ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.09.2019
Просмотров: 11597
Скачиваний: 2
ÐолевÑе
ÑоÑки
51
Ð. ÐаÑÑвили:
ÐÑзÑÐ²Ð°ÐµÑ Ñдивление глава, поÑвÑÑÑÐ½Ð½Ð°Ñ Ñко-
Ð±Ñ Ð¿ÑинÑдиÑелÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð¾Ð±ÑÐµÐ´Ð¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ³Ñелов, Ñванов и баÑбийÑев
в гÑÑзинÑком наÑоде (глава «ÐдминиÑÑÑаÑивное ÑÑаÑивание: ад-
жаÑÑÑ, мегÑелÑ, ÑÐ²Ð°Ð½Ñ Ð¸ баÑбийÑÑ»). ÐÑо Ñже наÑÑолÑко избиÑаÑ
Ñема, ÑÑо, пожалÑй, даже не ÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð½Ð° ней оÑÑанавливаÑÑÑÑ. Ðо-
визна Ñ Ð°Ð²ÑоÑов в ÑÑом ÑлÑÑае лиÑÑ Ð² Ñом, ÑÑо наÑÑÐ´Ñ Ñ Ð°Ð´Ð¶Ð°ÑÑами,
мегÑелами и Ñванами они ÑпоминаÑÑ Ð¸ Ñова-ÑÑÑинов (баÑбий-
Ñев). ÐвÑоÑÑ Ð¿Ð¸ÑÑÑ, ÑÑо лиÑнÑми ÑÑаÑаниÑми ÐеÑии аджаÑÑÑ
бÑли пÑипиÑÐ°Ð½Ñ Ðº гÑÑзинам, как и ÑванÑ, мегÑÐµÐ»Ñ Ð¸ баÑбийÑÑ â
пÑи ÑÑом бÑло пÑоигноÑиÑовано заклÑÑение моÑковÑкой акаде-
миÑеÑкой комиÑÑии.
ÐаÑнем Ñ ÑеÑминов: пÑÐµÐ´Ð»Ð°Ð³Ð°ÐµÐ¼Ð¾Ð¼Ñ Ð°Ð²ÑоÑами ÑеÑÐ¼Ð¸Ð½Ñ Â«Ð°Ð´Ð¼Ð¸-
ниÑÑÑаÑивное ÑÑаÑивание» Ð¼Ñ Ð¿ÑоÑивопоÑÑавим пÑинÑÑÑй ÑÑеди
иÑÑоÑиков ÑеÑмин «наÑионалÑÐ½Ð°Ñ ÐºÐ¾Ð½ÑолидаÑиÑ».
ÐÑÑзиÑ, как и ÐеÑманиÑ, длиÑелÑное вÑÐµÐ¼Ñ Ð±Ñла ÑаздÑоблена,
Ñ
оÑÑ Ð²Ð¾ вÑемена единÑÑва Ð¥âXIV веков ÑеодалÑÐ½Ð°Ñ Ð¼Ð¾Ð½Ð°ÑÑ
иÑ
ÐÑÑзии полноÑÑÑÑ Ð¾Ñ
ваÑÑвала ÑеÑÑиÑоÑии, коÑоÑÑе занимали и
занимаÑÑ ÑÑи ÑÑногÑаÑиÑеÑкие гÑÑÐ¿Ð¿Ñ ÐÑÑзии. Ð ÑожалениÑ, ав-
ÑоÑÑ Ð½Ðµ ÑглÑблÑÑÑÑÑ Ð² пÑоÑлое и пÑедлагаÑÑ ÑиÑаÑелÑм «но-
вÑÑ» иÑÑоÑÐ¸Ñ ÐÑÑзии, ÑоглаÑно коÑоÑой РоÑÑÐ¸Ñ Ð²Ð¾ вÑÐµÐ¼Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½
1829-го и 1877â1879 годов пÑиÑоединила к Ñвоей импеÑии земли
ÐÑ
алкалаки-ÐÑ
алÑиÑ
е и ÐджаÑии, коÑоÑÑе впоÑледÑÑвии гÑÑзи-
Ð½Ñ Ð¿ÑипиÑали Ñебе, а наÑеление обÑÑвили гÑÑзинами. ÐвÑоÑÑ Ð½Ðµ
знаÑÑ, ÑÑо в Ñанние ÑÑедние века, когда ТÑÑÑии вообÑе не ÑÑÑе-
ÑÑвовало и Ñ ÐÑÑзией ÑоÑедÑÑвовала ÐизанÑиÑ, ÑÑи ÑеÑÑиÑоÑии
вÑ
одили в ÑоÑÑав ÐÑÑзии, и здеÑÑ Ð±Ð¸Ð»Ð° клÑÑом гÑÑзинÑÐºÐ°Ñ ÐºÑлÑ-
ÑÑÑно-ÑÐµÐ»Ð¸Ð³Ð¸Ð¾Ð·Ð½Ð°Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ. Ðб ÑÑом ÑвидеÑелÑÑÑвÑÐµÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð¶ÐµÑÑво
ÑоÑ
ÑанивÑиÑ
ÑÑ Ð´Ð¾ ÑегоднÑÑнего Ð´Ð½Ñ Ð½Ð° ÑÑиÑ
землÑÑ
иÑÑоÑиÑе-
ÑкиÑ
памÑÑников, Ñ
Ñамов, монаÑÑÑÑей.
Уже в позднее ÑÑедневековÑе Ð·Ð°Ñ Ð²Ð°Ñенное ТÑÑÑией и омÑ-
ÑÑлÑманенное наÑеление Ñго-запада ÐÑÑзии вÑегда ÑÑÑемилоÑÑ Ð²
ÐÑÑзиÑ. ÐÑекÑаÑнÑй пÑÐ¸Ð¼ÐµÑ ÑÐ¾Ð¼Ñ â деÑÑелÑноÑÑÑ Ð±ÐµÐ³Ð»Ð°Ñбега
ÐджаÑии Селима ХимÑиаÑвили, его взаимооÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ ÐÑак-
лием II и Ñ. д.
РоÑÑÐ¸Ñ Ð¿ÑекÑаÑно знала, ÑÑо ÑеÑÑиÑоÑии Юго-Ðападной ÐÑÑ-
зии пÑедÑÑавлÑли иÑÑоÑиÑеÑкÑÑ ÐÑÑзиÑ. СекÑеÑнÑми пÑнкÑами
ÐеоÑгиевÑкого ÑÑакÑаÑа (1783 г.) ÑоÑÑийÑкий импеÑаÑÐ¾Ñ Ð²Ð·Ñл на
ÑÐµÐ±Ñ Ð¾Ð±ÑзаÑелÑÑÑво веÑнÑÑÑ ÐÑÑзии ÑказаннÑе ÑеÑÑиÑоÑии. Ðз-
веÑÑно обÑаÑение ÑÑÑÑкого генеÑала Ðклобжио к ÑолдаÑам пеÑед
ÑеÑаÑÑим ÑÑажением в 1877 г.: «ÐомниÑе, ÑÑо пеÑед вами ÑаÑ-
кинÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ñ Ð¸ гоÑÑ Ð´Ñевней Ñ
ÑиÑÑианÑкой ÐÑÑзии, ÑÑÑÑÑи пÑед-
52
ÐолевÑе
ÑоÑки
ÑÑавиÑелей коÑоÑой ÑейÑÐ°Ñ ÑÑоÑÑ Ð² наÑиÑ
ÑÑдаÑ
и воÑÑÑ Ñ Ð¾Ð±Ñим
вÑагом»
10
.
ÐÑли Ð±Ñ ÐÑÑÐ·Ð¸Ñ ÑобÑÑвеннÑми Ñилами пÑиÑоединила иÑÑоÑи-
ÑеÑкие ÑеÑÑиÑоÑии, как ÑÑо Ñделала ÐеÑманиÑ, Ñо гÑÑзинÑкое об-
ÑеÑÑво Ñамо оÑÑÑеÑÑвило Ð±Ñ Ð²Ñе необÑ
одимÑе меÑопÑиÑÑÐ¸Ñ Ð´Ð»Ñ
наÑионалÑной конÑолидаÑии, â но импеÑÑÐºÐ°Ñ Ð Ð¾ÑÑÐ¸Ñ Ð½Ðµ желала
видеÑÑ ÐÑÑÐ·Ð¸Ñ ÐµÐ´Ð¸Ð½Ð¾Ð¹. ÐÐ¾Ñ ÑÑо пиÑал Ñиновник Синода Ð ÑÑÑкой
ЦеÑкви коллеге из ÐÑÑзии: «ЧÑо каÑаеÑÑÑ ÑÑаÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð³ÑÑзин, ÑÑоб в
ÑÑом кÑÐ°Ñ Ð³Ð¾ÑподÑÑвÑÑÑим ÑÑало пÑавоÑлавие, ÑÑо Ð´Ð»Ñ Ð½Ð°Ñ Ð½Ðµ-
пÑиемлемо, поÑколÑÐºÑ Ð³ÑÑÐ·Ð¸Ð½Ñ Ð½Ð°ÑионалиÑÑÑ Ð¸ наÑнÑÑ Ð¿Ñопове-
доваÑÑ Ð½Ð°ÑионалиÑÑиÑеÑкÑÑ Ð¸Ð´ÐµÐ¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð² ÑÑом пÑиÑоединенном
кÑае, а ÑÑо Ð´Ð»Ñ Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð¿Ð°Ñно»
11
.
Юго-Ð·Ð°Ð¿Ð°Ð´Ð½Ð°Ñ ÐÑÑÐ·Ð¸Ñ â колÑÐ±ÐµÐ»Ñ Ð³ÑÑзинÑкой ÑивилизаÑии:
ÐеÑÑ
еÑиÑ, Тао-ÐлаÑджеÑи, Ðола-ÐÑÑаани, ÐджаÑÐ¸Ñ Ñ VIII века
бÑли одними из оÑновнÑÑ
оÑагов гÑÑзинÑкой кÑлÑÑÑÑÑ, ÑвлÑÑÑÑ
моÑнÑм импÑлÑÑом ÑÑÐ¸Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ ÑглÑÐ±Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð³ÑÑзинÑкого Ñозна-
ниÑ. ÐÑÑеÑÑвенно, ÑазвиÑÑе в позднем СÑедневековÑе ÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ â
наÑилÑÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¸ÑламизаÑиÑ, оÑÑÑв Ð¾Ñ ÐµÐ´Ð¸Ð½Ð¾Ð³Ð¾ гÑÑзинÑкого Ñела â
изменили бÑÑ ÑÑого наÑелениÑ, ÑаÑпÑоÑÑÑанили Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ñ ÑаÑиаÑа,
внеÑли в бÑÑ ÑÑÑеÑкий ÑзÑк, медÑеÑе, Ð¼Ð¾Ð»Ñ Ð¸ моÑалÑное пÑевоÑ-
Ñ
одÑÑво Ñ
оджа. Ðо вÑегда бÑли доÑÑойнÑе ÑÑÐ½Ñ ÐÑÑзии, коÑоÑÑе
боÑолиÑÑ Ð·Ð° единÑÑво ÑÑÑÐ°Ð½Ñ Ð¸ наÑода. ÐÑÐ¸Ð¼ÐµÑ ÑÐ¾Ð¼Ñ â деÑÑелÑ-
ноÑÑÑ Ðемед-бега ÐбаÑидзе и его пÑогÑÑзинÑки наÑÑÑоенной
гÑÑÐ¿Ð¿Ñ Ð² ÐджаÑии в наÑале XX века (об ÑÑом Ñм. ÑÑÑÐ´Ñ Ð. ÐеÑ-
Ñ
ии, Ð. ÐаÑÑвили и дÑ.).
ÐÑÑеÑÑвенно, в ÑовеÑÑкий пеÑиод имелиÑÑ Ð¾Ð¿ÑеделÑннÑе ÑÑÑд-
ноÑÑи в ÑвÑзи Ñ ÐджаÑией, вÑзваннÑе аÑеиÑÑиÑеÑкой полиÑикой
ÑовеÑÑкой влаÑÑи, пÑоÑвивÑиеÑÑ Ð² 1925 и 1928 годаÑ
. ÐеÑÑномÑ
наÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð±Ñло ÑÑÑдно пÑимиÑиÑÑÑÑ Ñ Ð¾Ñменой законов ÑаÑиаÑа.
Ðо в ÑÑом ÑлÑÑае Ð¼Ñ Ð¸Ð¼ÐµÐµÐ¼ дело не Ñ ÐºÐ°Ð¿Ñизами и мелкими жела-
ниÑми ÑовеÑÑкой влаÑÑи, а Ñ ÐµÑ ÑенÑÑалÑной идеей и ÑелÑÑ â ÑÑ-
ÑановиÑÑ ÐµÐ´Ð¸Ð½ÑÑ Ð¸Ð´ÐµÐ¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ, маÑкÑизм-ленинизм, Ð´Ð»Ñ ÐºÐ¾ÑоÑого
не пÑÐ¸ÐµÐ¼Ð»ÐµÐ¼Ñ Ð½Ð¸ Ñ
ÑиÑÑианÑÑво, ни мÑÑÑлÑманÑÑво, ни бÑддизм,
ни иÑдаизм и Ñ. д.
ЧÑо каÑаеÑÑÑ ÐегÑелии, Ñо ÑÑо оÑганиÑеÑÐºÐ°Ñ ÑаÑÑÑ ÐÑÑзии Ñже
Ñ ÑпоÑ
и ÐаÑнаваза (3-й в. до н. Ñ.), ÑоÑÑавлÑÑÑÐ°Ñ ÐµÐ´Ð¸Ð½Ð¾Ð³Ð¾ гÑÑзин-
Ñкого гоÑÑдаÑÑÑва, ÑаÑÑÑ ÐµÐ³Ð¾ ÑÑндаменÑа. Чего ÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð²Ð¸Ð³ вла-
деÑелÑного кнÑÐ·Ñ ÐегÑелии ЦоÑÐ½Ñ Ðадиани, коÑоÑÑй доказÑваеÑ,
каким бÑло наÑионалÑное единÑÑво Ñже в Ñо вÑемÑ. ÐÑоÑвленное
Ñади единÑÑва ÐÑÑзии, геÑойÑÑво кнÑÐ·Ñ Ñдивило даже монголÑ-
ÑкиÑ
заÑ
ваÑÑиков в XIII веке.
ÐолевÑе
ÑоÑки
53
Ð, наконеÑ, извеÑÑнÑй гÑÑзинÑкий обÑеÑÑвеннÑй деÑÑÐµÐ»Ñ XIX
века в лÑбимом ÑÑиÑ
оÑвоÑении вÑеÑ
гÑÑзин пиÑал о Ñом, ÑÑо
ÐаÑÑли, ÐаÑ
еÑиÑ, ÐмеÑеÑиÑ, ÐÑÑÐ¸Ñ Ð¸ ÐегÑÐµÐ»Ð¸Ñ â его Родина, лÑ-
Ð±Ð¸Ð¼Ð°Ñ ÐÑÑзиÑ.
РоÑÑÐ¸Ñ Ð²ÑÑÑеÑки ÑÑаÑалаÑÑ ÑазÑединиÑÑ ÐµÐ´Ð¸Ð½Ñй гÑÑзинÑкий
наÑод еÑÑ Ð² XIX веке, еÑÑ Ñогда, когда во главе РоÑÑии не бÑло
ни гÑÑзина СÑалина, ни гÑÑзина ÐеÑии, пÑÑалаÑÑ ÑоздаÑÑ Ð¼ÐµÐ³-
ÑелÑÑкий и ÑванÑкий алÑавиÑ, в ÑеÑковном богоÑлÑжении заме-
ниÑÑ Ð³ÑÑзинÑкий ÑзÑк мегÑелÑÑким, но пÑоÑив ÑÑого воÑÑÑали
ÑиÑокие маÑÑÑ Ð½Ð°ÑелениÑ, и оÑÑÑеÑÑвиÑÑ ÑÑÐ¾Ñ Ð·Ð°Ð¼ÑÑел Ñак и не
ÑдалоÑÑ.
ЧÑо каÑаеÑÑÑ XX ÑÑолеÑиÑ, Ñо знаÑиÑелÑÐ½Ð°Ñ ÑаÑÑÑ Ð³ÑÑзинÑкиÑ
кÑлÑÑÑÑнÑÑ
, наÑÑнÑÑ
и ÑкономиÑеÑкиÑ
доÑÑижений ÑвлÑÑÑÑÑ Ð·Ð°-
ÑлÑгой именно инÑеллигенÑии, вÑÑедÑей из ÐегÑелии, ÐджаÑии
и СванеÑии.
ÐевеÑнÑÑ Ð¸Ð½ÑоÑмаÑÐ¸Ñ ÑаÑпÑоÑÑÑанÑÑÑ Ð°Ð²ÑоÑÑ ÑеÑензиÑÑе-
мой книги об ÐÑаке Ðвании. Ð ÑÑÑде он пÑедÑÑавлен лидеÑом
«наÑионалÑно-оÑвободиÑелÑного движениÑ» мегÑелов, инÑелли-
генÑом, коÑоÑÑй из-за ÑвоиÑ
взглÑдов в 1937 г. бÑл аÑеÑÑован и
ÑеÑез неÑколÑко дней ÑаÑÑÑÑелÑн.
ÐÑо ложÑ. ÐÑак ÐÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð±Ñл ÑипиÑнÑм ÑовеÑÑким болÑÑеви-
ком, одним из акÑивнÑÑ
деÑÑелей ÑÑÑÐ°Ð½Ð¾Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑовеÑÑкой влаÑÑи
в ÐÑÑзии, Ñленом ÑеволÑÑионного комиÑеÑа СÑÑ
Ñми, пÑедÑедаÑе-
лем ÐÑгдидÑкого Ñездного комиÑеÑа паÑÑии, он занимал паÑÑий-
нÑе и гоÑÑдаÑÑÑвеннÑе должноÑÑи. СконÑалÑÑ Ð² 1946 Ð³Ð¾Ð´Ñ (а не в
1937 годÑ, как ÑÑвеÑждаÑÑ Ð°Ð²ÑоÑÑ)
12
.
Ðго попÑÑки ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ³-
ÑелÑÑкого алÑавиÑа и пеÑаÑÐ°Ð½Ð¸Ñ ÐºÐ½Ð¸Ð³ и Ð³Ð°Ð·ÐµÑ Ð½Ð° мегÑелÑÑком
ÑзÑке бÑли вÑÑÑеÑÐµÐ½Ñ ÐºÑайне негаÑивно меÑÑнÑм наÑелением,
инÑеллигенÑами â вÑÑ
одÑами из ÐегÑелии (об ÑÑом Ñм. ÑÑÑдÑ
Ð. ÐÑланиÑвили, Ð. ÐаÑÑвили, Ð. ЦиÑиÑвили).
ÐвÑоÑÑ:
ÐаÑи
даннÑе
о
ÑÑдÑбе
ÐÑака
(
ÐÑаака
)
Ðвании
оÑно
-
вÑваÑÑÑÑ
на
пÑоÑоколе
â
76
заÑеданиÑ
ÑÑойки
пÑи
ÐÐÐÐ
ÐÑÑ
-
зинÑкой
ССÐ
оÑ
28
декабÑÑ
1937
г
. (
Ñм
.
ÐÑÑ Ð¸Ð²
ÐÐÐ
ÐÑÑзии
.
ÐеÑ
-
вÑй
оÑдел
.
Фонд
8.
Ðело
37433.
Ð
. 29).
ÐÑаак
ÐÑÑимовиÑ
ÐваниÑ
Ñакже
пÑÐ¾Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ
по
«
ÑÑалинÑким
ÑпиÑкам
»
оÑ
22
ноÑбÑÑ
1937
г
.
по
пеÑвой
каÑегоÑии
(
Ñ Ð¾ÑÑ
в
базе
даннÑÑ
ÑепÑеÑÑиÑованнÑÑ
«
ÐемоÑиала
»
Ñведений
о
нÑм
неÑ
).
ÐÑ
не
оÑпаÑиваем
,
ÑÑо
Ðва
-
ниÑ
бÑл
ÑипиÑнÑм
болÑÑевиком
,
и
вÑÑ
же
его
дейÑÑвиÑ
в
под
-
деÑжкÑ
мингÑелов
ÑвидеÑелÑÑÑвÑÑÑ
,
ÑÑо
наÑÑдÑ
Ñ
ÑазлиÑнÑми
гÑÑпповÑми
и
клановÑми
инÑеÑеÑами
(
о
ÑÑм
ÑбедиÑелÑно
пиÑеÑ
Тим
ÐлаÑвелÑÑ
)
ÑвоÑ
ÑолÑ
в
ÐÑÑзии
Ñакже
игÑали
ÑеÑÑиÑоÑи
-
54
ÐолевÑе
ÑоÑки
алÑно
-
ÑÑниÑеÑкие
вопÑоÑÑ
,
коÑоÑÑе
одновÑеменно
Ñакже
бÑли
вопÑоÑами
о
влаÑÑи
13
.
Ð. ÐаÑÑвили:
ЧÑо каÑаеÑÑÑ Ð¡Ð²Ð°Ð½ÐµÑии и Ñванов â ÑÑÐ¸Ñ Ð±Ð¾ÐµÐ²ÑÑ
и пламеннÑÑ
лÑдей, Ñо Ñ Ð½Ð¸Ñ
вÑегда бÑла оÑÐ¾Ð±Ð°Ñ Ð¸ÑÑоÑиÑеÑкаÑ
миÑÑиÑ: ÐµÐ´Ð¸Ð½Ð°Ñ ÐÑÑÐ·Ð¸Ñ Ð² СванеÑии Ñ
Ñанила ÑÐ²Ð¾Ñ Ð½ÐµÑÑкоÑвоÑное
ÑокÑовиÑе â ÑеÑковнÑе ÑвÑÑÑни во вÑемена иÑÑоÑиÑеÑкиÑ
невзгод. Ð Ñом, ÑÑо ÑÐ²Ð°Ð½Ñ â дÑевнейÑие гÑÑзинÑ, говоÑÐ¸Ñ Ð¸ ма-
ленÑÐºÐ°Ñ Ð½Ð°Ð´Ð¿Ð¸ÑÑ Ð½Ð° ÑÑдовом ÑванÑком ÑелÑÑком Ñ
Ñаме, даÑиÑован-
Ð½Ð°Ñ XIII веком: «СвÑÑой ÐÑÑ
ангел⦠пÑоÑлавлÑй ÑаÑей ÐагÑаÑиони,
Ðадиани, кнÑзей, ÐÑÑзиÑ, Ñвановâ¦Â»
14
.
ЧÑо каÑаеÑÑÑ Ð±Ð°ÑбийÑев (ÑÑÑин), коÑоÑÑÑ , по ÑÑвеÑждениÑ
авÑоÑов, ÑÐºÐ¾Ð±Ñ Ñакже пÑоÑив иÑ
воли наÑилÑÑÑвенно пÑиÑоединил
к гÑÑзинам ÐеÑиÑ, пÑÐ¸Ð²ÐµÐ´Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð½ заÑлÑживаÑÑий Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑакÑ,
обойденнÑй вниманием в гÑÑзинÑкой иÑÑоÑиогÑаÑии: в 1888 годÑ
ÑоÑÑийÑкий импеÑаÑÐ¾Ñ ÐлекÑÐ°Ð½Ð´Ñ III вмеÑÑе Ñ ÑемÑей наÑ
одилÑÑ Ð²
ÐÑÑзии и поÑеÑил ТианеÑи. ÐдеÑÑ ÑаÑÑкÑÑ ÑемÑÑ Ð²ÑÑÑеÑили пÑед-
ÑÑавиÑели наÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð³Ð¾Ñного Ñегиона ÐÑÑзии, в Ñом ÑиÑле Ñова-
ÑÑÑÐ¸Ð½Ñ (баÑбийÑÑ). ЦаÑиÑа ÐаÑÐ¸Ñ Ð¤ÐµÐ´Ð¾Ñовна бÑла воÑÑ
иÑена
одеждой ÑÑÑинок, подоÑла к ним, ÑÑала ÑаÑÑпÑаÑиваÑÑ Ð¾ пÑоиÑ-
Ñ
ождении. «ÐÑ ÑÑÑинки, живÑÑие в гоÑаÑ
гÑÑзинки», â оÑвеÑи-
ли они
15
.
То, ÑÑо ÑÑÑÐ¸Ð½Ñ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ Ñ Ð¾ÑоÑо знали в 80-Ñ Ð³Ð¾Ð´Ð°Ñ XIX ÑÑоле-
ÑиÑ, наÑи геÑманÑкие коллеги пÑедÑÑавили ÑпоÑнÑм и, более Ñого,
оÑнованием возможнÑÑ
ÑепÑеÑÑий. ÐеÑжели они ниÑего не пом-
нÑÑ Ð¸Ð· иÑÑоÑии ÐеÑмании о ÑагаÑ
наÑионалÑной конÑолидаÑии?..
Ðо вÑемена «ÐÑлÑÑÑÑкампÑа» великого ÐиÑмаÑка заÑабоÑали
дÑаконовÑкие Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ñ Ð¿ÑоÑив каÑолиÑеÑкой ÑеÑкви, коÑоÑÐ°Ñ Ð¸Ð´ÐµÐ¾-
логиÑеÑки влаÑÑвовала в ÐаваÑии и дÑÑгиÑ
каÑолиÑеÑкиÑ
кнÑже-
ÑÑваÑ
; ÑенÑÑалÑÐ½Ð°Ñ Ð²Ð»Ð°ÑÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑиÑала, ÑÑо Ð´Ð»Ñ Ð½ÐµÐ¼ÐµÑкого единÑÑва
бÑло Ð±Ñ Ð¿Ð»Ð¾Ñ
о (ÑÑо на Ñамом деле Ñак), еÑли наÑÐ¸Ñ ÑазделиÑÑÑ Ð¿Ð¾
ÑÐµÐ»Ð¸Ð³Ð¸Ð¾Ð·Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð¿ÑÐ¸Ð·Ð½Ð°ÐºÑ Ð½Ð° каÑоликов и пÑоÑеÑÑанÑов. Ð ÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¶Ðµ в
ÑÑÐ¾Ñ Ð¿ÐµÑиод на аÑÐµÐ½Ñ Ð²ÑÑ
одила и Ð½Ð¾Ð²Ð°Ñ Â«ÑелигиÑ» â ÑоÑиал-
демокÑаÑиÑеÑкое ÑÑение. ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð±Ñла запÑеÑена Ð³ÐµÐ³ÐµÐ¼Ð¾Ð½Ð¸Ñ ÐºÐ°-
ÑолиÑеÑкой ÑеÑкви, из-за ÑопÑоÑÐ¸Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¿ÑоÑеÑÑÑ Ð½ÐµÐºÐ¾Ñо-
ÑÑе епиÑÐºÐ¾Ð¿Ñ Ð¸ даже аÑÑ
иепиÑÐºÐ¾Ð¿Ñ Ð¿Ð¾Ð¿Ð°Ð´Ð°Ð»Ð¸ в заклÑÑение. ÐÑл
запÑеÑен и изгнан из ÑÑÑÐ°Ð½Ñ ÐºÐ°ÑолиÑеÑкий оÑден иезÑиÑов.
СпÑаведливÑм ÑÑиÑалÑÑ Ð»Ð¾Ð·Ñнг «ÐеÑÐ¼Ð°Ð½Ð¸Ñ â пÑежде вÑего!». Ðо-
гда ÑÑо ÑÑало нÑжно ÐеÑмании, ÐиÑмаÑк без ÑазговоÑов оÑнÑл Ñ
Ðании Шлезвиг-ÐолÑÑÑейн. Резко ÑÑилилÑÑ Ð¿ÑоÑеÑÑ Ð³ÐµÑманиза-
Ñии в недавно пÑиÑоединенной ÐлÑзаÑ-ÐоÑаÑингии â здеÑÑ Ð²ÑÑÑе-
Ñки ÑÑаÑалиÑÑ Ð²Ð¼ÐµÑÑо ÑÑанÑÑзÑкой кÑлÑÑÑÑÑ Ð²Ð½ÐµÐ´ÑиÑÑ Ð½ÐµÐ¼ÐµÑкие
ÐолевÑе
ÑоÑки
55
ÑенноÑÑи, ÑÐ°ÐºÐ°Ñ Ð¶Ðµ полиÑика пÑоводилаÑÑ Ð½Ð° заÑ
ваÑеннÑÑ
ÐеÑма-
нией полÑÑкиÑ
землÑÑ
.
ÐаÑионалÑÐ½Ð°Ñ ÐºÐ¾Ð½ÑолидаÑÐ¸Ñ Ð½Ðµ доÑÑигаеÑÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼Ð¸ аплодиÑ-
менÑами и кÑиками «УÑа!», наÑионалÑÐ½Ð°Ñ ÐºÐ¾Ð½ÑолидаÑÐ¸Ñ Ð´Ð¾ÑÑига-
еÑÑÑ Ð¿Ð¾Ñом и ÑовмеÑÑнÑми ÑÑилиÑми.
ÐеÑмоÑÑÑ Ð½Ð° ÑÑаÑÐ°Ð½Ð¸Ñ ÐиÑмаÑка, во вÑÐµÐ¼Ñ ÐºÑизиÑа ноÑбÑÑ
1918 года в ÐеÑмании ÑоÑиал-демокÑаÑÑ Ñвно иÑполÑзовали пÑо-
ÑивоÑÑоÑние Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð±Ð°Ð²Ð°ÑÑами и пÑÑÑÑаками (Ñ Ð¼ÐµÐ½Ñ ÐµÑÑÑ ÑакаÑ
инÑоÑмаÑиÑ), Ñ. е. ÑазлиÑÐ¸Ñ ÐµÑÑ ÑоÑ
ÑанÑлиÑÑ. ÐÑоÑеÑÑ Ð½Ð°Ñио-
налÑной конÑолидаÑии и в ÐеÑмании бÑл ÑвÑзан Ñ Ð¾Ð¿ÑеделÑннÑ-
ми пÑоблемами. ÐÑÑеÑÑвенно, аналогиÑнÑе пÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ Ð±Ñли и Ñ
ÐÑÑзии. ÐÑли Ð±Ñ ÐÑÑÐ·Ð¸Ñ Ð±Ñла незавиÑимой и ÑилÑной ÑÑÑаной,
как ÐеÑманиÑ, она ÑÑегÑлиÑовала Ð±Ñ ÑÑи пÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ Ñже в пеÑиод
позднего СÑедневековÑÑ, но дело в Ñом, ÑÑо в наÑем ÑлÑÑае влиÑ-
ние более ÑилÑнÑÑ
ÑÑÑан ÑаÑÑеÑзало единÑÑ ÐÑÑзиÑ, ÑазобÑило
ÑеÑÑиÑоÑии, воздвигло пÑиÑ
ологиÑеÑкие, ÑелигиознÑе и кÑлÑÑÑÑ-
нÑе баÑÑеÑÑ, и ÑÑебовалоÑÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ вÑемени, ÑеÑÐ¿ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ Ñил, ÑÑо-
Ð±Ñ Ð²Ð¾ÑÑÑановиÑÑ Ñо единÑÑво, коÑоÑое Ñанее ÑÑÑеÑÑвовало на
пÑоÑÑжении веков.
Ð ÑвÑзи Ñ ÑÑой Ñемой можно пÑовеÑÑи много паÑаллелей:
вÑпомним иÑпанÑкÑÑ ÑеконкиÑÑÑ â ÑÑководиÑели гоÑÑдаÑÑÑв ÐÑа-
гона и ÐаÑÑилии полноÑÑÑÑ ÑниÑÑожили, изгнали и пеÑеÑелили
мавÑов (ÐоÑдовÑкий ÑмиÑаÑ), заÑÑавили иÑпанÑкиÑ
евÑеев пÑи-
нÑÑÑ Ñ
ÑиÑÑианÑÑво. ÐаÑолиÑеÑÐºÐ°Ñ ÑеÑÐºÐ¾Ð²Ñ Ð¾Ð±ÑÑвила ÑвÑÑÑми оÑ-
ганизаÑоÑов ÑÑого ÑеÑÑоÑа коÑÐ¾Ð»ÐµÐ²Ñ ÐÐ·Ð°Ð±ÐµÐ»Ð»Ñ Ð¸ коÑÐ¾Ð»Ñ Ð¤ÐµÑди-
нанда.
ÐÐ½Ð³Ð»Ð¸Ñ ÑоÑалÑно навÑзала ÑÐ²Ð¾Ñ ÑзÑковÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸ÑÐ¸ÐºÑ Ð¨Ð¾Ñлан-
дии, УÑлÑÑÑ, ÐÑландии; ФÑанÑÐ¸Ñ â ÐоÑмандии, ÐлÑзаÑ-ÐоÑаÑин-
гии, ÐÑеÑани. Ð ÑÑиÑ
ÑегионаÑ
английÑкий и ÑÑанÑÑзÑкий ÑзÑки
полноÑÑÑÑ Ð²ÑÑеÑнили меÑÑнÑе наÑионалÑнÑе ÑзÑки (ÑоÑланд-
Ñкий, иÑландÑкий, бÑеÑонÑкий, ноÑмандÑкий и Ñ. д.).
ÐаждÑй иÑÑоÑик Ñ Ð¾ÑоÑо знаеÑ, ÑÑо пÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ð»Ð¾ в Соединен-
нÑÑ
ШÑаÑаÑ
ÐмеÑики пÑи ÑеÑении Ð·Ð°Ð´Ð°Ñ Ð½Ð°ÑионалÑной конÑоли-
даÑии: вÑего за одно поколение ÐмеÑика полноÑÑÑÑ Ð°ÑÑимилиÑо-
вала недавно пÑиÑоединеннÑе иÑпаноÑзÑÑнÑе ÑÑаÑÑ. Ркакой гнев
навлекли на ÑÐµÐ±Ñ ÑÑанкоговоÑÑÑие ÑÑаÑÑ Ð²Ð¾ вÑÐµÐ¼Ñ ÐÑажданÑкой
Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ñ â об ÑÑом Ñ
оÑоÑо Ñказано в Ñомане ÐаÑгаÑÐµÑ ÐиÑÑелл.
Так ÑÑо и гÑÑÐ·Ð¸Ð½Ñ Ð¸Ð¼ÐµÐ»Ð¸ пÑаво пÑинÑÑÑ ÑнеÑгиÑнÑе меÑÑ Ð´Ð»Ñ
наÑионалÑной конÑолидаÑии, однако к конÑÑ 30-Ñ
годов ÑÑи пÑо-
ÑеÑÑÑ Ñже давно бÑли завеÑÑенÑ, Ñак ÑÑо не ÑÑебовалÑÑ Â«Ð¼Ð°ÑÑо-
вÑй ÑеÑÑоÑ», как пÑÑаÑÑÑÑ Ð´Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°ÑÑ ÑÑо ÑважаемÑе авÑоÑÑ.