ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.09.2019
Просмотров: 11673
Скачиваний: 2
236
ÐÑÑгие
гÑÑзинÑкие
ÑоÑки
зÑениÑ
ÐÑнизаÑÐ¸Ñ ÑеÑÑиÑоÑии
Создание «ÑÑниÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑеÑÑиÑоÑий» Ð·Ð°Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ Ð² ÑколÑнÑÑ
ÑÑÐµÐ±Ð½Ð¸ÐºÐ°Ñ Ð·Ð½Ð°ÑиÑелÑное меÑÑо
35
. РболÑÑинÑÑве ÑлÑÑаев ÑеÑÑи-
ÑоÑиалÑнÑе пÑиÑÑÐ·Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð»ÐµÐ³Ð¸ÑимиÑÑÑÑÑÑ Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑÑ ÐºÐ°ÑÑ. Так,
напÑимеÑ, Ðакоба (1993) иÑполÑзовал каÑÑÑ ÐбÑ
азии, коÑоÑÑе
Ñже пÑимениÑелÑно к ÐºÐ°Ð¼ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð²ÐµÐºÑ Ð¸Ð·Ð¾Ð±ÑажаÑÑ Ð¿Ð¾Ð³ÑаниÑнÑе
линии Ð´Ð»Ñ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑвенного обÑÐ°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ на коÑоÑÑÑ
заÑаÑÑÑÑ
ÑпоÑÑеблÑлиÑÑ ÑÑÐ°Ð·Ñ Â«Ð½Ð° ÑеÑÑиÑоÑии ÐбÑ
азии/ÐпÑилии», «ÑÑа-
ÑоабÑ
азÑкое полиÑиÑеÑкое обÑазование в ÑедÑмом ÑÑолеÑии» и
«ÑеодалÑное» гоÑÑдаÑÑÑвенное обÑазование в воÑÑмом и Ñ. п.
СÑ
однÑе каÑÑÑ Ð¾Ð±Ð½Ð°ÑÑживаÑÑÑÑ Ñ ÐжанаÑиа (1943â2016) и дÑÑ-
гиÑ
гÑÑзинÑкиÑ
иÑÑоÑиков. Ðи в одном из ÑÑиÑ
ÑÑебнÑÑ
поÑобий
не говоÑиÑÑÑ Ð¾ Ñом, ÑÑо ÑеÑÑиÑоÑиалÑнÑе гоÑÑдаÑÑÑва Ñ
аÑакÑеÑнÑ
Ð´Ð»Ñ ÑазвиÑÐ¸Ñ ÐвÑÐ¾Ð¿Ñ Ð² Ðовое вÑемÑ, Ñ. е. ÑеÑÑиÑоÑиалÑнÑÑ
гÑа-
Ð½Ð¸Ñ Ð² анÑиÑном миÑе и в СÑедние века не ÑÑÑеÑÑвовало. ÐеÑвÑе
ÑоÑÐ¼Ñ Ð¸ÑÑоÑиогÑаÑиÑеÑкой ÑеÑÑиÑоÑиализаÑии обнаÑÑживаÑÑÑÑ
Ñ ÐжаваÑ
иÑвили (1919) и ÐнгоÑÐ¾ÐºÐ²Ñ (1919) в пеÑиод незавиÑи-
моÑÑи ÐÑÑзинÑкой ÐемокÑаÑиÑеÑкой РеÑпÑблики вÑледÑÑвие не-
обÑ
одимоÑÑи даÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ñм наÑионалÑнÑм гоÑÑдаÑÑÑвам, возник-
Ñим из ÑаÑпавÑейÑÑ ÑаÑÑкой РоÑÑии, Ñ
оÑÑ ÐºÐ°Ðº-Ñо опÑеделÑннÑе
гÑаниÑÑ.
Ðногие ÑовÑеменнÑе ÑабоÑÑ ÑаÑÑо пÑоизводÑÑ ÑÑÑанное впе-
ÑаÑление оÑвобожденноÑÑи Ð¾Ñ Ñвоего пеÑвонаÑалÑного иÑÑоÑиÑе-
Ñкого конÑекÑÑа, огÑаниÑенноÑÑи ÑобÑÑвенной ÑÑÑаной или ÑеÑÑи-
ÑоÑией. ÐеÑмоÑÑÑ Ð½Ð° оÑÑÑÐ»ÐºÑ Ðº (дÑевне)гÑÑзинÑким иÑÑоÑникам и
подÑÑÑкивание «ÑÑниÑеÑки многообÑазного ÑоÑÑава ÐбÑ
азии»,
в обÑаÑной иÑÑоÑиÑеÑкой пÑоекÑии каÑÑвелÑÑкие ÑÑноÑÑ Ð¼Ð¸Ð½Ð³Ñе-
лов и Ñванов Ñже в VIII в. ÑаÑполагаÑÑÑÑ Ð² ÑовÑеменном Ñайоне
ÑаÑÑелениÑ. ÐногоÑиÑленнÑе Ð²Ð¾Ð»Ð½Ñ Ð¼Ð¸Ð³ÑаÑии наÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ ÐоÑ-
Ñока на Ðапад, ÑоÑÑавлÑÑÑие ÑпеÑиÑÐ¸ÐºÑ Ðавказа, игноÑиÑÑÑÑÑÑ
и заменÑÑÑÑÑ Ð¿Ð°Ñадигмой авÑоÑ
ÑонноÑÑи
36
.
ÐÑнизаÑÐ¸Ñ Ð¿ÑоÑлого
Ðак доказала Ðино Чиковани, пÑоанализиÑовавÑÐ°Ñ Ð³ÑÑзин-
Ñкие ÑÑебники иÑÑоÑии, пÑоÑлое пÑи ÑеÑÑоÑпекÑивном взглÑде в
гÑÑзинÑкиÑ
ÑÑебникаÑ
иÑÑоÑии «ÑÑнизиÑÑеÑÑÑ», ÑÑо иÑклÑÑÐ°ÐµÑ Ð¸Ð·
изобÑÐ°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ÑÑоÑии конноÑаÑии обÑего или Ñазделенного пÑо-
Ñлого в пÑеимÑÑеÑÑвенно мÑлÑÑиÑÑниÑеÑкиÑ
обÑеÑÑваÑ
37
. Ðе-
ÑмоÑÑÑ Ð½Ð° пÑедÑÑавление генеалогий влаÑÑиÑелей â обÑединÑнное
«ЦаÑÑÑво абÑ
азов и гÑÑзин (каÑÑвелов)» (XIâXIII вв.) â домини-
ÑÑÑÑий динаÑÑиÑеÑкий аÑÐ¿ÐµÐºÑ ÑÑедневековой влаÑÑи «ÑÑнизиÑÑ-
ÐÑÑгие
гÑÑзинÑкие
ÑоÑки
зÑениÑ
237
еÑÑÑ» Ñем, ÑÑо динаÑÑии ÐагÑаÑидов пÑидаÑÑÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð·Ð½Ð°Ñно на-
ÑионалÑÐ½Ð°Ñ ÐºÐ¾Ð½Ð½Ð¾ÑаÑиÑ
38
.
ÐнÑеÑеÑно, ÑÑо именно здеÑÑ Ñнова наÑинаÑÑÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑедниÑеÑкие
ÑÑÐ¸Ð»Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´ÑнаÑоднÑÑ
оÑганизаÑий. Ð Ñо вÑÐµÐ¼Ñ ÐºÐ°Ðº полиÑиÑе-
Ñкий поÑÑедниÑеÑкий пÑоÑеÑÑ Ð² Ðеневе не пÑиноÑÐ¸Ñ ÑезÑлÑÑаÑов,
на пеÑедний план в ÑабоÑе междÑнаÑоднÑÑ
непÑавиÑелÑÑÑвеннÑÑ
оÑганизаÑий вÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ вÑÑÑÑÐ¿Ð°ÐµÑ ÐºÑиÑиÑеÑкое ÑаÑÑмоÑÑение иÑ-
ÑоÑии конÑликÑа (Фонд ÐеÑгÑ
Ð¾Ñ Ð² поддеÑÐ¶ÐºÑ Ð¼Ð¸Ñа, Conciliation
Resources, Фонд ÐенÑиÑ
а ÐÑÐ»Ð»Ñ Ð¸ Ñ. д.)
39
.
ÐеÑодиÑеÑкие ÑовпадениÑ
ÐÑи вÑÐµÑ Ð¿ÑиведÑннÑÑ Ð·Ð´ÐµÑÑ ÑодеÑжаÑелÑнÑÑ Ð¿ÑоÑивоÑеÑиÑÑ
ÑÑебники Ñ
аÑакÑеÑизÑÑÑÑÑ ÑÑÑеÑÑвеннÑми ÑÑÑÑкÑÑÑнÑми Ñовпа-
дениÑми: к пÑимеÑÑ, они в болÑÑинÑÑве ÑлÑÑаев не ÑодеÑÐ¶Ð°Ñ Ñка-
заний пеÑвоиÑÑоÑников, Ñак ÑÑо ÑколÑники не могÑÑ ÑамоÑÑоÑ-
ÑелÑно пÑовеÑÑÑÑ Ð²ÑдвинÑÑÑе ÑÑвеÑждениÑ. Тем ÑамÑм ÑÑаÑиеÑÑ
однознаÑно оказÑваÑÑÑÑ Ð¶ÐµÑÑвой попÑÑки индокÑÑинаÑии в
полÑÐ·Ñ Ð¸ÑклÑÑиÑелÑно наÑионалÑно-гоÑÑдаÑÑÑвеннÑÑ
ÑÑеÑеоÑипов
обÑÑÑÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð±ÐµÐ· кÑиÑиÑеÑкого и наÑÑного оÑмÑÑлениÑ. ÐÑавда,
они и не ÑоздаÑÑ Ð¾ÑÐ½Ð¾Ð²Ñ Ð¸ÑÑоÑиÑеÑкого обÑÐ°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² названнÑÑ
ÑÑÑанаÑ
, где Ð²Ð½Ð¾Ð²Ñ Ð¸ Ð²Ð½Ð¾Ð²Ñ Ð²ÑдвигаÑÑÑÑ ÑÑÐµÐ±Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Â«Ð¿Ð°ÑÑиоÑиÑе-
Ñкого воÑпиÑаниÑ». ÐÑа пÑакÑика Ñвно пÑоÑивоÑеÑÐ¸Ñ Ð·Ð°Ð¿ÑеÑÑ Ð½Ð°
индокÑÑиниÑование, коÑоÑÑй, напÑимеÑ, в ÐеÑмании ÑвлÑеÑÑÑ Ñа-
ÑÑÑÑ ÐºÐ¾Ð½ÑенÑÑÑа в ÑÑеÑе обÑазованиÑ
40
.
ÐÑклÑÑение пÑедÑÑавлÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð¿ÑÑки иÑÑледоваÑÑ Ð¿ÑоÑивопо-
ложнÑе пеÑÑпекÑÐ¸Ð²Ñ Ð² Ñандеме авÑоÑов Ð¾Ð±ÐµÐ¸Ñ ÑÑоÑон
41
. Так как
подобнÑй обÑаз дейÑÑвий ÑаÑÑо Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ð¸ полиÑиÑеÑкие поÑледÑÑ-
Ð²Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ð°Ð²ÑоÑов, ÑÑо, веÑоÑÑно, оÑÑанеÑÑÑ Ð¸ÑклÑÑением, пока на-
ÑÑнÑе пÑинÑÐ¸Ð¿Ñ Ð½Ðµ ÑмогÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¾Ð±Ð»Ð°Ð´Ð°ÑÑ Ð² пÑоÑÐ¸Ð²Ð¾Ð²ÐµÑ Ð½Ð°ÑионалÑ-
нÑм заÑвлениÑм о лоÑлÑноÑÑи в наÑÑной ÑÑеде ÑооÑвеÑÑÑвÑÑÑиÑ
ÑÑÑан. Тем же можно обÑÑÑниÑÑ Ð¸ оÑÑÑÑÑÑвие конÑепÑÑалÑнÑÑ
дебаÑов в иÑÑоÑиогÑаÑии, как и в иÑÑоÑиÑеÑком обÑазовании, ко-
ÑоÑÑе инÑоÑмиÑÑÑÑ Ð¾ ÑиÑÑемной ÑÑнкÑии полиÑиÑеÑкой легиÑи-
маÑии и Ñем ÑамÑм оказÑваÑÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð²ÐµÑгнÑÑÑми кÑиÑиÑеÑкой
ÑеÑлекÑии. Так, в ÐÑÑзии поÑле «РеволÑÑии Ñоз» Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑим Ñе-
ÑоÑмаÑоÑÑким Ñвением вводилиÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ñе ÑÑебнÑе Ð¿Ð»Ð°Ð½Ñ Ð¸ ÑÑеб-
ники, не оÑновÑвавÑиеÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑе на пеÑÑпекÑиве, в ÑенÑÑе коÑоÑой
наÑ
одилоÑÑ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑво. ÐмеÑÑо ÑÑого пÑедлагалаÑÑ Ð¼ÑлÑÑипеÑ-
ÑпекÑивноÑÑÑ, в Ñом ÑиÑле благодаÑÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾Ð¾Ð±ÑÐ°Ð·Ð¸Ñ ÑÑебников.
РконÑе конÑов Ð²Ð²Ð¸Ð´Ñ Ð¾ÑÑÑÑÑÑÐ²Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ð½ÑепÑÑалÑнÑÑ
дебаÑов Ñе-
зÑлÑÑÐ°Ñ ÑеÑоÑмаÑоÑÑкиÑ
пÑоÑеÑÑов, пÑоиÑÑ
одивÑиÑ
в пÑеподава-
238
ÐÑÑгие
гÑÑзинÑкие
ÑоÑки
зÑениÑ
нии иÑÑоÑии оказалÑÑ Ð´Ð¾Ð²Ð¾Ð»Ñно-Ñаки незнаÑиÑелÑнÑм. РкÑÑгаÑ
,
оппозиÑионнÑÑ
пÑавиÑелÑÑÑÐ²Ñ Ð¡Ð°Ð°ÐºÐ°Ñвили, вÑдвигалоÑÑ ÑÑебо-
вание возвÑаÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº более «идеологиÑеÑким» или ÑÐºÐ¾Ð±Ñ Â«Ð¾Ð±Ñек-
ÑивнÑм» ÑоÑмам иÑÑоÑиÑеÑкиÑ
ÑÑÑдов
42
. РеÑлекÑии оÑноÑиÑелÑ-
но ÑвÑзанноÑÑи каждого иÑÑоÑиÑеÑкого иÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñ Ð¼ÐµÑÑом
его ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐµÑÑ Ð½Ðµ поÑледовало.
ФÑнкÑии иÑÑоÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð½Ð°Ñк в ÑовеÑÑкое вÑÐµÐ¼Ñ Ð¸ в наÑи дни
ÐÑли в каждой полиÑиÑеÑкой ÑиÑÑеме иÑÑоÑиогÑаÑÐ¸Ñ ÑлÑжиÑ
ÑомÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð±ÐµÑпеÑиваÑÑ ÑоÑиализаÑÐ¸Ñ Ð±ÑдÑÑиÑ
поколений, ле-
гиÑимиÑоваÑÑ ÑÑÑеÑÑвÑÑÑие полиÑиÑеÑкие инÑÑиÑÑÑÑ, воÑпÑо-
изводиÑÑ ÑпÑоÑивÑиеÑÑ Ð½ÑÐ°Ð²Ñ Ð¸ миÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ пÑидаваÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ обÑ-
екÑивнÑй Ñ
аÑакÑÐµÑ Ð¾ÑиÑиалÑной полиÑике, Ñо ÑÑо в оÑобой
ÑÑепени каÑаеÑÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑÑÑалинÑкого СовеÑÑкого СоÑза Ð²Ð²Ð¸Ð´Ñ ÐµÐ´Ð¸Ð½-
ÑÑвенного в ÑвоÑм Ñоде ÑмеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ÑÑоÑиÑеÑкиÑ
, идеологиÑеÑкиÑ
и полиÑиÑеÑкиÑ
ÑакÑоÑов
43
. Ð Ñ Ð¾Ð´Ðµ Ð¸Ñ Ð¸ÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð´Ð¾ ÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ñ
ÑаÑÑмаÑÑивалÑÑ Ð¿ÑеимÑÑеÑÑвенно моÑковÑкий ÑенÑÑ, а иÑÑоÑиÑе-
Ñкими диÑкÑÑÑами внÑÑÑи оÑделÑнÑÑ
СовеÑÑкиÑ
ÑеÑпÑблик пÑенеб-
Ñегали
44
. Ðо ÑÑи диÑкÑÑÑÑ Ð¾ новой гÑÑзинÑкой иÑÑоÑии пÑедÑÑав-
лÑÑÑ Ñобой важнÑÑ Ð¿ÑедпоÑÑÐ»ÐºÑ Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ пÑавилÑной
клаÑÑиÑикаÑии гÑÑзинÑкиÑ
наÑÑно-иÑÑледоваÑелÑÑкиÑ
ÑабоÑ.
ÐзаимооÑноÑение наÑÑнÑÑ
и наÑионалÑнÑÑ
пÑиÑÑзаний ÐÑÑзии,
Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¹ ÑÑоÑонÑ, и идеологиÑеÑкиÑ
ÑÑебований паÑÑии и гоÑÑ-
даÑÑÑва, пÑедÑÑвлÑемÑÑ
к иÑÑоÑиÑеÑкой наÑке, Ñ Ð´ÑÑгой, еÑÑ
ждÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ обÑÑоÑÑелÑного иÑÑоÑиогÑаÑиÑеÑкого иÑÑледованиÑ.
ÐÑо оÑобенно каÑаеÑÑÑ Â«Ð¿ÐµÑеплеÑенной» иÑÑоÑиогÑаÑии гÑани-
ÑаÑиÑ
ÑÑноÑеÑÑиÑоÑиалÑнÑÑ
админиÑÑÑаÑивнÑÑ
единиÑ. РдалÑ-
нейÑем некоÑоÑÑе ÑÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð° ÑпоÑнÑе иÑÑоÑиогÑаÑиÑеÑкие во-
пÑоÑÑ Ð¸ ÑазвиÑие наÑки поÑÑÑÑалинÑкого пеÑиода могли Ð±Ñ Ð¸Ð»Ð¸
Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð±Ñли Ð±Ñ ÑоздаÑÑ ÑÑÐ»Ð¾Ð²Ð¸Ñ ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð¸ÑÑоÑиÑеÑкиÑ
наÑк
и Ñвободное пÑоÑÑÑанÑÑво Ð´Ð»Ñ ÑÑого пÑоÑеÑÑа.
ÐÑÑоÑиогÑаÑиÑеÑкие или иÑÑоÑиÑеÑкие ÑазноглаÑÐ¸Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ
моÑковÑким ÑенÑÑом и пеÑиÑеÑией ÑлÑжили и в ТбилиÑи пÑиÑпо-
ÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ÑÑоÑиÑеÑкой инÑеÑпÑеÑаÑии к поÑÑебноÑÑÑм паÑÑии,
пÑежде вÑего в ÑÑеÑе наÑионалÑной полиÑики. ÐÑÑ Ð²Ð¾ вÑемена
СÑалина паÑÑийное ÑÑководÑÑво в ÑамкаÑ
пÑоводимой им поли-
Ñики «ÑаÑÑвеÑа» наÑионалÑнÑÑ
кÑлÑÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð±Ñждало иÑÑоÑиков к
напиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð°ÑионалÑнÑÑ
иÑÑоÑий. Ð Ñо же вÑÐµÐ¼Ñ Ð½Ð°ÑионалÑнаÑ
полиÑика, Ð·Ð°Ð´Ð°Ð²Ð°Ñ Ñвои пÑедÑÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ ÐºÐ»Ð°ÑÑовой ÑоÑки зÑениÑ,
ÑÑавила ÑеÑнÑе гÑаниÑÑ; наÑионалÑное пÑоÑлое можно бÑло ин-
ÑеÑпÑеÑиÑоваÑÑ Ð² ÑооÑвеÑÑÑвии ÑолÑко Ñ Ð´Ð²ÑÐ¼Ñ Ð¸ÑÑоÑиÑеÑкими
ÐÑÑгие
гÑÑзинÑкие
ÑоÑки
зÑениÑ
239
«ÑеÑениÑми», «пÑогÑеÑÑивнÑм» и «ÑеакÑионнÑм». ÐÑо ознаÑало
на пÑакÑике иÑкажение иÑÑоÑии, Ñак как каждое наÑионалÑное
ÑамоÑÑвеÑждение пÑоÑив ÑÑÑÑкого окÑÑÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ð´Ð»ÐµÐ¶Ð°Ð»Ð¾ оÑени-
ваÑÑ ÐºÐ°Ðº «ÑеакÑионное»
45
. ÐбÑединение ÐÑÑзии Ñ Ð Ð¾ÑÑией должно
бÑло, Ñаким обÑазом, в 1950-е гг. бÑÑÑ Ð¾Ð±ÑÑвлено иÑÑоÑиÑеÑки
пÑогÑеÑÑивнÑм Ñвлением Ñ Ð¿Ð¾Ð´ÑÑÑкиванием дÑÑÐ¶Ð±Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð´Ð²Ñ-
Ð¼Ñ Ð½Ð°Ñодами â гÑÑзинами и ÑÑÑÑкими
46
. Ð¢Ð°ÐºÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸ÑÐ¸Ñ Ð²ÐµÑÑма не-
пÑоÑÑо бÑла пÑинÑÑа в ÐÑÑзии, Ñак как оÑенка ÑÑого ÑобÑÑÐ¸Ñ Ð´Ð¸Ñ-
кÑÑиÑовалаÑÑ ÑÑеди гÑÑзинÑкиÑ
иÑÑоÑиков и наÑионалиÑÑов Ñже
до ÑовеÑизаÑии. ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¦Ð ÐомпаÑÑии ÐÑÑзии ÑнаÑала лиÑил
ÐнÑÑиÑÑÑ Ð¸ÑÑоÑии им. ÐжаваÑ
иÑвили возможноÑÑи иÑÑледоваÑÑ
гÑÑзинÑкÑÑ Ð¸ÑÑоÑÐ¸Ñ XIX и XX вв. и пеÑедал ÐµÑ Ð² «иÑклÑÑиÑелÑ-
нÑÑ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿ÐµÑенÑÐ¸Ñ Ñилиала» ÐнÑÑиÑÑÑа ÐаÑкÑа â ÐнгелÑÑа â Ðе-
нина в ТбилиÑи, коÑоÑÑй в идеологиÑеÑком оÑноÑении ÑÑиÑалÑÑ
более надежнÑм. Ðо Ñловам иÑÑоÑика
,
академика Ðиколоза ÐеÑд-
зениÑвили (1894â1965), ÐнÑÑиÑÑÑ Ð¸ÑÑоÑии им. Ðване ÐжаваÑ
и-
Ñвили, «неÑмоÑÑÑ Ð½Ð° ÑÑо, полÑлегалÑно ÑабоÑал над иÑÑоÑией
ÐÑÑзии в XIX ÑÑолеÑии»
47
.
Ðкадемик
,
главнÑй ÑедакÑÐ¾Ñ Ð¶ÑÑнала «ÐопÑоÑÑ Ð¸ÑÑоÑии»
Ð.Ð. ÐанкÑаÑова ÑеÑез год поÑле ÑмеÑÑи СÑалина кÑиÑиковала в
еÑеванÑкой газеÑе «ÐоммÑниÑÑ» (â 150, 26.06.1954) изданнÑÑ
С. ÐжанаÑиа «ÐÑÑоÑÐ¸Ñ ÐÑÑзии» (Тб., 1946), коÑоÑаÑ, в ÑаÑÑноÑÑи,
не подÑÑÑкивала «пÑогÑеÑÑивное знаÑение обÑÐµÐ´Ð¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐÑÑзии Ñ
РоÑÑией», а оÑенивала его ÑолÑко как «менÑÑее зло». Ð ÑооÑвеÑ-
ÑÑвии Ñ ÑÑим ÑÐ¾Ð»Ñ Ð²Ð¾ÑÑÑаний кÑеÑÑÑÑн и кнÑзей поÑле «воÑÑоеди-
нениÑ» в наÑале XIX ÑÑолеÑÐ¸Ñ Ð¸ÑÑледовалаÑÑ Ð² ÐоÑкве, а не в
ТбилиÑи
48
. ÐлÑÑевой Ð´Ð»Ñ Ñого вÑемени гÑÑзинÑкий ÑекÑÑ â ÑеÑен-
Ð·Ð¸Ñ Ð½Ð° моногÑаÑÐ¸Ñ Â«ÐбÑеÑÑвенно-полиÑиÑеÑкое движение в
ÐÑÑзии в XIX ÑÑолеÑии», напиÑÐ°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð¿ÑоÑеÑÑоÑом ÑнивеÑÑиÑеÑа
Ðвелем Ðиквидзе на каÑедÑе иÑÑоÑии ÐÑÑзии, бÑла подвеÑгнÑÑа
жеÑÑкой кÑиÑике Ñже ÑпоминавÑимÑÑ Ð¸Ð·Ð²ÐµÑÑнÑм медиевиÑÑом
Ðиколозом ÐеÑдзениÑвили. Ðак пÑедÑÑавлÑеÑÑÑ, ÐеÑдзениÑвили
возÑажал здеÑÑ Ð¿ÑоÑив наÑионалÑной идеологизаÑии или инÑÑÑÑ-
менÑализаÑии иÑÑоÑии, оÑ
ваÑивÑиÑ
ÑиÑокие кÑÑги гÑÑзинÑкиÑ
иÑÑоÑиков, к ÑиÑÐ»Ñ ÐºÐ¾ÑоÑÑÑ
, по-видимомÑ, пÑинадлежал и ÐвелÑ
Ðиквидзе
49
.
Ðа ÑовмеÑÑном заÑедании Ðкадемии ÐаÑк (ÐÐ) СССРи ÐÑÑ-
зинÑкой ССРв 1954 г. пÑиÑлоÑÑ Ð´ÐµÑжаÑÑ Ð¾ÑÐ²ÐµÑ Ð¿ÑезиденÑÑ Ð³ÑÑзин-
Ñкой ÐÐ Ð.Ð. ÐÑÑÑ
елиÑвили. ÐÐ¼Ñ Ð½Ð°Ð¿Ð¾Ð¼Ð¸Ð½Ð°Ð»Ð¸ об идеологиÑеÑкиÑ
оÑибкаÑ
пÑи ÑазÑабоÑке иÑÑоÑии ÐÑÑзии и анализе поÑледÑÑвий
обÑÐµÐ´Ð¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ð Ð¾ÑÑией
50
. ÐÑезидиÑм гÑÑзинÑкой ÐÐ, не меÑкаÑ
240
ÐÑÑгие
гÑÑзинÑкие
ÑоÑки
зÑениÑ
(ÑеÑение Ð¾Ñ 24.06.1954), ÑообÑил об ÑÑой кÑиÑике в ÐнÑÑиÑÑÑ
им. ÐжаваÑ
иÑвили, поÑÑебовав Ð¾Ñ ÑÑководÑÑва инÑÑиÑÑÑа Ñде-
лÑÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑе Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐºÐ¾ÑеннÑÑ
вопÑоÑов иÑÑо-
Ñии ÐÑÑзии (напÑимеÑ, ÐµÑ ÑкономиÑеÑÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ, иÑÑоÑии
клаÑÑовой боÑÑбÑ, наÑионалÑно-оÑвободиÑелÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²
XIX ÑÑолеÑии, оÑделÑнÑм вопÑоÑам Ñеодализма, как Ñо возник-
Ð½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑвенноÑÑи, взаимооÑноÑениÑм гÑÑзинÑкого на-
Ñода Ñ Ð´ÑÑгими наÑодами ÑÑÑанÑ, боÑÑбе Ñ Ð±ÑÑжÑазной идеологи-
ей и Ñ. д.). ÐÑо пÑивело к повÑоÑной ÑеÑÑÑÑкÑÑÑизаÑии инÑÑиÑÑÑа
пÑи «пÑÑмой оÑганизаÑионной и пÑакÑиÑеÑкой поддеÑжке» Ðка-
демии и ÑÑгÑало «положиÑелÑнÑÑ ÑÐ¾Ð»Ñ Ð² наÑÑной жизни коллек-
Ñива, коÑоÑÑй мобилизовал Ñвои ÑÐ¸Ð»Ñ Ð½Ð° ÑÑÑÑанение недоÑÑаÑков
в ÑабоÑе»
51
.
С моменÑа вÑоÑого подÑема ÑовеÑÑкой иÑÑоÑиогÑаÑии поÑле
XXII ÑÑезда ÐÐСС (1961 г.) наÑÑÐ´Ñ Ñ Ð£Ð½Ð¸Ð²ÐµÑÑиÑеÑом им. Ðване
ÐжаваÑ
иÑвили иÑÑоÑиÑеÑкие иÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ð½ÑенÑÑиÑовалиÑÑ Ð²
ÐнÑÑиÑÑÑе иÑÑоÑии, аÑÑ
еологии и ÑÑногÑаÑии им. Ðване Ðжава-
Ñ
иÑвили, коÑоÑÑй ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¾Ð¿Ð¸ÑаÑÑÑÑ Ð½Ð° ÑÐ²Ð¾Ñ Ð±ÐµÐ· малого
100-леÑнÑÑ ÑÑадиÑиÑ. ТолÑко Ñ 1946 по 1964 гг. ÑиÑленноÑÑÑ
наÑÑнÑÑ
ÑоÑÑÑдников возÑоÑла Ñ 52 до 200 Ñеловек, поÑÑи вÑеÑ-
веÑо. ÐаконеÑ, по ÑоÑÑоÑÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð° 31.12.1987 обÑÐ°Ñ ÑиÑленноÑÑÑ
наÑÑнÑÑ
ÑоÑÑÑдников ÑоÑÑавила 538 Ñеловек
52
. Ð ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ
ÑÑим во вÑоÑой половине 1960-Ñ
гг. пÑоизоÑло Ñакже ÑÑÑеÑÑвен-
ное возÑаÑÑание пÑежде вÑего наÑÑнÑÑ
иÑÑледований по иÑÑоÑии
ÐÑÑзии Ñ Ð´ÑевноÑÑи до наÑÑоÑÑего вÑемени. Ð ÑÑÐ¾Ñ Ð¿ÐµÑиод в Ñо-
веÑÑкой ÐÑÑзии, как и в болÑÑинÑÑве дÑÑгиÑ
ÑовеÑÑкиÑ
ÑеÑпÑб-
лик, наÑÑаивали на ÑелÑном оÑобÑажении иÑÑоÑии ÐÑÑзии в ÑоÑ-
ме многоÑомного изданиÑ, коÑоÑое, наконеÑ, вÑÑло по-гÑÑзинÑки
в воÑÑми ÑомаÑ
Ñ 1970 по 1980 гг.
53
ÐÑобенно инÑеÑеÑно, как и когда гÑÑзинÑÐºÐ°Ñ Ð¸ÑÑоÑиогÑаÑÐ¸Ñ Ð½Ð°
ÑÑовне ÑеÑпÑблики ÑеагиÑовала на диÑкÑÑÑии о наÑионализме в
Ð¡Ð¡Ð¡Ð Ñ 1966 по 1970 гг., пÑежде вÑего в жÑÑнале «ÐопÑоÑÑ Ð¸ÑÑо-
Ñии»
54
. Ðело в Ñом, ÑÑо ведÑÑие медиевиÑÑÑ, напÑÐ¸Ð¼ÐµÑ ÐаÑаÑава
и Ðпакидзе, оÑодвинÑли обÑазование «ÑеодалÑной гÑÑзинÑкой
наÑии» в XâXII вв.
55
. «ÐлиÑелÑÐ½Ð°Ñ Ð¸ÑÑоÑиÑеÑÐºÐ°Ñ ÑÑадиÑиÑ» могла
бÑÑÑ ÑазÑабоÑана в каÑеÑÑве ÑÑÑаÑегии пÑоÑив заимÑÑвованиÑ
ÑÑÑÑкиÑ
кÑлÑÑÑÑнÑÑ
моделей под девизом ÑаÑпÑоÑÑÑÐ°Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð°Ñ-
кÑизма-ленинизма. ÐÑÑоÑик Ðкакий СÑÑгÑладзе бÑл вÑнÑжден в
1970 г. Ñнова ÑÑÑановиÑÑ ÑÑнÑÑ Ð»Ð¸Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð°ÑÑии и пÑекÑаÑиÑÑ Ð´Ð¸Ñ-
кÑÑÑÐ¸Ñ Ð²Ð¾ÐºÑÑг понÑÑÐ¸Ñ Â«Ð½Ð°ÑиÑ» в ÐÑÑзии
56
.