ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.09.2019
Просмотров: 11026
Скачиваний: 1
ÐÑÑгие
гÑÑзинÑкие
ÑоÑки
зÑениÑ
221
ÑвеÑÑ ÑепÑеÑÑий. â
Ð
.
Ð
.
], могло в данном ÑлÑÑае заклÑÑаÑÑÑÑ Ð² Ñом,
ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð²Ð¾ÑпÑепÑÑÑÑвоваÑÑ Ð°ÑÑикÑлÑÑии инÑеÑеÑов данной ÑÑниÑе-
Ñкой гÑÑппÑ, бÑÐ´Ñ ÑÑо ÑелигиознÑе, кÑлÑÑÑÑнÑе, ÑоÑиалÑнÑе или
полиÑиÑеÑкие инÑеÑеÑÑ. ÐелаÑелÑнÑм побоÑнÑм ÑÑÑекÑом Ñе-
пÑеÑÑий бÑло вÑÑеÑнение âÑÑÑокâ Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸ÑиÑеÑкой и обÑеÑÑвен-
ной аÑÐµÐ½Ñ ÐÑÑзии. ÐÑигÑаÑÑ Ð¾Ñ Ð²Ñего ÑÑого могли, Ñ
оÑÑ Ð¸ не по
Ñвоей воле, ÑÑниÑеÑкие гÑÑзинÑ» (Ñ. 283).
ÐÐµÐ¶Ð´Ñ Ñем авÑоÑÑ Ñами пиÑали о низкой ÑÑепени инÑегÑаÑии
азеÑбайджанÑев (ÑÑÑков) и ÑÑÑок в ÑовÑеменное ÑовеÑÑкое обÑе-
ÑÑво, об иÑ
невÑÑоком ÑоÑиалÑном ÑÑаÑÑÑе, безгÑамоÑноÑÑи (Ñ. 278).
Ðак можно бÑло вÑÑеÑниÑÑ Ð°Ð·ÐµÑбайджанÑев/ÑÑÑок Â«Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸Ñи-
ÑеÑкой и обÑеÑÑвенной аÑÐµÐ½Ñ ÐÑÑзии», еÑли они на ÑÑой аÑене не
бÑли? Ð ÑÑо в Ñаком ÑлÑÑае могли вÑигÑаÑÑ ÑÑниÑеÑкие гÑÑзинÑ
(Ñ
оÑÑ Â«Ð¸ не по Ñвоей воле»)?
ÐавеÑное, можно бÑло найÑи дÑÑгое обÑÑÑнение ÑÑой «ÑÑаÑи-
ÑÑиÑеÑкой аномалии» («ÑÑÐµÐ¿ÐµÐ½Ñ ÑепÑеÑÑий» азеÑбайджанÑев Ñка-
зÑваеÑÑÑ ÐºÐ°Ðº 1,16 %), Ñем более, ÑÑо авÑоÑам Ð³Ð»Ð°Ð²Ñ Ð¿ÑиÑлоÑÑ Ð¿Ð¾-
ломаÑÑ Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ñ, как оÑлиÑиÑÑ ÑÑÑок Ð¾Ñ ÑÑÑков (по-гÑÑзинÑки ÑÑи
Ñлова неÑазлиÑимÑ, и не иÑклÑÑено, ÑÑо в ÑепÑеÑÑивнÑÑ
оÑганаÑ
в ÑÑом вопÑоÑе Ñоже не оÑÐµÐ½Ñ ÑазбиÑалиÑÑ) или азеÑбайджанÑев:
ÑÑÐ¾Ñ ÑеÑмин бÑл введен в 1936 г., и годом позже к Ð½ÐµÐ¼Ñ ÐµÑÑ Ð½Ðµ
пÑивÑкли Ñами азеÑбайджанÑÑ. ÐвÑоÑÑ Ð¿Ð¸Ñали: «ÑиÑленноÑÑÑ
азеÑбайджанÑев â жеÑÑв âкÑлаÑкойâ ÑÑойки â ÑоÑÑавлÑÐµÑ Ð¿Ñибли-
зиÑелÑно 1250 Ñеловек, а ÑÑÑок â пÑиблизиÑелÑно 367 Ñеловек»
(Ñ. 279).
ÐпиÑаÑÑÑ Ð½Ð° «пÑиблизиÑелÑнÑе даннÑе», обÑÑно делаÑÑ Â«Ð¿Ñи-
близиÑелÑнÑе вÑводÑ»!
ÐвÑоÑÑ:
ÐдеÑÑ
Ñнова
оказÑваеÑÑÑ
важной
ÑоÑноÑÑÑ
.
ÐÑ
Ñмогли
докÑменÑалÑно
доказаÑÑ
,
ÑÑо
немногие
ÑлиÑÑ
,
коÑоÑÑе
вообÑе
налиÑеÑÑвовали
,
бÑли
ÑеÑÑÑзно
оÑлабленÑ
.
То
же
имееÑ
ÑилÑ
и
длÑ
ÑоÑмÑлиÑованиÑ
инÑеÑеÑов
пÑоÑÑÑм
наÑелением
.
Ð
без
Ñого
незнаÑиÑелÑнаÑ
инÑегÑаÑиÑ
опÑеделÑннÑÑ
гÑÑпп
бÑла
Ñем
ÑамÑм
далее
ÑглÑблена
.
Ð . ÐаÑеÑиладзе:
РаÑÑÑÐ¶Ð´Ð°Ñ Ð¾ ÑепÑеÑÑиÑованнÑÑ ÐµÐ²ÑеÑÑ , авÑо-
ÑÑ Ð½Ð°Ð³ÑомождаÑÑ Ñакое колиÑеÑÑво пÑоÑенÑнÑÑ
вÑкладок, ÑÑо
ÑÑÑдно пÑоÑледиÑÑ Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÐºÑ Ð¸ÑÑледованиÑ. ÐпÑоÑем, Ñакое нагÑо-
мождение пÑоÑенÑов Ñ
аÑакÑеÑно и Ð´Ð»Ñ Ð´ÑÑгиÑ
подглав.
Ðа Ñ. 285 авÑоÑÑ Ð¿Ð¸ÑÑÑ: «РÑожалениÑ, неÑÑно, о ÐºÐ°ÐºÐ¸Ñ ÐµÐ²Ñе-
ÑÑ
â гÑÑзинÑкиÑ
или âпÑоÑиÑ
â â идÑÑ ÑеÑÑ Ð² ÑÑаÑиÑÑиÑеÑкиÑ
оÑÑе-
ÑаÑ
ÐÐÐÐ 1937â1938 гг. СÑÐµÐ¿ÐµÐ½Ñ ÑепÑеÑÑий в оÑноÑении евÑеев в
ÑамкаÑ
âкÑлаÑкойâ опеÑаÑии ÑоÑÑавлÑÐµÑ 0,58 %, ÑÑо ниже ÑооÑ-
222
ÐÑÑгие
гÑÑзинÑкие
ÑоÑки
зÑениÑ
веÑÑÑвÑÑÑего показаÑÐµÐ»Ñ Ñ ÑÑÑÑкиÑ
и ÑкÑаинÑев, но поÑÑи не оÑ-
лиÑаеÑÑÑ Ð¾Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°ÑÐµÐ»Ñ Ð² оÑноÑении гÑÑзин».
Ðо ÑеÑез ÑеÑÑÑе ÑÑÑаниÑÑ (Ñ. 289) обнаÑÑживаеÑÑÑ, ÑÑо ÑÑи
две гÑÑÐ¿Ð¿Ñ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ ÑазлиÑиÑÑ: «Таким обÑазом, ÑазлиÑнÑе каÑа-
ÑелÑнÑе оÑÐ³Ð°Ð½Ñ Ð¾ÑÑдили в Ð³Ð¾Ð´Ñ ÐолÑÑого ÑеÑÑоÑа в ÐÑÑзии 82
гÑÑзинÑкиÑ
евÑеÑ. ÐолиÑеÑÑво оÑÑалÑнÑÑ
оÑÑжденнÑÑ
евÑеев бÑ-
ло в 2,5 Ñаза болÑÑе (207 Ñеловек)».
ÐвÑоÑÑ Ð´ÐµÐ»Ð°ÑÑ Ð³Ð»Ñбоко ÑеоÑеÑизиÑованнÑе вÑÐ²Ð¾Ð´Ñ Ð¾ ÑепÑеÑ-
ÑиÑÑ
евÑеев в ÐÑÑзии: «ÐÑли пеÑеÑÑазиÑоваÑÑ, Ñо, Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¹ ÑÑоÑо-
нÑ, ÑеÑÑ Ñла, без вÑÑкого ÑомнениÑ, о âÑиÑÑкеâ паÑÑийнÑÑ
и го-
ÑÑдаÑÑÑвеннÑÑ
оÑганов Ð¾Ñ ÐµÐ²Ñеев-аÑкенази в дÑÑ
е ÑоÑмиÑованиÑ
гомогеннÑÑ
полиÑиÑеÑкиÑ
и админиÑÑÑаÑивнÑÑ
ÑÑÑÑкÑÑÑ Ð²Ð»Ð°ÑÑи
из пÑедÑÑавиÑелей ÑиÑÑлÑной наÑии. ÐÑÑÐµÐºÑ âбеÑпÑимеÑной
каÑÑеÑÑâ ÑÑиÑ
евÑейÑкиÑ
вÑдвиженÑев в паÑÑии и гоÑÑдаÑÑÑве
бÑл нивелиÑован в ÑезÑлÑÑаÑе âдекоÑенизаÑииâ (Ð. Симон), по-
ÑколÑÐºÑ ÑенÑÑ ÑÑжеÑÑи ÑепÑеÑÑий обÑÑÑилÑÑ Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð½Ð¾ на ÑÑÑ
гÑÑÐ¿Ð¿Ñ (207 Ñеловек â 2/3, или 72 %, Ð¾Ñ Ð¾Ð±Ñего колиÑеÑÑва Ñе-
пÑеÑÑиÑованнÑÑ
евÑеев). С дÑÑгой ÑÑоÑонÑ, ÑÑедние и малÑе го-
Ñода ÐÑÑзии бÑли ÑвеÑÑ
пÑопоÑÑионалÑно заÑиÑÐµÐ½Ñ Ð¾Ñ ÑоÑиалÑ-
нÑÑ
маÑгиналов из ÑиÑла гÑÑзинÑкиÑ
евÑеев, ÑаÑполагавÑиÑ
низÑим обÑазованием или вовÑе малогÑамоÑнÑÑ
» (Ñ. 298).
ЧÑо за «беÑпÑимеÑнÑÑ ÐºÐ°ÑÑеÑÑ» ÑовеÑÑили до 1937 г. евÑеи-
аÑкенази в ÐÑÑзии, ÑÑо ÐÐÐРпонадобилаÑÑ Â«ÑиÑÑка» паÑÑийнÑÑ
и гоÑÑдаÑÑÑвеннÑÑ
оÑганов Ð¾Ñ Ð½Ð¸Ñ
? ÐелÑÐ·Ñ Ð»Ð¸ бÑло подÑвеÑдиÑÑ
ÐµÑ («беÑпÑимеÑнÑÑ ÐºÐ°ÑÑеÑÑ» евÑеев-аÑкенази) ÑÑаÑиÑÑиÑеÑки или
вообÑе избежаÑÑ Ñакого голоÑловного ÑÑвеÑждениÑ?
Ð ÑÑо за «ÑвеÑÑ Ð¿ÑопоÑÑионалÑной заÑиÑÑкой» бÑло ÑепÑеÑÑи-
Ñование 82 Ñеловек в ÑÑедниÑ
и малÑÑ
гоÑодаÑ
ÐÑÑзии, как вÑÑа-
жаÑÑÑÑ Ð°Ð²ÑоÑÑ, «ÑоÑиалÑнÑÑ
маÑгиналов из ÑиÑла гÑÑзинÑкиÑ
евÑеев»?
ÐÑÑаÑи, Ñ Ð½Ðµ наÑÑл в ÑекÑÑе пеÑвого Ñома, ÑколÑко из ÑÑиÑ
«ÑоÑиалÑнÑÑ
маÑгиналов» бÑло оÑÑждено к вÑÑÑей меÑе наказа-
ниÑ. Ðало, навеÑное, иÑ
бÑло. ÐÑпоÑÑили Ð±Ñ Ñакие даннÑе ав-
ÑоÑÑкие вÑводÑ!
Упоминание о «лаÑенÑном анÑиÑемиÑизме» (Ñ. 336) ÑвлÑеÑÑÑ
ÑвнÑм пеÑегибом.
Я не Ñ Ð¾ÑÑ ÑказаÑÑ, ÑÑо ÑÑойка бÑла милоÑеÑдна по оÑноÑениÑ
к гÑÑзинÑким евÑеÑм. ÐÑнÑÐ´Ñ Ð½ÐµÑ! Ðо она бÑла немилоÑеÑдна ко
вÑем, кÑо попадал в ÐµÑ ÑеÑи, невзиÑÐ°Ñ Ð½Ð° ÑÑниÑеÑкÑÑ Ð¿Ñинадлеж-
ноÑÑÑ.
ÐÑÑгие
гÑÑзинÑкие
ÑоÑки
зÑениÑ
223
ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð²ÑÑепÑиведÑннÑе вÑÐ²Ð¾Ð´Ñ Ð²ÑзÑваÑÑ, мÑгко говоÑÑ,
недоÑмение.
ÐвÑоÑÑ:
ÐаÑ
Ð¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð´
заклÑÑаеÑÑÑ
в
Ñом
,
ÑÑобÑ
оÑмÑÑли
-
ваÑÑ
ÑазлиÑиÑ
.
РазделÑное
ÑаÑÑмоÑÑение
гÑÑзинÑкиÑ
евÑеев
и
аÑ
-
кенази
дейÑÑвиÑелÑно
дало
ÑезÑлÑÑаÑ
,
в
ÑооÑвеÑÑÑвии
Ñ
коÑо
-
ÑÑм
обе
гÑÑппÑ
по
-
ÑазномÑ
воÑпÑинималиÑÑ
и
пÑеÑледовалиÑÑ
.
ÐÑо
подÑвеÑждаеÑ
наÑ
меÑодиÑеÑкий
Ð¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð´
,
ÑоÑÑоÑÑий
в
во
-
влеÑении
ÑоÑиалÑного
ÑÑаÑÑÑа
опÑеделÑннÑÑ
гÑÑпп
в
Ñ Ð¾Ð´Ðµ
поиÑка
моÑивов
пÑеÑледованиÑ
.
Ðо
,
как
нам
пÑедÑÑавлÑеÑÑÑ
,
задаÑа
ÑеÑензенÑа
Ñнова
заклÑ
-
ÑаеÑÑÑ
ÑолÑко
в
повÑоÑении
Ñого
,
ÑÑо
ÑазлиÑий
не
бÑло
и
вÑе
ÑÑниÑеÑкие
гÑÑппÑ
в
Ñавной
ÑÑепени
ÑÑÑадали
оÑ
полиÑики
пÑе
-
Ñледований
,
пÑоводивÑейÑÑ
моÑковÑким
ЦенÑÑом
.
Ðо
Ñже
ÑоÑÑав
ÑÑойки
вÑзÑваеÑ
ÑомнениÑ
в
ÑÑой
инÑеÑпÑеÑаÑии
.
Ð
гÑÑзинÑкой
ÑÑойке
бÑли
пÑедÑÑавленÑ
иÑклÑÑиÑелÑно
вÑÑокопоÑÑавленнÑе
кадÑÑ
из
ÐÑÑзии
,
в
ÑооÑвеÑÑÑвии
Ñ
договоÑенноÑÑÑÑ
Ñ
ÑепÑеÑ
-
ÑивнÑм
аппаÑаÑом
вÑноÑивÑие
Ñвои
пÑиговоÑÑ
.
Таким
обÑазом
могли
вклÑÑаÑÑÑÑ
Ñакже
меÑÑнÑе
инÑеÑеÑÑ
.
Ð . ÐаÑеÑиладзе:
ÐÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑ Ñ Ð¾ÑÑ Ð±Ñ ÐºÑаÑко оÑÑановиÑÑÑÑ Ð½Ð°
вопÑоÑаÑ
демогÑаÑиÑеÑкой иÑÑоÑии гÑÑзин, в коÑоÑÑе без оÑобой
на Ñо надобноÑÑи ÑглÑбилиÑÑ Ð°Ð²ÑоÑÑ.
ÐепонÑÑно, заÑем понадобилÑÑ Ñакой паÑÑаж: «ÐÑÐµÐ½Ð¸Ð²Ð°Ñ Ñе-
пÑеÑÑивнÑÑ ÑÑаÑиÑÑÐ¸ÐºÑ Ð² оÑноÑении гÑÑзин, необÑ
одимо обÑа-
ÑиÑÑ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ на Ñо, ÑÑо Ñамо обознаÑение âгÑÑзинÑâ ÑÑебÑеÑ
поÑÑнений.
ÐÑÑокÑаÑиÑ
каÑаÑелÑнÑÑ
оÑганов
[вÑделено мной. â
Ð
.
Ð
.
] обÑединÑла под ÑÑбÑикой âгÑÑзинÑâ не ÑолÑко ÑÑногÑаÑи-
ÑеÑкие или, ÑооÑвеÑÑÑвенно, племеннÑе подгÑÑÐ¿Ð¿Ñ (ÑÑбÑÑноÑÑ)
гÑÑзин, Ñакие как каÑÑлийÑÑ, каÑ
еÑинÑÑ, ÑÑÑинÑÑ, пÑавÑ, Ñ
ев-
ÑÑÑÑ, ингилойÑÑ, меÑÑ
еÑинÑÑ, имеÑеÑинÑÑ, гÑÑийÑÑ, ÑаÑинÑÑ Ð¸
леÑÑ
ÑмÑÑ, но и мингÑелов, Ñванов и баÑбийÑев (Ñова-ÑÑÑинов).
Ð ÑлÑÑае Ñ
гÑÑзинами
в
Ñзком
ÑмÑÑле
Ñлова
[вÑделено мной. â
Ð
.
Ð
.
] ÑазлиÑнÑе ÑегионалÑнÑе гÑÑÐ¿Ð¿Ñ Ð³Ð¾Ð²Ð¾ÑÑÑ Ð½Ð° ÑооÑвеÑÑÑвÑÑ-
ÑиÑ
многоÑиÑленнÑÑ
диалекÑаÑ
, обÑазÑÑÑиÑ
в Ñвоей ÑовокÑпно-
ÑÑи гÑÑзинÑкий ÑзÑк».
РаÑÑÑждение о гÑÑзинÑÐºÐ¸Ñ ÑÑбÑÑноÑÐ°Ñ Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ð»Ð¸ÑÑ ÐºÐ¾Ñвенное
оÑноÑение к ÐолÑÑÐ¾Ð¼Ñ ÑеÑÑоÑÑ Ð¸ пÑедÑÑавлÑеÑÑÑ Ð²Ñего лиÑÑ Ð´Ð°-
нÑÑ Ð¾Ð¿ÑеделÑнной позиÑии авÑоÑов.
ÐвÑоÑÑ:
ÐаÑ
меÑодиÑеÑкий
Ð¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð´
ÑоÑÑоиÑ
в
Ñом
,
ÑÑобÑ
ÑоединиÑÑ
наÑионалÑнÑÑ
полиÑикÑ
Ñ
полиÑикой
в
оÑноÑении
пÑеÑледований
.
224
ÐÑÑгие
гÑÑзинÑкие
ÑоÑки
зÑениÑ
Ð . ÐаÑеÑиладзе:
ÐÑли Ð±Ñ ÐºÐ½Ð¸Ð³Ð° бÑла поÑвÑÑена вопÑоÑам ÑÑ-
нологии, можно бÑло Ð±Ñ ÐµÑÑ Ð´Ð¸ÑкÑÑиÑоваÑÑ Ð¾ Ñом, ÑÑо знаÑиÑ
«
гÑÑзинÑ
в
Ñзком
ÑмÑÑле
Ñлова
»
. ÐÑли в наÑале Ð¥VIII в. изÑедка
ÑпоÑÑеблÑлиÑÑ ÐºÐ°Ðº ÑÐ¸Ð½Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ñ Â«ÐºÐ°ÑÑлели» (каÑÑлиеÑ) и «каÑÑве-
ли» (гÑÑзин), в далÑнейÑем ÑÑи ÑеÑÐ¼Ð¸Ð½Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾ÑÑÑÑ ÑазоÑлиÑÑ Ð¸
обÑединÑÑÑим ÑеÑмином вÑеÑ
гÑÑзин оконÑаÑелÑно ÑÑал «каÑÑ-
вели» (именно Ñак иÑполÑзовал ÑÑÐ¾Ñ ÑеÑмин Ñже в ÑеÑедине
Ð¥VIII в. ÐаÑ
ÑÑÑи ÐагÑаÑиони в ÑвоÑм «ÐпиÑании гÑÑзинÑкого
ÑаÑÑÑва»). Ð ÑоÑÑийÑкой ÑÑаÑиÑÑике вÑемен импеÑии «гÑÑзинами»
ÑÑиÑали ÑолÑко каÑÑлийÑев и каÑ
еÑинÑев. Ðо ÑÑо оÑÑалоÑÑ Ð² пÑо-
Ñлом.
ÐвÑоÑÑ:
ÐнаÑение
понÑÑиÑ
Georgier (
гÑÑзинÑ
;
гÑÑз
.
каÑÑве
-
леби
)
ÑледÑеÑ
ÑаÑположиÑÑ
на
неÑколÑкиÑ
ÑÑовнÑÑ
.
Ðаиболее
Ñз
-
кое
,
иÑÑоÑиÑеÑкое
знаÑение
пÑедполагаеÑ
оÑождеÑÑвление
Ñ
гÑÑзинÑкими
обиÑаÑелÑми
ÐаÑÑли
(
каÑÑалинÑами
).
ÐÑледÑÑвие
иÑÑоÑико
-
полиÑиÑеÑкой
близоÑÑи
вÑкоÑе
,
как
показал
ÑеÑензенÑ
,
к
гÑÑзинам
ÑÑали
пÑиÑиÑлÑÑÑ
и
гÑÑзинÑкиÑ
обиÑаÑелей
ÐÐ°Ñ ÐµÑии
(
ÐºÐ°Ñ ÐµÑинÑев
).
Ð
ÑиÑоком
ÑмÑÑле
как
«
гÑÑзинÑ
»
Ñ Ð°ÑакÑеÑизова
-
лиÑÑ
вÑе
ноÑиÑели
воÑÑоÑногÑÑзинÑкиÑ
диалекÑов
,
однако
не
за
-
падногÑÑзинÑкиÑ
(
напÑимеÑ
,
имеÑеÑинÑÑ
).
ÐÑо
пÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ð»Ð¾
в
Ñом
ÑиÑле
и
по
полиÑиÑеÑким
пÑиÑинам
,
Ñак
как
ÐмеÑеÑиÑ
бÑла
ÑамоÑÑоÑÑелÑнÑм
гоÑÑдаÑÑÑвом
.
Ð
какой
меÑе
еÑÑ
более
пеÑи
-
ÑеÑийнÑе
гÑÑппÑ
,
Ñ
.
е
.
говоÑивÑие
на
ÑодÑÑвеннÑÑ
ÑзÑкаÑ
â
мингÑелÑÑком
,
лазÑком
и
ÑванÑком
,
или
иÑламизиÑованнÑе
гÑÑппÑ
(
опÑÑÑ
-
Ñаки
лазÑ
,
но
и
аджаÑÑÑ
и
ингилойÑÑ
,
коÑоÑÑе
говоÑили
на
западно
-,
а
Ñакже
и
воÑÑоÑногÑÑзинÑкиÑ
диалекÑаÑ
)
пÑиÑиÑ
-
лÑлиÑÑ
к
гÑÑзинам
,
ÑазлиÑно
в
иÑÑоÑиÑеÑком
оÑноÑении
.
С
ÑÑно
-
гÑаÑиÑеÑкой
ÑоÑки
зÑениÑ
имееÑ
ÑмÑÑл
не
пÑиÑиÑлÑÑÑ
ÑÑи
гÑÑп
-
пÑ
Ñ
ÑобÑÑвеннÑми
ÑзÑками
и
/
или
оÑлиÑаÑÑейÑÑ
Ñелигией
(
ÑÑо
каÑалоÑÑ
бÑ
и
гÑÑзинÑкиÑ
евÑеев
)
к
гÑÑзинам
в
Ñзком
ÑмÑÑле
Ñло
-
ва
.
Так
,
в
ÑÑногÑаÑиÑеÑкой
лиÑеÑаÑÑÑе
на
иÑÑ Ð¾Ð´Ðµ
ÑаÑÑкой
РоÑ
-
Ñии
и
в
наÑале
ÑовеÑÑкого
вÑемени
имело
меÑÑо
изложение
Ñ
по
-
добаÑÑей
диÑÑеÑенÑиаÑией
:
ÑазлиÑие
междÑ
каÑÑлийÑами
и
ÐºÐ°Ñ ÐµÑинÑами
(
а
Ñакже
живопиÑнÑми
гоÑÑкими
племенами
пÑа
-
вов
и
Ñ ÐµÐ²ÑÑÑов
)
гоÑаздо
менÑÑе
,
Ñем
Ñ
мингÑелами
Ñ
ÑобÑÑвеннÑм
ÑзÑком
или
аджаÑÑами
Ñ
оÑлиÑаÑÑейÑÑ
Ñелигией
(
иÑлам
ÑÑн
-
ниÑÑкого
Ñолка
).
Ð . ÐаÑеÑиладзе:
ÐбÑединение вÑÐµÑ Ð³ÑÑзинÑÐºÐ¸Ñ ÑÑбÑÑноÑов в
единÑÑ Ð³ÑÑзинÑкÑÑ Ð½Ð°ÑÐ¸Ñ Ð½Ð°ÑалоÑÑ Ð½Ð°Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ ÑанÑÑе ÑозданиÑ
бÑÑокÑаÑии ÑовеÑÑкиÑ
каÑаÑелÑнÑÑ
оÑганов.
ÐÑо бÑло ÑвеÑÑ Ð·Ð°-
даÑей гÑÑзинÑкой инÑеллигенÑии в XIX ÑÑолеÑии. ÐкÑивнÑми
ÐÑÑгие
гÑÑзинÑкие
ÑоÑки
зÑениÑ
225
бÑли пÑедÑÑавиÑели и ÑеÑ
ÑÑбÑÑноÑов, коÑоÑÑÑ
авÑоÑÑ Ñ
оÑели бÑ
видеÑÑ Ð²Ð½Ðµ гÑÑзинÑкой наÑии. ÐÑоиÑÑ
одил пÑоÑеÑÑ Ð½Ð°ÑионалÑной
конÑолидаÑии гÑÑзин, поÑÑи аналогиÑнÑй ÑомÑ, коÑоÑÑй ÑÑÑÑ
ÑанÑÑе пÑоÑ
одили и немÑÑ, и иÑалÑÑнÑÑ, неÑколÑко Ñанее â
ÑÑанÑÑÐ·Ñ Ð¸ Ñ. д. Ð ÐÑÑзии ÑÑÐ¾Ñ Ð¿ÑоÑеÑÑ Ð¿ÑоÑ
одил намного Ñлож-
нее, Ñак как внÑÑÑи импеÑии не могло ÑÑÑеÑÑвоваÑÑ Ð³ÑÑзинÑкое
гоÑÑдаÑÑÑво.
ÐвÑоÑÑ:
ÐонÑолидаÑиÑ
гÑÑзинÑкой
наÑии
как
в
гÑÑзинÑкой
иÑ
-
ÑоÑиогÑаÑии
,
Ñак
и
здеÑÑ
пÑедÑÑавлена
ÑеÑензенÑом
ÑлиÑком
ÑпÑоÑенно
.
ÐонÑолидаÑиÑ
оÑноÑиÑелÑно
названнÑÑ
гÑÑпп
по
ÑÑ
ÑÑоÑонÑ
«
гÑÑзин
в
Ñзком
ÑмÑÑле
Ñлова
»
бÑла
менее
ÑÑÐ¸Ñ Ð¸Ð¹Ð½Ð¾Ð¹
и
«
еÑÑеÑÑвенной
»
и
ÑилÑнее
завиÑела
оÑ
идеологиÑеÑкого
(
ÑвеÑÑ Ð·Ð°
-
даÑа
гÑÑзинÑкой
инÑеллигенÑии
),
а
позже
админиÑÑÑаÑивного
давлениÑ
.
ÐаÑаллели
Ñо
ÑÑановлением
наÑии
в
ÐеÑмании
,
ФÑан
-
Ñии
и
ÐÑалии
ÑеалÑнÑ
,
но
длÑ
ÑÑиÑ
гÑÑпп
ÑлиÑком
повеÑÑ Ð½Ð¾ÑÑ
-
нÑ
,
Ñак
как
ÑÑниÑеÑкое
многообÑазие
в
ÐÑÑзии
бÑло
болÑÑе
;
Ñка
-
занное
имееÑ
ÑилÑ
в
вÑÑÑей
ÑÑепени
и
длÑ
ÑелигиознÑÑ
ÑазлиÑий
,
в
оÑобенноÑÑи
междÑ
Ñ ÑиÑÑианами
и
мÑÑÑлÑманами
(
а
Ñакже
иÑдеÑми
),
но
и
междÑ
пÑавоÑлавнÑми
Ñ ÑиÑÑианами
и
пÑивеÑжен
-
Ñами
аÑмÑнÑкой
апоÑÑолиÑеÑкой
(«
гÑигоÑианÑкой
»),
как
и
каÑо
-
лиÑеÑкой
(
ÐÑ Ð°Ð»ÑÐ¸Ñ Ðµ
,
ÐÑ Ð°Ð»ÐºÐ°Ð»Ð°ÐºÐ¸
)
ÑеÑкви
.
Ðо
многиÑ
оÑноÑениÑÑ
гоÑÑдаÑÑÑва
Ðлижнего
ÐоÑÑока
,
напÑимеÑ
ТÑÑÑиÑ
или
ÐÑан
,
пÑедÑÑавлÑÑÑÑÑ
Ñ
ÑоÑки
зÑениÑ
иÑÑоÑиÑеÑкой
доÑÑÑпноÑÑи
длÑ
пониманиÑ
лÑÑÑим
ÑÑовнем
ÑÑавнениÑ
13
.
ÐÑо
ÑоподÑинение
не
ÑаÑÑмаÑÑиваеÑÑÑ
как
неÑÑо
диÑкÑиминиÑÑÑÑее
;
напÑимеÑ
,
и
в
ÐеÑмании
Ñелигиозное
пÑоÑивоÑеÑие
«
ÑолÑко
»
междÑ
Ñ ÑиÑÑиа
-
нами
(
каÑолики
пÑоÑив
пÑоÑеÑÑанÑов
)
оказало
воздейÑÑвие
оÑнÑдÑ
не
ÑолÑко
на
XVI
и
XVII
ÑÑолеÑиÑ
,
а
ÑÑоÑло
на
пÑÑи
конÑолидаÑии
и
знаÑиÑелÑнÑÑ
ÑаÑÑÑ
XX
века
.
Ð
ÐÑÑзии
пÑедÑÑав
-
лÑеÑÑÑ
,
однако
,
в
Ñом
ÑиÑле
и
вÑледÑÑвие
названной
ÑеÑензенÑом
колониалÑной
ÑиÑÑаÑии
,
ÑÑо
ÑооÑвеÑÑÑвÑÑÑие
пÑоÑеÑÑÑ
пÑо
-
ÑекаÑÑ
замедленно
.
Сказанное
пÑоÑвлÑеÑÑÑ
и
в
Ñом
,
ÑÑо
в
Ñ Ð¾Ð´Ðµ
ÑамоÑÑвеÑждениÑ
и
обнаÑÑжениÑ
иденÑиÑноÑÑи
малой
наÑией
ÑелигиÑ
,
в
Ñом
ÑиÑле
и
в
конÑеÑÑионалÑном
ÑмÑÑле
,
в
ÐÑÑзии
ÑоÑно
Ñак
же
,
как
и
на
Ðлижнем
ÐоÑÑоке
,
имееÑ
гоÑаздо
более
важное
знаÑение
длÑ
опÑеделениÑ
иденÑиÑноÑÑи
,
Ñем
в
Ðападной
ÐвÑопе
.
ÐÑедположение
или
Ñакже
ложное
ÑÑвеÑждение
о
Ñом
,
ÑÑо
мÑ
Ñ
помоÑÑÑ
ÑÑой
диÑÑеÑенÑиаÑии
Ñ Ð¾Ñели
,
напÑимеÑ
,
поÑÑа
-
виÑÑ
мингÑелов
или
аджаÑÑев
«
вне
пÑеделов
гÑÑзинÑкой
наÑии
»,
невеÑно
.
Ð
пÑоÑеÑÑе
ÑÑановлениÑ
гÑÑзин
как
наÑии
в
XIX
и
XX
вв
.