Файл: Теоретические аспекты сущности финансовой политики государства и ее элементы 5.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Российская Федерация в современных условиях переживает некоторые трудности не только в сфере государственного устройства, но и в области экономики и финансов. Эффективное проведение любой экономической реформы в большинстве своем связано с достижением финансовой стабилизации. Правительству государства в условиях кризиса нужно разработать четкую финансовую стратегию, то есть курс финансовой политики долговременного характера, который рассчитан на перспективу и предусматривает решение задач крупномасштабных, продиктованных социально-экономической стратегией государства. Достаточно важным является выделение основных тенденций в развитии финансов, формирование основных концепций их использования, выработка принципов организации отношений по вопросам финансов. Выбор концепций долговременного характера и целевых программ нужен с целью концентрации финансовых ресурсов на основных направлениях социально-экономического развития, а не распыления их по целям второго плана. Особое внимание необходимо уделять гибкой финансовой тактике, которая направлена на решение четких задач развития общества посредством своевременного изменения методов организации задач финансовых связей, а также перегруппировки финансовых ресурсов.

Для эффективного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач нужен четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизмов реализации финансовой политики, а вместе с тем ее структурных элементов.

Только научный подход, знание и изучение всех факторов, которые определяют финансовую политику, являются гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не превратится в независимость от объективных отношений в экономическом плане. Из опыта известно, что отрыв финансовой политики от экономической политики государства может обернуться серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживать реализацию возможностей, которые заложены в ней.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что сегодня государственные финансы должны не просто выполнять функцию государственного обеспечения, но реально являться производительным и эффективным элементом воспроизводственного процесса, активно участвуя в накоплении основных фондов для производства общественных благ в различной форме (защита населения, оборона, стабилизация финансов и др.), инновационного потенциала страны, интеллектуального ресурса и т. д.


Цель работы – изучить сущность и содержание финансовой политики государства и ее реализация в РФ.

Для реализации поставленной цели, требуется решить следующие задачи:

- изучить сущность и содержание финансовой политики государства;

- рассмотреть современное состояние финансовой политики государства;

- проанализировать направления совершенствования финансовой политики как основы экономической стабильности государства.

Предметом исследования являются финансовая политика.

Объектом исследования являются финансовая политика российского правительства и ее реализация на современном этапе развития общества.

В работе использованы методы эмпирического и теоретического исследования, в частности сравнения, измерения, формализации, а также анализа и синтеза.

Теоретической и методологической основой исследования послужили материалы официальных сайтов Российской Федерации, труды и разработки отечественных и зарубежных ученых-экономистов, публикации по избранной проблематике в периодической печати, компьютерные издания и сайты сети Интернет.

1. Теоретические аспекты сущности финансовой политики государства и ее элементы

1.1. Сущность и задачи финансовой политики в современных условиях экономики

Финансовая политика представляет собой совокупность действий целенаправленного характера с использованием финансовых отношений, а также мероприятий государства по использованию финансовых отношений с целью выполнения государством своих функций.

Государственную финансовую политику проводят уполномоченные государственные органы (Банк России, налоговые службы, органы правопорядка, бюджетные и внебюджетные фонды) в отношении субъектов хозяйствования разных форм собственности при помощи государственной законодательной базы. Финансовой политикой государства могут преследоваться политические, экономические и социальные цели. При все том нужно заметить, что государственная финансовая политика государства, выступая как отдельное направление государственной политики, всегда часть экономической политики государства. Здесь идет конкретизация основных направлений развития хозяйства страны, устанавливается общий размер финансовых ресурсов, источники их и возможные направления использования, происходит разработка механизма регулирования и стимулирования посредством финансовых методов социально-экономических процессов.


Одновременно с этим государственная финансовая политика является относительно самостоятельной сферой деятельности государства. У нее есть свое четкое содержание, а вместе с тем собственные цели, задачи, объекты, формы и способы экономического регулирования.

Необходимо представить содержание финансовой политики [7, с.43]:

  1. Выработка общей концепции финансовой политики государства, определение ее важнейших направлений, целей, основных задач.
  2. Формирование адекватного финансового механизма.
  3. Управление государственной финансовой деятельностью и деятельностью иных экономических субъектов.

Основой финансовой политики являются стратегические направления, которыми определяется долгосрочная и среднесрочная перспектива использования финансов и предусматривается решение основных задач, исходящих из особенностей функционирования социально-экономической сферы государства. Вместе с тем государством осуществляется выбор текущих тактических целей и задач использования отношений финансового характера. Данные мероприятия тесно взаимосвязаны между собой, а также являются взаимозависимыми [7, с.43].

Основной и неотъемлемой частью государственной финансовой политики выступает формирование финансового механизма, посредством которого идет осуществление деятельности государства в финансовой сфере. Финансовый механизм является системой определенных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Элементами финансового механизма являются формы финансовых ресурсов, методы их образования, система законодательных норм и нормативов, которые применяются при установлении государственных доходов и расходов организации и регулирования сферы бюджета, финансов субъектов хозяйствования и рынка ценных бумаг. Финансовый механизм представляет собой наиболее динамичную часть финансовой политики. Его изменения производятся согласно решению разного рода тактических задач. В связи с этим, финансовый механизм очень чутко реагирует на все особенности социально-экономической ситуации в государстве.

Определение понятия финансовой политики подтверждается ее важнейшими целями, к которым относят следующие [7, с.44]:

1) Увеличение объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Это достаточно важно для проверки влияния финансовой политики на экономическое состояние страны. Отказ от учета роста эффективности использования финансовых ресурсов государства при выработке и проведении его финансовой политики может приводить к распылению средств, уменьшению источников удовлетворения постоянно возрастающих экономических и социальных общественных потребностей.


2) Оздоровление и структурная перестройка экономики в стране: рост в общем производственном объеме удельного веса отраслей второй группы, уменьшение расходов на ВПК, упорядочивание элементов денежного обращения, и в перспективе - восстановление конвертируемости национальной валюты.

3) Достижение более высокого жизненного уровня населения на базе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальное направление финансовой стратегии выражается не только в поиске возможностей роста объема финансовых ресурсов, которые направляются на улучшение благосостояния народа, но и в новейшем подходе к основной цели экономической политики государства. Уровень жизни является теперь величиной, которое определяется развитие производства, направление и структуру применения финансовых ресурсов в государстве [22, с. 68].

Однако также экономистами могут выделяться также и иные цели, к примеру, уменьшение темпов инфляции (чему достаточно большое внимание уделяется в условиях современной экономики, потому что инфляция сегодня представляет собой одно из тех зол, что несут большую угрозу благосостоянию граждан), сглаживание циклов экономики (при этом в первую очередь понимают использование финансовой политики государства как инструмента для борьбы со спадами). При этом не трудно заметить то, что названные цели выступают по своей сути производными от основной задачи финансовой политики государства - обеспечить высокое благосостояние всего населения.

Все выше изложенное позволяет отметить, что можно дать определение финансовой политике как государственного регулирования финансовых ресурсов роста уровня благосостояния граждан.

Основными задачами финансовой политики выступают [22, с. 69]:

  1. обеспечение условий для формирования максимально возможного объема финансовых ресурсов;
  2. определение рационального с государственной точки зрения распределения и использования финансовых ресурсов;
  3. организация регулирования и стимулирования социально-экономических процессов посредством финансовых методов;
  4. разработка финансового механизма и его развитие согласно изменяющимся целям и стратегическим задачам;
  5. формирование эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Необходимо остановиться на основных элементах финансовой политики государства.


1.2. Элементы финансовой политики государства

Государственная политика в сфере финансов находится в зависимости от степени развитости финансовой системы и степени самостоятельности отдельно взятых ее звеньев.

Основными элементами финансовой политики являются [17, с. 56]:

- налоговая политика;

- бюджетная политика;

- денежно-кредитная политика;

- ценовая политика;

- таможенная политика;

- социальная политика;

- инвестиционная политика;

- политика в сфере международных финансов.

Бюджетная политика представляет собой определение государством следующего [17, с. 56]:

- источников образования доходов бюджета государства; 

- приоритетных направлений бюджетных расходов; 

- допустимых пределов разбалансированности бюджета; 

- источников финансового обеспечения дефицита бюджета; 

- принципов взаимоотношений между отдельно взятыми звеньями бюджетной системы. 

В составе бюджетной политики, в свою очередь, приобретают относительную самостоятельность политика в сфере налогов, политика инвестирования, политика управления долгом государства. Налоговой политикой определяется выбор состава налогов, их ставок, льгот и санкций по отдельно взятому виду налогов. Налоговую политику необходимо строить на компромиссах государственных интересов и интересов плательщиков налогов. Государственные интересы базируются на принципе достаточности налогообложения. Вместе с тем налогообложение не должно служить подрывом мотивации к эффективной деятельности.     

Денежно-кредитная политика представляет собой обеспечение устойчивости денежного обращения посредством управления эмиссией,  регулирования инфляционных процессов и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в хозяйстве страны и в разного рода элементах финансовой системы посредством регламентации и регулирования деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка посредством регламентации эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирования их оборота (курса покупки и продажи) и пр. [17, с. 58].

В денежно-кредитной политике некоторую самостоятельность приобретают эмиссионная политика, ценовая политика, валютная политика, кредитная политика – а в ней, в свою очередь, к примеру, процентная политика и политика инвестирования.

Ценовая политика базируется на регулировании цен и тарифов на товары и услуги монополий.