Файл: Теоретические аспекты сущности финансовой политики государства и ее элементы 5.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По динамике доходов федерального бюджета видно, что ненефтегазовые доходы увеличиваются с каждым годом. К ненефтегазовым доходам относятся: НДС на товары, произведенные и ввозимые на территорию Российской федерации, налог на прибыль, акцизы, ввозные таможенные пошлины и прочие доходы. В таблице 1 можно увидеть, какое распределение у каждого ненефтегазового дохода [28, с. 35].

Таблица 1 - Ненефтегазовые доходы бюджета Российской федерации за 2016-2018 года (млрд. руб.)

2016

2017

2018

Темп прироста, %

2016/2017

2016/2018

Ненефтегазовые доходы

8616

9117

10437

5,8

21,1

Связанные с внутр. производством

3 780,6

4 741,9

5 430,9

25,4

43,7

НДС

2 657,4

3 069,9

3 574,6

15,5

34,5

Акцизы

632,2

909,6

860,7

43,9

36,1

Налог на прибыль

491,0

762,4

995,5

55,3

102,7

Связанные с импортом

2 539,6

2 728,6

3 204,2

7,4

26,2

НДС на ввозимые товары

1 913,6

2 067,2

2 442,1

8,0

27,6

Акцизы на ввозимые товары

62,1

78,2

96,3

25,9

55,1

Ввозные пошлины

563,9

583,2

665,8

3,4

18,1

Прочие

2 295,8

1 646,5

1 801,9

-28,3

-21,5

По итогам таблицы 2 можно сказать, что ненефтегазовые доходы растут с каждым годом, за счет внутреннего производства и импорта в 2017 году темп прироста составил 5,8%, в 2018 году 21,1% по сравнению с 2016 годом соответственно. Доходы связанные с внутренним производством занимают самую большую величину в структуре ненефтегазовых доходов в 2017 году они увеличились на 25,4 и в 2018 году на 43,7%. Заметную роль в увеличении бюджета играет такая статья доходов как НДС, занимая в общем объеме 57,6% на 2018 год. НДС в 2017 году увеличился на 15,5%, в 2018 году увеличился на 43,7%. Налог на прибыль показывает повышение доходов в динамике, что говорит о том что производители стали получать больше прибыли, что выгодно для страны. В 2017 году темп прироста налога составил 55,3, а в 2018 году он увеличился вдвое по сравнению с 2016 годом. Налог связанный с импортом показывает за 2 года небольшой рост, в 2017 увеличившись на 7,4% и в 2018 году на 26,2% в абсолютном значение сумма составила 3 204,2 млрд.р. Прочие доходы так наоборот показывают снижение доходов, в 2017 году на 28,3%, в 2018 году на 21,5% в сравнении с 2016 годом [28, с. 36].


По оперативным данным Федерального казначейства, доходы федерального бюджета в 2018 г. выросли до 18,8% ВВП, составив 19 457,9 млрд. руб., что выше на 2,4 п.п. ВВП, или на 4369,0 млрд. руб., по сравнению с соответствующим показателем 2017 г. Рост доходов вызван увеличением как их нефтегазовой составляющей на 2,2 п.п. ВВП, так и ненефтегазовых поступлений на 0,2 п.п. ВВП. По данным Минфина России, дополнительные нефтегазовые доходы, полученные в 2018 г. в результате увеличения фактической цены на нефть (до 70,01 долл./барр.) по сравнению с базовой (40,8 долл./барр.), оцениваются в 4261,4 млрд. руб. Таким образом, разница между доходами без учета дополнительных нефтегазовых доходов (15 196,5 млрд. руб.) и расходами федерального бюджета (расчетный дефицит) составила 1468,2 млрд. руб., или 1,4% ВВП [28, с. 37].

Налоговые доходы выросли за 2018 г. на 4186,8 млрд. руб., или на 2,4 п.п. ВВП к уровню 2017 г. Улучшение динамики в номинальном выражении и в долях ВВП отмечается по всем видам налоговых доходов, за исключением внутренних акцизов, объем которых сократился на 0,2 п.п. ВВП, или на 48,9 млрд. руб., – в основном из-за снижения поступлений по акцизам на этиловый спирт, автомобильный бензин и табачную продукцию на 4,6, 23,0 и 1,6% соответственно. Поступления в федеральный бюджет по НДПИ и по доходам от внешнеэкономической деятельности выросли в 2018 г. на 1,4 и 0,8 п.п. ВВП соответственно, что связано с повышением цен на нефть марки «Urals» (средняя цена на нефть по итогам 2017 г. составила 53,03 долл./барр. против 70,01 долл./барр. в 2018 г.) и курса доллара относительно рубля (58,3 руб./долл. в 2017 г. против 62,7 руб./долл. в 2018 г.).

Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов представлена в табл. 2.

Таблица 2 - Направления расходов федерального бюджета по разделам функциональной классификации на 2017 - 2020 гг., млрд. руб.

п/п

Раздел

бюджета

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

(план)

Темп прироста, %

2018/

2017

2019/

2018

2020/

2019

1.

Социальная политика

5 053,6

4 706,1

4 741,8

4 873,3

-6,88

0,76

2,77

2.

Национальная экономика

2 369,7

2 404,1

2 377,0

2 438,7

1,45

-1,13

2,60

3.

Национальная оборона

3 054,4

2 771,8

2 798,5

2 808,0

-9,25

0,96

0,34

4.

Образование

608,0

663,2

653,4

668,9

9,08

-1,48

2,37

5.

Здравоохранение

389,2

460,3

428,5

499,4

18,2

-6,91

16,5

6.

Национальная безопасность и

правоохранительная

деятельность

2 028,5

2 108,1

2 131,0

2 140,7

3,92

1,09

0,46

7.

Общегосударственные вопросы

1 249,0

1 305,8

1 243,5

1 238,9

4,55

-4,77

-,37

8.

Обслуживание

государственного и

муниципального долга

730,3

824,3

819,1

869,8

12,8

-0,63

6,19

9.

Жилищно-коммунальное

хозяйство

72,5

125,8

98,5

91,0

73,5

21,7

-7,6

10.

Культура, кинематография

95,5

93,7

89,2

84,5

-1,88

-4,80

-5,2

11.

Физическая культура и спорт

93,8

59,2

37,3

38,9

36,8

-36,9

-4,2

12.

Охрана окружающей среды

92,4

88,8

98,2

98,2

-3,9

4,5

5,82

13.

Средства массовой информации

82,2

82,7

67,8

67,9

-0,69

18,0

-0,1

14.

Межбюджетные трансферты общего характера

808,4

835,3

795,4

808,2

3,33

-4,78

1,61


В таблице 2 приведены расходы федерального бюджета на 2017-2020 гг. по разделам функциональной классификации. Среди наиболее объемных направлений расходования средств федерального бюджета можно отметить расходы на социальную политику, национальную экономику, национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность и общегосударственные вопросы. Из таблицы 2 очевидно, что имеет место значительная разница в объеме расходов по разделу «Социальная политика» между 2017 и 2018 годами. Это связано с предоставлением в январе 2017 года единовременной выплаты к пенсии в размере 5000 рублей, а также с уменьшением количества назначаемых пенсий. Значительно сокращены расходы по разделу «Физическая культура и спорт», так как в основном завершено финансирование мероприятий по подготовке и проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года.

Следует отметить, что в структуре расходов федерального бюджета ведущая роль принадлежит расходам по разделу «Социальная политика» (включая расходы на пенсионную систему), которые в 2018 году составят 28,5% от общего объема расходов, в 2019 году – 29,0%, в 2020 году – 28,4%.

Расходы федерального бюджета на выполнение обязательств по выплате пенсий в 2018 году составят 2 475,9 млрд. рублей, в 2019 году – 2 487,3 млрд. рублей, в 2020 году – 2 586,3 млрд. рублей [30].

В Послании Президента РФ Федеральному собранию сформулированы вопросы преодоления бедности, повышения оплаты труда. Но для этого в первую очередь нужна качественная занятость, квалифицированные, хорошо оплачиваемые рабочие места, что в итоге приведет к экономическому росту, обеспечит стабильность повышения доходов граждан РФ [5].

Динамика и структура основных параметров федерального бюджета в 2018 г. по сравнению с предыдущим годом свидетельствуют о развитии ряда положительных тенденций: росте налоговых доходов, а также о поддержании расходов, объема государственного долга и ФНБ на приемлемом для обеспечения национальной финансовой устойчивости уровне.

В последние годы ускоряются темпы роста расходов на обслуживание государственного и муниципального долга в связи с исчерпанием резервных средств и увеличением присутствия государственного сектора на финансовом рынке. В 2018 г. рост расходов на обслуживание государственного и муниципального долга составил 132%, в результате чего доля этих расходов в общей сумме увеличилась на один процентный пункт (с 3,3% до 4,3%) [30]. Уменьшение расходов по таким направлениям как Здравоохранение, Образование, Жилищно-коммунальное хозяйство, Физическая культура и спорт связано, в первую очередь, с завершением ряда проектов и социальных программ, проводимых государством в этих областях.


Таким образом, проведенный анализ структуры и динамики доходов и расходов федерального бюджета, позволяет говорить о том, что государственный бюджет динамичен и склонен к изменениям, которые могут быть связаны как с внутренней политикой государства, так и с различными внешними факторами. Проанализируем и сделаем определенные выводы о динамике доходов и расходов федерального бюджета. И так основные характеристики федерального бюджета на 2016 - 2018 годы представлены в табл. 3.

Таблица 3 – Доходы и расходы федерального бюджета, млрд. рублей

Показатели

2015 год

2016 год

2017 год

2018 г

Отчет

Закон 384-ФЗ

Отчет

Закон 384-ФЗ

Отчет

Закон 384-ФЗ

Отчет

Доходы, всего

15082,4

12539,7

15795,5

13958,8

16547,8

14916,6

15932,7

% ВВП

19,3

17,2

19,0

16,9

18,4

16,4

16,0

В том числе

Нефтегазовые доходы

7717,2

5686,7

8032,1

6291,1

8207,9

6821,8

7279,4

% ВВП

10,0

7,8

9,7

7,6

9,1

7,5

7,3

В % от общего объема

51,2

45,3

50,9

45,1

49,6

45,7

45,7

Не нефтегазовые доходы

7365,1

6853,0

7763,5

7666,7

8339,9

8094,8

8653,3

% ВВП

9,5

9,4

9,4

9,4

9,4

8,9

8,7

В % от общего объема

48,8

54,7

49,1

54,9

50,4

54,3

54,3

Расходы, всего

15513,1

15215,0

16271,8

15865,0

17088,7

16650,5

16598,6

% ВВП

20,0

20,8

19,6

19,2

19,0

18,3

16,7

Дефицит (-)

Профицит (+)

-430,7

-2675,3

-476,3

-1906,2

-540,9

-1733,9

-665,9

% ВВП

-0,6

-3,7

-0,6

-2,4

-0,6

-1,9

-0,7

Не нефтегазовый дефицит, в % ВВП

-10,5

-11,4

-10,2

-9,9

-9,7

-9,4

-8,0


Необходимо отметить увеличение расходов федерального бюджета в 2016 году, по сравнению с предыдущем годом, которое было обусловлено в первую очередь, ростом расходов на национальную экономику, увеличились социальные расходы и определенную роль сыграли военные затраты в 2015 и 2016 г. можно отметить, в большинстве случаев. Расходы федерального бюджета по разделу «Образование» предусмотрены в 2015 году в сумме 610,5 млрд. рублей, что на 29,7 млрд. меньше, чем в 2014 г. Расходы федерального бюджета по разделу «Здравоохранение» предусмотрены в 2015 году в сумме 391,0 млрд. рублей, при этом в 2015 году расходы сокращаются по сравнению с 2014 годом на 89,8 млрд. рублей. По статье «Межбюджетные трансферты» запланировано увеличение расходов [30].

Формирование государственного бюджета, определение его доходных и расходных статей являются постоянным полем политических и научных дискуссий по поводу обеспечения эффективности и результативности государственного управления, поиска правильного пути развития государства, создания условий достойного уровня жизни его граждан. При этом важна роль государственного регулирования, которое является одной из основных форм участия государства в экономической жизни и состоит в его прямом и косвенном взаимодействии на распределение ресурсов и формирование пропорций. Стоит сказать, что федеральный бюджет на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов формировался в условиях стабилизации экономической ситуации благодаря мероприятиям, проводимым государством. Основными отличительными признаками экономики Российской Федерации на данном этапе являются: крепкий платежный баланс; минимальная зависимость от внешнего долга; низкая инфляция и контролируемый уровень дефицита бюджета; снижающаяся зависимость от цен на нефть и более здоровые структурные пропорции [3].

Федеральный бюджет сформирован с учетом того фактора, что будет иметь место сохранение действия экономических и финансовых санкций на протяжении всего прогнозного периода, в тоже время учтены ответные меры со стороны России для защиты своих национальных интересов. Соблюдено бюджетное правило, согласно которому доходы от продажи нефти по цене выше 40 долларов США за баррель направляются не на расходы, а для восстановления финансовых резервов. При этом предполагается использование мер мобилизации доходов и перераспределения расходов федерального бюджета, сокращение его дефицита, которое будет способствовать обеспечению сбалансированности бюджета в среднесрочном периоде. С этой целью запланировано снижение дефицита бюджета в 2020 году по отношению к 2017 году в 2,3 раза. Следует отметить, что в 2018 году основным источником его финансирования останется Фонд национального благосостояния, который с 1 января 2018 года объединен с Резервным фондом. Однако начиная с 2019 года, Правительство РФ планирует отказаться от использования средств фондов для финансирования дефицита федерального бюджета [4]. Для этих целей предполагается привлечение средств на внутреннем финансовом рынке – выпуск облигаций федерального займа. В таблице 4 представлены основные показатели федерального бюджета на 2017-2020 гг.