Файл: Социальный интеллект и его измерение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 276

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дискуссия в области социального интеллекта также включала в себя развитие социального интеллекта или то, что он генетически определяет многие показатели в этой области. Четко высказали свое мнение по этому вопросу Уилсон (1978), Десен (1980) и Мария Пайпер (1980) из своих исследований они пришли к выводу, что ранняя домашняя среда является значимой предикацией психического развития, в то же время дом имеет экстраординарное значение в развитии социального интеллекта. Хотя психометрические и личностные взгляды социального интеллекта противоположны по многим важным пунктам, таким как вопрос сравнительной оценки индивидов, они прекрасно сочетаются в недавней работе по развитию социального интеллекта (Гринспен, 1979).

Марлоу (1985) разработал учебный курс по улучшению социального функционирования нормальных подростков и взрослых. Cистемные поведенческие и образовательные вмешательства, включенные в курс, были самоуверенностью, социальными навыками, межличностным общением, и развитием команды решения социальной проблемы, переговорами, тренировкой и образом самого себя.

Альбрехт (Albrecht, 2004) понимает социальный интеллект как комбинацию навыков, продавливаемых через усвоенное поведение. Он предложил сделать это после оценки воздействия одного поведения на других. По его словам, люди, которым не хватает проницательности и компетентности в общении с другими, могут значительно улучшить свой статус социального интеллекта в результате понимания основных понятий и оценки себя на фоне всеобъемлющей модели межличностной эффективности. Чеснокова и Субботский (2005) рассматривали социальный интеллект как полезный, творческий и адаптивный потенциал. По их мнению, социальный интеллект - это не врожденная способность, которую он развивает в определенный момент индивидуальной жизни и которую можно тренировать и повышать у детей.

Канг, Дэй и Меара (2005) утверждали, что социальный интеллект обладает мощной интуитивной привлекательностью, люди различаются по уровню своего социального интеллекта и что вариации согласуются с опытом общения с другими людьми в социальной обстановке и с наблюдениями за социальными взаимодействиями других.

Гоулман (Goleman, 2006) предположил, что можно развивать социальный интеллект.

Фиппс (2007) указал, что социальный интеллект можно изучить. Он предложил два подхода, которые были бы полезны для развития социального интеллекта, теории социального обучения и теории оценивающего исследования теория социального обучения постулирует, что значительный человеческий опыт создает предположения и поведение, которые мы переносим в будущее в попытке принять к обстоятельствам жизни. Благодарное исследование помогает силе позитивного мышления, привлекая наше внимание, фокусируя наше внимание на идеалы и цели. Было обнаружено, что оба метода используют удивительную силу мозга для того, чтобы находить новые пути для новых идей и странного, а затем желаемого поведения в социальном взаимодействии.


Грэм (2008) предположил, что социальный интеллект может быть развит, хотя генетика играет роль в определении социального интеллекта из-за четкой связи с такими характеристиками личности, как экстраверсия, доминирование, социальное присутствие, аффляция и самопринятие. Он предположил, что развитие социального интеллекта означает изменение того, как человек действует и взаимодействует с другими, а затем превращение этих изменений в новые привычки, что требует сосредоточенного внимания и практики. Таким образом, многие исследователи пришли к мнению, что социальный интеллект может быть развит путем надлежащей подготовки.

Глава 2. Анализ методов диагностики социального интеллекта

2.1. Программа исследования и методики изучения

Социальный интеллект является относительно новым понятием в социальной психологии, оно еще не до конца раскрыто, но уже находится в процессе развития, уточнения, верификации. Социальный интеллект необходимое рассматривать как условие успешного социального взаимодействия.

Социальный интеллект является один из важнейших аспектов воспитания. В рамках социального воспитания социальный интеллект играет важную роль в формировании и становлении личности. Воспитание девочек и мальчик значительно отличается друг от друга. Социальный интеллект в рамках социального воспитания так же, возможно, будет отличаться.

В связи с этим, я выдвигаю гипотезу о том, что уровень социального интеллекта взаимосвязан с гендерными различиями. Так же, можно предположить, что играет роль выбор их дальнейшей специальности, будь то гуманитарные направления или же технические специальности.

В процессе исследования использовались методики:

- методика измерения компетентности социального взаимодействия (Н.М. Кодинцева);

- российский вариант адаптации тестовой батареи диагностики социального интеллекта Дж. Гилфорда под редакцией Е.С. Михайловой.

Выбор методик основывался на оценке преимущественно только социального интеллекта, не зависимо от фактора общего интеллекта, а так же прохождение данных методик покажет, какие модели поведения используют в социальном взаимодействии.


Тест «Социальный интеллект» Гилфорда – психодиагностическая методика, разработанная Дж. Гилфордом (J. P. Guilford) в 1960-х годах на основе собственной модели структуры интеллекта. Методика представляет собой батарею стандартизированных тестов, направленных на диагностику различных аспектов одного из наиболее интересных психических феноменов – социального интеллекта, то есть способности понимать и прогнозировать поведение людей в разных житейских ситуациях, распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по невербальной и вербальной экспрессии.

Тест Гилфорда является стандартизированным измерительным инструментом, имеет четкий алгоритм проведения и интерпретации и поэтому весьма прост в применении. Он по праву считается одним из лучших в мировой психодиагностической практике и может быть эффективно использован при решении широкого круга прикладных задач. Методика включает четыре субтеста, из них три составлены на невербальном стимульном материале и один – на вербальном. Субтест 1 ( истории с завершением) состоит из 14 заданий, субтест 2 состоит из 15 заданий, субтест 3 состоит из 12 заданий, субтест 4 состоит из 14 заданий. Субтесты диагностируют четыре способности в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований и результатов поведения. Шкала измерения к которой относятся ответы номинальная.

Русскоязычная адаптация выполнена Е. С. Михайловой (Алешиной) на основе французской адаптации 1977 года.

Инструкция

Субтест 1 ( истории с завершением).

В этом субтесте вы будете иметь дело с картинками, на которых изображены житейские ситуации, происходящие с персонажем Барни. Барни – это лысый мужчина, по профессии – официант. В ситуациях также принимают участие жена, маленький сын и друзья Барни, с которыми он встречается дома или в кафе.

В каждом задании слева расположен рисунок, изображающий определенную ситуацию. Определите чувства и намерения действующих в ней персонажей и выберите среди трех рисунков справа тот, который показывает наиболее правдоподобный вариант продолжения (завершения) данной ситуации.

Итак, в каждом задании вы должны предсказать, что произойдет после ситуации, изображенной на левом рисунке, основываясь на чувствах и намерениях действующих в ней персонажей.

Не выбирайте рисунок для ответа только потому, что он показался вам наиболее забавным продолжением. Предлагайте наиболее типичное и логичное продолжение заданной ситуации.


На выполнение субтеста отводится 6 минут. Отвечайте, по возможности, быстрее. Не тратьте много времени на одно задание. Если затрудняетесь с ответом, переходите к следующему пункту. К трудным заданиям можно будет вернуться в конце, если хватит времени. В затруднительных случаях давайте ответ, даже если не совсем уверены в его правильности.

Субтест 2 ( группы экспрессии).

В этом субтесте вы будете иметь дело с картинками, на которых изображены позы, жесты, мимика, то есть выразительные движения, отражающие состояние человека.

Для объяснения сути задания рассмотрим пример. В этом примере три картинки, расположенные слева, иллюстрируют одно и то же состояние человека, одни и те же мысли, чувства, намерения.

Одна из четырех картинок справа выражает такое же состояние, такие же мысли, чувства или намерения. Необходимо найти эту картинку.

Итак, в каждом задании субтеста среди четырех рисунков справа вы должны выбрать тот, который подходит к группе из трех рисунков слева, потому что отражает сходное состояние человека.

На выполнение субтеста отводится 7 минут. Работайте, по возможности, быстрее. Не тратьте много времени на одно задание. Если затрудняетесь с ответом, переходите к следующему пункту. К трудным заданиям можно будет вернуться в конце, если хватит времени. В затруднительных случаях давайте ответ, даже если не совсем уверены в его правильности.

Субтест 3 (вербальная экспрессия).

В каждом задании этого субтеста слева написана фраза, которую один человек говорит другому, а справа перечислены три ситуации общения. Причем только в одной из них фраза, приведенная слева, приобретет другой смысл.

Рассмотрим пример.

Глуховатый человек – товарищу: «Повторите, пожалуйста».

Варианты ответа:

1. Оскорбленный человек – знакомому.

2. Телефонистка – абоненту.

3. Студент – профессору.

Сообщение глуховатого человека к товарищу представляет собой вежливую просьбу. Эта же фраза в ситуациях № 2, 3 будет иметь такое же значение. И только в ситуации № 1 в устах оскорбленного человека она приобретет совсем другой смысл.

Итак, в каждом задании необходимо выбрать ту ситуацию общения, в которой заданная слева фраза приобретет другое значение, будет связана с другим намерением, нежели в двух других ситуациях.

На выполнение субтеста отводится 5 минут. Работайте, по возможности, быстрее. Не тратьте много времени на одно задание. Если затрудняетесь с ответом, переходите к следующему пункту. К трудным заданиям можно будет вернуться в конце, если хватит времени. В затруднительных случаях давайте ответ, даже если не совсем уверены в его правильности.


Субтест 4 ( истории с дополнением).

В этом субтесте вы будете иметь дело с картинками, на которых изображены истории про Фердинанда. У Фердинанда есть жена и маленький ребенок. Он работает начальником, поэтому в историях будут также принимать участие его сослуживцы.

Каждое задание состоит из восьми картинок. Четыре верхние картинки отражают определенную историю, происходящую с Фердинандом. Одна из этих картинок всегда пропущена. Вам необходимо выбрать среди четырех рисунков нижнего ряда тот, который при подстановке на место пустого квадрата вверху будет дополнять историю с Фердинандом по смыслу. Если вы правильно выберете отсутствующий рисунок, то смысл истории полностью прояснится, чувства и намерения действующих в ней персонажей станут понятными.

Итак, в каждом задании необходимо найти рисунок, дополняющий историю про Фердинанда по смыслу.

На выполнение субтеста отводится 10 минут. Работайте, по возможности, быстрее. Не тратьте много времени на одно задание. Если затрудняетесь с ответом, переходите к следующему пункту. К трудным заданиям можно будет вернуться в конце, если хватит времени. В затруднительных случаях давайте ответ, даже если не совсем уверены в его правильности.Начало формыКонец формы

Н. М. Кодинцева в 2009 году разработала методику диагностики компетентности социального взаимодействия (КСВ) на основе метода ситуационного тестирования (Опросник КСВ-2 параллельные формы), а также анкету самооценки ресурсов социального взаимодействия и экспертный опросник эффективности социального взаимодействия, и тренинг по развитию КСВ.

Компетентность социального взаимодействия представляет собой систему интеллектуальных (социальные знания, умения) и поведенческих (модели и способы социального поведения) ресурсов, обеспечивающих проявление социальной активности и решение проблемных ситуаций в формальной и неформальной сферах человеческих взаимоотношений.

На основе этой модели были выделены три уровня в развитии КСВ: непродуктивный, нормативный (стереотипный) и творческий (продуктивный).

Методика представляет из себя тест, состоящий из 30 вопросов с 3 возможными ответами. При подсчете результатов, ответы группируются в три уровня в развитии КСВ: непродуктивный, нормативный (стереотипный) и творческий (продуктивный). Шкала измерения к которой относятся ответы, относится к номинальной.

Инструкция

«Данная методика представляет собой набор ситуаций межличност­ного взаимодействия. Автор методики рассчитывает на Вашу помощь. Пожалуйста, оцените возможность выбора Вами модели поведения в предложенных ситуациях по 100-процентной шкале, т.е. общее количе­ство баллов по трем моделям в одной ситуации должно составить 100%, но количество баллов внутри одной ситуации не должно повторяться, за исключением нулевого варианта. Напротив каждой модели (а, б, в) под номером соответствующей ситуации (1, 2, 3 и т.д.) напишите коли­чество процентов в бланке для ответов. Например, ситуация 1а) — 60% (т.е. так я поступлю в 60% случаев), 16) - 30%, 1в) - 10%. Пожалуйста, ничего не пишите на бланках теста. Методика не имеет временных огра­ничений, но мы рассчитываем на ее быстрое выполнение. В случае не­правильного ответа зачеркивайте неправильный номер и рядом пиши­те правильный ответ. Спасибо. Начали».