ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.09.2019
Просмотров: 11600
Скачиваний: 2
56
ÐолевÑе
ÑоÑки
ÐвÑоÑÑ:
ÐÑÑзинÑкие
авÑоÑÑ
,
как
нам
кажеÑÑÑ
,
ÑделÑÑÑ
не
-
опÑавданно
много
вниманиÑ
иÑÑоÑии
Ñаннего
Ðового
вÑемени
,
СÑедневековÑÑ
и
еÑÑ
более
дÑевней
иÑÑоÑии
,
ÑаÑÑениваÑ
еÑ
как
ÑеÑаÑÑее
доказаÑелÑÑÑво
в
диÑкÑÑÑиÑÑ
вокÑÑг
ÑовÑеменнÑÑ
пÑоÑеÑÑов
ÑоÑмиÑованиÑ
наÑии
.
ÐоÑколÑкÑ
немеÑкие
авÑоÑÑ
не
поÑледовали
по
ÑÑомÑ
пÑÑи
и
пÑакÑиÑеÑки
оÑÑавили
«
за
боÑ
-
Ñом
»
иÑÑоÑиÑ
ÐÑÑзии
до
XVIII
ÑÑолеÑиÑ
,
в
наÑ
адÑеÑ
вÑÑказÑ
-
ваÑÑÑÑ
ÑпÑеки
в
незнании
,
неоÑведомленноÑÑи
или
даже
в
ÑÑаи
-
вании
ÑÑÑеÑÑвеннÑÑ
аÑгÑменÑов
.
Ðднако
наÑа
ÑоÑка
зÑениÑ
заклÑÑаеÑÑÑ
в
Ñом
,
ÑÑо
оÑождеÑÑвление
ÑеÑÑиÑоÑий
и
пеÑÑо
-
налий
дÑевней
и
новой
иÑÑоÑии
Ñ
новейÑей
иÑÑоÑией
,
в
оÑобенно
-
ÑÑи
в
ÑмÑÑле
пÑеÑеденÑа
,
не
ÑвлÑеÑÑÑ
ÑелеванÑнÑм
длÑ
межна
-
ÑионалÑнÑÑ
оÑноÑений
в
XIX, XX
и
XXI
векаÑ
.
ÐÑиведÑннÑй
ÑеÑензенÑом
пÑимеÑ
ÑеÑÑиÑоÑий
ÐÑÑзинÑкого
ÑаÑÑÑва
,
Ð·Ð°Ñ Ð²Ð°
-
ÑеннÑÑ
ТÑÑÑией
,
не
имееÑ
болÑÑого
знаÑениÑ
длÑ
ÑовÑеменнÑÑ
жиÑелей
ТÑÑÑии
.
Ðм
не
Ñак
Ñж
важно
,
Ñ
какого
вÑемени
â
Ñ
XVI
или
Ñ
VI
века
меÑÑа
иÑ
пÑоживаниÑ
ÑÑали
пÑинадлежаÑÑ
ТÑÑÑии
.
ÐаÑо
наÑионалÑнаÑ
гомогенизаÑиÑ
гÑÑзин
и
еÑ
поÑледÑÑвиÑ
ÑеÑÑ
-
Ñзно
заÑÑагиваÑÑ
ÑÑо
ÑÑÑеÑкое
наÑеление
,
поÑколÑкÑ
Ñ
гÑÑзин
-
Ñкой
ÑоÑки
зÑениÑ
ÑеÑÑ
идÑÑ
о
«
возвÑаÑении
иÑÑоÑиÑеÑкиÑ
ÑеÑ
-
ÑиÑоÑий
».
РазÑмееÑÑÑ
,
Ñо
же
Ñамое
бÑло
бÑ
ÑпÑаведливÑм
длÑ
названнÑÑ
ÑеÑензенÑом
немеÑкиÑ
облаÑÑей
и
гÑаниÑ
.
РеÑÑ
идÑÑ
о
возможнÑÑ
немеÑкиÑ
пÑиÑÑзаниÑÑ
на
ÑеÑÑиÑоÑии
,
до
1945
г
.
на
-
ÑеленнÑе
иÑклÑÑиÑелÑно
немÑами
,
Ñакие
,
как
ÑаÑÑи
ÑегоднÑÑней
ÐолÑÑи
и
Ð§ÐµÑ Ð¸Ð¸
.
ÐÑли
бÑ
ÐеÑманиÑ
пожелала
ÑегоднÑ
«
возвÑа
-
ÑиÑÑ
»
Ñебе
ÑÑи
ÑеÑÑиÑоÑии
,
пÑикÑÑваÑÑÑ
иÑÑоÑией
,
Ñо
ÑÑо
бÑ
-
ло
бÑ
длÑ
полÑÑкиÑ
или
ÑеÑÑкиÑ
жиÑелей
не
менее
дÑамаÑиÑно
,
Ñем
длÑ
полÑÑкого
или
ÑеÑÑкого
наÑелениÑ
дÑÑгиÑ
облаÑÑей
,
ко
-
ÑоÑÑе
никогда
(
или
Ñже
пÑодолжиÑелÑное
вÑемÑ
)
не
бÑли
заÑе
-
ленÑ
немÑами
.
ЧÑо
же
каÑаеÑÑÑ
иÑÑоÑиÑеÑкиÑ
паÑаллелей
Ñ
ÐеÑманией
,
Ñо
Ñ Ð¾ÑелоÑÑ
бÑ
оÑмеÑиÑÑ
,
ÑÑо
обÑединение
немеÑкой
наÑии
в
Ñам
-
каÑ
ÑÐµÐ¹Ñ Ð°
в
ÑезÑлÑÑаÑе
войн
Ñ
1864
по
1871
гг
.,
коÑоÑое
вÑÑÑеÑки
пÑевозноÑилоÑÑ
в
«
ÑÑаÑой
»
немеÑкой
иÑÑоÑиогÑаÑии
Ñ
наÑиона
-
лиÑÑиÑеÑкой
ÑоÑки
зÑениÑ
,
ÑегоднÑ
оÑениваеÑÑÑ
инаÑе
,
в
Ñом
ÑиÑле
в
оÑноÑении
иÑконно
«
немеÑкиÑ
»
ÑеÑÑиÑоÑий
,
воÑедÑиÑ
Ñогда
в
ÐеÑманÑкий
ÑейÑ
.
Ð
ÑезÑлÑÑаÑе
наÑилÑÑÑвенного
вклÑ
-
ÑениÑ
в
ÑейÑ
Шлезвиг
-
ÐолÑÑÑейна
,
ÐлÑзаÑа
и
ÐоÑаÑингии
,
а
Ñакже
вÑледÑÑвие
пÑодолжиÑелÑного
гоÑподÑÑва
над
полÑÑкими
каÑоликами
и
каÑоликами
в
Ñелом
,
коÑоÑÑе
ÑаÑÑенивалиÑÑ
как
гÑаждане
вÑоÑого
ÑоÑÑа
и
«
вÑаги
ÑÐµÐ¹Ñ Ð°
», â
оÑноÑениÑ
ÐеÑмании
ÐолевÑе
ÑоÑки
57
Ñ
ФÑанÑией
,
Ðанией
и
ÑлавÑнами
бÑли
оÑÑавленÑ
на
пÑодолжи
-
ÑелÑное
вÑемÑ
.
Тем
ÑамÑм
Ñакже
бÑла
ÑÑоÑмиÑована
одна
из
пÑиÑин
ÐеÑвой
миÑовой
войнÑ
(
а
коÑвенно
â
и
ÐÑоÑой
).
ÐнÑÑÑи
-
полиÑиÑеÑки
бÑли
ÑозданÑ
«
ÑÑонÑÑ
»
пÑоÑив
ÑÑниÑеÑкиÑ
и
по
-
лиÑиÑеÑкиÑ
«
вÑагов
ÑÐµÐ¹Ñ Ð°
» (
ÑÑанÑÑзов
,
даÑÑан
,
полÑков
и
,
глав
-
нÑм
обÑазом
,
ÑлавÑн
,
каÑоликов
,
евÑеев
и
ÑоÑиалиÑÑов
),
ÑÑо
,
в
ÑвоÑ
оÑеÑедÑ
,
ÑÑгÑало
ÑеÑаÑÑÑÑ
ÑолÑ
в
недоÑÑаÑоÑноÑÑи
по
-
лиÑиÑеÑкой
и
ÑоÑиалÑной
модеÑнизаÑии
.
ÐÑи
деÑиÑиÑÑ
модеÑ
-
низаÑии
Ñделали
невозможнÑм
ÑазвиÑие
ÐеÑмании
в
напÑавлении
к
ÑеалÑномÑ
паÑламенÑаÑизмÑ
,
как
во
ФÑанÑии
и
ÐеликобÑиÑании
,
а
Ñакже
ÑпоÑобÑÑвовали
возникновениÑ
наÑионал
-
ÑоÑиализма
.
ÐÑоме
Ñого
,
меÑодиÑеÑки
оÑенÑ
ÑÑÑдно
ÑÑÑановиÑÑ
,
ÑÑо
на
Ñамом
деле
дÑмали
о
Ñвоей
«
инкоÑпоÑаÑии
»
или
«
обÑединении
»
Ñ
ÑиÑÑлÑной
наÑией
наÑодÑ
или
наÑионалÑнÑе
менÑÑинÑÑва
.
Так
,
ÑовеÑÑкаÑ
иÑÑоÑиогÑаÑиÑ
ÑбедиÑелÑно
доказÑвала
,
ÑÑо
ÑÑоле
-
ÑиÑми
вÑе
ведÑÑие
ÑилÑ
гÑÑзинÑкого
,
а
Ñакже
ÑзбекÑкого
и
дÑÑ
-
гиÑ
наÑодов
ÑÑÑемилиÑÑ
к
обÑединениÑ
Ñ
РоÑÑией
,
Ñем
более
ÑÑо
не
бÑло
недоÑÑаÑка
в
ÑооÑвеÑÑÑвÑÑÑиÑ
докÑменÑаÑ
.
Ðднако
ÑÑи
докÑменÑÑ
бÑли
подобÑанÑ
ÑенденÑиозно
.
ТоÑно
Ñак
же
немеÑкаÑ
иÑÑоÑиогÑаÑиÑ
бÑла
в
ÑоÑÑоÑнии
доказаÑÑ
,
ÑÑо
ÑлÑ
-
заÑÑÑ
вÑегда
ÑÑвÑÑвовали
ÑебÑ
ÑÑниÑеÑкими
немÑами
и
ÑÑÑеми
-
лиÑÑ
ÑÑаÑÑ
ÑоÑÑавной
ÑаÑÑÑÑ
ÐеÑманÑкого
ÑÐµÐ¹Ñ Ð°
.
ТÑÑеÑкие
иÑ
-
ÑоÑики
доказÑвали
,
ÑÑо
мÑÑÑлÑмане
â
жиÑели
ÐаÑÑми
,
ÐаÑÑа
,
ÐÑдагана
,
ÐÑÑвина
и
Ñ
.
п
. â
наÑинаÑ
Ñ
1828
г
.
или
Ñ
1878
г
.
нико
-
гда
не
оÑÑавлÑли
надеждÑ
на
обÑединение
Ñ
оÑманами
или
ÑÑÑ
-
ками
,
и
ÑÑи
доказаÑелÑÑÑва
Ñакже
бÑли
ÑенденÑиознÑ
.
РеалÑ
-
ноÑÑÑ
в
оÑноÑении
облаÑÑей
,
когда
-
Ñо
иÑÑоÑиÑеÑки
бÑвÑиÑ
гÑÑзинÑкими
,
гоÑаздо
Ñложнее
,
Ñем
ÑÑо
пÑÑаеÑÑÑ
пÑедÑÑавиÑÑ
как
гÑÑзинÑкаÑ
,
Ñак
и
ÑÑÑеÑкаÑ
иÑÑоÑиогÑаÑии
.
ÐÑ
пÑидеÑжи
-
ваемÑÑ
ÑоÑки
зÑениÑ
,
ÑоглаÑно
коÑоÑой
наÑодÑ
ÑакиÑ
облаÑÑей
имели
амбиваленÑнÑÑ
ÑÑниÑеÑкÑÑ
иденÑиÑноÑÑÑ
,
где
,
напÑимеÑ
,
иÑлам
ÑлÑжил
оÑновой
длÑ
обÑноÑÑи
Ñ
ÑÑÑками
,
а
гÑÑзинÑкаÑ
кÑлÑÑÑÑа
â
длÑ
единÑÑва
Ñ
гÑÑзинами
.
ÐдноÑÑоÑоннее
акÑенÑи
-
Ñование
одной
или
дÑÑгой
ÑÑоÑонÑ
ÑÑиÑ
«
многоÑлойнÑÑ
»
иден
-
ÑиÑноÑÑей
,
даже
Ñ
опоÑой
на
ÑооÑвеÑÑÑвÑÑÑие
иÑÑоÑники
,
не
оÑвеÑаеÑ
дейÑÑвиÑелÑноÑÑи
.
Ðогда
поÑле
ÐÑоÑой
миÑовой
войнÑ
впеÑвÑе
за
долгое
вÑемÑ
каÑолики
пеÑеÑÑали
ÑаÑÑмаÑÑиваÑÑÑÑ
как
немÑÑ
«
вÑоÑого
ÑоÑ
-
Ñа
»,
ÑÑо
ÑÑало
длÑ
ÐеÑмании
наÑÑоÑÑим
пÑоÑÑвом
.
ТолÑко
в
Ñе
-
зÑлÑÑаÑе
ÑолеÑанÑного
оÑноÑениÑ
к
пÑоÑивоÑеÑиÑм
Ñакого
Ñода
и
полноÑенной
инÑегÑаÑии
менÑÑинÑÑв
,
без
иÑ
пÑинÑди
-
58
ÐолевÑе
ÑоÑки
ÑелÑной
ÑниÑикаÑии
,
ÑÑала
возможной
ÑÑабилизаÑиÑ
немеÑкой
демокÑаÑии
.
УгнеÑение
менÑÑинÑÑв
в
инÑеÑеÑаÑ
наÑионалÑной
гомогенизаÑии
ÑооÑвеÑÑÑвÑеÑ
иÑÑоÑиÑеÑкой
Ñазе
ÑлабоÑÑи
не
-
меÑкой
полиÑики
,
коÑоÑаÑ
ÑаÑÑениваеÑÑÑ
ÑегоднÑ
как
кÑайне
не
-
ÑдаÑнаÑ
.
Ð. ÐаÑÑвили:
Ðо наÑÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ, в ÑÑÑде излиÑне много
Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑделÑеÑÑÑ Ð¿Ñоблеме лазов и пÑедÑÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑого во-
пÑоÑа в кÑайне оÑÑиÑаÑелÑном Ð´Ð»Ñ Ð³ÑÑзин ÑвеÑе. ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ñ
оÑÑ
оÑÑановиÑÑÑÑ Ð½Ð° ÑÑой Ñеме более деÑалÑно. Ðо-моемÑ, инÑеÑÐµÑ Ð°Ð²-
ÑоÑов к ÑÑой Ñеме вÑзвало пиÑÑмо лазÑкого инÑеллигенÑа ÐÑкан-
деÑа ЦиÑаÑи, напÑавленное в ÐоÑÐºÐ²Ñ Ð¿ÑедÑедаÑÐµÐ»Ñ ÐоминÑеÑна
ÐеоÑÐ³Ð¸Ñ ÐимиÑÑовÑ, на оÑновании коÑоÑого авÑоÑÑ ÑÑвеÑждаÑÑ,
ÑÑо Ð»Ð°Ð·Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð²ÐµÑгалиÑÑ Ð¿ÑеÑледованиÑм гÑÑзинÑкими влаÑÑÑми.
Ðни доказÑваÑÑ, ÑÑо Â«Ð»Ð°Ð·Ñ Ð½Ðµ ÑлÑÑайно бÑли Ñамой пÑоблемной
ÑÑеди вÑеÑ
Ñжно-кавказÑкиÑ
или, ÑооÑвеÑÑÑвенно каÑÑвелÑÑкиÑ
гÑÑпп, поÑколÑÐºÑ ÑазделиÑелÑнÑе линии Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð½Ð¸Ð¼Ð¸ и гÑÑзина-
ми пÑолегли оÑÐµÐ½Ñ Ð³Ð»Ñбоко». «ÐÑделение лазов в оÑделÑнÑÑ ÑÑ-
ниÑеÑкÑÑ Ð³ÑÑппÑâ¦ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ñакже обÑÑÑнÑÑÑÑÑ Ñой ÑнеÑгиÑной
боÑÑбой за оÑÑÑаивание кÑлÑÑÑÑного ÑвоеобÑазиÑ, коÑоÑÑÑ Ð²ÐµÐ»Ð°
неболÑÑÐ°Ñ Ð³ÑÑппа единомÑÑленников», а Ñакже пÑоÑив Ñого,
ÑÑо
Ð¸Ñ Â«Ð·Ð°ÑÑавлÑли влиÑÑÑÑ Ð² гÑÑзинÑкÑÑ Ð½Ð°ÑиÑ»;
и, Ñаз Ð¸Ñ Â«Ð¿Ð¾ÑÑиÑа-
ли возможнÑми ÑÑоÑонниками ÐеÑÑоÑа ÐÐ°ÐºÐ¾Ð±Ñ Ð² анÑигÑÑзинÑкой
деÑÑелÑноÑÑи»,
оÑÑÑеÑÑвили невообÑазимÑе ÑепÑеÑÑии пÑоÑив Ð½Ð¸Ñ .
СледÑÐµÑ Ð¾ÑмеÑиÑÑ, ÑÑо вопÑоÑам лазов авÑоÑÑ ÑделÑÑÑ 20
ÑÑÑаниÑ, пÑиблизиÑелÑно 20 пÑоÑенÑов, поÑÑи пÑÑÑÑ ÑаÑÑÑ Ð³Ð»Ð°Ð²Ñ
«ÐÑÐ½Ð¾Ñ Ð¸ ÑеÑÑоÑ», Ñогда как Ñами Ð»Ð°Ð·Ñ Ð·Ð°Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð»Ð¸ ÑÑеди наÑелениÑ
ÐÑÑзии ÑолÑко 0,02 пÑоÑенÑа (639 Ñеловек) ÑоглаÑно пеÑепиÑи
1926 года
16
.
Ðо ÑÑвеÑÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð°Ð²ÑоÑов, поÑле демаÑкаÑии гÑаниÑÑ Ñ Ð¢ÑÑ-
Ñией Ñо ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ Ð¡Ð¾Ð²ÐµÑÑкого СоÑза оÑÐ½Ð¾Ð²Ð½Ð°Ñ Ð¼Ð°ÑÑа лазов,
150 ÑÑÑ. Ñеловек, оÑÑалаÑÑ Ð² ТÑÑÑии, в ÐÑÑзии лазам пÑинадлежа-
ло ÑолÑко одно Ñело Ñ Ð³ÑаниÑÑ. Ðак вÑÑÑнÑеÑÑÑ, ÐÐµÐ¼Ð°Ð»Ñ ÐÑаÑÑÑк
в 1929 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð²Ð¾Ð¾Ð±Ñе запÑеÑил лазам пÑоÑвление кÑлÑÑÑÑно-ÑзÑко-
вой иденÑиÑноÑÑи, иÑ
вÑеÑ
запиÑали ÑÑÑками, Ñ. е. по оÑноÑениÑ
к болÑÑинÑÑÐ²Ñ Ð»Ð°Ð·Ð¾Ð² (навеÑное, 95 %) бÑли оÑÑÑеÑÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ñ Ð¼Ð°Ñ-
ÑовÑе ÑепÑеÑÑии. Ðо из книги не видно, ÑÑо вÑлед за ÑÑим поÑле-
довали маÑÑовÑе вÑÑÑÑплениÑ, воÑÑÑаниÑ, пиÑÑма в ÐÐ¸Ð³Ñ ÐаÑий
или ÐеоÑÐ³Ð¸Ñ ÐимиÑÑовÑ. ÐолÑÑинÑÑво лазов, живÑиÑ
в ТÑÑÑии,
ÑÑало ÑÑÑками и ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð³Ð¾Ñдо ноÑÐ¸Ñ ÑÑо имÑ. ÐÑо иÑ
вÑбоÑ.
Ðо, оказÑваеÑÑÑ, оÑÑавÑееÑÑ Ð² ÐÑÑзии одно Ñело â СаÑпи и
гÑÑÐ¿Ð¿Ñ Ð¿Ð¾ÑеленнÑÑ ÐºÐ¾Ð³Ð´Ð°-Ñо в ÐÐ±Ñ Ð°Ð·Ð¸Ñ Ð»Ð°Ð·Ð¾Ð² ÑгнеÑаÑÑ Ð³ÑÑзинÑ,
ÐолевÑе
ÑоÑки
59
им не даÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑей Ð´Ð»Ñ ÑазвиÑÐ¸Ñ ÐºÑлÑÑÑÑÑ, оÑнимаÑÑ Ñод-
ной ÑзÑк, не ÑпоÑобÑÑвÑÑÑ Â«ÑнеÑгиÑной боÑÑбе за оÑÑÑаивание
кÑлÑÑÑÑного ÑвоеобÑазиÑ». ÐвÑоÑов не ÑдивлÑÐµÑ Ð½ÐµÑооÑвеÑÑÑвие в
ÑÑÑде ЦиÑаÑи: он пиÑÐµÑ Ð¾ пÑоживаÑÑиÑ
в ÐÑÑзии лазаÑ
, оÑени-
Ð²Ð°Ñ Ð¸Ñ
колиÑеÑÑво в 4 ÑÑÑ. Ñеловек, из коÑоÑÑÑ
в 1937 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¿ÐµÑе-
ÑелилиÑÑ Ð² ТÑÑÑÐ¸Ñ 7 ÑÑÑ.
ÐонеÑно, авÑоÑÑ Ð²ÑводÑÑ Ð¾Ð³ÑомнÑе пÑоÑенÑнÑе ÑиÑÑÑ Ñе-
пÑеÑÑий лазов, коÑоÑÑе, по иÑ
мнениÑ, подÑвеÑждаÑÑ ÑÐºÐ¾Ð±Ñ Ð±ÐµÑ-
пÑеÑеденÑное ÑгнеÑение лазов гÑÑзинами.
Ðбидно, ÑÑо наÑи немеÑкие коллеги не знаÑÑ (или знаÑÑ, но
не ÑпоминаÑÑ Ð·Ð´ÐµÑÑ), ÑÑо до пиÑÑма ÐимиÑÑÐ¾Ð²Ñ Ñакое же пиÑÑмо
ÐÑÐºÐ°Ð½Ð´ÐµÑ Ð¦Ð¸ÑаÑи напÑавил в 1935 Ð³Ð¾Ð´Ñ ÐоÑиÑÑ Ð¡ÑалинÑ, за ко-
ÑоÑÑм поÑледовало ÑеагиÑование. ÐÑо пиÑÑмо ÑÑководÑÑво ÐÐ(б)
ÐÑÑзии ÑаÑÑмоÑÑело на заÑедании бÑÑо в 1935 годÑ.
Ðз пиÑÑма видно, ÑÑо еÑÑ ÑанÑÑе ÐÑÐºÐ°Ð½Ð´ÐµÑ Ð¦Ð¸ÑаÑи обÑаÑал-
ÑÑ Ñ Ð¿Ð¸ÑÑмами к Ð¤Ð¸Ð»Ð¸Ð¿Ð¿Ñ ÐаÑ
аÑадзе (ÐÑедÑедаÑÐµÐ»Ñ Ð¦ÐÐ) и Ñа-
Ð¼Ð¾Ð¼Ñ ÐавÑенÑÐ¸Ñ ÐеÑии. Ð ÑÑиÑ
пиÑÑмаÑ
ЦиÑаÑи в оÑновном
заоÑÑÑÑÐµÑ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ на вопÑоÑаÑ
ÑоÑиалÑнÑÑ
взаимооÑноÑений и
пÑоÑÐ¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ð»Ð°Ð·Ð¾Ð² ÑÑегÑлиÑоваÑÑ Ð²Ð¾Ð¿ÑоÑÑ Ð·ÐµÐ¼Ð»ÐµÑÑÑÑойÑÑва, более
акÑивно вовлеÑÑ Ð»Ð°Ð·Ð¾Ð² в кÑÑÑаÑнÑе и пÑомÑÑленнÑе аÑÑели,
пÑоÑвлÑÐµÑ Ð·Ð°Ð±Ð¾ÑÑ Ð¾ бÑÑовÑÑ
оÑобенноÑÑÑÑ
лазов и, ÑÑо Ñамое
главное, пÑоÑÐ¸Ñ Â«Ð¿ÑовеÑÑи паÑÑийнÑÑ Ð¸ ÑовеÑÑкÑÑ ÑабоÑÑ Ð½Ð° по-
нÑÑном Ð´Ð»Ñ Ð½Ð¸Ñ
ÑзÑке». РпÑоÑивном ÑлÑÑае ЦиÑаÑи ÑгÑÐ¾Ð¶Ð°ÐµÑ Ð¸Ñ
маÑÑовÑм пеÑеÑелением в ТÑÑÑиÑ. ÐÑи ÑÑом авÑÐ¾Ñ ÑообÑÐ°ÐµÑ Ð²Ð»Ð°-
ÑÑÑм ÐÑÑзии, ÑÑо в ÐбÑ
азии в ÑÑом плане Ñже давно ведÑÑ Ð¿Ñопа-
Ð³Ð°Ð½Ð´Ñ Ð°Ð³ÐµÐ½ÑÑ ÐºÐµÐ¼Ð°Ð»Ð¸ÑÑов
17
.
ÐлаÑÑи ÐÑÑзии изÑÑили положение лазов: вÑÑÑнилоÑÑ, ÑÑо
пÑоживаÑÑие в ÐбÑ
азии Ð»Ð°Ð·Ñ ÑабоÑали Ñ Ð°Ð±Ñ
азÑкиÑ
и мегÑелÑ-
ÑкиÑ
кÑлаков (ÑоÑÑоÑÑелÑнÑÑ
кÑеÑÑÑÑн). Ðогда иÑÑÑебили меÑÑ-
нÑÑ
кÑлаков, Ð»Ð°Ð·Ñ Ð¾ÑÑалиÑÑ Ð±ÐµÐ· ÑÑедÑÑв к ÑÑÑеÑÑвованиÑ. Ðни
обÑаÑилиÑÑ Ð² ЦÐÐ ÐбÑ
азии Ñ Ð¿ÑоÑÑбой, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¸Ð¼ вÑделили зем-
Ð»Ñ Ð´Ð»Ñ ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ð¾Ð¿ÐµÑаÑива «ÐÑаÑнÑй ÐазиÑÑан», но ÑеÑение
ÐбÑ
азÑкого ЦÐРне бÑло вÑполнено абÑ
азÑким пÑавиÑелÑÑÑвом.
Ðак вÑÑÑнÑеÑÑÑ, ЦРÐÐ(б) ÐÑÑзии Ñоздал ÑпеÑиалÑнÑÑ ÐºÐ¾Ð¼Ð¸ÑÑиÑ
Ð´Ð»Ñ Ð¸Ð·ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑловий жизни и пожеланий лазов. ÐÑинÑли ÑÑан-
даÑÑное в Ñаком ÑлÑÑае поÑÑановление, коÑоÑое пÑедÑÑмаÑÑивало
пÑинÑÑие опÑеделÑннÑÑ
Ð¼ÐµÑ Ð´Ð»Ñ ÑпоÑÑдоÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÑлÑÑÑÑно-
бÑÑового и ÑкономиÑеÑкого Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð»Ð°Ð·Ñкого наÑелениÑ.
ТÑÑдно ÑказаÑÑ, наÑколÑко ÑÑабоÑало ÑÑо поÑÑановление.
Ðднако ÑпÑаведливоÑÑи Ñади оÑмеÑим, ÑÑо Ð´Ð»Ñ Ð´Ð¸Ð°ÑпоÑÑ Ð² ко-
лиÑеÑÑве 600 Ñеловек, из коÑоÑÑÑ Ð½Ð° Ñодном ÑзÑке говоÑили
60
ÐолевÑе
ÑоÑки
ÑолÑко 137 (никÑо не знал гÑÑзинÑкого ÑзÑка, а оÑÑалÑнÑе знали
дÑÑгие ÑзÑки â веÑоÑÑно, ÑÑÑеÑкий), ни в одной ÑÑÑане не Ñозда-
ÑÑ Ð¸ не ÑмогÑÑ ÑоздаÑÑ Ð¾ÑобÑе ÑÑÐ»Ð¾Ð²Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ð½Ð°ÑионалÑно-
кÑлÑÑÑÑного ÑазвиÑиÑ. ÐÐ»Ñ 600 Ñеловек нигде не пеÑаÑаÑÑ Ð³Ð°Ð·ÐµÑ Ð¸
книг, не оÑкÑÑваÑÑ Ñкол и вÑзов, и, наконеÑ, 600 Ñеловек не мо-
гÑÑ Ð±ÑÑÑ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвеннÑми ÑÑоÑонниками ÐеÑÑоÑа ÐÐ°ÐºÐ¾Ð±Ñ Ð² анÑи-
гÑÑзинÑкой деÑÑелÑноÑÑи.
Ðак пÑавило, Ñакое малоÑиÑленное наÑеление Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ ÑÑи вÑбо-
Ñа: еÑли оно оÑÐµÐ½Ñ Ð´Ð¾ÑÐ¾Ð¶Ð¸Ñ Ñвоими ÑÑниÑеÑкими и кÑлÑÑÑÑно-
ÑелигиознÑми оÑобенноÑÑÑми и Ð¶ÐµÐ»Ð°ÐµÑ Ð¸Ñ
ÑоÑ
ÑаниÑÑ, Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð²ÐµÑ-
нÑÑÑÑÑ Ð½Ð° ÑодинÑ, или полÑÑиÑÑ Ð¾Ð±Ñазование в Ñой Ñколе, коÑо-
ÑÐ°Ñ Ð½Ð°Ð¸Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ пÑиемлема Ð´Ð»Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ по кÑлÑÑÑÑно-ÑелигиознÑм Ñо-
обÑажениÑм, или же полноÑÑÑÑ Ð²ÐºÐ»ÑÑиÑÑÑÑ Ð² обÑазоваÑелÑнÑÑ
ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ ÑиÑÑлÑной наÑии â полÑÑиÑÑ Ñо, ÑÑо пÑÐµÐ´Ð»Ð°Ð³Ð°ÐµÑ Ð¿Ñави-
ÑелÑÑÑво. Так делаÑÑ Ð²Ñе.
СледÑÐµÑ Ð¾ÑмеÑиÑÑ, ÑÑо ÐÑÐºÐ°Ð½Ð´ÐµÑ Ð¦Ð¸ÑаÑи не оÑÐµÐ½Ñ Ð½ÑавиÑÑÑ Ð¸
Ñамим авÑоÑам книги, коÑоÑÑе излиÑне глÑбоко вникаÑÑ Ð² деÑа-
ли его биогÑаÑии, ÑообÑаÑ, ÑÑо он не владел лазÑким ÑзÑком, ÑÑо
его маÑÑ Ð±Ñла ÑÑÑÑÐºÐ°Ñ ÐºÐ°Ð·Ð°Ñка, ÑÑо он ÑиÑÑемаÑиÑеÑки наведÑвал-
ÑÑ Ð² ÐоÑквÑ, ÐенингÑад, ТбилиÑи и ÐакÑ. Ð ÑÑой инÑоÑмаÑии мÑ
добавим, ÑÑо ÑÑÐ¾Ñ Ñеловек, но под Ñамилией ЦиÑаиÑвили, вÑÑÑÑ-
пил на II РеÑпÑбликанÑкой конÑеÑенÑии наÑионалÑнÑÑ
менÑ-
ÑинÑÑв в 1929 г. ÐÑполÑзование Ñамилии в гÑÑзинÑкой ÑоÑме
Ñвно ÑказÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð½Ð° ÑложнÑй, неоÑдинаÑнÑй, каÑÑеÑиÑÑÑкий Ñ
а-
ÑакÑÐµÑ ÑÑой лиÑноÑÑи. Ðдним Ñловом, пеÑед нами ÑипиÑнÑй гÑа-
Ñоман, Ð´Ð»Ñ ÐºÐ¾ÑоÑого ÑаÑÑÑлаÑÑ Ð¿Ð¸ÑÑма во вÑевозможнÑе оÑганÑ
влаÑÑи и ÑÑÑÐµÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ â в поÑÑдке веÑей. РпиÑÑмам ÑакиÑ
лиÑно-
ÑÑей иÑÑоÑÐ¸ÐºÑ ÑледÑÐµÑ Ð¿ÑоÑвлÑÑÑ Ð¾ÑобÑÑ Ð¾ÑÑоÑожноÑÑÑ Ð¸ ÑдеÑ-
жанноÑÑÑ. ÐедопÑÑÑимо пÑинимаÑÑ Ð²Ñе маÑеÑÐ¸Ð°Ð»Ñ ÑÑиÑ
пиÑем без
кÑиÑики.
ÐвÑоÑÑ:
ЧÑо
каÑаеÑÑÑ
лазов
,
Ñо
пÑинÑипиалÑно
надо
Ñка
-
заÑÑ
на
Ñо
,
ÑÑо
ÑиÑленноÑÑÑ
лазов
,
ÑÑÑановленнаÑ
в
ÑезÑлÑÑаÑе
ÐÑеÑоÑзной
пеÑепиÑи
1926
г
.,
ÑоглаÑно
обÑепÑинÑÑой
оÑенке
,
коÑоÑÑÑ
мÑ
пÑивели
в
ÑекÑÑе
ÑÑкопиÑи
,
ÑÑÑеÑÑвенно
занижена
;
напÑоÑив
,
ÑÑоиÑ
иÑÑ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑ
из
ÑиÑленноÑÑи
лазов
около
4 000
Ñе
-
ловек
.
ÐезавиÑимо
оÑ
ÑÑого
лазÑ
,
именно
в
ÑилÑ
Ñвоей
амбива
-
ленÑной
ÑÑниÑеÑкой
и
ÑеÑÑиÑоÑиалÑной
иденÑиÑноÑÑи
,
ÑвлÑÑÑ
-
ÑÑ
оÑобенно
показаÑелÑнÑм
пÑимеÑом
ÑÑнкÑиониÑованиÑ
гÑÑзинÑкой
и
ÑовеÑÑкой
наÑионалÑной
полиÑики
.
ÐÑоме
Ñого
,
ÑиÑÑаÑиÑ
Ñ
лазами
в
каÑеÑÑве
иÑклÑÑениÑ
Ñ Ð¾ÑоÑо
докÑменÑиÑо
-
вана
благодаÑÑ
пиÑÑмам
ЦиÑаÑи
,
коÑоÑÑе
ÑÑдом
ÑÐ¾Ñ ÑанилиÑÑ
до