Файл: Gruzia_v_puti_Teni_stalinizma_-_2017.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.09.2019

Просмотров: 11653

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

186

 

Попытка

 

достижения

 

консенсуса

 

от Ñ€Ð¾Ð»Ð¸ Ð°Ð³Ñ€ÐµÑÑÐ¾Ñ€Ð° Ð¾Ñ‡ÐµÐ½ÑŒ Ð»ÐµÐ³ÐºÐ¾ Ð¿ÐµÑ€ÐµÑ…одят Ðº Ñ€Ð¾Ð»Ð¸ Ð¶ÐµÑ€Ñ‚вы, Ð¾Ñ‚ Ñ€Ð¾Ð»Ð¸ 
жертвы â€“ Ðº Ñ€Ð¾Ð»Ð¸ Ð¿Ñ€ÐµÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ñ‚еля и т. д. Ð¡ Ñ‚очки Ð·Ñ€ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑÐ¸Ñ…оди-
намической  Ð¿ÑÐ¸Ñ…Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸,  Ð¿Ñ€Ð¾ÐµÐºÑ†Ð¸Ñ  Ñ‚оталитарного  Ñ‚реугольника 
фактически  Ð¾Ð·Ð½Ð°Ñ‡Ð°ÐµÑ‚  Ð¿Ñ€Ð¾ÐµÑ†Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ðµ  Ð¸  Ñ‚оталитарной  Ð¿ÑÐ¸Ñ…отрав-
мы  (в  Ð½Ð°ÑˆÐµÐ¼  ÑÐ»ÑƒÑ‡Ð°Ðµ  â€“  Ð½Ð°  Ð¸ÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ñ‚ельскую  ÐºÐ¾Ð¼Ð°Ð½Ð´Ñƒ).  Ð¢Ð¾Ñ‚али-
тарная  Ñ‚равма  Ð²  Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐ¾Ð¹  Ð¼ÐµÑ€Ðµ  ÑÐ²ÑÐ·Ð°Ð½Ð°  ÑÐ¾  ÑÑ‚рахом  Ð¿Ð¾Ñ‚ери  Ð¸Ð´ÐµÐ½-
тичности.  Ð¡Ñ‚рах  Ð¿Ð¾Ñ‚ери  Ð¸Ð´ÐµÐ½Ñ‚ичности  Ñ‡Ð°Ñ‰Ðµ  Ð²ÑÐµÐ³Ð¾  Ð¿Ñ€Ð¸Ð³Ð²Ð¾Ð¶Ð´Ð°ÐµÑ‚ 
человека/общество Ðº Ð³Ñ€Ð°Ð½Ð´Ð½Ð°Ñ€Ð°Ñ‚иву Ð¸ ÑÑ‚авит Ð² Ð¿Ð¾Ð·Ð¸Ñ†Ð¸ÑŽ Â«Ð³Ð»ÑƒÑ…ой 
защиты»,  Ñ‡Ñ‚о  Ð½Ðµ  Ð¾ÑÑ‚авляет  Ð¿Ñ€Ð¾ÑÑ‚ранства  Ð´Ð»Ñ  ÐºÑ€Ð¸Ñ‚ического  Ð¾Ñ-
мысления того или Ð¸Ð½Ð¾Ð³Ð¾ явления. 

В  ÐºÐ¾Ñ€Ñ€ÐµÑÐ¿Ð¾Ð½Ð´ÐµÐ½Ñ†Ð¸Ð¸,  Ð¿Ñ€ÐµÐ´Ð¾ÑÑ‚авленной  Ð´Ð»Ñ  Ð°Ð½Ð°Ð»Ð¸Ð·Ð°,  ÑÐ¾Ð´ÐµÑ€Ð¶Ð°-

лись  Ð²Ð·Ð°Ð¸Ð¼Ð½Ñ‹Ðµ  Ð¾Ð±Ð²Ð¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ.  Ð¡  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð¹  ÑÑ‚ороны  â€“  Ð¾Ð±Ð²Ð¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ 
немецких Ð¸ÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ñ‚елей Ð² Ð¿Ñ€ÐµÐ´Ð²Ð·ÑÑ‚ости Ð¿Ñ€Ð¸ Ð°Ð½Ð°Ð»Ð¸Ð·Ðµ, Ð° Ñ Ð½ÐµÐ¼ÐµÑ†-
кой  ÑÑ‚Ð¾Ñ€Ð¾Ð½Ñ‹  â€“  Ð¾Ð±Ð²Ð¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¸Ñ…  Ð¸ÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ñ‚елей  Ð²  Ð½ÐµÑ‚оле-
рантности Ðº Ð¾Ñ‚личным Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸ÑÐ¼ Ð¸ Ð² Ð¾Ñ‚сутствии ÑÐ²Ð¾Ð±Ð¾Ð´Ñ‹ Ð½Ð°ÑƒÑ‡Ð½Ð¾Ð¹ 
мысли. Ð’ Ð´Ð¸ÑÐºÑƒÑÑÐ¸Ð¾Ð½Ð½Ð¾Ð¹ Ð³Ð»Ð°Ð²Ðµ, Ð³Ð¾Ñ‚овящейся Ðº Ð¿ÑƒÐ±Ð»Ð¸ÐºÐ°Ñ†Ð¸Ð¸, Ð¿ÐµÑ€Ðµ-
дается ÑÐ¿Ð¾Ñ€ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñƒ Ð³Ð¾ÑÐ¿Ð¾Ð´Ð°Ð¼Ð¸ Ð‘онвечем, Ð“амахарией, Ð”аушвили, 
Мюллером Ð¸ Ð®Ð½Ð³Ðµ. Ð˜ ÑÑ‚от ÑÐ¿Ð¾Ñ€ â€“ ÑÐ¿Ð¾Ñ€ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñƒ Ð´Ð²ÑƒÐ¼Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ñ‚ивопо-
ложными  Ð³Ñ€Ð°Ð½Ð´Ð½Ð°Ñ€Ñ€Ð°Ñ‚Ð¸Ð²Ð°Ð¼Ð¸.  Ð“рузинские  ÑƒÑ‡Ñ‘ные  Ð²ÐµÐ´ÑƒÑ‚  ÑÐ¿Ð¾Ñ€,  Ð¾Ñ-
новываясь  Ð½Ð°  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð¼  Ð³Ñ€Ð°Ð½Ð´Ð½Ð°Ñ€Ñ€Ð°Ñ‚иве,  Ñ‚огда  ÐºÐ°Ðº  Ð½ÐµÐ¼ÐµÑ†ÐºÐ¸Ðµ 
учёные  Ð¿Ð°Ñ€Ð¸Ñ€ÑƒÑŽÑ‚  Ð¾Ð±Ð²Ð¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ  Ð²  Ð¿Ñ€ÐµÐ´Ð²Ð·ÑÑ‚ости,  Ð¿Ñ€Ð¸Ð²Ð¾Ð´Ñ  Ð¸Ð½Ñ„орма-
цию, ÑÑ‚атистику, Ð´Ð°Ð½Ð½Ñ‹Ðµ Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ¿Ð¸ÑÐ¸ Ð¸ т. Ð´. â€“ Ð¸Ð· Ð¸ÑÑ‚очников Ñ†Ð°Ñ€ÑÐºÐ¸Ñ… 
и  ÑÐ¾Ð²ÐµÑ‚ÑÐºÐ¸Ñ…  Ð²Ñ€ÐµÐ¼ÐµÐ½,  Ð¸,  Ñ‚аким  Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð¾Ð¼,  Ð¾ÑÐ½Ð¾Ð²Ñ‹Ð²Ð°ÑŽÑ‚ся  Ð²  Ð¾Ð¿Ñ€ÐµÐ´Ðµ-
лённой  ÑÑ‚ÐµÐ¿ÐµÐ½Ð¸  Ð½Ð°  Ñ€ÑƒÑÑÐºÐ¾Ð¼  Ð³Ñ€Ð°Ð½Ð´Ð½Ð°Ñ€Ñ€Ð°Ñ‚иве.  Ð­Ñ‚о  ÑÑƒÑ‰ÐµÑÑ‚венно 
умаляет  Ð½Ð°ÑƒÑ‡Ð½ÑƒÑŽ  Ñ†ÐµÐ½Ð½Ð¾ÑÑ‚ÑŒ  Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð¹  Ð´Ð¸ÑÐºÑƒÑÑÐ¸Ð¸ Ð¸  Ð¿Ñ€ÐµÐ²Ñ€Ð°Ñ‰Ð°ÐµÑ‚  ÐµÑ‘  Ð² 
непродуктивный ÑÐ¿Ð¾Ñ€ Ð²Ð¾ÐºÑ€ÑƒÐ³ Ð¸ÑÑ‚орических Ñ„актов, Ð·Ð°Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ‚ ÐºÐ¾Ð»-
легиальные Ð¾Ñ‚ношения в тупик. 

Вышеописанное  Ð²ÐµÐ´ÐµÑ‚,  Ñ  Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¹  ÑÑ‚ороны,  Ðº  Ð´Ð¸ÑÐºÑ€ÐµÐ´Ð¸Ñ‚ации 

проекта,  Ñ‡Ñ‚о  Ð½Ðµ  Ñ‚ак  Ð´Ñ€Ð°Ð¼Ð°Ñ‚ично,  Ñ‚ак  ÐºÐ°Ðº  Ð¿Ñ€Ð¾ÐµÐºÑ‚  Ñ„актически  Ð·Ð°-
кончился  Ð¸  Ð½Ð°Ñ…одится  Ð½Ð°  ÑÑ‚адии  Ð¿ÑƒÐ±Ð»Ð¸ÐºÐ°Ñ†Ð¸Ð¸.  ÐÐ°Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾  Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ 
серьёзный  ÑƒÑ€Ð¾Ð½  Ñ€Ð°ÑÑÐ¼Ð°Ñ‚риваемый  ÐºÐ¾Ð½Ñ„ликт  Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ‚  Ð½Ð°Ð½ÐµÑÑ‚и  Ð±Ñƒ-
дущим Ð¿Ð¾Ð¿Ñ‹Ñ‚кам Ð¸ÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ÑÑ‚ории Ñ€ÐµÐ¿Ñ€ÐµÑÑÐ¸Ð¹ Ð² Ð“рузии: Ð¾Ð½Ð¸, 
основываясь Ð½Ð° Ð½ÐµÐºÐ¾Ð½ÑÑ‚руктивном Ð¾Ð¿Ñ‹Ñ‚е ÐºÐ¾Ð¼Ð¼ÑƒÐ½Ð¸ÐºÐ°Ñ†Ð¸Ð¸ Ð² Ñ€Ð°Ð¼ÐºÐ°Ñ… 
данного  Ð¸ÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÑÐºÐ¾Ð³Ð¾  Ð¿Ñ€Ð¾ÐµÐºÑ‚а,  Ð¼Ð¾Ð³ÑƒÑ‚  Ð²ÑÑ‚ретить  ÐµÑ‰Ñ‘  Ð±Ð¾Ð»ÑŒ-
шее  ÑÐ¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñ‚Ð¸Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ðµ  Ð²  Ð±ÑƒÐ´ÑƒÑ‰ÐµÐ¼.  Ð  ÑÐ¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñ‚ивление  Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ¾ÑÐ¼Ñ‹ÑÐ»Ðµ-
нию  â€“  Ð¸  Ð´Ð°Ð¶Ðµ  Ð¿Ñ€Ð¾ÑÑ‚о  Ñ€Ð°ÑÑÐ¼Ð¾Ñ‚рению  ÑÐ¾Ð²ÐµÑ‚ского  Ð¿Ñ€Ð¾ÑˆÐ»Ð¾Ð³Ð¾  â€“  ÑƒÐ¶Ðµ 
стало в Ð¾Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÐµÐ»Ñ‘нной мере Ñ‚радицией Ð² Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð¼ Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÑÑ‚ве. 

После Ð²Ð¾Ð·Ð²Ñ€Ð°Ñ‰ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½ÐµÐ·Ð°Ð²Ð¸ÑÐ¸Ð¼Ð¾ÑÑ‚и Ð² Ð½Ð°Ñ‡Ð°Ð»Ðµ Ð´ÐµÐ²ÑÐ½Ð¾ÑÑ‚Ñ‹Ñ… Ð³Ð¾Ð´Ð¾Ð² 

прошлого ÑÑ‚олетия Ð“рузия Ð½Ð°Ñ…одится Ð² Ð¿Ð¾ÑÑ‚оянном Ð¼Ð½Ð¾Ð¶ÐµÑÑ‚вен-
ном â€“ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸Ñ‚ическом, ÑÐºÐ¾Ð½Ð¾Ð¼Ð¸Ñ‡ÐµÑÐºÐ¾Ð¼, ÑÐ¾Ñ†Ð¸Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð¾Ð¼ ÐºÑ€Ð¸Ð·Ð¸ÑÐµ. ÐÐµ Ð³Ð¾-
воря  ÑƒÐ¶Ðµ  Ð¾  ÐºÑ€Ð¸Ð·Ð¸ÑÐµ  Ñ†ÐµÐ½Ð½Ð¾ÑÑ‚ном,  Ð²Ñ‹Ð·Ð²Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð¼  Ð½ÐµÑÐ¾Ð²Ð¼ÐµÑÑ‚имостью 


background image

Попытка

 

достижения

 

консенсуса

 

187 

системы  Ñ†ÐµÐ½Ð½Ð¾ÑÑ‚ей,  Ð²Ñ‹Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚анной  Ð²  Ñ€ÐµÐ¶Ð¸Ð¼Ðµ  Ð²Ñ‹Ð¶Ð¸Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ  Ð¸  Ð¿Ñ€Ð¸-
способления (в Ñ‚ечение Ð´Ð²ÑƒÑ…векового ÐºÐ¾Ð»Ð¾Ð½Ð¸Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð¾Ð³Ð¾ Ð¾Ð¿Ñ‹Ñ‚а Ð¸ Ð¿Ðµ-
режитого  Ñ‚Ð¾Ñ‚Ð°Ð»Ð¸Ñ‚Ð°Ñ€Ð¸Ð·Ð¼Ð°),  Ñ  Ð´ÐµÐ¼Ð¾ÐºÑ€Ð°Ñ‚ическим  Ð²Ñ‹Ð±Ð¾Ñ€Ð¾Ð¼,  ÑÐ´ÐµÐ»Ð°Ð½-
ным  ÑÑ‚Ñ€Ð°Ð½Ð¾Ð¹  Ð¿Ð¾ÑÐ»Ðµ  Ð¾ÑÐ²Ð¾Ð±Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ.  ÐŸÐ¾  Ñ€ÑÐ´Ñƒ  Ð¿Ñ€Ð¸Ñ‡Ð¸Ð½  Ð²  90-е  Ð³Ð³.  Ð½Ðµ 
были  Ð·Ð°Ð´ÐµÐ¹ÑÑ‚Ð²Ð¾Ð²Ð°Ð½Ñ‹  Ð¼ÐµÑ…анизмы  Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð¾ÑÑƒÐ´Ð¸Ñ  Ð¿ÐµÑ€ÐµÑ…одного  Ð¿ÐµÑ€Ð¸Ð¾-
да. Ð’о Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð³Ñ€Ð°Ð¶Ð´Ð°Ð½ÑÐºÐ¾Ð¹ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ñ‹, Ñ€Ð°Ð·Ð³Ð¾Ñ€ÐµÐ²ÑˆÐµÐ¹ÑÑ Ð² ÐºÐ¾Ð½Ñ†Ðµ Ð¿ÐµÑ€Ð²Ð¾Ð³Ð¾ 
года Ð½ÐµÐ·Ð°Ð²Ð¸ÑÐ¸Ð¼Ð¾ÑÑ‚и, Ð±Ñ‹Ð»Ð¸ ÑÐ¾Ð¶Ð¶ÐµÐ½Ñ‹ (а Ñ‚акже Ñ‡Ð°ÑÑ‚ично Ð²Ñ‹Ð²ÐµÐ·ÐµÐ½Ñ‹) 
архивы Ð¼ÐµÑÑ‚ного ÐšÐ“Б, Ñ‡Ñ‚о ÑÐ¸Ð»ÑŒÐ½Ð¾ ÑÐ½Ð¸Ð·Ð¸Ð»Ð¾ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑ‚и Ð¿Ñ€Ð¾Ð²ÐµÐ´Ðµ-
ния  Ð»ÑŽÑÑ‚рации.  Ð’  Ð³Ñ€Ð°Ð¶Ð´Ð°Ð½ÑÐºÐ¾Ð¹  Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ðµ  Ð¿Ð¾Ð±ÐµÐ´Ð¸Ð»Ð°  Ð¸  Ð²ÐµÑ€Ð½ÑƒÐ»Ð°ÑÑŒ  Ðº 
власти  Ð±Ñ‹Ð²ÑˆÐ°Ñ  Ð¿Ð°Ñ€Ñ‚ийная  Ð½Ð¾Ð¼ÐµÐ½ÐºÐ»Ð°Ñ‚ура  Ð¿Ð¾Ð´  Ñ€ÑƒÐºÐ¾Ð²Ð¾Ð´ÑÑ‚вом  Ð­Ð´Ñƒ-
арда Ð¨ÐµÐ²Ð°Ñ€Ð´Ð½Ð°Ð´Ð·Ðµ, Ñ‡Ñ‚о Ð¼Ð¾Ð¼ÐµÐ½Ñ‚ально ÑÐ½ÑÐ»Ð¾ Ñ Ð¿Ð¾Ð²ÐµÑÑ‚ки Ð´Ð½Ñ Ð»ÑŽÐ±Ñ‹Ðµ 
попытки Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ¾ÑÐ¼Ñ‹ÑÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÐ¾Ð²ÐµÑ‚ского Ð¿Ñ€Ð¾ÑˆÐ»Ð¾Ð³Ð¾. ÐŸÑ€Ð¸ Ð²Ð»Ð°ÑÑ‚и Ð¿Ð°Ñ€-
тии  ÐÐ°Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð¾Ð³Ð¾  Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ  (с  Ð½Ð¾ÑÐ±Ñ€Ñ  2003  Ð³Ð¾Ð´Ð°  Ð¿Ð¾  Ð¾ÐºÑ‚ябрь 
2012 Ð³Ð¾Ð´Ð°) Ð²ÐµÐºÑ‚ор Ð¾Ñ‚ветственности Ð·Ð° Ð¿ÐµÑ€Ð¸Ð¾Ð´ ÑÐ¾Ð²ÐµÑ‚ского Ñ‚еррора 
был Ð¿Ð¾Ð²ÐµÑ€Ð½ÑƒÑ‚ Ð¸ÑÐºÐ»ÑŽÑ‡Ð¸Ñ‚ельно Ð²Ð¾ Ð²Ð½Ðµ (на Ð Ð¾ÑÑÐ¸ÑŽ) â€“ Ñ‡Ñ‚о, Ð¾Ð¿ÑÑ‚ÑŒ Ð¶Ðµ, 
исключило  Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑ‚ÑŒ  Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ¾ÑÐ¼Ñ‹ÑÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ  ÑÐ¾Ð²ÐµÑ‚ского  Ð¿Ñ€Ð¾ÑˆÐ»Ð¾Ð³Ð¾, 
включая  ÑÑ‚алинизм.  Ð“оризонт  Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ¾Ñ†ÐµÐ½ÐºÐ¸  (вернее,  Ð¾Ñ†ÐµÐ½ÐºÐ¸)  Ð¿Ñ€Ð¾-
шлого  Ð¿Ñ€Ð¸ÑˆÐµÐ´ÑˆÐµÐ¹  Ðº  Ð²Ð»Ð°ÑÑ‚и  Ð²  2012  Ð³Ð¾Ð´Ñƒ  Ð¿Ð°Ñ€Ñ‚ийной  ÐºÐ¾Ð°Ð»Ð¸Ñ†Ð¸Ð¸ 
«Грузинская  Ð¼ÐµÑ‡Ñ‚а»  Ð»Ð¸Ð¼Ð¸Ñ‚ирован  Ð´ÐµÐ²ÑÑ‚ью  Ð¿Ð¾ÑÐ»ÐµÐ´Ð½Ð¸Ð¼Ð¸  Ð³Ð¾Ð´Ð°Ð¼Ð¸ 
(периодом Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐÐ°Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð¾Ð³Ð¾ Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ). Ð¢Ð°ÐºÐ¸Ð¼ Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð¾Ð¼, 
рефлексии Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð³Ð¾ Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÑÑ‚ва Ð¾ ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¹ Ñ€Ð¾Ð»Ð¸ Ð² Ñ€ÐµÐ¿Ñ€ÐµÑÑÐ¸ÑÑ…, Ð²Ñ‹-
несения ÑƒÑ€Ð¾ÐºÐ¾Ð² Ð¸Ð· Ñ‚оталитарного Ð¾Ð¿Ñ‹Ñ‚а, Ñ‚ой Ð¶Ðµ Ð´ÐµÑÑ‚алинизации, 
фактически Ð½Ðµ Ð±Ñ‹Ð»Ð¾. Ð”аже Ñ‚акие Ð³Ñ€Ð¾Ð¼ÐºÐ¸Ðµ ÑÐ»ÑƒÑ‡Ð°Ð¸, ÐºÐ°Ðº, Ð½Ð°Ð¿Ñ€Ð¸Ð¼ÐµÑ€, 
репрессии  Ð²  Ð¡Ð¾ÑŽÐ·Ðµ  Ð¿Ð¸ÑÐ°Ñ‚елей  Ð¸  ÑÐ¾Ð²ÐµÑ€ÑˆÐµÐ½Ð½Ð¾  Ð¾Ñ‡ÐµÐ²Ð¸Ð´Ð½Ð°Ñ  Ñ€Ð¾Ð»ÑŒ  Ð¼Ðµ-
стной  ÑÐ¾Ð²ÐµÑ‚ÑÐºÐ¾Ð¹  Ð¿Ð¸ÑÐ°Ñ‚ельской  ÑÐ»Ð¸Ñ‚Ñ‹  Ð²  Ð¿Ñ€Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ð¸  Ñ€ÐµÐ¿Ñ€ÐµÑÑÐ¸Ð¹  Ð¸ 
создании  ÑÐ¾Ð¾Ñ‚Ð²ÐµÑ‚ÑÑ‚Ð²ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð³Ð¾  Ñ€ÐµÐ¿Ñ€ÐµÑÑÐ¸Ð²Ð½Ð¾Ð³Ð¾  Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÑÑ‚венного  Ð´Ð¸Ñ-
курса,  Ð½Ðµ  ÑÑ‚али  Ð½Ðµ  Ñ‚олько  Ð¿Ñ€ÐµÐ´Ð¼ÐµÑ‚ом  Ñ€Ð°ÑÑÐ¼Ð¾Ñ‚рения  Ð¿ÐµÑ€ÐµÑ…одного 
правосудия, Ð½Ð¾ Ð´Ð°Ð¶Ðµ Ð¸ Ð¿Ñ€ÐµÐ´Ð¼ÐµÑ‚ом Ð½Ð°ÑƒÑ‡Ð½Ð¾Ð³Ð¾ Ð¸Ð·ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ. Ð’ ÑÐ¸Ð»Ñƒ ÑÑ‚ого 
те Ð¶Ðµ Ð¿Ð¸ÑÐ°Ñ‚ели, ÐºÐ¾Ñ‚орые ÑÐ¿Ð¾ÑÐ¾Ð±ÑÑ‚вовали, ÐºÐ°Ñ‚ализировали Ð¸Ð»Ð¸ Ð´Ð°-
же  Ð¿Ñ€Ð¾Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ð»Ð¸  Ñ€ÐµÐ¿Ñ€ÐµÑÑÐ¸Ð¸,  Ð¸  Ð¿Ð¾  ÑÐµÐ¹  Ð´ÐµÐ½ÑŒ  Ð¿Ð¾Ñ‡Ð¸Ñ‚аемы  Ð²  Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÑÑ‚ве. 
Это Ñ‚олько Ð¾Ð´Ð¸Ð½ ÐºÐ¾Ð½ÐºÑ€ÐµÑ‚ный Ð¿Ñ€Ð¸Ð¼ÐµÑ€-иллюстрация, Ð½ÐµÑ‡Ñ‚о Ð¿Ð¾Ð´Ð¾Ð±-
ное Ð½Ð°Ð±Ð»ÑŽÐ´Ð°ÐµÑ‚ся Ð½Ð° Ð²ÑÐµÑ… ÑƒÑ€Ð¾Ð²Ð½ÑÑ… Ð¸ Ð²Ð¾ Ð²ÑÐµÑ… ÑÑ„ерах Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÑÑ‚венной 
жизни.  Ð¢Ð°ÐºÐ¾Ðµ  Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ðµ  Ð²ÐµÑ‰ÐµÐ¹  Ð½Ð°  ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½ÑÑˆÐ½Ð¸Ð¹  Ð´ÐµÐ½ÑŒ  Ñ‚ормозит 
развитие Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÑÑ‚ва, Ð² Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸ ÐºÐ¾Ñ‚орого Ð²ÑÑ‘ ÐµÑ‰Ñ‘ ÑÐ¸Ð»ÑŒÐ½Ð° Ð¸Ð½ÐµÑ€Ñ†Ð¸Ñ Ñ‚о-
талитарного  Ñ‚Ñ€ÐµÑƒÐ³Ð¾Ð»ÑŒÐ½Ð¸ÐºÐ°,  ÐºÐ¾Ñ‚орая  Ð¾ÑÐ¾Ð±ÐµÐ½Ð½Ð¾  Ð´Ð°Ñ‘Ñ‚  Ð¾  ÑÐµÐ±Ðµ  Ð·Ð½Ð°Ñ‚ÑŒ 
через  Ñ„Ñ€Ð°Ð³Ð¼ÐµÐ½Ñ‚Ð°Ñ†Ð¸ÑŽ  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð³Ð¾  Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÑÑ‚ва  Ð¸  Ð²Ñ€Ð°Ð¶Ð´ÐµÐ±Ð½Ñ‹Ðµ  Ð¾Ñ‚но-
шения между отдельными Ñ„рагментами. 

На Ñ‚аком Ñ„оне Ð¾ÑÐ¾Ð±ÐµÐ½Ð½Ð¾ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾, Ñ‡Ñ‚обы Ð¿Ð¾Ð¿Ñ‹Ñ‚ка Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ¾ÑÐ¼Ñ‹ÑÐ»Ðµ-

ния  ÑÐ¾Ð²ÐµÑ‚ского  Ð¿Ñ€Ð¾ÑˆÐ»Ð¾Ð³Ð¾,  Ð¿Ñ€ÐµÐ´Ð¿Ñ€Ð¸Ð½ÑÑ‚ая  Ð²  Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð¼  Ð¿Ñ€Ð¾ÐµÐºÑ‚е,  Ð½Ðµ 
вызвала  ÑƒÑÐ¸Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ  ÑƒÐ¶Ðµ  ÑÑƒÑ‰ÐµÑÑ‚вующего  Ñ€ÐµÐ¶Ð¸Ð¼Ð°  ÑÐ¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñ‚ивления  Ð¸ 
неприятия.  Ð”умаю,  ÑÑ‚о  ÐºÐ°Ðº  Ñ€Ð°Ð·  Ñ‚от  Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ñ‹Ð¹  Ð½ÐµÐ³Ð°Ñ‚ивный  Ð¿Ð¾-


background image

188

 

Попытка

 

достижения

 

консенсуса

 

бочный  Ñ€ÐµÐ·ÑƒÐ»ÑŒÑ‚Ð°Ñ‚  Ð¿Ñ€Ð¾ÐµÐºÑ‚а,  ÐºÐ¾Ñ‚орого  Ð²ÑÐµ  Ð¼Ñ‹,  Ð¾Ð±Ñ‰Ð¸Ð¼Ð¸  ÑƒÑÐ¸Ð»Ð¸ÑÐ¼Ð¸, 
должны Ð¿Ð¾ÑÑ‚араться Ð¸Ð·Ð±ÐµÐ¶Ð°Ñ‚ÑŒ. Ð—десь, Ð¿Ð¾ Ð¼Ð¾ÐµÐ¼Ñƒ ÑƒÐ±ÐµÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸ÑŽ, Ð¿Ñ€Ð¾-
ектная ÐºÐ¾Ð¼Ð°Ð½Ð´Ð° Ð¸ Ð¾ÑÑ‚альные Ð·Ð°Ð¸Ð½Ñ‚ересованные ÑÑƒÐ±ÑŠÐµÐºÑ‚Ñ‹ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ‹ 
выработать ÑÑ‚ратегию ÑÐ¼ÑÐ³Ñ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ñ‚рицательного ÑÑ„фекта. Ð˜ ÑÑ‚о 
должно  Ð±Ñ‹Ñ‚ÑŒ  Ð¿Ñ€ÐµÐ´Ð¼ÐµÑ‚ом  Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÐ³Ð¾  Ñ€Ð°ÑÑÐ¼Ð¾Ñ‚рения,  Ð°ÑƒÑ‚ентичного 
диалога  Ð½Ð°  Ñ„оне  ÑÐ°Ð¼Ð¾Ñ€ÐµÑ„лексии  (против  Ð²Ð·Ð°Ð¸Ð¼Ð½Ñ‹Ñ…  Ð¾Ð±Ð²Ð¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ð¹  Ð¸ 
отстаивания  Â«Ð¸ÑÑ‚инности»  ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¹  Ð¿Ð¾Ð·Ð¸Ñ†Ð¸Ð¸),  Ð¸  Ñ‚аким  Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð¾Ð¼  â€“ 
серьёзной заботы. 

На  Ð¼Ð¾Ð¹  Ð²Ð·Ð³Ð»ÑÐ´,  Ð¾Ñ‡ÐµÐ½ÑŒ  Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾  Ð¸Ð·Ð²Ð»ÐµÑ‡ÑŒ  ÑƒÑ€Ð¾ÐºÐ¸  Ð¸Ð·  ÑÑ‚ого  Ð¿Ñ€Ð¾ÐµÐºÑ‚а. 

Уроки  Ð¿Ñ€ÐµÐ¶Ð´Ðµ  Ð²ÑÐµÐ³Ð¾  Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ‹  ÐºÐ°ÑÐ°Ñ‚ься  Ð¿Ñ€Ð¾Ñ†ÐµÑÑÐ°  Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚Ñ‹.  ÐÐ¸Ð¶Ðµ  Ñ 
постараюсь  Ð¸Ð·Ð»Ð¾Ð¶Ð¸Ñ‚ÑŒ  Ð¼Ð¾Ñ‘  Ð²Ð¸Ð´ÐµÐ½Ð¸Ðµ  Ñ‚ого,  ÐºÐ°Ðº  Ð¸Ð·Ð±ÐµÐ¶Ð°Ñ‚ÑŒ  Ð¿Ð¾Ð´Ð¾Ð±Ð½Ñ‹Ñ… 
проблем в будущем. 

В  Ð¿ÐµÑ€Ð²ÑƒÑŽ  Ð¾Ñ‡ÐµÑ€ÐµÐ´ÑŒ,  Ñ  Ð±Ñ‹  Ð¿Ð¾Ñ€ÐµÐºÐ¾Ð¼ÐµÐ½Ð´Ð¾Ð²Ð°Ð»Ð°  Ð²  ÑÐ»ÑƒÑ‡Ð°Ðµ  ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ 

рабочей Ð¸ÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ñ‚ельской ÐºÐ¾Ð¼Ð°Ð½Ð´Ñ‹ Ð¿Ð¾ Ð¸Ð·ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ð¸ÑŽ Ñ‚оталитарного 
прошлого  ÑÐ´ÐµÐ»Ð°Ñ‚ÑŒ  ÐµÑ‘  Ð¼ÑƒÐ»ÑŒÑ‚идисциплинарной,  Ð½Ðµ  Ð¾Ð³Ñ€Ð°Ð½Ð¸Ñ‡Ð¸Ð²Ð°Ñ‚ься 
историками,  Ñ‚ак  ÐºÐ°Ðº  Ð¼ÑƒÐ»ÑŒÑ‚идисциплинарность  Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ‚  Ð¿Ñ€ÐµÐ¾Ð´Ð¾-
леть  Ð½ÐµÑÐ¾Ð²Ð¼ÐµÑÑ‚имые  Ð¿Ñ€Ð¾Ñ‚иворечия  Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñƒ  Ð¿Ñ€Ð¾Ñ‚ивоположными 
гранднарративами. 

Очень Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾, ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð²Ð°Ñ Ð¸ÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ñ‚ельскую ÐºÐ¾Ð¼Ð°Ð½Ð´Ñƒ, Ð¾Ð±ÑÑƒÐ´Ð¸Ñ‚ÑŒ 

разделяемые Ñ†ÐµÐ½Ð½Ð¾ÑÑ‚и, Ð´Ð¾Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñ€Ð¸Ñ‚ься Ð¾ Ð½Ð¾Ñ€Ð¼Ð°Ñ… Ð¸ Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð¸Ð»Ð°Ñ… Ð¾Ð±Ñ‰Ðµ-
ния  Ð²  Ñ€Ð°Ð¼ÐºÐ°Ñ…  Ð¸ÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ,  ÑÑ‚ратегии  Ð¿Ð¾ÑÑ‚оянной  Ñ†Ð¸Ñ€ÐºÑƒÐ»ÑÑ†Ð¸Ð¸ 
информации  Ð¸  ÑÐºÑÐ¿Ð»Ð¸Ñ†Ð¸Ñ‚ной  ÐºÐ¾Ð¼Ð¼ÑƒÐ½Ð¸ÐºÐ°Ñ†Ð¸Ð¸  Ð²Ð½ÑƒÑ‚ри  ÐºÐ¾Ð¼Ð°Ð½Ð´Ñ‹,  Ð° 
также Ñ Ð²Ð½ÐµÑˆÐ½Ð¸Ð¼ Ð¼Ð¸Ñ€Ð¾Ð¼ Ð¸ ÐºÐ»ÑŽÑ‡ÐµÐ²Ñ‹Ð¼Ð¸ Ð·Ð°Ð¸Ð½Ñ‚ересованными ÑÑƒÐ±ÑŠ-
ектами. 

При  Ð¸Ð·ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ð¸  Ð¸ÑÑ‚орического  Ð¿Ñ€Ð¾ÑˆÐ»Ð¾Ð³Ð¾,  ÐµÐ³Ð¾  Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ñ…  Ð¿Ðµ-

риодов  ÐºÑ€Ð¸Ñ‚Ð¸Ñ‡ÐµÑÐºÐ¸  Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾,  Ñ‡Ñ‚обы  Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÐ½Ð¸Ðµ  Ð²  Ð¸ÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ñ‚ельской 
команде  Ð½Ðµ  Ð¾Ð³Ñ€Ð°Ð½Ð¸Ñ‡Ð¸Ð²Ð°Ð»Ð¾ÑÑŒ  Ð´Ð¸ÑÐºÑƒÑÑÐ¸ÐµÐ¹  Ð²  ÐºÐ¾Ð½Ñ†Ðµ  Ð¿Ñ€Ð¾ÐµÐºÑ‚а.  Ð—десь 
дискуссии Ð¿Ð¾ Ð½Ð°Ñ…одкам Ð¸ÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ‹ Ð¿Ñ€Ð¾Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ‚ься Ñ€ÐµÐ³Ñƒ-
лярно,  Ñ‡ÐµÑ€ÐµÐ·  Ð¿Ñ€Ð¾Ñ†ÐµÑÑ  Ð¾Ð±ÑÑƒÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ  Ð½Ð°Ñ…одок  Ð¸ÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ  Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ð° 
пройти  Ð½Ðµ  Ñ‚олько  Ð¸ÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ñ‚ельская  ÐºÐ¾Ð¼Ð°Ð½Ð´Ð°,  Ð½Ð¾  Ð¸  ÑÐ¾Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÑÑ‚во, 
которому будет предоставляться информация для рефлексии. 

Очень  Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾,  Ñ‡Ñ‚обы  Ð¸ÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ñ‚ели  Ð¾ÑÐ¾Ð·Ð½Ð°Ð²Ð°Ð»Ð¸  ÑÐµÐ±Ñ  Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÑÑ‚а-

вителями Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÑÑ‚в Ñ Ð¾Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÐµÐ»Ñ‘нным Ð¿Ñ€Ð¾ÑˆÐ»Ñ‹Ð¼, Ð½Ð°Ñ…одящихся Ð² Ð¾Ð¿-
ределённой Ð¿ÑÐ¸Ñ…одинамике Ð²Ð·Ð°Ð¸Ð¼Ð¾Ð¾Ñ‚ношений. Ð’ Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð¼ ÐºÐ¾Ð½Ñ‚ек-
сте  Ð¾ÑÐ¾Ð±Ð¾Ðµ  Ð·Ð½Ð°Ñ‡ÐµÐ½Ð¸Ðµ  Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ‚  Ð¸Ð¼ÐµÑ‚ÑŒ  Ð¿Ñ€Ð¸Ð½Ð°Ð´Ð»ÐµÐ¶Ð½Ð¾ÑÑ‚ÑŒ  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¸Ñ… 
учёных  Ðº  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð¼Ñƒ  Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÑÑ‚ву,  ÐºÐ¾Ñ‚орое  Ð½Ð°Ñ…одится  Ð²  Ð¿Ð¾ÑÑ‚оян-
ном Ð¼Ð¾Ð´ÑƒÑÐµ ÑÐ°Ð¼Ð¾ÑÐ¾Ñ…ранения, ÑÑ‚раха Ð¿Ð¾Ñ‚ери Ð¸Ð´ÐµÐ½Ñ‚ичности, â€“ Ð¸Ð»Ð¸ 
же Ð¿Ñ€Ð¸Ð½Ð°Ð´Ð»ÐµÐ¶Ð½Ð¾ÑÑ‚ÑŒ Ð½ÐµÐ¼ÐµÑ†ÐºÐ¸Ñ… ÑƒÑ‡Ñ‘ных Ðº Ð½ÐµÐ¼ÐµÑ†ÐºÐ¾Ð¼Ñƒ Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÑÑ‚ву, Ð½Ð°-
ходящемуся  Ð²  Ð¾Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÐµÐ»Ñ‘нной  Ð¿ÑÐ¸Ñ…одинамике  Ð¾Ñ‚ношений  Ñ  Ñ€Ð¾Ñ-
сийской  ÑÑ‚Ð¾Ñ€Ð¾Ð½Ð¾Ð¹,  Ð¿Ð¾Ð½ÐµÑÑˆÐµÐ¹  Ð²  Ð±Ð¾Ñ€ÑŒÐ±Ðµ  Ñ  Ñ„ашизмом  Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐ¸Ðµ  Ñ‡Ðµ-
ловеческие Ð¿Ð¾Ñ‚ери. 


background image

Попытка

 

достижения

 

консенсуса

 

189 

Особенно  Ñ…Ð¾Ñ‡Ñƒ  Ð¿Ð¾Ð´Ñ‡ÐµÑ€ÐºÐ½ÑƒÑ‚ÑŒ  Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾ÑÑ‚ÑŒ  Ñ†ÐµÐ»ÐµÐ½Ð°Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð³Ð¾  Ð°Ðº-

цента  Ð½Ð°  ÑÐ°Ð¼Ð¾Ð¾ÑÐ¾Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ð¸  Ð²  Ð¿Ð¾Ð´Ð¾Ð±Ð½Ð¾Ð³Ð¾  Ñ€Ð¾Ð´Ð°  Ð¿ÑÐ¸Ñ…одинамически 
сложных  Ð¸ÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ñ‚ельских  Ð¿Ñ€Ð¾ÐµÐºÑ‚ах.  Ð­Ñ‚о  Ð´Ð°ÑÑ‚  Ð¸ÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ñ‚елям 
возможность ÑƒÑ‡ÐµÑÑ‚ÑŒ ÑÐ¾Ð¾Ñ‚ветствующие Ð¿ÑÐ¸Ñ…ологические Ñ„акторы. 
В ÐºÐ»Ð°ÑÑÐ¸ÐºÐµ ÑÐºÑÐ¿ÐµÑ€Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ñ‚альной Ð¿ÑÐ¸Ñ…ологии Ñ…орошо Ð¸Ð·Ð²ÐµÑÑ‚ны Ð¸Ñ-
следования,  ÐºÐ¾Ñ‚орые  Ð´Ð¾ÐºÐ°Ð·Ñ‹Ð²Ð°ÑŽÑ‚,  Ñ‡Ñ‚о  Ñ€ÐµÐ·ÑƒÐ»ÑŒÑ‚аты  ÑÐºÑÐ¿ÐµÑ€Ð¸Ð¼ÐµÐ½-
тально-психологического  Ð¸ÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ  Ð²  Ð¾Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÐµÐ»Ñ‘нной  Ð¼ÐµÑ€Ðµ  Ð·Ð°-
висят  Ð¾Ñ‚  Ð¾Ð¶Ð¸Ð´Ð°Ð½Ð¸Ð¹  ÑÐºÑÐ¿ÐµÑ€Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ñ‚атора.  Ð•ÑÐ»Ð¸  ÑÑ‚о  Ñ‚ак  Ð´Ð°Ð¶Ðµ  Ð² 
экспериментальных, Ð½Ð°Ð¸Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ Ð¾Ð±ÑŠÐµÐºÑ‚ивных Ð¸ÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸ÑÑ…, Ð¿Ñ€ÐµÐ´-
ставьте, Ð² ÐºÐ°ÐºÐ¾Ð¹ Ð¼ÐµÑ€Ðµ ÑƒÑÑ‚ановки Ð¸ÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ñ‚елей Ð¿Ñ€ÐµÐ´Ð¾Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÐµÐ»ÑÑŽÑ‚ 
находки Ð¸ Ñ€ÐµÐ·ÑƒÐ»ÑŒÑ‚аты Ð² Ð°Ð½Ð°Ð»Ð¸Ñ‚ическо-интерпретационных Ð¸ÑÑÐ»Ðµ-
дованиях. Ð—нание ÑÑ‚ого Ð¿Ñ€Ð¸Ð²Ð½Ð¾ÑÐ¸Ñ‚ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ñ‹Ðµ Ð¸Ð¼Ð¿Ð»Ð¸ÐºÐ°Ñ†Ð¸Ð¸: ÑÑ‚о ÐºÐ°ÑÐ°-
ется  ÐºÐ°Ðº  Ð½Ð°Ð´ÐµÐ¶Ð½Ð¾ÑÑ‚и  Ñ€ÐµÐ·ÑƒÐ»ÑŒÑ‚атов  Ñ‚ого  Ð¸Ð»Ð¸  Ð¸Ð½Ð¾Ð³Ð¾  Ð¸ÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ, 
так  Ð¸  Ñ€Ð¾Ð»Ð¸  ÑÐ°Ð¼Ð¾Ð¾ÑÐ¾Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ  ÑÑƒÐ±ÑŠÐµÐºÑ‚ов  Ð¸ÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ.  Ð•ÑÐ»Ð¸  Ð¸ÑÑÐ»Ðµ-
дователь Ð½Ðµ Ð·Ð°Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ‚ся ÑÐ°Ð¼Ð¾Ð¾ÑÐ¾Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸ÐµÐ¼, Ð¾Ð½ Ñ€Ð¸ÑÐºÑƒÐµÑ‚ Ð¿Ð¾Ð¹Ñ‚и Ð½Ð° Ð¿Ð¾-
воду ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ… и/или Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÑÑ‚венных ÑƒÑÑ‚ановок Ð¸, Ñ‚аким образом, Ñ‚ого 
или  Ð¸Ð½Ð¾Ð³Ð¾  Ð¼ÐµÑ‚анарратива.  Ð¡ÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½ÑÑˆÐ½Ð¸Ð¹  ÑƒÑ€Ð¾Ð²ÐµÐ½ÑŒ  Ñ€Ð°Ð·Ð²Ð¸Ñ‚ия  Ð½Ð°ÑƒÑ‡-
ной  Ð¼Ñ‹ÑÐ»Ð¸  ÑÑ‚авит  Ð·Ð°Ð´Ð°Ñ‡Ñƒ  ÑÐ°Ð¼Ð¾Ð¾ÑÐ¾Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ  Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ´  Ð½Ð°ÑƒÑ‡Ð½Ñ‹Ð¼Ð¸  Ð´ÐµÑÑ‚е-
лями. Ð•ÑÐ»Ð¸ Ñ Ð¸ÑÑÐ»ÐµÐ´ÑƒÑŽ Ñ‚о Ð¸Ð»Ð¸ Ð¸Ð½Ð¾Ðµ ÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ðµ, Ð¼Ð¾Ñ‘ ÑÐ°Ð¼Ð¾Ð¾ÑÐ¾Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ðµ 
должно Ð´Ð¾ÑÑ‚ичь Ñ‚акого ÑƒÑ€Ð¾Ð²Ð½Ñ, Ð³Ð´Ðµ Ñ Ð±ÑƒÐ´Ñƒ ÑÐ¿Ð¾ÑÐ¾Ð±ÐµÐ½ Ð´Ð¸ÑÑ‚анциро-
ваться  Ð¾Ñ‚  ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ…  Ð»Ð¸Ñ‡Ð½Ñ‹Ñ…  Ð¸Ð»Ð¸  Ð¸Ð½Ñ‚ериоризированных  (обществен-
ных Ð¸ Ð´Ð°Ð¶Ðµ Ð¾Ð±Ñ‰Ð¸Ð½Ð½Ñ‹Ñ…) Ð¿Ñ€ÐµÐ´Ð¿Ð¾Ñ‡Ñ‚ений. Ð­Ñ‚о Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð°ÐµÑ‚ Ð´Ð¾ÑÑ‚ичь Ð½Ðµ-
обходимой  ÑÑ‚ÐµÐ¿ÐµÐ½Ð¸  Ð½ÐµÐ¿Ñ€ÐµÐ´Ð²Ð·ÑÑ‚ости.  ÐÐ°  ÑÐ¾Ð²Ñ€ÐµÐ¼ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¼  ÑÑ‚апе 
развития  Ð½Ð°ÑƒÐºÐ¸  Ð½ÐµÐ¿Ñ€ÐµÐ´Ð²Ð·ÑÑ‚ость  Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÑÑ‚авляется  Ð¸  Ñ‚ак  Ñ‚руднодос-
тижимой, а Ð±ÐµÐ· самоосознания она Ð²Ð¾Ð¾Ð±Ñ‰Ðµ превращается в миф. 

 
 

ПРИМЕЧАНИЯ 

 

Стенографический  Ð¾Ñ‚Ñ‡Ñ‘Ñ‚  ÐºÑ€ÑƒÐ³Ð»Ð¾Ð³Ð¾  ÑÑ‚ола  Â«Ð‘ольшевистский  Ð¿Ð¾Ñ€ÑÐ´Ð¾Ðº  Ð² 

Грузии 1936–1938 гг.» Ð² ÐÐºÐ°Ð´ÐµÐ¼Ð¸Ð¸ ÐœÐ’Д Ð“рузии Ð¾Ñ‚ 12 Ð´ÐµÐºÐ°Ð±Ñ€Ñ 2014 Ð³. Ð¡Ñ‚иль 
выступающих  Ð½Ðµ  Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½.  ÐÐ°Ð¼Ð¸  Ð¸ÑÐ¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ñ‹  Ñ‚олько  ÑÐ·Ñ‹ÐºÐ¾Ð²Ñ‹Ðµ  Ð½ÐµÑ‚очности. 
Cм. Большевистский порядок в Грузии. Том 1. С. 483–517.

 

Стенографический  Ð¾Ñ‚Ñ‡Ñ‘Ñ‚  ÐºÑ€ÑƒÐ³Ð»Ð¾Ð³Ð¾  ÑÑ‚ола  Â«Ð‘ольшевистский  Ð¿Ð¾Ñ€ÑÐ´Ð¾Ðº  Ð² 

Грузии 1936–1938 гг.» Ð² ÐÐºÐ°Ð´ÐµÐ¼Ð¸Ð¸ ÐœÐ’Д Ð“рузии Ð¾Ñ‚ 12 Ð´ÐµÐºÐ°Ð±Ñ€Ñ 2014 Ð³. Ð¡Ñ‚иль 
выступающих  Ð½Ðµ  Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½.  ÐÐ°Ð¼Ð¸  Ð¸ÑÐ¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ñ‹  Ñ‚олько  ÑÐ·Ñ‹ÐºÐ¾Ð²Ñ‹Ðµ  Ð½ÐµÑ‚очности. 
Cм. Большевистский порядок в Грузии. Том 1. С. 483–517.

 

См. Большевистский порядок Ð² Грузии. Том 1. С. 519–521. 

См. Большевистский порядок Ð² Грузии. Том 1. С. 536–537. 

Сообщение ÐÐºÐ°Ð´ÐµÐ¼Ð¸Ð¸ ÐœÐ¸Ð½Ð¸ÑÑ‚ерства Ð²Ð½ÑƒÑ‚ренних Ð´ÐµÐ» Ð“рузии Ð¾ Ð¿Ñ€Ð¾ÐµÐºÑ‚e 

«Большевистский Ð¿Ð¾Ñ€ÑÐ´Ð¾Ðº Ð² Ð“рузии» Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ñ‚околом ÑÐ¾Ð²ÐµÑ‰Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐºÑ€ÑƒÐ³Ð»Ð¾Ð³Ð¾ ÑÑ‚о-
ла 12 Ð´ÐµÐºÐ°Ð±Ñ€Ñ 2014 г. (20 Ð°Ð¿Ñ€ÐµÐ»Ñ 2015 г.). ÐžÑ‚вет ÐœÐ°Ñ€ÐºÐ° Ð®Ð½Ð³Ðµ Ð¸ Ð‘ернда Ð‘он-

 


background image

190

 

Попытка

 

достижения

 

консенсуса

 

 

веча  (23  Ð°Ð¿Ñ€ÐµÐ»Ñ  2015 г.).  Ð¡Ð¼.  Ð‘ольшевистский  Ð¿Ð¾Ñ€ÑÐ´Ð¾Ðº  Ð²  Ð“рузии.  Ð¢Ð¾Ð¼  1. 
С. 521–531.  

Цитируем Ð¿Ð¾ Ð½ÐµÐ¾Ð¿ÑƒÐ±Ð»Ð¸ÐºÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð¼Ñƒ Ð¿Ð¸ÑÑŒÐ¼Ñƒ Ñ€ÐµÐºÑ‚ора ÐÐºÐ°Ð´ÐµÐ¼Ð¸Ð¸ ÐœÐ’Д Ð“ру-

зии ÐÑƒÐºÑ€Ð¸ Ð“елашвили Ð¸ Ð´Ð¸Ñ€ÐµÐºÑ‚ора ÐÑ€Ñ…ива ÐœÐ’Д Ð“рузии ÐžÐ¼Ð°Ñ€Ð° Ð¢ÑƒÑˆÑƒÑ€Ð°ÑˆÐ²Ð¸-
ли Ñ€ÐµÐºÑ‚ору Ð ÑƒÑ€ÑÐºÐ¾Ð³Ð¾ ÑƒÐ½Ð¸Ð²ÐµÑ€ÑÐ¸Ñ‚ета Ð² Ð³. Ð‘охуме (Германия) ÐÐºÑÐµÐ»ÑŽ Ð¨Ð¾Ð»ÑŒÐ¼Ðµ-
риху (Axel Schölmerich) Ð¾Ñ‚ 12.10.2015. ÐŸÐ¸ÑÑŒÐ¼Ð¾ Ð±Ñ‹Ð»Ð¾ Ñ‚акже Ð¾Ñ‚правлено Ð¿Ð¾ÑÐ»Ñƒ 
Федеративной  Ð ÐµÑÐ¿ÑƒÐ±Ð»Ð¸ÐºÐ¸  Ð“ермания  Ð²  Ð“рузии  Ð‘еттине  ÐšÐ°Ð´ÐµÐ½Ð±Ð°Ñ…  (Bettina 
Cadenbach),  Ð¼Ð¸Ð½Ð¸ÑÑ‚ру  Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ  Ð¸  Ð½Ð°ÑƒÐºÐ¸  Ð“ермании  Ð˜Ð¾Ð³Ð°Ð½Ð½Ðµ  Ð’анка 
(Johanna Wanka), Ð¿Ñ€ÐµÐ·Ð¸Ð´ÐµÐ½Ñ‚у Ð°ÐºÐ°Ð´ÐµÐ¼Ð¸Ð¸ Ð½Ð°ÑƒÐº Ð“ермании Â«Ð›ÐµÐ¾Ð¿Ð¾Ð»ÑŒÐ´Ð¸Ð½Ð°Â» Ð™Ð¾Ñ€-
гу Ð¥Ð°ÐºÐºÐµÑ€Ñƒ  (Jörg  Hacker)  Ð¸  Ð³ÐµÐ½ÐµÑ€Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð¾Ð¼Ñƒ  ÑÐµÐºÑ€ÐµÑ‚арю  Ð¤Ð¾Ð½Ð´Ð°  Ð¤Ð¾Ð»ÑŒÐºÑÐ²Ð°Ð³ÐµÐ½Ð° 
Вильгельму ÐšÑ€ÑƒÐ»ÑŽ (Wilhelm Krull). ÐžÑ‚вет Ñ€ÐµÐºÑ‚ора Ð ÑƒÑ€ÑÐºÐ¾Ð³Ð¾ ÑƒÐ½Ð¸Ð²ÐµÑ€ÑÐ¸Ñ‚ета Ð¾Ñ‚ 
апреля 2016 Ð³. Точка зрения М. Юнге и Б. Бонвеча от 02.11.2015. 

Приложение: 1. Ð¡Ð¾Ð³Ð»Ð°ÑˆÐµÐ½Ð¸Ðµ Ð¾Ñ‚ 9 Ð´ÐµÐºÐ°Ð±Ñ€Ñ 2011 Ð³., 3 ÑÑ‚раницы; 2. ÐŸÐ¸ÑÑŒÐ¼Ð¾ 

г-на Ðœ. Юнге Ð¸ Ð³-на Ð‘. Бонвеча Ð¾Ñ‚ 22 Ð°Ð¿Ñ€ÐµÐ»Ñ 2015 г., 2 ÑÑ‚раницы; 3. ÐŸÐ¸ÑÑŒÐ¼Ð¾ 
№ 830830  Ñ€ÐµÐºÑ‚ора  ÐÐºÐ°Ð´ÐµÐ¼Ð¸Ð¸  ÐœÐ’Д  Ð“рузии  Ð³-на  Ð. Гелашвили  Ð¾Ñ‚  20  Ð°Ð¿Ñ€ÐµÐ»Ñ 
2015 г., 1 ÑÑ‚раница; 4. ÐŸÐ¸ÑÑŒÐ¼Ð¾ â„– 919729 Ñ€ÐµÐºÑ‚ора ÐÐºÐ°Ð´ÐµÐ¼Ð¸Ð¸ ÐœÐ’Д Ð“рузии 
г-на Н. Гелашвили от 30 Ð°Ð¿Ñ€ÐµÐ»Ñ 2015 г., 1 ÑÑ‚раница. 

См. Ð³Ð»Ð°Ð²Ñƒ Ð² Ð½Ð°ÑÑ‚оящей ÐºÐ½Ð¸Ð³Ðµ Â«Ð‘олевые Ñ‚очки», Ð¿ÑƒÐ½ÐºÑ‚ 1 â€“ Â«Ð˜ÑÑ‚ория ÐºÐ°Ðº 

оружие Ð² Ð¿Ð¾Ð»Ð¸Ñ‚ической борьбе».  

См. Ð³Ð»Ð°Ð²Ñƒ Ð² Ð½Ð°ÑÑ‚оящей ÐºÐ½Ð¸Ð³Ðµ Â«Ð‘олевые Ñ‚очки», Ð¿ÑƒÐ½ÐºÑ‚ 2 â€“ Â«ÐÐµÐ¿Ð¾Ð³Ñ€ÐµÑˆÐ¸-

мый  Ð°Ð²Ñ‚Ð¾Ñ€Ð¸Ñ‚ÐµÑ‚ 

против

  Ð½Ð°ÑƒÑ‡Ð½Ð¾Ð³Ð¾  Ð¿Ð»ÑŽÑ€Ð°Ð»Ð¸Ð·Ð¼Ð°Â»;  Ð¿ÑƒÐ½ÐºÑ‚  3  â€“  Â«ÐÐ°Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð°Ñ 

консолидация 

против

  Ð½Ð°Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð¾Ð¹  Ð³Ð¾Ð¼Ð¾Ð³ÐµÐ½Ð¸Ð·Ð°Ñ†Ð¸Ð¸Â»;  Ð¿ÑƒÐ½ÐºÑ‚  4  â€“  Â«ÐÑ€Ð°Ð²ÑÑ‚-

венное осуждение 

против

 Ð¾Ð±Ð¼ÐµÐ½Ð° Ð°Ñ€Ð³ÑƒÐ¼ÐµÐ½Ñ‚ами». 

10 

Неопубликованный  Ð¾Ñ‚Ð·Ñ‹Ð²  Ðœ. ÐšÐ»Ð¸Ð½Ð³ÐµÐ½Ð±ÐµÑ€Ð³Ð°,  Ñ€ÑƒÐºÐ¾Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ‚еля  ÐÐµÐ¼ÐµÑ†ÐºÐ¾Ð¹ 

международной  Ð°ÑÑÐ¾Ñ†Ð¸Ð°Ñ†Ð¸Ð¸  Ð½Ð°Ñ€Ð¾Ð´Ð½Ñ‹Ñ…  ÑƒÐ½Ð¸Ð²ÐµÑ€ÑÐ¸Ñ‚етов  (DVV–International), 
от 3 декабря 2015 года Ð¸ Ð¾Ñ‚вет М. Юнге Ð¸ Ð‘. Бонвеча Ð¾Ñ‚ 30 декабря 2015 года. 

11 

Большевистский Ð¿Ð¾Ñ€ÑÐ´Ð¾Ðº Ð² Ð“рузии / Ð¡Ð¾ÑÑ‚. Ðœ. Ð®Ð½Ð³Ðµ, Ð‘. Бонвеч: Ð’ Ð´Ð²ÑƒÑ… 

томах. Ð¢Ð¾Ð¼  1:  Ð‘ольшой  Ñ‚еррор  Ð²  Ð¼Ð°Ð»ÐµÐ½ÑŒÐºÐ¾Ð¹  ÐºÐ°Ð²ÐºÐ°Ð·ÑÐºÐ¾Ð¹  Ñ€ÐµÑÐ¿ÑƒÐ±Ð»Ð¸ÐºÐµ;  Ð¢Ð¾Ð¼  2: 
Документы и статистика. – М., 2015.  

12 

См.  Ð³Ð»Ð°Ð²Ñƒ  Ð²  Ð½Ð°ÑÑ‚оящей  ÐºÐ½Ð¸Ð³Ðµ  Â«ÐŸÐžÐŸÐ«Ð¢ÐšÐ  Ð”ОСТИЖЕНИЯ  ÐšÐžÐ-

СЕНСУСА»,  Ð¿ÑƒÐ½ÐºÑ‚  1:  Â«Ð˜Ð·  ÑÑ‚енограммы  ÐºÑ€ÑƒÐ³Ð»Ð¾Ð³Ð¾  ÑÑ‚ола  Ð²  ÐÐºÐ°Ð´ÐµÐ¼Ð¸Ð¸  ÐœÐ’Д 
Грузии». 

13 

См. Ð³Ð»Ð°Ð²Ñƒ Ð² Ð½Ð°ÑÑ‚оящей ÐºÐ½Ð¸Ð³Ðµ Â«Ð‘олевые Ñ‚очки», Ð¿ÑƒÐ½ÐºÑ‚ 1: Â«Ð˜ÑÑ‚ория ÐºÐ°Ðº 

оружие Ð² Ð¿Ð¾Ð»Ð¸Ñ‚ической борьбе». 

14 

Cм.: 

Гамахария

 

Д

Отзыв Ð½Ð° Ð¾ÐºÐ¾Ð½Ñ‡Ð°Ñ‚ельный Ð²Ð°Ñ€Ð¸Ð°Ð½Ñ‚ Ð¼Ð¾Ð½Ð¾Ð³Ñ€Ð°Ñ„ии Â«Ð­Ñ‚-

носа  Ð¸  Ñ‚еррора»  //  http://scara.gov.ge/ru/2011–09–08–07–44–18/759–2015–10–
13–09–18–55.html (16.12.2015). 

15 

См.  Ð³Ð»Ð°Ð²Ñƒ  Ð²  Ð½Ð°ÑÑ‚оящей  ÐºÐ½Ð¸Ð³Ðµ  Â«ÐŸÐžÐŸÐ«Ð¢ÐšÐ  Ð”ОСТИЖЕНИЯ  ÐšÐžÐ-

СЕНСУСА»,  Ð¿ÑƒÐ½ÐºÑ‚  1:  Â«Ð˜Ð·  ÑÑ‚енограммы  ÐºÑ€ÑƒÐ³Ð»Ð¾Ð³Ð¾  ÑÑ‚ола  Ð²  ÐÐºÐ°Ð´ÐµÐ¼Ð¸Ð¸  ÐœÐ’Д 
Грузии». 

16 

Комментарий Ð”жаны Ð”жавахишвили Ðº Ð¿Ñ€Ð¾ÐµÐºÑ‚у Â«ÐœÐ°ÑÑÐ¾Ð²Ñ‹Ðµ Ñ€ÐµÐ¿Ñ€ÐµÑÑÐ¸Ð¸ 

в  Ð“Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð¸Â»  Ð¸  Ðº  Ð´Ð¸ÑÐºÑƒÑÑÐ¸Ð¸  Ð¾  Ð³Ð»Ð°Ð²Ðµ  Â«Ð­Ñ‚нос  Ð¸  Ñ‚еррор»  Ð½Ð°ÑÑ‚оящей  ÐºÐ½Ð¸Ð³Ð¸  (март 
2015 г.). См. Большевистский порядок в Грузии. Том 1. С. 538–544.