Файл: Источники финансовых ресурсов государственных внебюджетных фондов и направление их использования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с п.1 ст.146 Бюджетного кодекса РФ , в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации входят :

  1. Неналоговые доходы .
  2. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование ;
  3. Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц . уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации ;
  4. Взносы по дополнительному тарифу для работодателей - организаций использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации ;
  5. Недоимки , пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации ;
  6. Доходы от размещения средств Пенсионного фонда Российской Федерации ;
  7. штрафы , санкции , суммы , поступающие в результате возмещения ущерба ;
  8. Безвозмездные поступления;
  9. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета , передаваемые Пенсионному фонду Российской Федерации ;
  10. Безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов ,
  11. Взносы , уплачиваемые организациями угольной промышленности на выплату ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников этих организаций ;
  12. Недоимки , пени и штрафы по взносам организаций угольной промышленности на выплату ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников этих организаций в Пенсионный фонд Российской Федерации ;
  13. Прочие поступления [1] .

Бюджет ПФ РФ и отчет об исполнении бюджета ежегодно утверждаются Федеральным Собранием РФ .Соответствующие законопроекты вносятся в Государственную Думу Федерального Собрания РФ Правительством РФ [ 19] .Денежные средства фонда направляются на следующие цели:

  1. Выплату трудовых пенсий , в том числе гражданам , выезжающим за пределы РФ ;
  2. Компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам; осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами ;
  3. Повышение пенсии участникам Великой Отечественной Воины ;
  4. Выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет ;
  5. Социальную помощь престарелым и нетрудоспособным ;
  6. Выплату ритуальных пособий ;
  7. Финансирование текущей деятельности Фонда и его органов [17]

Наибольший удельный вес в расходах ПФ РФ занимают выплаты государственных пенсий и пособий. Наряду с ними осуществляются целевые выплаты государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам , их семьям , социальных пенсий , социальных пособий на погребение умерших пенсионеров , не работавших надень смерти ; расходы на предоставление льгот по пенсионному обеспечению граждан , пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС , а также в результате других радиационных и техногенных катастроф , расходы на повышение пенсий участникам Великой Отечественной войны и вдовам военнослужащих ; расходы на выплаты государственных пенсий гражданам , выехавшим на постоянное место жительства за границу; расходы на доставку и пересылку указанных видов государственных пенсий [ 19] .


Плательщиками страховых взносов в фонд являются : юридические лица и индивидуальные предприниматели , занимающиеся отдельными видами деятельности и уплачивающие единый налог , взимаемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения .

Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда , по всем основаниям , из которых исчисляется пенсия , в том числе на вознаграждение за выполнение работ по договорам подряда и поручения.

Работодатели представляют в банк платежные поручения на перечисление страховых взносов , которые банком перечисляются на расчетный счет фонда .

Дополнительным по отношению к государственному является негосударственное пенсионное обеспечение , которое может осуществляться в формах :

  1. Дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных предприятий , отраслей экономики или территорий ;
  2. Личного пенсионного страхования граждан , осуществляющих накопление средств на дополнительное пенсионное обеспечение [17]

Негосударственный пенсионный Фонд ( НПФ ) -особая организационно - правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения , исключительными видами деятельности которой являются :

  1. Деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения ;
  2. Деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионного страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167 - ФЗ " Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации " и договорами об обязательном пенсионном страховании ;
  3. Деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем [19]

Функциями негосударственного фонда являются :

  1. Аккумулирование пенсионных взносов;
  2. Размещение пенсионных резервов ;
  3. Учет пенсионных обязательств;
  4. Выплата негосударственных пенсий только участникам фонда [17]

Учредителями фонда могут быть юридические и физические лица . В целях защиты прав и интересов вкладчиков и участников деятельность фонда подлежит обязательному лицензированию.

Негосударственный пенсионный фонд:

  1. Разрабатывает условия пенсионного обеспечения участников фонда;
  2. Заключает пенсионные договоры ;
  3. Организует прием денежных средств каждого из участников фонда ;
  4. Ведет бухгалтерский учет и осуществляет актуарные расчеты ;
  5. Производит выплаты негосударственных пенсий;
  6. Осуществляет контроль за своевременным поступлением средств в фонд и их распределением в соответствии с положением о фонде.

Негосударственный пенсионный фонд осуществляет размещение пенсионных резервов через управляющего фондом , который обеспечивает возврат переданных фондом пенсионных резервов по договорам доверительного управления и иным договорам в соответствии с положением о фонде.

Система пенсионного обеспечения представляет собой цепочку звеньев - от назначения до выплаты пенсий . Назначением пенсий занимаются органы социальной защиты, а финансирование выплат пенсий возлагается на органы пенсионного фонда . Цепь назначения и выдачи пенсий включает следующие звенья : управление социальной защиты населения субъекта РФ , районный орган социальной защиты; региональное отделение пенсионного фонда ; банк , пенсионер [17]

Глава 2. Анализ особенностей внебюджетных фондов на примере фонда социального страхования

2.1 Анализ ФСС за 2010-2012г.

Вопросы формирования социальной политики находятся в центре внимания общества, правительственных структур и экспертных групп. Значимость социальной политики практически всегда переводит обсуждение ее ключевых направлений в русло общественно-политической дискуссии. Особенно это заметно в предвыборный период. Одновременно с этим чувствуется явный недостаток прикладных исследований, освещающих возможные экономические последствия текущей социальной политики.

Варианты изменения ставок. Рассматриваются три варианта изменения системы взносов.

1.- система ставок 2011 г.; этот вариант соответствует действующему законодательству.

2.- система ставок 2010 г. (с индексацией предельной базы для начисления взносов); при этом варианте нагрузка страховыми взносами будет примерно равна уровню прошлого года.

3.- основная ставка равна 28% до достижения годовой зарплатой значения 1,5 млн.руб. и 5% - свыше этой суммы (с сохранением системы льготных ставок, соответствующей 2010 г.). Ставка для взносов в Пенсионный фонд России равна 20% до достижения годовой зарплатой 1,5 млн.руб.

Эффективные ставки страховых взносов. Чтобы понимать, насколько в действительности изменилась нагрузка на бизнес, связанная с уплатой страховых взносов, необходимо знать значения не номинальной, а эффективной ставки - отношения платежей к базе для начисления взносов.


В 2011 г. эффективная ставка страховых взносов составляла 27,3% против 19,3% в 2010 г. Тем не менее она не превзошла значений, зафиксированных в 2001-2004 гг. - 29-31%. При сохранении системы ставок, действующей в данном году, эффективная ставка в 2012 г. будет равна 27,4%.

Таблица 2.1. Система ставок страховых взносов в 2010-2012 гг.

2010

2011

2012

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Величина порога регрессии, тыс.руб.

415

463

463*x

463*x

1500

Ставка для первого межпорогового интервала, процентов

26

34

34

26

28

в Пенсионный фонд России

20

26

26

20

20

Ставка для второго межпорогового интервала, процентов

0

0

0

0

5

Х - индекс роста средней начисленной заработной платы в 2011 г.

Таблица 2.2. Эффективные ставки страховых взносов, процентов

2010

2011

2012

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Всего

19,3

27,3

27,4

20,4

26,6

в Пенсионный фонд России

16,0

21,3

21,5

16,0

19,4

В случае принятия предлагаемых Минфином изменений в 2012 г. эффективная ставка составит 26,6%, то есть нагрузка на предприятия, связанная с уплатой страховых взносов, останется на уровне 2010 г.

Эффективные ставки страховых взносов по видам экономической деятельности. Представленные выше данные характеризуют экономику в целом. Но значения эффективных ставок существенно различаются для отдельных видов экономической деятельности.

Эти различия объясняются, во-первых, разницей в уровне заработной платы и ее распределении между работниками, а во-вторых, тем, что доля предприятий, использующих льготные ставки, различается для разных видов деятельности.


Изменение системы ставок в 2011 г. повысило эффективную ставку страховых взносов для всех видов экономической деятельности, причем больше всего нагрузка возросла на обрабатывающие производства, а меньше всего - на финансовую деятельность и добычу полезных ископаемых.

Принятие варианта Минфина (вариант 3) приведет к сокращению разрывов в уровне нагрузки страховыми взносами между различными видами экономической деятельности.

Таблица 2.3. Эффективные ставки страховых взносов для некоторых видов экономической деятельности в 2012 г., процентов

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Добыча полезных ископаемых

23,1

17,5

26,8

Обрабатывающие производства

28,8

21,3

26,1

Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

27,8

27,8

27,8

Текстильное и швейное производство; производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

30,5

30,5

30,5

Производство кокса, нефтепродуктов; химическое производство; производство резиновых и пластмассовых изделий

28,4

28,4

28,4

Производство прочих неметаллических минеральных продуктов

29,5

29,5

29,5

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

29,0

29,0

29,0

Производство машин и оборудования; производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования; производство транспортных средств и оборудования

29,4

29,4

29,4

Производство и распределение электроэнергии,газа и воды

26,7

26,7

26,7

Строительство

27,1

27,1

27,1

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

24,3

24,3

24,3

Транспорт и связь

27,1

27,1

27,1

Финансовая деятельность

20,7

20,7

20,7

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

24,0

24,0

24,0