ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.09.2019

Просмотров: 6464

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

них  ÐºÐ°Ð²ÐºÐ°Ð·ÑÐºÐ¸Ñ…  Ð¿Ð»ÐµÐ¼ÐµÐ½,  Ñ‚ак  Ð¸  ÐµÐ²Ñ€Ð¾Ð¿ÐµÐ¹Ñ†ÐµÐ²  Ð¸,  ÐºÐ¾Ð½ÐµÑ‡Ð½Ð¾  Ð¶Ðµ, 
русских,  Ñ‡ÐµÐ¹  Ð¸Ð½Ñ‚ерес  Ðº  Ð“рузии  Ð¸,  Ð¾ÑÐ¾Ð±ÐµÐ½Ð½Ð¾,  Ðº  ÐµÐµ  ÑÑ‚олице 
все  Ð²Ð¾Ð·Ñ€Ð°ÑÑ‚Ð°Ð»,  Ñ‚ак  ÐºÐ°Ðº  Ð Ð¾ÑÑÐ¸Ð¸  Ð±Ñ‹Ð»Ð¾  Ñ…орошо  Ð¸Ð·Ð²ÐµÑÑ‚но,  Ñ‡Ñ‚о 
ключи  Ð¾Ñ‚  ÐšÐ°Ð²ÐºÐ°Ð·Ð°  Ð½Ð°Ñ…одятся  Ð²  Ð¢Ð±Ð¸Ð»Ð¸ÑÐ¸.  Ð˜  ÐµÑÐ»Ð¸  Ñ…очешь 
покорить Кавказ, надо вначале покорить Тбилиси.

Сегодня  Ð»ÑŽÐ±Ð¾Ð¹  Ñ‡ÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐº  Ð½ÐµÐ¼Ð°Ð»Ð¾  ÑƒÐ´Ð¸Ð²Ð¸Ñ‚ся,  ÑƒÐ²Ð¸Ð´ÐµÐ²  Ð½Ð° 

улицах  Ð¢Ð±Ð¸Ð»Ð¸ÑÐ¸  Ð²ÐµÑ€Ð±Ð»ÑŽÐ´Ð°.  ÐÐ¾  Ð²  Ð¿ÐµÑ€Ð²Ð¾Ð¹  Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð¸Ð½Ðµ  19-го 
века Ð½Ð°Ð²ÑŒÑŽÑ‡ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ð¹ Ð²ÐµÑ€Ð±Ð»ÑŽÐ´ Ð¸Ð»Ð¸ Ð´Ð°Ð¶Ðµ ÐºÐ°Ñ€Ð°Ð²Ð°Ð½ Ð²ÐµÑ€Ð±Ð»ÑŽÐ´Ð¾Ð² 
были  Ð²  Ð¢Ð±Ð¸Ð»Ð¸ÑÐ¸  Ð¾Ð±Ñ‹Ñ‡Ð½Ñ‹Ð¼  ÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼.  ÐšÐ°Ñ€Ð°Ð²Ð°Ð½Ð½Ñ‹Ðµ  Ð¿ÑƒÑ‚и 
сходились  Ñƒ  Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ñ‹Ñ…  Ð³Ð¾Ñ€Ð¾Ð´ÑÐºÐ¸Ñ…  Ð²Ð¾Ñ€Ð¾Ñ‚  -  Ð“янджинских.  Ð˜ 
людей  ÐºÐ°ÐºÐ¾Ð¹  Ð½Ð°Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð¾ÑÑ‚и  Ð¸  Ð²ÐµÑ€Ñ‹  Ð½Ðµ  Ð²ÑÑ‚ретили  Ð±Ñ‹ 

здесь.  Ð’се  Ð¾Ð½Ð¸  ÑÑ‚екались  Ðº  Ð¼ÐµÐ¹Ð´Ð°Ð½Ñƒ,  Ð³Ð´Ðµ  Ð±Ð°Ð·Ð°Ñ€,  Ð²ÐµÑ€Ð½ÐµÐµ  - 
базары, Ð¿ÐµÑÑ‚рые Ð¿Ð°Ð»Ð°Ñ‚ки, Ð¿Ñ€Ð¸Ð»Ð°Ð²ÐºÐ¸, Ñ‚рактирщики, Ð¼Ð°ÑÑ‚е­

ровые и торговцы... торговцы... торговцы...

На мейдане купишь все, что угодно: еду, напитки, золо­

тые и серебряные изделия, и не счесть, что еще.

-  Ð¥Ð°Ð±Ð°Ñ€Ð´Ð°!  -  Ð‘ерегись!-  ÐºÑ€Ð¸Ñ‡Ð¸Ñ‚  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ñ‡Ð¸Ðº  Ð¸  ÑÐ¿ÐµÑˆÐ¸Ñ‚,  Ñ…отя 

на спине у него огромный комод.

-  ÐŸÐ¾ÑÑ‚оронись! - ÐºÑ€Ð¸Ñ‡Ð¸Ñ‚ Ñ„аэтонщик, ÐºÐ¾Ñ‚орый Ð²ÐµÐ·ÐµÑ‚ ÐºÐ°Â­

кого-то  ÐµÐ²Ñ€Ð¾Ð¿ÐµÐ¹Ñ†Ð°.  Ð’озможно,  ÑÑ‚о  Ñ‚олько  Ñ‡Ñ‚о  Ð²Ñ‹ÑˆÐµÐ´ÑˆÐ¸Ð¹ 
из ÑÐµÑ€Ð½Ñ‹Ñ… Ð±Ð°Ð½ÑŒ Ð¸Ð·ÑƒÐ¼Ð»ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ð¹ ÐÐ»ÐµÐºÑÐ°Ð½Ð´Ñ€ ÐŸÑƒÑˆÐºÐ¸Ð½. Ð’едь Ð¾Ð½ 
впервые  ÑƒÐ²Ð¸Ð´ÐµÐ»,  Ñ‡Ñ‚о  Ð²  Ð±Ð°Ð½ÑŽ  Ð»ÑŽÐ´Ð¸  Ð¿Ñ€Ð¸Ñ…одят,  Ñ‡Ñ‚обы  Ñ€Ð°Ð·Â­
влекаться и ÐºÑƒÑ‚ить. Ð если Ð¾ÑÑ‚анется время, и ÐµÑÐ»Ð¸ Ñ‚Ñ‹ еще 

не опьянел, тогда можно и искупаться.

А ÑÑ‚о Ñ‡Ñ‚о Ð·Ð° Ñ„ранцуз, ÐºÐ¾Ñ‚орого Ñ‚ащит Ð½Ð° ÑÐ¿Ð¸Ð½Ðµ Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ñ‡Ð¸Ðº- 

имеретинец?! Ð’полне Ð²ÐµÑ€Ð¾ÑÑ‚но, Ñ‡Ñ‚о ÑÑ‚о Ð¸ÑÐºÐ°Ñ‚ель Ð¾Ð¿Ð°ÑÐ½Ñ‹Ñ… 

приключений,  Ð¿Ð¾Ð´Ð²Ñ‹Ð¿Ð¸Ð²ÑˆÐ¹  ÐÐ»ÐµÐºÑÐ°Ð½Ð´Ñ€  Ð”юма.  Ð  Ð²Ð¾Ñ‚  Ñ‚от 
русский  -  ÐÐ»ÐµÐºÑÐ°Ð½Ð´Ñ€  Ð“рибоедов,  Ð¿Ð¾Ð³Ñ€ÑƒÐ¶ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ð¹  Ð²  Ð´ÑƒÐ¼Ñƒ  Ð¾ 

превратной  Ð¿Ð¾Ð»Ð¸Ñ‚Ð¸ÐºÐµ  ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¹  ÑÑ‚раны.  ÐšÐ¾Ð³Ð¾  Ñ‚олько  Ð½Ðµ  ÑƒÐ²Ð¸Â­

дишь здесь! Всюду шум и Ð³Ð°Ð¼. Кто скандалит, кто смеется. 
Здесь тихо не говорят, здесь только кричат. Но иногда весь 
мейдан, как один, замирает, словно зачарованный.

На Ð¼ÐµÐ¹Ð´Ð°Ð½Ðµ Ð¿Ð¾ÑÐ²Ð»ÑÑŽÑ‚ся Ð°ÑˆÑƒÐ³Ð¸. ÐÐµ Ð´ÑƒÐ¼Ð°Ð¹Ñ‚е, Ñ‡Ñ‚о Ð°ÑˆÑƒÐ³ - 

только  Ð¿Ð¾ÑÑ‚-певец.  ÐžÐ½  ÑÑ‚анет  Ð¸Ð¼  Ð½Ð°Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾  Ð¿Ð¾Ð·Ð¶Ðµ.  Ð¢Ð°ÐºÐ¸Ð¼

ЧАСТЬ I: 

ИСТОРИЯ РУССКИХ В ГРУЗИИ

119


background image

поэтом-певцом Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÑÑ‚анет Ð­Ñ‚им Ð“урджи. ÐÐ¾ Ñ‚огда, Ð² Ð¿ÐµÑ€Â­
вой Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð¸Ð½Ðµ 19-го Ð²ÐµÐºÐ°, Ð°ÑˆÑƒÐ³Ð¸ Ð±Ñ‹Ð»Ð¸ Ð±Ñ€Ð¾Ð´ÑÑ‡Ð¸Ð¼Ð¸ Ð°Ñ€Ñ‚иста­
ми.  Ð˜Ð½Ð¾Ð³Ð´Ð°  Ð¾Ð½Ð¸  Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÑÑ‚авляли  Ð²Ð¾ÑÑ‚очную  Ð¿Ð¾ÑÐ¼Ñƒ-легенду 
или  Ñ€Ð°Ð·Ñ‹Ð³Ñ€Ñ‹Ð²Ð°Ð»Ð¸  Ð±Ð¸Ð±Ð»ÐµÐ¹ÑÐºÐ¸Ðµ  ÑÑ†ÐµÐ½Ñ‹,  Ð°  Ð¿Ð¾Ñ€Ð¾Ð¹  Ð²Ñ‹ÑÐ¼ÐµÐ¸Ð²Ð°Ð»Ð¸ 

какой-нибудь социальный порок. ÐÑˆÑƒÐ³Ð¸, как Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð¸Ð»Ð¾, ма­
зали  Ð½Ð°  Ð»Ð¸Ñ†Ð¾  Ð±ÐµÐ»Ð¸Ð»Ð°,  Ð°  Ð½Ð°  Ð²ÐµÐºÐ¸  Ð¸  Ð³ÑƒÐ±Ñ‹  -  ÐºÑ€Ð°ÑÐ½ÑƒÑŽ  ÐºÑ€Ð°ÑÐºÑƒ. 

Разостлав Ð½Ð° Ð¿Ð»Ð¾Ñ‰Ð°Ð´Ð¸ ÐºÐ¾Ð²ÐµÑ€, ÑÑ‚ановились Ð½Ð° Ð½ÐµÐ³Ð¾ Ð¸ Ð½Ð°Ñ‡Ð¸Â­
нали представление. Это мог быть театр одного актера, или 
с  ÑƒÑ‡Ð°ÑÑ‚ием  Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ…  Ð´ÐµÐ¹ÑÑ‚вующих  Ð»Ð¸Ñ†,  Ð¸Ð»Ð¸  ÐºÐ°ÐºÐ°Ñ-нибудь 
мистерия. Нередко их монологи были похожи на современ­
ный Ñ€ÑÐ¿. ÐÐµÐºÐ¾Ñ‚орые Ð°ÑˆÑƒÐ³Ð¸ Ð²Ñ‹ÑÑ‚упали Ð½Ð° Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð¼ ÑÐ·Ñ‹Â­
ке, Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð¸Ðµ - Ð½Ð° Ð°Ñ€Ð¼ÑÐ½ÑÐºÐ¾Ð¼. Ð§Ð°ÑÑ‚о Ð·Ð´ÐµÑÑŒ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ Ð±Ñ‹Ð»Ð¾ Ð²ÑÑ‚ре­

тить  Ð¸  Ð°ÑˆÑƒÐ³Ð°  Ñ‚урка,  Ð¸ÑÐ¿Ð¾Ð»Ð½ÑÐ²ÑˆÐµÐ³Ð¾,  Ñ€Ð°Ð·ÑƒÐ¼ÐµÐµÑ‚ся,  Ð½Ð°  Ñ‚урец­

ком,  ÐµÐ²Ñ€ÐµÑ,  Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÑÑ‚авлявшего  ÑÐ¾Ð±Ñ€Ð°Ð²ÑˆÐ¸Ð¼ÑÑ  Ñ…асидский  Ð¼ÑƒÂ­
зыкальный  Ñ„Ð¾Ð»ÑŒÐºÐ»Ð¾Ñ€.  Ð’стречались  Ð·Ð´ÐµÑÑŒ  Ð¸  Ð°ÑˆÑƒÐ³Ð¸-арабы, 
которые вели представление на арабском языке.

Нередко Ð¿Ð¾Ð´Ð¾Ð±Ð½Ñ‹Ðµ ÑÐ¿ÐµÐºÑ‚акли ÑˆÐ»Ð¸ Ð¸ Ð½Ð° Ñ€ÑƒÑÑÐºÐ¾Ð¼. Ð’едь Ð² 

то Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð² Ð Ð¾ÑÑÐ¸Ð¸ ÑƒÐ¶Ðµ Ð±Ñ‹Ð» Ñ‚еатральный Ð±ÑƒÐ¼, Ð¸ ÐµÐ³Ð¾ Ð¾Ñ‚голо­
сок Ð´Ð¾ÑÑ‚иг Ð¸ Ð¢Ð±Ð¸Ð»Ð¸ÑÐ¸. ÐŸÐ¾ÑÑ‚ому Ð½Ð° Ð¼ÐµÐ¹Ð´Ð°Ð½Ðµ Ñ€Ð°Ð·Ñ‹Ð³Ñ€Ñ‹Ð²Ð°Ð»Ð¸ÑÑŒ 
так Ð½Ð°Ð·Ñ‹Ð²Ð°ÐµÐ¼Ñ‹Ðµ â€œÑÑ†ÐµÐ½ÐºÐ¸â€ Ð½Ð° Ñ€ÑƒÑÑÐºÐ¾Ð¼ ÑÐ·Ñ‹ÐºÐµ. Ð£ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ÑÐ·Ñ‹Ñ‡Â­
ных зрелищ всегда был свой зритель. Магия театра объеди­
няла Ð»ÑŽÐ´ÐµÐ¹ разных национальностей и Ð²ÐµÑ€Ñ‹. ÐžÐ½Ð¸ все Ð²Ð¼ÐµÂ­

сте Ñ€ÐµÐ°Ð³Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð»Ð¸ Ð½Ð° Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÑÑ‚авление Ð¸ Ñ‚ак Ð¶Ðµ Ð²Ð¼ÐµÑÑ‚е Ð½Ð°Ð³Ñ€Ð°Ð¶Â­
дали ашугов аплодисментами.

Где  Ñ‚ÐµÐ¿ÐµÑ€ÑŒ  Ñ‚от  Ð³Ð¾Ñ€Ð¾Ð´?!  Ð¡Ð¾  ÑÐ²Ð¾Ð¸Ð¼Ð¸  ÐºÐ¸Ð½Ñ‚о,  ÐºÐ°Ñ€Ð°Ñ‡Ð¾Ñ…ели, 

танцорами  Ñ  Ð´Ð°Ð¹Ñ€Ð¾Ð¹,  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¸Ð¼  Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾Ð³Ð¾Ð»Ð¾ÑÐ¸ÐµÐ¼,  Ð½Ð°Ñ€ÑÐ´Ñƒ 
с  Ð¿ÐµÑ€ÑÐ¸Ð´ÑÐºÐ¸Ð¼Ð¸  Ð±Ð°ÑÑ‚и,  Ð¼Ð¾Ð»Ð¾Ð´Ñ†Ð°Ð¼Ð¸  Ð²  Ñ‡Ð¾Ñ…ах,  Ð¶ÐµÐ½Ñ‰Ð¸Ð½Ð°Ð¼Ð¸  Ð² 

чадре  Ð¸  ÐµÐ²Ñ€Ð¾Ð¿ÐµÐ¹Ñ†Ð°Ð¼Ð¸  Ð²  ÑˆÐ»ÑÐ¿Ð°Ñ…...  Ð“де  Ñ‚е  ÐºÐ°Ñ€Ð½Ð°Ð²Ð°Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ðµ 

ритуалы,  Ñ‚е,  ÑÐ¾Ð²ÐµÑ€ÑˆÐµÐ½Ð½Ð¾  Ð½ÐµÐ·Ð½Ð°ÐºÐ¾Ð¼Ñ‹Ðµ,  Ð½Ð¾  Ð¾Ñ‡ÐµÐ½ÑŒ  Ð»ÑŽÐ±Ð¸Ð¼Ñ‹Ðµ 
ашуги Ñ Ð²Ñ‹Ð±ÐµÐ»ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ð¼Ð¸ Ð»Ð¸Ñ†Ð°Ð¼Ð¸ Ñ Ð¸Ñ… Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¸Ð¼Ð¸, Ð¿ÐµÑ€ÑÐ¸Ð´Â­
скими,  Ñ‚урецкими,  Ð°Ñ€Ð¼ÑÐ½ÑÐºÐ¸Ð¼Ð¸,  Ð°Ñ€Ð°Ð±ÑÐºÐ¸Ð¼Ð¸,  ÐµÐ²Ñ€ÐµÐ¹ÑÐºÐ¸Ð¼Ð¸, 

русскими  Ñ‚Ð°Ð½Ñ†Ð°Ð¼Ð¸  Ð¸ Ð¿ÐµÑÐ½ÑÐ¼Ð¸!?  Ð“де Ñ‚от  Ð³Ð¾Ñ€Ð¾Ð´ Ñ ÐºÑ€Ð°ÑÐ¸Ð²ÐµÐ¹Â­

шими  Ñ€Ð¸Ñ‚ÑƒÐ°Ð»Ð°Ð¼Ð¸,  Ð²ÐµÑ€Ð±Ð»ÑŽÐ´Ð°Ð¼Ð¸,  ÐºÐ¾Ñ‚орые  ÑƒÑˆÐ»Ð¸  Ð¿Ð¾  Ð¨ÐµÐ»ÐºÐ¾Â­
вому пути и так и остались там?! Где тот открытый для

ЧАСТЬ I: 

ИСТОРИЯ РУССКИХ В ГРУЗИИ

120


background image

ЧАСТЬ I: 

ИСТОРИЯ РУССКИХ В ГРУЗНИ

Тбилисский 

государственный 

академический 

русский 

драматический 

театр имени 

А. С. Грибоедова

121


background image

всех  Ð³Ð¾Ñ€Ð¾Ð´?  Ð“де  ÐºÑ€Ð°ÑÐ¾Ñ‡Ð½Ñ‹Ðµ  Ñ€Ð¸Ñ‚уалы  â€œÐ³Ð²Ð¸Ñ€Ð¸Ð»Ð¾Ð±Ð°â€  Ð¸  â€œÐ¸ÑÐ¿Ð°- 

нахоба” Ð² Ñ‡ÐµÑÑ‚ÑŒ Ñ€Ð¾Ð¼Ð°ÑˆÐºÐ¸ Ð¸ ÑˆÐ¿Ð¸Ð½Ð°Ñ‚а? Ð“де â€œÐ‘ерикаоба“, â€œÐšÐµ- 
еноба” - народные празднества и гулянья?

Вот Ð² Ñ‚аком Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾Ð½Ð°Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð¾Ð¼, ÐºÐ¾Ð»Ð¾Ñ€Ð¸Ñ‚ном, Ñ‚еатраль­

ном Ð¢Ð±Ð¸Ð»Ð¸ÑÐ¸ Ð½Ðµ Ð±Ñ‹Ð»Ð¾ Ð½Ð¸ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð³Ð¾ Ñ‚еатрального Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ, Ð³Ð´Ðµ 
бы  Ñ€ÐµÐ³ÑƒÐ»ÑÑ€Ð½Ð¾  Ð´Ð°Ð²Ð°Ð»Ð¸  Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÑÑ‚авления.  Ð’идно,  Ñ‚огда  Ð²  ÑÑ‚ом 

еще  Ð½Ðµ  Ð±Ñ‹Ð»Ð¾  Ð¿Ð¾Ñ‚ребности.  Ð¡Ð°Ð¼  Ð¢Ð±Ð¸Ð»Ð¸ÑÐ¸  Ð±Ñ‹Ð»  Ñ‚еатром  Ð¾Ñ‚­
крытым,  ÐºÑ€Ð°ÑÐ¸Ð²Ñ‹Ð¼,  Ð´Ð¾ÑÑ‚упным.  Ð’сему  Ð½ÑƒÐ¶ÐµÐ½  ÑÐ²Ð¾Ð¹  Ð³ÐµÑ€Ð¾Ð¹. 

Настало  Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ  Ð¸  Ð´Ð»Ñ  Ð¾Ñ‚крытия  Ñ‚еатра,  ÑÐ²Ð¸Ð»ÑÑ  ÑÐ²Ð¾Ð¹  Ð·Ð°Ñ‡Ð¸Â­

натель.

Этим героем в грузинской действительности того време­

ни Ð±Ñ‹Ð» Ñ€ÑƒÑÑÐºÐ¸Ð¹ Ð³Ñ€Ð°Ñ„, Ð³ÐµÐ½ÐµÑ€Ð°Ð»-губернатор ÐœÐ¸Ñ…аил Ð’орон­
цов. Отец ÐµÐ³Ð¾ - Ð¡ÐµÐ¼ÐµÐ½ Воронцов Ð±Ñ‹Ð» послом Ð Ð¾ÑÑÐ¸Ð¸ в Анг­
лии. Ð’ ÑÑ‚ой ÑÑ‚ране Ð¸ Ð¿Ñ€Ð¾ÑˆÐ»Ð¾ Ð´ÐµÑ‚ство ÐœÐ¸Ñ…аила Ð’оронцова, 

что  Ð½Ð°Ð²ÑÐµÐ³Ð´Ð°  Ð¾ÑÑ‚авило  ÑÐ»ÐµÐ´  Ð²  ÐµÐ³Ð¾  Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸.  Ð’се,  ÐºÑ‚о  Ñ…оть  Ñ€Ð°Ð· 
писал  Ð¾  Ð½ÐµÐ¼,  Ð¾Ñ‚мечают  ÐµÐ²Ñ€Ð¾Ð¿ÐµÐ¹ÑÐºÐ¸Ð¹  Ð¼ÐµÐ½Ñ‚алитет  ÐœÐ¸Ñ…аила 
Воронцова. ÐÐ¸ÐºÐ¾Ð»Ð°Ð¹ I Ð½Ð°Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð¸Ð» ÐµÐ³Ð¾ Ð² Ð“рузию Ð½Ðµ Ð¿Ñ€Ð¾ÑÑ‚ым 
военачальником,  Ð°  Ð½Ð°Ð¼ÐµÑÑ‚ником  Ñ†Ð°Ñ€Ñ,  Ð¸  Ð¿Ñ€ÐµÐ´Ð¾ÑÑ‚авил  ÐµÐ¼Ñƒ 

неограниченные права. Примечательно, что он хорошо знал 

Грузию, так как еще двадцатилетним юношей служил здесь. 

А спустя 40 лет после своего первого визита 63-летний фель­
дмаршал  Ð’Ð¾Ñ€Ð¾Ð½Ñ†Ð¾Ð²  Ð²  Ð¾Ñ€ÐµÐ¾Ð»Ðµ  ÑÐ»Ð°Ð²Ñ‹  Ð²ÐµÑ€Ð½ÑƒÐ»ÑÑ  Ð²  ÑÑ‚рану,  Ð³Ð´Ðµ 
когда-то начинал свою блестящую карьеру.

На  Ñ€Ð°ÑÑÐ²ÐµÑ‚Ðµ  26  Ð¼Ð°Ñ€Ñ‚а  1845  Ð³Ð¾Ð´Ð° Ñ‚ысячи Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ Ð²ÑÑ‚рети­

ли его во Мцхета и проводили до Тбилиси.

Вокруг  ÑÑ‚Ð¾Ð¹  Ð»Ð¸Ñ‡Ð½Ð¾ÑÑ‚и  ÑƒÐ¶Ðµ  Ð¿Ð¾Ð»Ñ‚ора  ÑÑ‚олетия  Ð²ÐµÐ´ÑƒÑ‚ся 

споры Ð¸ Ð² Ð“рузии, Ð¸ Ð² Ð Ð¾ÑÑÐ¸Ð¸. Ð•Ð³Ð¾ Ð½Ð°Ð·Ñ‹Ð²Ð°Ð»Ð¸ Ð¸ â€œÐ°Ð½Ñ‚игрузи­
ном”, Ð¸ â€œÐ°Ð½Ñ‚ирусским". ÐÐ¾ Ñ„акт, Ñ‡Ñ‚о Ð¾Ð½ ÑÐ´ÐµÐ»Ð°Ð» Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ Ð´Ð¾Ð±Â­
ра  Ð´Ð»Ñ  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½.  Ð¤Ð°ÐºÑ‚  Ð¸  Ñ‚о,  Ñ‡Ñ‚о  Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð½Ð¾  Ð¸Ð·-за  ÑÑ‚Ð¸Ñ…  Ð´Ð¾Ð±Ñ€Ñ‹Ñ… 
дел Ð¾Ð½ Ð±Ñ‹Ð» Ð¾Ñ‚озван Ð Ð¾ÑÑÐ¸Ð¹ÑÐºÐ¾Ð¹ Ð¸Ð¼Ð¿ÐµÑ€Ð¸ÐµÐ¹. Ð—аслуги ÐœÐ¸Ñ…а­
ила Ð’оронцова Ð½Ðµ Ñ€Ð°Ð· Ð¾Ñ‚мечал Ð˜Ð»ÑŒÑ Ð§Ð°Ð²Ñ‡Ð°Ð²Ð°Ð´Ð·Ðµ,  Ð° ÐÐºÐ°ÐºÐ¸Ð¹ 
Церетели Ð² 1910 Ð³Ð¾Ð´Ñƒ Ð´Ð°Ð¶Ðµ Ð¿Ð¾ÑÐ²ÑÑ‚ил Ð´Ð°Ð²Ð½Ð¾ ÑÐºÐ¾Ð½Ñ‡Ð°Ð²ÑˆÐµÐ¼ÑƒÂ­
ся царскому наместнику поэму “Воронцов".

Итак, 26 марта 1845 Ð³. он прибыл в Грузию, а уже 20

ЧАСТЬ I: 

ИСТОРИЯ РУССКИХ В ГРУЗИИ

122


background image

сентября  Ñ‚ого  Ð¶Ðµ  Ð³Ð¾Ð´Ð°,  Ñ€Ð¾Ð²Ð½Ð¾  Ñ‡ÐµÑ€ÐµÐ·  6  Ð¼ÐµÑÑÑ†ÐµÐ²,  Ð’оронцов 
открыл Ð² Ð¢Ð±Ð¸Ð»Ð¸ÑÐ¸ Ð¿ÐµÑ€Ð²Ñ‹Ð¹ Ð¿Ñ€Ð¾Ñ„ессиональный Ñ‚еатр. â€œÐ”ля 
ознакомления  Ñ  Ñ€ÑƒÑÑÐºÐ¸Ð¼  ÑÐ·Ñ‹ÐºÐ¾Ð¼,  Ñ€ÑƒÑÑÐºÐ¸Ð¼Ð¸  Ð¾Ð±Ñ‹Ñ‡Ð°ÑÐ¼Ð¸  Ð¸ 
постепенного  ÑÐ±Ð»Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ  Ñ  Ð Ð¾ÑÑÐ¸ÐµÐ¹...”  Ð  ÑÐ¿ÑƒÑÑ‚я  5  Ð»ÐµÑ‚ 
Михаил Ð’оронцов ÑÑ„ормирует Ð¸Ñ‚альянскую Ð¾Ð¿ÐµÑ€Ñƒ Ð¸ Ð³Ñ€ÑƒÂ­
зинский Ñ‚еатр. Ð—атем ÐµÑ‰Ðµ Ñ‡ÐµÑ€ÐµÐ· Ð³Ð¾Ð´ Ð½Ð° Ð½Ñ‹Ð½ÐµÑˆÐ½ÐµÐ¹ Ð¿Ð»Ð¾Ñ‰Ð°Â­
ди Ð¡Ð²Ð¾Ð±Ð¾Ð´Ñ‹ возведет здание â€œÐ¢ÐµÐ°Ñ‚ра караван-сарая” в Ð¼Ð°Ð²Â­
ританском ÑÑ‚иле. Ð’еликий ÑÑ‹Ð½ ÑÑ‚раны â€œÐšÐ¾Ð¼ÐµÐ´Ð¸ Ð¤Ñ€Ð°Ð½ÑÐµÐ·â€ 

Александр Ð”юма Ð¿Ñ€Ð¸Ð·Ð½Ð°Ð²Ð°Ð»ÑÑ, Ñ‡Ñ‚о ÑÑ‚оль Ð²ÐµÐ»Ð¸Ñ‡ÐµÑÑ‚венного 
театра он никогда не видел.

С этого периода в Тбилиси и в целом по Грузии начина­

ют  Ð¸Ð·Ð¶Ð¸Ð²Ð°Ñ‚ÑŒ  Ð°Ð·Ð¸Ð°Ñ‚скую  ÐºÑƒÐ»ÑŒÑ‚уру  Ð¸  ÑˆÐ¸Ñ€Ð¾ÐºÐ¾  Ð¾Ñ‚крывают 
двери Ð´Ð»Ñ ÐºÑƒÐ»ÑŒÑ‚уры ÐµÐ²Ñ€Ð¾Ð¿ÐµÐ¹ÑÐºÐ¾Ð¹. Ð˜ ÐµÑÐ»Ð¸ Ð²ÑÐµÐ³Ð¾ 6 Ð»ÐµÑ‚ Ð½Ð°Â­
зад  Ð²  Ð¢Ð±Ð¸Ð»Ð¸ÑÐ¸  Ð´Ð¾Ð¼Ð¸Ð½Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð»Ð°  Ð¿ÐµÑ€ÑÐ¸Ð´ÑÐºÐ°Ñ  Ð¼ÑƒÐ·Ñ‹ÐºÐ°,  Ñ‚еперь 
ее  Ð¼ÐµÑÑ‚Ð¾  Ð·Ð°Ð½ÑÐ»Ð°  Ð¼ÑƒÐ·Ñ‹ÐºÐ°  Ð Ð¾ÑÑÐ¸Ð½Ð¸,  Ð‘еллини  Ð¸  Ð”оницетти. 
И  ÐµÑÐ»Ð¸  Ñ€ÑƒÑÑÐºÐ¸Ð¹  Ð³ÐµÐ½Ð¸Ð¹  ÐÐ»ÐµÐºÑÐ°Ð½Ð´Ñ€  ÐŸÑƒÑˆÐºÐ¸Ð½  Ð½Ð°Ð·Ð²Ð°Ð»  Ð²  1829 

году Ð¢Ð¸Ñ„лис Ð³Ð¾Ñ€Ð¾Ð´Ð¾Ð¼ Ð°Ð·Ð¸Ð°Ñ‚ской ÐºÑƒÐ»ÑŒÑ‚уры, Ñ‚о ÑƒÐ¶Ðµ 22 Ð³Ð¾Ð´Ð° 
спустя,  Ð²  1851  Ð³Ð¾Ð´Ñƒ  Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð¾Ð¹  Ð³ÐµÐ½Ð¸Ð¹  Ð›ÐµÐ²  Ð¢Ð¾Ð»ÑÑ‚ой  Ð¾Ñ‚метил  Ð² 

своих Ð·Ð°Ð¿Ð¸ÑÐºÐ°Ñ…, Ñ‡Ñ‚о Ð¢Ð¸Ñ„лис - Ð³Ð¾Ñ€Ð¾Ð´ ÐµÐ²Ñ€Ð¾Ð¿ÐµÐ¹ÑÐºÐ¾Ð¹ Ñ†Ð¸Ð²Ð¸Ð»Ð¸Â­
зации,  Ð¿Ð¾Ð´Ñ€Ð°Ð¶Ð°ÑŽÑ‰Ð¸Ð¹  ÐŸÐµÑ‚ербургу.  Ð¢Ð±Ð¸Ð»Ð¸ÑÐ¸  Ð´ÐµÐ¹ÑÑ‚витель­
но  Ñ  Ñ‚акой  Ð±Ñ‹ÑÑ‚ротой  ÑƒÑÐ²Ð°Ð¸Ð²Ð°Ð»  Ñ‚огдашнюю  ÐµÐ²Ñ€Ð¾Ð¿ÐµÐ¹ÑÐºÑƒÑŽ 
культуру,  Ñ‡Ñ‚о  ÑÑ‚о  Ð¸Ð·ÑƒÐ¼Ð»ÑÐ»Ð¾  Ð´Ð°Ð¶Ðµ  ÑÐ°Ð¼Ð¸Ñ…  ÐµÐ²Ñ€Ð¾Ð¿ÐµÐ¹Ñ†ÐµÐ².  ÐÐ° 

сцене Ð¢Ð±Ð¸Ð»Ð¸ÑÑÐºÐ¾Ð³Ð¾ Ð¾Ð¿ÐµÑ€Ð½Ð¾Ð³Ð¾ Ñ‚еатра Ð³Ð¾Ñ€Ð°Ð·Ð´Ð¾ Ñ€Ð°Ð½ÑŒÑˆÐµ, Ñ‡ÐµÐ¼ Ð² 

Санкт-Петербургском  ÐœÐ°Ñ€Ð¸Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð¼,  Ð±Ñ‹Ð»Ð¸  Ð¾ÑÑƒÑ‰ÐµÑÑ‚влены 

постановки  Ñ‚Ð°ÐºÐ¸Ñ…  ÑˆÐµÐ´ÐµÐ²Ñ€Ð¾Ð²  ÐºÐ°Ðº  â€œÐ¢Ñ€ÑƒÐ±Ð°Ð´ÑƒÑ€",  â€œÐ¢Ñ€Ð°Ð²Ð¸Ð°Ñ‚а

11

“Фауст", Ð° Ð¾Ð¿ÐµÑ€Ð° Ð’ерди â€œÐžÑ‚елло” Ð±Ñ‹Ð»Ð° Ð¿Ð¾ÑÑ‚авлена Ð² Ð½Ð°Ñ‡Ð°Ð»Ðµ 

в ÐœÐ¸Ð»Ð°Ð½Ðµ  (1887 Ð³Ð¾Ð´), Ð·Ð°Ñ‚ем  Ð² Ð¢Ð±Ð¸Ð»Ð¸ÑÑÐºÐ¾Ð¼ Ð¾Ð¿ÐµÑ€Ð½Ð¾Ð¼ Ñ‚еатре 

(1888 Ð³.) Ð¸ Ñ‚олько Ð¿Ð¾Ñ‚ом Ð² ÐŸÐ°Ñ€Ð¸Ð¶ÑÐºÐ¾Ð¼ Ð“ранд ÐžÐ¿ÐµÑ€Ð°. Ð¢Ð±Ð¸Â­

лисские  Ð¼ÑƒÐ·Ñ‹ÐºÐ°Ð½Ñ‚Ñ‹  Ð´Ð°Ð¶Ðµ  ÑˆÑƒÑ‚или,  Ñ‡Ñ‚о  Ð’ерди  Ð¿Ð¸ÑˆÐµÑ‚  ÑÐ²Ð¾Ð¸ 
оперы  ÑÐ½Ð°Ñ‡Ð°Ð»Ð° Ð´Ð»Ñ ÐœÐ¸Ð»Ð°Ð½Ð°,  Ð·Ð°Ñ‚ем Ð´Ð»Ñ Ð¢Ð±Ð¸Ð»Ð¸ÑÐ¸, Ð¸ Ñ‚олько 

потом для всего остального мира.

Но давайте вновь вернемся к русскому театру. В Совет ди­

ректоров Воронцов назначает поэта Александра Чавчавадзе. 

Воронцов, Ð² ÑÐ²Ð¾ÑŽ Ð¾Ñ‡ÐµÑ€ÐµÐ´ÑŒ, ÑÐ²ÑÐ·Ñ‹Ð²Ð°ÐµÑ‚ся Ñ Ð²ÐµÐ»Ð¸ÐºÐ¸Ð¼ Ñ€ÑƒÑÑÐºÐ¸Ð¼

ЧАСТЬ I: 

ИСТОРИЯ РУССКИХ В ГРУЗИИ

123