Файл: Особенности управления мужчинами и женщинами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Особенности управления мужчинами и женщинами

Методы управления персоналом - способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации.

Традиционно выделяют три группы методов управления персоналом: административные, экономические и социально-психологические.

1. Административные методы базируются на объективных законах организации совместной деятельности. Они направлены на использование таких мотивов труда, как чувство долга, ответственность. Отличительная черта этих методов – прямой характер действия, т.е. требование любого регламентирующего или административного документа безоговорочно подлежит обязательному исполнению.

Можно выделить несколько групп воздействия административных методов:

– организационно-стабилизирующее (Конституция, Федеральные законы, указы, уставы и т.д.);

– организационное воздействие (устав учреждения, штатное расписание, положение о подразделениях, должностные инструкции, коллективный договор, правила трудового распорядка и др.);

– распорядительное воздействие (приказы, распоряжения, указания, инструктирование и др.);

– дисциплинарная ответственность и взыскание (замечание, выговор, понижение в должности, увольнение).

2. Экономические методы основаны на материальном стимулировании коллектива и отдельных работников.

3.Социально-психологические методы управления персоналом основаны на использовании закономерностей социологии и психологии.

Они заключаются преимущественно в воздействии на интересы личности, группы, коллектива.

Кибанов А.Я. так же классифицирует методы управления персоналом по признаку принадлежности к функциям управления (нормирование, организация, планирование, координация, регулирование, мотивация, стимулирование, контроль, анализ, учет).

Условиями успешного управления человеческими ресурсами являются:

- четкость и достижимость поставленных целей;

- глубина, объективность и комплексность анализа воздействия на систему управления человеческими ресурсами и организацию в целом;

- ясность и взаимосвязанность планов работы организации, а также обеспеченность их всеми видами ресурсов;

- соответствие уровня квалификации персонала выполняемой работе;

- совместное участие предельно большого количества сотрудников в разработке и реализации стратегических планов;


- высокое качество контроля реализации стратегического плана и требований оценки его социально-экономической эффективности;

- внедрение и использование современных средств труда и технологий;

- делегирование полномочий, создание гибких условий труда.

Эффективность управления персоналом во многом зависит от выбора способов построения системы управления персоналом организации, познания механизма функционирования управления персоналом, выбора наиболее подходящих технологий и оптимальных методов работы с кадрами.

По мнению психолога Е.П.Ильина, для мужчин-руководителей характерны низкий уровень коммуникации и эмпатии. Они консервативны и проявляют агрессию. Женщины, в отличие от мужчин, более склонны к сочувствию, социальному партнерству, успешно объединяют коллектив и мотивируют сотрудников на выполнение сложных задач. 

Исследователи Эльвира Гизаметдинова и Раиль Ураев в статье «Гендерные различия в управлении» приводят такие данные (рисунок 1.2)

Рисунок 1.2 – Данные исследователей Эльвира Гизаметдинова и Раиль Ураев в статье «Гендерные различия в управлении»[12]

При равном профессионализме (каждый сотрудник имеет право на профессионального руководителя) существуют ситуационные различия мужского и женского управления. Например, крупный бизнес с высокими амбициями, с высокой долей определенности - более мужской. 

Мужскому стилю управления свойственны большая структурированность, предсказуемость и определенность. Мужчины чаще ориентируются на задачу и результат, рассчитывают, планируют.

Они менее склонны к переменам, с трудом отказываются от своей точки зрения, менее эмоциональны и не доверяют интуиции и чувствам. По устоявшимся социокультурным стереотипам им свойственно доминировать, быть суровее, требовательнее, соревноваться и не уступать. 

Мужчины-руководители непримиримее в проведении своей линии, быстрее впадают в ярость, ярче проявляя агрессию и неуступчивость. Они держат большую дистанцию с подчиненными, чем руководители- женщины. Верят в себя и свои достижения больше, и меньше нуждаются в одобрении своих действий[13].

Женщины больше ориентируются на людей, которые будут выполнять задачу. Им свойственно работать над выстраиванием отношений и творческим процессом. Женщинам-руководителям свойственно стремление к развитию, самопознанию, приобретению новых навыков. Часто женщин больше среди участников обучения: семинаров, тренингов, особенно тренингов по личностному росту.


Женщина-руководитель чаще демонстрирует дружелюбный стиль руководства: старается больше доверять мнению подчиненных, выстраивать командные отношения, создавать творческую атмосферу. Она умеет быть дипломатичной, великодушной. Склонна добиваться результата через выстраивание отношений. Женщина, даже на руководящем посту, будет ждать одобрения со стороны других руководителей, владельцев или сторонних консультантов.

Другое исследование подтверждает сказанное выше: авторитаризм в стиле управления встречается в два раза чаще у мужчин, чем у женщин. Мужчины часто не принимают во внимание мнение сотрудников и не поощряют инициативность. И в то же время мужчины чаще используют либеральный стиль руководства, пуская процесс управления на самотек, отказываясь от контроля и дисциплины[14]

Эксперты отмечают, что наиболее распространенным стилем управления у женщин-руководителей является демократический стиль. Он характеризуется коллегиальным принятием решений, делегированием полномочий и установлением партнерских отношений в коллективе.

Мужчины намного чаще пользуются командно-административным стилем управления. Женщинам-руководителям характерна демократичность, готовность к сотрудничеству и коллективному принятию решений.

Для реализации решений используется распределение функций исполнения и оказание помощи при необходимости. Организация контроля над ходом исполнения принятых решений превалирует поэтапная форма. В виде регулярных проверок, недопущение нежелательной ситуации. Ответственность же за работу устанавливается в соответствии с распределением обязанностей, весьма характерно возложение ответственности за участок работы на конкретного сотрудника.

Мужской стиль либо более эффективен в структурированных ситуациях или при простых задачах, либо в обстановке с высокой степенью неопределенности, женский - дает наибольшую эффективность в рутинных условиях. Пол определяет выраженность основных компонентов, типов индивидуального стиля руководства. Обеспечивает женщинам-руководителям большую социально-психологическую эффективность. К формированию директивности и попустительства в стиле руководства женщин приводит низкая выраженность педагогических и коммуникативных качеств личности. В остальном, умение действовать в конфликтной ситуации и угрозы риска, готовность к изменениям, способность к нововведениям, уметь эффективно использовать способности других людей, противостоять давлению и нажиму, так же отстаивать свою позицию – вот управленческие качества руководителей женщин и мужчин.


Можно сказать, что характеристики пола совсем не являются определяющими для успешного руководителя. По общему мнению самих руководителей, успешность менеджера определяется только набором качеств, среди которых первое место занимают умение планировать свою работу, стремление к постоянному самосовершенствованию, уметь координировать и контролировать деятельность своих подчиненных.

Взгляд на женский стиль руководства заключается в том, что женщины в основном выбирают лидерство, ориентированное на отношения, а мужчины - лидерство ориентированное на задачу, так как они характеризуются целеустремленностью.

Мужской стиль более эффективен либо в структурированных ситуациях и при простых задачах, либо в ситуациях с высокой степенью неопределенности, а женский стиль дает наибольшую эффективность в рутинных условиях. Имеет значение также уровень руководства: на высших предпочтительнее мужчины, на средних - женщины. Сама по себе ситуация измерения во многом определяет результат: лидерский стиль сильно обусловлен полоролевыми стереотипами в лабораторных экспериментах и мало связан с ними в полевом изучении.

Эффективность руководителя определяется осознанием сильных и слабых сторон внутреннего «Я», эффективным использованием достоинства и умением минимизировать отрицательное влияние, которое оказывается недостатками, что применимо как в отношении женщин, так и в отношении мужчин. Успешные же модели лидерства присущи только тем руководителям, которые имеют психологический репертуар делового поведения и женщин, и мужчин одновременно.

Функция руководителя – это объединять людей в сплоченный коллектив, планировать и координировать действия и осуществлять контроль за исполнениями распоряжений. Для этого быть профессионалом мало, необходимо стать лидером. Подчиненные обязательно должны признавать авторитет начальника, ведь он способен видеть дальше ,быть проницательнее любого, он умеет брать инициативу в свои руки, не боится риска (ведь принимать решения - значит рисковать). Это не напоминает женщину - таинственную, опекаемую. Все же, женщины-руководители – это есть реальность. Их, можно классифицировать по следующим типам.

«Маскулинный». У женщин такого типа эмоциональная сфера недостаточно развита, и они компенсируют это жесткостью, авторитарностью с подчиненными.

«Женственный». Эта категория женщин-руководителей противоположность первой. Обаяние - главный рабочий «инструмент» такого начальника, эмоции. Ее обращения к подчиненным – «девочки», «мальчики», «давайте жить дружно». Такая начальница либеральна, и в таком коллективе царит неразбериха.


«Ситуативный» – такой тип вплотную примыкает к предыдущему,» лозунг «Все для победы!». Начальница – энтузиаст: она горит на работе, приходит раньше всех, уходит последней. Стол завален бумагами, где неважные перемешаны с важными.

Ни один из приведенных выше типов «не тянет» на эффективный. Но, тем не менее, женщина, не уступает своему коллеге противоположного пола, и превосходит его.

Вывод по первой главе.

Персонал организации представляет собой всех сотрудников организации, которые работают по найму и обладают определенными качественными и профессиональными характеристиками.

Основная роль в обеспечении выполнения поставленных стратегических целей компании принадлежит персоналу предприятия. Требования, которые предъявляются по реализации данных целей для достижения каких–либо экономических результатов, способность решить и выполнить стратегические задачи, связанные с развитием компании и повышению ее конкурентоспособности, напрямую связаны с уровнем самоорганизации системы.

Методами управления персоналом можно назвать способы воздействия на весь коллектив и отдельных его работников с целью исполнения координации их деятельности в производственном процессе.

Хотя законодательство давно уравняло в правах мужчин и женщин, на деле конституция не может сделать всех одинаковыми. Исследования показывают, что стили управления тех и других отличаются.

Разделение мужского и женского стилей управления, предложенное Куртом Левиным, до сих пор актуально и используется исследователями. Он выделил три основных стиля: авторитарный, демократический и либеральный.

Многие эксперты отмечают различия в стилях управления мужчин и женщин. Если мужчинам свойственен авторитарный стиль, то женщины более склонны к демократии и сотрудничеству.

Сравнительный анализ женского и мужского менеджмента позволяет нам говорить о том, что женщины редко проигрывают мужчинам как менеджеры, и иногда действуют успешнее, обеспечивают устойчивые условия существования для своего предприятия. По сравнению с женщинами, мужчины более высоко ценят те качества, которые обеспечивают наибольшую эффективность профессиональной деятельности и способствуют организации взаимодействий в коллективе, а руководители-женщины выше оценивают моральные и нравственные качества и качества, определяющие интерактивную функцию общения.