Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 277
Скачиваний: 2
Таким образом, научный анализ и исследование затрагивает все виды памяти. Исследование различных типов памяти и ее процессов осуществляется посредством различных методик. факторов сохранения, причин забывания информации и возможности её воспроизведения. Поэтому направлением данных методик становится изучение процессов запоминания, факторов сохранения, причин забывания информации и возможности её воспроизведения.
Выводы:
- Память бывает разных видов, каждый вид относится к определённой группе в зависимости от её особенностей.
- Изучением памяти занимались как зарубежные, так и отечественные специалисты.
- Память включает в себя такие процессы как запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
- Существуют факторы которые могут влиять на память.
- В современных методах исследования памяти проводится анализ и рассмотрение ее на каждом из основных этапов, таких как усвоение, сохранение и воспроизведение информации.
- Изучение различных типов памяти и ее процессов осуществляется посредством различных методик.
- Следует обратить особое внимание на исследование такого важного направления как изучение факторов, которые оказывают влияние на сохранение материалов в памяти.
Глава 2. Анализ методик диагностики свойств памяти
2.1 Краткая характеристика используемых в работе методик
Успешное обучение в школе требует от учащихся высокого уровня развития памяти. Хорошо развитая кратковременная и оперативная зрительная и слуховая память способствует успешному восприятию и усвоению различной информации, в результате чего информация попадает в долговременную память и сохраняется там. Особое значение это имеет в младшем школьном возрасте. В связи с этим можно говорить об актуальности изучения памяти и ее характеристик на данном возрастном этапе.
Ранее была сформулирована гипотеза, которая предполагает, что выбранные для данного исследование методики будут взаимосвязаны.
Для выявления уровня развития памяти использовались следующие критерии: быстрота, точность, длительность памяти, объем памяти.
База исследования: В исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста в количестве 23 человек.
Исследование включало в себя несколько этапов:
1. Определение проблемы исследования и актуальность представленной темы. В рамках данного этапа был сформулирован методологический аппарат исследования: цель, объект, предмет и задачи исследования.
2. Подбор диагностических методик на основании проблемы и целей исследования
3. Диагностика на основании отобранных методик.
4. Анализ полученных в ходе диагностики данных.
Методики исследования: методика «Заучивание 10 слов» (Лурия А.Р. ), методика «Пиктограмма», (Лурия А.Р.)
Исследование было направлено на изучение объема кратковременного, долговременного и произвольного слухоречевого запоминания.
Параметры анализа:
- скорость запоминания,
- объем кратковременной памяти,
- объем долговременной памяти,
- точность воспроизведения,
- наличие средств для запоминания,
- объем отсроченного воспроизведения.
В рамках данного исследования проводится качественная оценка полученных результатов. Идет анализ по следующим параметрам: характер выполнения методики позволяет сделать вывод о том, насколько развиты такие качества, как запоминание, воспроизведение и сохранение, а также утомляемость обследуемых.
Первая методика «Заучивание 10 слов» (Лурия А.Р.). Данная методика позволяет исследовать такие процессы памяти как запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания.
По результатам данной методики анализируются такие показатели как:
- объём слухоречевого запоминания;
- скорость запоминания данного объёма слов;
- объём отсроченного воспроизведение;
- особенности мнестической деятельности;
- особенности слухового восприятия.
Методика может проводится на испытуемых старше 7 лет.
Проведение методики нуждается в соответствующей обстановке. В комнате не должно быть посторонних разговоров. Исследование проводится в несколько этапов. Испытуемому с интервалом зачитываются 10 не взаимосвязанных слов, после этого он должен воспроизвести их.
Вторая методика «Пиктограмма», Лурия А.Р. (опосредованное запоминание). Она исследует особенности опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характер мыслительной деятельности, уровень формирования понятийного мышления. Методика может применяться для исследования детей и взрослых в групповом и индивидуальном обследовании.
Интерпретация: при оценке результатов исследования подсчитывается количество правильно воспроизведённых слов в соотношении с общим количеством предъявленных для запоминания.
Содержание самих рисунков отражает запас знаний и предложений испытуемого, особенности его индивидуального жизненного опыта, а также его способности к отвлечениям, абстрагированию. Особенности опосредованного запоминания выражаются через качество рисунков испытуемого. Все изображения можно классифицировать на пять основных видов: абстрактные, знаково-символические, конкретные, сюжетные, метафорические.
В случае предпочтения конкретного вида изображений можно предположить преобладание у испытуемого конкретно-действенного мышления, которое подразумевает оперирование непосредственно воспринимаемыми объектами и связями, либо о так называемом практическом мышлении, направленном на разрешение частных, конкретных задач в практической деятельности. Также можно проследить по качеству рисунков наличие у испытуемого истощаемости. Об этом свидетельствуют нарастающая небрежность, ослабление нажима при рисовании к концу исполнения задания.
На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня развития памяти у младших школьников:
- Низкий - с большим трудом выполняет легкие задания, у них не проявляется установка на запоминание. У большинства детей отсутствует поиск и применение способов, облегчающих выполнение, они пассивны и почти безразличны к результату выполнения работы.
- Средний - испытуемые не всегда стремятся к точности запоминания, не проявляют усилия воли, поэтому часто допускают ошибки.
- Высокий - быстрое выполнение сложных задач, количество ошибок незначительно.
2.2. Результаты проведенного исследования и их обсуждения
После проведения двух методик был проведён анализ, в котором сначала рассматривались результаты каждой методики отдельно, а потом результаты проведённых методик сравнивались.
Анализ результатов диагностики по методике «Заучивание 10 слов» А. Р. Лурия помог выявить следующие уровни развития слуховой памяти у детей младшего школьного возраста:
«Высокий» уровень: таким уровнем развития слуховой памяти обладают 4 человека (25%). Эти дети воспроизвели 7–8 слов из 8. Это означает, что дети быстро, легко и правильно запомнили ту группу слов, которую они услышали от исследователя.
«Средний» уровень: 11 человек (47%). Данная группа воспроизвела 5–6 слов из 8. Это означает, что дети вполне хорошо запоминали информацию, которую они услышали. Их уровень слуховой памяти находится в пределах возрастной нормы.
Уровень «ниже среднего»: 6 человек (26%) не смогли воспроизвести достаточное количество слов, а именно 3–4 из 8 услышанных, это означает, что дети не в достаточной мере владеют слуховой памятью для своего возраста. «Низкий» уровень: 0 человек (0%).
В данной группе отсутствуют дети, которые воспроизвели менее трёх слов из восьми («низкий» уровень).
Анализ показал, что у 26% уровень развития слуховой памяти «ниже среднего», что говорит о том, что детям данной группы скорей всего необходима психолого-педагогическая коррекция слухового вида памяти.
Результаты первичной диагностики по методике «Пиктограмма» (Л.Р.Лурия) для определения объема долговременной ассоциативной памяти наглядно представлены в таблице 2, (см. приложение 2).
«Высоким» уровнем долговременной ассоциативной памяти обладают 3 человека (13,04%) .
«Средним» уровнем долговременной ассоциативной памяти обладают наибольшее количество испытуемых – 15 людей (65,22%).
«Низким» уровнем обладают 5 испытуемых что составляет 21,74%.
Сравнение результатов двух методик представлено в рисунке 1.
Рисунок 1
Таким образом, проанализировав результаты исследования различных видов памяти (слуховой, кратковременной) у детей младшего школьного возраста можно сказать о том, что часть группы имеет несоответствующий возрастной норме уровень развития того или иного вида памяти. В связи с этим, можно сделать вывод о том, что дети в данной группе нуждаются в психолого-педагогической коррекции видов памяти.
Теперь рассмотрим корреляционный анализ двух представленных методик. Корреляция была рассчитана с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена, данные приведены в таблице 1. Основываясь на этих данных можно сделать вывод об отсутствии корреляционной связи между результатами данных методик.
Таблица 1
«Заучивание 10 слов» / «Пиктограмма» |
Ниже среднего |
Средний |
Высокий |
Низкий |
0.455 |
0.449 |
0.415 |
Средний |
0.421 |
0.261 |
0.25 |
Высокий |
0.387 |
0.398 |
0.699 |
N=23; r*=0.42; r**=0.53 |
Ранее выдвинутая гипотеза, предполагающая, что между выбранными для данного исследования методиками будет наблюдаться корреляционная зависимость, полностью опровергнута.
Выводы по результатам исследования:
- У большей части испытуемых «средний» уровень как слуховой, так и долговременной ассоциативной памяти;
- Среди испытуемых, возраст которых соответствует младшему школьному возрасту практически нет детей с низким уровнем памяти;
- Часть группы имеет несоответствующий возрастной норме уровень развития того или иного вида памяти;
- Гипотеза выдвинутая ранее была полностью опровергнута.
Заключение
В данном исследовании были рассмотрены память и методы её изучения. Память представляет собой процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации. С анатомической точки зрения процессы памяти происходят в основном в гипоталамусе и височной доле каждого полушария.
Существует классификация видов памяти которая разделена на 4 блока в каждом из которых виды памяти с какими то определёнными отличительными характеристиками. Разделение происходит в зависимости от: особенностей запоминания (двигательная, эмоциональная, образная, словестно-логическая); характера деятельности (произвольная, непроизвольная); способа запоминания (механическая, смысловая); продолжительности хранения материала в памяти (ультракороткая, кратковременная, долговременная, оперативная). К процессам памяти относят запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Эббингаузом были предложены закономерности запоминания. Некоторые из них рассмотрены некоторые из них представлены в данной работе. Рибо добавил в этот перечень ещё две закономерности утверждающие что:
- Память человека связана с его личностью;
- Память у человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону.
На память могут влиять следующие факторы возраст, здоровье, мотивация и интерес.
Современные методики исследования памяти направлены на проведение анализа и рассмотрение ее на каждом из основных этапов, среди которых можно выделить усвоение, сохранение и воспроизведение информации. В данной работе были рассмотрены основные методики изучения непроизвольного запоминания, кратковременной памяти, а также процесс заучивания.
Изучение непроизвольного запоминания и условий его продуктивности проводится с использованием следующих методик: методика И.П. Зинченко, методика «Классификация изображений предметов», «Метод Джекобса». Также данные методики легли основу других методов изучения кратковременной памяти. В качестве примера здесь можно привести методику Л.С. Мучника и В.М. Смирнова («Определение индекса кратковременной памяти») и методика «Измерение объёма кратковременной памяти методом определения отсутствующего элемента». Для изучения особенностей процесса заучивания могут быть использованы классические методики, среди которых метод удержания членов ряда, метод заучивания, метод удачных ответов, метод антиципации и др.