Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 297
Скачиваний: 2
Глава 1. Теоретические основы изучения социального
Социальный интеллект описан как способность добиваться успеха в межличностных ситуациях, способность управлять мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками — вести себя мудро в человеческих взаимоотношениях (E. Thorndike, 1920: 228). Термин был введен в психологию Э. Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». «Социальный интеллект в изобилии проявляется на детской площадке, в казармах, на фабриках и в торговых залах, но он избегает формальных стандартизированных условий испытательной лаборатории». Так заметил Эдвард Торндайк, который впервые предложил эту концепцию, в статье 1920 года в ежемесячном журнале Harper's. Торндайк отметил, что такая межличностная эффективность имеет жизненно важное значение для успеха во многих областях, особенно в лидерстве. «Лучший механик на фабрике, - писал он, - может потерпеть неудачу как бригадир из-за отсутствия социального интеллекта».
Торндайк классифицировал интеллект на три категории, которые заключаются в следующем:
а) конкретные разведывательные данные
б) абстрактный интеллект
с) социальный интеллект
Конкретный интеллект: это способность человека понимать реальные ситуации и реагировать на них одинаково.
Абстрактный интеллект: это человек способный обнаружить отношения между символами и решать различные проблемы с помощью таких пособий (картинки, формулы, диаграммы и т. д.)
Социальный интеллект: означает способность человека реагировать на социальные ситуации своей повседневной жизни. Социальным интеллектом обладают те люди, которые умеют хорошо обращаться с людьми, а также имеют возможность легко заводить друзей и понимать человеческие отношения. Социальный интеллект как общий интеллект применяется к социальным ситуациям или способности понимать и управлять людьми, измеряемыми тестами. Для измерения социального интеллекта Торндайку требовалась “реальная ситуация с реальными людьми". Поведение подлинных людей редко служило стимулом, поэтому впоследствии Торндайк не нашел способа измерить социальный интеллект. Торндайк (1920) отмечал, что «Удобный тест социального интеллекта трудно приспособить».
Некоторые источники считают, что впервые в науку термин «социальный интеллект» был введен в 1926 г. Гарри Бансом (Harry Barnes). Его научная монография называлась «История и социальный интеллект». Многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия.
Точно так же, как и Торндайк, Мосс и Хант (1927) определили социальный интеллект как «способность ладить с другими». Вернон (1933) дал наиболее широкое определение социального интеллекта как способности человека ладить с людьми в целом.
Напротив, Векслер (1939, 1958) уделял мало внимания этой концепции. Векслер признал, что тест «Расстановка картин» в WAIS может служить мерой социального интеллекта, потому что он оценивает способность человека понимать социальные ситуации (см. Также Rapaport, Gill, & Shafer, 1968; Campbell & McCord, 1996). Однако, по его мнению, «социальный интеллект - это просто общий интеллект, применяемый к социальным ситуациям» (1958, с. 75). Это понятие повторяется в пятом издании Матераццо (Matarazzo's) (1972, стр. 209) монографии Векслера, в котором «социальный интеллект» выпал в качестве основного термина.
Определение социального интеллекта кажется достаточно простым. Однако, когда дело дошло до измерения социального интеллекта, Е.Л. Торндайк (1920) несколько с сожалением отметил, что «удобные тесты социального интеллекта трудно придумать. Это требует от людей реагирования, времени, чтобы адаптировать свои ответы, а лицо, голос, жесты и мимика как инструменты »(с. 231). Тем не менее абстрактные определения социального интеллекта были быстро переведены на стандартизированные лабораторные инструменты для измерения индивидуальных различий в социальном интеллекте (дополнительные обзоры см. Taylor, 1990; Taylor & Cadet, 1989; Walker & Foley, 1973).
Иногда упрощенно называемый «навыками людей», социальный интеллект включает в себя понимание ситуаций и социальной динамики, которая их регулирует, а также знание стиля и стратегий взаимодействия, которые могут помочь человеку достичь его или ее целей в общении с другими. Это также включает в себя определенную самооценку и осознание собственных представлений и моделей реакции.
Гринспен (1979) предложил иерархическую модель социального интеллекта. В этой модели социальный интеллект состоит из трех компонентов: социальная чувствительность, отраженная в принятии ролей и социальном умозаключении; социальное понимание , включая социальное понимание, психологическое понимание и моральное суждение; и социальная коммуникация погружение рефератного общения и решение социальных проблем. Социальный интеллект, в свою очередь, является лишь одним компонентом адаптивного интеллекта (другие являются концептуальным интеллектом и практическим интеллектом), который в свою очередь объединяет физическую компетентность и социально-эмоциональную адаптацию (темперамент и характер), как основные измерения личной компетенции в широком понимании. Гринспен не предлагал конкретные тесты для любого из этих компонентов социального интеллекта, но подразумевал, что они могут быть получены из экспериментальных процедур, используемых для изучения социального познания в целом.
Форд и Тисак (1983) сделали акцент на полезности принятия критерия эффективности поведения для определения социального интеллекта. Они выбраны измерителем социального интеллекта в соответствии с критерием поведенческой эффективности в социальных ситуациях, а не когнитивного понимания их, утверждалось, что существует мало доказательств в поддержку когнитивной концептуализации социального интеллекта.
Марлоу (1986) утверждал, что социальный интеллект состоит из набора навыков решения проблем, которые позволяют человеку находить и решать межличностные проблемы. Соответственно, социальный интеллект определяется как способность понимать чувства, мысли и межличностные ситуации, а также действовать соответственно этому пониманию.
По данным Каррен Вильямсена (1995) социальный интеллект включает в себя шесть способностей:
1) способность к воображению: способность представлять альтернативные субъективные точки зрения не только перцептивного, но и идеологического характера.
2) способность гипотетически рассуждать о вероятной реакции других на данный ход событий, учитывая их различные субъективные точки зрения.
3) абстрактная способность, а именно способность признавать социальные нормы и ценности как социально сконструированные, а не как априорные истины. Эта способность необходима для преобразования существующих социальных механизмов.
4) творческая способность воображения постулировать, каким был бы социальный мир, если бы он был основан на альтернативных социальных нормах.
5) индуктивная способность строить гипотезы об источниках разногласий и благополучия как в личных, так и в межличностных отношениях.
6) та, которая включает в себя каждую из вышеперечисленных способностей, - это способность самостоятельно перезаряжать интеллектуальную добродетель.
Если рассматривать вопрос с точки зрения межличностных навыков, Карл Альбрехт классифицирует поведение по отношению к другим как попадающее где-то в спектр между «токсическим» эффектом и «питательным» эффектом. Токсичное поведение заставляет людей чувствовать себя обесцененными, рассерженными, разочарованными, виновными или иным образом неадекватными. Питательное поведение заставляет людей чувствовать себя ценными, уважаемыми, утвержденными, ободренными или компетентными. Сохраняющаяся модель токсического поведения указывает на низкий уровень социального интеллекта - неспособность общаться с людьми и эффективно влиять на них. Продолжение питательного поведения делает человека намного более эффективным в отношениях с другими; сытное поведение является показателем высокого социального интеллекта.
В 2003 году американский психолог ввел понятие «Social Intelligence Profile» (SIP) который анализирует социальный интеллект через три различных и совместимых «объектива». Альбрехт определяет социальный интеллект как “способность хорошо ладить с другими и заставлять их сотрудничать” социальный интеллект характеризуется как сочетание базового понимания людей, своего рода стратегического социального сознания и набора навыков для успешного взаимодействия с ними. Каждый объектив показывает вам картину вашего социального взаимодействия с определенной точки зрения. Два из этих объективов, или измерений, включают в себя оценки или суждения, которые вы сами делаете о своей эффективности в отношениях с другими. Третье - это самоописание вашего стиля взаимодействия, который является вашим предпочтительным типом поведения для большого числа ситуаций. Ваш стиль взаимодействия не подлежит суждению или оценке - это просто ваше предпочтение.
- Социальные навыки - формула «ПРОСТРАНСТВО» : Часть I SIP представляет вам список различных типов поведения, разделенных на пять основных категорий навыков:
- Ситуационная осведомленность,
- Присутствие,
- Подлинность,
- Ясность
- Сочувствие.
II. Самооценка: Часть II SIP представляет серию прилагательных пар, представляющих контрастные описания, которые другие могут дать человеку, отвечающему на вопросы. Контрасты типа «холодно - тепло» заставляют пользователя тщательно обдумать, как другие могут его видеть, попытаться точно угадать, как они могут использовать эти различные контрастные прилагательные. Пользователь обводит число по пятибалльной шкале между двумя противоборствующими прилагательными, чтобы показать оценку, которую, по его мнению, получат другие. Прилагательные с самым высоким и самым низким рейтингом служат отправной точкой для размышлений о том, как человек влияет на других.
III. Стиль взаимодействия: Часть III SIP предлагает пользователю прочитать серию сценариев или ситуаций, в которых он может столкнуться с другими. Каждый сценарий предоставляет четыре варианта поведения, соответствующих четырем основным стилям взаимодействия, которые можно использовать в качестве предпочитаемой «домашней базы». Базовая модель стилей социального взаимодействия включает два основных измерения: социальная энергия и фокусировка на результатах. Социальная энергия - это побуждение вовлекать других людей, взаимодействовать с ними, влиять на них и находиться под их влиянием. Ориентация на результат - это предпочтение делать что-то с помощью людей или своими силами. Две крайности этих двух переменных - высокая и низкая социальная энергия и сфокусированность на задачах, на людях - предоставьте четыре основные комбинации, которые мы можем придумать для поведенческих предпочтений в различных ситуациях. Каждый шаблон имеет сокращенное название, которое указывает на его первичную ориентацию. Некоторые люди смешивают эти четыре паттерна почти одинаково, в то время как другие предпочитают один паттерн в качестве фаворита. Опять же, целью измерения социальных стилей является понимание, а не суждение или самокритика.
Когда мы говорим о «природе интеллекта» или о каком-либо другом атрибуте, мы можем иметь в виду его существенную структуру или его место в природе, в частности функцию, которую он призван выполнять. За последние 20 лет гипотеза социального интеллекта получила эмпирическую поддержку. Структура интеллекта была сформирована так, чтобы быть «социальной» по своему характеру, идея, которая бросает вызов ортодоксальным взглядам на интеллект как универсальную способность. Я опишу основные компоненты социального интеллекта и среду социальной сложности, с которой он взаимодействует.
Социальный интеллект - это способность человека хорошо взаимодействовать с другими, часто называемая умением или тактом людей. Это обучаемая способность, включающая ситуационную осведомленность, понимание социальной динамики и приличное самосознание. Есть четыре способствующих аспектов социального интеллекта , определяемый исследователи:
1. Навыки общения
Они подразумевают способность человека хорошо слушать, понимать слова и эмоциональное содержание того, что они слышат, хорошо говорить с другими, четко выражать свои мысли и эмоции и использовать такт при общении с другими.
2. Социальные роли и правила
Они включают знание различных, обычно невысказанных, правил различных типов взаимодействий и ситуаций, а также того, как играть соответствующую роль в различных взаимодействиях. На собрании совета вы бы обычно не поступали так же, как если бы смотрели футбольный матч с друзьями.
3. Понимание мотивации других
Это предполагает чтение подтекста разговора и понимание того, почему человек что-то говорит или ведет себя таким образом. Представьте себе человека со слезами, стекающими по его лицу, и все же они говорят вам, что все в порядке. Хотя эту ситуацию легко прочитать, высокий социальный интеллект может помочь разобраться даже в самых тонких ситуациях.
4. Управление впечатлениями
Этот навык включает в себя понимание реакции других людей на вас и поведение таким образом, чтобы создать впечатление, которое вы хотите. Собираетесь ли вы на собеседование на работу, хорошо одетые и действующие уверенно и профессионально, или вы носите джинсовые шорты и обильно потеете от нервозности?