Файл: Теоретические аспекты сущности финансовой политики государства и ее элементы 5.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Инвестиционная политика предполагает рост роли бюджета в развитии Российской Федерации, формирование условий для инвестирования сбережений населения, развития ипотечного кредитования, привлечение прямых иностранных инвестиций.

Социальной политикой проводятся мероприятия по таким направлениям: выработка механизмов компенсации доходов самых менее обеспеченных слоев населения страны, упорядочение системы льгот социального характера, регулирование вынужденной миграции и пр.

Все большее значение в современных условиях имеет международная финансовая политика. Ее основой является управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в области международных отношений, которые связаны как с международным разделением труда, с образованием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, включая и международные финансовые организации [6 с. 6]

Международная финансовая политика отдельно взятых стран,  как правило, направляется на развитие производительных сил своего государства, и соответственно каждое государство имеет целью занять собственное достаточно весомое место на международных рынках сырья, товаров, рабочей силы и капитала. 

Государством защищаются собственные интересы посредством таможенной и валютной политики, особенности которых устанавливаются степенью государственной заинтересованности в расширении или снижении объемов собственного экспорта или импорта. В связи с этим применяется система таможенных платежей или четко определенный таможенный режим. Главная цель таможенной и валютной политики состоит в сохранении и повышении государственных золотовалютных резервов [6 с. 7]. 

Государством производится защита собственных интересов и содействие повышению своего авторитета посредством участия в деятельности международных организаций, участия в образовании финансовых фондов данных организаций и в финансовом обеспечении совместных программ. 

Финансовая политика международных финансовых организаций направляется на оказание финансовой помощи государствам, которые переживают кризис финансового характера или испытывают финансовые трудности. Как правило, помощь оказывается в виде предоставления займов или в виде реструктуризации уже имеющегося внешнего долга государства [6, с. 8]. 

Международные финансовые организации помощь оказывают не безвозмездно, она всегда сопровождается рядом экономических или политический условий, которые не всегда являются выгодными для страны заемщика. 


В период эволюционного развития общественной жизни и стабильного устройства государства внутренняя и внешняя государственная финансовая политика может решать одну важнейшую задачу –  обеспечение сохранения и упрочения существующей в стране системы общественных отношений. 

Таким образом, финансовый механизм представляет собой совокупность различных форм, видов и методов организации финансовых отношений в процессе реализации государственной финансовой политики с целью достижения значимых макроэкономических целей и устранения имеющихся структурно-системных проблем национальной экономики посредством специфических способов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. При этом важно обеспечить сбалансированность указанных элементов и регламентированность взаимодействия друг с другом. Кроме того, успешное решение выявленных проблем может быть достигнуто за счет саморегулирования рыночной экономики, обеспеченного рациональным управляющим воздействием государства.

2. Анализ финансовой политики российского правительства на современном этапе развития общества

2.1. Современная финансовая политика как основа экономической стабильности государства

Политическая деятельность государства проявляется во всех сферах общественной жизни, в том числе и в финансовой сфере. Финансовая политика государства – одна из составных частей экономической политики. От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность выбранной темы.

В Российской Федерации существуют следующие направления финансовой политики: налоговая политика; бюджетная политика; денежно-кредитная политика; ценовая политика; таможенная политика; социальная политика; инвестиционная политика; внешнеторговая политика [17, с. 413].


Рассматривая финансовую политику на современном этапе её развития, необходимо отметить её системный характер. Причем системность характерна не только для финансовой политики, но и целого ряда других компонентов, которые обеспечивают эффективную деятельность государства. Как и любая система, финансовая политика состоит из ряда важных компонентов, значение которых довольно существенно. В частности, ключевыми составляющими для проводимой в настоящее время в России финансовой политики являются институты бюджетно-налогового направления, а кроме этого целый набор инструментов. Именно с их помощью обеспечивается реализация и контроль за функциями, которые выполняет государство в ходе проведения финансовой политики. Государственная долговая политика призвана обеспечивать приток средств, необходимых для покрытия дефицита бюджета, на более выгодных для него условиях. Долговая политика должна обеспечивать государственную безопасность и устойчивое социально-экономическое развитие страны.

На рисунке 1 представлен объем государственного долга Российской Федерации. К началу 2019 г. общий объем долговой нагрузки по-прежнему находился в безопасных пределах – менее 15% ВВП, что по мировым стандартам является умеренным значением [26].

Рисунок 1 – Объем государственного долга Российской Федерации (по состоянию на конец года), % ВВП

В структуре государственного внутреннего долга РФ облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом и единовременной выплатой основной части долга (ОФЗ-ПД) составляют 50%. Другая крупная категория – облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК), которые составляют 28% от общего объема государственного внутреннего долга. Роль долговых инструментов иных видов - государственные сберегательные облигации (ГСО), облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД), облигации федерального займа с номиналом, индексируемым по уровню инфляции в Российской Федерации (ОФЗ-ИН), облигации внутренних облигационных займов (ОВОЗ) – относительно незначительна [24, с. 131].

Из проведенного анализа долговой политики РФ видно, что на данный момент величина внутреннего долга находится на приемлемом уровне, однако в анализируемом периоде наблюдается устойчивый рост государственных заимствований, что негативно сказывается на экономическом росте страны.

Таким образом, с целью оптимизации государственного долга также можно предложить следующие методы управления [24, с. 132]:


1. Унификация государственных займов;

2. Конверсия государственного долга;

3. Консолидация.

События последних лет показывают, что назрела необходимость смены модели экономического развития России. Для того чтобы обеспечить устойчивый экономический рост и повышение благосостояния общества, важно снизить уязвимость экономики к изменению внешних условий, решить глубокие внутренние структурные проблемы. Банк России нацелен на обеспечение ценовой и финансовой стабильности как важных условий для устойчивого экономического роста и социального благополучия. Обязательные резервы банка имеют тенденцию к росту, а это значит, что денежно-кредитная политика Центрального Банка направлена на 96 снижение денежных накоплений коммерческих банков в целях ограничения кредитных возможностей финансовых организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении. Рост стабильности банковского сектора привел к снижению потребности в рефинансировании банков, а, следовательно, к снижению задолженности банков.

Таким образом, в условиях тяжелой экономической ситуации наблюдается эволюция одного из главных инструментов денежно-кредитной политики ЦБ РФ.

В дальнейшем ЦБ планирует и дальше повышать коэффициент усреднения. Значимым инструментом регулирования денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке. Проведение операций Банка России по абсорбированию ликвидности способствовало поддержанию краткосрочных ставок денежного рынка вблизи ключевой ставки Банка России, что представлено на рисунке 2.

Рисунок 2 – Ключевая ставка и ставка MIACR, % годовых

Минимальная стоимость предоставления средств в рамках операций на открытом рынке привязана к уровню ключевой ставки Банка России. Это позволяет сформировать предпосылки для перераспределения средств кредитными организациями на межбанковском денежном рынке по ставкам, близким к ключевой ставке Банка России. Изменение уровня ключевой ставки также влияет на другие финансовые показатели: валютный курс, цены финансовых активов (цены акций), цены на недвижимость [26].

Так, повышение ключевой ставки способствует росту привлекательности вложений в национальной валюте и ее укреплению, однако оно же ведет к увеличению стоимости заемных ресурсов и сдерживает активность на финансовом рынке и рынке недвижимости. На данном этапе развития нашей страны сложилась такая ситуация, что наша экономика (а значит, и наша валюта) привязана к мировой и реагирует на изменения во внешней политике. Предвидеть подобные изменения сложно, ЦБ приходится последние годы работать в состоянии практически полной неопределенности, а устранить последствия изменений еще сложнее. Плоды деятельности ЦБ могут быть неочевидны для большинства населения, однако статистика по банковскому сектору говорит сама за себя: установилась стабильность, наблюдается положительная динамика в форме снижения задолженностей банков по всем видам операций. Качество налоговой системы и состояние экономики в целом во многом зависит от успешного проведения налоговой политики. Налоговая система России на данный период времени является несовершенной. Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба постоянно вносят поправки и изменения в налоговый кодекс, надеясь на улучшение уровня налогообложения и финансового состояния страны, и, следует отметить, что в какой-то степени данные действия положительно влияют на совершенствование налоговой системы России. Тем не менее, существует и отрицательный момент, связанный с нестабильностью налоговой политики. И в настоящее время главными проблемами налоговой политики России являются именно нестабильность и несовершенство налогового законодательства [26].


Формирование бюджетной политики, ориентированной на обеспечение устойчивых темпов роста Российской экономики, задача настоящего времени. Приоритетным направлением бюджетной политики в среднесрочной перспективе – недопущение роста налоговой нагрузки и сохранение стабильного уровня расходов. Стабильность бюджетной политики будет достигаться за счет структурных реформ доходной и расходной части бюджета. Предлагается сбалансированный подход к финансированию дефицита бюджета с использованием средств резервных фондов, последовательно уменьшая использование этих средств. Важно, что такой подход позволит сохранить в резервах на конец периода более 1 трлн. рублей ликвидных активов. Можно заметить, что накопленные за предыдущие периоды времени резервы создали подушку безопасности, которая позволила проводить адаптацию бюджетной политики в более-менее спокойном режиме в течение нескольких лет.

Во всех бюджетах развитых государств основной доходной статьей бюджета выступают налоговые доходы, которые составляют от 70 – 90 % всех доходов [13, с. 29]. В Российской Федерации роль налоговых доходов на всех уровнях бюджета не столь велика, однако, они выступают значимым доходным источников любого бюджета. Более тщательно разберем доходную часть бюджета, которая состоит из: нефтегазовых и ненефтегазовых доходов.

В России разница между этими доходами меняется ежегодно, она показывает на сколько сильно экономика страны зависит от нефтегазовых доходов. Подробнее рассмотреть динамику можно на рисунке 3.

Рисунок 3 - Доходы федерального бюджета за 2015-2018 года

По рисунку 3 можно сказать, что за данные периоды ненефтегазовые доходы превосходят нефтегазовые и государство старается больше зарабатывать не за счет природных ресурсов, которыми полно государство, а за счет внутренних пополнений в бюджет страны. Если рассматривать разницу в доходах, то в ней определить какую-то динамику нельзя, так как в 2016 году видно увеличение разницы в доходах на 3772 млрд. р., а в 2017 и 2018 году эта величина сокращается до 3145 млрд.р. и 1419 млрд.р. соответственно. Возможным объяснением данной динамики в разнице доходов может послужить изменение цены на нефть и газ в данные периоды, в 2016 году цены на них была уменьшена, а в 2017 и 2018 году возросла и увеличила прирост в доходы страны. Данные доходы увеличиваются в динамике в абсолютной величине, но по 2017 год включительно стабильно с 2011 года сохранялся дефицит денежных средств в бюджете, но впервые за долгое время в 2018 году бюджет оказался профицитным на 2745,5 млрд.р., это хороший результат для страны [28, с. 35].