Файл: Источники финансовых ресурсов государственных внебюджетных фондов и направление их использования.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Связи между внебюджетными фондами
1.3 Формирование доходов и расходов государственных внебюджетных фондов
1.4 Порядок составления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов
1.5 Основные направления использования финансовых ресурсов внебюджетных фондов
Глава 2. Анализ особенностей внебюджетных фондов на примере фонда социального страхования
2.2 Перспективы развития государственных внебюджетных фондов и их роль в решении социальных задач
Эффективные ставки страховых взносов для различных доходных групп работников.
Эффективные ставки страховых взносов различаются не только для видов деятельности, но и для групп работников с разным уровнем доходов. В 2010 г. для наиболее высокооплачиваемой, десятой, децильной группы эффективная ставка была равна 12,5%, а в 2011 г. она составит 16,7%.
Принятие варианта Минфина приведет к тому, что эффективная ставка страховых взносов для всех децильных групп работников будет равна примерно 27%.
Поступления страховых взносов. В 2010 г. поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование составили 2,3 трлн.руб., или 5,1% ВВП. Согласно расчетам, в 2011 г. суммарные сборы страховых взносов составят 3,6 трлн.руб., а в 2012 г. - при сохранении действующей системы ставок - 3,9 трлн.руб., или 6,9% ВВП.
2.2 Перспективы развития государственных внебюджетных фондов и их роль в решении социальных задач
Значение внебюджетных социальных фондов состоит в том, чтобы поддержать существование лиц, нуждающихся в помощи, то есть обеспечить минимальный гарантированный уровень доходов инвалидам, пенсионерам, безработным, малоимущим, защитить граждан на случай болезни, обеспечить доступ к благам, обладающим особыми достоинствами (лечение, восстановление трудоспособности).
Для развития отечественной пенсионной системы требуется создать новую институционную базу, что предлагает определение макроэкономических пропорций и механизмом перераспределения для каждого института пенсионной системы на основе установления Федеральных социальных стандартов. При этом должно быть обоснование оптимальной доли валового внутреннего продукта, используемое на пенсионное обеспечение, как в целом, так и по отдельным пенсионным институтам на долгосрочную перспективу с учетом совершенствования механизмов, их связи с системой заработной платы и доходов, условиями найма и возрастом выхода на пенсию. Здесь государство должно проводить активную политику в сфере занятости в создании рабочих мест, поощрении малого бизнеса, разработку действенных механизмов делегирования полномочий региональных, государственных структур гражданского общества, повышение открытости прозрачности информационного обеспечения. В связи с изменениями, внесенными в закон о страховых взносах №212-ФЗ, в законодательство о страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в законодательство по вопросам установления трудовых пенсий, а также другие нормативные акты в порядке подготовки и представления отчетности в ПФР были внесены изменения.
Актуальные расчеты баланса ПФР на период 2005 - 2020 годов базировались на прогнозе основных показателей социально-экономического развития Российской Федерации до 2010 года (от 14.02.2005) и собственных экспертных оценках ПФР до конца прогнозного периода.
Ввиду снижения ставки ЕСН профицит базовой части появится лишь начиная с 2017 года, а в 2005-2010 годах дополнительная потребность в средствах на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии ежегодно превышала 100 млрд. рублей. К 2020 году профицит базовой части составит 76,9 млрд. рублей.
Дефицит средств на выплату страховой части пенсии возрастет к концу прогнозного периода до 887,23 млрд. руб. Очевидно, что профицита базовой части пенсионной системы недостаточно для ликвидации дефицита в страховой части и опережающее увеличение базовой части трудовой пенсии, предусмотренное нормами Федерального закона №173-ФЗ, невозможно без привлечения дополнительных источников.
Несмотря на более высокие объемы расходов при реализации варианта 2, поступающие доходы позволят не допустить увеличения дефицита средств в распределительной системе сверх 19% объема расходов (кроме 2005 года, когда его величина превышала 26% расходов). К концу периода дефицит распределительной части пенсионной системы возрастет до 821,98 млрд. руб. При этом профицит базовой части пенсионной системы, возникший в 2013 году, увеличится в 2020году до 524,93 млрд. руб., тогда как дефицит страховой части достигнет 1076,3 млрд. рублей.
Мировой опыт наглядно демонстрирует перспективность развития национальных систем социального страхования. Они существует как самостоятельные, с высокой степенью автономности институты социальной защиты. Государственное социальное обеспечение, по сути дела, дополняет, но не поглощает социальное страхование.
Финансовые механизмы и экономическая природа социального страхования и государственного социального обеспечения принципиально различны.
Социальное страхование в классическом понимании - это система профилактики, ослабления и компенсации социальных рисков, финансируемая участниками общественного производства: работодателями, работниками и государством.
В число наиболее очевидных и перспективных законодательных совершенствований входят следующие:
- Достижение финансовой автономности деятельности государственных внебюджетных фондов в соответствии со статьей 16 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования";
- Определение на основе актуарных расчетов и закрепление законодательно определенных величин и пропорций страховых взносов на социальное страхование работодателей, работников и государства.
Еще одной из форм социальной защиты населения в нашей стране является медицинское страхование. Обязательное медицинское страхование - всеобщее для Российской Федерации и является социальной защитой в случае потери здоровья по любой причине. Условием осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного данным страхованием, служит специальный фонд обязательного медицинского страхования.
В своем выступлении на заседании Президиума Государственного Совета В.В. Путин назвал три актуальных направления развития медицинского страхования в Российской Федерации:
1) это укрепление финансовой базы страхования;
2) это единая система стандартов, на которую должна опираться страховая медицина;
3) это развитие нормативно-правовой базы
За прошедшие два года с момента данного заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации Правительством Российской Федерации были предприняты по решению указанных проблем. Однако необходимо констатировать, что кардинально исправить ситуацию пока не удалось.
Таким образом, на фоне общего дефицита ресурсов достижение более эффективного выравнивания уровня финансирования медицинской помощи населению при предложенном перераспределении средств представляется проблематичным.
Необходимо отметить, что меры, которые планируется осуществить в рамках модернизации системы здравоохранения и обязательного медицинского страхования, не сопровождаются программными установками по увеличению размера и доли совокупных расходов на здравоохранение. Однако без достаточных финансовых средств нельзя приступать к реструктуризации и модернизации отрасли. Обязательным условием успешной проведения реформы является ее реальное финансовое обеспечение. Представляется, что реструктуризация медицинского страхования должна идти одновременно с поэтапным наращиванием ресурсов.
По информации Минздравсоцразвития России:
В 2012 г. продолжится:
- оснащение служб скорой медицинской помощи во всех регионах Российской Федерации санитарным автотранспортом.
На эти цели из федерального бюджета в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" выделено 4,0млрд. руб.
Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) приступает к реализации программы углубленных медицинских осмотров работников предприятий с вредными и опасными производственными факторами.
Исследование здоровья 3545 381 человек в 2009 г. проводилось с целью раннего выявления и профилактики общих заболеваний, в том числе - сахарного диабета, сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, туберкулеза и заболеваний опорно-двигательного аппарата.
В проведении осмотров участвовало 5184 медицинских учреждения по всей стране. Обследования прошли работники 30485 предприятий и организаций таких отраслей, как черная и цветная металлургия, транспорт и связь, машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, и других.
Всего на эти цели было затрачено более 2,2млрд. руб.
По результатам дополнительных медосмотров были составлены "паспорта здоровья" как отдельных работников, так и целых регионов.
В целом по стране среди работников "вредных" производств:
36% - практически здоровы;
23% - высок риск заболевания, поэтому они нуждаются в профилактических мерах;
38% - необходимо дополнительное обследование и лечение в амбулаторных условиях;
3% - нуждаются в стационарном лечении.
В высокотехнологичных видах медицинской помощи нуждаются 0,1%
В 2013 г. углубленные медицинские осмотры будут проводиться с учетом результатов предыдущих обследований и помогут медикам более подробно сосредоточиться на здоровье работающих граждан.
За обследование каждого работника медицинские учреждения получат 580 руб. Реформирование системы обязательного социального страхования должно осуществляться при соблюдении следующих важных принципов:
- Соблюдение конституционных прав граждан Российской Федерации;
- Четкое определение целей, задач и источников финансирования для различных видов социального страхования;
- Дальнейшее развитие страховых принципов;
- Развитие персонифицированного учета во всей системе социального страхования;
- Адекватность уровня социальной защиты размерам страховых платежей;
- Устранение дублирования функций;
- Создание условий финансовой устойчивости системы обязательного социального страхования.
Реализация указанных принципов потребует осуществление целого комплекса мероприятий. В частности необходимо продолжить формирование институциональных условий для эффективного функционирования системы обязательного социального страхования. Это предполагает, что Правительству Российской Федерации потребуется сосредоточить свои усилия на следующих направлениях: провести анализ законодательной и нормативной правовой базы (федеральной и региональной) в сфере социального страхования, ведомственных актов, регулирующих вопросы социального страхования;осуществить ревизию перечня выплат и расходов, осуществляемых в системе обязательного социального страхования, и на этой основе подготовить предложения по установлению четких границ для страховых и нестраховых выплат и расходов, определить источники финансирования для каждого их вида;осуществить меры, направленные на приведение порядка, условий и размеров страхового обеспечения в соответствии с социально-экономическим положением страны;определить потребности системы обязательного социального страхования в финансовых средствах,обеспечить изменение законодательства о внебюджетных государственных социальных фондах, о системе управления системой и ресурсами социального страхования, об обеспечении паритетности участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы ОСС;создать условия для привлечения частных страховых компаний к системам ОСС и ОМС.
Кроме этого, необходимо осуществить ряд серьезных мероприятий по повышению эффективности администрирования расходов, предназначенных для страхового возмещения социальных рисков. Для этих целей в среднесрочной перспективе следует создать единую информационную базу по всем видам социального страхования. Осуществить меры, направленные на разработку системы присвоения гражданам единого социального номера и выдачи персональных карточек социального страхования.
Таким образом, будет окончательно сформирован персонифи -цированный учет всех застрахованных граждан. Это в свою очередь позволит избежать случаев получения страхового возмещения по одному и тому же основанию из разных источников, а также сделать более адресной систему социальной защиты.
В этом же направлении можно рассмотреть возможность организационного объединения всех социальных внебюджетных фондов в один. При этом необходимо учесть административно-организационную самостоятельность территориальных фондов медицинского страхования.
Данное решение имеет свои преимущества и недостатки. С одной стороны, такое объединение позволяет снизить уровень административных расходов, но с другой возникает проблема обеспечения финансовой устойчивости единого фонда и соблюдения интересов страхователей, осуществляющих взносы на различные цели.
Кроме того, необходимо принимать во внимание, что решение об объединении внебюджетных фондов должно сопровождаться существенным изменением в действующем законодательстве.
В этой связи возможными направлениями оптимизации системы обязательного пенсионного страхования являются:
- Сокращение долгосрочных обязательств ПФР на выплату пенсий;
- Сокращение расходов ПФР, производимых помимо расходов на выплату текущих пенсий.
Основополагающим моментом модернизации системы обязательного медицинского страхования является укрепление финансовой базы ОМС с целью обеспечения сбалансированности доходов системы ОМС и ее обязательств по предоставлению гарантированной медицинской помощи застрахованным гражданам .
В основу модернизации должен быть положен переход к преимущественно страховому принципу мобилизации финансовых средств и подушевому финансированию в системе ОМС.
Для реализации программы реформирования ОМС необходимо реализовать следующие конкретные шаги:
- Утвердить постановлением Правительства Российской Федерации минимальный подушевой норматив финансирования базовой программы ОМС, как составной части Программы госгарантий.
- Разработать порядок индексирования подушевого норматива финансирования базовой программы ОМС.
- Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации необходимо разработать и принять проекты федерального закона “О Федеральном фонде обязательного медицинского страхования".