ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.09.2019
Просмотров: 11594
Скачиваний: 2
ÐолоÑа
из
ÐеÑмании
461
Ðо ÑолÑко в ÑÑловиÑÑ
ÐолÑÑого ÑеÑÑоÑа 1937â1938 гг. полиÑиÑе-
Ñким пÑоÑивникам ÑгÑожало ÑизиÑеÑкое ÑниÑÑожение. ТÑÑÑÑи
жеÑÑв пÑиÑлоÑÑ Ð¾Ð¿Ð»Ð°ÐºÐ°ÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¹ ÑолÑко гÑÑзинÑкой инÑеллиген-
Ñии. ÐÑÑ
овно-кÑлÑÑÑÑнÑй ÑÑон бÑл огÑомнÑм. ÐÑавда, жеÑÑокие
ÑбийÑÑва, за коÑоÑÑми ÑÑоÑл пÑедÑедаÑÐµÐ»Ñ Â«ÑÑойки» СеÑго Ðог-
лидзе, ни в коем ÑлÑÑае не могли обÑÑÑнÑÑÑÑÑ Ñак назÑваемÑм
гÑÑзинÑÑвом. ÐÑо бÑло ÑкоÑее пÑеÑÑÑпление пÑоÑив ÑобÑÑвенной
наÑии.
Ðе пÑоÑло и ÑеÑÑи леÑ, как в 1944 г. гÑÑзинÑкими влаÑÑÑми
бÑла пÑоведена ÑиÑÑемаÑиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð´ÐµÐ¿Ð¾ÑÑаÑÐ¸Ñ Ð¼ÐµÑÑ
еÑинÑев и Ñ
ем-
Ñинов (Ñм. об ÑÑом ниже). Ðолее 91 ÑÑÑ. Ñеловек бÑли ÑамÑм
жеÑÑоким ÑпоÑобом пÑинÑÐ¶Ð´ÐµÐ½Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ¸Ð½ÑÑÑ ÑодинÑ. Ð 1949 г. Ðе-
ÑÐ¸Ñ Ð¾Ñдал пÑиказание о депоÑÑаÑии лазов из ÐбÑ
азии. ÐÑÑ Ð²
1951 г. оÑделÑнÑе лазÑкие ÑемÑи из деÑевни СаÑпи бÑли наÑилÑ-
ÑÑвенно пеÑеÑÐµÐ»ÐµÐ½Ñ Ð² ÐазаÑ
ÑÑан. ÐеÑнÑÑÑÑÑ Ð¾Ð½Ð¸ Ñмогли ÑолÑко
поÑле ÑмеÑÑи СÑалина. «ÐонÑолидаÑÐ¸Ñ ÐÑÑзии» пÑоиÑÑ
одила в
Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¿Ð¾Ñле ÐолÑÑого ÑеÑÑоÑа в ÑоÑме наÑилÑÑÑвеннÑÑ
дейÑÑвий
даже по оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº «пÑедÑÑавиÑелÑм гÑÑзинÑкой наÑии», лÑдÑм
«гÑÑзинÑкой кÑови», как гÑÑзинÑÐºÐ°Ñ ÑÑоÑона Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ð¾Ð±Ñкновение
назÑваÑÑ Ð»Ð°Ð·Ð¾Ð². ÐÑа Ñема â ÑÐ°Ð±Ñ Ð½Ð° пÑоÑÑжении деÑÑÑилеÑий. Рпо
Ñей Ð´ÐµÐ½Ñ Ð² ÐÑÑзии не вÑÑло ни одной ÑÑаÑÑи о депоÑÑаÑии лазов.
РавнÑм обÑазом и megrelta sakme, Ñак назÑваемое мингÑелÑ-
Ñкое дело, вÑÑ ÐµÑÑ Ð½Ðµ подвеÑгнÑÑо обÑÑоÑÑелÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð¸ÑÑледова-
ниÑ. Ð ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ Ð¿ÑедÑÑавлениÑми, пÑоизводивÑими впе-
ÑаÑление пÑÑмо-Ñаки ÑÑмаÑбÑоднÑÑ
, мингÑелам в Ñелом в 1951â
1952 гг. бÑло пÑипиÑано ÑоÑÑÑдниÑеÑÑво Ñ Ð¢ÑÑÑией и деÑÑелÑ-
ноÑÑÑ, напÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¿ÑоÑив ÑовеÑÑкой влаÑÑи. ÐнÑеÑеÑно, ÑÑо ÑÑи
вÑмÑÑленнÑе Ð¾Ð±Ð²Ð¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾ÑноÑилиÑÑ Ð½Ðµ к «гÑÑзинам», живÑим в
ÐингÑелии, а к ÑÑниÑеÑÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð¿Ð¾Ð½ÑÑÐ¸Ñ Â«Ð¼Ð¸Ð½Ð³ÑелÑ». Ð ÑезÑлÑÑаÑе
диÑкÑедиÑаÑии Ñелой ÑÑниÑеÑкой гÑÑÐ¿Ð¿Ñ Ð¸Ð¼ дали понÑÑÑ, ÑÑо в
бÑдÑÑем вÑÑ Ð¶Ðµ лÑÑÑе вÑдаваÑÑ ÑÐµÐ±Ñ Ð·Ð° «ÑиÑÑÑÑ
» гÑÑзин. Ðо-
ÑледÑÑÐ²Ð¸Ñ megrelta sakme оÑÐµÐ²Ð¸Ð´Ð½Ñ Ð² ÐингÑелии еÑÑ Ð¸ ÑегоднÑ.
ÐÑизнание мингÑелÑÑкого пÑоиÑÑ
Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ (Margali) и мингÑелÑ-
Ñкого ÑзÑка (Margaluri Nina) как Ñодного
Ð´Ð»Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð»Ñдей,
наÑ
одÑÑиÑ
ÑÑ Ð² ÑкономиÑеÑкой завиÑимоÑÑи Ð¾Ñ Ð³ÑÑзинÑкого гоÑÑ-
даÑÑÑва, и по Ñей Ð´ÐµÐ½Ñ Ð½Ðµ ÑвлÑеÑÑÑ Ñем-Ñо Ñамо ÑÐ¾Ð±Ð¾Ñ ÑазÑмеÑ-
ÑимÑÑ.
ÐолÑÑой ÑеÑÑÐ¾Ñ 1937-го и 1938 гг. пÑодолжалÑÑ Ð² изменÑнной
ÑоÑме Ð´Ð»Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ
лÑдей в ÐÑÑзии до 1952 г. СоглаÑно докÑмен-
Ñам по депоÑÑаÑиÑм в 1944 г., диÑекÑÐ¸Ð²Ñ Ð¿Ð¾ оÑÑÑеÑÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑиÑ
ÑеÑÑоÑиÑÑиÑеÑкиÑ
акÑий Ñли не Ñ Ð²ÑÑÑего поÑÑа в ÐоÑкве, как
462
ÐолоÑа
из
ÐеÑмании
извеÑÑно, занÑÑого гÑÑзином СÑалинÑм, а Ð¾Ñ Ð¾ÑвеÑÑÑвеннÑÑ
оÑга-
нов в Ñамой ÐÑÑзии. ÐÑÑзинÑÑво, коÑоÑое пÑодолжаеÑÑÑ Ð¸ по Ñей
денÑ, ÑледÑÐµÑ Ð¿Ð¾ÑÑÐ¾Ð¼Ñ ÑаÑÑмаÑÑиваÑÑ Ð² более ÑиÑоком конÑекÑÑе.
ÐаÑионалиÑÑиÑеÑкие ÑенÑенÑии
Ðожно бÑло ожидаÑÑ, ÑÑо ÑÑеди гÑÑзинÑÐºÐ¸Ñ ÑÑÑнÑÑ ÑаздаÑÑÑÑ
Ð²Ð¾Ð¿Ð»Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð¼ÑÑениÑ, Ð²ÐµÐ´Ñ Ð³Ð»Ð°Ð²Ð° «ÐÑÐ½Ð¾Ñ Ð¸ ÑеÑÑоÑ» ÑÑÐ°Ð²Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´ Ñо-
мнение наÑионалиÑÑиÑеÑкие конÑÑÑÑкÑÑ, ÑÑÑеÑÑвÑÑÑие Ñже бо-
лее 100 леÑ. ÐÑавда, еÑÑ Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð³Ð´Ð° за пÑоÑедÑие деÑÑÑилеÑÐ¸Ñ Ð¸Ð·Ñ-
ÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ÑÑоÑиÑеÑкого, ÑÑниÑеÑкого и ÑзÑкового многообÑазиÑ
ÐÑÑзии не пÑиÑ
одилоÑÑ ÑлÑÑаÑÑ Ð¾Ñ Ð³ÑÑзинÑкиÑ
академиков ÑакиÑ
клевеÑниÑеÑкиÑ
заÑвлений, в коÑоÑÑÑ
оÑÑÑÑÑÑвÑÐµÑ ÐºÐ°ÐºÐ¾Ðµ Ð±Ñ Ñо ни
бÑло понимание ÑеалÑноÑÑи. Ðо вÑÐµÐ¼Ñ Ð½ÐµÐ¾Ð´Ð½Ð¾ÐºÑаÑнÑÑ
поÑеÑе-
ний ÑнивеÑÑиÑеÑов им. ÐжаваÑ
иÑвили и СÑлÑ
ан-Саба в ТбилиÑи,
ÑнивеÑÑиÑеÑов в ÐÑÑаиÑи, ÐаÑÑми и ÐÑгдиди вÑе беÑÐµÐ´Ñ Ð±Ñли
пÑоникнÑÑÑ Ñважением Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð»ÑдÑми и дÑÑ
ом ÑоваÑиÑеÑÑва.
ÐажеÑÑÑ, ÑÑо ÑÑо коÑеннÑм обÑазом изменилоÑÑ.
Ð ÑиÑло гÑÑзинÑÐºÐ¸Ñ ÑеÑензенÑов Ð²Ñ Ð¾Ð´ÑÑ Ðжемал ÐÐ°Ð¼Ð°Ñ Ð°ÑиÑ,
Ñлен абÑ
азÑкого ÑмигÑанÑÑкого пÑавиÑелÑÑÑва в ТбилиÑи, пÑо-
ÑеÑÑÐ¾Ñ ÐлекÑÐ°Ð½Ð´Ñ ÐаÑÑвили из ÐнÑÑиÑÑÑа иÑÑоÑии и ÑÑнологии
гÑÑзинÑкой Ðкадемии наÑк, а Ñакже гÑÑппа вокÑÑг Роина ÐеÑÑе-
вели, виÑе-пÑезиденÑа гÑÑзинÑкой Ðкадемии наÑк. Ð ÑоÑÑав ÑÑой
гÑÑÐ¿Ð¿Ñ Ð²Ñ
одÑÑ Ð¿ÑоÑеÑÑоÑа С. ÐаÑдоÑанидзе, Ð. ÐÑÑÑли, T. ÐÑÑка-
Ñадзе, Ð. Табидзе и Ð. ÐÐ¶Ð¸ÐºÐ¸Ñ Ð¸Ð· УнивеÑÑиÑеÑа им. Св. ÐндÑеÑ
ÐеÑвозванного, оÑнованного паÑÑиаÑÑ
аÑом. T. ÐÑÑкаÑадзе лиÑно
извеÑÑен мне Ñ ÐºÐ¾Ð½Ð³ÑеÑÑа ÑпеÑиалиÑÑов по иÑÑоÑии ÐÑÑзии в ÐÑ-
ÑаиÑи в 2000 г.
ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð²ÑÐ±Ð¾Ñ ÑеÑензенÑов пÑедÑÑавлÑеÑÑÑ Ð¼Ð½Ðµ в знаÑиÑелÑ-
ной ÑÑепени непонÑÑнÑм. ÐÑ Ñлена абÑ
азÑкого ÑмигÑанÑÑкого
пÑавиÑелÑÑÑва в ТбилиÑи Ñо вÑей опÑеделÑнноÑÑÑÑ Ð½Ðµ пÑиÑ
одиÑÑÑ
ожидаÑÑ Ð½Ð°ÑÑного вÑÑÑÑплениÑ, Ñвободного Ð¾Ñ Ð¿ÑедÑаÑÑÑдков.
Сказанное Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ ÑÐ¸Ð»Ñ Ð¾Ñобенно пÑимениÑелÑно к ÑемаÑике, ÑвÑ-
занной Ñ ÐбÑ
азией.
УнивеÑÑиÑÐµÑ Ð¸Ð¼. Св. ÐндÑÐµÑ ÐеÑвозванного в ТбилиÑи, оÑно-
ваннÑй и ÑинанÑиÑÑемÑй гÑÑзинÑким пÑавоÑлавнÑм паÑÑиаÑÑ
а-
Ñом во главе Ñ Ðлией II, ÑледÑÐµÑ ÑлÑÑÑанаÑионалиÑÑиÑеÑким
пÑедÑÑавлениÑм паÑÑиаÑÑ
а и Ñленов Синода. СÑда оÑноÑÑÑÑÑ Ñе-
ленапÑавленное игноÑиÑование и ÑниÑижение гÑеко-пÑавоÑлав-
ного Ñ
ÑиÑÑианÑÑва, коÑоÑое иÑповедовало наÑеление нÑнеÑней
Ðападной ÐÑÑзии пÑимеÑно до 1000 г., и в Ñо же вÑÐµÐ¼Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð²ÑÑен-
ное до Ñего-Ñо миÑÑиÑеÑкого пÑеобÑажение гÑÑзинÑкой пÑаво-
ÐолоÑа
из
ÐеÑмании
463
Ñлавной веÑÑ Ð² пÑоÑлом. ÐÑи ÑÑом в каÑеÑÑве авÑоÑиÑеÑного на-
ÑионалиÑÑиÑеÑки наÑÑÑоенного иÑÑоÑика паÑÑиаÑÑ
аÑа вÑÑÑÑпаеÑ
миÑÑÐ¾Ð¿Ð¾Ð»Ð¸Ñ Ðнаниан ÐжапаÑидзе. ÐоÑле ÑÑÑÐ°Ð½Ð¾Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð³ÑÑзин-
Ñкого пÑавоÑÐ»Ð°Ð²Ð¸Ñ Ð² каÑеÑÑве пÑивилегиÑованной гоÑÑдаÑÑÑвен-
ной ÑеÑкви ÑвÑÑÑе возникали без какого-либо иÑÑоÑиÑеÑкого
обоÑÐ½Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐºÐ°Ðº гÑÐ¸Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ñле дождÑ. Так, напÑимеÑ, обÑÑоÑло дело
Ñ Ð¼Ð¾Ð½Ð°Ñ
инÑми из Тао-ÐлаÑджеÑи, имена коÑоÑÑÑ
неизвеÑÑнÑ.
ÐаÑÑиаÑÑ Ð¸ ÑÐ»ÐµÐ½Ñ Ð¡Ð¸Ð½Ð¾Ð´Ð° пÑибегаÑÑ Ð²Ñеменами к не оÑобен-
но Ñ
ÑиÑÑианÑÐºÐ¾Ð¼Ñ ÑÑедÑÑÐ²Ñ ÑалÑÑиÑикаÑии, еÑли ÑеÑÑ Ð¸Ð´ÑÑ Ð¾ Ñом,
ÑÑÐ¾Ð±Ñ Â«Ð¾Ð±Ð»ÐµÐ³ÑиÑÑ» ÑеÑ
ÑиÑÑианизаÑÐ¸Ñ (миÑÑионеÑÑкое ÑлÑжение)
аджаÑÑев и лазов. Так, ÑÑвеÑждаеÑÑÑ, ÑÑо оÑÐ¼Ð°Ð½Ñ ÑÑÑановили в
ÑазнÑÑ
меÑÑаÑ
ÐджаÑии, в ÑаÑÑноÑÑи, Ñ Ñеки ÐджаÑиÑÑкали,
гилÑоÑинÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð±ÐµÐ·Ð³Ð»Ð°Ð²Ð»Ð¸Ð²Ð°ÑÑ Ð»Ñдей, коÑоÑÑе оÑказÑвалиÑÑ
ÑÑаÑÑ Ð¼ÑÑÑлÑманами. Ð Ñом, как ÑÑи гилÑоÑÐ¸Ð½Ñ Ð¿Ð¾Ñле Ñвоего изо-
бÑеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½ÐµÐ·Ð°Ð´Ð¾Ð»Ð³Ð¾ до 1800 г. Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð±Ñли попаÑÑÑ Ð² ÐджаÑиÑ,
зловеÑе-мÑаÑное видео гÑÑзинÑкой пÑавоÑлавной ÑеÑкви, коÑо-
Ñое можно найÑи в инÑеÑнеÑе, нам не ÑообÑаеÑ. Ðо вÑÑком ÑлÑ-
Ñае, «обезглавливаÑÑ» бÑло болÑÑе некого, Ñак как аджаÑÑÑ Ñже
давно пÑинÑли иÑлам. Ðо поÑле ÑÑÑÑко-ÑÑÑеÑкой Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ñ 1877â
1878 гг., когда ÐджаÑÐ¸Ñ Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ð»Ð°ÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ ÑÑÑÑким, Ñ. е. Ñ
ÑиÑÑиан-
Ñким, ÑпÑавлением, деÑÑÑÑ ÑÑÑÑÑ Ð°Ð´Ð¶Ð°ÑÑкиÑ
мÑÑÑлÑман пеÑеÑе-
лилиÑÑ Ð² ÐападнÑÑ Ð¢ÑÑÑиÑ. ÐонеÑно, ÑÑо никак не пÑизнание
пÑинадлежноÑÑи к гÑÑзинÑкой наÑии и гÑÑзинÑÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð¿ÑавоÑлавиÑ.
ÐÐ¾Ñ ÐµÑÑ Ð½ÐµÑÑо невеÑоÑÑное, ÑообÑавÑееÑÑ Ð¾ Ð»Ð°Ð·Ð°Ñ . Ðа меÑÑе
под названием «ÐÑдикваÑи» («меÑÑе обезглавливаниÑ») оÑманÑ
ÑÐºÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð±ÐµÐ·Ð³Ð»Ð°Ð²Ð¸Ð»Ð¸ 30 000 лазов и монаÑ
ов ÑоÑеднего монаÑÑÑÑÑ.
ÐÑи лазÑ, ÑÐºÐ¾Ð±Ñ Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ð²ÑиеÑÑ Ð´Ð¾Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¸ÑелÑно под «пеÑекÑÑÑÑнÑм
огнÑм» каÑолиÑеÑкиÑ
миÑÑионеÑов и аÑмÑнÑкиÑ
ÑвÑÑенноÑлÑжи-
Ñелей, пожеÑÑвовали Ñвоей жизнÑÑ ÐºÐ°Ðº мÑÑеники за гÑÑзинÑкÑÑ
наÑÐ¸Ñ Ð¸ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð³ÑÑзинÑкÑÑ Ð¿ÑавоÑлавнÑÑ Ð²ÐµÑÑ. ÐÐ»Ñ Â«Ð¿Ð¾Ð¼Ð¸Ð½Ð¾Ð²Ðµ-
ниÑ» мÑÑеников ÐазеÑи бÑла Ñоздана икона Ñ Ð´ÑевнегÑÑзинÑкой
надпиÑÑÑ, и один Ð´ÐµÐ½Ñ Ð² пÑавоÑлавном календаÑе поÑвÑÑÑн ÑÑим
«ÑвÑÑÑм».
ÐÑÑина вÑглÑÐ´Ð¸Ñ Ð¿Ð¾-дÑÑгомÑ. ÐеÑÑа под названием «ÐÑдиква-
Ñи» не ÑÑÑеÑÑвÑеÑ. РдейÑÑвиÑелÑноÑÑи ÑеÑÑ Ð¸Ð´ÑÑ Ð¾ «ÐÑÑÑиква-
Ñа», ÑÑо ознаÑÐ°ÐµÑ Â«Bärenaufstieg». ÐÐ°Ð·Ñ Ð±Ñли гÑеко-пÑавоÑлав-
нÑми Ñ
ÑиÑÑианами, оÑиенÑиÑовавÑимиÑÑ Ð½Ð° ÐизанÑиÑ. ÐнимÑй
монаÑÑÑÑÑ â ÑÑо вÑмÑÑел, и доÑÑÑпнÑе ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ ÑÑÑеÑкие аÑÑ
ивÑ
доказÑваÑÑ, ÑÑо в наÑале XVII ÑÑ. ÑиÑленноÑÑÑ Ð»Ð°Ð·Ð¾Ð² не доÑÑигла
и 30 ÑÑÑ. Ñеловек. ÐаÑÑиаÑÑ
Ð°Ñ Ð¸ ÑезиденÑиÑ
миÑÑополиÑа в ÐаÑÑ-
ми подÑвеÑдили полÑÑение ÑпомÑнÑÑÑÑ
докÑменÑов, оÑвеÑа на
коÑоÑÑе не поÑледовало и по Ñей денÑ.
464
ÐолоÑа
из
ÐеÑмании
ÐиÑно Ñ ÐºÐ°Ðº ÑоавÑÐ¾Ñ Ð³Ð»Ð°Ð²Ñ Â«ÐÑÐ½Ð¾Ñ Ð¸ ÑеÑÑоÑ» ни в коем ÑлÑÑае
не вÑÑÑпил Ð±Ñ Ð² диÑкÑÑÑÐ¸Ñ Ñ Â«ÑеÑензенÑами», задаÑа коÑоÑÑÑ
за-
клÑÑалаÑÑ, оÑевидно, не в наÑÑной кÑиÑике, а в диÑкÑедиÑаÑии
авÑоÑов. ÐÑоÑеÑÑоÑа ÑнивеÑÑиÑеÑа, коÑоÑÑе Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð±Ñли ÑÑÑого
пÑидеÑживаÑÑÑÑ Ð¿ÑедпиÑаний паÑÑиаÑÑ
аÑа, конеÑно, не пÑедÑÑав-
лÑÑÑ Ð½ÐµÐ¿ÑедвзÑÑÑÑ Ð½Ð°ÑкÑ.
СÑÐ¾Ð¸Ñ Ñакже оÑмеÑиÑÑ, ÑÑо и по Ñей Ð´ÐµÐ½Ñ Ð² ÐÑÑзии не поÑви-
лоÑÑ Ð½Ð¸ одной пÑбликаÑии по мингÑелÑÑкой и лазÑкой кÑлÑÑÑÑ-
ной авÑономии. ÐÑи Ð³Ð»Ð°Ð²Ñ Ð³ÑÑзинÑкой иÑÑоÑии Ð¿Ð¾Ð´Ð»ÐµÐ¶Ð°Ñ Ð½Ð° пÑо-
ÑÑжении деÑÑÑилеÑий ÑÑÑÐ¾Ð³Ð¾Ð¼Ñ ÑабÑ. Ðад ÑÑим еÑÑ Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð³Ð´Ð° не
ÑабоÑали, Ñак ÑÑо, ÑледоваÑелÑно, Ð¾Ñ Ð³ÑÑзинÑкой ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ Ð½Ðµ пÑи-
Ñ
одиÑÑÑ Ð¾Ð¶Ð¸Ð´Ð°ÑÑ Ð¸ Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÑедмеÑа.
ÐеÑевод Ð³Ð»Ð°Ð²Ñ Â«ÐÑÐ½Ð¾Ñ Ð¸ ÑеÑÑоÑ» на гÑÑзинÑкий ÑзÑк Ñ Ð±Ñ
ÑоÑно Ñак же оÑвеÑг, Ñак как о диÑкÑÑÑии по ÑÑÑеÑÑÐ²Ñ Ð½Ðµ пÑиÑ
оди-
лоÑÑ Ð¸ дÑмаÑÑ. Ðдва ли какой-Ñо гÑÑзинÑкий ÑÑÑнÑй бÑÐ´ÐµÑ ÑÑавиÑÑ
под Ñомнение «ÐаÑÑвелоба», коÑоÑое на пÑоÑÑжении деÑÑÑилеÑий
вÑ
Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð² ÑамооÑознание гÑÑзинÑкого гоÑÑдаÑÑÑва и гÑÑзинÑкой
пÑавоÑлавной ÑеÑкви. РоÑвеÑе ÑеÑензенÑов не пÑоÑмаÑÑиваеÑÑÑ
Ñ
оÑÑ Ð±Ñ Ð² виде намÑÑок гоÑовноÑÑÑ ÐºÑиÑиÑеÑки ÑаÑÑмоÑÑеÑÑ Ñоб-
ÑÑвеннÑе позиÑии.
ÐÑÐ±Ð¾Ñ Ñлов ÑеÑензенÑами ÐÐ°Ð¼Ð°Ñ Ð°Ñией, ÐаÑÑвили и гÑÑппой
вокÑÑг ÐеÑÑевели никоим обÑазом не ÑооÑвеÑÑÑвÑÐµÑ Ð¿ÑилиÑиÑм в
межлиÑноÑÑнÑÑ
оÑноÑениÑÑ
и академиÑеÑким ÑоÑмам обÑениÑ.
РнеобÑÑном ÑекÑÑе ÑÑого пеÑевода на гÑÑзинÑкий ÑзÑк можно
ÑкоÑее ÑвидеÑÑ ÑкÑÑÑÑй пÑизÑв â из-за абÑÑÑднÑÑ
обвинений ок-
левеÑаÑÑ Ð·Ð°Ð¿Ð°Ð´Ð½ÑÑ
ÑÑÑнÑÑ
, еÑли оÑÑÑÑÑÑвÑÑÑ Ð¾Ð±ÑекÑивнÑе пÑи-
ÑинÑ. ÐÑÐ¾Ñ Ñ
аÑакÑÐµÑ Ð³ÑÑзинÑкиÑ
«ÑеÑензий» Ð¾Ð±Ð»Ð°Ð´Ð°ÐµÑ Ñоковой
«ÑÑнкÑией обÑазÑа» Ð´Ð»Ñ Ð¼Ð¾Ð»Ð¾Ð´ÑÑ
ÑÑÑнÑÑ
, коÑоÑÑе не Ñ
оÑÑÑ Ð¾Ñка-
заÑÑÑÑ Ð¾Ñ Ñвоей каÑÑеÑÑ. ÐÐµÐ´Ñ Ð¿ÑоÑеÑÑоÑа показÑваÑÑ Ð·Ð´ÐµÑÑ, как
ÑледÑÐµÑ Ð¾Ð±ÑаÑаÑÑÑÑ Ñ Ð·Ð°Ð¿Ð°Ð´Ð½Ñм мнением. УмеÑеннÑе голоÑа не
пÑозвÑÑали на Ñоне инÑÑениÑованного наÑионалиÑÑиÑеÑкого воз-
мÑÑениÑ.
ÐÑли ÑÑÐ¾Ñ Ñон обÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ÑлÑÐ¶Ð¸Ñ Ð¿ÑимеÑом в ÑÐ°Ð¼ÐºÐ°Ñ ÐºÐ°ÑÑве-
лологии, Ñо ÐÑÑÐ·Ð¸Ñ ÑаÑпÑоÑаеÑÑÑ Ñ Ð¿ÑинÑипами ÑолеÑанÑноÑÑи и
ÑважиÑелÑноÑÑи, без коÑоÑÑÑ
наÑÑное ÑоÑÑÑдниÑеÑÑво невооб-
Ñазимо.
Ð ÑенÑÑе моего оÑвеÑа должна ÑÑоÑÑÑ Ð´Ð¸ÑкÑÑÑÐ¸Ñ Ð¾ мингÑелаÑ
и лазаÑ
. Я Ñ
оÑел Ð±Ñ Ð¿Ñи ÑÑом оговоÑиÑÑÑÑ Ð·Ð°Ñанее, ÑÑо никогда не
извлекал вÑÐ³Ð¾Ð´Ñ Ð¸Ð· ÑинанÑиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñондом ФолÑкÑвагена. ÐÑе
наÑÑнÑе ÑкÑпедиÑии Ñ Ð¾Ð¿Ð»Ð°Ñивал из ÑобÑÑвенного каÑмана и пÑо-
водил иÑ
наÑÑÐ´Ñ Ñ Ð¼Ð¾ÐµÐ¹ оÑновной пÑоÑеÑÑионалÑной деÑÑелÑно-
ÐолоÑа
из
ÐеÑмании
465
ÑÑÑÑ Ð²Ð¾ вÑÐµÐ¼Ñ Ð¾ÑпÑÑка. ÐÐ¾Ñ ÑÑаÑÑие в пÑоекÑе (к коÑоÑÐ¾Ð¼Ñ Ñ Ð¿Ñимк-
нÑл ÑкоÑее ÑлÑÑайно), поÑвÑÑÑнном ÐолÑÑÐ¾Ð¼Ñ ÑеÑÑоÑÑ Ð² ÐÑÑзии,
Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ ÑиÑÑо благоÑвоÑиÑелÑнÑй Ñ
аÑакÑеÑ.
Я не пÑедÑÑавлÑÑ Ñакже «вÑаждебнÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸ÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ , импеÑ-
ÑкиÑ
инÑеÑеÑов» (ÐамаÑ
аÑиÑ. С. 401), не занимаÑÑÑ Â«Ñазжиганием
ÑеÑÑоÑа пÑоÑив ÐÑÑзии и гÑÑзин» (ÐамаÑ
аÑиÑ. С. 405) и не ÑвлÑ-
ÑÑÑ Ð¿ÑивеÑженÑем «ÑепаÑаÑиÑÑÑкой и кÑемлÑвÑкой идеологии»
(ÐамаÑ
аÑиÑ. С. 403). ÐапÑоÑив, Ñ Ð²Ñегда ÑÑвÑÑвовал к ÐÑÑзии глÑ-
бокÑÑ ÑимпаÑиÑ. Ð ÑÑÑднÑе 1990-е Ð³Ð¾Ð´Ñ Ñ Ð¿Ñилагал ÑÑÐ¸Ð»Ð¸Ñ Ð¿Ð¾
Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð³ÑманиÑаÑной помоÑи. Я поддеÑжал Ñогда мингÑела,
наÑ
одивÑегоÑÑ Ð² ТÑбингене. Ð¡ÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð¾Ð½ â ÑекÑÐ¾Ñ Ð°Ð±Ñ
азÑкого
ÑнивеÑÑиÑеÑа в ТбилиÑи.
Ð ÐÑÑзии Ñ Ð²Ñегда оÑкÑÑÑо вÑÑказÑвал ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ðµ по поводÑ
ÐбÑ
азии. Я ÑÑиÑÐ°Ñ ÐбÑ
Ð°Ð·Ð¸Ñ ÑаÑÑÑÑ ÐÑÑзии. ÐÑавда, пеÑÑпекÑивÑ
Ñ Ð²Ð¸Ð¶Ñ ÑолÑко в ÑамкаÑ
макÑималÑно возможной авÑономии, га-
ÑанÑиÑованной на междÑнаÑодном ÑÑовне, и демокÑаÑиÑеÑкой
ÐÑÑзии, оÑиенÑиÑованной на ÑедеÑаÑивнÑе пÑинÑипÑ.
Со вÑей недвÑÑмÑÑленноÑÑÑÑ Ñ Ð¾ÑвеÑÐ³Ð°Ñ Ð»Ð¾Ð¶Ð½Ð¾Ðµ ÑÑвеÑждение
о Ñом, ÑÑо ÑабоÑа «ÐолÑÑевиÑÑÑкий поÑÑдок в ÐÑÑзии» «пÑодик-
Ñована неоÑаÑиÑÑÑко-ÑеванÑиÑÑÑкой идеологией» (ÐаÑÑвили.
С. 453) как неÑлÑÑ
анное и наглое. ÐаÑÑнÑй диÑкÑÑÑ Ð¿Ñи ÑÑолÑ
ÑвоеобÑазном вÑбоÑе Ñлов болÑÑе невозможен.
ÐÑÑзинÑÐºÐ°Ñ ÑеоÑÐ¸Ñ Ð·Ð°Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñа
«Р80-Ñ Ð³Ð¾Ð´Ð°Ñ XIX века, в оÑÐ²ÐµÑ Ð½Ð° ÑоÑÑ Ð½Ð°ÑионалÑно-
оÑвободиÑелÑного Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ÐÑÑзии, РоÑÑÐ¸Ñ ÑжеÑÑоÑила импеÑ-
ÑкÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸ÑÐ¸ÐºÑ Ð¸ в ÑелÑÑ
ÑазобÑÐµÐ½Ð¸Ñ â и Ñем ÑамÑм оÑлаблениÑ
гÑÑзинÑкой наÑии ÑÑала âзабоÑиÑÑÑÑâ о мегÑелаÑ
и ÑванаÑ
, Ñозда-
Ð²Ð°Ñ Ð´Ð»Ñ Ð½Ð¸Ñ
ÑколÑнÑе ÑÑебники, пеÑÐµÐ²Ð¾Ð´Ñ Ð±Ð¾Ð³Ð¾ÑлÑжебнÑе книги»
(ÐамаÑ
аÑиÑ. С. 379).
Ð 1864 г. в ÑвÑзи Ñ Ð¾Ñменой кÑепоÑÑного пÑава в ÑаÑÑкой РоÑ-
Ñии поÑвилиÑÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ÑиÑленнÑе ÑообÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð° мингÑелÑÑком
ÑзÑке, адÑеÑованнÑе наÑелениÑ. ÐÐ»Ñ ÑÑого полÑзовалиÑÑ Ð³ÑÑзин-
Ñким алÑавиÑом! ÐÑеобладаÑÑÐ°Ñ ÑаÑÑÑ Ð»Ñдей в ÑогдаÑней Ðин-
гÑелии не владела гÑÑзинÑким. Ðо ÑоÑ, кÑо, по менÑÑей меÑе,
знал звÑÑание гÑÑзинÑкиÑ
бÑкв, обладал возможноÑÑÑÑ ÑиÑаÑÑ
ÑаÑпоÑÑÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð° Ñодном ÑзÑке. Я не Ð·Ð½Ð°Ñ Ð½Ð¸ одной пÑбликаÑии
на гÑÑзинÑком ÑзÑке об ÑÑиÑ
иÑÑоÑиÑеÑкиÑ
докÑменÑаÑ
, оÑÑÑоÑ-
ÑиÑ
Ð¾Ñ Ð½Ð°Ñ Ð½Ð° 150 леÑ. ÐеÑомненно, ÑÑи ÑекÑÑÑ Ð½Ð°Ð¿Ð¸Ñал мингÑел.
ÐÑ Ð·Ð½Ð°ÐµÐ¼ оÑноÑÑÑÑÑÑÑ Ðº 1870 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¼Ð¸Ð½Ð³ÑелÑÑкÑÑ ÑедакÑиÑ
молиÑÐ²Ñ Â«ÐÑÑе наÑ», напиÑаннÑÑ Ñакже Ñ Ð¸ÑполÑзованием гÑÑ-