Файл: Источники финансовых ресурсов государственных внебюджетных фондов и направление их использования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные задачи:

  1. Обеспечение реализации Закона "О медицинском страховании граждан";
  2. Достижение финансовой стабильности системы страхования на перспективу;
  3. Интерес в разработке, финансировании и осуществлении финансовой политики в области обязательного медицинского страхования;
  4. Финансирование материально-технической базы здравоохранения;
  5. Финансирование целевых медицинских программ, медицинской науки, подготовки и переподготовки кадров;
  6. Создание и осуществление мероприятий по выравниванию условий работы территориальных фондов в части объёма и качества предоставляемых услуг.

В следствии, внебюджетные фонды дают преодолеть остаточный принцип финансирования социальных и прочих расходов. Они способствуют также освободить бюджет, беря на себя часть его расходов, разрешая тем самым проблему финансирования бюджета. Имея строго нацеленное направление использования средств, внебюджетные фонды приносят возможность увеличить ресурсы. Естественно, сделать это можно и за счет увеличения налогов, но, , увеличение налогов негативно воспринимается в обществе. А если происходит увеличение ставок во внебюджетные фонды, то это воспринимается более спокойно, из-за того что большинство граждан получает доходы из внебюджетных фондов. [3]

1.1. Источники формирования внебюджетных фондов

Существует два пути создания внебюджетных фондов:

  1. Отчисление из бюджета определенных расходов;
  2. Создание внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для достижения целей.

Национальный доход является материальным источником доходов внебюджетных фондов. Большая часть из фондов делается в ходе распределения национального дохода. Основными методами привлечения национального дохода и распределения в фонды-специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Законодательная власть устанавливает специальные налоги и сборы, многие фонды формируются за счет местных, федеральный и региональных средств бюджетов. Поступление в бюджет средств происходит в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета.[11]

Источники поступления в бюджеты обязательного социального страхования:

  1. Cтраховые взносы, налоги;
  2. Штрафные санкции и пеня;
  3. Денежные средства, возмещаемые страховщиками в результате требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;
  4. Доходы от размещения временно свободных средств обязательного социального страхования;
  5. Дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов.

В бюджеты государственных внебюджетных фондов подлежат зачислению распределяемые органами Федерального казначейства по уровням бюджетной системы РФ налоговые доходы от следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

1)единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения:

  1. В бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
  2. В бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
  3. В бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации.

2)минимального налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения:

  1. В бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
  2. В бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
  3. В бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
  4. В бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации.

3) единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности:

  1. В бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
  2. В бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
  3. В бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации.

4) единого сельскохозяйственного налога:

  1. В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  2. В территориальные фонды обязательного медицинского страхования;
  3. В Фонд социального страхования Российской Федерации.

Обособление источников финансирования целевых мероприятий от бюджетных ресурсов позволяет:

  1. Увеличить состав средств, которые направленны на обеспечение;
  2. Давать гарантию на целевое использование ресурсов во всем его объеме поступлений.[13]

В механизме создания и применения внебюджетных фондов наиболее исполняется на практике тот правовой режим, который гарантирует защиту интересов каждого конкретного человека и территории.

Значение исключительного функционирования внебюджетных фондов высоко возрастает в условиях экономической и финансовой нестабильности в стране. Самостоятельный статус внебюджетных фондов позволяет гарантировать своевременное финансирование важнейших социальных мероприятий.[13]

1.2 Связи между внебюджетными фондами

Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.


  1. При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств.
  2. При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.
  3. При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.[14]

1.3 Формирование доходов и расходов государственных внебюджетных фондов

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:

  1. Обязательных платежей, установленных законодательством;
  2. Добровольных взносов физических и юридических лиц;
  3. Других доходов, предусмотренных законодательством .

С помощью внебюджетных фондов государство и муниципальное образование решают важнейшие социальные задачи:

  1. Социальную защиту населения;
  2. Повышение жизненного уровня населения;
  3. Сохранение и улучшение здоровья населения;
  4. Социальную ориентацию безработного населения;
  5. Оказание социальных услуг населению.

Бюджеты федеральных внебюджетных фондов выносятся на рассмотрение и утверждение Государственной думы и Совета Федерации и принимаются в форме федеральных законов одновременно с принятием закона о федеральном бюджете. Бюджеты территориальных муниципальных внебюджетных фондов выносятся на обсуждение законодательных или же представительных органов власти субъектов РФ и принимаются в форме законов субъектов РФ в одно и тоже время с принятием законов о бюджете субъекта РФ на еще один экономический год.

Источники формирования доходов внебюджетного фонда:

  1. Обязательные платежи, предусмотренные соответствующими законодательными актами;
  2. Добровольные взносы юридических и физических лиц;
  3. Прочие доходы.

Статьи затрат муниципальных внебюджетных фондов определяются в строгом соответствии с их социальным назначением и утвержденными законами. Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных отчислений, а также добровольных взносов физических и юридических лиц. [15]

1.4 Порядок составления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются органами управления указанных фондов на очередной финансовый год и плановый период и представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации с проектом федерального закона о тарифах страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другими документами и материалами, представляемыми одновременно с проектами соответствующих бюджетов.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации принимаются в форме федеральных законов не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

В случае внесения проекта бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период с дефицитом утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

В Государственной Думе проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в течение 3 дней направляются Советом Государственной Думы в Совет Федерации, а также в Счетную палату Российской Федерации на заключение.

Предметом рассмотрения проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении являются основные характеристики бюджетов, к которым относятся:

  1. Прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов с указанием поступлений из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  2. Общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;
  3. Предельный объем дефицита бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или источники его финансирования либо предельный объем профицита бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации в очередном финансовом году и плановом периоде.[16]

1.5 Основные направления использования финансовых ресурсов внебюджетных фондов

Характеристика Пенсионного фонда

Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованный внебюджетный фонд государства обеспечивающий формирование и распределение денежных средств в целях пенсионного обеспечения граждан РФ [ 17 ]

В целом, пенсионная система России является составной частью государственного социального обеспечения. Основные принципы пенсионного обеспечения в нашей стране - это всеобщность, обязательность, гарантированность, независимость от форм собственности, соответствие международной практике [ 18 ]

ПФ РФ является крупнейшим из государственных внебюджетных фондов. Средства его бюджета находятся в федеральной собственности РФ, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. В своей деятельности ПФ РФ подотчетен Правительству РФ[19]

Основные задачи Пенсионного фонда РФ :

  1. Назначение и выплата трудовых пенсий и определенных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению, финансирование расходов на выплату и доставку этих пенсий ;
  2. Организация и ведение персонифицированного учета ;
  3. Подготовка и внесение в Правительство РФ законопроектов о бюджете ПФ РФ на очередной финансовый год и отчете об исполнении бюджета ПФ РФ за прошедший год, а также предложений и законопроектов о реформировании и совершенствовании системы государственного пенсионного обеспечения;
  4. Межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФ РФ;
  5. Участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по пенсионным вопросам ;
  6. Проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
  7. Разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам , относящимся к компетенции ПФ РФ [ 19]

К функциям фонда относятся :

  1. Аккумуляция денежных средств фонда на специальном счете;
  2. Финансирование расходов в соответствии с федеральным законом о фонде ;
  3. Организация работы по формированию и расходованию денежных средств фонда ;
  4. Организация и ведение индивидуально-персонифицированного учета застрахованных лиц ;
  5. Участие в разработке и реализации государственных и международных договоров по вопросам пенсионного обеспечения граждан ;
  6. Контроль за своевременным и полным поступлением денежных средств , правильным и рациональным их расходованием в соответствии с федеральным законом о фонде [ 17]