Файл: Источники финансовых ресурсов государственных внебюджетных фондов и направление их использования.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Связи между внебюджетными фондами
1.3 Формирование доходов и расходов государственных внебюджетных фондов
1.4 Порядок составления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов
1.5 Основные направления использования финансовых ресурсов внебюджетных фондов
Глава 2. Анализ особенностей внебюджетных фондов на примере фонда социального страхования
2.2 Перспективы развития государственных внебюджетных фондов и их роль в решении социальных задач
В соответствии с п.1 ст.146 Бюджетного кодекса РФ , в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации входят :
- Неналоговые доходы .
- Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование ;
- Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц . уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации ;
- Взносы по дополнительному тарифу для работодателей - организаций использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации ;
- Недоимки , пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации ;
- Доходы от размещения средств Пенсионного фонда Российской Федерации ;
- штрафы , санкции , суммы , поступающие в результате возмещения ущерба ;
- Безвозмездные поступления;
- Межбюджетные трансферты из федерального бюджета , передаваемые Пенсионному фонду Российской Федерации ;
- Безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов ,
- Взносы , уплачиваемые организациями угольной промышленности на выплату ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников этих организаций ;
- Недоимки , пени и штрафы по взносам организаций угольной промышленности на выплату ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников этих организаций в Пенсионный фонд Российской Федерации ;
- Прочие поступления [1] .
Бюджет ПФ РФ и отчет об исполнении бюджета ежегодно утверждаются Федеральным Собранием РФ .Соответствующие законопроекты вносятся в Государственную Думу Федерального Собрания РФ Правительством РФ [ 19] .Денежные средства фонда направляются на следующие цели:
- Выплату трудовых пенсий , в том числе гражданам , выезжающим за пределы РФ ;
- Компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам; осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами ;
- Повышение пенсии участникам Великой Отечественной Воины ;
- Выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет ;
- Социальную помощь престарелым и нетрудоспособным ;
- Выплату ритуальных пособий ;
- Финансирование текущей деятельности Фонда и его органов [17]
Наибольший удельный вес в расходах ПФ РФ занимают выплаты государственных пенсий и пособий. Наряду с ними осуществляются целевые выплаты государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам , их семьям , социальных пенсий , социальных пособий на погребение умерших пенсионеров , не работавших надень смерти ; расходы на предоставление льгот по пенсионному обеспечению граждан , пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС , а также в результате других радиационных и техногенных катастроф , расходы на повышение пенсий участникам Великой Отечественной войны и вдовам военнослужащих ; расходы на выплаты государственных пенсий гражданам , выехавшим на постоянное место жительства за границу; расходы на доставку и пересылку указанных видов государственных пенсий [ 19] .
Плательщиками страховых взносов в фонд являются : юридические лица и индивидуальные предприниматели , занимающиеся отдельными видами деятельности и уплачивающие единый налог , взимаемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения .
Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда , по всем основаниям , из которых исчисляется пенсия , в том числе на вознаграждение за выполнение работ по договорам подряда и поручения.
Работодатели представляют в банк платежные поручения на перечисление страховых взносов , которые банком перечисляются на расчетный счет фонда .
Дополнительным по отношению к государственному является негосударственное пенсионное обеспечение , которое может осуществляться в формах :
- Дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных предприятий , отраслей экономики или территорий ;
- Личного пенсионного страхования граждан , осуществляющих накопление средств на дополнительное пенсионное обеспечение [17]
Негосударственный пенсионный Фонд ( НПФ ) -особая организационно - правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения , исключительными видами деятельности которой являются :
- Деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения ;
- Деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионного страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167 - ФЗ " Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации " и договорами об обязательном пенсионном страховании ;
- Деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем [19]
Функциями негосударственного фонда являются :
- Аккумулирование пенсионных взносов;
- Размещение пенсионных резервов ;
- Учет пенсионных обязательств;
- Выплата негосударственных пенсий только участникам фонда [17]
Учредителями фонда могут быть юридические и физические лица . В целях защиты прав и интересов вкладчиков и участников деятельность фонда подлежит обязательному лицензированию.
Негосударственный пенсионный фонд:
- Разрабатывает условия пенсионного обеспечения участников фонда;
- Заключает пенсионные договоры ;
- Организует прием денежных средств каждого из участников фонда ;
- Ведет бухгалтерский учет и осуществляет актуарные расчеты ;
- Производит выплаты негосударственных пенсий;
- Осуществляет контроль за своевременным поступлением средств в фонд и их распределением в соответствии с положением о фонде.
Негосударственный пенсионный фонд осуществляет размещение пенсионных резервов через управляющего фондом , который обеспечивает возврат переданных фондом пенсионных резервов по договорам доверительного управления и иным договорам в соответствии с положением о фонде.
Система пенсионного обеспечения представляет собой цепочку звеньев - от назначения до выплаты пенсий . Назначением пенсий занимаются органы социальной защиты, а финансирование выплат пенсий возлагается на органы пенсионного фонда . Цепь назначения и выдачи пенсий включает следующие звенья : управление социальной защиты населения субъекта РФ , районный орган социальной защиты; региональное отделение пенсионного фонда ; банк , пенсионер [17]
Глава 2. Анализ особенностей внебюджетных фондов на примере фонда социального страхования
2.1 Анализ ФСС за 2010-2012г.
Вопросы формирования социальной политики находятся в центре внимания общества, правительственных структур и экспертных групп. Значимость социальной политики практически всегда переводит обсуждение ее ключевых направлений в русло общественно-политической дискуссии. Особенно это заметно в предвыборный период. Одновременно с этим чувствуется явный недостаток прикладных исследований, освещающих возможные экономические последствия текущей социальной политики.
Варианты изменения ставок. Рассматриваются три варианта изменения системы взносов.
1.- система ставок 2011 г.; этот вариант соответствует действующему законодательству.
2.- система ставок 2010 г. (с индексацией предельной базы для начисления взносов); при этом варианте нагрузка страховыми взносами будет примерно равна уровню прошлого года.
3.- основная ставка равна 28% до достижения годовой зарплатой значения 1,5 млн.руб. и 5% - свыше этой суммы (с сохранением системы льготных ставок, соответствующей 2010 г.). Ставка для взносов в Пенсионный фонд России равна 20% до достижения годовой зарплатой 1,5 млн.руб.
Эффективные ставки страховых взносов. Чтобы понимать, насколько в действительности изменилась нагрузка на бизнес, связанная с уплатой страховых взносов, необходимо знать значения не номинальной, а эффективной ставки - отношения платежей к базе для начисления взносов.
В 2011 г. эффективная ставка страховых взносов составляла 27,3% против 19,3% в 2010 г. Тем не менее она не превзошла значений, зафиксированных в 2001-2004 гг. - 29-31%. При сохранении системы ставок, действующей в данном году, эффективная ставка в 2012 г. будет равна 27,4%.
Таблица 2.1. Система ставок страховых взносов в 2010-2012 гг.
2010 |
2011 |
2012 |
|||
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант 3 |
|||
Величина порога регрессии, тыс.руб. |
415 |
463 |
463*x |
463*x |
1500 |
Ставка для первого межпорогового интервала, процентов |
26 |
34 |
34 |
26 |
28 |
в Пенсионный фонд России |
20 |
26 |
26 |
20 |
20 |
Ставка для второго межпорогового интервала, процентов |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
Х - индекс роста средней начисленной заработной платы в 2011 г.
Таблица 2.2. Эффективные ставки страховых взносов, процентов
2010 |
2011 |
2012 |
|||
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант 3 |
|||
Всего |
19,3 |
27,3 |
27,4 |
20,4 |
26,6 |
в Пенсионный фонд России |
16,0 |
21,3 |
21,5 |
16,0 |
19,4 |
В случае принятия предлагаемых Минфином изменений в 2012 г. эффективная ставка составит 26,6%, то есть нагрузка на предприятия, связанная с уплатой страховых взносов, останется на уровне 2010 г.
Эффективные ставки страховых взносов по видам экономической деятельности. Представленные выше данные характеризуют экономику в целом. Но значения эффективных ставок существенно различаются для отдельных видов экономической деятельности.
Эти различия объясняются, во-первых, разницей в уровне заработной платы и ее распределении между работниками, а во-вторых, тем, что доля предприятий, использующих льготные ставки, различается для разных видов деятельности.
Изменение системы ставок в 2011 г. повысило эффективную ставку страховых взносов для всех видов экономической деятельности, причем больше всего нагрузка возросла на обрабатывающие производства, а меньше всего - на финансовую деятельность и добычу полезных ископаемых.
Принятие варианта Минфина (вариант 3) приведет к сокращению разрывов в уровне нагрузки страховыми взносами между различными видами экономической деятельности.
Таблица 2.3. Эффективные ставки страховых взносов для некоторых видов экономической деятельности в 2012 г., процентов
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант 3 |
|
Добыча полезных ископаемых |
23,1 |
17,5 |
26,8 |
Обрабатывающие производства |
28,8 |
21,3 |
26,1 |
Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака |
27,8 |
27,8 |
27,8 |
Текстильное и швейное производство; производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
30,5 |
30,5 |
30,5 |
Производство кокса, нефтепродуктов; химическое производство; производство резиновых и пластмассовых изделий |
28,4 |
28,4 |
28,4 |
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов |
29,5 |
29,5 |
29,5 |
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий |
29,0 |
29,0 |
29,0 |
Производство машин и оборудования; производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования; производство транспортных средств и оборудования |
29,4 |
29,4 |
29,4 |
Производство и распределение электроэнергии,газа и воды |
26,7 |
26,7 |
26,7 |
Строительство |
27,1 |
27,1 |
27,1 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
24,3 |
24,3 |
24,3 |
Транспорт и связь |
27,1 |
27,1 |
27,1 |
Финансовая деятельность |
20,7 |
20,7 |
20,7 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
24,0 |
24,0 |
24,0 |