Файл: Налоговое планирование как часть финансового планирования, сущность и значения в условиях рынка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 263

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Очевидно, что можно дополнить этот тезис:

  • во-первых, положениями о применимости данной формулы к формациям, основывающимся на частной форме собственности на средства производства,
  • во-вторых, положениями, учитывающими исторический опыт социалистического хозяйствования, сочетающего обе формы собственности и в рамках которого благосостояние государства обеспечивается преимущественно за счет неналоговых перечислений государственных предприятий,
  • в-третьих, положениями, о признании вполне вероятным, при наличии соответствующих условий, построения, так называемого безналогового общества.

В целях решения задач по созданию долгосрочного устойчивого роста экономики и повышения уровня и качества жизни населения Минфин России 25 августа 2008г опубликовал для всеобщего обсуждения проект Бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2023г. В этом документе подведены итоги бюджетной политики до 2008 года, обозначены приоритетные направления и дан прогноз параметров бюджетной политики на период до 2023 года, а также ряд предполагаемых изменений налогового законодательства. Кроме того, Минфин провел экскурс в историю бюджетной и налоговой систем России.

Таким образом, налоги, в условиях осуществления командно-административного типа экономики не играли особой роли при формировании бюджета страны. Только в условиях рыночной экономики налоги приобретают важнейшую и главенствующую роль в финансовом обеспечении деятельности государства.Минфин указал, что ранее долгосрочное бюджетное планирование было невозможно из-за крайне неблагоприятных экономических условий 1990-2000 г.г., высокой инфляции, низкой налоговой и бюджетной дисциплины, отсутствия законодательной базы и т.д. После финансового кризиса 1998 года, в начале 2000-х годов, требовалась крайне осторожная бюджетная политика, также необходимы были кардинальные изменения в налоговой системе [18, с.41].

На первом этапе послекризисного развития (2000-2003гг.) усилия Правительства и Минфина были направлены на восстановление экономической стабильности, защиту российской экономики от непредсказуемых колебаний внешней конъюнктуры, что обеспечило радикальное оздоровление бюджетной системы. На следующем этапе проведение активной налогово-бюджетной политики привело к повышению инвестиционной привлекательности российской экономики, а в результате налоговой реформы были снижены ставки всех основных налогов. В связи с этим, к настоящему времени в России в целом закончено формирование основ современной налоговой системы. Однако, наличие множества проблем, как общих для большинства развитых стран, так и специфических для России, обуславливает необходимость дальнейшего налогового реформирования. Далее рассмотрим налоговое планирование в современное время.


1.3. Современное налоговое планирование

В условиях развития рыночных отношений на этапе становления налоговой системы России изначально сформировалась система налоговых органов централизованная и иерархическая с ярко выраженной специализацией по видам налогов. Такая организационная структура налоговых органов была объективной необходимостью в период создания механизма начисления и взимания налогов, разработки основ налогового законодательства, методологической базы его реализации.

Стержень финансовой безопасности - это бюджетно-налоговая сфера. От нее зависит способность государства осуществлять свои важнейшие функции по обеспечению обороноспособности страны, устойчивость государственных финансов, социальная защита населения, образование и здравоохранение. Бюджет РФ, в свою очередь, напрямую зависит от налоговых поступлений, которые являются основным каналом доходной части бюджета и формируют финансовые отношения государства с юридическими и физическими лицами.

Экономика России в большой степени зависит от добычи и экспорта нефти и газа. Поскольку в период до 2023 года предполагается сохранение сравнительно низких темпов роста добычи нефти и газа, объем экспорта нефти практически не изменится, а экспорт природного газа будет возрастать в среднем на 3% в год. Налоговая нагрузка в нефтегазовом секторе значительно превышает нагрузку в других секторах экономики, поэтому медленный рост экспорта углеводородного сырья, а также стабилизация цен на него (за счет повышения реального обменного курса рубля) ведут к сокращению бюджетных доходов.

Эти обстоятельства делают необходимым совершенствование налогообложения нефти и природного газа, дифференциацию ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в зависимости от условий добычи и выравнивание налоговой нагрузки при добыче нефти и добыче природного газа. Кроме того, предполагается отмена нулевой налоговой ставки НДПИ в части технологических потерь и попутного газа [18, с.72]. Кроме того, предполагается повышение и индексация ставок акцизов, увеличение пенсионных взносов и принятие иных мер, направленных на рост налоговых доходов бюджета (соответственно, на увеличение налогового бремени). Организация не может управлять налоговой средой, но она может контролировать ее негативное влияние, и уровень контроля будет зависеть от потребностей организации и возможностей по привлечению профессиональных кадров и средств информационного обеспечения.


Таким образом, налоговое планирование в историческом аспекте следует рассматривать в качестве одной из составляющих процесса приспособления к действующей системе налогообложения посредством механизма управления финансами организации как определенной саморегулирующейся целостности, постоянно взаимодействующей с налоговой средой.

Высокий уровень неопределенности налоговой среды предъявляет повышенные требования к системе внутреннего контроля, которая призвана предотвращать непреднамеренные нарушения налоговых норм. Последнее удается не всегда, и тогда налоговые риски присутствуют во внутренней среде организации.Процесс развития и совершенствования налоговой системы России продолжается, но первоначальная организационная структура и сложившаяся система работы налоговых органов по многим параметрам исчерпали потенциал повышения эффективности их работы. Вместе э эти продолжается и совершенствование налогового планирования.

Средства компании должны быть ликвидными, чтобы соответствовать обязательствам фирмы и обеспечить ей средства для дальнейшего расширения. Недостаток ликвидности может привести к краху даже самые агрессивные, напористые, активные организации. Следует сказать, что финансовое планирование может быть: стратегическим, тактическим и оперативным рис.1.

Долгосрочное

Охватываемый период времени

Финансовое планирование

Типы целей, учитываемых в

планирование

Оперативное

Среднесрочное

Тактическое

Стратегическое

Краткосрочное

Рис.1. Классификация финансового планирования [18, с.21]

Организация эффективной системы финансового планирования на российских предприятиях способна выступить связующим звеном между различными стадиями и комплексами общеэкономического планирования предприятия, как тактического, так и стратегического. Особенно важно финансовое планирование в период кризиса, когда наличие ресурсов строго ограничено и возникает необходимость в точном планировании, а также и прогнозировании различных вариантов развития ситуаций в бизнесе. Можно утверждать, что финансовое планирование, вплотную взаимодействует с такими управленческими функциями, как маркетинг, учет, кадровая политика, снабжение. Следовательно, финансовое планирование обязательный инструмент в комплекте менеджмента российского предприятия. Кроме того, финансовое планирование способно стать не только одним из самых ценных и перспективных орудий, находящихся в арсенале менеджмента в период кризиса, оно уже сейчас оказывает глубокое воздействие на производственную, инвестиционную политику, как на макро- , так и на микроэкономическом уровне.


Итак, важным элементом финансового планирования является налоговое планирование, которое предполагает минимизацию налоговых обязательств в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, можно сделать вывод о необходимости научно обоснованной и целесообразной системе финансового планирования на предприятии.

Существование хозяйствующего субъекта в борьбе с окружающей средой в определенных ситуациях возможно, но, как правило, сильно изматывает, и борьба заменяет собой первоначальную цель. То есть происходит подмена понятий "коммерческая эффективность" и "патологическое нежелание платить налоги". Цель же налогового планирования - не нарушение окружающей среды, а максимальная оптимизация деятельности налогоплательщика для адаптации к окружающим условиям.

Действия, целью которых является только уклонение, пусть и законными методами, от уплаты налогов, в нормальном обществе не могут быть оправданы стандартами делового оборота и тем более являться общепризнанными методами снижения расходной составляющей. Целью коммерческой деятельности является получение или увеличение доходов, а никак не сокращение доходной части бюджета. Пожалуй, самый главный аргумент - искусственные операции по снижению налоговой составляющей приводят к возникновению дополнительных неоправданных рисков.

Следует отметить, что в разных отраслях в период кризиса преимущественно используются различные типовые меры, например, для торговых компаний это получение скидок поставщиков, снижение запасов товаров, пересмотр ассортимента, изменение ценовой политики и т.д. Для производственных компаний более свойственен в данный период тщательный анализ производственных затрат, налоговое планирование, сдача в аренду неиспользуемых основных фондов, сокращение инвестиций в производство.

Планирование налоговых отчислений российскими предприятиями в современный период развития способно стать одной из важнейших и полезнейших функций управления предприятием. Пока оно, к сожалению, не имеет должной теоретической обоснованности, а на практике применяется только сугубо в целях уменьшения налоговых выплат в бюджеты РФ, без учета существующих функциональных взаимосвязей во внутренней организационной структуре предприятия. Однако, налоговое планирование показывает, что применяя законные способы применения различных схем налогообложения, налогового планирования предприятием самостоятельно или с привлечением специалистов в области налогообложения может добиться существенной экономии на налоговой нагрузке, что особенно важно в период кризиса.


Таким образом, в настоящее время, когда обострена конкуренция, а также в условиях финансового кризиса и его последствий в виде снижения спроса и платежеспособности населения задача правильного финансового планирования является очень актуальной для российских предприятий.

Однако, не у всех предприятий имеются достаточно квалифицированные кадры для решения подобного рода задач. Специалисты по налогообложению часто отсутствуют в штате малых предприятий, их роль выполняют работники бухгалтерской службы. Ввиду большой загруженности или по причине недостаточной квалификации часто они не могут произвести необходимый анализ выбранной системы налогообложения, сравнительный анализ налоговой нагрузки по предприятиям отрасли или просто при выборе другого варианта налогообложения [12, с.68]. Предприятиям, не имеющим специалистов такой квалификации, рекомендуется обращаться к специалистам по налогообложению, имеющим опыт в данной области. Это позволит снизить налоговую нагрузку, и следовательно, увеличить прибыль и повысить конкурентоспособность предприятия.

Начнем с того, что российское налоговое законодательство дает возможности для поиска путей снижения налоговых выплат.

На практике встречаются разные взгляды на данный вопрос руководителей предприятий. Но в среднем необходимость налогового планирования можно охарактеризовать следующими данными:

- если доля всех уплаченных Вами налогов не превышает 4% выручки, то можно забыть о дополнительной оптимизации и обойтись точным и своевременным ведением бухгалтерского и налогового учета и сдачи отчетности.

-если доля налогов в выручке более 4% но менее 10% - следует иметь налогового менеджера или консультанта и сделать налоговое планирование частью общей системы финансового управления и контроля.

-если доля всех уплаченных налогов в выручке более 10% то, что бизнес несет очень большую нагрузку и может оказаться неконкурентоспособным [14, с.61].

Необходим обязательное налоговое планирование и анализ и экспертиза любых организационных, юридических и финансовых мероприятий и инноваций. В любом случае, решение о необходимости налогового планирования должен принять руководитель, а точнее собственник предприятия. Это решение относится к разряду стратегических целей, и имеет далеко идущие последствия. 

Действия по легальному уменьшению налоговых платежей называют налоговым планированием, минимизацией или оптимизацией налогов.