Файл: Роль негосударственных пенсионных фондов в пенсионном обеспечении граждан.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 1767
Скачиваний: 36
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие, структура и функции негосударственных пенсионных фондов
1.1. Цели и задачи развития системы негосударственного пенсионного обеспечения
1.2. Развитие и значение негосударственных пенсионных фондов в пенсионном обеспечении граждан
Глава 2. Анализ эффективности деятельности негосударственных пенсионных фондов в России
2.1. Анализ показателей деятельности негосударственных пенсионных фондов
2.2. Пути совершенствования системы негосударственных пенсионных фондов
Введение
Реализация пенсионной реформы в России приводит к повышению общественного интереса к проблемам пенсионного обеспечения. Все отчетливее видно, что государство не может в долгосрочной перспективе гарантировать своим гражданам достойную старость, - а значит, к решению этой задачи должны подключаться работодатели и сами работники. Наиболее удобным механизмом для формирования дополнительных пенсий являются негосударственные пенсионные фонды (далее - НПФ).
Актуальность темы данной курсовой работы обуславливается в настоящее время следующими причинами.
Во-первых, к сожалению, со стороны государства, правительства и СМИ не идет освещение процесса работы негосударственных пенсионных фондов. Ограниченная информация приводит к инертности, сказывается и консерватизм мышления населения, поэтому людям трудно сделать выбор в пользу НПФ. Роль НПФ в масштабах экономики России пока достаточно скромна. Подавляющая часть населения либо ничего не знает об НПФ, либо знает очень мало и при этом не доверяет им. Все это заставляет считать, что российские НПФ находятся только в начале своего пути.
Во-вторых, потенциально негосударственные пенсионные фонды могли бы стать стратегическими инвесторами экономики России, но использовать такую возможность пока не могут.
В-третьих, существующие законодательные ограничения и дефицит инструментов на финансовых рынках не позволяют фондам развернуться в поисках удачных вложений. В то же время пенсионные фонды уже сейчас вынуждены задумываться о более активном инвестировании, поскольку при благоприятном стечении обстоятельств, когда через систему НПФ на финансовые рынки выйдут государственные пенсионные средства, благополучие фондов будет зависеть и от того, смогут ли они обеспечить доходность, привлекательную для вкладчиков.
В связи с обозначенными проблемами в курсовой работе поставлена цель – рассмотреть механизм функционирования частных пенсионных фондов и перспективы, тенденции дальнейшего их развития.
Объект исследования – финансово-экономические отношения, связанные с деятельностью негосударственных пенсионных фондов.
Предмет исследования – структура и значение негосударственных пенсионных фондов.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности негосударственного пенсионного фонда и его в пенсионном обеспечении граждан.
Задачи курсовой работы:
- дать общую характеристику целям и задачам развития системы негосударственного пенсионного обеспечения;
- рассмотреть значение негосударственных пенсионных фондов в пенсионном обеспечении граждан;
- исследовать эффективность деятельности НПФ как для самих фондов, так и для их клиентов;
- указать перспективы развития НПФ в системе пенсионного обеспечения граждан в РФ.
Методы исследования: анализ, синтез, логический, статистический, графический.
При анализе проблем негосударственных пенсионных фондов использовались учебные пособия, а также множество периодических изданий, например, «Экономика и управление», «Российский экономический журнал» и т.п.
Все статистические данные взяты из периодических изданий «Пенсионные фонды и инвестиции».
Курсовая работа содержит введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
Глава 1. Понятие, структура и функции негосударственных пенсионных фондов
1.1. Цели и задачи развития системы негосударственного пенсионного обеспечения
На данный момент в России существует два вида пенсионного обеспечения - обязательное (государственное) и добровольное (инициируется либо работодателем, либо самим гражданином). Отличительной чертой негосударственного пенсионного обеспечения (далее - НПО) от государственного страхования является тот факт, что для заключения договора НПО человеку необязательно иметь трудовой стаж.
Добровольное пенсионное обеспечение является дополнительным по отношению к государственному и реализуется путем заключения договора о негосударственном пенсионном обеспечении (далее - пенсионный договор, договор НПО) с негосударственным пенсионным фондом (далее - НПФ).
Добровольное пенсионное обеспечение направлено на повышение размеров пенсий выплачиваемых по обязательному пенсионному страхованию и предполагает регулярное перечисление пенсионных взносов в НПФ в течение определенного периода времени и их прирост, за счет инвестиционного дохода.
При этом перечисления пенсионных взносов могут осуществляться как физическими лицами в пользу себя или других физических лиц, так и организациями в пользу своих сотрудников.
Вообще, негосударственное пенсионное обеспечение во всем мире один из самых важных моментов в компенсационном пакете социального обеспечения сотрудника, наряду с заработной платой, премиями и бонусами за период работы, медицинским страхованием и т.п. В случае реализации на предприятии корпоративной пенсионной программы будущие пенсии в виде пенсионных накоплений фактически являются формой отложенной заработной платы сотрудников. Участие предприятий в пенсионных программах укрепляет доверие сотрудников к работодателю, формирует корпоративный дух, повышает рейтинг предприятия.
Но в России данная форма мотивации сотрудников не достаточно распространена, а посему, сами работники, стремясь увеличить свои накопления к моменту достижения пенсии, ищут наиболее понятные и эффективные способы реализации задуманного, как вариант, с помощью негосударственного пенсионного обеспечения.
Негосударственный пенсионный фонд - это некоммерческая финансовая организация, работающая по сберегательно-накопительной схеме, когда размер пенсии пропорционален накопленной сумме, либо по принципу фиксированной выплаты пенсии по достижению клиентом пенсионного возраста. Негосударственные пенсионные фонды предлагают различные варианты пенсионных схем. Сейчас чаще всего используются следующие виды пенсионных схем:
- с установленным размером взносов. Выплаты производятся пожизненно;
- с установленным размером взносов. Солидарные с пожизненными выплатами. (Солидарный пенсионный счет - форма аналитического учета, отражающая движения сумм пенсионных взносов предприятия вкладчика и выплат негосударственных пенсий участникам);
- с установленным периодом взносов. Пенсионные выплаты производятся в течение установленного периода;
- с установленным размером взносов. Солидарные. Пенсионные выплаты производятся в течение установленного периода[1].
Схемы 1 и 3 применяются для индивидуальных пенсионных счетов, когда и вкладчиками, и участниками фонда являются физические лица. Схемы 2 и 4 применяются в случае, если ваш работодатель несет солидарную ответственность с НПФом за пенсионные выплаты.
На рынке НПФов принято разделение пенсионных взносов по видам: индивидуальные, корпоративные и солидарные. Негосударственный пенсионный фонд – это некоммерческая организация социального обеспечения, основной целью деятельности которой является выплата пенсий участникам системы негосударственного пенсионного обеспечения. В рамках негосударственного пенсионного обеспечения деятельность НПФ включает в себя:
- аккумулирование пенсионных взносов. Вкладчик на основании Пенсионного договора перечисляет в НПФ пенсионные взносы. Фонд осуществляет учет поступивших пенсионных взносов на солидарном или именном пенсионном счете Вкладчика и формирует пенсионные резервы.
- размещение пенсионных резервов в соответствии с действующим законодательством. Фонд определяет направления, порядок и условия размещения пенсионных резервов. Фонд размещает пенсионные резервы самостоятельно или через управляющие компании.
- распределение полученного дохода. Доход, полученный Фондом по результатам размещения пенсионных резервов, распределяется на пенсионные счета Вкладчиков и Участников, направляется на пополнение страхового резерва и на ведение уставной деятельности Фонда.
- оформление и выплата негосударственных пенсий. При наступлении пенсионных оснований у Участника определяется размер негосударственной пенсии и порядок ее получения исходя из накопленной суммы[2].
Таким образом, НПФ действует только в интересах участников фонда, и вся его деятельность направлена на получение максимального инвестиционного дохода. НПФ напрямую заинтересован в увеличении пенсионных накоплений и росте числа участников фонда, в этом и заключается принципиальная разница в мотивации между государственным и негосударственным пенсионным фондом.
Современная организация пенсионной системы России вызывает ряд вопросов, требующих безотлагательного разрешения по вопросам пенсионного обеспечения населения нашей страны.
Следует констатировать, что отечественная пенсионная система, к сожалению, не отвечает реалиям, сложившимся в рыночном хозяйстве и экономике страны в целом. Приемлемый и адекватный уровень пенсионных выплат служит индикатором социально-экономического развития публично-правовых образований, характеризует благополучие общества и благосостояние нации любого суверенного государства вне зависимости от его государственного устройства.
В настоящее время, затрагивая вопрос об уровне качества жизни нынешних пенсионеров, нельзя ни обратить внимание на сопутствующие проблемы, возникающие в смежных отраслях и сферах социально-экономического развития страны. Непременно требуют конструктивного решения вопросы в сфере организации труда населения (соотношение числа трудящихся и получателей пенсий, достоверный учет заработной платы, уклонение от уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды), демографическая составляющая (старение населения), а также несовершенство законодательной базы[3].
Накопительная составляющая отечественной пенсионной системы, реализуемая через институт негосударственных пенсионных фондов, согласно действующей пенсионной реформе призвана повысить качество и уровень жизни будущих пенсионеров. В этой связи существует объективная необходимость рассмотрения вопроса места и роли негосударственных пенсионных фондов в отечественной пенсионной системе страны.
Негосударственный пенсионный фонд является социально-финансовым институтом, дающим гражданам возможность самим позаботиться о своем будущем благосостоянии, не рассчитывая на поддержку государства.
В появлении негосударственных пенсионных фондов проявляется социальная направленность рыночных преобразований. В этом заинтересованы работодатели, работники, предприниматели и государство. Социальный характер институтов пенсионной системы обусловливается тем, что они затрагивают интересы, проблемы благополучия и социально-экономической безопасности сегодняшних, и завтрашних пенсионеров, следовательно, всего общества, его стабильности и безопасности, поступательного и гармоничного развития.
Таким образом, негосударственный пенсионный фонд представляет собой некоммерческий социально-финансовый институт, являющийся внутренним стабилизатором социально-экономической безопасности государства, нацеленный на повышение достойного качества и уровня жизни граждан при наступлении пенсионного возраста и являющийся дополнительным источником инвестирования национальной экономики. По нашему мнению, создание трехуровневой системы пенсионного обеспечения, где негосударственным пенсионным фондам отводится полноценное место, смягчает социальную нагрузку на общество, и активы негосударственных пенсионных фондов становятся долговременным и стабильным источником формирования инвестиционных ресурсов страны.
Статистика гласит, что 63% граждан России нетрудоустроенные либо получают «черную» зарплату, а официально безработными признаны только 16% из их числа. 54% от количества зарегистрированных в органах службы занятости людей – женщины в возрасте от 31 до 50 лет. Правительство с целью снижения напряжения на рынке труда решило предоставить нетрудоустроенным гражданам пособие по безработице в 2018 году, максимальный размер которого составит 4900 рублей. Что такое пособие по безработице Граждане, не имеющие возможности устроиться на работу и состоящие на учете в центре занятости, могут претендовать на получение материальной помощи. Пособие по безработице в 2018 году не подвергнется индексации. Оно уменьшается по прошествии определенного периода времени. На величину субсидии по безработице влияет размер региональной ставки и трудовой стаж специалиста. Представители некоторых ведомств считают, что физические лица дискредитируют этот вид социальных выплат как явление, т.к. стараются получать его максимально возможное время. Чиновники настаивают на внедрении полноценной системы переобучения на базе центров занятости, которая позволила бы сократить расходы на переквалификацию специалистов. Статус безработного и условия его получения Нетрудоустроенными признают трудоспособных граждан, не имеющих постоянного заработка или работы. Предварительно они должны зарегистрироваться в службе занятости населения для поиска подходящей вакансии и демонстрировать готовность приступить к подходящей работе. Сотрудники центров занятости иногда отклоняют запросы инвалидов о получении материальной помощи, т.к. путают понятие трудоспособности и дееспособности. Если человек способен выполнять свои должностные обязанности, то он может встать на учет на биржу труда независимо от состояния своего здоровья. Нормативно-правовое регулирование По статье 34 закона РФ от 19.04.1991 «О занятости населения» получать пособие по безработице в 2018 году могут все граждане, официально признанные нетрудоустроенными. Физическое лицо может претендовать на работу, которая будет подходить ему по уровню квалификации, условиям труда, состоянию здоровья, транспортной доступности. К примеру, если гражданин получал на предыдущей работе 15000 р., то работник биржи труда должен ему подбирать вакансии с окладом не ниже 9500 р. Безработные жители, утратившие право на получение субсидии, могут претендовать на материальную помощь. Получить ее можно при переобучении по направлению органов службы занятости или по прошествии 36 месяцев с момента оформления статуса нетрудоустроенного. По закону воспользоваться льготами на переобучение могут физические лица младше 30 лет. К ним относится компенсация затрат на общественный транспорт, расходов на медикаменты (предоставляется при наличии справки из больницы). Кто имеет право на получение Встать на учет на биржу труда и зарегистрироваться как безработный может любой гражданин России, достигший возраста 16 лет без постоянного или временного дохода. Девушки в декрете воспользоваться этим правом не могут, т.к. они относятся ко временно нетрудоспособному населению. Получить статус безработной женщина сможет после достижения ребенком 1,5 лет. Материальную помощь по безработице не выплачивают следующим категориям жителей: не достигшим 16 лет; обучающимся по очной форме; пенсионерам; физическим лицам со статусом индивидуального предпринимателя; инвалидам, причисленным к нетрудоспособным группам; физическим лицам, решившим обратиться по месту временной регистрации; осужденным по решению суда на исправительные работы; лицам, предоставившим ложные сведения о признании их безработными. Выплаты на бирже труда Пособие начисляется на счет гражданину ежемесячно с того момента, как он получил статус безработного. Лица, лишившиеся работы из-за ликвидации компании, прекращения деятельности ИП или из-за сокращения штата сотрудников, не могут воспользоваться этой привилегией. Согласно статье №178 Трудового Кодекса РФ (ТК РФ) за такими гражданами сохраняется средняя зарплата на период поиска работы, равный 2 месяцам, а затем они смогут получать субсидию, как и другие нетрудоустроенные. Каждые 14 дней специалисту будут приходить запросы о перерегистрации. Отреагировать при их получении следует быстро, т.к. если физическое лицо не подтверждает регулярно свой статус, предоставление материальной помощи прекращается. Для возобновления выплат нетрудоустроенному работнику придется заполнять повторно заявление и собирать весь пакет документов. В течение какого периода выплачиваются Материальная помощь по безработице начинает начисляться с первого дня признания специалиста нетрудоустроенным. Порядок выплаты пособия по безработице в 2018 году не претерпит каких-либо серьезных изменений. При досрочном выходе на пенсию безработный лишается субсидии. Специалист не сможет стать участником государственной программы по борьбе с безработицей, если работает на полставки или имеет временную подработку. Субсидия выплачивается на протяжении 2 лет. После 7-12 месяцев наступает полугодовой перерыв. Если специалист не нашел работу по прошествии этого времени, он должен обратиться к своему куратору из центра занятости. После официального обращения выплаты возобновят на 7-8 месяцев, а затем опять наступит полугодовой перерыв. После этого субсидию будут перечислять на счет физического лица 4-5 месяцев. Сколько платят При расчете величины пособия по безработице учитывают трёхмесячный заработок на последнем месте работы. Суммарно до увольнения физическое лицо обязано проработать не менее 26 недель. Если гражданин трудился неполный день, то сначала сотрудники центра производят перерасчет рабочих часов. При итоговой сумме меньше 1040 часов специалисту назначают минимальный размер пособия, равный 850 р. Исключением являются дети-сироты. Им первые 6 месяцев выплачивают пособие, равное уровню средней региональной зарплаты. Минимальный и максимальный размер Величина выплат определяется должностью и трудовым стажем работника. Максимальный размер пособия по безработице составляет 4900 р., что в 2 раза ниже величины прожиточного минимума. 3 года правительство рассматривает прошения о повышении величины этой субсидии, но дополнительных средств из госбюджета для реализации данной цели до сих пор не выделили. Дотация минимального размера составляет 850 р. Она устанавливается: впервые ищущим работу выпускникам ВУЗов и студентам; желающим трудоустроиться после длительного перерыва; лицам, которые отработали менее 26 недель за год; специалистам, которые были уволены по решению профсоюза за нарушение трудовой дисциплины. Ребенок-сирота имеет право на получение увеличенного пособия по безработице в 2018 году. Оно равно размеру среднемесячной зарплаты, установленной в регионе проживания гражданина. Соответствующие изменения были внесены в Федеральный закон №89 и начинают действовать с 01.05.2018. Финансовая поддержка будет предоставляться сироте непрерывно 6 месяцев. Если за это время специалист не найдет работу, то размер пособия автоматически уменьшается до 850 р. Инвалидам величину выплат по безработице рассчитывают, как и обычным специалистам. Размер выплат Величина пособия по безработице в 2018 году напрямую зависит от размера зарплаты гражданина на предыдущем месте работы. На федеральном уровне ее величина не может превышать 4900 р, но в некоторых областях страны действуют районные коэффициенты. В этих регионах размеры пособия по безработице будут больше, чем установленные законом. Субсидию в 2018 году продолжат начислять в процентах от заработной платы, если были соблюдены следующие условия: гражданин проработал не менее 26 недель по трудовому договору; с момента увольнения прошло меньше 1 года; причиной потери работы не являются противоправные действия гражданина (присвоение имущества, нарушение трудовой дисциплины и т.д). Средний заработок рассчитывается на основании информации за 3 месяца, предоставленной гражданином. Получившуюся сумму умножают на районный коэффициент. К примеру, в Бурятии он составляет 1,3. Если субсидия равна 900 р, то при умножении она увеличится до 1170 р. Бывает так, что сумма материальной помощи по расчетам работников центра занятости получилась 10000 р. Нетрудоустроенный специалист получить выплату такой величины не сможет, т.к. по закону максимальный размер субсидии равен 4900 р. Порядок определения среднедневного заработка Особенности расчета пособия расписаны в постановлении Министерства труда РФ от 12.08.2003. При определении среднедневного заработка учитывается и основной оклад, и иные виды выплат от работодателя. Вознаграждение по итогам одного календарного года рассчитывается не с учетом полной суммы, а в размере 1/12 за каждый месяц работы. При вычислении среднего размера зарплаты берут информацию за 90 дней, предшествующих увольнению. При начислении пособия кроме зарплаты учитывают: надбавки за выслугу лет и иные трудовые достижения; дополнительный доход, полученный из-за сверхурочной работы; премии и гонорары; зарплата в натуральной форме. Субсидии ранее работавшим лицам в первый год Одно из обязательных условий увеличения размера субсидии – наличие непрерывного трудового стажа у специалиста на протяжении 12 месяцев до момента увольнения. Выплата пособия по безработице в 2018 году не претерпит изменений по этому пункту. Первые 3 месяца специалист будет получать 75% от суммы среднемесячного дохода, а последующие 4 месяца – 60%. По прошествии этого временного промежутка часто наступает полугодовой перерыв в выплатах, а затем на протяжении 5 месяцев специалисту начисляют 45% от его зарплаты. Дотации на второй год При втором 12-месячном периоде гражданин получает минимальную субсидию, умноженную на районный коэффициент. К примеру, в Москве этот показатель равен 1,7, а размер месячной материальной помощи составит 2890 р. По истечению второго года гражданина лишат предоставляемой субсидии. Общий период предоставления материальной помощи не может превышать 24 месяца при рассмотрении 36 календарных месяцев. Условия для Москвы Величина выплат определяется средним заработком гражданина за 3 месяца. В Москве пособие по безработице в 2018 году будет увеличенным, потому что региональный коэффициент здесь самый высокий среди всех городов России. Аналогичный показатель при расчете выплат используют власти Санкт-Петербурга. Московские безработные смогут воспользоваться транспортными льготами. Им дополнительно будут доплачивать 1190 р. Максимальный размер социального пособия составит 6940 р, а минимальный – 2890 р. После обращения в Департамент труда и социальной защиты населения гражданин получит статус безработного на 11 день с момента представления всех документов. Первые 10 дней вместе с сотрудниками центра занятости он изучает список актуальных вакансий. При непопулярной специальности физическому лицу будет предложено переобучение. Если за 10 дней поиски места учебы или работы не увенчаются успехом, то гражданину присваивают статус безработного и начинают начислять пособие. Когда выплаты прекращаются После официального трудоустройства гражданин перестает получать пособие по безработице. При регистрации факта смерти физического лица выплата материальной помощи прекращается. Если гражданин более 1 месяца не приходил в центр занятости, то государство перестанет перечислять деньги. Центр занятости может отказаться от предоставления пособия по безработице, если: гражданин отбывает уголовное наказание; физическое лицо приговорили к исправительным работам; при прохождении гражданином официального профессионального обучения или получения дополнительного образования с выплатой регулярного денежного пособия; при предоставлении физическим лицом ложной информации о себе; отказ гражданина от помощи государственных органов в поиске работы. В каких случаях выплаты временно приостанавливают с сохранением статуса При выезде гражданина с места жительства в связи с переобучением или повышением квалификации в учреждениях профессионального образования деньги поступать на его счет не будут. Во время призыва и прохождения обязательной воинской службы физическим лицам пособие не предоставляют, т.к. содержание военнослужащих оплачивается государством. Ограничение распространяется на отпуск по беременности и родам. На срок до 3 месяцев выплаты приостанавливают, если: гражданин отказался от 2 подходящих вариантов работы за время пребывания на бирже труда; физическое лицо отказалось от перепрофилирования или от участия в общественных работах; безработный был уволен с последнего места работы за нарушение трудовой дисциплины и иные действия, обозначенные 35 статьей ТК РФ; гражданин был отчислен с места переобучения; физическое лицо самовольно покинуло обучение по направлению от центра занятости. Как оформить Первым шагом любого человека, решившего получить официальный статус нетрудоустроенного, будет обращение в центр занятости населения по месту своей регистрации. Уполномоченный работник ведомства даст безработному бланк для оформления заявления и список документов, которые нужно представить для получения материальной помощи. После получения всех справок физическое лицо может повторно обратиться к работнику центра занятости. Сотрудник ведомства зафиксирует факт подачи документов, а затем предложит гражданину несколько вариантов работы. Акцент при поиске вакансий работник биржи труда должен делать на образовании, квалификации и трудовом стаже человека. К примеру, если инженеру предлагают устроиться на работу поваром, он вправе отказаться от такого предложения. Часто работников направляют на переобучение, а затем ищут им подходящие вакансии. Если все перечисленные мероприятия не помогли с поиском работы, то специалисту присваивают статус безработного. Куда обращаться Центры занятости населения есть в каждом регионе России. Гражданин, желающий официально стать безработным, должен прийти туда. Специалист, работающий с нетрудоустроенным населением, выдаст физическому лицу список документов, которые нужно будет собрать, чтобы получить пособие. Стать участником государственной программы можно только по месту постоянной регистрации. Если специалист зарегистрирован в Хабаровске, а находится по временной прописке в Москве, то он должен вернуться в свой родной город и там искать работу. Какие документы необходимы Оформление статуса безработного занимает 11 дней. Получить пособие по безработице в 2018 году может физическое лицо, которое признано нетрудоустроенным. Безработный может потратить деньги на коммунальные платежи или собственное пропитание. Решение о регистрации лица в качестве нетрудоустроенного и о выплате денежной компенсации принимается на основании следующих документов: паспорта; заполненного заявления; трудовой книжки или документа, который её заменяет; диплом об образовании и иные документы, подтверждающие квалификацию потенциального работника; справка о среднем заработке за 3 месяца с последнего места работы; СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета); ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика); номер банковского счета для зачисления денег. |