Файл: Понятие стандартов сервиса на современных предприятиях общественного питания.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 216
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие стандартов сервиса на современных предприятиях общественного питания
1.1. Разработка и применение стандартов сервиса на предприятиях питания
1.2. Особенности стандартов обслуживания клиентов на предприятиях общественного питания
Глава 2. Исследование стандартов обслуживания на предприятии питания (на примере ресторана "Арагви")
2.1. Общая характеристика ресторана «Арагви»
Следующий этап обслуживания связан с послепродажным этапом обслуживания. Это весь комплекс консультационных, рекламных и других услуг, оказываемых после продажи услуги. В случае с предприятиями питания это любые мероприятия, направленные на то, чтобы гость вернулся обратно, все усилия, главная цель которых сделать из «случайного» клиента постоянного гостя. Это и подарочные сертификаты, и дисконтные карточки, и VIP-карты постоянного гостя.
Особого внимания при разработке стандартов обслуживания для предприятий питания имеют требования к обслуживающему персоналу. Здесь следует упомянуть о существующем национальном стандарта ГОСТ Р 50935-2007 «Услуги общественного питания. Требования к персоналу», который устанавливает общие минимальные требования к обслуживающему, производственному и административному персоналу предприятий общественного питания различных типов и классов всех форм собственности, в том числе рекомендуется использовать при аттестации и присвоении квалификации персоналу. Стоит обратить внимание и на «Профессиональные стандарты по профессиям ресторанной индустрии», разработанные Федерацией рестораторов и отельеров (ФРИО) в 2004 году, которые отражают минимально необходимые требования к профессиональному уровню работников с учетом обеспечения качества выполняемых работ по определенной профессии и могут быть использованы для должностных инструкций и стандартов для сотрудников предприятия.
Подводя итог, можно говорить, что каждый «уважающий себя» ресторан должен разработать, применять и постоянно совершенствовать свой собственный кодекс стандартов (нормативов), касающихся, как минимум: поведения; внешнего вида; знания технологического процесса предприятия (меню, способов приготовления блюд, правил подачи и т.д.); знания иностранного языка в рамках профессии; знания концепции ресторана и его структуры. Выполнение персоналом стандартов будет способствовать стабильности качественных показателей: на предприятии не будет складываться ситуации, при которой одна смена официантов или администраторов будет лучше другой.
Так как для предприятия общественного питания стандарты обслуживания – категория уникальная, поскольку каждое заведение имеет свои особенности функционирования, в том числе обусловленные ожиданиями целевых потребителей, то их изучение проведем на примере конкретного предприятия питания – ресторана «Арагви».
Глава 2. Исследование стандартов обслуживания на предприятии питания (на примере ресторана "Арагви")
2.1. Общая характеристика ресторана «Арагви»
Ресторан «Арагви» относится к ресторанам, специализирующимся на приготовлении блюд грузинской кухни. Форма собственности частная, учредителями являются физические лица, которые несут ответственность по обязательствам предприятия в пределах своей доли в уставном фонде ресторана. «Арагви» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках и других финансово-кредитных учреждениях, квадратную печать и другие реквизиты юридического лица. Оно наделено правом собственности на закрепленное за ним имущество. Это предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Источниками формирования финансовых результатов предприятия являются прибыль, амортизационные отчисления, средства целевого финансирования. Предприятие имеет самостоятельный баланс, в котором отражается его имущество. Имущество предприятия состоит из основных и оборотных средств, а также иных материальных и финансовых ценностей.
ООО «Арагви» находится в г. Москва, ул. Улофа Пальме, 1. Режим работы ресторана с 12:00 - 23:00.
Интерьер ресторана «Арагви» - это «средневековые» серые валуны, деревянная мебель ручной работы и репродукции грузинских художников на стенах и старинная домашняя утварь народов Грузии. Интерьер зала выдержан в коричнево-бежевых тонах. При отделке зала были использованы материалы из дерева, камня. Для оформления залов и помещений для потребителей используются изысканные и оригинальные декоративные элементы (светильники, драпировки, картины и т.д.). Для создания оптимального микроклимата в торговом зале ресторана имеется система кондиционирования воздуха. Мебель в ресторане «Арагви» повышенной комфортности, соответствует интерьеру.
В ресторане «Арагви» применяется один из простейших типов структур управления – линейный (рис.3).
Рис. 3. Организационная структура «Арагви»
Обозначим основные функции ряда сотрудников ресторана.
Управляющий ресторана руководит коллективом, организует производственно-хозяйственную деятельность предприятия, решает все вопросы в пределах предоставленных прав и поручает выполнение отдельных функций другим должностным лицам, способствует созданию безопасных и комфортных условий для труда, соблюдению требований законодательства.
Менеджер – осуществляет планирование и контроль основных процессов функционирования ресторана, в том числе, совместно с шеф-поваром организует работу производственных цехов (кухни), кроме этого, подготавливает залы предприятия к работе (проверяет состояние мебели и оборудования, осматривает внешний вид обслуживающего персонала и проводит для них инструктаж); встречает посетителей (может принять заказ, в случае отсутствия официантов, решает конфликтные ситуации в случае их возникновения в торговом зале); осуществляет контроль за работой официантов, барменов, уборщиков (при обслуживании посетителей, при проведении для них расчетов); составляет график работы работников зала.
Шеф-повар занимается организацией процесса производства, в том числе его совершенствованием, внедрением прогрессивных технологий; контролирует технологию, санитарию, гигиену кухни эксплуатацию оборудования и инвентаря; составляет заявки на сырье, распределяет производственные задания своим подчиненным, решает вопросы, связанные с расстановкой специалистов производства по их квалификации и опыту и т.д. Шеф-повар относится к категории работников руководства ресторана и подчиняется непосредственно менеджеру.
Повар относится к производственным работникам предприятия питания, его основными функциями является приготовление блюд и кулинарных изделий, выполнение вспомогательных работ при их приготовлении, соблюдение норм закладки продуктов и выхода блюд согласно технико-технологическим картам, содержание рабочее место в предусмотренном на производстве порядке.
Официант должен с учётом основных правил этикета и правил сервировки стола обслуживать посетителей, при этом должен знать характеристику и особенности приготовления блюд, уметь предложить их, быть осторожным и внимательным при сервировке и уборке посуды, желательно знание разговорного минимума иностранного языка, основ психологии и принципов профессиональной этики и т.д.
Бармен следит за правильным содержанием ассортимента напитков; занимается рекомендациями и подачей клиентам вин и других напитков к блюдам.
В ресторана применяется метод обслуживания официантами, таким процесс обслуживания потребителей, начинается с их встречи и заканчивая расчетом, производится официантами. Следует отметить, что в «Арагви» обслуживание потребителей может начаться еще до момента их посещения ресторана. Дело в том, что на предприятии предусмотрена возможность бронирования и выбора столика в зале и предварительный заказ блюд по телефону.
В общем виде процесс обслуживания гостей, без предварительного бронирования и заказа, выглядит следующим образом. Менеджер встречает гостей, предлагает на выбор столик. В случае необходимости гостям предлагают раздеться и менеджер провожает их к выбранному столику. Официант, обслуживающий столик предлагает гостям ознакомиться с меню и винной картой. В процессе выбора блюд и напитков официант отвечает на вопросы и делает свои рекомендации.
После принятия заказа официант направляется в сервизную, где подбирает посуду для холодных блюд и закусок, приносит ее на раздачу холодного цеха и передает на производство вместе с заказом, сообщив, сколько порций следует положить в каждую вазу, блюдо, салатник, а также пожелания гостей по приготовлению блюда. Из холодного цеха официант направляется в горячий, где передает заказ на горячие закуски, первые и вторые блюда, некоторые десертные блюда, одновременно передавая поварам посуду для тех блюд, которые готовят непосредственно в этой посуде (кокотницы, кокильницы, порционные сковородки, керамические горшочки для тушеных блюд и др.).
После передачи заказа на производство официант производит досервировку стола в зале в соответствии с заказом и убирает со стола ненужные предметы сервировки. При обслуживании группы гостей блюда отпускают и подают на стол в многопорционной посуде: вазах, салатниках и т.д., вместимость которых должна соответствовать количеству порций. Это дает возможность поварам красиво оформить блюда, а официантам удобно расставить их на столе.
По мере приготовления основных блюд официант подает их гостям. Обслуживая гостей в зале, официанты следят за порядком на столах, очищают или меняют пепельницы, убирают использованные и ненужные предметы. В процессе обслуживания ни одну просьбу гостей стараются не оставлять без внимания. Оплата по счету в ресторана проводится как за наличный расчет, так и по пластиковом картам.
В ресторане разработано банкетное меню, которое включает широкий ассортимент холодных и горячих закусок, горячие и фирменные «банкетные» блюда, десерты, горячие напитки, алкогольные и прохладительные напитки. Одним из направлений деятельности ресторанов является организация и проведение корпоративных вечеринок, юбилеев, свадеб, фуршетов. Таким образом, можно говорить, что «Арагви» занимается организацией и проведением банкетов, то есть реализует стационарный кейтеринг.
Кроме основных услуг в «Арагви» предоставляются дополнительные услуги: Wi-Fi, услуги парковки, по вечерам в ресторане играет живая музыка.
Отметим, что ресторан активно использует в своей деятельности различные маркетинговые инструменты: разработан и постоянно обновляется сайт предприятия; для клиентов ресторана регулярно проводятся всевозможные акции (например, розыгрыши ценных подарков), предоставляются дисконтные программы (например, в случае заказа банкетного зала от 2100 руб. на человека, гости получают подарок от заведения - спиртные напитки (собственного производства) без ограничений); проводится опрос гостей.
Таким образом, можно сделать вывод, что в ресторане «Арагви» предоставление услуг происходит на высоком уровне. Можно отметить широкий ассортимент услуг, который может удовлетворить любую целевую аудиторию: жителей и гостей города: детей, молодежь и взрослую публику; желающих провести переговоры или отдохнуть.
2.2. Внедрение стандартов сервиса в ресторане «Арагви»
В настоящее время в ресторане «Арагви» отсутствуют прописанные стандарты для большинства процессов обслуживания, регламентирующие деятельность персонала. Как следствие, отсутствие «внутренних» стандартов взаимодействия приводит к нарушению обмена информацией в процессе обслуживания гостей и снижению качества обслуживания. Следовательно, разработка и внедрение стандартов в деятельность персонала ресторана «Арагви» является необходимым мероприятием.
С целью решения первоочередных задач в этом направлении, рекомендуется ряд мероприятий:
1. организовать анализ качества услуг в рамках обслуживания клиентов ресторана;
2. создать документационное обеспечение процесса управления качеством обслуживания, в том числе разработать политику в области качества и рабочие процедуры через совокупность стандартов, как минимум, по наиболее важным направлениям;
3. организовать обучение персонала службы на основе семинаров и тренингов.
Таким образом, руководством ресторана могут быть реализованы в области совершенствования качества обслуживания:
-корректирующие мероприятия, направленные на устранение допущенных несоответствий (обучение персонала);
- предупредительные мероприятия – для устранения причин допущенных несоответствий, чтобы не допустить их повторения (анализ качества и обучение персонала);
- профилактические мероприятия, предназначенные для устранения причин потенциальных несоответствий и предотвращения их появления (создание документационного обеспечения - стандартов и обучение персонала).