Файл: Gruzia_v_puti_Teni_stalinizma_-_2017.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.09.2019

Просмотров: 11651

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Попытка

 

достижения

 

консенсуса

 

181 

Не ÑƒÐ¼Ð°Ð»ÑÑ Ð² ÐºÐ°ÐºÐ¾Ð¹-либо Ð¼ÐµÑ€Ðµ ÑƒÐ¶Ðµ ÑÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð³Ð¾, Ñ Ñ…отел Ð±Ñ‹, Ð¾Ð´-

нако, Ð´Ð¾Ð±Ð°Ð²Ð¸Ñ‚ÑŒ Ð² Ð·Ð°Ð²ÐµÑ€ÑˆÐµÐ½Ð¸Ðµ, Ñ‡Ñ‚о Ð¸ Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ðµ Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð¹ ÑÑ‚ороны, 
с  Ð¼Ð¾ÐµÐ¹  Ñ‚очки  Ð·Ñ€ÐµÐ½Ð¸Ñ,  Ð½ÐµÑÐ¾Ð¿Ð¾ÑÑ‚авимо  Ñ  Ð¶ÐµÐ»Ð°Ð½Ð¸ÐµÐ¼  ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ñ‚ÑŒ  ÑÐ¾Ð²Ñ€Ðµ-
менное ÐµÐ²Ñ€Ð¾Ð¿ÐµÐ¹ÑÐºÐ¾Ðµ Ð³Ð¾ÑÑƒÐ´Ð°Ñ€ÑÑ‚во. Ð¢Ð¾, Ñ‡Ñ‚о Ð¼Ñ‹ Ð½Ð°Ð±Ð»ÑŽÐ´Ð°Ð»Ð¸, ÑÐºÐ¾Ñ€ÐµÐµ, 
заставляет нас Ð²ÑÐ¿Ð¾Ð¼Ð½Ð¸Ñ‚ÑŒ Ñ€Ð°Ð·Ð²Ð°Ð»Ð¸Ð²ÑˆÐ¸Ð¹ÑÑ Советский Ð¡Ð¾ÑŽÐ·. 

М

Юнге

Б

Бонвеч

:

 

Упрек

 

в

 

том

что

 

при

 

публикации

 

книги

 

«

Этнос

 

и

 

террор

» 

на

 

грузинском

 

языке

 

борьба

 

велась

 

не

 

с

 Â«

от

-

крытым

 

забралом

», 

а

 

фактически

 

конспиративно

мы

 

принима

-

ем

 

всерьез

Это

 

касается

 

также

 

немецкого

 

и

 

русского

 

изданий

 

результатов

 

проекта

оба

 

из

 

которых

 

содержат

 

спорную

 

главу

 

«

Этнос

 

и

 

террор

», 

а

 

также

 

дискуссию

 

о

 

ней

Они

 

были

 

опубли

-

кованы

 

незадолго

 

до

 

презентации

 

грузинской

 

версии

Архив

 

Ми

-

нистерства

 

внутренних

 

дел

 

Грузии

 

при

 

этом

 

не

 

был

 

включен

 

в

 

число

 

издателей

хотя

 

в

 

словах

 

благодарности

 

было

 

уделено

 

должное

 

внимание

 

сотрудничеству

 

и

 

содействию

 

его

 

работ

-

ников

11

Подобный

 

образ

 

действий

 

объясняется

 

тем

что

 

мы

как

 

ру

-

ководители

 

проекта

оказались

 

в

 

тупике

 

с

 

точки

 

зрения

 

научной

 

этики

Выступить

 

в

 

открытую

то

 

есть

 

заранее

 

объявить

что

 

глава

 Â«

Этнос

 

и

 

террор

» 

вместе

 

с

 

дискуссией

 

будет

 

опубликова

-

на

 

отдельно

 

и

 

под

 

нашим

 

именем

объективно

 

говоря

было

 

бы

 

более

 

честно

Однако

 

руководители

 

проекта

к

 

сожалению

име

-

ли

 

небезосновательные

 

опасения

что

 

Архив

 

МВД

 

воспрепятст

-

вует

 

публикации

12

Учитывая

 

попытки

 

Архива

 

и

 

его

 

рецензентов

 

запугать

 

руководителей

 

проекта

такое

 

вполне

 

могло

 

произой

-

ти

Авторы

 

главы

  Â«

Этнос

 

и

 

террор

» 

были

 

названы

 

Архивом

 

«

агентами

 

Кремля

», 

а

 

их

 

аргументация

 

сравнивалась

 

с

 

национал

-

большевистскими

 

высказываниями

 

шовинистических

 

русских

 

по

-

литиков

 

В

.

В

Жириновского

 

и

 

А

.

В

Митрофанова

а

 

также

 

фило

-

софа

 

А

.

Г

Дугина

13

В

 

число

 

обвинений

 

рецензентов

привлеченных

 

Архивом

входили

 

упреки

 

в

 

том

что

 

авторы

 

поставили

 

перед

 

со

-

бой

 

цель

 

нарушить

 

мирное

 

сосуществование

 

народов

 

Грузии

и

 

характеристика

 

их

 

тезисов

 

как

 

неофашистских

Рецензент

 

Джемал

 

Гамахария

член

 

абхазского

  Â«

правительства

 

в

 

изгна

-

нии

», 

пошел

 

ещё

 

дальше

 

и

 

после

 

выхода

 

в

 

свет

 

спорной

 

главы

 

опубликовал

 

отзыв

 

на

 

официальном

 

сайте

 

Верховного

 

Совета

 

Автономной

 

Республики

 

Абхазия

в

 

котором

 

обвинил

 

авторов

 

в

 

желании

  Â«

подорвать

 

устои

 

современной

 

грузинской

 

государст

-

венности

» 

и

 

сослался

 

на

 

соответствующие

 

законодательные

 

за

-

преты

 

в

 

России

 

и

 

Германии

14

Здесь

 

уже

 

слышен

 

почти

 

проку

-

рорский

 

тон


background image

182

 

Попытка

 

достижения

 

консенсуса

 

Несмотря

 

на

 

то

 

что

 

отзыв

 

Гамахарии

 

был

 

опубликован

 

уже

 

после

 

выхода

 

в

 

свет

 

дискуссионной

 

книги

он

 

хорошо

 

характери

-

зует

 

атмосферу

в

 

которой

 

глава

 Â«

Этнос

 

и

 

террор

» 

и

 

её

 

авторы

 

были

  Â«

раскритикованы

» 

на

 

декабрьском

 

заседании

 

в

 

Академии

 

МВД

 

Грузии

Опасения

 

по

 

поводу

 

того

что

 

заявленная

 

публика

-

ция

 

главы

 

вместе

 

с

 

дискуссией

как

 

и

 

раньше

будет

 

предотвра

-

щена

казались

 

нам

 

по

 

этой

 

причине

 

абсолютно

 

обоснованными

Тот

 

факт

что

 

Архив

 

в

 

одностороннем

 

и

 

единоличном

 

порядке

 

осуществил

 

подбор

  Â«

экспертов

», 

негативное

 

мнение

 

которых

 

должно

 

было

 

быть

 

заранее

 

известно

 

руководителю

 

Архива

 

в

 

си

-

лу

 

тесных

 

институциональных

 

и

 

предметных

 

рабочих

 

связей

демонстрирует

 

неготовность

 

к

 

объективному

 

рассмотрению

 

результатов

 

исследования

Очевидно

стояла

 

задача

 

осудить

 

ра

-

боту

с

 

тем

 

чтобы

 

предотвратить

 

её

 

появление

 

в

 

печати

Не

-

достаток

 

нейтральности

 

и

 

независимости

 

в

 

поведении

 

Архива

 

проявился

 

также

 

в

 

том

что

 

его

 

директор

 

Омар

 

Тушурашвили

 

в

 

вестнике

издаваемом

 

Архивом

и

 

других

 

научных

 

журналах

 

вы

-

ступает

 

с

 

профессором

 

Грузинского

 

православного

 

университета

 

имени

 

Андрея

 

Первозванного

 

Вахтангом

 

Гурули

 

и

 

профессором

 

Государственного

 

университета

 

имени

 

Ильи

 

Чавчавадзе

 

Влади

-

миром

  (

Тато

Луарсабишвили

 

в

 

качестве

 

соавтора

 

статей

 

по

 

историческим

 

и

 

актуальным

 

темам

В

Гурули

 

был

кроме

 

того

задействован

 

Архивом

 

в

 

качестве

 

рецензента

 

главы

  Â«

Этнос

 

и

 

террор

». 

Только

 

исходя

 

из

 

этих

 

предпосылок

авторы

 

приняли

 

решение

 

пойти

 

по

 

менее

  Â«

честному

» 

пути

осуществив

 

издание

 

спорной

 

главы

 Â«

Этнос

 

и

 

террор

» 

не

 

просто

 

только

 

под

 

своим

 

именем

но

 

и

 

без

 

согласования

 

с

 

Архивом

Так

 

или

 

иначе

благодаря

 

много

-

кратным

 

публикациям

 

была

 

достигнута

 

транспарентность

 

в

 

отношении

 

остававшихся

 

скрытыми

 

различий

читатель

 

мо

-

жет

 

составить

 

своё

 

собственное

 

мнение

 

на

 

этот

 

счёт

Если

 

М

Клингенбергу

 

не

 

хватает

 

общественной

 

дискуссии

 

о

 

тезисах

 

главы

 â€“ 

а

 

теперь

 

и

 

книги

 â€“ «

Этнос

 

и

 

террор

», 

то

 

её

 

авторы

 

также

 

могут

 

лишь

 

сожалеть

 

о

 

её

 

отсутствии

Однако

 

ожив

-

ленные

 

продажи

  Â«

Этноса

 

и

 

террора

», 

по

 

крайней

 

мере

могут

 

свидетельствовать

 

о

 

том

что

 

тема

 

пользуется

 

широким

 

инте

-

ресом

С

 

нашей

 

точки

 

зрения

важно

 

указать

 

на

 

то

что

 

ректор

 

Академии

 

МВД

 

Нукри

 

Гелашвили

как

 

председатель

 

Архива

ещё

 

в

 

декабре

 2014 

года

 

в

 

открытой

 

форме

 

заявил

что

 

при

 

отсут

-

ствии

 

консенсуса

 

в

 

отношении

 

главы

 Â«

Этнос

 

и

 

террор

» 

авторы

 


background image

Попытка

 

достижения

 

консенсуса

 

183 

имеют

 

право

 

реализовать

 

публикацию

 

под

 

собственным

 

именем

 

и

 

без

 

упоминания

 

Архива

15

цензуры

 

быть

 

не

 

должно

Кроме

 

то

-

го

мы

 

будем

 

рады

если

 

окажется

что

 

мы

 

переоценили

 

реши

-

мость

 

намерений

 

Архива

 

и

 

его

 

экспертов

 

предотвратить

 

публи

-

кацию

  Â«

Этноса

 

и

 

террора

». 

В

 

этом

 

случае

 

мы

 

приносим

 

свои

 

извинения

 

Перевод

 

с

 

немецкого

Даниил

 

Бордюгов

 

 

7. Психотравматологическая  

перспектива 

Дж.  Ð”жавахишвили

16

В  Ð´ÐµÐºÐ°Ð±Ñ€Ðµ  2014  Ð³Ð¾Ð´Ð°  Ð³Ð¾ÑÐ¿Ð¾Ð´Ð¸Ð½  Ð®Ð½Ð³Ðµ 

пригласил  Ð¼ÐµÐ½Ñ  Ð½Ð°  ÐºÑ€ÑƒÐ³Ð»Ñ‹Ð¹  ÑÑ‚ол,  Ð¿Ð¾ÑÐ²ÑÑ‰Ñ‘нный  Ð¸ÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ñ‚ель-
скому Ð¿Ñ€Ð¾ÐµÐºÑ‚у, Ð½Ð°Ñ†ÐµÐ»ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¼Ñƒ Ð½Ð° Ð¸Ð·ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ðµ ÑÑ‚алинских Ñ€ÐµÐ¿Ñ€ÐµÑÑÐ¸Ð¹ Ð² 
Грузии.  Ðš  ÑÐ¾Ð¶Ð°Ð»ÐµÐ½Ð¸ÑŽ,  Ð²  Ð´ÐµÐ½ÑŒ  Ð²ÑÑ‚речи  Ñ  Ð½Ðµ  Ð±Ñ‹Ð»Ð°  Ð²  ÑÑ‚ране,  Ð½Ð¾ 
позднее Ð³Ð¾ÑÐ¿Ð¾Ð´Ð¸Ð½ Ð®Ð½Ð³Ðµ Ð²Ð½Ð¾Ð²ÑŒ ÑÐ²ÑÐ·Ð°Ð»ÑÑ ÑÐ¾ Ð¼Ð½Ð¾Ð¹ Ð¸ Ð¿Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾ÑÐ¸Ð» Ð½Ð°Ð¿Ð¸-
сать ÐºÐ¾Ð¼Ð¼ÐµÐ½Ñ‚арий Ð¿Ð¾ Ð¿Ñ€Ð¾ÐµÐºÑ‚у. Ð¢Ð°Ðº ÐºÐ°Ðº Ñ‚ема Ð¿Ñ€Ð¾ÐµÐºÑ‚а Ñ‡Ñ€ÐµÐ·Ð²Ñ‹Ñ‡Ð°Ð¹Ð½Ð¾ 
важная,  Ð´Ð¾  Ð½Ñ‹Ð½ÐµÑˆÐ½ÐµÐ³Ð¾  Ð²Ñ€ÐµÐ¼ÐµÐ½Ð¸  Ð¿Ð¾Ñ‡Ñ‚и  Ð½Ðµ  Ð¸ÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ  Ñƒ  Ð½Ð°Ñ  Ð² 
стране, Ð° Ñ‚акже Ð²Ñ…одит Ð² ÐºÑ€ÑƒÐ³ Ð¼Ð¾Ð¸Ñ… Ð½Ð°ÑƒÑ‡Ð½Ñ‹Ñ… Ð¸Ð½Ñ‚ересов, Ñ Ñ Ð³Ð¾Ñ‚ов-
ностью  ÑÐ¾Ð³Ð»Ð°ÑÐ¸Ð»Ð°ÑÑŒ.  Ð’  ÑÐ¸Ð»Ñƒ  Ñ‚ого,  Ñ‡Ñ‚о  Ð·Ð°ÐºÐ°Ð·  Ð½Ðµ  Ð±Ñ‹Ð»  Ð¿Ñ€Ð¾Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñ€ÐµÐ½ 
эксплицитно,  Ñ  Ð¿Ñ€ÐµÐ´Ð¿Ð¾Ð»Ð°Ð³Ð°Ð»Ð°,  Ñ‡Ñ‚о  Ð¾Ñ‚  Ð¼ÐµÐ½Ñ  Ð¾Ð¶Ð¸Ð´Ð°ÑŽÑ‚  Ñ‚екст,  Ð¾Ñ‚ра-
жающий Ñ€ÐµÐ·ÑƒÐ»ÑŒÑ‚аты Ð¸ÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ, ÐºÐ¾Ñ‚орое Ñ Ð²ÐµÐ´Ñƒ Ñ 2010 Ð³Ð¾Ð´Ð° â€“ 
по  Ð¿ÑÐ¸Ñ…Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ‡ÐµÑÐºÐ¸Ð¼  Ð°ÑÐ¿ÐµÐºÑ‚ам  Ñ€ÐµÐ¿Ñ€ÐµÑÑÐ¸Ð¹  ÑÑ‚алинского  Ð¿ÐµÑ€Ð¸Ð¾Ð´Ð°. 
Но  Ð¿Ð¾Ð·Ð¶Ðµ,  ÐºÐ¾Ð³Ð´Ð°  Ñ  Ð¿Ð¾Ð»ÑƒÑ‡Ð¸Ð»Ð°  Ð¾Ñ‚  Ð³Ð¾ÑÐ¿Ð¾Ð´Ð¸Ð½Ð°  Ð®Ð½Ð³Ðµ  ÐºÐ¾Ñ€Ñ€ÐµÑÐ¿Ð¾Ð½Ð´ÐµÐ½-
цию  Ñ  Ð´Ð¾ÐºÑƒÐ¼ÐµÐ½Ñ‚ом,  Ð²  ÐºÐ¾Ñ‚ором  Ñ€ÑƒÐºÐ¾Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ‚ель  Ð¿Ñ€Ð¾ÐµÐºÑ‚а  Ð³Ð¾ÑÐ¿Ð¾Ð´Ð¸Ð½ 
Бонвеч Ð´Ð°Ñ‘Ñ‚ Ð¾Ñ†ÐµÐ½ÐºÑƒ Ð´ÐµÐºÐ°Ð±Ñ€ÑŒÑÐºÐ¾Ð¼Ñƒ ÐºÑ€ÑƒÐ³Ð»Ð¾Ð¼Ñƒ ÑÑ‚олу, Ð° Ñ‚акже Ð¾Ñ‚вет-
ные письма отдельных грузинских ÐºÐ¾Ð»Ð»ÐµÐ³ – участников проекта, я 
поняла,  Ñ‡Ñ‚о  Ð²  Ð¿Ñ€Ð¾ÐµÐºÑ‚ной  ÐºÐ¾Ð¼Ð°Ð½Ð´Ðµ  â€“  ÐºÐ¾Ð½Ñ„ликт,  Ð¸  Ñ  Ñ„актически 
приглашена Ð¿Ñ€Ð¾ÐºÐ¾Ð¼Ð¼ÐµÐ½Ñ‚ировать этот ÐºÐ¾Ð½Ñ„ликт. 

Поскольку Ñ Ð½Ðµ ÑÐ¾Ð¿Ñ€Ð¾Ð²Ð¾Ð¶Ð´Ð°Ð»Ð° Ð¸, ÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ñ‚ельно, Ð½Ðµ Ð½Ð°Ð±Ð»ÑŽÐ´Ð°Ð»Ð° 

проект Ñ ÑÐ°Ð¼Ð¾Ð³Ð¾ Ð½Ð°Ñ‡Ð°Ð»Ð°, Ð° ÐºÐ°Ðº Ñ€Ð°Ð· Ð½Ð°Ð¾Ð±Ð¾Ñ€Ð¾Ñ‚ â€“ Ð¿Ð¾Ð»ÑƒÑ‡Ð¸Ð»Ð° Ð´Ð»Ñ Ð°Ð½Ð°Ð»Ð¸-
за  Ð»Ð¸ÑˆÑŒ  Ñ„рагменты  Ð¸Ð½Ñ„ормации  Ð²  ÑÐ°Ð¼Ð¾Ð¼  ÐºÐ¾Ð½Ñ†Ðµ  ÐµÐ³Ð¾,  Ð¼Ð¾Ð¹  Ð°Ð½Ð°Ð»Ð¸Ð· 
процесса  Ð½Ðµ  Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ‚  Ð±Ñ‹Ñ‚ÑŒ  Ð²ÑÐµÐ¾Ð±ÑŠÐµÐ¼Ð»ÑŽÑ‰Ð¸Ð¼.  ÐŸÐ¾ÑÑ‚ому  Ñ  Ð±ÑƒÐ´Ñƒ  ÐºÐ°-
саться  Ð»Ð¸ÑˆÑŒ  Ñ‚ех  Ð¼Ð¾Ð¼ÐµÐ½Ñ‚ов,  ÐºÐ¾Ñ‚орые  Ñ  Ð¼Ð¾Ð³Ð»Ð°  Ð½Ð°Ð±Ð»ÑŽÐ´Ð°Ñ‚ÑŒ,  Ð¸Ð·ÑƒÑ‡Ð¸Ð² 
материал, Ð¿Ñ€ÐµÐ´Ð¾ÑÑ‚авленный Ð½Ð°ÑƒÑ‡Ð½Ñ‹Ð¼ Ñ€ÑƒÐºÐ¾Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ‚елем Ð¿Ñ€Ð¾ÐµÐºÑ‚а (за-
писи  Ð¸  Ð¾Ñ†ÐµÐ½ÐºÐ°  ÐºÑ€ÑƒÐ³Ð»Ð¾Ð³Ð¾  ÑÑ‚ола,  Ñ€ÑÐ´  Ð³Ð»Ð°Ð²  Ð¸Ð·  ÐºÐ½Ð¸Ð³Ð¸,  Ð´Ð¸ÑÐºÑƒÑÑÐ¸Ñ 


background image

184

 

Попытка

 

достижения

 

консенсуса

 

вокруг  Ñ‡Ð°ÑÑ‚Ð¸  Ð¸ÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ,  Ð¿Ð¾ÑÐ²ÑÑ‰Ñ‘нной  ÑÑ‚ническим  Ð°ÑÐ¿ÐµÐºÑ‚ам 
террора Ð² Ð“рузии). 

Хочу  Ð½Ð°Ñ‡Ð°Ñ‚ÑŒ  Ñ  Ñ‚ого,  Ñ‡Ñ‚о  Ð¼ÐµÐ½Ñ  ÐºÐ°Ðº  ÑÐ¿ÐµÑ†Ð¸Ð°Ð»Ð¸ÑÑ‚а,  Ð¸Ð·ÑƒÑ‡Ð°ÑŽÑ‰ÐµÐ³Ð¾ 

психотравму,  Ð½Ðµ  ÑƒÐ´Ð¸Ð²Ð»ÑÐµÑ‚,  Ñ‡Ñ‚о  Ð²  Ð¿Ñ€Ð¾ÐµÐºÑ‚е,  Ð°Ð½Ð°Ð»Ð¸Ð·Ð¸Ñ€ÑƒÑŽÑ‰ÐµÐ¼  Ñ‚ота-
литарное Ð¿Ñ€Ð¾ÑˆÐ»Ð¾Ðµ Ñ‚ой Ð¸Ð»Ð¸ Ð¸Ð½Ð¾Ð¹ ÑÑ‚раны â€“ Ð² Ð½Ð°ÑˆÐµÐ¼ ÑÐ»ÑƒÑ‡Ð°Ðµ Ð“рузии, 
появился  ÐºÐ¾Ð½Ñ„ликт.  Ð ÐµÑ„лексия  ÑÑ‚алинизма  ÑÐ²Ð»ÑÐµÑ‚ся  Ñ„актически 
рефлексией  Ð½Ð°Ð´  ÑÐ¸ÑÑ‚емой,  Ð¿Ñ€Ð¾Ñ†ÐµÑÑÐ¾Ð¼  Ð¸  Ñ„актами  Ð½Ð°ÑÐ¸Ð»Ð¸Ñ.  Ð­Ñ‚о 
требует Ð¾Ñ‚ Ð¸ÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ñ‚елей Ð¿Ð¾Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ñ‚ься Ð² Ñ‚от Ð¸ÑÑ‚орический Ð¿ÐµÑ€Ð¸-
од,  Ð¸Ð·ÑƒÑ‡Ð¸Ñ‚ÑŒ  Ð¸  Ñ‚аким  Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð¾Ð¼  â€“  Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÑÑ‚авить  ÐµÐ³Ð¾,  Ð²  Ð¾Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÐµÐ»Ñ‘нной 
степени â€“ Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ¶Ð¸Ñ‚ÑŒ ÐµÐ³Ð¾. Ð ÑÑ‚о ÑÐ»Ð¾Ð¶Ð½Ð°Ñ Ð¸ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð·Ð°Ð´Ð°Ñ‡Ð°, Ñ‚ак 
как Ð½Ð°ÑÐ¸Ð»Ð¸Ðµ â€“ Ñ„еномен, Ð²Ñ‹Ð·Ñ‹Ð²Ð°ÑŽÑ‰Ð¸Ð¹ ÑÐ¸Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ðµ ÑÐ¼Ð¾Ñ†Ð¸Ð¸ Ð½Ðµ Ñ‚олько 
в Ñ‡ÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐºÐµ, ÐºÐ¾Ñ‚орого ÑÑ‚о Ð½ÐµÐ¿Ð¾ÑÑ€ÐµÐ´ÑÑ‚венно ÐºÐ°ÑÐ°ÐµÑ‚ся, Ð½Ð¾ Ñ‚акже Ð¸ Ð² 
тех Ð»ÑŽÐ´ÑÑ…, ÐºÐ¾Ñ‚орые ÑƒÐ·Ð½Ð°ÑŽÑ‚ Ð¾ Ñ„актах-процессах-системе Ð½Ð°ÑÐ¸Ð»Ð¸Ñ, 
являются в той или Ð¸Ð½Ð¾Ð¹ ÑÑ‚епени его «свидетелями». 

Тоталитарному  Ð½Ð°ÑÐ¸Ð»Ð¸ÑŽ  (не  Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ‚  Ð·Ð½Ð°Ñ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ,  Ð²  ÐºÐ°ÐºÐ¾Ð¹  ÑÑ‚ране) 

свойственно Â«Ð²Ñ‚искивание» Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÑÑ‚ва Ñ€ÐµÐ¶Ð¸Ð¼Ð¾Ð¼ Ð² Ñ‚. Ð½. тоталитар-
ный  Ñ‚Ñ€ÐµÑƒÐ³Ð¾Ð»ÑŒÐ½Ð¸Ðº  Â«Ð–ертва  â€“  ÐÐ³Ñ€ÐµÑÑÐ¾Ñ€  (преследователь)  â€“  Ð¡Ñ‚о-
ронний Ð½Ð°Ð±Ð»ÑŽÐ´Ð°Ñ‚ель (Очевидец)». ÐÐ³Ñ€ÐµÑÑÐ¾Ñ€ (тоталитарный Ð»Ð¸Ð´ÐµÑ€ 
и  Ð»ÑŽÐ´Ð¸,  ÑÐ»ÑƒÐ¶Ð°Ñ‰Ð¸Ðµ  Ð¸  Ð¾Ñ‚ождествляющие  ÑÐµÐ±Ñ  Ñ  Ñ€ÐµÐ¶Ð¸Ð¼Ð¾Ð¼)  Ð²Ð¸ÐºÑ‚и-
мизирует Ð–ертву, ÐžÑ‡ÐµÐ²Ð¸Ð´ÐµÑ† Ð½Ð°Ð±Ð»ÑŽÐ´Ð°ÐµÑ‚ Ð¿Ñ€Ð¾Ñ†ÐµÑÑ Ð²Ð¸ÐºÑ‚имизации Ð¸, 
наблюдая,  Ð¸ÑÐ¿Ñ‹Ñ‚ывает  ÑÑ‚рах,  Ð¸Ð´ÐµÐ½Ñ‚ифицируя  ÑÐµÐ±Ñ  Ñ  Ð¶ÐµÑ€Ñ‚вой. 
В  ÑÐ¸Ð»Ñƒ  Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð³Ð¾  ÑÑ‚раха  Ð¾Ð½  Ð½Ðµ  Ð¿Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ‚  Ð³Ð¾Ð»Ð¾ÑÐ°  Ð¿Ñ€Ð¾Ñ‚ив  Ð½Ð°ÑÐ¸Ð»Ð¸Ñ. 
Тем ÑÐ°Ð¼Ñ‹Ð¼, Ñ‚олерируя Ð°Ð³Ñ€ÐµÑÑÐ¸ÑŽ Ð¸ Ð²Ð¸ÐºÑ‚имизацию Â«Ð±Ð»Ð¸Ð¶Ð½ÐµÐ³Ð¾ ÑÐ²Ð¾-
его», Ð¾Ð½ Ð¾Ñ‚ождествляет ÑÐµÐ±Ñ Ñ ÐÐ³Ñ€ÐµÑÑÐ¾Ñ€Ð¾Ð¼, Ñ‡Ñ‚о Ð¿Ñ€Ð¸Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ‚ Ðº Ð²Ð½ÑƒÑ‚-
реннему  Ñ€Ð°ÑÑ‰ÐµÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸ÑŽ  â€“  Ñ‡Ð°ÑÑ‚ÑŒ  ÐµÐ³Ð¾  ÑÐ¾Ð¾Ñ‚ветствует  Ð¿ÑÐ¸Ñ…ологиче-
скому  ÑÐ¾ÑÑ‚оянию  Ð–ертвы,  Ñ‡Ð°ÑÑ‚ÑŒ  â€“  ÐÐ³Ñ€ÐµÑÑÐ¾Ñ€Ð°.  Ð­Ñ‚о  Ð²Ð½ÑƒÑ‚реннее 
расщепление  Ð½Ð°  Ð²Ð¸ÐºÑ‚имизируемого  Ð¸  Ð²Ð¸ÐºÑ‚имизирующего,  Ð±ÐµÑ€Ñƒ-
щее Ð½Ð°Ñ‡Ð°Ð»Ð¾ Ð² Ñ‚оталитарной ÑÐ¸ÑÑ‚еме, Ð¿Ð¾ Ð¸Ð½ÐµÑ€Ñ†Ð¸Ð¸ Ð¿Ñ€Ð¾Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð°ÐµÑ‚ся Ð¸ 
в Ð¿Ð¾ÑÑ‚тоталитарном Ð¿ÐµÑ€Ð¸Ð¾Ð´Ðµ Ð¸ Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÑÑ‚авлено Ð½Ð° Ð²ÑÐµÑ… â€“ Ð¸Ð½Ð´Ð¸Ð²Ð¸Ð´Ñƒ-
альном,  ÑÐµÐ¼ÐµÐ¹Ð½Ð¾Ð¼,  Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÑÑ‚венном  â€“  ÑƒÑ€Ð¾Ð²Ð½ÑÑ…  Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÐµÐ´ÐµÑÑ‚ельности. 
Такое  ÑÐ¾ÑÑ‚Ð¾ÑÐ½Ð¸Ðµ  Ð²Ñ‹Ð·Ñ‹Ð²Ð°ÐµÑ‚  ÑÐ¸Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ðµ  ÑÐ¼Ð¾Ñ†Ð¸Ð¸  â€“  Ð¾Ð¿ÑÑ‚ÑŒ  Ð¶Ðµ,  Ð³Ð½ÐµÐ², 
ощущение беспомощности Ð¸ т. д. 

Роли Ð² Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð¼ Ñ‚реугольнике Ð½Ðµ ÑÑ‚абильны, Ð° Ð½Ð°Ð¾Ð±Ð¾Ñ€Ð¾Ñ‚ â€“ Ð¿ÐµÑ€Ðµ-

текают Ð´Ñ€ÑƒÐ³ Ð² Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð°. Ð˜, ÐºÐ°Ðº Ð² ÑÐ»ÑƒÑ‡Ð°Ðµ Ð»ÑŽÐ±Ð¾Ð³Ð¾ Ñ‚оталитарного Ñ€ÐµÐ¶Ð¸-
ма, Ð¾ÑÐ¼Ñ‹ÑÐ»ÐµÐ½Ð¸Ðµ Ð¾ÑˆÐ¸Ð±Ð¾Ðº Ð¸ Â«Ð¸Ð·Ð¾Ð±Ð»Ð¸Ñ‡ÐµÐ½Ð¸Ðµ Ð²Ð¸Ð½Ð¾Ð²Ð½Ñ‹Ñ…» ÑÐ¾Ð¿Ñ€ÑÐ¶ÐµÐ½Ð¾ Ñ 
целым Ñ€ÑÐ´Ð¾Ð¼ ÑÑ‚рахов, Ð´ÑƒÑˆÐµÐ²Ð½Ñ‹Ñ… Ð¼ÑƒÐº Ð¸ Ð¼Ð¾Ñ€Ð°Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ñ… Ð´Ð¸Ð»ÐµÐ¼Ð¼, ÐºÐ¾Ñ‚о-
рые Ð¼Ñ‹ Ð¿Ñ€ÐµÐºÑ€Ð°ÑÐ½Ð¾ Ð·Ð½Ð°ÐµÐ¼ Ð¿Ð¾ Ñ€Ð°Ð·Ð»Ð¸Ñ‡Ð½Ñ‹Ð¼ Ð¸ÑÑ‚орическим Ð¿Ñ€Ð¾Ñ†ÐµÑÑÐ°Ð¼ 
по Ð´ÐµÐ»Ð°Ð¼, ÑÐ²ÑÐ·Ð°Ð½Ð½Ñ‹Ð¼ Ñ Ñ„ашизмом. Ð¢Ð¾Ñ‚ Ð¶Ðµ ÑÐ»ÑƒÑ‡Ð°Ð¹ Ð Ð¾Ð±ÐµÑ€Ð° Ð‘разиль-
яка Ð²Ð¾ Ð¤Ñ€Ð°Ð½Ñ†Ð¸Ð¸, Ð²Ð¸Ñ€Ñ‚уозно Ð¿Ñ€Ð¾Ð°Ð½Ð°Ð»Ð¸Ð·Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ñ‹Ð¹ Ð¡Ð¸Ð¼Ð¾Ð½Ð¾Ð¹ Ð´Ðµ Ð‘о-
вуар (Simone de Beauvoir, An Eye for an Eye), Ð´Ð°Ñ‘Ñ‚ Ð±Ð¾Ð³Ð°Ñ‚ую Ð¿Ð¸Ñ‰Ñƒ 
для размышления в этом плане. 


background image

Попытка

 

достижения

 

консенсуса

 

185 

Но  ÑÑ‚Ð¸Ð¼  (ни  Ñ‚Ð¾Ñ‚Ð°Ð»Ð¸Ñ‚Ð°Ñ€Ð½Ð¾Ð¹  ÑÐ¸ÑÑ‚емой,  Ð½Ð¸  Ð¿Ð¾ÑÑ‚тоталитарным 

обществом)  Ð´ÐµÐ»Ð¾  Ð½Ðµ  Ð¾Ð³Ñ€Ð°Ð½Ð¸Ñ‡Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ‚ся.  Ð”анный  Ñ‚ип  Ð¾Ñ‚ношений 
(Жертва  â€“  ÐÐ³Ñ€ÐµÑÑÐ¾Ñ€  â€“  ÐžÑ‡ÐµÐ²Ð¸Ð´ÐµÑ†)  Ð¾Ñ‡ÐµÐ½ÑŒ  Ð»ÐµÐ³ÐºÐ¾  Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ‚  Ð¿Ñ€Ð¾ÐµÑ†Ð¸Ñ€Ð¾-
ваться  Ð¸  Ð½Ð°  ÐºÐ¾Ð¼Ð°Ð½Ð´Ñƒ,  Ð¸Ð·ÑƒÑ‡Ð°ÑŽÑ‰ÑƒÑŽ  Ð½Ð°ÑÐ¸Ð»Ð¸Ðµ  Ð¸Ð»Ð¸  Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚ающую  Ð½Ð°Ð´ 
преодолением Ð¿Ð¾ÑÐ»ÐµÐ´ÑÑ‚вий Ð½Ð°ÑÐ¸Ð»Ð¸Ñ. ÐÐµÐ¼ÐµÑ†ÐºÐ¸Ð¹ ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ñ‹Ð¹ ÐšÑ€Ð¸ÑÑ‚иан 
Просс,  Ð¸ÑÑÐ»ÐµÐ´ÑƒÑŽÑ‰Ð¸Ð¹  Ð¾Ñ€Ð³Ð°Ð½Ð¸Ð·Ð°Ñ†Ð¸Ð¸,  Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚ающие  Ñ  Ð¶ÐµÑ€Ñ‚вами  Ð¿Ñ‹-
ток,  Ð¿Ñ€Ð¸ÑˆÑ‘л  Ðº  Ð·Ð°ÐºÐ»ÑŽÑ‡ÐµÐ½Ð¸ÑŽ,  Ñ‡Ñ‚о  Ð¾Ñ€Ð³Ð°Ð½Ð¸Ð·Ð°Ñ†Ð¸Ð¸,  ÐºÐ¾Ñ‚орые  Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚ают 
над Ð¿Ð¾ÑÐ»ÐµÐ´ÑÑ‚виями Ð½Ð°ÑÐ¸Ð»Ð¸Ñ, Ð¾Ñ‡ÐµÐ½ÑŒ Ñ‡Ð°ÑÑ‚о ÑÐ°Ð¼Ð¸ Ð²ÑÑ‚упают Ð² Ð½Ð°ÑÐ¸Ð»ÑŒ-
ственные  ÐºÐ¾Ð½Ñ„Ð»Ð¸ÐºÑ‚Ð½Ñ‹Ðµ  Ð¾Ñ‚ношения,  Ð¸  Ð²  Ð½Ð¸Ñ…  Ñ€Ð°Ð·Ð²Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ‚ся  Ð¾Ñ€Ð³Ð°Ð½Ð¸-
зационная  ÐºÑƒÐ»ÑŒÑ‚ура,  Ð¿Ð¾ÑÑ‚роенная  Ð½Ð°  Ð´Ð¸Ñ…отомии  Ð–ертва  â€“  ÐŸÑ€Ðµ-
следователь  (Pross  Christian.  2014.  Cultural  Competence  and 
Trauma  in  the  Organizations:  Sources  and  Prevention  of  Stress  / 
Clinical Neuropsychiatry: 11, 1, 7–19). Так же, как Ð¸ в тоталитарной 
системе â€“ ÑÑ‚и Ñ€Ð¾Ð»Ð¸ Ð½Ðµ ÑÑ‚абильны, Ð° Ð¿ÐµÑ€ÐµÑ‚екают Ð´Ñ€ÑƒÐ³ Ð² Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð°. Ð¡Ðµ-
годняшняя Ð¶ÐµÑ€Ñ‚ва Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ‚ Ð·Ð°Ð²Ñ‚ра ÑÑ‚ать Ð¿Ñ€ÐµÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ñ‚елем Ð¸ Ð½Ð°Ð¾Ð±Ð¾Ñ€Ð¾Ñ‚. 

Господин  ÐŸÑ€Ð¾ÑÑ  Ð½Ð°Ð±Ð»ÑŽÐ´Ð°Ð»  ÑÑ‚о  Ð²  ÑÐµÑ€Ð²Ð¸ÑÐ½Ñ‹Ñ…  Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð¾Ð·Ð°Ñ‰Ð¸Ñ‚ных 

психотравматологических  Ð¾Ñ€Ð³Ð°Ð½Ð¸Ð·Ð°Ñ†Ð¸ÑÑ…,  Ð½Ð¾  Ñ‚акие  Ð¶Ðµ  Ð¿Ñ€Ð¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ‹ 
могут  Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ½ÑƒÑ‚ÑŒ  Ð¸  Ð²  Ð¸ÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ñ‚ельских  Ð¾Ñ€Ð³Ð°Ð½Ð¸Ð·Ð°Ñ†Ð¸ÑÑ…-группах, 
работающих  Ð½Ð°Ð´  Ð¸Ð·ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼  Ð½Ð°ÑÐ¸Ð»Ð¸Ñ  Ð¸  Ð¿Ð¾ÑÐ»ÐµÐ´ÑÑ‚вий  Ð½Ð°ÑÐ¸Ð»Ð¸Ñ. 
Предотвратить  Ñ‚акое  Ð´ÐµÑÑ‚руктивное  Ñ€Ð°Ð·Ð²Ð¸Ñ‚ие  Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³ÑƒÑ‚  Ñ‚олько 
осознание Ñ€Ð¸ÑÐºÐ° Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ´Ð¶Ð¼ÐµÐ½Ñ‚ом Ð¸ Ñ‡Ð»ÐµÐ½Ð°Ð¼Ð¸ ÐºÐ¾Ð¼Ð°Ð½Ð´Ñ‹; ÑƒÑÐ¸Ð»Ð¸Ñ, Ð½Ð°-
правленные Ð½Ð° Ð¿Ð¾ÑÑ‚роение ÐºÐ¾Ð¼Ð°Ð½Ð´Ñ‹ Ð¸ Ñ€Ð°Ð·Ð²Ð¸Ñ‚ие ÑÐ°Ð¼Ð¾ÑÐ¾Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐºÐ¾-
манды  â€“  ÐµÑ‘  Ñ€Ð°Ð·Ð´ÐµÐ»ÑÐµÐ¼Ñ‹Ñ…  Ñ†ÐµÐ½Ð½Ð¾ÑÑ‚ей  Ð¸  Ð½Ð¾Ñ€Ð¼,  Ð°  Ñ‚акже  ÑƒÑÐ¸Ð»Ð¸Ñ,  Ð½Ð°-
правленные ÐºÐ°Ð¶Ð´Ñ‹Ð¼ Ñ‡Ð»ÐµÐ½Ð¾Ð¼ Ð½Ð° Ð¾ÑÐ¾Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ðµ ÑÐ°Ð¼Ð¾Ð³Ð¾ ÑÐµÐ±Ñ. ÐÐµ Ð¼ÐµÐ½ÐµÐµ 
важна  Ð´Ð»Ñ  Ð¿Ñ€Ð¾Ñ„илактики  Ð¸  ÐºÐ°Ñ‡ÐµÑÑ‚венная  ÑÐºÑÐ¿Ð»Ð¸Ñ†Ð¸Ñ‚ная  ÐºÑƒÐ»ÑŒÑ‚ура 
коммуникации â€“ Ð¿Ñ€Ð¾Ð·Ñ€Ð°Ñ‡Ð½Ð¾ÑÑ‚ÑŒ, Ñ€ÐµÐ³ÑƒÐ»ÑÑ€Ð½Ð°Ñ Ñ†Ð¸Ñ€ÐºÑƒÐ»ÑÑ†Ð¸Ñ Ð¸Ð½Ñ„орма-
ции Ð¸ дискуссия. 

Конфликт,  ÐºÐ¾Ñ‚орый  Ñ  Ð½Ð°Ð±Ð»ÑŽÐ´Ð°Ð»Ð°  Ð²  ÑÐ»ÐµÐºÑ‚ронной  Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ¿Ð¸ÑÐºÐµ 

участников Ð¸ Ñ€ÑƒÐºÐ¾Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ‚елей Ð¿Ñ€Ð¾ÐµÐºÑ‚а, Ð½Ð°Ð¿Ð¾Ð¼Ð½Ð¸Ð» Ð¼Ð½Ðµ Ð¾Ð± ÑÑ‚их Ð¼Ð¾-
ральных  Ð´Ð¸Ð»ÐµÐ¼Ð¼Ð°Ñ…  Ð¸  ÑÐ»Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑ‚и  Ð°Ð½Ð°Ð»Ð¸Ð·Ð°  Ñ‚оталитарного  Ð¿Ñ€Ð¾ÑˆÐ»Ð¾-
го. ÐÐ½Ð°Ð»Ð¸Ð·Ð¸Ñ€ÑƒÑ ÐµÐ³Ð¾, Ð¿Ñ€Ð¾ÐµÐºÑ‚ная Ð¸ÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ñ‚ельская ÐºÐ¾Ð¼Ð°Ð½Ð´Ð° ÑÐ¾Ð¿Ñ€Ð¸-
касается Ñ Ð²ÐµÑÑŒÐ¼Ð° Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¹, Ð½Ðµ Ð¿Ñ€ÐµÐ¾Ð´Ð¾Ð»ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¹ Ð½Ð° Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð¼ ÑÑ‚апе 
травмой â€“ Ñ‚оталитарной Ñ‚равмой â€“ Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÑÑ‚ва, Ð¸ Ñ„актически ÑÑ‚ал-
кивается Ñ Ñ€Ð¸ÑÐºÐ¾Ð¼ Ñ‚ого, Ñ‡Ñ‚о ÑÑ‚а Ñ‚равма, Ð° Ñ‚акже Ð¾Ñ‚ношения Ð–ерт-
ва  â€“  ÐÐ³Ñ€ÐµÑÑÐ¾Ñ€  â€“  ÐžÑ‡ÐµÐ²Ð¸Ð´ÐµÑ†  Ð¼Ð¾Ð³ÑƒÑ‚  Ð¿Ñ€Ð¾ÐµÑ†Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ñ‚ься  Ð½Ð°  Ð¿Ñ€Ð¾ÐµÐºÑ‚ную 
команду. 

Для  Ð¼ÐµÐ½Ñ  ÐºÐ°Ðº  Ð¿ÑÐ¸Ñ…олога,  Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚ающего  Ñ  Ð¸Ð½Ð´Ð¸Ð²Ð¸Ð´ÑƒÐ°Ð»ÑŒÐ½Ð¾Ð¹  Ð¸ 

общественной  Ð¿ÑÐ¸Ñ…Ð¾Ñ‚Ñ€Ð°Ð²Ð¼Ð¾Ð¹,  Ð½Ðµ  Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ‚  Ð·Ð½Ð°Ñ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ,  ÐºÑ‚о  Ð½Ð°  Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð¼ 
этапе Ð² Ð¸ÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ñ‚ельской ÐºÐ¾Ð¼Ð°Ð½Ð´Ðµ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ‚ Ð½Ð°Ñ…одиться Ð² Ñ€Ð¾Ð»Ð¸ Ð°Ð³-
рессора,  Ð¶ÐµÑ€Ñ‚вы  Ð¸Ð»Ð¸  ÑÑ‚ороннего  Ð½Ð°Ð±Ð»ÑŽÐ´Ð°Ñ‚еля.  ÐœÑ‹  Ð²ÑÐµ  Ñ…орошо 
знаем (и Ð¾ÑÐ¾Ð±ÐµÐ½Ð½Ð¾ Ñ‚е, ÐºÑ‚о Ð¸ÑÑÐ»ÐµÐ´ÑƒÑŽÑ‚ Ñ‚раектории Ñ€ÐµÐ¿Ñ€ÐµÑÑÐ¸Ð¹), Ñ‡Ñ‚о