Файл: Роль негосударственных пенсионных фондов в пенсионном обеспечении граждан.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 1567

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Доходность от инвестиций по итогам 2017 года составила около 30%. При этом колебания доходности во времени очень велики, поскольку этот показатель зависит не только от реальной эффективности инвестирования, но и от результатов переоценки активов.

Апр.17 июль17 окт17 янв18

Рисунок 1- Структура расходов НПФ

Итак, деятельность фондов по-прежнему остается удельно дорогостоящей: расходы на обеспечение уставной деятельности составляют до 10% от собираемых взносов. Растут эти расходы и в расчете на одного участника отрасли: за 2017 год они составили 430 рублей в год, что на 50% больше уровня 2016 года – 284 рубля на одного участника в год.

2.2. Пути совершенствования системы негосударственных пенсионных фондов

Анализ показателей социально-демографических угроз позволил выявить следующие проблемы для дальнейшего развития пенсионной реформы, в частности для негосударственных пенсионных фондов:

- падение реального уровня жизни населения и как следствие отсутствие возможностей для формирования достойной государственной и дополнительной негосударственной пенсии;

- установленная величина прожиточного минимума позволяет работодателям выплачивать низкие заработные платы работникам, что негативно сказывается на привлечении средств в негосударственные пенсионные фонды;

- рост безработицы влияет в сторону уменьшение пенсионных взносов на пенсионное обеспечение, а также увеличивает расходы государства на выплату государственных пенсий;

- демографический кризис последних лет в будущем приведет к снижению численности активного населения по сравнению с растущим числом лиц нетрудоспособного возраста (пенсионеров), что приведет недостатку перечислений пенсионных взносов для выплат государственной пенсии[10].

Анализ рынка пенсионных институтов России показал сокращение численности фондов, а также их неравномерное территориальное расположение, а в большинстве, отсутствие данных пенсионных институтов в регионах России, позволило автору выявить значительные региональные диспропорции в развитии рынка пенсионных услуг, и как следствие, усиление проблемы социально-экономической безопасности страны и личности.


Анализ деятельности фондов показал, что в настоящее время основные финансовые вложения НПФ осуществляются по негосударственному пенсионному обеспечению. Ежегодно наращивание средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений стабильно увеличивается

Проведенный анализ деятельности негосударственных пенсионных фондов позволил сделать вывод о недостаточной социально-экономической защите большей части трудоспособного населения, и, как следствие, снижение уровня их социально-экономической безопасности в будущем.

Основным направлением развития и совершенствования системы пенсионного обеспечения видится в принятии мер, направленных на активное вовлечение граждан в пенсионные программы, повышение степени доверия таким финансовым институтам, как негосударственные пенсионные фонды, а также к российской пенсионной системе в целом. Если не принимать мер, направленных на стимулирование добровольных пенсионных накоплений и резервов, то в ближайшее время величина коэффициента замещения составит не более 15-17 % от средней заработной платы, а к 2020г. -10% (согласно данным ПФР). Низкая степень участия населения в процессе самостоятельного формирования пенсии обусловлена в первую очередь отсутствием четких гарантий сохранности средств пенсионных накоплений и резервов, во вторую - отсутствием понимания необходимости проявления активности в данном вопросе и перенос данной проблемы на государственную ответственность и заботу.

Предлагается модель выбора оптимальных вариантов негосударственного пенсионного обеспечения для различных категорий трудоспособного населения.

Данная модель доказывает необходимость участия вышеуказанных групп в дополнительном пенсионном обеспечении, а также возможность правильно сориентироваться в выборе негосударственного пенсионного фонда, для доходного вложения своих средств, в целях формирования будущей пенсии, тем самым обеспечивая себе безопасное и достойное существование при выходе на пенсию.

На основании расчетов негосударственной пенсии по различным пенсионным схемам можно подтвердить важность критериев, влияющих на размер будущей пенсии: периодичность участия в негосударственном пенсионном обеспечении граждан в зависимости от пола и возраста, нахождение пенсионных взносов в накопительном периоде, размер начисляемого инвестиционного дохода на счета участников.

Проанализировав результаты рейтинговых агентств, можно прийти к выводу о необходимости систематизации информации основных показателей деятельности по всем фондам России, в целях проведения целостного анализа рынка пенсионной системы, что в дальнейшем позволит потенциальным вкладчикам осуществить взвешенный и обоснованный выбор фонда для дальнейшего формирования пенсионной составляющей.


Доказав важность пенсионного обеспечения в историческом и настоящем периодах необходимо определить место и роль негосударственных пенсионных фондов в системе экономической безопасности страны. Причем рассматривать данную взаимосвязь целесообразно на разных уровнях национальной экономики. На макроуровне взаимосвязь негосударственных пенсионных фондов и экономической безопасности осуществляется с позиции влияния основных макроэкономических показателей на деятельность вышеуказанных структур, причем рассматривая макроэкономические показатели, можно выделить круг внешних угроз развития пенсионных институтов. На микроуровне должно рассматриваться влияние индикаторов, характеризующих деятельность самих пенсионных институтов.

Предлагаются мероприятия по минимизации угроз развития системы негосударственных пенсионных фондов в целях укрепления социально-экономической безопасности России.

В соответствии с методологией исследования социально-экономической безопасности негосударственных пенсионных фондов при разрешении проблем, рассмотренных в предыдущей главе исследования, посвященному анализу деятельности ОАО «НПФ «Социальное развитие», можно выделить следующие основные этапы оценки негосударственных пенсионных фондов в системе социально-экономической безопасности государства:

  1. Оценка внутренних и внешних угроз социально-экономической безопасности страны на современном этапе развития и функционирования.
  2. Оценка состояния негосударственных пенсионных фондов, деятельность которых влияет на социально-экономическую безопасность страны в целом и социальную защиту отдельной личности.
  3. Формирование мероприятий на базе полученных оценок по минимизации внешних и внутренних угроз.
  4. Разработка методических основ развития негосударственных пенсионных фондов на перспективу.

Для стимулирования развития добровольных пенсионных программ необходимо:

- налоговые льготы, которые в России крайне незначительны (причем пенсии, выплачиваемые НПФ в рамках добровольных пенсионных программ, облагаются налогом на доходы физических лиц);

- положительная и ощутимая реальная доходность инвестирования пенсионных резервов (которую большинство российских НПФ не способно обеспечить вследствие чрезмерной консервативности инвестиционных стратегий, а также неблагоприятных тенденций в развитии российского финансового рынка);

- низкие комиссии НПФ и управляющих компаний (которые в России существенно выше по сравнению со странами, имеющими развитые накопительные пенсионные системы)[11].


Изменение этой ситуации требует внесения изменений в налоговое законодательство, направленных на стимулирование участия в добровольных пенсионных программах, повышение эффективности инвестирования пенсионных резервов НПФ и управляющими компаниями на долгосрочном горизонте за счет изменения инвестиционных стратегий и их результативной реализации, а также снижение расходов на управление и взимаемых комиссий за счет использования эффекта масштаба и достижения операционной синергии в результате слияний и поглощений российских НПФ.

Создаваемая в России в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» национальная система гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования является двухуровневой и включает в себя:

- резервы по обязательному пенсионному страхованию, формируемые на уровне каждого НПФ;

- общенациональный фонд гарантирования пенсионных накоплений, управляемый Агентством по страхованию вкладов[12].

Полагаем, что порядок определения ставок отчислений в резерв по обязательному пенсионному страхованию должен учитывать уровень риска, принимаемого НПФ при инвестировании пенсионных накоплений. В случае, когда значительная часть пенсионных накоплений инвестирована в акции и долгосрочные облигации с невысоким кредитным рейтингом, ставка резервирования должна быть выше, чем в случае, когда все пенсионные накопления размещены в государственные краткосрочные облигации и банковские депозиты. Это позволит сформировать буфер на случай реализации систематического риска, связанного с резким падением фондовых индексов. В то же время при консервативном подходе к инвестированию потребность в подобном буфере не очень велика.

За счет средств резерва по обязательному пенсионному страхованию (а при его недостаточности -за счет собственных средств НПФ) осуществляется гарантийное восполнение пенсионных накоплений при получении отрицательных результатов от инвестирования. В соответствии с новым порядком, вступившим в действие с 01.01.2015, это происходит с периодичностью один раз в пять лет (с капитализацией, т.е. включением в гарантийное покрытие, предоставляемое НПФ, полученного положительного результата от инвестирования за пятилетний период), а также при переходе застрахованного лица в другой пенсионный фонд, при назначении застрахованному лицу накопительной пенсии и в некоторых других случаях.


Необходимость осуществлять гарантийное восполнение (которое ранее в соответствии с требованиями Федеральной службы по финансовым рынкам НПФ должны были осуществлять ежегодно в случае получения отрицательного финансового результата от инвестирования пенсионных накоплений) создает препятствия для принятия НПФ инвестиционных рисков, оправданных в долгосрочной перспективе и позволяющих получать премию за риск, обеспечивать более высокий уровень накопительной пенсии. С точки зрения автора, при сохранении требования сохранности пенсионных накоплений за весь период их формирования можно проявить большую гибкость при определении уровня текущих убытков, покрываемых НПФ за счет резервов и собственных средств.

Анализ состояния и оценка перспектив развития пенсионной реформы позволил выделить основные элементы рынка негосударственных пенсионных фондов, влияющие на развитие пенсионной системы, определить основные препятствия и угрозы, сдерживающие повышения эффективности ее функционирования, а также разработать предложения по совершенствованию каждой составляющей с целью обеспечения социально-экономической безопасности.

Заключение

Формирование адекватной и реально работающей системы пенсионного обеспечения, частью которой является негосударственное пенсионное обеспечения и негосударственные пенсионные фонды, является залогом экономической безопасности страны. Основным направлением развития и совершенствования системы пенсионного обеспечения видится в принятии мер, направленных на повышение степени доверия таким финансовым институтам, как негосударственные пенсионные фонды.

В процессе анализа системы негосударственных пенсионных фондов России, был выявлен ряд факторов, затрудняющих функционирование системы НПФ. К основным из них относятся:

- достаточно низкий уровень социальных гарантий со стороны государства;

- недостаточная проработанность законодательной базы;

- невысокие доходы населения;

- недостаточная прозрачность деятельности НПФ;

- отсутствие склонности к сбережениям в связи с тем, что скорость обесценения денег намного выше, чем уровень инфляции;

- низкий уровень вовлеченности средств НПФ в инвестиционный оборот;

- отсутствие сотрудничества между работодателями и НПФ.

Особенно следует отметить, что одной из самых главных причин является недоверие граждан к долгосрочным сбережениям (к которым и относятся пенсионные накопления) из-за нестабильной финансовой системы.