Файл: Теоретические аспекты сущности финансовой политики государства и ее элементы 5.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 4 - Основные показатели федерального бюджета на 2017-2020 гг.

Наименование

показателей

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

Темп прироста, %

2018/

2017

2019/

2018

2020/

2019

Доходы:

14 720,3

15 257,8

15 554,6

16 285,4

3,65

1,95

4,70

Нефтегазовые доходы

5 795,2

5 479,6

5 247,5

5 440,4

-5,45

-4,24

3,68

Ненефтегазовые доходы

8 925,1

9 778,2

10 307,1

10 845,0

9,56

5,41

5,22

Расходы

16 728,4

16 529,2

16 373,7

17 155,3

-1,19

-0,94

4,77

Дефицит

-2 008,1

-1 271,4

-819,1

-869,9

-36,69

-35,57

6,20

По результатам анализа раздела «Доходы» федерального бюджета можно сделать вывод, что доля доходов бюджета в 2017-2019 гг. по отношению к ВВП снижается на 1,1%, что свидетельствует о несовершенстве налоговой системы страны, которая не способна охватить "теневую" экономику страны и не может обеспечить вовлечения в доходы различных уровней бюджетов реально имеющегося потенциала доходов.

Итоговый обзор российской экономики за 2018 г., хотя и традиционен по своей структуре, подготовлен Институтом Гайдара с учетом нараставшей неопределенности в системе мирохозяйственных связей.

Особую дестабилизирующую роль приобрели санкционный фактор, далеко вышедший за рамки российско-американских отношений, а также обострение торгового конфликта США и КНР, перерастающего рамки экономической конкуренции и обретающего черты глобального технологического и геополитического противостояния. Дополнительно осложняло положение, прежде всего на развивающихся рынках, ужесточение политики ФРС США [26].

Социально-экономическая ситуация в России, в том числе под влиянием перечисленных факторов, остается сложной. Хотя переход в положительную фазу роста получил продолжение, количественные и качественные характеристики этого роста нельзя признать удовлетворительными. Кроме того, цифры роста ВВП за 2018 г., представленные Росстатом, намного превзошли как официальные, так и экспертные прогнозы: возникшие проблемы с сопоставимостью данных, а также с методиками подсчета доходов населения, инвестиций в основной капитал, строительных работ и др., безусловно, требуют открытого и заинтересованного совместного обсуждения государственными ведомствами и экспертным сообществом.


В то же время некоторые показатели, негативно характеризующие экономическую динамику, не всегда свидетельствуют об отрицательных трендах. Так, падение аграрного производства в известной мере было предопределено рекордным за весь постсоветский период урожаем, полученным в 2017 г. Рост промышленного производства произошел во многом за счет увеличения добычи полезных ископаемых и изменения индустриальной структуры в пользу сырьевого сектора, а зафиксированный рост в машиностроении определялся увеличением госзаказа и прямыми субсидиями.

Инвестиционная активность проявлялась в основном со стороны государства либо компаний с его участием. Этого недостаточно, чтобы говорить о переходе к инвестиционной модели роста, частный бизнес инвестировал не активно, а прямые иностранные инвестиции резко сократились.

Противоречивыми выглядели процессы в социальной сфере. Негативным было восприятие решения по повышению возраста выхода на пенсию, притом что Россия была одной из последних среди стран с сопоставимым уровнем развития, решившихся на такую меру. Трудно оценить, насколько это повлияет в долгосрочной перспективе, в том числе на демографическую ситуацию, которая к настоящему времени приобрела, скорее, отрицательный вектор. В 2018 г. сокращение численности населения в результате естественной убыли впервые не перекрывалось миграционным притоком. Пятый год подряд происходило сокращение реальных доходов населения, что вызывало вопросы как к динамике, так и к содержанию данного показателя, поскольку реальные зарплаты (прежде всего за счет бюджетного сектора) существенно выросли.

Снижение доходов не привело к соответствующему снижению потребления и было, очевидно, компенсировано заемными средствами. Более того, прирост полученных населением кредитов впервые с 2014 г. обогнал прирост его банковских вкладов. На фоне высокой активности в розничном и ипотечном сегментах несколько выросла выдача новых кредитов и корпоративным заемщикам. Что касается рынка облигаций, то он достиг максимальных значений за всю свою историю, однако по сравнению с 2017 г. прирост был совсем незначительным [4].

Макроэкономическая ситуация складывалась относительно позитивно – во всяком случае, с учетом отмеченных выше факторов неопределенности. Эти факторы (а также ожидание повышения НДС) повлияли на то, что Банк России впервые за долгое время повысил ключевую ставку, стремясь вернуть уровень инфляции к таргету. Он также временно прекратил покупку валюты, приобретавшуюся на рынке в интересах Минфина с целью снижения волатильности курса рубля в условиях ускорившегося оттока капитала. Важно, что этот отток не обнулил текущий счет платежного баланса, поскольку с избытком был перекрыт положительным внешнеторговым сальдо, сильно укрепившимся благодаря благоприятной конъюнктуре мирового рынка сырья. При этом значительно ослабла прямая зависимость курса национальной валюты от нефтяных цен, в то время как влияние геополитических рисков на курс, напротив, возросло.


После шести лет дефицитного финансирования федерального бюджета он был сведен с существенным профицитом. Продолжал снижаться ненефтегазовый дефицит. Что касается консолидированного бюджета регионов, то рост доходов при сдерживании расходов позволил впервые за 11 лет достичь его профицита. В целом последовательно консервативная бюджетная политика аргументировалась возможностью дальнейшего усиления санкционных рисков, а также ожиданиями нового циклического спада в мировой экономике.

В целях формирования комплекса конкретных мер по повышению эффективности деятельности органов государственной власти Правительством Российской Федерации в январе 2019 года утверждена Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2023 годах [4].

Концепция обобщает уже реализуемые и перспективные меры по повышению эффективности расходов бюджетов бюджетной системы и предусматривает реализацию мер как операционного уровня - то есть имеющих непосредственный и измеримый эффект уже в ближайшей перспективе; так и стратегического - то есть способствующих повышению эффективности системы управления бюджетными расходами в целом.

В Российской Федерации разработан специальный прогноз по основным макроэкономическим показателям социального экономического развития. Этот прогноз использовался при разработке финансового планирования до 2023 года, он основан на направлениях экономической политики, которые предусмотрены концепцией долгосрочного социально-экономического развития России. Концепция долгосрочного социально-экономического развития обеспечивает условия инновационного развития на базе формирования благоприятной деловой среды, инвестиций в человеческий капитал, увеличения качества институтов государства. Данная концепция функционирует при условии сохранения макроэкономической стабильности [4].

Основными проблемами финансовой политики нашей страны являются: несбалансированный бюджет на всех уровнях, несбалансированное состояние государственных внебюджетных фондов, отсутствие совершенства в налоговой системе, низкое значение показателей инвестиционного финансирования, нестабильный валютный курс рубля, отсутствие эффективности в использовании собственности государства, отсутствие единства финансовой и денежно - кредитной политики [9].

Основная проблема финансовой политики в нашей стране заключается в низком уровне сбора налоговых отчислений. Прежде всего, это проявляется в сокрытии выручки налогоплательщиками, а также фактическим созданием препятствий для оплаты налогов. За счёт сокращения реального валового внутреннего продукта происходит постоянное сужение налогооблагаемой базы. До тех пор, пока экономически активный человек не будет обладать возможностью участвовать в формировании общественного продукта, ситуация не будет менять: нет дохода, нет спроса на товар, отсутствует развитие производства и инвестиции, отсутствуют накопления, растет импорт, увеличиваются государственные долги, увеличивается процентная ставка, спекулятивные сделки, происходит падение национальной валюты, сокращение уровня жизни, растет зависимость от зарубежного капитала.


Одной из проблем финансовой политики Российской Федерации является проблема недофинансирования. Но нужно смотреть глубже. Казалось бы каждый год расходы на финансирование статей расходов возрастают, однако инфляция съедает разницу. В 2019 году расходная часть бюджета увеличивается всего на 1,4 трлн рублей, в основном за счет нефтегазовых доходов. Рост расходов составляет 7,7 % при инфляции в 5 % , что соответствует обычному уровню роста. Финансирование нацпроектов и входящих в их состав федеральных проектов за счет федерального бюджета составит: в 2019 году - 1,7 трлн рублей, в 2020 году - 1,8 трлн рублей, в 2021 году - 2,1 трлн рублей. Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию национальных проектов в 2019 - 2021 годах составит 5,55 трлн рублей. Однако если учесть, что инфляция по проекту будет в 2019 году на уровне 4,3 % , то все эти ассигнования будут поглощены ею.

Стоит острая проблема оптимизации структуры расходов.

Отдельно следует рассматривать расходы по обслуживанию долга государства. И тут не обошлось без сложностей. Согласно проекту бюджета на трехлетку, объем госдолга в 2019 году составит 12 трлн. рублей, в 2020 году - 14 трлн. рублей, в 2021 году - 15,7 трлн. рублей [9].

В следующем году Фонда национального благосостояния, по прогнозам правительства, достигнет 7 % порога инвестирования. Минэкономразвития уже внесло предложение расширить возможности инвестирования средств Фонда национального благосостояния за рубежом. Следовательно, при таких объемах накоплений внешние заимствования просто не нужны. Здесь нужно решить вопрос реструктуризации государственного долга государства и установки верхней границы доходности по заимствованиям. Бюджетный дефицит может финансироваться через эмиссию государственных ценных бумаг. Но это может привести к потере управляемостью государственным долгом.

Стратегический курс в области государственных финансов должен заключаться в реальном бюджете и в этом направлении делаются некоторые шаги. Так, например, на промышленность в бюджете предусмотрено 291 млрд. рублей на 2019 год, что на 32 млрд. больше 2018 года, и эта цифра сохраняется на следующие годы [9].

Экономика должна возрождаться через совершенствование производства, а все социально - экономические проблемы должны решаться через централизованный общегосударственный фонд финансовых ресурсов. Необходимо проведение согласованной денежно-кредитной, финансовой и социально-экономической политики, которая будет сконцентрирована на интересах широких слоев общества. Решение проблем финансовой политики и преодоление финансовых кризисов невозможно без проведения грамотной микроэкономической стабилизации на основе развития и оживления реального сектора экономики. Это способно привести к увеличению налогооблагаемой базы, а также укреплению геополитических и стратегических позиций РФ.


2.2. Финансовая политика России: проблемы и пути решения

Государство в зависимости от сферы общественных отношений оказывает воздействие на различные стороны своей деятельности через внутреннюю и внешнюю политику, социальную и культурную, финансовую и техническую. Финансовая политика - основополагающий элемент в системе управления финансами, особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рационального распределения и использования с целью реализации государственной программы экономического и социального развития.

Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов разработаны в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом итогов реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на период до 2019 - 2021 годов. При подготовке Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики были учтены положения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года [5].

Целью Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики является определение условий, используемых при составлении проекта федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2020 - 2022 годы.  

В условиях кризиса российской экономики выработка мероприятий финансовой политики должна быть нацелена на решение комплекса следующих ключевых проблем [10]:

- устранение структурных дисбалансов (нарушение функционирования) в финансовой системе государства, сокращение частной задолженности, а также максимальное уменьшение разрыва между стоимостью реальных активов производительных сил и производных ценных бумаг;

- обеспечение доступа ключевых секторов экономики Российской Федерации к иностранным финансовым ресурсам и современным технологиям;

- обеспечение реального сектора экономики необходимым объемом инвестиционных ресурсов посредством улучшения инвестиционного климата и устранения избыточных административных барьеров;