Файл: bobrovnikov_v_o_sost_obychay_i_zakon_v_pis_mennykh_pamyatnik.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.09.2019
Просмотров: 6703
Скачиваний: 1
ÐбÑÑай и закон в пиÑÑменнÑÑ Ð¿Ð°Ð¼ÑÑÐ½Ð¸ÐºÐ°Ñ ÐагеÑÑана \ Ðлава 2
35
закÑепленное в 4-м каноне ÐгÑÑнÑкого ÑобоÑа 488 г. ÐоÑÑановление вÑÂ
делÑÐµÑ ÑÑи гÑÑппÑ-каÑегоÑии подаÑного наÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´ÐµÑевни: ÑоÑÑоÑÑелÑÂ
нÑе â
ÑÑаник,
беднÑе â
ÑаÑапеал
и Ñе, <â
Ñ ÐºÐ¾Ð³Ð¾ Ð½ÐµÑ Ð¿Ð°Ñни и виногÑадника â >.
ÐоÑледние оÑвобождалиÑÑ Ð¾Ñ ÑплаÑÑ ÑеÑкви наÑÑÑалÑного обÑока и, оÑеÂ
видно, ÑÑановилиÑÑ Ð°ÑендаÑоÑами-издолÑÑиками: нанималиÑÑ Ðº Ñеодалам
и «ÑоÑÑоÑÑелÑнÑм» кÑеÑÑÑÑнам, пополнÑÑ ÑеодалÑно завиÑимое наÑеление.
С подвлаÑÑного наÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð·Ð¸Ð¼Ð°Ð»Ð¸ÑÑ ÑазлиÑнÑе подаÑи, главнÑм обÑаÂ
зом наÑÑÑой, ÑедÑие в ÑаÑÑкÑÑ (гоÑÑдаÑÑÑвеннÑÑ) казнÑ, Ñеодалам и ÑеÑкви.
РгоÑÑдаÑÑÑвенном налоге в Ðлбании под иÑанÑким названием
Ñ Ð°Ñк/Ñ Ð°Ñаг
(оÑкÑда аÑабÑкий
Ñ Ð°Ñадж),
ÑообÑÐ°ÐµÑ ÐаланкаÑваÑи. ÐÑÐ¾Ñ ÐµÐ´Ð¸Ð½Ñй
Ñ Ð°Ñк.
веÂ
ÑоÑÑно, делилÑÑ Ð½Ð° более конкÑеÑнÑе Ð²Ð¸Ð´Ñ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑвеннÑÑ
налогов, как в
ÑоÑедней ÐÑмении. Ðо вÑей видимоÑÑи, подаÑное наÑеление ÑÑÑÐ°Ð½Ñ ÑиÑоко
пÑивлекалоÑÑ Ð¸ к Ñазного Ñода повинноÑÑÑм, пÑинÑдиÑелÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ ÑÑÑдÑ, на вÑÂ
полнение обÑегоÑÑдаÑÑÑвеннÑÑ
обÑеÑÑвеннÑÑ
ÑабоÑ, напÑÐ¸Ð¼ÐµÑ Ð½Ð° ÑÑÑоиÑелÑÂ
ÑÑво обоÑониÑелÑнÑÑ
ÑооÑÑжений, обÑеÑÑвеннÑÑ
зданий и Ñ.п. ÐнаÑиÑелÑнаÑ
ÑаÑÑÑ Ð½Ð°Ð»Ð¾Ð³Ð¾Ð² Ñла в полÑÐ·Ñ ÑеÑкви. ÐÐ°Ð½Ð¾Ð½Ñ ÐгÑÑнÑкого ÑобоÑа опÑеделÑÑÑ
Ð²Ð¸Ð´Ñ Ð¸ ÑазмеÑÑ ÑеÑковнÑÑ
подаÑей, коÑоÑÑе Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð±Ñли плаÑиÑÑ Ð¿ÑедÑÑаÂ
виÑели как ÑеодалÑного, Ñак и завиÑимого (кÑеÑÑÑÑнÑкого,
ÑÑÑканÑкого)
ÑоÂ
Ñловий. ÐÑи ÑеÑковнÑе ÑбоÑÑ Ð¸Ð¼ÐµÐ½ÑÑÑÑÑ Ð² ÐºÐ°Ð½Ð¾Ð½Ð°Ñ ÑеÑминами
Ñ Ð°Ñ
(подÑÑнаÑ
подаÑÑ, жеÑÑвеннÑе живоÑнÑе),
пгпÑг
(налог плодами и злаками),
ÑаÑаноÑд
(деÑÑÑина),
Ñ Ð¾Ð³ÐµÑаÑÑÑ
(подаÑÑ Ð·Ð° Ñпокой дÑÑи ÑмеÑÑего).
Ðа Ñамом Ð½Ð¸Ð·Ñ ÑоÑиалÑной леÑÑниÑÑ, как и повÑÑÐ´Ñ Ð² Ñо вÑемÑ, ÑÑоÑли
ÑабÑ, коÑоÑÑÑ
, Ð¸Ð¼ÐµÑ Ð² Ð²Ð¸Ð´Ñ Ð¿Ñежде вÑего иÑ
пÑавовой ÑÑаÑÑÑ, ÑÑедневекоÂ
вÑе аÑмÑнÑкие авÑоÑÑ Ð½Ð°Ð·Ñвали
аÑаÑÑ Ð°ÑÑ Ð¸ÐºÐ°Ð¼Ð¸
(Ð¾Ñ Ð¿ÐµÑÑ. ед.Ñ.
анÑÐ°Ñ Ñик,
бÑкв, «ÑÑжеÑÑÑанеÑ»). ÐÑо понÑÑие возникло Ð¾Ñ ÑеÑмина, обознаÑавÑего
иноземнÑÑ
военнопленнÑÑ
, обÑаÑеннÑÑ
в Ñабов. РеалÑно же в каÑегоÑиÑ
Ñабов вÑ
одили не ÑолÑко пленнÑе, пÑоданнÑе в ÑабÑÑво из-за гÑаниÑÑ.
СодеÑжаÑиеÑÑ Ð² иÑÑоÑникаÑ
ÑÐ²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð²Ð¾Ð»ÑÑÑ Ð² некоÑоÑой ÑÑепени ÑÑÂ
диÑÑ Ð¾Ð± иÑÑоÑникаÑ
ÑабÑÑва и ÑÑеÑе пÑÐ¸Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑабÑкого ÑÑÑда. ÐлаÑÑ
Ñабов пополнÑлÑÑ Ð·Ð° ÑÑÐµÑ Ð²Ð¾Ð¹Ð½ и ÑелигиознÑÑ
гонений гоÑÑдаÑÑÑва пÑоÑив
иновеÑÑев. Так, в конÑе V в. пÑи ÑаÑе ÐаÑагане III, акÑивно ÑаÑпÑоÑÑÑанÑвÂ
Ñем Ñ
ÑиÑÑианÑÑво, в ÑабÑÑво â
ÑÑÑÑкÑÑн
(Ð¾Ñ Ð°Ñм.
ÑÑÑÑк
«Ñаб») â бÑли
обÑаÑÐµÐ½Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ðµ албанÑкие ÑзÑÑеÑкие «колдÑнÑ, ÑаÑодеи, жÑеÑÑ»,
а Ñакже зоÑоаÑÑÑийÑÑ. Рабов ÑаÑÑелÑли, ÑкоÑее вÑего, во владениÑÑ
ÑаÑÑ Ð¸
Ñеодалов
-Ð½Ð°Ñ Ð°ÑаÑов.
Ðднако Ñабовладение не имело ÑиÑокого ÑаÑпÑоÑÑÑаÂ
нениÑ: инÑÑиÑÑÑ ÑабÑÑва бÑл неÑÑÑойÑив, имел ÑÑд пеÑеÑ
однÑÑ
ÑоÑм, а Ñами
ÑÐ°Ð±Ñ ÑаÑÑо пеÑеÑ
одили в каÑегоÑÐ¸Ñ Ð·Ð°Ð²Ð¸ÑимÑÑ
кÑеÑÑÑÑн кÑепоÑÑного Ñипа.
СвеÑÑÐºÐ°Ñ Ð·Ð½Ð°ÑÑ ÑаннеÑÑедневековой ÐавказÑкой Ðлбании ÑигÑÑиÑÑеÑ
в пиÑÑменнÑÑ Ð¸ÑÑоÑÐ½Ð¸ÐºÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð´ ÑазнообÑазнÑми названиÑми:
азаÑ, Ð½Ð°Ñ Ð°-
ÑаÑ, ÑÐ¸Ñ Ð°Ð½, ÑÑÑ, ÑанÑÑÑÑ, азгапеÑ
,
Ð½Ð°Ñ Ð°Ð¿ÐµÑ, меÑамеÑ, Ð³Ð»Ñ Ð°Ð²Ð¾Ñ, ÑепÑÑ
и дÑ.
Ðбилие благоÑоднÑÑ
ÑиÑÑлов оÑÑÐ°Ð¶Ð°ÐµÑ ÑложнÑÑ Ð¸ÐµÑаÑÑ
иÑ, ÑÑÑеÑÑвоÂ
вавÑÑÑ Ð² ÑÑеде пÑивилегиÑованного ÑеодалÑного ÑоÑловиÑ: ÑазлиÑнÑй
обÑеÑÑвеннÑй, паÑÑонимиÑеÑкий (внÑÑÑиÑодовой), админиÑÑÑаÑивнÑй,
пÑавовой ÑÑаÑÑÑ Ð¸Ñ
обладаÑелей. Ðдни из ÑÑиÑ
понÑÑий ноÑÑÑ ÑобиÑаÂ
ÑелÑнÑй Ñ
аÑакÑеÑ, дÑÑгие ÑлÑÐ¶Ð°Ñ Ð¸Ñ
Ñинонимами, ÑÑеÑÑи имеÑÑ ÐºÐ°ÐºÐ¾Ð¹-Ñо
оÑÑенок знаÑениÑ, опÑеделиÑÑ ÐºÐ¾ÑоÑÑй не вÑегда возможно. ÐбÑим назваÂ
нием ÑоÑÐ»Ð¾Ð²Ð¸Ñ Ñеодалов ÑлÑжило пеÑÑидÑкое понÑÑие
Ð°Ð·Ð°Ñ â
«ÑвободнÑй»,
«благоÑоднÑй» (бÑкв, «ÑожденнÑй»). ÐеÑÑ ÑÑкÑ
азаÑов
ÑоÑÑавлÑли
Ð½Ð°Ñ Ð°-
ÐÑлам в РоÑÑии и ÐвÑазии \ Том I
36
ÑаÑÑ
(Ð¾Ñ Ð¿ÐµÑÑ,
Ð½Ð°Ñ Ð²Ð°Ð´Ð°Ñ,
бÑкв, «пеÑвонаÑалÑник») и
ÑÐ¸Ñ Ð°Ð½Ñ
(«повелиÑели»).
Рним пÑинадлежали кÑÑпнÑе владеÑелÑнÑе ÑеодалÑ, кнÑзÑÑ, влаÑÑвоÂ
вавÑие над ÑелÑми облаÑÑÑми и пÑовинÑиÑми. Ð ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¾ÑеÑедÑ, ÑÑеди
поÑледниÑ
вÑделÑлиÑÑ
меÑÐ°Ð¼ÐµÑ Ð½Ð°Ñ Ð°ÑаÑÑ â
«великие Ð½Ð°Ñ Ð°ÑаÑÑ»,
аваг
Ð½Ð°Ñ Ð°ÑаÑÑ â
<â
ÑÑаÑÑие Ð½Ð°Ñ Ð°ÑаÑÑ â
> и пÑоÑÑо
Ð½Ð°Ñ Ð°ÑаÑÑ: Ð¼ÐµÑ ÑÐ¸Ñ Ð°Ð½ â
«великий
иÑÑ Ð°Ð½Â» (пÑавиÑÐµÐ»Ñ Ðлбании),
аваг ÑÐ¸Ñ Ð°Ð½Ñ â
«ÑÑаÑÑие иÑÑ Ð°Ð½Ñ» и
ÑÐ¸Ñ Ð°Ð½Ñ.
Ð¢Ð°ÐºÐ°Ñ Ð²Ð½ÑÑÑиÑоÑÐ»Ð¾Ð²Ð½Ð°Ñ Ð³ÑадаÑÐ¸Ñ Ð¾ÑÑажала ÑÑÑеÑÑвование меÑÑниÑеÑÑва и
ваÑÑалиÑеÑа. Ð¢Ð¾Ñ Ð¸Ð»Ð¸ иной Ñанг
(Ð³Ð°Ñ )
ÑеодалÑнÑÑ Ñамилий, Ñодов, вÑÑÑÑпавÂ
Ñий ÑÑидиÑеÑким кÑиÑеÑием ÑÑаÑÑинÑÑва, опÑеделÑлÑÑ Ð¸Ñ
ÑкономиÑеÑким,
полиÑиÑеÑким положением, военной Ñилой.
ШиÑокий Ñлой ÑÑÐµÐ´Ð½Ð¸Ñ Ð¸ Ð¼ÐµÐ»ÐºÐ¸Ñ Ñеодалов-азаÑов вÑÑÑÑпал ваÑÑалами
ÑаÑÑ, кÑÑпнÑÑ
Ñеодалов и ÑеÑкви. Ðз ниÑ
ÑоÑмиÑовалоÑÑ ÐºÐ¾Ð½Ð½Ð¾Ðµ войÑко,
болÑÑинÑÑво иÑ
наÑ
одилоÑÑ Ð½Ð° ÑодеÑжании ÑвоиÑ
ÑенÑоÑов-ÑÑзеÑенов.
ÐнаÑнÑми ÑеодалÑнÑми Ñодами Ðлбании Ñ´-Ñ´ÐРвв. бÑли владеÑелÑнÑе
дома ÐаÑдмана, УÑи, ÐÑÑаÑ
а, ÐогÑа, ÐаланкаÑÑйка, ÐиÑ
Ñакан, ÐаÑаз-ÐеÑож,
ÐÑанÑаÑ
ик, ÐженÑмиан, ÐамÑег, ШеÑоÑн, ÐаÑоÑн, ÐаÑазманÑн. ÐÐ»Ð°Ð²Ñ ÑÑиÑ
Ð½Ð°Ñ Ð°ÑаÑÑкиÑ
Ñамилий, пеÑвонаÑалÑно ÑвлÑвÑиеÑÑ Ð¿Ð»ÐµÐ¼ÐµÐ½Ð½Ñми и ÑодовÑми
главами, в иÑÑоÑÐ½Ð¸ÐºÐ°Ñ Ð¸Ð¼ÐµÐ½ÑÑÑÑÑ
азгапеÑ, Ð½Ð°Ñ Ð°Ð¿ÐµÑ. ÑанÑÑÑÑ.
ÐÑе ÑÑо ÑиноÂ
нимÑ, ознаÑаÑÑие «ÑодовладÑк». Ðлавой Ñамилии
(азг. ÑÐ¾Ñ Ð¼ â
оÑкÑда ÑоÂ
вÑеменное дагеÑÑанÑкое
гпÑÑ Ñм)
по пÑинÑÐ¸Ð¿Ñ Ð¼Ð°Ð¹Ð¾ÑаÑа ÑÑановилÑÑ ÑÑаÑÑий
мÑжÑина в ÑодÑ, но ÑÑо пÑавило не бÑло незÑблемÑм. ÐапÑимеÑ,
ÑÑÑом â
владÑкой ÐаÑдмана â главой Ñода ÐиÑ
Ñанидов поÑле ÑмеÑÑи ÐаÑаз-ÐÑигоÑа
ÑÑал не его ÑÑаÑÑий ÑÑн ÐаÑаз-ÐеÑож, а вÑоÑой ÑÑн, ÐжеванÑиÑ, пÑоÑвивÑий
ÑÐµÐ±Ñ ÐºÐ°Ðº ÑаланÑливÑй полководеÑ-ÑпаÑÐ°Ð¿ÐµÑ Ðлбании, ÑнаÑледовавÑий Ð¾Ñ Ð¾ÑÑа
и албанÑкий ÑÑон. ÐеÑоÑÑно, как и в ÑоÑедней ÐÑмении, ÑаÑи Ðлбании как
веÑÑ
овнÑе ÑÑзеÑÐµÐ½Ñ ÑоÑмалÑно ÑÑвеÑждали законнÑÑ
наÑледников в пÑаваÑ
глав ÑеодалÑнÑÑ
Ñодов. ÐладÑие мÑжÑкие пÑедÑÑавиÑели ÑÑиÑ
знаÑнÑÑ
наÂ
Ñ
аÑаÑÑкиÑ
домов полÑÑали ÑиÑÑл
ÑепÑÑ
â «ÑÑн, наÑледник». ÐÑобÑм, веÑÑма
ÑилÑнÑм и влиÑÑелÑнÑм Ñлоем в Ðлбании как анÑиÑного, Ñак и ÑаннеÑÑеднеÂ
векового вÑемени, бÑло дÑÑ
овенÑÑво, пÑиÑавненное к пÑивилегиÑованномÑ
азаÑÑкомÑ
ÑоÑловиÑ.
ЦеÑÐºÐ¾Ð²Ñ Ð¸ гоÑÑдаÑÑÑво
РанÑиÑнÑй пеÑиод ÐавказÑÐºÐ°Ñ ÐÐ»Ð±Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð±Ñла ÑзÑÑеÑкой ÑÑÑаной. СоÂ
глаÑно ÑообÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¡ÑÑабона, албанÑкие племена «из богов поÑиÑаÑÑ Ðе-
лиоÑа, ÐевÑа и СеленÑ, в оÑобенноÑÑи же СеленÑ, ÑвÑÑилиÑе (
иеÑон)
коÑоÑой
Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑ Ð²Ð±Ð»Ð¸Ð·Ð¸ ÐбеÑии. ÐбÑзанноÑÑÑ Ð¶ÑеÑа
(иеÑевÑ)
Ñ Ð½Ð¸Ñ Ð¸ÑполнÑеÑ
ÑамÑй ÑважаемÑй Ñеловек поÑле ÑаÑÑ
(баÑилевÑ);
он ÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð²Ð¾ главе обÑиÑÂ
ной и гÑÑÑонаÑеленной ÑвÑÑенной облаÑÑи
(пеÑа Ñ Ð¾Ñа)
и ÑвÑÑеннÑÑ Ñабов
{пеÑодÑлÑ)...».
ÐазваннÑе СÑÑабоном по-гÑеÑеÑки божеÑÑва ÑвлÑлиÑÑ ÑенÂ
ÑÑалÑнÑми божеÑÑвами дÑевнеиÑанÑкого панÑеона. ÐÑо ÑооÑвеÑÑÑвенно бог
ÑолнÑа и ÑвеÑа ÐиÑÑа (ÐиÑ
Ñ), веÑÑ
овное божеÑÑво ÐÑ
ÑÑа Ðазда (ÐÑмазд)
и Ð±Ð¾Ð³Ð¸Ð½Ñ ÐÑнÑ, Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð¸ плодоÑÐ¾Ð´Ð¸Ñ ÐнаÑ
иÑа. Ð¢Ñ Ð¶Ðµ зоÑоаÑÑÑийÑкÑÑ ÑÑиадÑ
вÑÑоко ÑÑили в ÑоÑедниÑ
ÐÑмении и ÐбеÑии (ÐаÑÑли), ÑÑо говоÑÐ¸Ñ Ð¾ ÑилÑÂ
ном влиÑнии на ÐакавказÑе дÑевнеиÑанÑкиÑ
Ñелигиозно-идеологиÑеÑкиÑ
пÑедÑÑавлений.
ÐбÑÑай и закон в пиÑÑменнÑÑ Ð¿Ð°Ð¼ÑÑÐ½Ð¸ÐºÐ°Ñ ÐагеÑÑана \ Ðлава 2
37
Ðо аналогии Ñ Ðалой Ðзией можно полагаÑÑ, ÑÑо Ñ ÑамовÑе владеÂ
Ð½Ð¸Ñ Ð¶Ð°Ð»Ð¾Ð²Ð°Ð»Ð¸ÑÑ ÑаÑÑми. Ðо главе ÑвÑÑеннÑÑ
облаÑÑей ÑÑоÑли веÑÑ
овнÑе
жÑеÑÑ. Ðо СÑÑабонÑ, жÑеÑ-де^ÐµÐµÑ Ð¿Ñоводил кÑлÑÑовÑе обÑÑдÑ, по его
Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑовеÑÑалиÑÑ ÑиÑÑалÑнÑе (ÑеловеÑеÑкие) жеÑÑвопÑиноÑениÑ
богине. Ðб албанÑкиÑ
иеÑодÑлаÑ
(бÑкв. <⢠ÑвÑÑеннÑе ÑабÑ») в наÑке неÑ
опÑеделенного мнениÑ. Ðдни иÑÑледоваÑели видÑÑ Ð² Ð½Ð¸Ñ Ñ ÑамовÑÑ Ñабов,
дÑÑгие â вÑе наÑеление, пÑоживавÑее на Ñ Ñамовой ÑеÑÑиÑоÑии и вноÑивÂ
Ñее обÑок жÑеÑÑ, ÑÑеÑÑи â ÑлÑжиÑелей Ñ
Ñама. Ðаиболее обоÑнованной
пÑедÑÑавлÑеÑÑÑ ÑоÑка зÑениÑ, ÑоглаÑно коÑоÑой иеÑодÑÐ»Ñ Ð¾Ð·Ð½Ð°ÑаÑÑ Ð²Ñе
подвлаÑÑное Ñ
ÑÐ°Ð¼Ñ (Ñ.е. пÑоживаÑÑее в Ñ
Ñамовой облаÑÑи) ÑоÑиалÑно неÂ
одноÑодное наÑеление, вклÑÑÐ°Ñ Ð¾Ð±ÑлÑживаÑÑий пеÑÑонал Ñ
Ñама, жÑеÑеÂ
ÑÑво, кÑеÑÑÑÑн-обÑинников.
Ðз ÐÑана в ÐÐ»Ð±Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ñоник зоÑоаÑÑÑизм3. Ðак в ÐÑане, Ñак и в Ðлбании
оÑобÑм поÑиÑанием полÑзовалаÑÑ Ð±Ð¾Ð³Ð¸Ð½Ñ ÐнаÑ
иÑа (конеÑно, наÑÑÐ´Ñ Ñ ÐÑ
ÑÑа
Ðаздой и ÐиÑÑой) â гоÑпожа-покÑовиÑелÑниÑа динаÑÑии СаÑанидов. ÐÑо
бÑло ÑвÑзано Ñ Ñем, ÑÑо пÑедки СаÑанидов (и Ñам СаÑан, давÑий Ð¸Ð¼Ñ ÑÑой
иÑанÑкой динаÑÑии) ÑвлÑлиÑÑ Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ñми жÑеÑами ÑенÑÑалÑного Ñ
Ñама Ðна-
Ñ
иÑÑ Ð² облаÑÑи ÐаÑÑ Ð½Ð° Ñге ÐÑана. Ðколо ÑеÑÐµÐ´Ð¸Ð½Ñ III в. н.Ñ. веÑÑ
овнÑй зоÑо-
аÑÑÑийÑкий жÑеÑ
(магÑпаÑан Ð¼Ð°Ð³Ñ Ð¿Ð°Ñ â
«маг магов») ÑаÑанидÑкого ÐÑана по
имени ÐаÑÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾ÑеÑил, «по Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑаÑÑ ÑаÑей (ÑÐ°Ñ Ð° ШапÑÑа I. â
Ð.
Ð.),
аÑмÑнÑкÑÑ ÑÑÑанÑ, и ÐбеÑиÑ, и ÐлбаниÑ, и ÐалаÑакан, и далÑÑе до ÐлбанÂ
ÑкиÑ
воÑÐ¾Ñ (ÐеÑбенÑÑкий пÑоÑ
од. â
Ð. Ð.)»,
оÑганизовав имевÑÐ¸Ñ ÑÑ Ñам
зоÑоаÑÑÑийÑÐºÐ¸Ñ Ð¶ÑеÑов
{магов)
в кÑлÑÑовÑÑ ÐºÐ¾Ð»Ð»ÐµÐ³Ð¸Ñ (
магÑÑÑан
). Ðз ÑоÂ
обÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐаÑÑиÑа Ð¼Ñ Ñзнаем о ÑÑÑеÑÑвовании зоÑоаÑÑÑийÑкого жÑеÑеÑÑва в
закавказÑкиÑ
ÑÑÑанаÑ
, пÑоводивÑиÑ
ÑÑ Ñам ÑелигиознÑÑ
пÑеобÑазованиÑÑ
и
об оÑганизаÑии зоÑоаÑÑÑийÑкой ÑлÑÐ¶Ð±Ñ Ð¿Ð¾ пÑимеÑÑ ÐÑана.
РнаÑале IV в. н.Ñ. ÑаÑÑ Ð£ÑÐ½Ð°Ð¹Ñ Ð¸ албанÑкие кнÑзÑÑ Ð¿ÑинÑли Ñ ÑиÑÑиÂ
анÑÑво. ÐÐ»Ð±Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð²Ð¼ÐµÑÑе Ñ ÐÑменией и ÐÑÑзией бÑла в ÑиÑле пеÑвÑÑ
ÑÑÑан
миÑа, где Ñ
ÑиÑÑианÑÑво полÑÑило ÑÑаÑÑÑ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑвенной Ñелигии. Ð¥ÑиÑÑиÂ
анÑÑво в Ðлбании, как и в дÑÑгиÑ
ÑÑÑанаÑ
, в пеÑвÑÑ Ð¾ÑеÑÐµÐ´Ñ Ð¿ÑинималоÑÑ
ÑеодализиÑÑÑÑейÑÑ Ð·Ð½Ð°ÑÑÑ. Ðно не бÑло здеÑÑ Ð¾Ð±ÑенаÑодной Ñелигией,
не полÑÑило повÑемеÑÑного ÑаÑпÑоÑÑÑанениÑ, ÑÑеди наÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑодолжаÂ
ли бÑÑоваÑÑ Ð´Ñевние веÑованиÑ. ÐлбанÑкие ÑаÑи (УÑнайÑ, ÐаÑе II, ÐаÑаÂ
ган III) вели ожеÑÑоÑеннÑÑ Ð±Ð¾ÑÑÐ±Ñ Ñ ÑзÑÑеÑкими и зоÑоаÑÑÑийÑкими кÑлÑÑаÂ
ми и Ñ
ÑиÑÑианÑкими ÑекÑами, но и Ñами в ÑÐ¸Ð»Ñ Ð¾Ð¿ÑеделеннÑÑ
полиÑиÑеÑкиÑ
обÑÑоÑÑелÑÑÑв иногда пеÑеÑ
одили Ñо в зоÑоаÑÑÑизм, оÑÑававÑийÑÑ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÂ
ÑÑвенной Ñелигии СаÑанидÑкого ÐÑана, в ÑоÑÑав коÑоÑого вÑ
одила ÐлбаниÑ,
Ñо обÑаÑно в Ñ
ÑиÑÑианÑÑво.
3 ÐоÑоаÑÑÑизм â дÑевневоÑÑоÑÐ½Ð°Ñ ÑелигиÑ, возникÑÐ°Ñ Ð² пеÑвÑе века I ÑÑÑ. д о н.Ñ. и полÑÑивÑаÑ
Ñвое название Ð¾Ñ Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð¸ пÑоÑока ÐоÑоаÑÑÑа (ÐаÑаÑÑÑÑÑÑ). Рее оÑнове Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ Ð´ÑалиÑÑиÑеÑкаÑ
конÑепÑиÑ, вÑÑажаÑÑаÑÑÑ Ð² пÑоÑивопоÑÑавлении и миÑовой боÑÑбе двÑÑ Ð²ÐµÑнÑÑ Ð°Ð±ÑÑÑакÑнÑÑ
наÑал â добÑа (ÑвеÑа) и зла (ÑÑмÑ). ÐÑÐ¾Ð±Ð°Ñ ÑолÑ, оÑÐ²Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð°Ñ Ð² зоÑоаÑÑÑизме Ð¾Ð³Ð½Ñ (аÑаÑ) â одномÑ
из ÑенÑÑалÑнÑÑ Ñимволов, его кÑлÑÑÑ, поÑлÑжила оÑнованием не ÑовÑем веÑно именоваÑÑ ÑÑÑ
ÑÐµÐ»Ð¸Ð³Ð¸Ñ Ð¾Ð³Ð½ÐµÐ¿Ð¾ÐºÐ»Ð¾Ð½Ð½Ð¸ÑеÑÑвом. ÐоÑоаÑÑÑизм Ñакже назÑваÑÑ Ð¼Ð°Ð·Ð´ÐµÐ¸Ð·Ð¼Ð¾Ð¼ по имени веÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð³Ð¾
божеÑÑва ÐÑ ÑÑа ÐÐ°Ð·Ð´Ñ (ÐÑмазд «мÑдÑÑй владÑка»), коÑоÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¿ÑоÑивоÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð±Ð¾Ð¶ÐµÑÑво зла,
дÑÑ -ÑазÑÑÑиÑÐµÐ»Ñ ÐнгÑа ÐайнÑÑ (ÐÑ Ñиман). ÐоÑоаÑÑÑизм ÑÑÐ°Ð²Ð¸Ñ Ð² оÑÐ½Ð¾Ð²Ñ ÑеловеÑеÑкой моÑали
ÑÑÐ¸Ð°Ð´Ñ Ð¿ÑаведнÑÑ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвий â «благÑÑ Ð¼ÑÑлÑ», «благое Ñлово» и «благое деÑние». Ð ÑвÑÑенной
книге зоÑоаÑÑÑизма «ÐвеÑÑе» ÐаÑаÑÑÑÑÑа вÑÑÑÑÐ¿Ð°ÐµÑ ÐºÐ°Ðº ÑеалÑÐ½Ð°Ñ Ð»Ð¸ÑноÑÑÑ, а позднее ÑÑановиÑÑÑ
легендаÑнÑм геÑоем, пÑоÑоком Ñо ÑвеÑÑ ÑеловеÑеÑкими ÑеÑÑами.
ÐÑлам в РоÑÑии и ÐвÑазии \ Том I
38
ÐлбанÑÐºÐ°Ñ ÑеÑковÑ, Ñак же как и Ð±Ð»Ð¸Ð·ÐºÐ°Ñ ÐµÐ¹ аÑмÑно-гÑигоÑианÑкаÑ,
пÑидеÑживалаÑÑ Ð¼Ð¾Ð½Ð¾ÑизиÑÑкого ÑÑениÑ4 5
. ÐÑи ÑÑом в ÑÑÑане имели ÑаÑÂ
пÑоÑÑÑанение Ñакже
диоÑизиÑÑÑво
(пÑавоÑлавие) и ÑазлиÑнÑе Ñ ÑиÑÑианÂ
Ñкие ÑекÑÑ-еÑеÑи (
неÑÑоÑианÑÑво
5 и пÑоÑие). ÐлбанÑÐºÐ°Ñ ÑеÑÐºÐ¾Ð²Ñ ÑвлÑлаÑÑ
апоÑÑолÑÑкой, авÑокеÑалÑной (ÑамоÑÑоÑÑелÑной) вплоÑÑ Ð´Ð¾ 704 г., когда
на ÐаÑÑавÑком ÑобоÑе под давлением Ñ
алиÑа Ðбд алÑ-Ðалика (685-705)
и аÑмÑнÑкого каÑоликоÑа Ðлии она бÑла подÑинена аÑмÑнÑкой ÑеÑкви6.
Ðо главе ÑеÑкви ÑÑоÑл
каÑоликоÑ,
избиÑавÑийÑÑ Ð¸Ð· епиÑкопов на ÑеÑковнÑÑ
ÑобоÑаÑ
, в коÑоÑÑÑ
помимо дÑÑ
овенÑÑва пÑинимали ÑÑаÑÑие ÑаÑÑ Ð¸ ÑвеÑÂ
ÑÐºÐ°Ñ Ð·Ð½Ð°ÑÑ. ÐаÑÐ¾Ð»Ð¸ÐºÐ¾Ñ Ðлбании бÑл Ñакже паÑÑиаÑÑ
ом (аÑм.
Ñ Ð°Ð¹ÑапеÑ)
и
аÑÑ Ð¸ÐµÐ¿Ð¸Ñкопом (аÑм.
епиÑкопоÑапеÑ).
ÐÑиÑиалÑнÑе докÑменÑÑ Ð½Ð°Ð·Ñвали
его Ñакже «каÑоликоÑом Ðлбании и ÐалаÑакана >, а Ñ 552 г. «каÑоликоÑом
Ðлбании, Ðпинии и ÐоÑа â >. Тогда же каÑÐ¾Ð»Ð¸ÐºÐ¾Ñ ÐÐ±Ð°Ñ (552-596) пеÑÐµÐ½ÐµÑ ÑеÂ
зиденÑÐ¸Ñ Ð³Ð»Ð°Ð²Ñ ÑеÑкви из ÐоÑа â ÐеÑбенÑа, ÑÑевожимого набегами Ñ
азаÑ
и гÑннов, в более оÑдаленнÑй Ð¾Ñ Ð³ÑаниÑÑ ÐаÑÑав.
Ðодобно ÑвеÑÑкой ÑеодалÑной леÑÑниÑе в Ðлбании ÑÑÑеÑÑвовала ÑеÑковÂ
Ð½Ð°Ñ Ð¸ÐµÑаÑÑ
иÑ. СледÑÑÑие за каÑоликоÑом ÑÑÑпени ее занимали Ñ ÑооÑвеÑÑÑÂ
вÑÑÑим ÑоподÑинением епиÑкопÑ, Ñ
оÑепиÑкопÑ, иеÑеи, дÑÑконÑ, иноки.
Ð ÑиÑло дÑÑ
овенÑÑва ÐаланкаÑваÑи вклÑÑÐ°ÐµÑ Ð¿ÑиÑеÑников, ÑÑеÑов, пÑалмоÂ
певÑев, ÑмоÑÑиÑелей, обÑзанноÑÑи коÑоÑÑÑ
, оÑевидно, вÑполнÑли дÑÑÐºÐ¾Ð½Ñ Ð¸
иноки. Ð ÑозÑваемÑÑ
вÑÐµÐ¼Ñ Ð¾Ñ Ð²Ñемени Ð´Ð»Ñ ÑеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð°Ð¶Ð½ÐµÐ¹ÑиÑ
ÑеÑковнÑÑ
и гоÑÑдаÑÑÑвеннÑÑ
вопÑоÑов ÑобоÑаÑ
кÑоме ÑаÑÑ Ð¸ вÑÑÑей ÑвеÑÑкой знаÑи,
ÑÑаÑÑвовала ÑеÑÐºÐ¾Ð²Ð½Ð°Ñ ÑлиÑа. ÐапÑимеÑ, на ÐгÑÑнÑком ÑобоÑе 488 г. ÐºÐ»Ð¸Ñ Ð±Ñл
пÑедÑÑавлен каÑоликоÑом (аÑÑ
иепиÑкопом), 2 епиÑкопами, 3 Ñ
оÑепиÑкопами и
неÑколÑкими иеÑеÑми. Ðо главе оÑделÑнÑÑ
ÑеÑквей ÑÑоÑли иеÑеи и дÑÑконÑ,
назнаÑаемÑе епиÑкопом илиÑ
оÑепиÑкопом. «ÐÑÑоÑÐ¸Ñ Ðлбании» ÐаланкаÑваÂ
Ñи говоÑÐ¸Ñ Ð¾ главной (оÑевидно, епаÑÑ
иалÑÐ½Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð´ ÑÑководÑÑвом епиÑкопа)
и
азаÑÑкиÑ
ÑеÑквÑÑ . Ðод поÑледними понималиÑÑ ÑеÑкви, возведеннÑе на
ÑÑедÑÑва знаÑи
(азаÑов)
на ÑеÑÑиÑоÑии ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ Ñделов (
даÑÑакеÑÑов
).
ЦеÑковно-админиÑÑÑаÑивное деление, ÑÑÐ´Ñ Ð¿Ð¾ имеÑÑимÑÑ Ð´Ð°Ð½Ð½Ñм, ÑлеÂ
довало гоÑÑдаÑÑÑвенномÑ. ÐпиÑкопÑÑва и вÑ
одивÑие в ниÑ
Ñ
оÑепиÑкопÑÑва
назÑвалиÑÑ Ð¿Ð¾ имени облаÑÑей, в коÑоÑÑÑ
они бÑли ÑозданÑ. РконÑе V в.
ÑÑÑеÑÑвовали аÑÑ
иепиÑкопÑÑво ÐаÑÑава, епиÑкопÑÑва ÐабалÑ, ХаÑÑа, два
Ñ
оÑепиÑкопÑÑва в облаÑÑи УÑи и Ñ
оÑепиÑкопÑÑво ЦÑи (ЦаÑ
ÑÑ). Ð ÑеÑедине
VI â наÑале VIII в. в Ðлбании оÑмеÑÐµÐ½Ñ ÐµÐ¿Ð¸ÑкопÑÑва ÐаÑÑава, ÐалаÑ
аÑа,
ÐабалÑ, ÐмаÑаÑа, Шаки, ÐаÑдмана, ÐеÑ-Ðолманка, ÐеÑ-ÐÑанка. ÐизÑей
ÑеÑковно-админиÑÑÑаÑивной единиÑей бÑл ÑеÑковнÑй пÑиÑ
од, обÑединÑвÂ
4 Ðдно и з напÑавлений Ñ ÑиÑÑианÑÑва, Ñоздан н ое в ÑеÑедине V в. конÑÑанÑинополÑÑким
аÑÑ Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð´ÑиÑом ÐвÑÐ¸Ñ Ð¾Ð¼. РоÑлиÑие Ð¾Ñ Ð¾Ñ Ð¿ÑавоÑлавного догмаÑа о Ñоединении в ÐиÑÑÑе Ð¥ÑиÑÑе
божеÑÑвенного и ÑеловеÑеÑкого наÑала моноÑизиÑÑ Ð¿ÑизнаÑÑ Ð² Ð¥ÑиÑÑе поÑле его воплоÑениÑ
ÑолÑко Â«Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð¿ÑиÑодÑ» (гÑеÑ.
м о Ñ ÑÑÑиÑ)
â божеÑÑвеннÑÑ. ЧеÑвеÑÑÑй ÐÑеленÑкий ÑÐ¾Ð±Ð¾Ñ Ð²
Халкидоне (451 г.) оÑÑдил моноÑизиÑÑÑво как еÑеÑÑ, но ÑеÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐµÐ³Ð¾ не бÑли пÑинÑÑÑ ÑеÑквÑми
Ðлбании, ÐÑмении, ÐгипÑа и ÑÑдом ÑеÑковнÑÑ Ð¾Ð±Ñин СиÑии и ÐалеÑÑинÑ.
5 ÐапÑавление в Ñ ÑиÑÑианÑÑве, названное Ð¾Ñ Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð¸ Ñвоего оÑноваÑÐµÐ»Ñ ÐºÐ¾Ð½ÑÑанÑинополÑÑкого
паÑÑиаÑÑ Ð° ÐеÑÑоÑÐ¸Ñ (V в .). ÐеÑÑоÑиане пÑизнаÑÑ Ð»Ð¸ÑÑ ÑеловеÑеÑкÑÑ Ð¿ÑиÑÐ¾Ð´Ñ Ð¥ÑиÑÑа, ÑÑиÑаÑ
его лиÑÑ Ð¾Ð±Ð¸ÑелÑÑ Ðога и оÑÑдием ÑпаÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑеловеÑеÑÑва ÑеÑез наиÑие Св. ÐÑÑ Ð°. ÐÑ ÑÑение бÑло
оÑÑждено как еÑеÑÑ Ð½Ð° ÑÑеÑÑем, ÐÑеÑÑком ÑобоÑе 451 г.
6 ÐконÑаÑелÑно ÐлбанÑÐºÐ°Ñ ÑеÑÐºÐ¾Ð²Ñ Ð±Ñла ÑпÑазднена в 1836 г. по ÑеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¡Ð²ÑÑейÑего Ñинода и
ÑÐºÐ°Ð·Ñ Ð¸Ð¼Ð¿ÐµÑаÑоÑа ÐÐ¸ÐºÐ¾Ð»Ð°Ñ I.
ÐбÑÑай и закон в пиÑÑменнÑÑ Ð¿Ð°Ð¼ÑÑ Ð½Ð¸ÐºÐ°Ñ ÐагеÑÑана \ Ðлава 2
39
Ñий пÑиÑ
ожан одного Ñ
Ñама, одной ÑеÑкви гоÑода, Ñела или неболÑÑого
поÑелка. ÐмелиÑÑ Ð¸ монаÑÑÑÑи (напÑимеÑ, в ÐмаÑаÑе, ÐаÑ
и). Ðногие Ñ
ÑиÑÑиÂ
анÑкие памÑÑники ÐавказÑкой Ðлбании ÑоÑ
ÑанилиÑÑ Ð´Ð¾ наÑÑоÑÑего вÑемени
и иÑÑледÑÑÑÑÑ Ð°ÑÑ
еологами. ЦеÑÐºÐ¾Ð²Ñ Ðлбании бÑла кÑÑпнÑм земелÑнÑм
ÑобÑÑвенником и пÑедÑÑавлÑла ÑеÑÑезнÑÑ ÑилÑ. Ðна бÑла оÑвобождена оÑ
налогов, ей жаловалиÑÑ Ð·ÐµÐ¼ÐµÐ»ÑнÑе ÑгодÑÑ, ÑаÑÑ Ð¸ азаÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ð»Ð¸ Ñ
ÑамÑ.
ÐмеÑÑе Ñ Ñем ÑаÑÑ Ð¸ ÑвеÑÑÐºÐ°Ñ Ð·Ð½Ð°ÑÑ Ð°ÐºÑивно ÑÑаÑÑвовали в делаÑ
ÑеÑкви.
ÐбÑÑай, пÑаво и ÑÑд
ÐÑÑоÑÐ¸Ñ Ð¿Ñава ÐавказÑкой Ðлбании пÑоÑлеживаеÑÑÑ Ð¿Ð¾ пиÑÑменнÑм иÑÑоÑÂ
никам ÑолÑко Ñ ÑаннеÑÑедневекового пеÑиода. ÐÑновнÑми иÑÑоÑниками
пÑава в ÐÑ´-Ñ´ÐÐРвв. здеÑÑ Ð±Ñли обÑÑное пÑаво, ноÑмаÑивнÑе акÑÑ Ð°Ð»Ð±Ð°Ð½Â
ÑкиÑ
ÑаÑей н ÑаÑанндÑкнÑ
ÑаÑ
ов, ÑеÑковное (канониÑеÑкое) пÑаво, а Ñакже
ноÑмÑ, заимÑÑвованнÑе из заÑÑбежнÑÑ
ÑиÑÑем пÑава. Ðаиболее дÑевним,
неÑомненно, ÑвлÑлоÑÑ
обÑÑное пÑаво,
ÑегÑлиÑовавÑее многие ÑÑоÑонÑ
обÑеÑÑвенной жизни ÑÑÑанÑ. СпеÑиалÑнÑÑ
памÑÑников албанÑкого пÑаÂ
вового обÑÑÐ°Ñ Ð² наÑем ÑаÑпоÑÑжении не имееÑÑÑ, но его ноÑÐ¼Ñ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾
воÑÑÑановиÑÑ Ð¿Ð¾ маÑеÑиалам гоÑÑдаÑÑÑвенного и ÑеÑковного пÑава, пÑежде
вÑего ÐгÑÑнÑкиÑ
канонов и некоÑоÑÑм коÑвеннÑм даннÑм Ñ
Ñоник и геогÑаÂ
ÑиÑеÑкиÑ
опиÑаний. ÐекоÑоÑÑе из ÑÑиÑ
ноÑм обÑÑного пÑава в далÑнейÑем
бÑли закÑÐµÐ¿Ð»ÐµÐ½Ñ Ð² поÑÑановлениÑÑ
ÑеÑковно-ÑвеÑÑкиÑ
ÑобоÑов Ðлбании.
ÐбÑÑное пÑаво закÑеплÑло пÑава и пÑивилегии глав ÑемÑи и Ñода по оÑноÂ
ÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº ÑодÑÑвенникам, ÑегÑлиÑовало вопÑоÑÑ ÑаÑпоÑÑÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑамилÑнÑм
имÑÑеÑÑвом, наÑледованиÑ. РобÑеÑÑве на нем деÑжалиÑÑ Ð¸Ð½ÑÑиÑÑÑ Ð¼ÐµÑÑниÂ
ÑеÑÑва и ваÑÑалиÑеÑа. ÐбÑÑай ÑегÑлиÑовал оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ ÑазлиÑнÑми
ÑоÑиалÑно-пÑавовÑми, ÑоÑловнÑми каÑегоÑиÑми наÑелениÑ: ÑаÑем и его
подданнÑми (Ñеодалами-азаÑами, пÑоÑÑонаÑодÑем-Ñинаканами и Ñами-
ками), Ñеодалами, кÑепоÑÑнÑми и ÑвободнÑми обÑинниками.
Ðо вÑей видимоÑÑи, ÑÑеÑой дейÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑÑного пÑава бÑли главнÑм
обÑазом гÑажданÑкие и ÑголовнÑе дела. ÐедаÑом в ÐгÑÑнÑкиÑ
канонаÑ
488 г.,
ÑоÑÑавленнÑÑ
Ñ ÑелÑÑ ÑаÑÑиÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑавовÑÑ
полномоÑий ÑеÑкви и гоÑÑÂ
даÑÑÑва, ÑÑи облаÑÑи пÑава не полÑÑили оÑобого ÑазвиÑиÑ. ÐоÑаздо болÑÑе
Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ð¾Ð´Ð°Ñели Ñделили в ниÑ
Ñемейно-бÑаÑнÑм оÑноÑениÑм.
ÐнÑеÑеÑно оÑмеÑиÑÑ, ÑÑо ÑÑ
одное Ñазделение ÑÑÐµÑ Ð²Ð»Ð¸ÑÐ½Ð¸Ñ Ñелигиозного
и обÑÑного пÑава можно наблÑдаÑÑ Ð·Ð½Ð°ÑиÑелÑно позднее, в ÐагеÑÑане
пеÑиода позднего СÑедневековÑÑ Ð¸ Ðового вÑемени. РдагеÑÑанÑкиÑ
ада-
ÑаÑ
ХѴÐÐ-Ð¥ÐÐ¥ вв. за мÑÑÑлÑманÑким пÑавом (
ÑаÑиаÑом)
бÑло закÑеплено
Ñемейное, бÑаÑное и наÑледÑÑвенное пÑаво, Ñогда как по
адаÑÑ
(обÑÑномÑ
пÑавÑ) ÑаÑÑмаÑÑивалиÑÑ Ð³ÑажданÑкие и ÑголовнÑе дела. ÐаÑÑÐ´Ñ Ñ Ð¿ÑеÑеÂ
денÑом, ÑеÑениÑми ÑÑдов и ÑÑ
одов, дополниÑелÑнÑм иÑÑоÑником ÑазвиÑиÑ
обÑÑÐ°Ñ Ð² Ðлбании могли ÑлÑжиÑÑ Â«ÑказÑ» и инÑе ÑаÑпоÑÑÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð°Ð»Ð±Ð°Ð½ÑкиÑ
ÑаÑей и ÑаÑанидÑкиÑ
ÑаÑ
ов, дейÑÑвовавÑие на ÑеÑÑиÑоÑии Ðлбании и полÑÂ
ÑавÑие Ñем ÑамÑм ÑÐ¸Ð»Ñ Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ð°.
РиÑÑоÑии пÑава ÐавказÑкой Ðлбании как в зеÑкале оÑÑазилоÑÑ ÑазвиÂ
Ñие албанÑкой гоÑÑдаÑÑÑвенноÑÑи и ÑеÑкви. ÐÑÑÑÐ°Ñ Ð±Ð¾ÑÑба Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð¸ÑанÑким
зоÑоаÑÑÑизмом и албанÑкой ÑеÑковÑÑ Ñла в облаÑÑи
Ñемейного пÑава.
РаÑÂ