Файл: Право на материальное обеспечение в системе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При таких обстоятельствах сделка, совершенная гр. Сидоровым от имени ее несовершеннолетнего сына В., по смыслу п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации не могла быть признана соответствующей закону, а следовательно, не могла служить основанием для направления средств материнского (семейного) капитала в счет ее осуществления, поскольку п. 1 ч. 1 ст. 10 вышеуказанного Федерального закона предусматривает финансирование только не противоречащих закону сделок по приобретению жилых помещений[13].

Учитывая изложенное, судебная коллегия пришла к выводу о том, что оспариваемое решение УПФ являлось законным и обоснованным.

Судебная коллегия отказала в удовлетворении исковых требований К. о признании незаконным решения УПФ об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала.

В практике Люблинского районного суда города Москвы споры, вытекающие из пенсионных правоотношений, являются часто встречающимися категориями гражданских дел. Так, в 2011 году Люблинским районным судом таких дел рассмотрено 32, тогда как в 2010 году - 52, в 2009 - 24. Из 32 гражданских дел названной категории, 26 составили дела по искам граждан о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Проведя изучение и анализ судебной практики по таким делам, можно сделать вывод, что большинство дел составляют иски о возложении на орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, обязанности включить в специальный стаж периоды обучения на курсах повышения квалификации медицинских и педагогических работников. При этом медицинским работникам спорные периоды включены в специальный стаж в календарном исчислении, поскольку в спорные периоды истцы не находились под повышенным воздействием психофизиологических нагрузок, ведущих к утрате профессиональной пригодности. Количество таких дел в 2011 году составило 12, из которых 6 содержали также требования относительно иных периодов работы. Во всех случаях требования были удовлетворены.

Так, удовлетворены требования истца Г., период работы, в должности, заведующей амбулаторией, не был включен в специальный стаж в связи с тем, что в нормативно-правовых актах не поименована указанная должность. Однако истец представила достаточные письменные доказательства выполнения ею в течение полного рабочего дня лечебной и иной деятельности по охране здоровья, а именно осуществления приема пациентов, назначение им амбулаторного лечения, наблюдение за развитием новорожденных детей, проведения профилактических прививок, круглосуточное обслуживание вызовов фельдшера на дом. В связи с чем, суд пришел к выводу, что работа в должности заведующей амбулаторией являлась для истца дополнительной, а работа фельдшера основной.


Рассматривая требования Ш. об обязанности включить в специальный стаж периоды учебных отпусков, суд оценивал нормы действующего Трудового кодекса РФ и Кодекса законов о труде, действовавшего в спорные периоды, а также положения п. 3 Приложения N 6 к инструкции "О порядке исчисления заработной платы работников просвещения", утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. N 94 (с учетом дополнений и изменений, внесенных приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 8 июня1990 г. N 400), в соответствии с которым учителям, преподавателям и другим педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитываются следующие периоды времени при условии, если этим периодам, взятым как в отдельности, так и в совокупности, непосредственно предшествовала и за ними непосредственно следовала педагогическая деятельность по основному месту работы: время обучения (с отрывом от производства) в аспирантуре, высших, средних специальных учебных заведениях и учительских институтах. Поскольку Ш. в спорные периоды осуществляла педагогическую деятельность, а именно до поступления в высшее учебное заведение работала учителем в образовательном учреждении, в период обучения и по окончании продолжала осуществлять педагогическую деятельность, а также учитывая, что в период учебных отпусков с отрывом от производства, за истцом сохранялась заработная плата, суд удовлетворил заявленные требования.

Также впервые в практике Люблинского районного суда рассмотрено гражданское дело по иску Б., в котором истец просил обязать ГУ-УПФР в Люблинском районе г. Москвы включить в специальный стаж период работы в должности механика – 1 штурмана теплоходов «СБ-202» и «СБ-206» ремонтно-эксплуатационной базы и назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения в Пенсионный фонд, мотивируя требования тем, что спорный период не включен ответчиком в специальный стаж работы лишь в связи с непредставлением справки, уточняющей характер работы в виду ликвидации предприятия. В ходе судебного разбирательства установлено, что должность истца относится к плавсоставу, а названные суда, на которых истец осуществлял свою трудовую деятельность относятся к транзитному флоту, т.е. осуществляющим перевозки на длительные расстояния, являются транзитными речными судами, задействованными в период навигации на реках, следовательно, не относились к портовым судам, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, судам пригородного и внутри пригородного сообщения. Поскольку истцом в спорный период отработаны полные навигационные периоды, суд пришел к выводу, что он обладает правом на льготное исчисление стажа – полный навигационный период за год работы. В связи с тем, что на момент обращения в пенсионный фонд, специальный стаж с учетом спорного периода не достиг требуемого пп. 9 п. 1 ст. 27 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» 12 лет 6 месяцев, исковые требования удовлетворены лишь в части включения спорного периода в специальный стаж.


Разрешая споры, вытекающие из пенсионных правоотношений, надо отметить, что одной из причин, препятствующей внесудебном порядке разрешить спор, связанный с досрочным назначением пенсии по старости, является неисполнение надлежащим образом обязанностей работодателями по оформлению документации, отражающей трудовую деятельность работника. При этом, суд считает, что ненадлежащее исполнение обязанностей должностными лицами не может быть вменено в вину граждан, претендующих на льготное назначение пенсии и служить основанием к отказу в назначении им досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку в соответствии с принципами пенсионного обеспечения, пенсии за выслугу лет предоставляются в связи с потерей профессиональной трудоспособности до достижения пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного психологического, физического и другого воздействия на организм человека работы в соответствующих профессиях и должностях.

Анализ и изучение рассмотренных дел по искам граждан о назначении досрочной трудовой пенсии по старости показали, что в основном позиция суда при оценке пенсионных прав граждан является верной, поскольку при пересмотре дел названной категории в кассационном порядке, лишь одно решение отменено в части с возвращением на новое рассмотрение. Судебная коллегия Омского областного суда указала, что районный суд оценил педагогическую нагрузку педагога как недостаточную для включения в специальный стаж исходя из незаверенных копий выписок из приказов, которые не являются надлежащими письменными доказательствами, не проверил документы об объеме педагогической нагрузки и не установил статус расположенной в сельской местности общеобразовательной школы. Это необходимо в связи с тем, что п.6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, установлено, что работа в должности учителя расположенных в сельской местности образовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки. В настоящее время данное дело рассмотрено с учетом указанных коллегией недостатков, принято законное и обоснованное решение, которое суд второй инстанции оставил без изменения.


2.2 Основные направления совершенствования материального обеспечения в системе социально-экономических прав

Направления совершенствования порядка формирования материального обеспечения в Омской области определены Стратегическими задачами и перспективами развития социальной сферы. Остановлюсь на трех основных  направлениях:

- социальная поддержка семьи и детей;

- реализация мер, направленных на повышение уровня жизни отдельных групп населения, нуждающихся в поддержке государства, повышение их реальных доходов за счет адресного предоставления мер социальной поддержки;

- повышение качества социального обслуживания граждан и полное удовлетворение потребности населения субъектов РФ в социальном обслуживании.

Эти направления соответствуют и тем семи указам Президента Российской Федерации, реализация которых продолжается в текущем году.

В  2015 году ключевым направлением деятельности в рамках социальной защиты материнства, отцовства и детства оставалось совершенствование работы по профилактике семейного неблагополучия.

Основным показателем эффективности в данной работе остается удельный вес семей с детьми, снятых с учета в качестве неблагополучных в связи с улучшением ситуации в семье.

В 2015 году почти 1,5 тысячи семей смогли при помощи и поддержке специалистов выйти из кризиса, восстановить социально-экономический статус, наладить детско-родительские отношения. Это практически пятая часть от всех неблагополучных семей. 

За год  300 семей были сняты с учета в связи с лишением родительских прав,  это на 50 семей меньше итогов 2013 года. Показатель невысок и стабильно сокращается, но наша с вами задача свести его к минимуму. Это перспектива на 2015 год.

Многодетные семьи получили поддержку из регионального бюджета  на подготовку детей к школе: более 40 тысяч детей на общую сумму 63 млн. рублей (охват увеличен на 7 %  в сравнении с 2014 годом).

Необходимо отметить, что в 2015 году региональный бюджет увеличил расходы на оздоровление детей на 90,0 млн. рублей, это позволит сохранить показатели по количеству отдохнувших детей, несмотря на прекращение финансирования из федерального центра. 


В целях совершенствования механизма взаимодействия власти, бизнеса и институтов гражданского общества в интересах семей и детей реализовывались совместные проекты с общественными организациями.

Таким образом, чтобы материальное обеспечения стало действительно эффективным средством правового регулирования социальной защиты необходимо:

во-первых, обеспечить их юридическими и материальными гарантиями, способствующими их законному, справедливому, своевременному и реальному получению лицами, имеющими на них право;

во-вторых, установить меры ответственности для обязанных лиц, т.к. льготы, не подкрепленные такими мерами, превращаются в фикцию, и граждане, обладающие на них правом, становятся просителями соответствующих благ.

И зачастую, это люди, которые нуждаются в особом внимании и уважении со стороны общества, - ветераны, инвалиды, пенсионеры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования, выполненного на основе анализа действующего законодательства РФ и судебной практики его реализации, теоретического осмысления многочисленных научных трудов в различных областях юриспруденции, нами сформулирован ряд выводов, к основным из которых отнесены следующие:

1. Понятие материального обеспечения определено как система нормативно-закрепленных социально-экономических мер, гарантирующих и обеспечивающих удовлетворение материальных потребностей личности.

Правоотношения, которые возникают, изменяются и прекращаются по поводу материального обеспечения являются имущественными, поскольку их предметом является предоставление определенных материальных благ в виде имущества, заработной платы, жилья, пенсий, льгот и компенсации, льготного лечения или оздоровления.

Содержанием этих правоотношений являются права и обязанности их сторон (субъектов), которые предусмотрены правовыми нормами, находятся в тесной взаимосвязи, то есть взаимосвязаны и обеспечиваются государством. Под юридическими фактами в ракурсе нашего исследования мы понимаем жизненные обстоятельства, которые обусловливают возникновение, изменение или прекращение материального обеспечения.

2. Под видами материального обеспечения понимаются социальные выплаты, льготы, услуги, оказываемые нетрудоспособным гражданам или бесплатно, или на льготных условиях за счет специальных источников финансирования, которые условно можно разделить на социально-обеспечительную помощь и социально-обеспечительное содержание.