Файл: Корпоративная культура в организации (ПОНЯТИЕ КОРПОРОТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ  ОРГАНИЗАЦИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 186

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Корпоративная культура организации – это совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавших свою эффективность и разделяемых большинством членов организации.

Если рассматривать корпоративную культуру, как ресурс, то он имеет большую ценность для организации и ее сотрудников. Развитая культура не только влияет на формирование имиджа компании, но и определяет взаимодействие между подчиненными и сотрудниками, а также внешней и внутренней средой организации. Это оказывает влияние на общие тенденции и устои, сложившиеся внутри коллектива, и, более того, на общие тенденции фирмы и вектор ее направления среди прочих.

Актуальность данной темы обоснована тем, что обладая четко закрепившийся и установленной системой ценностей, не только компания, но и ее члены, способны продвинуть фирму на новый уровень: сотрудники будут считать себя неотъемлемыми винтиками в системе, где руководители и подчиненные идут к общей цели, понятной каждому. Но большинство фирм пренебрегают важностью формирования ценностей предприятия, что приводит к его неэффективной работе, а также не понимаю среди сотрудников целей и задач.

В процессе этой работы мы глубже рассмотрим понятия «корпоративная культура», ее влияние на эффективность деятельности персонала организации. Для этого мы обратимся к лекциям известных менеджеров, а также к академическим учебникам. На конкретных примерах разберем понятие и сущность корпоративной культуры, определим роль корпоративной культуры в управлении персоналом, а также изучим процесс формирования корпоративной культуры.

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ КОРПОРОТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ  ОРГАНИЗАЦИИ

Прежде всего, рассмотрим, каким смыслом авторы наполняют термин «организация». Данный термин происходит от латинского «organisation» – сообщаю стройный вид, устраиваю. В современной научной литературе существуют десятки различных определений понятия организации . Однако в большинстве этих определений отражены следующие основные специфические признаки организации :

  1. Внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого (структурных подразделений организации), обусловленные его строением.
  2. Совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.
  3. Объединение людей, совместно реализующих одну и ту же программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.

Таким образом, под организацией чаще всего подразумевается система – «совокупность взаимосвязанных элементов или частей, образующих комплексное единое целое, определенным порядком взаимодействующих для достижения заданной цели». Но при этом, как правило, не любая система подразумевается авторами под организацией. Важным уточнением является то, что данное понятие «отражает определенные формы связей людей, возникающих в процессе общественного производства и обеспечивающих целостность и устойчивость этого процесса»

Аналогичным образом, в современной научной литературе отсутствует общепринятое толкование понятия «культура». Анализ представленных в литературе определений позволяет заключить, что культура – это крайне широкое понятие. «В переводе с латыни культура означает все то, к чему прикоснулась рука человека, все то, что было когда-то «культивировано», «возделано». Культура – это все, что создало человечество».

В понятие культуры входят наблюдаемые поведенческие стереотипы при взаимодействии людей (язык, обычаи и традиции), групповые нормы, правила и модели поведения, провозглашаемые ценности, философские и идеологические принципы, типичные методы и приемы, применяемые членами группы для достижения тех или иных целей, ментальные модели и т.д.

К специфическим характеристикам культуры относятся:

  1. Культура разделяется всеми   или   почти   всеми   членами   некоторой социальной группы;
  2. Культура передается от одних членов группы другим (как правило, от старших к младшим);
  3. Культура участвует в формировании структуры восприятия и видения мира и влияет на поведение членов данной группы (мораль, законы, обычаи).

С точки зрения Э.Шейна, культура представляет собой «аккумулированный коллективный опыт данной группы, включающий поведенческий, эмоциональный и когнитивный элементы психологического функционирования ее членов». По его мнению, культура формируется в процессе приспособления сообщества людей к условиям окружающей среды (внешняя адаптация), с одной стороны, и к условиям общежития (внутренняя интеграция), с другой стороны. Таким образом, «культура группы может быть определена как паттерн коллективных базовых представлений, обретаемых группой при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции, эффективность которого оказывается достаточной для того, чтобы считать его ценным и передавать новым членам группы в качестве правильной системы восприятия и рассмотрения названных проблем».


Основой для формирования культуры является общество, та или иная группа людей. И, как все другие группы, сообщества участников организаций (и, в частности, корпораций) образуют собственные культуры – организационную и корпоративную культуры .

Оба термина появились в науке относительно недавно: введение этих понятий в науку датируют концом 70-х гг. и связывают с попытками американских ученых осмыслить успехи японской экономики (например, исследования У. Оучи). Поэтому при изучении феноменов организационной и корпоративной культуры приходится сталкиваться с той же методологической сложностью, что и в процессе изучения феноменов, описанных выше: в современной научной литературе отсутствуют единые определения понятий организационной и корпоративной культуры. При этом в источниках представлено такое большое количество разнообразных определений перечисленных понятий, что подробный анализ всех приведенных в литературе вариантов определений не представляется возможным в связи с ограниченным объемом дипломной работы. Кроме того, соотношение понятий «организационная культура» и «корпоративная культура» различными авторами понимается по-разному, что приводит к окончательной путанице во всем, что связано с определением этих понятий.

Эффективность деятельности компании определяется следую­щими факторами: техническим и организационным уровнем про­изводства, квалификацией персонала, уровнем мотивации и оп­латы труда, наличием стратегии развития. Эти механизмы, обыч­но регламентируются в различных нормативных документах . В то же время в коллективе любой корпорации имеется та­кая сфера отношений, которая не поддается формальной регла­ментации. Эти отношения складываются в течение времени по неписаным правилам под влиянием исторического опыта, мента­литета людей, местных обычаев и традиций, духовных ценностей и вкусов. В менеджменте предприятия подобные ценности представлены в виде устоев и традиций, неформальных лидеров, имиджа фирмы, психологического формирования бренда организации, а также микроклимата в коллективе. Все вышесказанное можно объединить одним понятием «корпоративная культура организации».

Корпоративная культура – это модель поведения внутри организации, сформированная в процессе функционирования компании и разделяемыми всеми членами коллектива. Это нормы, правила, система ценностей и традиции, по которым живет фирма и ее члены. В основе такой культуры лежит философия компании, которая определяет общее видение и модель взаимоотношений. Ценности компании могут исходить от руководителя, то есть формируются ценности самой компании, ее имидж и образ. Таким образом, если члены фирмы разделяют эти устои и тенденции, то все они работают едино на благо предприятия. Возможны также варианты того, что появляется «негласный лидер», которые формирует у коллектива свои личные выгоды и интересы, которым придерживаются другие. Так, за формирование правильной культуры, отвечает не только сама фирма, но и отдельные ее члены.


Высокий уровень корпоративной культуры является важным стратегическим фактором, мобилизующий действия всех звеньев корпорации и отдельных сотрудников на достижение целей в рамках установленной миссии компании. Большую роль играют принципы, которые могут формироваться в рекламных материалах компании, в речах руководителей. Всё это создает определенный имидж компании не только в окружающей среде, но и для всех сотрудников.

Корпоративная культура рассматривает на глубинном и поверхностном уровнях. Глубинный уровень: отношение к человеку, отношение к работе, ценностные ориентации, верования и убеждения, нормы и принципы, и т.п. Поверхностный уровень: язык и общение, символы и лозунги, эмблемы, традиции и ритуалы, интерьер, рабочее место, архитектура, и т.п. Обычно существующая в организациях корпоративная культура — сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами коллектива и задающих общие рамки поведения.

1.1.Основные элементы корпоративной культуры

Далее поговорим об основных элементах корпоративной культуры, то есть то, что является основополагающим при ее формировании:

- направление, в котором движется компания, ее цели

- наиболее важные ценности для компании

- сложившиеся со временем привычки и ритуалы

- нормы поведения организации, где прописаны возможные ситуации и механизмы их разрешением

- дресс-код сотрудников, интерьер, атрибутика

- способы коммуникации и правила между членами коллектива

- вера в единство команды и достижение целей

- политика ведения диалога с клиентами, сотрудниками, конкурентами

При условии, что будут четко и понятно прописаны и донесены все элементы, возможно достичь понимание и сформировать общие цели.

1.2 Основные ценности корпоративной культуры

Важное место при формировании корпоративной культуры занимает система ценностей, регулирующая этические отношения в данной организации, которую называют корпоративной этикой. Корпоративная этика, в отличие от универсальной, обусловлена особенностями деятельности и целями данной организации, а также исторически сложившимися стереотипами поведения в данной организации.


Корпоративная культура включает не только этические, но и другие ценности, а также убеждения, ритуалы, символы. Какие мифы живут на предприятии, какие истории и легенды рассказываются, какие события особенно выделяются церемониями, какие ритуалы существуют, что они означают, что скрывается за символами, кто оказывает решающее влияние, кто передает традиции, что выражает язык, какие выражения типичны, для чего существуют безмолвные символы - вот только некоторые вопросы, относящиеся к корпоративной культуре.

В любой организации существуют неписаные, часто явно невыраженные нормы и взаимные ожидания, которые оказывают сильное влияние на поведение коллектива. Предприятия, подобно отдельным людям, управляются различными движущими силами, в том числе страхами, табу и частично иррациональными механизмами действий, о которых не говорят, которые едва ли осознаются работниками, особенно при длительной работе на предприятии, но которые при более внимательном рассмотрении имеют огромное воздействие. Никому не приходит в голову, что он мог бы что-то делать не так, как он это делает.

1.3. Характеристика корпоративной культуры

К наиболее значимым характеристикам корпоративной куль­туры относятся:

  • осознание работником своего места в компании (группе);
  • тип совместной деятельности;
  • нормы поведения;
  • тип управления;
  • культура общения;
  • система коммуникаций;
  • деловой этикет;
  • традиции компании;
  • особенности трактовки полномочий и ответственности;
  • трудовая этика.

Решающим фактором в становлении корпоративной культуры является философия компании или другими словами, принципы, которым следует руководство компании. Основная забота руководства компании — это внешний облик организации (имидж), так как от этого во многом зависит успех ее деятель­ности в конкурентной среде. Этот облик формируется в сознании лиц и организаций под воздействием контактов с компанией, как непосредственно с сотрудниками фирмы, так и в ходе знакомства с рекламой, посещений выставок, презентаций.

Таким образом, работа над имиджем тонкая и сложная, охва­тывающая многие процессы и многих людей, но совершенно не­обходимая, если корпорация хочет закрепиться на рынке и иметь хорошие перспективы дальнейшего развития. Основные элементы корпоративной культуры Тип совместной деятельности — характер взаимодействия ра­ботников в рамках коллективного труда, способ организации та­кого труда.