Файл: Понятие и сущность памяти.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 255

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сохранение – процесс памяти в результате которог в коре головного мозга удерживается информация. Как процесс памяти сохранение может быть динамическим и статистическим.

Процесс, в результате которого происходит актуализация изучаемого ранее материала, называется воспроизведение. Оно имеет несколько уровней: узнавание, воспоминание, припоминание и реминисценция.

Последний процесс – забывание. Забывание как процесс заключается в невозможности воспроизведения раннее закреплённого материала. Забывание зависит от предыдущей деятельности, которая предшествовала запоминанию.[14]

Существует несколько способов организации информации в памятию

  • Пространственная организация: позволяет установить связи и «опорные точки» в физическом пространстве.
  • Ассоциативная организация: группировка элементов по каким-либо общим признакам.
  • Иерархическая организация: каждая часть информации относится к определённому уровню в зависимости от соответствующей ей категории.[15]

Г. Эббингауз после проведённых им экспериментов по изучению памяти вывел закономерности запоминания материала. Рассмотрим некоторые из них.

  • Простые события в жизни, оказывающие сильное впечатление могут запомниться сразу и надолго;
  • Сложные и не интересные события человек может пережить много раз, но в памяти они надолго не сохраняться;
  • При пристальном внимании к событию достаточно пережить его оин раз чтобы запомнить большую часть его элементов;
  • Предварительное повторение материала экономит время на его усвоение;
  • При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец «эффект края»;
  • Чем человек обычно интересуется, то он запоминает быстрее.

Французкий психолог Т .Рибо отмечал ещё две закономерности:

  • Память человека связана с его личностью;
  • Память у человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону.[16]

Выше были рассмотренные сама память, её виды, процессы, но не были рассмотрены факторы, которые могут на неё влиять. Таких факторов достаточно много, рассмотрим основные.

Первый и пожалуй один из самых распространённых факторов это возраст. Ребёнок может только к 9-10 годам овладеть способностью к активному вмешательству в работу своей памяти. Потом эта способность развивается и во взрослом возрасте, развив свои познавательные способности, у человека хорошо развита память и способность вмешиваться в неё. С возрастом как и многие другие процессы память слабеет. С возрастом становится сложнее извлекать информацию, наблюдается замедление процессов и снижается способность человека к спонтанной организации мыслительных процессов.


Следующий фактор это здоровье. На память могут влиять эмоциональные расстройства, чувство беспокойства, подавленное настроение. Эти состояния ухудшают работу памяти. Но есть ещё и другая причина, она связанна со злоупотреблением некоторыми лекарствами, алкоголем, никотином и кофеином. Хотя по проводимым исследованиям никотин и кофеин в нормированных дозах наоборот ускоряют размещение памяти в долговременной памяти. Но для этого нужно точно соблюдать контроль над дозировкой.

И последние факторы – мотивация и внимание. Как уже было отмечено Эббингаузом, интересующие нас вещи легче запоминаются. Интерес создаёт мотивацию, мотивация порождает внимание, а благодаря вниманию информация легче запоминается. Следовательно, даже нет смысла удивляться, что мы оставляем без внимания информацию, к которой равнодушны.[17]

1.2. Существующие методики и диагностики памяти

Используемые в рамках современной психологии отдельные опыты с памятью за основу берут такую схему, при которой испытуемым сначала осуществляется усвоение определенного материала, после чего он должен либо воспроизвести то, что усвоил, либо узнать его. При этом для каждого из представленных опытов характерно использование таких переменных, как:

  1. деятельность усвоения или заучивания;
  2. интервал между усвоением и воспроизведением;
  3. деятельность воспроизведения.

При этом возможно зрительное или слуховое представление материала, также используются такие способы, как зрительно-слухо-моторный, зрительно-моторный, зрительно-слуховой.

Рассмотрим подробнее основные методики изучения памяти человека, которые способствуют наиболее полному и глубокому анализу всех ее сторон, видов и свойств.

Под непроизвольным запоминанием может пониматься такой процесс, который протекает совместно с деятельностью, необходимой для того, чтобы решить немнемические задачи[18]. Такой вид запоминания является продуктом или условием для совершения познавательных и практических действий. Этот процесс не случаен, а закономерен и основан на детерминированных особенностях деятельности субъектов.

Исследование особенностей непроизвольного запоминания может проводится посредством определенных диагностических методик. Например, исследуя роль активности в непроизвольном запоминании, А.А. Смирнов предоставлял для испытуемых парные фразы, которые выступали основой для выведения определенных орфографических правил. После этого исследователь придумывал примеры на данные правила. На следующий день испытуемых просили заново воспроизвести фразы, которые они использовали для описания правила. Как показало исследование, собственные фразы запоминаются человеком лучше, чем те, которые были предложены сторонним человеком.


Методика И.П. Зинченко[19] используется для того, чтобы выявить влияние, которое оказывается направленностью деятельности на продуктивность запоминания. Для этого автором была предложена особая методика, при помощи которой классифицировались предметы и составлялись числовые ряды. В случае, когда обе задачи выполнялись, запоминание предметов и чисел осуществлялось непроизвольно. В случае же, если предметы и числа выступали как объект деятельности испытуемых (классификация предметов в первом опыте и составление числового ряда во втором), то их запоминание происходило лучше, чем когда они выполняли роль фоновых раздражителей. При этом в последнем случае запоминание возникало в тех случаях, когда испытуемые каким-либо образом проявляли активность по отношению к объекту. Такая активность могла быть в основном только формой случайных ориентировочных реакций.

Рассмотрим подробнее наиболее используемую методику для изучения непроизвольного внимания.

Методика «Классификация изображений предметов».

Экспериментальный материал – 15 карточек, на каждой из которых изображён один предмет. 15 предметов легко классифицируются: животные, фрукты, игрушки. Кроме изображения предмета, на каждой карточке (в правом верхнем углу) написано двузначное число.

Перед началом исследования карточки располагаются на щите в случайном порядке и закрываются листом бумаги. Участвующим в исследовании выдаётся инструкция следующего типа, в которой говорится о том, что будет проводится опыт на умение классифицировать предметы по общим признакам. Задача испытуемого состоит в том, чтобы расклассифицировать предметы по группам и записать их в этом порядке, ставя в начале группы её название. После окончания опыта его участникам предлагается по памяти воспроизвести в любом порядке сначала предметы, изображённые на карточках, а затем числа.

Данная методика позволяет проанализировать условия продуктивности непроизвольного запоминания.

Кратковременная память является таким ее видом, при помощи которого характеризуется очень краткое по времени сохранение материала, основанное на однократном непродолжительном восприятии и только немедленном воспроизведении. Объем кратковременной памяти исследуется с использованием разнообразных методик и одной из них является «Метод Джекобса».

Для проведения этой методики используется цифровой материал. Метод работы с испытуемым включает в себя предъявление ему последовательным образом рядов цифр, в которых содержится 4-10 элементов. Составление ряда цифр осуществляется случайным образом. Экспериментатором одноразово читается каждый элемент по очереди, при этом начинать следует с самого короткого.


После того, как весь ряд элементов был прочитан, испытуемому по прошествии 2-3 секунд необходимо письменно воспроизвести в протоколе элементы рядов. В ходе диагностики происходит несколько повторений с использованием различных цифровых рядов.

По окончанию эксперимента у испытуемого спрашивают, какие приемы он использовал для того, чтобы запомнить ряд. В итоге осуществляется анализ результатов и формулировка выводов об объеме кратковременной памяти, которая основана на количественных данных исследования. Словесный отчет испытуемого ложится в основу исследования хода процесса запоминания.

Методика «Определение индекса кратковременной памяти» была разработана Л.С. Мучником и В.М. Смирновым. Первая часть теста, который предлагают исследователи, следует выполнять по методу Джекобса. Вторая же часть направлена на определение объема оперативной памяти. Для этого испытуемым даются случайные числа и просят от него сложить их мысленно попарно, а также запомнить те результаты, которые у него получились. После того, как эксперимент будет окончен, от испытуемого требуется воспроизвести все полученные в ходе сложения результаты. Для составления отчета по данной методике проводится подсчет данных согласно специальной формуле расчета индекса кратковременной памяти.

Изучение особенностей запоминания осуществляется с использованием таких классических методик, как метод удержания членов ряда, метод заучивания, метод удачных ответов, метод антиципации.

Например, если в исследовании используется метод заучивания, то от испытуемого требуется заучить ряд элементов, в качестве которых могут быть использованы слоги, слова, числа, фигуры, до того момента, пока он не начнёт безошибочно воспроизводить их в любом порядке. Для того, чтобы достигнуть цели, возможно неоднократное предъявление испытуемому ряда объектов. Количество повторений, которое необходимо испытуемому для того, чтобы безошибочно повторить все элементы, и является показателем запоминания. А для того, чтобы построить график забывания, испытуемому может быть предложено задание на воспроизведение данных элементов по прошествии определенных промежутков времени. Так можно сказать, что метод заучивания может быть использован для оценки динамики процессов запоминания и забывания.

В качестве примера указанной методики можно привести следующий. Экспериментальным материалом могут служить слова, которые не связаны между собой по смыслу. Представление материала осуществляется слуховым способом. Испытуемому предлагается ряд из 12 слов с требованием его заучить до безошибочного воспроизведения в любом порядке. После каждого предъявления ряда испытуемый воспроизводит его. Ряд повторяется спустя 5 с после окончания воспроизведения. Удержанные элементы фиксируются в протоколе знаком «+»; если испытуемый называет слово, которого ранее не было, то оно записывается в примечаниях к протоколу. Опыт проводится до полного заучивания всего ряда.


После окончания опыта экспериментатор фиксирует в протоколе словесный отчёт испытуемого о мнемических приёмах, которые он использовал в целях запоминания. В заключении подсчитывается общее количество правильно воспроизведённых слов при каждом повторении, подсчитывается частота воспроизведения каждого слова и подводятся выводы о процессе запоминания.

Следующее что подлежит рассмотрению это исследование факторов, влияющих на сохранение материала в памяти. Факторов, которые влияют на сохранение материала в памяти, несколько. Экспериментального исследования требуют такие факторы, как:

  • род промежуточной деятельности между заучиванием и воспроизведением,
  • её временная локализация в интервале между заучиванием и воспроизведением,
  • длительность интервала,
  • степень первоначального заучивания и т.п.

Результаты ряда исследования ретроактивного торможения (так называется ухудшение воспроизведения в тех случаях, когда в промежутке между заучиванием и воспроизведением совершается умственная деятельность субъекта) является особенно сильным, если промежуточная деятельность между заучиванием и воспроизведением является гомогенной, т.е. сходной с первоначальным заучиванием. В связи с этим, исследованию должны, в первую очередь, подвергнуться эффекты ретроактивного торможения.

Остановимся более подробно на нескольких методиках исследования эффектов ретроактивного торможения и интерференции мнемических следов.

Первая методика включает в себя три опыта, которые строятся по одинаковой схеме и отличаются друг от друга только характером предъявляемого для запоминания материала:

  • в первом опыте предъявляются связанные между собой слова,
  • во втором – не связанные,
  • в третьем – бессмысленные слоги.

Испытуемому в каждом опыте последовательно на слух предъявляют три ряда из 4, 6 и 8 элементов с предложением воспроизвести в том же порядке. Испытуемый должен воспроизвести элементы 4 раза:

  • первый раз непосредственно после предъявления,
  • второй раз после паузы в 15 с.,
  • третий раз после перемножения в уме двух двузначных чисел (гетерогенное отвлечение),
  • четвёртый раз – после гомогенного отвлечения – запоминания ряда других объектов (например, ряда слов, слогов и др.).

Воспроизведённые элементы экспериментатор фиксирует в протоколе. После каждого опыта фиксируются данные словесного отчёта испытуемого и наблюдения экспериментатора. После проведения опыта, при помощи формулы, подсчитывается коэффициент ретроактивного торможения. По каждому опыту экспериментатор анализирует влияние пауз и отвлечений на продуктивность воспроизведения и характер его ошибок. При сравнении результатов, полученных во всех трёх опытах, оцениваются различия в воспроизведении связанных и несвязанных слов, а также бессмысленных слогов. Также сопоставляется влияние пауз и отвлечений на воспроизведение материала различной степени осмысленности.