Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОЛИ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Психологические особенности развития младших школьников
1.2 Семьи в процессе формирования и развития детей младшего школьного возраста
1.3 Типы семейных взаимоотношений и их влияние на успешность обучения младших школьников
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Диагностическое исследование влияния семьи на успешность образовательного процесса
2.2 Рекомендации для родителей по формированию мотивации обучения младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Семья всегда остается важным очагом общества, поэтому все изменения в государстве, в общественной и политической деятельности общества отражаются на семейных взаимоотношениях. В последние десятилетия семья ощутила кризисное состояние: это постоянное повышение цен на продукты, коммунальные услуги, различные платежи, появление огромного количества безработных. Материальные возможности семьи привели к низкому уровню жизни, к расслоению людей на богатых и бедных. Современные проблемы отражаются на воспитательном процессе в семье и требуют модернизации методов и подходов в образовательном пространстве. Ослабление воспитательных функций родителей ведет к появлению неблагополучных детей уже в раннем детстве.
Модернизация российского образования в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач обучающего характера. Единство усилий семьи и педагогов является основным достижением успеха в процессе обучения и воспитания детей младшего школьного возраста.
Проблема исследования: в образовательном процессе родители и педагоги – это воспитатели одних и тех же детей. Результат их деятельности в процессе обучения будет успешен только в том случае, если они станут союзниками. Для решения этой проблемы необходимы новые формы взаимодействия семьи и школы, однако многие родители не идут на контакт с педагогами в связи с их занятостью или негативным отношением к самому образовательному учреждению (процессу).
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: роль и функции семьи в обучении детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: показать значимость семьи в успешном обучении младших школьников.
Гипотеза исследования: успешное обучение младших школьников возможно только в том случае, если в семье родители создают условия для развития интереса к обучению, используя разные формы сотрудничества со своими детьми.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть воздействие семьи на процесс обучения младших школьников.
2. Изучить взаимодействие семьи и школы в развитии интереса младших школьников к обучению.
3. Выявить степень заинтересованности родителей в успешности обучения младших школьников.
4. Разработать рекомендации для родителей по созданию психолого-педагогических условий для успешного обучения младших школьников.
Методы исследования:
- документально-информационный метод;
- анкетирование.
База исследования: опытно-экспериментальный этап исследования проводился в г.Иркутске в ГБОУ №77. В эксперименте принимали участие 32 родителя учащихся четвертого класса.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОЛИ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Психологические особенности развития младших школьников
Младший школьный возраст совпадает с периодом обучения детей в начальной школе, это главный период в развитии всех сфер личности. Все психофизические процессы связаны с изменением социальной роли ребенка: из дошкольника он превращается в общественного субъекта, имеющего социально значимые права и обязанности. Данный возраст, по мнению М. М. Безруких, «как бы специально предназначен для повышенной игровой двигательной активности». Образовательный процесс с нравственной направленностью имеет определенные черты, требующие самостоятельного целевого действия детей:
- условия, в которые ставятся дети, диктуют необходимость действия;
- игровое задание для младших школьников должно содержать трудность, невозможность выполнить его сразу с легкостью, иначе нет ситуации;
- задание должно опираться на то, что уже освоено детьми, включать, актуализировать нравственные поступки;
- практические навыки, полученные детьми самостоятельно, служат им средством разрешения ситуации и преодоления затруднения [10, с. 29].
Учитель начальных классов создает обучающую среду, направленную на приобретение учащимися определенных умений и навыков, которые при обучении становятся подвижными и доступными для изменения. Эта внешняя организующая сила стимулирует личностно-эмоциональное развитие каждого школьника и имеет свои цели и задачи:
- способствует интеллектуальному развитию личности каждого школьника через систему урочных и внеурочных дел;
- создает условия для саморазвития и самоактуализации каждого ученика через преодоление трудностей и препятствий;
- стимулирует развитие творческих способностей учащихся;
- развивает социальные, коммуникативные навыки;
- способствует обмену мнениями и информацией;
- позволяет разнообразить методы и приемы учебной деятельности;
- развивает умение самостоятельно получать необходимую информацию;
- формирует активную жизненную позицию через коммуникативные образовательные ситуации [12, с. 36].
У детей младшего школьного возраста происходит бурный процесс формирования внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения. Это связано с общим интеллектуальным развитием ребенка, с формированием познавательных интересов и развитием умения работать целенаправленно. Развитие мышления во многом зависит от уровня развития мыслительных процессов. Так, например, развитие анализа идет от практически действенного к чувственному и в дальнейшем к умственному (от I к IV классу). Кроме того, анализ начинается как частичный и постепенно становится комплексным и системным. Синтез развивается от простого, суммирующего к более широкому и сложному. Анализ для младших школьников является более легким процессом и развивается быстрее, чем синтез, хотя оба процесса тесно связаны (чем глубже анализ, тем полнее синтез). Нужно отметить, что младшие школьники начинают осознавать собственные нравственные качества и пытаются проявлять их, управлять своим поведением в учебных ситуациях, хотя не всегда успешно [6, с. 96].
Новые требования образовательного процесса требуют от учителя умения выслушать всех желающих по каждому вопросу, понять логику рассуждения каждого ученика, найти выход из постоянно меняющейся жизненной ситуации, анализировать ответы учащихся и постепенно вести их к решению проблемы. Под влиянием обучения у младших школьников постепенно начинают развиваться и такие особенности мышления, как самостоятельность и критичность. Речь является одним из важнейших психических процессов учащихся, и овладение речью идет на уроках русского языка. Важная роль в развитии речи принадлежит коммуникативной деятельности учащихся, где происходит реализация «Я – личности», «Я в обществе», «Я – нравственно-эстетические ценности». Общее направление в развитии произвольности внимания состоит в переходе ребенка от достижения цели, поставленной взрослым, к постановке и достижению собственных целей. Произвольное внимание младшего школьника еще неустойчиво, так как он еще не имеет внутренних средств саморегуляции. Эта неустойчивость обнаруживается в слабости умения распределять внимание, в легкой отвлекаемости и насыщаемости, быстрой утомляемости, затрудненной переключаемое внимания с одного объекта на другой. В среднем дети младшего школьного возраста способны удерживать внимание в пределах 15-20 минут, поэтому изучение нового материала не должно быть длительным – дети теряют к ним интерес [7, с. 76].
Восприятие у детей младшего школьного возраста (особенно во втором классе) отличается слабой дифференцированностью: часто дети путают похожие и близкие, но не тождественные предметы и их свойства (6 и 9, Э и 3, «зеркальность»), а среди частотных ошибок замечаются пропуски букв и слов в предложениях, замены букв в словах и другие буквенные искажения слов. В целом развитие восприятия характеризуется нарастанием произвольности, ориентацией в происходящих событиях. Память школьников характеризуется непроизвольностью: ребенок легче запоминает то, что ярко, необычно, что производит эмоциональное впечатление. Легче всего ему запомнить то, что включено в его активную деятельность, то, с чем он непосредственно действовал, а также то, с чем непосредственно связаны его интересы и потребности. Если для учебной деятельности важно осознание мнемической задачи, то для воспитательного процесса характерно другое направление: формирование приемов распределения своей деятельности во времени, приемов самоконтроля [17, с. 82]
Ведущие потребности этого возраста — потребности в общении с родителями и ровесниками, во взаимопонимании и сопереживании, которые порождают целую группу личностных мотивов. Они выступают как сообщения ребенка о своем эмоциональном состоянии, рассчитанные на сопереживание родителей; обращения за одобрением; сообщения о чувствах симпатии, расположения и антипатии; попытки расспросить родителей о нем самом. Общение младших школьников на современном этапе строится на педагогике сотрудничества. В ходе межличностных отношений осуществляется самоутверждение личности в семье, группе, в классе, оценка своих достоинств в сравнении с достоинствами остальных членов коллектива с целью раскрыть свои возможности, проявить себя, определить свою роль в окружающем пространстве [1, с. 93].
П. П. Блонский в своей работе «Психология младшего школьника» подчеркивает, что уже во втором классе дети рассматривают себя и свое поведение не только с точки зрения личных успехов, но и как членов коллектива. У них возникают первые формы товарищеской взаимопомощи, уважение к мнению одноклассников. Вместе с коллективизмом и чувством товарищества развиваются и формируются другие нравственные качества личности: происходит дальнейшее усвоение моральных норм; обогащается эмоциональная сфера личности. [5, с. 125].
Л. С. Выготский подчеркивал, что формирование высших психических функций в детском возрасте происходит в результате социальных взаимодействий, так как данные функции имеют социальную природу. Автор рассматривает три фундаментальных понятия как единство целого: высшую психическую функцию, культурное развитие поведения и овладение процессом управления собственного поведения. Л.С. Выготский трактует социальную сферу младших школьников в качестве источника развития личности. В развитии каждого ребенка, подчеркивает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания. Вторая состоит в овладении культур, способами поведения и мышления. Остальные средства – язык, письмо, счет – являются вспомогательными в области поведения и мышления.
В научных исследованиях Л.С. Выготский утверждает, что «символическая деятельность младшего школьника не изобретается им и не заучивается. Знак возникает в процессе сложного развития: происходит смешанная форма, которая соединяет натуральное и культурное в поведении ребенка» [8, с. 67].
Л.С. Выготский ввел понятие «зона ближайшего развития» - оно обозначало расхождение между уровнем существующего развития ребёнка (какую задачу он может решить самостоятельно) и уровнем потенциального развития, которого он же способен достигнуть под руководством родителей, учителя и в сотрудничестве с ровесниками. Л. С. Выготский подчеркивает, что любое обучение ведёт за собой развитие. На основании этой модели вытекает вывод: то, что школьники делают в сотрудничестве со взрослыми, в будущем могут сделать самостоятельно, модернизируя многие детали. Однако ученый во многих исследования подчеркивал, что «обучение и развитие не совпадают непосредственно, а представляют собой два процесса, находящиеся в очень сложных взаимоотношениях. Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития». Каждый школьный предмет служит той сферой, в которой совершается и осуществляется влияние обучения на развитие. Обучение само по себе не является источником развития, источником возникновения нового. Обучение будет успешным и плодотворным только тогда, когда оно совершается в пределах периода, который определяется зоной ближайшего развития (в младшем школьном возрасте) » [9, с. 31].
Следовательно, младший школьный возраст – это тот период, когда активное принятие участия семьи в образовательном процессе оставляет печать для дальнейшего развития, воспитания и самовоспитания. Именно семья способствует самореализации детей своих возможностей и способностей, становление которых определяется и поддерживается в семье. Л. С. Выготский выдвинул идею о том, что обучение, которое происходит в образовательном учреждении, ведет к личностному развитию каждого школьника.
1.2 Семьи в процессе формирования и развития детей младшего школьного возраста
В образовательном процессе значительное место отводится семье. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют задуматься о том, что определяющая роль в успешности обучения детей отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и семье, которая становится координатором и регулятором в развитии личности.