Файл: Налоговое планирование как часть финансового планирования, сущность и значения в условиях рынка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 269

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Организация является как субъектом, так и объектом налогового анализа, для разработки методологических основ которого требуется определить содержание и границы понятия "организация", а также установить характер взаимодействия с системой налогообложения. Организация представляет собой определенную экономическую целостность, действующую в определенном экономическом пространстве, что позволяет рассматривать ее как объект анализа. В то же время организация - это сложная система экономических отношений. Многообразие сторон деятельности организации предопределяет множество подходов к ее изучению и определению ее границ.

С позиции технологической концепции организация является производственно-технологической системой, действующей в соответствии с производственной функцией, как форма выражения технологической зависимости между затратами факторов производства и максимально возможным выходом продукции.

Организация представляет собой комплексную структуру, деятельность которой основана на механизме построения технологической цепочки, и является упорядоченной совокупностью взаимосвязанных внутренних элементов (внутренних переменных), придающих ей специфику. Внутренние элементы, к числу которых относят цели, ресурсы, горизонтальное и вертикальное разделение труда, технологию, организационную структуру, систему коммуникаций и обмена информацией, поведение сотрудников и прочее, образуют внутреннюю среду организации [18, с.54].

В отличие от внутренней среды внешняя среда представляет собой совокупность находящихся за пределами организации факторов, с которыми она взаимодействует или которые она учитывает в своей деятельности. В 1970-е гг. стал укореняться взгляд на организацию как сложную открытую социальную систему, существование которой зависит от внешнего мира. Налоговое право, выражая все особенности, присущие управленческой финансовой деятельности государства, создает специфику влияния, так называемого налогового фактора на хозяйственную деятельность в той или иной стране.

Таким образом, источником возникновения налогового фактора (как фактора внешней среды организации) следует признать нормы налогового законодательства страны и рассматривать их в группе политических и правовых источников. При этом процесс налогообложения оказывает влияние практически на все области распределения ресурсов. Методы амортизации для целей налогообложения влияют на решение о выборе вариантов инвестирования в основные средства.


Налогообложение может сказаться на принятии решения, когда экономический выигрыш от сокращения налогов будет превышать эффект от инвестиционных или инновационных решений. Налоговое законодательство влияет на выбор источников финансирования, устанавливая различные ставки для налогообложения видов доходов от капитала, в том числе дивидендов, прироста капитала (связанного с биржевым увеличением стоимости акций) и ссудного процента. Именно поэтому в большинстве классификаций налоговый фактор относят к группе экономических источников.

Оценивая влияние налогообложения на организацию, следует признать, его непосредственный характер.

Итак, в заключение данной главы можно сделать следующие выводы:

  1. Налоговое планирование зародилось как механизма управления финансами организации
  2. Вначале налоговое планирования рассматривалось только как планирование налоговых выплат, с развитием налоговой системы налоговое планирование рассматривается и как оптимизация налоговых платежей
  3. Налоговое планирование развивалось и продолжает развиваться вместе с развитием налоговой системы.
  4. В настоящее время действия по легальному уменьшению налоговых платежей называют налоговым планированием, минимизацией или оптимизацией налогов.
  5. Специалисты по налогообложению достаточной квалификации имеются не у всех предприятий, поэтому предприятиям, не имеющим специалистов такой квалификации, рекомендуется обращаться к специалистам по налоговому планированию, имеющим опыт в данной области.

1.4. Этапы налогового планирования

Налоговое планирование - это составляющая экономического поведения, которая связана с уплатой налогов, взаимодействием агента с окружающим миром по данному поводу.

Планирование представляет собой функцию управления организацией. Планирование является средством коммуникации, доносящим до заинтересованных сторон сегодняшнее видение целей и путей их достижения [17, с.34]. Компании создаются ради удовлетворения потребностей различных заинтересованных сторон, в противном случае, если организация не удовлетворяет ничьих интересов или делает это неэффективно, она попросту никому не нужна.

Таким образом, в рамках корпоративного финансового планирования должен быть получен ответ на вопрос: как руководство компании намеревается реализовывать стратегические цели собственников компании. Рыночная экономика, являясь сложной и организованной системой, требует качественного финансового планирования и прогнозирования, так как за все негативные последствия и просчеты планов ответственность несет само предприятие ухудшением своего финансового состояния.


Налоговое планирование сегодня ориентировано не только и не столько на оптимизацию или минимизацию налоговых платежей, сколько на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Оно базируется на праве каждого плательщика налогов использовать не запрещенные законом способы, приемы и меры для сокращения уплачиваемых налогов. Однако, результаты налогового планирования выполняют только вспомогательную роль в окончательном выборе того или иного финансово-управленческого решения. Приоритет в степени влияния на судьбу бизнеса всегда остается за бизнес-концепцией и финансовой стратегией, разработанной руководством хозяйствующего субъекта [12, с.78].

Не вызывает сомнения тот факт, что в период кризиса происходит передел собственности — наиболее успешные, сильные компании поглощают слабые копании. В то же время кризис предоставляет возможность увеличения активов компании и расширения сферы ее деятельности за счет поглощение других более слабых предприятий. Организация не может управлять налоговой средой, но она может контролировать ее негативное влияние, и уровень контроля будет зависеть от потребностей организации и возможностей по привлечению профессиональных кадров и средств информационного обеспечения.

Текущее налоговое планирование выглядит таким образом:

- еженедельный мониторинг нормативных правовых актов,

- составление прогнозов налоговых обязательств организации и последствий планируемых сделок,

- составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения активов фирмы.

Далее перечислим основные этапы налогового планирования

Этап 1. Анализ налогооблагаемых объектов

Этап 2. Подготовка связанных бюджетов

Этап 3. Расчеты по видам налогов

Этап 4. Распределение платежей по срокам уплаты налогов и сборов

Этап 5. Последовательная итерация финансовых бюджетов

Этап 6. Контроль и анализ исполнения бюджета [13, с.21].

Для проведения этих мероприятий предприятия обычно использует следующие инструменты:

  1. правовые системы, которые обновляются не реже одного раза в месяц,
  2. мониторинг российского законодательства и судебной практики в части налогообложения
  3. консультации экспертов.

Итак, в организации налоговый бюджет является составной частью финансового бюджета предприятия, состоящего из прогнозного отчета о прибылях и убытках, прогнозного бухгалтерского баланса и бюджета движения денежных средств. Показатели налогового бюджета - суммы планируемых к начислению налогов и страховых взносов - отражаются в производственном бюджете и прогнозном отчете о прибылях и убытках. Суммы налогов и страховых взносов, рассчитанные в соответствии со временем их уплаты, являются составной частью бюджета движения денежных средств.


Рассмотрим три уровня контроля ситуации по воздействию налоговой системы на организацию - налогового планирования

Первый уровень контроля

Первый уровень контроля сводится к соблюдению и точному исполнению норм налогового законодательства, что позволяет не допустить возникновения дополнительных потерь в виде штрафов и пени и тем самым увеличить налоговую нагрузку организации.

Второй уровень контроля

Второй уровень контроля налоговой среды связан с изменениями операционной деятельности организации. Этот уровень является основным поводом для беспокойства руководства организаций, поскольку необходим анализ и предварительная оценка налоговых последствий. Такие изменения требуют налогового планирования, обоснованность которого связана с наличием в налоговом законодательстве альтернативных условий налогообложения в виде комплекса налоговых режимов, льгот, учетных методов при формировании учетной политики, налоговых ставок, методов расчета налоговых баз в зависимости от характера и масштабов хозяйственной деятельности организации.

Третий уровень контроля

Третий уровень контроля - это принятие стратегических решений может не ограничиваться выбором альтернативных условий налогообложения, допускаемых налоговым законодательством в отношении какой-либо сделки, операции, или выбором налогового режима для отдельного вида деятельности. Оно предполагает принятие решений относительно формы организации единого цикла хозяйственной деятельности взаимосвязанных юридических лиц, в том числе выбор организационно-правовых форм, видов договорных отношений, территориального расположения, инвестиционных проектов и т.д. В таком случае необходим высокий уровень контроля налоговых последствий, что невозможно без анализа и налогового планирования при разработке стратегии.

Таким образом, налоговое планирование следует рассматривать в качестве одной из составляющих процесса приспособления к действующей системе налогообложения посредством механизма управления финансами организации как определенной саморегулирующейся целостности, постоянно взаимодействующей с налоговой средой [15, с.18].

Налоговое планирование может осуществляться в различных формах, различными методами, но в любом случае оно должно быть гибким и учитывать возможные изменения внешней среды предприятия. Налоговое планирование на предприятии позволяет выбрать наиболее эффективную систему налогообложения, выгодный временной вариант уплаты налогов, свести к минимуму вероятность дефицита денежных средств и тем самым повысить доходность предприятия. Для постоянного совершенствования деятельности предприятия с учетом изменяющихся условий и выявленных возможностей, измерения влияния факторов внутренней и внешней среды налоговое планирование должно быть непрерывным. Нередко собственники сознательно идут на ожидаемое увеличение налоговых обязательств, снижение прибыли или получение убытков в краткосрочной перспективе для достижения иной цели, например завоевания определенного сегмента рынка. Можно сделать вывод, что налоговое планирование, как и другие виды планирования на предприятии в целом должно быть постоянным и гибким, что бы меняться в соответствии с изменяющимися условиями.


Итак, налоговое планирование на предприятии – это комплексная система, включающая в себя систему планов по различным налогам, уплачиваем предприятием в различных временных периодах, решающих тактические задачи предприятия, использующая различную исходную информацию, система, теснейшим образом переплетающаяся с производственным процессом, закупкой сырья и материалов, сбытом продукции.

Налоговый анализ как неотъемлемая часть налогового планирования

Хозяйственные процессы организации, финансовые результаты и эффективность деятельности, формирующиеся под влиянием системы налогообложения и образующие систему аналитической финансово-экономической и иной информации, являются предметом раздела налогового анализа, который назовем налоговым анализом решений организации.

Организация представляет собой определенную экономическую целостность, действующую в определенном экономическом пространстве, что позволяет рассматривать ее как объект анализа

Организация - это сложная система экономических отношений. С позиции технологической концепции организация является производственно-технологической системой, действующей в соответствии с производственной функцией, как форма выражения технологической зависимости между затратами факторов производства и максимально возможным выходом продукции. Организация представляет собой комплексную структуру, деятельность которой основана на механизме построения технологической цепочки, и является упорядоченной совокупностью взаимосвязанных внутренних элементов (внутренних переменных), придающих ей специфику. Внутренние элементы, к числу которых относят цели, ресурсы, горизонтальное и вертикальное разделение труда, технологию, организационную структуру, систему коммуникаций и обмена информацией, поведение сотрудников и прочее, образуют внутреннюю среду организации.

В отличие от внутренней среды внешняя среда представляет собой совокупность находящихся за пределами организации факторов, с которыми она взаимодействует или которые она учитывает в своей деятельности. В 1970-е гг. стал укореняться взгляд на организацию как сложную открытую социальную систему, существование которой зависит от внешнего мира. Факторы внешней среды в целях их анализа и учета воздействия на организацию по источникам возникновения принято объединять в группы: политические и правовые, экономические, социальные и культурные, технологические.