ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.09.2019

Просмотров: 6487

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

4 ÑÐºÑÐ¿Ð¾Ð·Ð¸Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð½Ñ‹Ñ… Ð·Ð°Ð»Ð°, Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‡ÐµÐµ помещение и Ð·Ð°Ð¿Ð°ÑÐ½Ð¸Ðº. 
Это по-прежнему живой организм. Не только “хранили­

ще древностей”, но и та организация, которая налаживает 

и поддерживает русско-грузинские культурные связи. За 
прошедшие десятилетия столько всего пережито, прочув­
ствованно, выстрадано. А начиналась эта история в дале­
ких 20-ых годах XIX века в Петербурге с легкой руки Алек­
сандры Осиповны Смирновой-Россет.

Мы переходим в следующий зал музея. Первое, что бро­

сается Ð² Ð³Ð»Ð°Ð·Ð° - Ð²ÐµÐ»Ð¸ÐºÐ¾Ð»ÐµÐ¿Ð½Ñ‹Ð¹ Ð¿Ð¾Ñ€Ñ‚рет Ð.О.Смирновой- 

Россет работы Ф.-К.Винтергальтера. Здесь же можно уви­

деть еще два портрета “черноокой Россети” (Митрейтера 
и Реми), а также мраморный бюст работы К.Вихмана.

Кто же была эта удивительная женщина, будоражившая 

умы, волнующая сердца?..

Народная мудрость утверждает: “Скажи, кто твой друг, 

и я скажу, кто ты”. Александра Осиповна была дружна с 

А.Пушкиным, В.Жуковским, М.Лермонтовым, Н.Гоголем, 
Е Ростопчиной, П.Вяземским, Я.Полонским, Ф.Тютчевым, 
А.Мицкевичем, П.Мериме, А.Дюма, и список этот можно 

продолжать и продолжать. В ней удивительно гармонич­

но ÑÐ¾Ñ‡ÐµÑ‚ались Ð²Ð½ÐµÑˆÐ½ÑÑ ÐºÑ€Ð°ÑÐ¾Ñ‚а Ð¸ Ð³Ð»ÑƒÐ±Ð¾ÐºÐ¸Ð¹ Ð²Ð½ÑƒÑ‚ренний 
мир Ñ Ð¿Ð¾Ñ€Ð°Ð·Ð¸Ñ‚ельной ÑˆÐ¸Ñ€Ð¾Ñ‚ой Ð¸Ð½Ñ‚ересов, Ñ‚онким Ñ…удо­

жественным вкусом, детской добротой.

Салон ее зародился в Петербурге на четвертом этаже Зим­

него дворца (она служила фрейлиной при дворе императри­
цы Марии Федоровны, затем Александры Федоровны), а по­

зднее переместился в дом Апраксиных в Литейной части. Все, 

кто хоть раз переступали порог этого дома, стремились снова 

вернуться туда. Библиотека из редчайших изданий XVIII века 

и новых книг, собрание картин Рибейры, Ван-Дейка, Греза, 

портретов староголландской школы; рояль, на котором игра­
ли М.Глинка, В.Одоевский, Ф.Лист, братья Виельгорские и
 
сама хозяйка, сочинявшая романсы на стихи Уланда. Старин­

ЧАСТЬ I: ИСТОРИЯ РУССКИХ В ГРУЗИИ

79


background image

ные часы, секретеры, дары членов царской семьи (они назы­
вали А.Россет не иначе, как “наша черненькая”), коллекция 
русского стекла XVIII века, бронза, фарфор (большая часть этих 
предметов представлена в сегодняшней экспозиции музея) - 
не только этим притягивал салон. Сюда приходили вынести 

на суд новое произведение, выслушать совет или дельное за­

мечание, зная тонкий вкус хозяйки и ее начитанность. Шли 

сюда и со своими горестями, проблемами. Знали - заступится, 

поможет, поддержит. И она заступалась: то за дядю - декабри­
ста (H.JIopepa), то за страдающего от безденежья Н.Гоголя, то 

за преследуемого за гоголевский некролог И.Тургенева.

В  ÐÐ»ÐµÐºÑÐ°Ð½Ð´Ñ€Ðµ  ÐžÑÐ¸Ð¿Ð¾Ð²Ð½Ðµ  Ð¿Ñ€Ð¸Ñ‡ÑƒÐ´Ð»Ð¸Ð²Ð¾  ÑÐ¼ÐµÑˆÐ°Ð»Ð°ÑÑŒ  ÐºÑ€Ð¾Ð²ÑŒ 

отца - итальянца и матери - полунемки, полугрузинки. Сама 
же Ð¾Ð½Ð° Ð½Ð° Ð²Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñ Ð.Пушкина â€œÐšÑ‚о Ð²Ñ‹?”, Ñ Ð¿Ñ€Ð¸ÑÑƒÑ‰ÐµÐ¹ ÐµÐ¹ Ð¿Ð°Â­
радоксальностью Ð¾Ñ‚ветила: â€œÐ”ед Ð¼Ð¾Ð¹ -прусак, Ð±Ð°Ð±ÐºÐ° - Ð³Ñ€ÑƒÂ­
зинка, отец - француз, но сама я православная и по сердцу - 
русская”, (по Ñ€ÑÐ´Ñƒ Ð¿Ñ€Ð¸Ñ‡Ð¸Ð½ Ð.Россет Ð²Ñ‹Ð´Ð°Ð²Ð°Ð»Ð° ÑÐ²Ð¾ÐµÐ³Ð¾ Ð¾Ñ‚ца - 
итальянца Ð·Ð° Ñ„ранцуза). Ð­Ñ‚ническая Ð¿ÐµÑÑ‚рота Ð´Ð°Ð»Ð° ÑƒÐ´Ð¸Ð²Ð¸Â­
тельный результат. Роды Россетов, Лорер и Цицишвили по­
дарили русской культуре уникальное явление, музу поэтов, 
прозаиков,  Ð»Ð¸Ñ‚ературоведов,  Ð¼ÑƒÐ·Ñ‹ÐºÐ°Ð½Ñ‚ов.  â€œÐšÑ‚о  Ñ‚акая  Ð±Ñ‹Ð»Ð° 

эта Смирнова - об этом в России не знают только люди или 

безграмотные,  Ð¸Ð»Ð¸  ÑÐ¾Ð²ÑÐµÐ¼  Ñ€Ð°Ð²Ð½Ð¾Ð´ÑƒÑˆÐ½Ñ‹Ðµ  Ðº  Ð»Ð¸Ñ‚ературе  Ð¸  Ðº 

истории русского общества”. (Я.Полонский)

Смирнов-Кавказский  -  Ð¿Ð¾Ð´  ÑÑ‚им  Ð¸Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ¼  Ð²Ð¾ÑˆÐµÐ»  Ð²  Ð¸ÑÑ‚о­

рию Ð½Ð°ÑƒÐºÐ¸ ÐœÐ¸Ñ…аил ÐÐ¸ÐºÐ¾Ð»Ð°ÐµÐ²Ð¸Ñ‡ Ð¡Ð¼Ð¸Ñ€Ð½Ð¾Ð² - Ð¼Ð»Ð°Ð´ÑˆÐ¸Ð¹ Ñ€ÐµÐ±ÐµÂ­

нок ÐÐ»ÐµÐºÑÐ°Ð½Ð´Ñ€Ñ‹ ÐžÑÐ¸Ð¿Ð¾Ð²Ð½Ñ‹. Ð•Ð³Ð¾ ÑŽÐ½Ð¾ÑˆÐµÑÐºÐ¾Ðµ ÑƒÐ²Ð»ÐµÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ðµ ÑÑ‚­

нографией, Ð±Ð¾Ñ‚аникой, Ð»Ð¸Ð½Ð³Ð²Ð¸ÑÑ‚икой, Ð¸ÑÑ‚орией, Ð°Ñ€Ñ…еоло­
гией Ð¿ÐµÑ€ÐµÑ€Ð°ÑÑ‚ает Ñ Ð³Ð¾Ð´Ð°Ð¼Ð¸ Ð² Ð´ÐµÐ»Ð¾ Ð²ÑÐµÐ¹ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸. ÐŸÐ¾ Ð¾ÐºÐ¾Ð½Ñ‡Ð°Â­
нии Одесского университета, он приезжает на Кавказ. При­
рода, климат, культура этой удивительной земли - непоча­
тый ÐºÑ€Ð°Ð¹ Ð´Ð»Ñ Ð¸ÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ð¹ Ð¸ Ð¸Ð·ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ. Ð¡Ð¼Ð¸Ñ€Ð½Ð¾Ð² Ð¿ÐµÑˆÐºÐ¾Ð¼ 

исходил почти всю Ð“рузию, вел фенологические наблюде­

ния, собирал гербарии (и сегодня в Государственном музее

ЧАСТЬ I: 

ИСТОРИЯ РУССКИХ В ГРУЗИИ

80


background image

Грузии  Ñ…Ñ€Ð°Ð½Ð¸Ñ‚ÑÑ  Ð¾Ð±ÑˆÐ¸Ñ€Ð½Ñ‹Ð¹ Ð³ÐµÑ€Ð±Ð°Ñ€Ð¸Ð¹, Ð² ÐºÐ¾Ñ‚ором Ð½Ðµ Ð¾Ð´Ð½Ð¾ 
растение  Ð¾Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÐµÐ»ÐµÐ½Ð¾  Ð¸  Ð¾Ð¿Ð¸ÑÐ°Ð½Ð¾  Ðœ.Смирновым),  Ð¾Ð±Ð¼ÐµÐ½Ð¸Â­
вался находками с российскими и европейскими учеными, 
занимался  Ð»Ð¸Ð½Ð³Ð²Ð¸ÑÑ‚ическими  Ð¸ Ð°Ð½Ñ‚ропологическими  Ð¸ÑÂ­
следованиями,  Ð¿Ñ€Ð¸Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð»  ÑƒÑ‡Ð°ÑÑ‚ие  Ð²  Ñ„ормировании  Ð½Ð°ÑƒÑ‡Â­
ной Ð±Ð¸Ð±Ð»Ð¸Ð¾Ñ‚еки Ð¢Ð±Ð¸Ð»Ð¸ÑÑÐºÐ¾Ð³Ð¾ Ð±Ð¾Ñ‚анического ÑÐ°Ð´Ð°, Ð¼ÐµÑ‡Ñ‚ал 
о ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ð¸ Ð¿Ñ€Ð¸ Ð½ÐµÐ¼ Ð°Ð»ÑŒÐ¿Ð¸Ð¹ÑÐºÐ¾Ð³Ð¾ Ð¾Ñ‚дела. Ð’ел Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ¿Ð¸ÑÐºÑƒ Ñ 
Миклухо-Маклаем, Полем Брока, Триандифилидисом. Тра- 

утфеттером, Ð¡Ñ‚евеном... Ð•Ð³Ð¾ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾Ñ‡Ð¸ÑÐ»ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ðµ Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚Ñ‹ Ð² са­
мых разных областях послужили в дальнейшем основой для 
развития кавказоведения, как особой отрасли науки.

В 1876 Ð³Ð¾Ð´Ñƒ ÐœÐ¸Ñ…аил ÐÐ¸ÐºÐ¾Ð»Ð°ÐµÐ²Ð¸Ñ‡ Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ð»ÑÑ Ð½Ð° Ð•Ð»Ð¸Ð·Ð°Ð²ÐµÑ‚е 

Тамамшевой, Ð² Ð¿Ñ€Ð¸Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾Ðµ ÐºÐ¾Ñ‚орой Ñ€Ð¾Ð´Ð¸Ñ‚ели Ð´Ð°Ð»Ð¸ Ð´Ð¾Ð¼ Ð½Ð° 
Гановской ÑƒÐ»Ð¸Ñ†Ðµ. Ð¡ÑŽÐ´Ð° Ð¶Ðµ Ð²ÑÐºÐ¾Ñ€Ðµ Ð±Ñ‹Ð»Ð° Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ²ÐµÐ·ÐµÐ½Ð° Ð¾Ð±ÑÑ‚а­
новка  Ð·Ð½Ð°Ð¼ÐµÐ½Ð¸Ñ‚Ð¾Ð³Ð¾  Ð¿ÐµÑ‚ербургского  ÑÐ°Ð»Ð¾Ð½Ð°  Ð.Смирновой- 
Россет.  Ð”ом  ÑÐ»Ð°Ð²Ð¸Ð»ÑÑ  ÑÐ²Ð¾Ð¸Ð¼  Ð³Ð¾ÑÑ‚еприимством.  Ð•Ð³Ð¾  Ð´Ð²ÐµÑ€Ð¸ 

были  Ñ€Ð°Ð´ÑƒÑˆÐ½Ð¾  Ñ€Ð°ÑÐ¿Ð°Ñ…нуты  Ð´Ð»Ñ  Ð³Ð¾ÑÑ‚ей.  Ð—десь  ÑÐ¾Ð±Ð¸Ñ€Ð°Ð»ÑÑ 

цвет  Ð½Ð°ÑƒÐºÐ¸,  ÐºÑƒÐ»ÑŒÑ‚уры,  Ð¸ÑÐºÑƒÑÑÑ‚ва:  Ð“.Радде,  Ð.Николадзе, 

П.Меликишвили, ÐœÐ¸Ñ…ай Ð—ичи, Ð.Рубинщтейн, ÐŸ.Чайков­
ский (в ÑÐ¾Ð±Ñ€Ð°Ð½Ð¸Ð¸ Ð´Ð¾Ð¼Ð° Ð¼ÑƒÐ·ÐµÑ Ð±ÐµÑ€ÐµÐ¶Ð½Ð¾ Ñ…ранится Ð¾ÑÑ‚авлен­
ная на память фотография композитора с автографом).

Жизненный Ð¿ÑƒÑ‚ÑŒ Ð²Ð½ÑƒÐºÐ° ÐÐ»ÐµÐºÑÐ°Ð½Ð´Ñ€Ñ‹ ÐžÑÐ¸Ð¿Ð¾Ð²Ð½Ñ‹ - Ð“еор­

гия ÐœÐ¸Ñ…айловича Ð¡Ð¼Ð¸Ñ€Ð½Ð¾Ð²Ð° - Ð²Ð¾ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾Ð¼ Ð¿ÐµÑ€ÐµÐºÐ»Ð¸ÐºÐ°ÐµÑ‚ся Ñ 

судьбой отца. Окончив первую Тифлисскую мужскую гим­
назию, Георгий Смирнов продолжает свое образование в Пе­

тербургском университете на естественном отделении фи- 

зико-математического Ñ„акультета. Ð”ипломная Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚а Ð¼Ð¾Â­

лодого ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ð¾Ð³Ð¾ Ð±Ñ‹Ð»Ð° Ð¿Ð¾ÑÐ²ÑÑ‰ÐµÐ½Ð° Ð¿Ð¾Ñ‡Ð²Ðµ Ð¾ÐºÑ€ÐµÑÑ‚ностей Ð¢Ð¸Ñ„­
лиса. Ð—атем Ð“еоргий ÐœÐ¸Ñ…айлович ÑƒÐµÐ·Ð¶Ð°ÐµÑ‚ Ð² Ð“ерманию, Ð³Ð´Ðµ 
в Лейпциге изучает новое направление - петрографию.

Освоив эту отрасль, он в 1904 году возвращается на Кав­

каз, и вся его дальнейшая научная деятельность будет свя­
зана  Ñ  ÑÑ‚им  ÐºÑ€Ð°ÐµÐ¼.  ÐÐ°ÑƒÑ‡Ð½Ð°Ñ  Ð¸  Ð¿ÐµÐ´Ð°Ð³Ð¾Ð³Ð¸Ñ‡ÐµÑÐºÐ°Ñ  Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚а  Ð“. 
Смирнова  Ð¿Ñ€Ð¾Ñ…Ð¾Ð´Ð¸Ð»Ð° Ð²Ð¾  Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ…  Ð²Ñ‹ÑÑˆÐ¸Ñ… ÑƒÑ‡ÐµÐ±Ð½Ñ‹Ñ…  Ð·Ð°Ð²ÐµÐ´ÐµÂ­

ЧАСТЫ: 

ИСТОРИЯ РУССКИХ В ГРУЗИН

81


background image

ниях Ð“рузии. Ð—аложенная Ð¸Ð¼ Ð¿ÐµÑ‚рографическая ÑˆÐºÐ¾Ð»Ð° Ð—а­
кавказья гордится многими крупными учеными.

Однако  Ñ‚Ð°ÐºÐ°Ñ  Ð½Ð°ÑÑ‹Ñ‰ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ  Ð¿Ñ€Ð¾Ñ„ессиональная  Ð´ÐµÑÑ‚ель­

ность  Ð½Ðµ  Ð¼ÐµÑˆÐ°Ð»Ð°  Ð“еоргию  ÐœÐ¸Ñ…айловичу  Ð¿Ð¾ÑÑ‚оянно  Ð²ÐµÑÑ‚и 
борьбу за сохранение и спасение семейных реликвий, при­
везенных ÐµÐ³Ð¾ Ð¾Ñ‚цом. Ð•Ð³Ð¾ Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð¾Ð¹ Ñ€ÑƒÐºÐ¾Ð¹ ÑÑ‚ала Ð¶ÐµÐ½Ð° Ð•Ð²Ð³ÐµÐ½Ð¸Ñ 
Владимировна,  ÑƒÑ€Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ  Ñ„он  Ð¨Ð»ÐµÐ¹ÐµÑ€.  Ð¡ÑƒÐ¿Ñ€ÑƒÐ³Ð¸  Ñ‚ерпе­

ливо  ÑÐ½Ð¾ÑÐ¸Ð»Ð¸  Ð¿Ñ€Ð¸Ñ‚еснения  Ð¸  ÐºÐ¾Ð½Ñ„искации,  Ð²Ñ‹ÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ðµ  Ð¸Ð· 
собственного Ð´Ð¾Ð¼Ð° (многие Ð³Ð¾Ð´Ñ‹ Ð¾Ð½Ð¸ Ð¿Ñ€Ð¾Ð¶Ð¸Ð»Ð¸ Ð² ÑÐ¾ÑÐµÐ´Ð½ÐµÐ¼ 
доме  Ð¸  Ð¿Ñ€Ð¸  ÑÑ‚ом  Ð¸Ð¼  Ñ‡ÑƒÐ´Ð¾Ð¼ ÑƒÐ´Ð°Ð»Ð¾ÑÑŒ  ÑÐ¾Ñ…ранить  Ð¿Ñ€Ð°ÐºÑ‚ичес­
ки  Ð²ÑÑŽ  Ð¾Ð±ÑÑ‚ановку  Ð»Ð¸Ñ‚ературного  ÑÐ°Ð»Ð¾Ð½Ð°  Ð.  Ð¡Ð¼Ð¸Ñ€Ð½Ð¾Ð²Ð¾Ð¹- 
Россет). При первой же возможности они вернулись к род­
ному очагу, чтобы вдохнуть новую жизнь в старые стены.

Уже Ð¿Ð¾ÑÐ»Ðµ ÑÐ¼ÐµÑ€Ñ‚и Ð“еоргия ÐœÐ¸Ñ…айловича ÐµÐ³Ð¾ ÑÑ‹Ð½ - ÐœÐ¸Â­

хаил  Ð“ÐµÐ¾Ñ€Ð³Ð¸ÐµÐ²Ð¸Ñ‡  Ð¡Ð¼Ð¸Ñ€Ð½Ð¾Ð²  Ð²  70-е  Ð³Ð¾Ð´Ñ‹  Ð²Ð¼ÐµÑÑ‚е  Ñ  Ð¼Ð°Ñ‚ерью 
приступил  Ðº  ÑÐ»Ð¾Ð¶Ð½Ð¾Ð¼Ñƒ  Ð¸  Ð´Ð¾Ð»Ð³Ð¾Ð¼Ñƒ  Ð¿Ñ€Ð¾Ñ†ÐµÑÑÑƒ  ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ  Ð½Ð° 
базе ÑÐµÐ¼ÐµÐ¹Ð½Ð¾Ð³Ð¾ ÑÐ¾Ð±Ñ€Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐŸÑƒÑˆÐºÐ¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð³Ð¾ Ð¼ÐµÐ¼Ð¾Ñ€Ð¸Ð°Ð»Ð°. ÐžÐ½ ÑÐ¾Â­
трудничает  Ñ  Ð“лавной  Ñ€ÐµÐ´Ð°ÐºÑ†Ð¸Ð¾Ð½Ð½Ð¾Ð¹  ÐºÐ¾Ð¼Ð¸ÑÑÐ¸ÐµÐ¹  Ð¿Ð¾  Ñ…удо­
жественному Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ²Ð¾Ð´Ñƒ Ð¸ Ð»Ð¸Ñ‚ературным Ð²Ð·Ð°Ð¸Ð¼Ð¾ÑÐ²ÑÐ·ÑÐ¼; Ð´Ð¾Ð¼ 
получает  ÑÑ‚атус  Ð”ома  Ð»Ð¸Ñ‚ературных  Ð²Ð·Ð°Ð¸Ð¼Ð¾ÑÐ²ÑÐ·ÐµÐ¹. 
М.Смирнов  Ð²ÑÑ‚ÑƒÐ¿Ð°ÐµÑ‚  Ð²  Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ¿Ð¸ÑÐºÑƒ  Ñ  Ð²ÐµÐ´ÑƒÑ‰Ð¸Ð¼Ð¸  Ð¿ÑƒÑˆÐºÐ¸Ð½ÑÂ­
кими  Ð¼ÑƒÐ·ÐµÑÐ¼Ð¸  Ð¡Ð¾Ð²ÐµÑ‚ского  Ð¡Ð¾ÑŽÐ·Ð°.  Ð‘лагодаря  ÐµÐ¹  Ð·Ð°Ð²ÑÐ·Ñ‹Ð²Ð°Â­
ются Ð¶Ð¸Ð²Ñ‹Ðµ ÐºÐ¾Ð½Ñ‚акты Ð¸, ÐºÐ°Ðº ÑÐ»ÐµÐ´ÑÑ‚вие, Ð¿Ñ€Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ðµ Ð² Ð¢Ð±Ð¸Â­
лиси  Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾Ñ‡Ð¸ÑÐ»ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ñ…  Ð²Ñ‹ÑÑ‚авок  Ð¸Ð·  ÑÐ¾Ð±Ñ€Ð°Ð½Ð¸Ð¹  Ð’сесоюзно­
го  Ð¼ÑƒÐ·ÐµÑ  Ð.С.Пушкина  (Ленинград)  Ð¸  Ð“осударственного 
музея  Ð.С.Пушкина  (Москва),  Ð´Ð²ÑƒÑ…  Ð²ÑÐµÑÐ¾ÑŽÐ·Ð½Ñ‹Ñ…  Ð¿ÑƒÑˆÐºÐ¸Ð½ÑÂ­
ких  ÐºÐ¾Ð½Ñ„еренций,  Ð‘локовских  Ð¸  Ð“оголевских  Ñ‡Ñ‚ений.  Ð’ 
те Ð³Ð¾Ð´Ñ‹ Ð² ÑÑ‚от Ð´Ð¾Ð¼ Ð¿Ñ€Ð¸ÐµÐ·Ð¶Ð°Ð»Ð¸ Ð»ÑŽÐ´Ð¸ ÑÐ¾ Ð²ÑÐµÑ… ÐºÐ¾Ð½Ñ†Ð¾Ð² Ð¡Ð¾Ð²ÐµÑ‚­
ского Ð¡Ð¾ÑŽÐ·Ð° Ð¸ Ð·Ð°Ñ€ÑƒÐ±ÐµÐ¶ÑŒÑ. Ð­Ñ‚о Ð±Ñ‹Ð»Ð¸ Ð½Ðµ Ñ‚олько Ð¿Ð¾Ñ‡Ð¸Ñ‚атели 

творчества Ð¸ Ð³ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐŸÑƒÑˆÐºÐ¸Ð½Ð°, Ð½Ð¾ Ð¸ Ñ‚е, кто ÑÑ‚ремились при­
коснуться  Ðº  Ñ‚ой  Ñ‡Ð°ÑÑ‚ице  ÐŸÑƒÑˆÐºÐ¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð¹  ÑÐ¿Ð¾Ñ…и,  ÐºÑƒÐ»ÑŒÑ‚уры, 
которую сумели сохранить Смирновы.

Они неоднократно получали предложения перевезти об­

становку ÑÐ°Ð»Ð¾Ð½Ð° Ð² Ð Ð¾ÑÑÐ¸ÑŽ: Ð»ÑŽÐ±Ð¾Ð¹ Ð¼ÑƒÐ·ÐµÐ¹ Ð±Ñ‹Ð» Ð±Ñ‹ Ð³Ð¾Ñ€Ð´ Ð²Ñ‹Ñ-

ЧАСТЫ: 

ИСТОРИЯ РУССКИХ В ГРУЗИИ

82


background image

гавить у себя столь завершенный Ð¸ уникальный комплекс, 
но ÐœÐ¸Ñ…аил Ð“еоргиевич Ð¸ Ð•Ð²Ð³ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð’ладимировна Ð¿Ñ€Ð¸Ð½ÑÐ»Ð¸ 

решение сохранить в единстве дом и собрание. В 1985 году 

они передали дом в дар Грузии.

Знакомясь с семейным собранием Смирновых, слушая рас­

сказ главного хранителя музея, ощущаешь особую атмосфе­
ру этого дома. Каждая вещь, каждая картина могли бы стать 
темой для отдельной статьи. Мебель, предметы убранства и 

декоративные вазы, светильники, обиходные вещи охваты­

вают период с XVIII века до 80-х годов XX века, с неизбеж­

ной эклектикой стилей и вкусов их владельцев. Среди экс­
понатов есть два декоративных столика, сделанных Петром 

I, табакерка, подаренная Екатериной II, работы Айвазовско­
го, Занковского, Раева, Байкова, подлинные рукописи И.Чав- 

чавадзе и книга первого академического издания поэтичес­
кого наследия Н.Бараташвили.

Сохранился  Ð¾Ð±ÑˆÐ¸Ñ€Ð½Ñ‹Ð¹  Ñ„отоархив,  Ð³Ð´Ðµ  Ð½Ð°Ñ€ÑÐ´Ñƒ  Ñ  Ñ„ото­

графиями  Ð¡Ð¼Ð¸Ñ€Ð½Ð¾Ð²Ñ‹Ñ…  Ñ…ранятся  ÑÑ‚ереоскопические  ÑÐ»Ð°Ð¹Â­

ды Ñ Ð²Ð¸Ð´Ð°Ð¼Ð¸ ÑÑ‚арого, ÑƒÑ‚раченного Ð¢Ð±Ð¸Ð»Ð¸ÑÐ¸, Ð²Ð¸Ð´Ñ‹ ÐÐ¸Ñ†Ñ†Ñ‹, 

Парижа,  Ð·Ð°Ð¿ÑƒÑÐº  Ð´Ð¸Ñ€Ð¸Ð¶Ð°Ð±Ð»Ñ,  Ð¿ÐµÑ€Ð²Ñ‹Ðµ  Ð°Ð²Ñ‚омобили,  ÑÐ°Ð¼Ð¾Ð»ÐµÂ­

ты  -  ÑÑƒÐµÑ‚ливое  Ð½Ð°Ñ‡Ð°Ð»Ð¾  Ð²ÐµÐºÐ°  Ð½Ð°  Ñ…рупком  ÑÑ‚екле.  Ð—десь  Ð¶Ðµ 
фотопортреты  Ð˜.Чавчавадзе,  Ð.  Ð¸  Ð•.  Ð­Ñ€Ð¸ÑÑ‚ави,  Ð¢Ð°Ð¼Ð°Ð¼ÑˆÐµ- 
вых,  ÐÐ¹Ð²Ð°Ð·Ð¾Ð²ÑÐºÐ¾Ð³Ð¾,  Ð›Ð¸ÑÑ‚а,  Ð ÑƒÐ±Ð¸Ð½ÑˆÑ‚ейна,  Ð´ÐµÑÑÑ‚ков  Ð¶Ð¸Ñ‚е­
лей старого Тифлиса - грузин, армян, русских...

Перед ÐºÐ°Ð¶Ð´Ñ‹Ð¼, Ð¿Ñ€Ð¾Ñ…одящим Ð¿Ð¾ ÑÑ‚им Ð·Ð°Ð»Ð°Ð¼, Ð²ÑÑ‚ает Ð´Ð°Ð²Â­

но ÑƒÑˆÐµÐ´ÑˆÐ°Ñ ÑÐ¿Ð¾Ñ…а. â€œÐ˜ Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÑŒ, Ð¸ ÑÐ»ÐµÐ·Ñ‹, Ð¸ Ð»ÑŽÐ±Ð¾Ð²ÑŒâ€ Ñ‡ÐµÑ‚ырех 
поколений  Ð»ÑŽÐ´ÐµÐ¹,  ÐºÐ¾Ñ‚орые  ÑÐ»ÑƒÐ¶Ð¸Ð»Ð¸  Ñ€ÑƒÑÑÐºÐ¾Ð¹  ÐºÑƒÐ»ÑŒÑ‚уре  Ð¸ 
науке.  Ð¡ÑƒÐ¼ÐµÐ»Ð¸  ÑÐ¾Ñ…ранить  Ñ‚радиции  Ð²Ñ‹ÑÐ¾ÐºÐ¾Ð³Ð¾  Ñ‡ÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÑ‡ÐµÑÂ­
кого общения. Не дали исчезнуть одному из лучших пуш­
кинских  ÑÐ°Ð»Ð¾Ð½Ð¾Ð²,  Ð¿Ñ€Ð¾Ð´Ð»Ð¸Ð»Ð¸  ÐµÐ³Ð¾  Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÑŒ  Ð²  Ñ€ÐµÐ°Ð»Ð¸ÑÑ…  Ð½Ð¾Ð²Ð¾Ð³Ð¾ 
времени на земле Грузии.

ЧАСТЬ I: 

ИСТОРИЯ РУССКИХ В ГРУЗИИ

83