Файл: Сущность, причины и последствия конфликтов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для эффективного управления конфликтами управляющему необходимо проанализировать ситуацию и выбрать максимально подходящий метод и стиль для разрешения определенной конфликтной ситуации. В структурные методы управления конфликтами входит четыре метода. Для разрешения дисфункционального конфликта наиболее подойдет метод разъяснений требований к работе, для избежания дисфункциональных последствий наиболее уместно подойдет метод системы вознаграждений, для устранения конфликта и сплачивания коллектива необходимо применить метод общеорганизационных комплексных целей; самый распространенный метод разрешения конфликтов - координационные и интеграционные механизмы, он не только устраняет конфликт, но и облегчает использование иерархии при управлении. Так же, необходимо четко выбирать стили управления конфликтами, которые включают в себя различный набор характеристик и действий, которые необходимо применять к определенному типу конфликта.

При знании и понимании руководителем организации вышеупомянутых методов и стилей управления конфликтами, эффективность работы коллектива будет увеличиваться, а риск появления конфликтов уменьшаться.

ГЛАВА 2 УПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ НА ПРИМЕРЕ «АГРОПРОМБАНК»

2.1 Краткая характеристика банка

Банковская деятельность считается довольно конфликтной сферой. В организации «Агропромбанк» регулярно возникают противоречия между сотрудниками, которые вызывают конфликтные ситуации.

Проведем SWOT-анализ деятельности «Агропромбанк» по методике Денисовой О.В.

Таблица 2 - SWOT-анализ деятельности «Агропромбанк» и системы управления персоналом

Область деятельности

Сильные стороны

Слабые стороны

Банковская деятельность

Репутация универсального банка, обслуживающего крупных корпоративных клиентов (ОАО «Сбербанк России», ОАО «Газпромбанк», КБ «Европейский

трастовый банк», ОАО «Банк «Уралсиб», ОАО АКБ «Связь-Банк», КБ «Русский международный банк» (ЗАО), «Кит Финанс Инвестиционный банк» (ОАО), АКБ «Инвестторгбанк» (ОАО), ОАО «МДМ Банк», АКБ «Объединенный банк ромышленных инвестиций» (ОАО), АКБ «Новинкомбанк» (ЗАО) и другие финансовые институты), и при этом активно развивающего розничный бизнес.

Наличие широкой инфраструктуры (филиалы, отделения и др. структурные единицы).

Устойчивая структура доходов.

Умеренная капитализация с учетом высоких уровней концентрации и быстрого роста активов.

Низкий уровень прозрачности

Высокий уровень клиентской концентрации и объемов операций со связанными сторонами.

Довольно низкие резервы на потери по кредитам.

Управление персоналом

Развитая система управления персоналом;

Высокий уровень компетентности руководителей;

Высокий уровень квалификации специалистов;

Наличие инновационного потенциала у персонала;

Достаточные финансовые ресурсы, выделяемые для службы управления персоналом;

Высокий уровень удовлетворенности трудом у работников;

Развитая система мотивирования персонала к трудовой деятельности;

Наличие системы социальной защиты;

Хорошие условия труда;

Преимущества в уровне оплаты труда по сравнению с конкурентами;

Развитая система управления персоналом; Высокий уровень компетентности руководителей; Высокий уровень квалификации специалистов; Наличие инновационного потенциала у персонала; Ориентация в основном на цели организации

По большинству конфликтов удается получить функциональные последствия

В организации легко понять, кто за что отвечает и к кому обращаться

В ситуации, когда нужны изменения, предпринимаются реальные меры

Менеджер активно ищет и реализует новые возможности

Менеджер в основном доверяет членам своей команды

Приверженность количественному росту.

Поощрений больше, чем наказаний

Нормативные документы сформулированы четко и не допускают неоднозначного толкования

Несовместимость личности с функцией. Ориентация «добиться успеха» значит «получить вышестоящую должность» приводит к тому, что все стремятся занять вышестоящие должности, часто не имея для этого необходимых компетенций. Происходит несовместимость личности с функцией. Поощрение выражается в назначении на руководящую должность

Уровень угрозы статусу делает неэффективно командную работу

Преобладание личных отношений над служебными. Сотрудники часто действуют в соответствии с личными отношениями

Дублирование организационного порядка. Сотрудники иногда нуждаются в напоминании о необходимости выполнять должностные обязанности

Игнорирование организационного порядка. Скалярная цепь состоит из уровней управления. Соблюдение субординации означает, что менеджер не игнорирует скалярную цепь и обращается на нужный уровень управления. Менеджер часто игнорирует скалярную цепь

Аппаратный прессинг при принятии решений. Аппарат тенденциозно подает информацию, получая возможность влиять на процесс принятия решений

Инновации воспринимаются индифферентно, вызывают у сотрудников опасения за свой статус


Таблица 3 – Матрица SWOT-анализа «Агропромбанк»

Наименование

Подробное описание

Сильные стороны «Агропромбанк»

Ресурсы для развития

1) Репутация универсального банка, обслуживающего крупных корпоративных клиентов (ОАО «Сбербанк России», ОАО «Газпромбанк», КБ «Европейский

трастовый банк», ОАО «Банк «Уралсиб», ОАО АКБ «Связь-Банк», КБ «Русский международный банк» (ЗАО), «Кит Финанс Инвестиционный банк» (ОАО), АКБ «Инвестторгбанк» (ОАО), ОАО «МДМ Банк», АКБ «Объединенный банк ромышленных инвестиций» (ОАО), АКБ «Новинкомбанк» (ЗАО) и другие финансовые институты), и при этом активно развивающего розничный бизнес.

2) Наличие широкой инфраструктуры (филиалы, отделения и др. структурные единицы).

3) Устойчивая структура доходов.

Потенциал системы управления

Развитая система управления персоналом; Высокий уровень компетентности руководителей; Высокий уровень квалификации специалистов; Наличие инновационного потенциала у персонала; Развитая система мотивирования персонала к трудовой деятельности; Наличие системы социальной защиты; Хорошие условия труда; Преимущества в уровне оплаты труда по сравнению с конкурентами; Ориентация в основном на цели организации

По большинству конфликтов удается получить функциональные последствия

В организации легко понять, кто за что отвечает и к кому обращаться

В ситуации, когда нужны изменения, предпринимаются реальные меры

Менеджер активно ищет и реализует новые возможности

Менеджер в основном доверяет членам своей команды

Приверженность количественному росту. Качественный рост – это развитие. Развитие – это увеличение способностей и компетенций. Чем более высокого уровня развития достигают организации, тем меньше зависят они от ресурсов, и тем лучше они будут распоряжаться имеющимися ресурсами. Понимание ограниченности ориентации на количественные показатели

Инновации становятся важным источником конкурентных преимуществ

Поощрений больше, чем наказаний

Нормативные документы сформулированы четко и не допускают неоднозначного толкования

Слабые стороны «Агропромбанк»

Проблемные зоны деятельности обуславливающие рост конфликтности в деятельности персонала.

1) Умеренная капитализация с учетом высоких уровней концентрации и быстрого роста активов.

2) Низкий уровень прозрачности

3) Высокий уровень клиентской концентрации и объемов операций со связанными сторонами.

4) Довольно низкие резервы на потери по кредитам.

Проблемные зоны системы управления обуславливающие рост конфликтности в деятельности персонала.

Несовместимость личности с функцией. Ориентация «добиться успеха» значит «получить вышестоящую должность» приводит к тому, что все стремятся занять вышестоящие должности, часто не имея для этого необходимых компетенций. Происходит несовместимость личности с функцией. Поощрение выражается в назначении на руководящую должность

Уровень угрозы статусу делает неэффективно командную работу

Преобладание личных отношений над служебными. Сотрудники часто действуют в соответствии с личными отношениями

Дублирование организационного порядка. Сотрудники иногда нуждаются в напоминании о необходимости выполнять должностные обязанности

Игнорирование организационного порядка. Скалярная цепь состоит из уровней управления. Соблюдение субординации означает, что менеджер не игнорирует скалярную цепь и обращается на нужный уровень управления. Менеджер часто игнорирует скалярную цепь

Аппаратный прессинг при принятии решений. Аппарат тенденциозно подает информацию, получая возможность влиять на процесс принятия решений

Инновации воспринимаются индифферентно, вызывают у сотрудников опасения за свой статус

Возможности развития «Агропромбанк»

Развитие деятельности для снижения конфронтации

Расширение доли банка на рынке ипотечного кредитования.

Дальнейшее развитие филиальной сети.

Привлечение дополнительных средств после размещения допэмиссии и увеличение объемов иностранных заимствований.

Увеличение кредитования предприятий малого и среднего бизнеса.

Развитие системы управления

1) Наличие лучшей стратегии в области персонала и кадровой политики по сравнению с конкурентами; 2) Выгодное местонахождение организации; 3) Возможность привлечения

большего числа кандидатов на вакантные должности; 4) Высокий уровень производительности труда по сравнению с конкурентами; 5) Высокое качество продукции (услуг) за о-ет использования квалифицированной рабочей силы; 6) Благоприятный имидж организации у покупателей; 7) Приятные в общении, доброжелательные сотрудники и др.

Угрозы развития «Агропромбанк»

Угрозы деятельности

Угрозы, связанные с правовой системой и операционной средой России.

Рост межбанковской конкуренции в приоритетны» направлениях бизнеса банка.

Быстрое развитие розничного сегмента несет в себе дестабилизирующий элемент, связанный с невозвратом выданных кредитов.

Угрозы управления

Отсутствие реальных отличительных преимуществ

Потери на рынке относительно главных соперников

Отсутствие четкой стратегии

Падающая репутация у потребителей

Нахождение в стратегической группе, теряющей позиции

Слабости в областях с наибольшим рыночным потенциалом

Производитель товаров с высокой себестоимостью

Рост доходов ниже среднего

Мало главных факторов рыночного успеха

Последователь в разработке банковских продуктов, их слабое качество

Отсутствует хорошая позиция по отношению к возникающим угрозам

Потери относительно главных соперников


Таким образом, руководству «Агропромбанк» следует обратить внимание на следующие проблемные зоны:

  1. Несовместимость личности с функцией. Ориентация «добиться успеха» значит «получить вышестоящую должность» приводит к тому, что все стремятся занять вышестоящие должности, часто не имея для этого необходимых компетенций. Происходит несовместимость личности с функцией. Поощрение выражается в назначении на руководящую должность
  2. Уровень угрозы статусу делает неэффективно командную работу
  3. Преобладание личных отношений над служебными. Сотрудники часто действуют в соответствии с личными отношениями
  4. Дублирование организационного порядка. Сотрудники иногда нуждаются в напоминании о необходимости выполнять должностные обязанности
  5. Игнорирование организационного порядка. Скалярная цепь состоит из уровней управления. Соблюдение субординации означает, что менеджер не игнорирует скалярную цепь и обращается на нужный уровень управления. Менеджер часто игнорирует скалярную цепь
  6. Аппаратный прессинг при принятии решений. Аппарат тенденциозно подает информацию, получая возможность влиять на процесс принятия решений
  7. Инновации воспринимаются индифферентно, вызывают у сотрудников опасения за свой статус

В то же время не сдует забывать о сильных сторонах «Агропромбанк»:

    1. Ориентация в основном на цели организации
    2. По большинству конфликтов удается получить функциональные последствия
    3. В организации легко понять, кто за что отвечает и к кому обращаться
    4. В ситуации, когда нужны изменения, предпринимаются реальные меры
    5. Менеджер активно ищет и реализует новые возможности
    6. Менеджер в основном доверяет членам своей команды
    7. Приверженность количественному росту. Качественный рост – это развитие. Развитие – это увеличение способностей и компетенций. Чем более высокого уровня развития достигают организации, тем меньше зависят они от ресурсов, и тем лучше они будут распоряжаться имеющимися ресурсами. Понимание ограниченности ориентации на количественные показатели
    8. Инновации становятся важным источником конкурентных преимуществ
    9. Поощрений больше, чем наказаний
    10. Нормативные документы сформулированы четко и не допускают неоднозначного толкования

2.2 Управление конфликтами

Конфликты проявляются как разногласия между:


  • работниками банка в результате получения неполной или недостоверной информации;
  • клиентами и менеджерами по продажам банковских услуг;
  • линейными менеджерами;
  • руководителем и подчиненным;
  • банком и государственными контролирующими органами;
  • банком и акционерами;
  • банком и конкурентами.

Наличие конфликтных ситуаций далеко не всегда являются негативным показателем деятельности организации. Некоторые конфликты позволяют обнаружить и исправить недостатки организационной системы банка, а также разрешить разногласия между его сотрудниками. Изменения, вызванные разрешением конфликта, могут не всегда положительно влиять на деятельность организации, но и просто стабилизировать работу системы в целом.

Рассмотрим несколько конфликтных ситуаций, имевших место в «Агропромбанк». Одним из них является производственный конфликт, возникший из-за неправильного разъяснения сотрудникам их обязанностей и сроков выполнения своих обязательств.

Банковская деятельность - сложная комплексная система, в которой все отделы и подразделения должны слаженно и четко работать и взаимодействовать друг с другом. Одним из таких отделов является операционный отдел по работе с клиентами. В этом отделе очень сильна взаимосвязь всех сотрудников: информация, поданная одним работником, обеспечивает своевременность и четкость выполнения своих обязательств другим работником.

В начале работы деятельности банка не было определенной системы организации подчиненных и труда, что влекло за собой несоблюдение сроков и проведение порядкоочередности банковских операций по счетам клиентов, что вызывало их недовольство. Периодически данные ситуации имели место, а иногда при проведении проверок государственными органами за эти недочеты начислялись штрафы. В таких ситуациях каждый сотрудник операционного отдела видел в этом вину своего коллеги, обвиняя его в недостаточно эффективной работе. Найти виновного "операциониста" удавалось не всегда, и, соответственно, это отрицательно влияло на атмосферу в отделе, а следовательно, и на работу сотрудников в целом.

В итоге, для стабилизации работы операционного отдела, руководством были совершены следующие действия:

1. Проведение тщательного анализа всех случаев совершения сотрудниками ошибок.

2. Четкое распределение должностных обязанностей всех "операционистов" на основании проведенного анализа, разработка графика документооборота по банку в целом, точно определяющий ответственных работников за выполнение каждого пункта, а также регламентирующего время передачи информации между отделами банка


3. Введение жесткого ежедневного контроля за каждой выполняемой операцией.

Согласно предпринятым действиям, руководители банка использовали структурный метод управления конфликтами «разъяснение требований к работе», что оказалось правильным выбором, конфликт бы разрешен, а его последствия положительно сказались как на коллективе, так и на деятельности банка в целом. Так же, в этом отделе улучшилась атмосфера, что, следовательно, улучшило производительность и эффективность работы. Конфликты такого типа являются показателем неэффективной работы коллектива, а именно ее организации. Устранением таких конфликтных ситуаций является изменение объективной ситуации и условий работы, в которых находятся подчиненные.

Следующий пример базируется на субъективном аспекте конфликта, то есть на противоречиях, заложенных в других людях, их поступках и действиях - исключительно индивидуальных негативных проявлениях. К этим проявлениям можно отнести неумение слушать и убеждать, предрасположенность стоять на своем мнении, категоричность суждений и другие негативные качества человека.

Один из управляющих банка при общении с персоналом применял строгое, не терпящие возражений общении. Надо сказать, что весь персонал - это люди, которые умеют работать, знают свое дело и все специалисты, но управляющий это не учитывал. В этом случае наслоение заданий, неумение и нежелание определить приоритеты и последовательность выполнения заданий, приказ о выполнении всей работы сразу и срочно, то есть неосновательные и высокие требования к выполнению работы - это все имеет отталкивающий характер: не удовлетворяет работников, вносит недоброжелательный климат в отдел, что и приводит к нежеланию у сотрудников трудиться и не способствует годному и прибыльному труду сотрудников. В условиях некоторых затруднений при приеме на работу и в силу своего добродушия, работники не желали выражать свое недовольство руководителю. Но эта ситуация не могла длиться в скрытой форме вечно и в один момент недовольства были высказаны. Напряженная, неспокойная обстановка в коллективе не осталась не заметной во внимании высшего начальства банка. Так же нельзя оставить незамеченным, то что сам управляющий успешно справляется со своей работой и просто уволить его не было смысла,- квалифицированного специалиста найти не легко. В данном случае была попытка устроить искренний разговор - беседу управляющего и его работников, но это не дало ожидаемых результатов. Разумеется какие-то улучшения были, но устранить конфликт до конца не удалось. Сейчас для уменьшения всей конфликтной ситуации в коллективе проводится индивидуальная беседа каждого из сотрудников с управляющим.