Файл: Теоретические аспекты сущности финансовой политики государства и ее элементы 5.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- создание института долгосрочного финансирования с целью обеспечения высоких темпов качественного экономического роста посредством снижения издержек отечественного бизнеса и повышения конкурентоспособности продукции, а также обеспечение возможности технической и технологической модернизации основного капитала отечественных предприятий.

В современных условиях российская экономика находится в состоянии глубокого структурного кризиса, который будет усугубляться по прогнозам ведущих экономистов и достигнет своего пика к 2020 году. Эту проблему необходимо решать уже сегодня и в первую очередь логично начать реализацию комплекса мероприятий финансовой политики с устранения структурной несбалансированности расходной части федерального бюджета и обеспечения более равномерного перераспределения финансовых ресурсов между объектами государственной и социальной инфраструктуры.

Данные меры будут способствовать решению комплекса следующих важнейших задач [10]:

- повышение эффективности государственного управления;

- сокращение дифференциации (разделение) населения по уровню доходов;

- повышение качества и доступности образования, медицинской помощи;

- достижение сбалансированности социально-экономического развития регионов Российской Федерации.

С целью устранения проблем, препятствующих дальнейшему экономическому развитию страны, Правительством России выработаны следующие стратегические задачи на ближайшую перспективу [11]:

- устойчивое развитие национальной финансовой системы;

- оптимизация регулятивной и налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития экономики страны и модернизации ее производственно-технологической базы;

- совершенствование механизмов бюджетного планирования, осуществление контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд;

- повышение эффективности бюджетных расходов;

- повышение эффективности государственного управления государственными корпорациями, государственными компаниями и акционерными обществами с государственным участием;

- борьба с нецелевым использованием и хищением государственных средств, коррупцией, теневой и криминальной экономикой;

- поддержка высокотехнологичного малого и среднего бизнеса;

- расширение государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности, а также формирование благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в эту сферу, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства;


- развитие инструментов финансирования инновационных проектов, включая венчурное финансирование;

- снижение критической зависимости национальной денежно-кредитной системы от колебаний конъюнктуры на международных финансовых и товарных рынках;

- развитие внутренних (национальных) источников долгосрочных финансовых ресурсов, обеспечение нормы накопления, достаточной для устойчивого развития национальной экономики;

- развитие механизмов и инструментов инвестиционно ориентированной государственной финансовой политики, предусматривающей в том числе увеличение нормы накопления, а также привлечение накоплений для реализации инвестиционных проектов;

- совершенствование специализированных инструментов поддержки кредитования стратегических отраслей экономики, наукоемких и высокотехнологичных производств;

- развитие инфраструктуры национального финансового рынка, национальной платежной системы, национальной системы платежных карт и системы передачи финансовых сообщений;

- обеспечение устойчивости и сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации, в том числе государственных внебюджетных фондов;

- совершенствование управления государственными финансовыми активами и долговыми обязательствами.

Основной целью финансовой политики любого государства является повышение эффективности использования финансовых ресурсов, необходимых для дальнейшего развития общества и достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Для достижения данной цели необходима последовательная реализация мероприятий финансовой политики, которая разработана с учетом проблем взаимодействия всех звеньев финансовой системы, и будет направлена на создание условий выхода российской экономики из кризисного состояния. В настоящее время на пути проведения единой финансовой политики существуют еще и проблема структурно-организационного характера, а именно наличие межведомственных барьеров [11].

Сейчас в России наряду с Министерством финансов РФ функционируют в качестве самостоятельных органов управления финансами такие структуры, как Центральный банк РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Пенсионный фонд РФ, Счетная палата РФ. Все эти ведомства работают на реализацию единой цели, но такое количество структур приводит к снижению эффективности их совместной деятельности. Таким образом, реализация мероприятий финансовой политики не представляется возможной без устранения структурных дисбалансов и межведомственных барьеров и должна проводиться в несколько этапов, первый из которых будет включать меры по реализации бюджетной политики.


Заключение

Финансовая политика представляет собой систему государственных мероприятий по использованию финансовых отношений с целью выполнения государством своих функции и задач. Основные цели финансовой политики заключаются в росте объема и эффективности использования финансов, в достижении более высокого уровня жизни общества, выздоровлении и структурной перестройке экономики. Финансовая политика также направлена на сглаживание экономических циклов и снижение темпов инфляции.

Основная цель государственной финансовой политики должна состоять в создании финансовых условий для социального и экономического развития общества, включая рост уровня и качества жизни населения. Финансовая политика осуществляется через мероприятия государственных органов, а также звеньев финансовой системы для обеспечения экономического и социального развития. С помощью финансовой политики разрабатывается научно- обоснованное развитие финансов и их использование как мощный инструмент воздействия на все элементы финансовой системы страны.

Государственную финансовую политику проводят уполномоченные государственные органы (Банк России, налоговые службы, органы правопорядка, бюджетные и внебюджетные фонды) в отношении субъектов хозяйствования разных форм собственности при помощи государственной законодательной базы. Финансовой политикой государства могут преследоваться политические, экономические и социальные цели. При все том нужно заметить, что государственная финансовая политика государства, выступая как отдельное направление государственной политики, всегда часть экономической политики государства.

В современных условиях в России все еще продолжаются реформы. Конечно же, политика, которая проводится правительством в сфере финансов, является неоднозначной. У нее есть как положительные стороны, так и много отрицательных моментов. Большое, зачастую негативное влияние на нее оказывают политические аспекты решений экономического характера.

Для стабилизации финансовой политики в государстве и достижения социально-экономической сбалансированности необходимым является:

- обеспечение сбалансированности бюджетов и их утверждение на основе реального прогноза показателей на уровне макроэкономики;

- реализация комплекса мер по расширению налогооблагаемой базы;

- установление верхних границ доходности по государственным заимствованиям, расширение операций Банка России на открытом рынке;


- стабилизация валютного курса рубля посредством усиления контроля со стороны Банка России за валютными счетами и операциями коммерческих банков, формирование предпосылок для конвертации наличной иностранной валюты физическими лицами в рублевые активы;

- формирование системы доверительного управления собственностью государства в РФ и за рубежом;

- реформа системы казначейского исполнения бюджета с целью обеспечения ее прозрачности, повышения статуса, расширения сферы применения;

- ориентация денежно-кредитной политики на регулирование ставок процента.

Достаточно важным является проведение согласованных финансовой, денежно-кредитной и социально-экономической политик, которые направлены на интересы широких слоев населения, создают национальное богатство и обладают огромным интеллектуальным потенциалом. Преодоление финансового кризиса находится в плоскости макроэкономической стабилизации на базе оживления, развития реального сектора экономики, который приводит к расширению налогооблагаемой базы, и укреплению геополитических и стратегических позиций РФ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Российская Федерация. Конституция (1993) (с учетом поправок внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Конституция Российской Федерации: Справочная правовая система Консультант Плюс. Версия Проф.
  2. Федеральный закон от 19.12.2016 N 415 - ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" // Официальный интернет - портал правовой информации http: // www.pravo.gov.ru
  3. Федеральный закон от 05.12.2017 № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».  www.minfin.ru/ common/upload/library/2017/12/main/FZ362-FZ_ot_051217.pdf
  4. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (утв. Минфином России) [Электронный ресурс] Справочная правовая система Консультант Плюс. Версия Проф.
  5. Послание президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию РФ от 20 февраля 2019 г. [Электронный ресурс] Справочная правовая система Консультант Плюс. Версия Проф.
  6. Абрамова М. А., Дубова С. Е., Звонова Е. А., Красавина А. Н., Лаврушин О. И., Масленников В. В. Ключевые аспекты современной денежно-кредитной политики России: мнение экспертов // Экономика. Налоги. Право. 2016. № 1. С. 6–15.
  7. Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебное пособие/ Агапова Т.А., Серёгина С.Ф. — М.: Московский финансово-промышленный университет "Университет", 2013.— 560 c.
  8. Аносова Л.А., Кабир Л.С. Экономическая интеграция в современном мире и экономический регионализм // Экономика и управление. - 2014. - №3. - С.4-9
  9. Арефьев Н. Основная тенденция российской финансовой политики сохраняется [Электронный ресурс] Режим доступа: https: // www.km.ru
  10. Бойко. А.В. Актуальные проблемы развития финансовой системы России. [Электронный ресурс] Режим доступа: https: // scienceforum.ru / 2017 / article / 2017030265
  11. Бюджетная политика: долгосрочная устойчивость и структурная трансформация экономики: официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] // RL:http://www.minfin.ru/ru
  12. Вагапова А. Инфляция и экономический рост в России // Эксперт. – 2015. – №2 – С. 30-32.
  13. Васюнина, М.Л. Направления повышения устойчивости федерального бюджета /М.Л.Васюнина //Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2018. - №10. - с. 29 – 34
  14. Гриненко Г. П. Стратегия импортозамещения в России / Г.П. Гриненко, Е.И. Свиридова // Международная научно - техническая конференция молодых ученых БГТУ им. В.Г. Шухова. – Белгород. – 2015. – С. 3687 - 3690.
  15. Гришаева, Л.В. Макроэкономика: учебное пособие/ Гришаева Л.В., Иваненко О.Б. — Саратов: Вузовское образование, 2013.— 168 c.
  16. Дворецкая А.Е. Среднесрочные перспективы бюджета РФ // ЭКО. - 2016. - № 8. - С.104-119.
  17. Дроздова К.С. Современная финансовая политика России: проблемы и перспективы // Молодой ученый. – 2015. – № 12. – С. 413–415.
  18. Идрисов Г.И., Синельников-Мурылев С.Г. Формирование предпосылок долгосрочного роста: как их понимать? / Вопросы экономики, 2016, №3, С.4–20.
  19. Клисторин В.И. Экономический рост и бюджетная политика: институциональные ограничения для России / ЭКО, - 2014. - № 1(475), - С. 54–66.
  20. Ковалева И.П. Сущность экономического развития и роста в разрезе различных экономических школ // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2016. - №38. - С.7 - 15.
  21. Ковалева И.П., Калюжная Я.А. Основные направления модернизации России: теория и практика // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. - 2016. №1 - 1(57). С.107 - 113.
  22. Курс экономической теории: учебник / Под ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. – Киров: АСА, 2013. – 250 с.
  23. Некипелов А. Д. К вопросу об экономическом росте и экономическом развитии // Журнал экономической теории. – 2015. – № 4. – С. 10–11.
  24. Остапенко Н.А. Значение налоговых поступлений в доходах бюджетов Российской Федерации / Н.А.Остапенко // Аллея науки. – 2018. - №11. – с. 131-133
  25. Прижигалинский, В.П. Проблемы экономики, мондиализм и экологизация. Экономика и предпринимательство. – 2015. - № 1. – С. 53- 61.
  26. Российская экономика в 2018 году: тенденции и перспективы [Электронный ресурс] https://www.iep.ru/ru/publikatcii/publication/ rossiyskaya-ekonomika-v-2018-godu-tendentsii-i-perspektivy-vypusk-40.html
  27. Смирнов Е.Е. Бюджет России – 2017: Проблемы и перспективы роста //
    Аудитор. – 2017. – С. 3–12.
  28. Чугунов А.Д., Жамсаранжапова Т.Д. Динамика нефтяных цен в контексте эффективного пополнения бюджета России / А.Д. Чугунов, Т.Д. Жамсаранжапова // Вектор экономики, –2018. –№5 (11) – С. 35 – 38.
  29. Щербакова Ю.В. Современные проблемы финансовой политики и пути их решения // Молодой ученый. – 2015. – № 13. – С. 477–480.
  30. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. – «Основные характеристики федерального бюджета на 2016 - 2018 годы» [Электронный ресурс] // URL:http://www.minfin.ru/ru