Файл: Право на материальное обеспечение в системе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2) по имущественным признакам: малообеспеченные семьи, семьи со средним уровнем достатка; семьи с высоким уровнем достатка;

3) по возрастным признакам: молодые семьи, семьи, имеющие в своем составе престарелых и другие;

4) за физическими недостатками: семьи, имеющие в составе ребенка-инвалида; родителя-инвалида;

5) по видам материальной поддержки: помощь при беременности и родах (полные семьи, неполные семьи); единовременное пособие при рождении ребенка (полные семьи, неполные семьи), помощь по уходу за ребенком до достижения им 3 – летнего возраста (полные семьи, неполные семьи), помощь на детей, находящихся под опекой или попечительством (отдельные категории семей, оформивших опеку или попечительство), помощь на детей одиноким матерям (неполные семьи);

6) по видам льгот (на образование, питание, оздоровление и проезд детей, налоговые льготы, льготы в части пенсионного обеспечения, бесплатное получение лекарств по рецептам врачей, дополнительные льготы малообеспеченным семьям: субсидии для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, на оплату обучения, питания и другие, которые могут быть установлены местными органами власти за счет собственных средств).

Основные направления видов материального обеспечения можно разделить на:

экстренные, т. е. направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей)

социально-экономические, направленные на поддержание стабильности семьи, социальное развитие семьи и ее членов.

К настоящему времени, пишет М. Буянова, «сложились четыре основные направления видов материального обеспечения:

1. Денежные выплаты (пособия и пенсии).

2. Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы.

3. Бесплатное и льготное предоставление продуктов питания и предметов первой необходимости, таких как детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.

4. Социальное обслуживание граждан (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, предоставление социальных услуг)»[8] (доп. см. Приложение А).

Социальные выплаты предоставляются в виде пенсий (помощи), в натуральном виде (получение питания, технических средств передвижения, протезирования, трудоустройство граждан, частично утративших трудоспособность, размещенные нетрудоспособных в домах престарелых и инвалидов и т.д.).


Пенсии нужно отличать от пособий по социальному обеспечению. Если для пенсий характерна регулярность выплат, то помощи представляют собой одноразовые или периодические, ограниченные во времени платежи.

В отличие от пенсии социальная помощь имеет целью не постоянное обеспечение нетрудоспособного гражданина или семьи, а предоставление ее в определенных законодательством случаях.

Третьим видом материального обеспечения являются социальные услуги, льготы бытового характера. Законодательством предусмотрено следующие льготы и компенсации: оплата жилищно-коммунальных услуг, проезд на транспорте, санаторно-курортное, медицинское обслуживание и лечение, профессиональная реабилитация инвалидов, помощь семьям с детьми и др.[9].

Таким образом, под видами материального обеспечения понимаются социальные выплаты, льготы, услуги, оказываемые нетрудоспособным гражданам или бесплатно, или на льготных условиях за счет специальных источников финансирования.

К видам материального обеспечения отнесены: денежное обеспечение; обеспечение имуществом; льготы и компенсации; государственное обязательное личное страхование; пенсионное обеспечение; жилищное обеспечение; медицинское и санаторно-курортное обеспечение.

1.3 Психологические особенности реализации права на материальное обеспечение

Право на материальное обеспечение происходит в сложной, меняющейся среде, там, где реализуется взаимодействие людей с их окружением. Сущность права на материальное обеспечение призвана помогать людям развивать собственный потенциал, обогащать свою жизнь, предотвращать возникновение социальных дисфункций.

Психологию и материальное обеспечение «роднит», прежде всего, то, что человек, попавший в трудную ситуацию, непременно переживает определенное психологическое напряжение, нуждается в смягчении этого напряжения, что под силу в первую очередь психологам. Во-вторых, как в психологии, так и в теории материального обеспечения главным объектом и субъектом выступает человек с множеством его личностных качеств и проблем. В-третьих, и психология, и теория материального обеспечения, исследуя человеческие проблемы в единстве с окружающим его внешним миром, направляют свои усилия на совершенствование как самой личности, восстановление ее сил и социальных функций, так и на позитивное изменение окружающей среды.


Взяв на вооружение психосоциальный подход, признающий, что внутренняя психическая жизнь человека и те межсистемные отношения, которые влияют на его жизнедеятельности, представляют собой целостность «человека в ситуации», социальные работники осознают, что помощь человеку является не ситуативной, а успешной чаще всего тогда, когда высоко оценивается потенциал самой личности и её способности к росту, изменению, развитию при наличии определенных условий и ресурсов. Помощь предполагает одновременно:

во-первых, создание условий, необходимых для полноценной жизни индивида;

во-вторых, целенаправленное «задействование» всех внутренних ресурсов человека, которые позволят ему преодолеть сложную для его жизни ситуацию в данный конкретный момент, а также (что самое главное) сформируют у него позитивный личностный опыт.

Исходя из такого взгляда на объект социальной работы наблюдается необходимость синтеза социального и психологического на всех уровнях: в формулировании целей и задач социальной помощи, в фокусах рассмотрения и изучения объекта воздействия, в использовании профессиональных средств взаимодействия с ним и т.д.

Для того, чтобы взаимодействовать с данным объектом, более точно сформулировать социально-психологический диагноз и, соответственно, цель и возможности взаимодействия с конкретным индивидом, специалист по праве социального обеспечения должен иметь достаточное для данной конкретной профессиональной ситуации представление о нем, в том числе, представление о его индивидуально половых и индивидуально типических свойствах (конституция, нейродинамические характеристики).

Гуманистическая модель социальной работы основана на идеях гуманистической психологии, которая, противопоставив себя психоанализа и бихевиоризма как третья сила, рассматривает человека как уникальную, самодостаточную систему, ориентирует на целостное изучение личности.

Гуманистическая модель социальной работы – модель социальной работы, направленная на пробуждение резервов личности человека, его сил добра, психического здоровья и желания к самосовершенствованию[10].

Одним из ее основателей является американский психолог Карл-Рэнсом Роджерс (1902-1987), который был убежден, что каждый человек способен к самосовершенствованию. По его словам, каждый «индивид существует в мире опыта, постоянно меняется», и является центром этого опыта. Поэтому только он может лучше ориентироваться в собственном опыте, использовать его для самого развития, если окажется способным осознавать (символизировать) его без каких-либо исключений. Препятствуют осознанию собственного опыта различия между самостью – реальным, организмическим Я и Я-концепцией - представлением человека о себе, которое формируется в процессе его взаимодействия с внешним миром. Опираясь на Я-концепцию, человек может стремиться к определенным переживаниям или избегать их с целью удовлетворения своих ложных, интериоризированные снаружи, а не реальных потребностей. Удовлетворение своей жизнью наступает, если ее Я-концепция аналогична Я-реальности (самости). Если они противоречат друг другу, это свидетельствует о неконгруэнтность (несоответствие) представлений человека о себе ее актуальном опыта.


Представители гуманистической психологии в своих рассуждениях исходят из представлений о гипотетической личности. К.-Р. Роджерс называл ее «вполне функциональной личностью», «личностью в процессе», чье поведение все время меняется, а потому будет адекватной любой новой ситуации. Такая личность открыта собственному опыту, способна к творческой адаптации и уникальной поведения, опирается в своей жизнедеятельности на собственное «организмический оценивания» и гармоничные отношения с другими, ей свойственны принятия других и самовосприятие.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ О НАРУШЕНИЯХ ПРАВА НА МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

2.1  Анализ судебной практики

Суды общей юрисдикции, к которым относятся мировые судьи, районные (городские) суды, суды субъектов Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, рассматривают споры в сфере социального обеспечения, одной стороной в которых является гражданин, либо их возникновение обусловлено необходимостью защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Обращение в суд для защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина гарантируется непосредственно на основании Конституции РФ.

В качестве примера рассмотрим следующее дело:

Гр. России Сидоров обратилась в Московский районный суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – УПФ) о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала. В обоснование иска указала, что при рождении второго ребенка ей был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. Желая использовать средства материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий своей семьи, членами которой, помимо ее и второго ребенка В., являются ее супруг и еще один сын, 22.02.2011 она от имени своего несовершеннолетнего сына В. заключила договор купли-продажи комнаты. Данным договором было предусмотрено использование средств материнского капитала при оплате стоимости комнаты, приобретаемой в собственность В.. Однако ей было отказано в удовлетворении заявления об использовании средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.


Суд признал незаконным решение УПФ об отказе в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала и обязал УПФ направить принадлежащие гр. Сидорову средства материнского (семейного) капитала по договору купли-продажи, заключенному гр. Сидоровим. от имени и в интересах несовершеннолетнего В., на приобретение недвижимого имущества – комнаты общей площадью 13,5 кв. м, расположенной в трехкомнатной квартире.

Изучив материалы дела, проверив решение суда в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении ребенка, имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших второго ребенка начиная с 01 января 2007 года, независимо от места их жительства[11].

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 7 названного Федерального закона лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям, в том числе использовать на улучшение жилищных условий.

В частности, в силу п. 1 ч. 1 ст. 10 указанного Федерального закона средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок.

Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что совершенная гр. Сидоровым от имени ее несовершеннолетнего сына и в его интересах сделка по приобретению в его собственность вышеуказанной комнаты отвечает требованиям закона, поскольку никем не была оспорена и соответствует целям улучшения жилищных условий членов семьи, не влечет нарушения их прав[12].

Вместе с тем судом не было учтено положение ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», согласно которому жилое помещение, приобретенное с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению. Данное условие в рассматриваемом случае не было соблюдено, так как спорная комната приобретена в собственность одного В.