирования. Люди не хотят просто тратить 10 часов на работе, зарабатывая деньги, словно роботы. Потребность в эмоциональной наполненности очевидна и необходима. Представляется, что социально-экономическое реформирование современной России невозможно только лишь усилением административного контроля, совершенствованием управленческих структур и игнорирования социокультурного потенциала «человеческого капитала». Степень проникновения последнего в управленческую и производственно- хозяйственную сферу обуславливает скорость и качество движения социальной системы страны к новому циклу развития. Следовательно, ключевой проблемой современной России становится повышение общей культуры социально-экономического управления, развитие профессионального самосознания через формирование корпоративной культуры современного общества.
Родоначальником термина «корпоративная культура является М.Вебер, который исследовал связь морально-этических принципов, социально-экономическое благополучие отдельных российских структур и разработал модель «рациональной организации свободного труда». Лишь создания авторитарного государства положило начало в формировании корпоративной культуры в России. Не так просто создать единые ценности культуры в столь многонациональной стране, поэтому каждый руководитель в отдельном регионе, исходя из природно-климатических особенностей, формирует свои культурные ценности и обычаи, которые будут близки и понятны данной группе населения. Российская трудовая и хозяйственная культура в силу природно-климатических, конфессиональных особенностей, а также формы государственного устройства и управления приобрела мобилизационный, экстремальный характер. Под давлением внешней необходимости и по вдохновению идеологических лозунгов российский работник способен к сверхинтенсивному, самоотверженному труду в кризисные моменты истории. Экстремальный подъем трудового энтузиазма недолог и не постоянен, он сменяется застоем, как только внешние стимулы к интенсивному труду пропадают.
Это говорит о том, что в условиях современной экономика, Россия должна пересмотреть экономические и психологические воззрения. А.С. Ахиезер объясняет устойчивость реформирования российского общества «сверху», мобилизационным способом через характер влияния ценностей общей культуры: нравственности, права, религии, искусства на все сферы российских общественных отношений, а значит - на экономическую и управленческую деятельность. А. С. Ахиезер отмечает, что российская государственность на огромных территориях столкнулась со слабостью общего культурного основания, которое бы внутренне объединило все разнообразие населяющих страну народов. Это с одной стороны угрожает обществу, с другой стороны стимулировало центральную власть усиливать значимость организационно - адмиʜᴎϲтративных интеграторов в ущерб культурным.
Г. Клейнер причину феномена социально-экономической зависимости российского человека, видит в эволюции российских экономических отношений «в экономику физических лиц». Ее характерными чертами выступают:
- увеличивающийся разрыв интересов руководителей и трудовых коллективов;
- сдвиги интересов экономических агентов в пользу краткосрочных интересов;
- коррупция на всех уровнях управления и власти;
- резкое ограничение свободно-рыночной конкуренции, создание отраслевых, региональных барьеров для вхождения в рынок
Итак, сᴨецифика формирования корпоративной культуры российских предприятий обусловлена:
- во-ᴨервых, особенностями национальной культуры хозяйствования, труда и управления, природно-климатических и конфессиональных факторов, которые сформировали непродуктивное поле нравственных имᴨеративов хозяйственной деятельности в сознании россиянина;
- во-вторых, сочетанием негативных элементов социалистической хозяйственной культуры с мобилизационным, экстремальным и антисоциальным характером реформирования социально-экономической системы современной России.
В условиях активно меняющихся реалиях, Россия не должна отставать от своих международных партнеров, а значит, что для создания крепкой экономики и поднятия общего национального духа, требуется создать сильную единую корпоративную культуру, благодаря которой каждый гражданин сможет идти к общим целям.