Файл: Налоговое планирование как часть финансового планирования, сущность и значения в условиях рынка.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 276
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1. Налоги, как предмет налогового планирования
1.2. Исторические аспекты налогообложения
1.3. Налоговое планирование в период командной экономики
1.3. Современное налоговое планирование
1.4. Этапы налогового планирования
Налоговый анализ как неотъемлемая часть налогового планирования
ГЛАВА 2 НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «СОРТ»
Краткая характеристика предприятия
2.2. Налоги, уплачиваемые ООО «СОРТ»
2.3. Налоговое планирование ООО «СОРТ»
2.4. Выбор системы налогообложения как инструмент налогового планирования
ВВЕДЕНИЕ
Данная курсовая работа состоит в исследовании аспектов налогового планирования. Это краткий обзор максимального количества доступных источников по заданной теме, с элементами сопоставительного анализа данных материалов и с последующими выводами. При проведении обзора проводиться исследовательская работа, анализируются уже сделанные предыдущими исследователями выводы
Если проанализировать величину налоговой нагрузки, приходящуюся на промышленный сектор экономики, которая по некоторым оценкам достигает 60%, поэтому становится очевидной необходимость рациональной и эффективной организации учета и планирования налоговых издержек предприятия [12, с.66].
В процессе написания реферата изучена вторая часть налогового Кодекса РФ, а также специальная литература, посвященная вопросам оптимизации налогообложения и организации налогового учета на предприятии.
Предприятие, какой бы деятельностью оно не занималось, сталкивается с проблемой расчета налогов, определения налоговой нагрузки и оптимизацией налогообложения. Именно в этом актуальность исследуемого вопроса - оптимизации налогообложения российских предприятий в современных условиях.
Налогообложение являются важнейшим элементом экономических отношений, и, следовательно, рассмотрение налогового планирования предприятия является весьма актуальным в настоящее время в современных рыночных условиях в нашей стране.
Актуальность выбранной темы объясняется важностью осуществления данной работы для функционирования любого предприятия. Эффективно сформированная система налоговых планов, налоговой нагрузки позволяет предприятиям совершенствовать свою работу предприятия.
Актуальность данной темы состоит в том, что в современных условиях налоговое планирование перестает быть лишь способом оптимизации налоговых платежей налогоплательщика, а становится неотъемлемой частью бизнеса, видом финансово-управленческой деятельности.
Объект исследование предприятие ООО «СОРТ».
Предмет исследования – налоговое планирование, исторические аспекты, характеристика, цели и задачи.
Цель данного исследования состоит в разработке и обосновании практических рекомендаций по налоговому планированию на предприятии.
Для достижения указанной цели в курсовой работе решаются следующие исследовательские задачи:
- Провести анализ исторических аспектов налогового планирования на базе изучения учебной и специальной литературы;
- Исследовать особенности системы современного налогового планирования предприятий в условиях финансового кризиса;
- Разработать рекомендации по совершенствованию современного налогового планирования предприятий.
Теоретико-методологической базой исследования являются законодательные акты, научные и учебные издания по управлению персоналом на предприятии, материалы периодических изданий, посвященные вопросам налогообложения, налогового планирования, а также необходимая для понимания данной темы специальная литература и правовые источники.
Эмпирическую базу исследования составили результаты анализа нормативно-правовых актов Российской Федерации, касающихся экономической деятельности предприятий, результаты изучения интернет-сайтов,
Курсовая работа построена следующим образом: состоит из введения, трех основных глав, состоящих из параграфов и заключения.
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1. Налоги, как предмет налогового планирования
Налоговая система представляет собой совокупность налогов, взимаемых в государстве, формы и методы их построения, методы исчисления налогов и налоговый контроль. Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц на территории страны
Налоговая система является элементом внешней среды организации, которая имеет специфические особенности для каждой страны, определяемые нормами налогового законодательства. Закрепляя соответствующие правила поведения в сфере налогового управления и контроля, административное и финансовое право придает налоговым общественным отношениям характер правоотношений.
Налоговое право, выражая все особенности, присущие управленческой финансовой деятельности государства, создает специфику влияния, так называемого налогового фактора на хозяйственную деятельность в той или иной стране. Источником возникновения налогового фактора как фактора внешней среды организации следует признать нормы налогового законодательства страны и рассматривать их в группе политических и правовых источников. При этом процесс налогообложения оказывает влияние практически на все области распределения ресурсов.
Получение прибыли в условиях рынка является обязательным условием функционирования организации. Показатели финансовых результатов организаций формируются по данным бухгалтерского учета в соответствии с принятыми в каждой стране национальными стандартами ведения учета и отчетности [14, с.101]. Стандарты эти носят законодательный характер.
Для оптимизации финансовых потоков хозяйствующих субъектов и их налоговой нагрузки необходимо исследовать показатели оценки обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проанализировав при этом саму налоговую нагрузку предприятий. Влияние налоговых платежей на экономическую устойчивость предприятий изучено пока недостаточно, хотя
От адекватности и продуманности налоговой системы зависит эффективность деятельности основных звеньев экономики, а также удовлетворение основных потребностей государства и населения. Налоговые обязательства, являясь объектом финансового учета, подтверждают наличие воздействия системы налогообложения на организацию, а количественная оценка данного воздействия, называемая налоговой нагрузкой, будет зависеть от особенностей налоговой системы страны.
Безусловно, налоговый фактор внешней среды проявляется как ограничение хозяйственной деятельности организации в форме изъятия финансовых ресурсов и одновременно расходов, формирующих финансовые результаты. Однако, очень актуальны на сегодняшний день понятия "оптимизация" и "минимизация" налоговых обязательств как формы налогового поведения организации. Хозяйственные процессы организации, финансовые результаты и эффективность деятельности, формирующиеся под влиянием системы налогообложения и образующие систему аналитической финансово-экономической и иной информации, являются предметом раздела налогового анализа, который назовем налоговым анализом решений организации.
1.2. Исторические аспекты налогообложения
История развития любого государства представляет собой процесс последовательного поиска оптимальных способов и форм стимулирующего воздействия на экономику. Вместе с развитием общества реформируется и налоговое законодательство, в процессе которого должны быть максимально обеспечены гарантии участников налоговых правоотношений и определенная стабильность этих отношений.
Как свидетельствует история, изначально система налогообложения России строилась по принципу территориального обложения - доходы государства формировались за счет дани, поступавшей от населения подвластных территорий. По мере развития общественных отношений происходили постепенное становление принципа персонального налогообложения - налогообложения конкретного индивида, совершенствование механизмов снижения налогового бремени, равномерного его распределения.
Однако, несмотря на все преобразования в сфере обложения прямыми налогами, каждая податная система, приходящая на смену прежней, наследовала все ее основные черты. Вновь вводимые принципы обложения - подымный, подомовой, подворный и подушный - практически ничего не изменяли в структуре прямых налогов. Изменению подвергалась лишь единица обложения (окладная единица), в отношении которой устанавливался фиксированный размер налоговой ставки в денежном либо натуральном выражении.
Взимание налогов проводилось по репатриационной системе: для губернии, волости определялась сумма налогов, а организация их сбора возлагалась на городские (посад) и сельские общины. Общим и основополагающим принципом было распределение тягла "по животам и промыслам" - в зависимости от имущественного положения и платежеспособности каждой семьи: богатые платили больше, бедные - меньше. При разверстке податей все члены общины разделялись на три категории: люди "лучшие", "средние" и "молодшие". Общая сумма общинного тягла распределялась по паям. Семья имела определенное количество паев в зависимости от платежеспособности, на которые и начислялась определенная доля тягла. Такая система была намного удобнее, поскольку имущественное положение плательщиков постоянно менялось, и только община могла учесть состояние каждого хозяйства на данный момент.
Во второй половине XIX - начале XX в. происходила постепенная замена подушной подати другими прямыми налогами, создавались предпосылки введения подоходного обложения, предпринимались попытки обложить налогами привилегированные слои населения.
По оценке историков, российская деревня была максимально обложена податями. Однако после Октябрьской революции, отменившей плату за аренду и покупку земли, крестьянин в 1918 - 1919 гг. отдавал в казну 16,7% своего фонда потребления, в период "военного коммунизма" 1920 - 1921 гг. - 26,1%, с введением НЭПа в 1921 - 1922 гг. - 20,9%, и лишь в 1923 г. обложение снизилось до 18,6%, оставаясь тем не менее выше уровня 1913 г. (13,5%) [17, с.66].
Введение подоходного налога явилось новым этапом в развитии системы налогообложения в России. Подоходный налог - один из самых молодых. Вместе с тем его можно назвать логическим завершением преобразований, имевших место на протяжении всей истории налогообложения, венчающим переход от абстрактного налогоплательщика ("дом", "двор" и т.п.) к конкретному индивиду.
1.3. Налоговое планирование в период командной экономики
В этом году исполнилось 25-лет налоговой службе РФ. Также как и налоговая служба, налоговое планирование существовало на протяжении уже достаточно длительного периода и развивалось вместе с развитием налоговой системы и экономики страны в целом.
Основу экономической системы СССР составляла социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. Признавалась личная, а также частная собственность.
Налоговая система поэлементно создавалась и функционировала как единое целое на основании норм права и в соответствии с нормативными установлениями. В этом контексте в совокупности налоговых и иных связанных с ними правоотношений большое значение приобретают индивидуализированные связи, которые "оживляют" конструкцию налоговой системы.
Государство, являясь субъектом налоговых правоотношений, участвует в них опосредованно, через полномочные специальные государственные органы, созданные для осуществления контроля за надлежащим исполнением обязанности по уплате налогов и сборов. В период командной экономики налоговое планирование велось в форме платежного календаря, для планирования выплат денежных средств бюджет.
Налоговая реформа 1930 г. унифицировала и упростила систему платежей в бюджет. Существовавший в Союзе Советских Социалистических Республик экономический уклад, основывающийся на общественно-государственной форме собственности, позволял обеспечивать финансовые потребности общества административными методами управления экономикой, не прибегая к применению исключительно налоговых механизмов. Налогообложение сохранялось, но не оказывало существенного влияния на доходы бюджетов [18, с.66].
По поводу же наименования "налог с оборота" отметим, что его отличает некоторая условность, так как он рассматривался как "обособленная централизованная часть чистого дохода общества", поступающая в распоряжение социалистического государства, поскольку последнее в отношении части чистого дохода общества, создаваемого в государственном секторе хозяйства, является единоличным собственником. Смена форм собственности применительно к налогу с оборота происходила лишь при создании этой части чистого дохода колхозов и потребительской кооперации в колхозно-кооперативном секторе хозяйства. В связи с этим не представляются абсолютно верными взгляды на налоги как на "основу благосостояния государства".