ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.09.2019

Просмотров: 6489

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Салон Смирновой - один из значительных центров куль­

турного и интеллектуального общения писателей, музыкан­
тов, художников, путешественников, дипломатов и членов
 

царской семьи. Личность А.О.Смирновой привлекала вни­

мание не только писателей и поэтов пушкинского круга, ее 
имя мы находим в дневниковых записях Л.Н.Толстого и в 
черновиках Ф.М.Достоевского. Во второй половине жизни 

она подолгу живет в разных европейских странах, круг дру­
зей и знакомых и здесь необычайно широк - Ф.Лист, П.Ме-
 
риме, А.Мицкевич, А.Дюма и многие другие.

В январе 1832 года Александра Осиповна вышла замуж 

за ÐÐ¸ÐºÐ¾Ð»Ð°Ñ ÐœÐ¸Ñ…айловича Ð¡Ð¼Ð¸Ñ€Ð½Ð¾Ð²Ð° (1808-1870), Ñ‡Ð¸Ð½Ð¾Ð²Â­
ника ÐœÐ¸Ð½Ð¸ÑÑ‚ерства Ð¸Ð½Ð¾ÑÑ‚ранных Ð´ÐµÐ», Ð²Ð¿Ð¾ÑÐ»ÐµÐ´ÑÑ‚вии ÐºÐ°Â­
мер-юнкера, губернатора Калуги, гражданского губерна­

тора Петербурга, сенатора.

Их единственный сын, Михаил (1847-1889), по оконча­

нии Одесского (Новороссийского) университета переезжа­
ет в Тифлис и в 70-ых годах XIX века перевозит значитель­

ную часть семейных реликвий, библиотеку, портреты ро­

дителей в дом на Гановской (ныне Галактиона) улице.

Три поколения семьи Смирновых не только сохранили в 

Грузии лучшие традиции салона, но и сумели продлить их 
в новых условиях. Дом Смирновых в Тбилиси место встреч 
ученых, писателей, композиторов, переводчиков, литера­
туроведов... В этих стенах 100-летие со дня рождения А.С-
 
.Пушкина отмечает Илья Чавчавадзе, на фортепиано игра­
ет П.И.Чайковский, отсюда Михаил Николаевич Смирнов
 
переписывается с Миклухо-Маклаем, прикоснуться к пуш­
кинской эпохе приходят сюда В. В.Вересаев, Е.Е.Лансере,
 
супруги Цявловские и многие тысячи посетителей, для ко­
торых дом Смирновых зримое свидетельство неразрывнос­
ти времен и тесного общения представителей разных куль­
тур.

В экспозиции рядом с реликвиями, восходящими к Пет-

ЧАСТЬ I: ИСТОРИЯ РУССКИХ В ГРУЗНИ

74


background image

ЧАСТЬ I: ИСТОРИЯ РУССКИХ В ГРУЗИИ

75


background image

ру I, Екатерине II, выставлены автографы Ильи Чавчавадзе, 
томик Н.Бараташвили (издание 1922 года), подготовленный 
и  Ð¸Ð·Ð´Ð°Ð½Ð½Ñ‹Ð¹  Ð½Ð°  ÑÑ€ÐµÐ´ÑÑ‚ва  Ð•ÐºÐ°Ñ‚ерины  ÐœÐ¸Ñ…айловны  Ð­Ñ€Ð¸ÑÑ‚а- 
ви, урожденной Тамамшевой и ее племянника Георгия Ми­
хайловича Ð¡Ð¼Ð¸Ñ€Ð½Ð¾Ð²Ð°, Ñ€ÑÐ´Ð¾Ð¼ Ñ Ð¿ÐµÐ¹Ð·Ð°Ð¶Ð°Ð¼Ð¸ Ð˜.Н.Занковского 
два морских вида И.К. Айвазовского, обширный фото- и до­
кументальный архив позволяет проследить вписанность се­
мьи Ð¡Ð¼Ð¸Ñ€Ð½Ð¾Ð²Ñ‹Ñ… Ð² Ð¼Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð¾Ð¹ ÐºÑƒÐ»ÑŒÑ‚урный Ð¿Ñ€Ð¾Ñ†ÐµÑÑ. Ð’изитная 
карточка ÐœÐ¸Ñ…ая Ð—ичи, Ñ„отографии Ð“.Шарвашидзе, ÑÐµÐ¼ÐµÐ¹Â­

ства  Ð.Чавчавадзе,  ÐÐ¼Ð¸Ð»Ð°Ñ…вари,  Ð‘агратион-Мухранских, 
Эристави,  Ð¢Ð°Ð¼Ð°Ð¼ÑˆÐµÐ²Ñ‹Ñ…,  Ñ„он  Ð¨Ð»ÐµÐ¹ÐµÑ€Ð¾Ð²  Ð¸  Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾Ðµ  Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð¾Ðµ- 
подтверждают Ð¸Ñ… Ð¾Ð±ÑˆÐ¸Ñ€Ð½Ñ‹Ðµ ÑÐ²ÑÐ·Ð¸. Ð‘ытовые Ð²ÐµÑ‰Ð¸ Ð¾Ñ‚теня­
ют первоклассные произведения западноевропейских и во­
сточных  Ð¼Ð°ÑÑ‚еров.  Ð”ом  Ð¸  ÑÐ¾Ð±Ñ€Ð°Ð½Ð¸Ðµ  -  ÑƒÐ½Ð¸ÐºÐ°Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ð¹  Ð¿Ð°Ð¼ÑÑ‚­
ник  Ñ‚Ð±Ð¸Ð»Ð¸ÑÑÐºÐ¾Ð¹  ÐºÑƒÐ»ÑŒÑ‚уры,  Ð½ÐµÐ¾Ñ‚рывная  Ñ‡Ð°ÑÑ‚ÑŒ  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð³Ð¾ 
культурного Ð½Ð°ÑÐ»ÐµÐ´Ð¸Ñ. Ð­Ñ‚о Ð¾Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÐµÐ»Ð¸Ð»Ð¾ Ð¶ÐµÐ»Ð°Ð½Ð¸Ðµ Ð¡Ð¼Ð¸Ñ€Ð½Ð¾Â­
вых передать в дар Грузии свое имущество.

Здание Ð´Ð¾Ð¼Ð° Ð¡Ð¼Ð¸Ñ€Ð½Ð¾Ð²Ñ‹Ñ… - Ð¿ÐµÑ€Ð²Ð°Ñ Ð³Ñ€Ð°Ð¶Ð´Ð°Ð½ÑÐºÐ°Ñ Ð¿Ð¾ÑÑ‚рой­

ка  Ð¸Ð·Ð²ÐµÑÑ‚Ð½Ð¾Ð³Ð¾  Ð°Ñ€Ñ…итектора  ÐžÑ‚то  Ð¡Ð¸Ð¼Ð¾Ð½ÑÐ¾Ð½Ð°  (проект  1859 
г.)  -  Ð·Ð½Ð°Ñ‡Ð¸Ñ‚ельно  Ñ€ÐµÐºÐ¾Ð½ÑÑ‚руировано  Ð²  Ñ…оде  ÐºÐ°Ð¿Ð¸Ñ‚ального 

ремонта  1998-2000  Ð³.г.,  Ð¿Ñ€Ð¾Ñ„инансированного  ÐµÐ²Ñ€Ð¾Ð¿ÐµÐ¹ÑÂ­

ким  Ñ„Ð¾Ð½Ð´Ð¾Ð¼  Â«Horizon».  Ð¢Ð¾Ð³Ð´Ð°  Ð¶Ðµ  Ð¾Ñ‚реставрирована  Ñ‡Ð°ÑÑ‚ÑŒ 

экспонатов  Ð½ÐµÐ¼ÐµÑ†ÐºÐ¸Ð¼  Ð±Ð»Ð°Ð³Ð¾Ñ‚ворительным  Ñ„ондом  Â«Alfred 
Krupp von Bohlen und Halbach».

В настоящее время идет процесс создания музея.

“Одно место в нашем круге пусто, никогда и никто его не 

заменит. Потеря Пушкина будет еще чувствительнее со вре­
менем...” Ð­Ñ‚о ÑÑ‚рочка Ð¸Ð· Ð¿Ð¸ÑÑŒÐ¼Ð°, Ð°Ð´Ñ€ÐµÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð³Ð¾ Ð’.Жуковс- 
кому в 1837 году Александрой Осиповной Смирновой-Рос- 
сет - одной из самых блистательных женщин XIX века. Имен­

но Ð½Ð° Ð¾ÑÐ½Ð¾Ð²Ðµ Ð¸Ð½Ñ‚ерьера ÐµÐµ Ð»Ð¸Ñ‚ературного ÑÐ°Ð»Ð¾Ð½Ð°, Ð·Ð°Ñ€Ð¾Ð´Ð¸Ð²Â­
шегося Ð² ÐŸÐµÑ‚ербурге, Ð±Ñ‹Ð» ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½ Ð¾Ð´Ð¸Ð½ Ð¸Ð· ÑƒÐ½Ð¸ÐºÐ°Ð»ÑŒÐ½ÐµÐ¹ÑˆÐ¸Ñ… 
Пушкинских Ð¼ÐµÐ¼Ð¾Ñ€Ð¸Ð°Ð»Ð¾Ð². ÐŸÐµÑ€ÐµÐ²ÐµÐ·ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ð¹ ÐµÑ‰Ðµ Ð² XIX Ð²ÐµÐºÐµ Ñ

ЧАСТЬ I: 

ИСТОРИЯ РУССКИХ 8 ГРУЗИИ

76


background image

берегов Ñ…олодной ÐÐµÐ²Ñ‹ Ð½Ð° Ð±ÐµÑ€ÐµÐ³Ð° Ð±ÑƒÑ€Ð½Ð¾Ð¹ ÐšÑƒÑ€Ñ‹ ÑÐ°Ð»Ð¾Ð½ Ð¸ Ð² 
Тбилиси  ÑÐ¾Ñ…Ñ€Ð°Ð½Ð¸Ð»  Ð»ÑƒÑ‡ÑˆÐ¸Ðµ  Ñ‚радиции,  ÑÑ‚ал  Ð¼ÐµÑÑ‚ом  Ð²ÑÑ‚реч 

представителей самых разных культур. Здесь собирались рус­

ские и грузинские писатели, ученые, музыканты, артисты. 
Три поколения семьи Смирновых сумели бережно пронес­
ти через все потрясения предметы декоративно - приклад­
ного искусства, часть библиотеки, личные вещи А.Смирно- 
вой-Россет. Сумели сохранить и продлить саму память...

Каждый,  Ð¿ÐµÑ€ÐµÑÑ‚упивший  Ð¿Ð¾Ñ€Ð¾Ð³  ÑÑ‚ого  Ð´Ð¾Ð¼Ð°-музея,  Ð·Ð½Ð°Â­

комящийся с семейным собранием, прослеживающий жиз­
ненные Ð¿ÐµÑ€Ð¸Ð¿ÐµÑ‚ии ÑÑ‚ой ÑÐµÐ¼ÑŒÐ¸, Ð¿Ð¾-новому Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ñ‚, Ð¾Ñ‰ÑƒÑ‰Ð°Â­

ет Ð¸ÑÑ‚орию Ð Ð¾ÑÑÐ¸Ð¸ Ð¸ Ð“рузии Ð² ÐµÐµ ÐºÑƒÐ»ÑŒÑ‚урных, Ð½Ð°ÑƒÑ‡Ð½Ñ‹Ñ… Ð¸ 

человеческих переплетениях.

Сегодня, Ð¿Ñ€Ð¾Ñ…одя Ð¿Ð¾ Ñ‚ихим, ÑƒÑŽÑ‚ным Ð·Ð°Ð»Ð°Ð¼ Ð¼ÑƒÐ·ÐµÑ, ÑƒÐ·Ð½Ð°Â­

вая  Ð¿Ñ€Ð¾ÑˆÐ»Ð¾Ðµ  Ñ‡ÐµÑ€ÐµÐ·  Ð²ÐµÐ»Ð¸ÐºÐ¾Ð»ÐµÐ¿Ð½Ñ‹Ðµ  Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ñ†Ñ‹  Ð¸ÑÐºÑƒÑÑÑ‚ва  Ð¸ 
быта,  Ð¿Ð¾Ñ€Ð°Ð¶Ð°ÑÑÑŒ  Ð¸Ñ…  ÑƒÐ´Ð¸Ð²Ð¸Ñ‚ельной  ÑÐ¾Ñ…ранности  Ð¸  Ð¾ÑÐ¾Ð±Ð¾Ð¹ 
“живописи”,  Ñ‚рудно  Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÑÑ‚авить,  Ñ‡Ñ‚о  ÐµÑ‰Ðµ  Ð½ÐµÑÐºÐ¾Ð»ÑŒÐºÐ¾  Ð»ÐµÑ‚ 
назад это уникальное семейное собрание было практичес­
ки на грани исчезновения.

“90-е  Ð³Ð¾Ð´Ñ‹  Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ð»Ð¸ÑÑŒ  Ð¾Ñ‡ÐµÐ½ÑŒ  ÑÐ»Ð¾Ð¶Ð½Ñ‹Ð¼Ð¸  Ð²  ÑÑƒÐ´ÑŒÐ±Ðµ  ÑÑ‚ого 

дома”, - Ñ€Ð°ÑÑÐºÐ°Ð·Ñ‹Ð²Ð°ÐµÑ‚ Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ñ‹Ð¹ Ñ…ранитель Ð¼ÑƒÐ·ÐµÑ ÐÐ»ÐµÐºÑÐ°Ð½Ð´Ñ€ 
Сватиков,  Ð¾Ð´Ð¸Ð½  Ð¸Ð·  Ñ‚ех  Ð»ÑŽÐ´ÐµÐ¹,  Ð±Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð´Ð°Ñ€Ñ  ÑÑ‚араниям  Ð¸  Ð·Ð°Â­

боте  ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ñ‹Ñ…  ÐŸÑƒÑˆÐºÐ¸Ð½ÑÐºÐ¸Ð¹  Ð¼ÐµÐ¼Ð¾Ñ€Ð¸Ð°Ð»  Ð¿Ñ€Ð¾Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð°ÐµÑ‚  Ð¶Ð¸Ñ‚ÑŒ. 

Мы Ð±ÐµÑÐµÐ´ÑƒÐµÐ¼ Ð² Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¼ Ð¸Ð· Ð·Ð°Ð»Ð¾Ð² Ð¼ÑƒÐ·ÐµÑ, ÑÑ€ÐµÐ´Ð¸ Ð²ÐµÑ‰ÐµÐ¹, Ñ…раня­

щих  Ð°Ñ‚мосферу  Ð¸  Ð·Ð°Ð¿Ð°Ñ…  ÑƒÑˆÐµÐ´ÑˆÐµÐ¹  ÑÐ¿Ð¾Ñ…и,  ÑÑ€ÐµÐ´Ð¸  Ð¿Ð¾Ñ€Ñ‚ретов 

людей, Ñ‡ÑŒÐ¸ Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð° Ð½Ð°Ð²ÑÐµÐ³Ð´Ð° Ð²Ð¿Ð¸ÑÐ°Ð½Ñ‹ Ð² ÑÐºÑ€Ð¸Ð¶Ð°Ð»Ð¸ Ð»ÑŽÐ´ÑÐºÐ¾Ð¹ 
памяти. - â€œÐ’о Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð³Ñ€Ð°Ð¶Ð´Ð°Ð½ÑÐºÐ¾Ð¹ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ñ‹ Ð½Ð°Ñ‡Ð°Ð»Ð° 90-х Ð³Ð¾Ð´Ð¾Ð² 
входная  Ð´Ð²ÐµÑ€ÑŒ  Ð±Ñ‹Ð»Ð°  ÑÐ¾Ñ€Ð²Ð°Ð½Ð°,  Ð¿Ð¾  Ð²ÑÐµÐ¼Ñƒ  Ð´Ð¾Ð¼Ñƒ  ÑÐ»Ð¾Ð²Ð½Ð¾  Ð¿Ñ€Ð¾Â­
несся  ÑƒÑ€Ð°Ð³Ð°Ð½.  Ðš  ÑÑ‡Ð°ÑÑ‚ью,  Ð¼ÑƒÐ·ÐµÐ¹Ð½Ð°Ñ  ÑÐºÑÐ¿Ð¾Ð·Ð¸Ñ†Ð¸Ñ,  Ñ€Ð°ÑÐ¿Ð¾Ð»Ð°Â­

гавшаяся  Ð²  Ð´Ð²ÑƒÑ…  ÐºÐ¾Ð¼Ð½Ð°Ñ‚ах,  Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ð»Ð°ÑÑŒ  Ð½ÐµÑ‚ронутой.  ÐšÐ°ÐºÐ¸Ð¼- 

то чудом Пушкинский мемориал тогда не пострадал”.

Спустя некоторое время сложилась ситуация, когда надо 

было Ð¿Ñ€Ð¸Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ñ‚ÑŒ Ñ€ÐµÑˆÐ¸Ñ‚ельные Ð¼ÐµÑ€Ñ‹ Ð¿Ð¾ ÑÐ¿Ð°ÑÐµÐ½Ð¸ÑŽ Ð¸ ÑÐ°Ð¼Ð¾Â­

го Ð´Ð¾Ð¼Ð°, Ð¸ ÐµÐ³Ð¾ музейного собрания. Тогда группа московс­

77


background image

ких  Ð¸  Ð¿ÐµÑ‚ербургских  Ð»Ð¸Ñ‚ераторов  Ð¿Ð¸ÑˆÐµÑ‚  ÐºÐ¾Ð»Ð»ÐµÐºÑ‚ивное 
письмо - Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ñ‰ÐµÐ½Ð¸Ðµ 3.Гамсахурдиа. ÐžÐ½ Ð¿Ñ€Ð¸Ñ…одит Ð² ÑÑ‚от 
дом. ÐŸÐµÑ€ÐµÑ…одя от экспоната Ðº экспонату, Ð¿Ð¾Ð²Ñ‚оряет одну 

и ту же фразу: “Конечно, должен быть музей”.

Издается очередной приказ о создании музея. В то вре­

мя это было делом сложным, практически невозможным. 
Страну лихорадило от всевозможных политических и эко­
номических Ð½Ð¾Ð²Ð¾Ð²Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ð¹. ÐšÑƒÐ»ÑŒÑ‚ура, Ð¸ÑÐºÑƒÑÑÑ‚во Ð¾Ñ‚ошли
 
на задний план. Движущей силой, спасшей мемориал, был 
голый энтузиазм и преданность своему делу людей, свя­
занных с этим домом. Их преданность вечным, непрехо­
дящим человеческим ценностям.

Шло Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ. ÐÐ° Ð±Ð°Ð·Ðµ Ð“лавной Ñ€ÐµÐ´Ð°ÐºÑ†Ð¸Ð¾Ð½Ð½Ð¾Ð¹ ÐºÐ¾Ð»Ð»ÐµÐ³Ð¸Ð¸ 

была создана организация “Центр культурных взаимосвя­

зей - Кавказский дом” - чья деятельность привлекла вни­
мание зарубежных инвесторов.

Мы Ð¿ÐµÑ€ÐµÑ…одим Ð¸Ð· зала в Ð·Ð°Ð», от экспоната к экспонату, 

от судьбы к судьбе. А.Сватиков продолжает свой рассказ: 
“За 140 лет своего существования дом обветшал настоль­

ко, что обычный проезд автомобилей под его окнами при­
водил к сильнейшей вибрации. Каждую минуту прошив­
шие балки грозили рухнуть... Благодаря поддержке евро­
пейских фондов, удалось осуществить глобальную рестав­
рацию, реконструкцию этого дома, экспонатов музея. Уда­
лось отселить те семьи, которые продолжали здесь жить.
 
Сегодня, когда вы проходите по этим залам, сложно пред­
ставить, каким был этот дом еще 20 лет назад. В те самые
 
годы, когда я впервые переступил его порог и имел счас­
тье Ð² Ñ‚ечение Ð¿Ð¾Ñ‡Ñ‚и Ð¿Ð¾Ð»ÑƒÑ‚ора Ð»ÐµÑ‚ Ð¾Ð±Ñ‰Ð°Ñ‚ься Ñ ÐœÐ¸Ñ…аилом
 
Георгиевичем и Евгенией Владимировной Смирновыми, 
знакомясь Ñ ÑƒÐ´Ð¸Ð²Ð¸Ñ‚ельными Ð»ÑŽÐ´ÑŒÐ¼Ð¸, Ð¸Ñ… ÑÐµÐ¼ÐµÐ¹Ð½Ñ‹Ð¼Ð¸ Ð»ÐµÂ­
гендами, преданиями. Я думаю, несмотря ни на что, у этого
 

дома счастливая судьба”.

На сегодняшний день музей занимает второй этаж дома-

ЧАСТЫ: ИСТОРИЯ РУССКИХ В ГРУЗИИ

78