Файл: Gruzia_v_puti_Teni_stalinizma_-_2017.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.09.2019

Просмотров: 10960

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Голоса

 

из

 

Германии

 

461 

Но Ñ‚олько Ð² ÑƒÑÐ»Ð¾Ð²Ð¸ÑÑ… Ð‘ольшого Ñ‚еррора 1937–1938 Ð³Ð³. Ð¿Ð¾Ð»Ð¸Ñ‚иче-
ским  Ð¿Ñ€Ð¾Ñ‚Ð¸Ð²Ð½Ð¸ÐºÐ°Ð¼  ÑƒÐ³Ñ€Ð¾Ð¶Ð°Ð»Ð¾  Ñ„изическое  ÑƒÐ½Ð¸Ñ‡Ñ‚ожение.  Ð¢Ñ‹ÑÑÑ‡Ð¸ 
жертв  Ð¿Ñ€Ð¸ÑˆÐ»Ð¾ÑÑŒ  Ð¾Ð¿Ð»Ð°ÐºÐ°Ñ‚ÑŒ  Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¹  Ñ‚олько  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð¹  Ð¸Ð½Ñ‚еллиген-
ции. Ð”уховно-культурный ÑƒÑ€Ð¾Ð½ Ð±Ñ‹Ð» Ð¾Ð³Ñ€Ð¾Ð¼Ð½Ñ‹Ð¼. ÐŸÑ€Ð°Ð²Ð´Ð°, Ð¶ÐµÑÑ‚окие 
убийства,  Ð·Ð°  ÐºÐ¾Ñ‚орыми  ÑÑ‚оял  Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÑÐµÐ´Ð°Ñ‚ель  Â«Ñ‚ройки»  Ð¡ÐµÑ€Ð³Ð¾  Ð“ог-
лидзе,  Ð½Ð¸  Ð²  ÐºÐ¾ÐµÐ¼  ÑÐ»ÑƒÑ‡Ð°Ðµ  Ð½Ðµ  Ð¼Ð¾Ð³Ð»Ð¸  Ð¾Ð±ÑŠÑÑÐ½ÑÑ‚ься  Ñ‚ак  Ð½Ð°Ð·Ñ‹Ð²Ð°ÐµÐ¼Ñ‹Ð¼ 
грузинством. Ð­Ñ‚о Ð±Ñ‹Ð»Ð¾ ÑÐºÐ¾Ñ€ÐµÐµ Ð¿Ñ€ÐµÑÑ‚упление Ð¿Ñ€Ð¾Ñ‚ив ÑÐ¾Ð±ÑÑ‚венной 
нации. 

Не  Ð¿Ñ€Ð¾ÑˆÐ»Ð¾  Ð¸  ÑˆÐµÑÑ‚и  Ð»ÐµÑ‚,  ÐºÐ°Ðº  Ð²  1944 Ð³.  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¸Ð¼Ð¸  Ð²Ð»Ð°ÑÑ‚ями 

была Ð¿Ñ€Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð° ÑÐ¸ÑÑ‚ематическая Ð´ÐµÐ¿Ð¾Ñ€Ñ‚ация Ð¼ÐµÑÑ…етинцев Ð¸ Ñ…ем-
шинов  (см.  Ð¾Ð±  ÑÑ‚ом  Ð½Ð¸Ð¶Ðµ).  Ð‘олее  91 Ñ‚ыс.  Ñ‡ÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐº  Ð±Ñ‹Ð»Ð¸  ÑÐ°Ð¼Ñ‹Ð¼ 
жестоким ÑÐ¿Ð¾ÑÐ¾Ð±Ð¾Ð¼ Ð¿Ñ€Ð¸Ð½ÑƒÐ¶Ð´ÐµÐ½Ñ‹ Ð¿Ð¾ÐºÐ¸Ð½ÑƒÑ‚ÑŒ Ñ€Ð¾Ð´Ð¸Ð½Ñƒ. Ð’ 1949 г. Ð‘е-
рия  Ð¾Ñ‚дал  Ð¿Ñ€Ð¸ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ðµ  Ð¾  Ð´ÐµÐ¿Ð¾Ñ€Ñ‚ации  Ð»Ð°Ð·Ð¾Ð²  Ð¸Ð·  ÐÐ±Ñ…азии.  Ð•Ñ‰Ñ‘  Ð² 
1951 г. Ð¾Ñ‚дельные Ð»Ð°Ð·ÑÐºÐ¸Ðµ ÑÐµÐ¼ÑŒÐ¸ Ð¸Ð· Ð´ÐµÑ€ÐµÐ²Ð½Ð¸ Ð¡Ð°Ñ€Ð¿Ð¸ Ð±Ñ‹Ð»Ð¸ Ð½Ð°ÑÐ¸Ð»ÑŒ-
ственно  Ð¿ÐµÑ€ÐµÑÐµÐ»ÐµÐ½Ñ‹  Ð²  ÐšÐ°Ð·Ð°Ñ…стан.  Ð’ернуться  Ð¾Ð½Ð¸  ÑÐ¼Ð¾Ð³Ð»Ð¸  Ñ‚олько 
после  ÑÐ¼ÐµÑ€Ñ‚Ð¸  Ð¡Ñ‚алина.  Â«ÐšÐ¾Ð½ÑÐ¾Ð»Ð¸Ð´Ð°Ñ†Ð¸Ñ  Ð“рузии»  Ð¿Ñ€Ð¾Ð¸ÑÑ…одила  Ð² 
годы Ð¿Ð¾ÑÐ»Ðµ Ð‘ольшого Ñ‚еррора Ð² Ñ„орме Ð½Ð°ÑÐ¸Ð»ÑŒÑÑ‚венных Ð´ÐµÐ¹ÑÑ‚вий 
даже Ð¿Ð¾ Ð¾Ñ‚ношению Ðº Â«Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÑÑ‚авителям Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð¹ Ð½Ð°Ñ†Ð¸Ð¸Â», Ð»ÑŽÐ´ÑÐ¼ 
«грузинской ÐºÑ€Ð¾Ð²Ð¸Â», ÐºÐ°Ðº Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ°Ñ ÑÑ‚орона Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ‚ Ð¾Ð±Ñ‹ÐºÐ½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ðµ 
называть Ð»Ð°Ð·Ð¾Ð². Ð­Ñ‚а Ñ‚ема â€“ Ñ‚абу Ð½Ð° Ð¿Ñ€Ð¾Ñ‚яжении Ð´ÐµÑÑÑ‚илетий. Ð˜ Ð¿Ð¾ 
сей день Ð² Грузии не Ð²Ñ‹ÑˆÐ»Ð¾ ни Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¹ ÑÑ‚атьи о депортации лазов. 

Равным  Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð¾Ð¼  Ð¸  megrelta  sakme,  Ñ‚ак  Ð½Ð°Ð·Ñ‹Ð²Ð°ÐµÐ¼Ð¾Ðµ  Ð¼Ð¸Ð½Ð³Ñ€ÐµÐ»ÑŒ-

ское  Ð´ÐµÐ»Ð¾,  Ð²ÑÑ‘  ÐµÑ‰Ñ‘  Ð½Ðµ  Ð¿Ð¾Ð´Ð²ÐµÑ€Ð³Ð½ÑƒÑ‚о  Ð¾Ð±ÑÑ‚оятельному  Ð¸ÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°-
нию.  Ð’  ÑÐ¾Ð¾Ñ‚ветствии  Ñ  Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÑÑ‚авлениями,  Ð¿Ñ€Ð¾Ð¸Ð·Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ð²ÑˆÐ¸Ð¼Ð¸  Ð²Ð¿Ðµ-
чатление Ð¿Ñ€ÑÐ¼Ð¾-таки ÑÑƒÐ¼Ð°ÑÐ±Ñ€Ð¾Ð´Ð½Ñ‹Ñ…, Ð¼Ð¸Ð½Ð³Ñ€ÐµÐ»Ð°Ð¼ Ð² Ñ†ÐµÐ»Ð¾Ð¼ Ð² 1951–
1952 гг.  Ð±Ñ‹Ð»Ð¾  Ð¿Ñ€Ð¸Ð¿Ð¸ÑÐ°Ð½Ð¾  ÑÐ¾Ñ‚рудничество  Ñ  Ð¢ÑƒÑ€Ñ†Ð¸ÐµÐ¹  Ð¸  Ð´ÐµÑÑ‚ель-
ность, Ð½Ð°Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ñ‚ив ÑÐ¾Ð²ÐµÑ‚ской Ð²Ð»Ð°ÑÑ‚и. Ð˜Ð½Ñ‚ересно, Ñ‡Ñ‚о ÑÑ‚и 
вымышленные Ð¾Ð±Ð²Ð¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ñ‚носились Ð½Ðµ Ðº Â«Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½Ð°Ð¼Â», Ð¶Ð¸Ð²ÑˆÐ¸Ð¼ Ð² 
Мингрелии, Ð° Ðº ÑÑ‚ническому Ð¿Ð¾Ð½ÑÑ‚ию Â«Ð¼Ð¸Ð½Ð³Ñ€ÐµÐ»Ñ‹Â». Ð’ Ñ€ÐµÐ·ÑƒÐ»ÑŒÑ‚ате 
дискредитации  Ñ†ÐµÐ»Ð¾Ð¹  ÑÑ‚нической  Ð³Ñ€ÑƒÐ¿Ð¿Ñ‹  Ð¸Ð¼  Ð´Ð°Ð»Ð¸  Ð¿Ð¾Ð½ÑÑ‚ÑŒ,  Ñ‡Ñ‚о  Ð² 
будущем  Ð²ÑÑ‘  Ð¶Ðµ  Ð»ÑƒÑ‡ÑˆÐµ  Ð²Ñ‹Ð´Ð°Ð²Ð°Ñ‚ÑŒ  ÑÐµÐ±Ñ  Ð·Ð°  Â«Ñ‡Ð¸ÑÑ‚ых»  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½.  ÐŸÐ¾-
следствия megrelta sakme Ð¾Ñ‡ÐµÐ²Ð¸Ð´Ð½Ñ‹ Ð² ÐœÐ¸Ð½Ð³Ñ€ÐµÐ»Ð¸Ð¸ ÐµÑ‰Ñ‘ Ð¸ ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ. 
Признание  Ð¼Ð¸Ð½Ð³Ñ€ÐµÐ»ÑŒÑÐºÐ¾Ð³Ð¾  Ð¿Ñ€Ð¾Ð¸ÑÑ…ождения  (Margali)  Ð¸  Ð¼Ð¸Ð½Ð³Ñ€ÐµÐ»ÑŒ-
ского  ÑÐ·Ñ‹ÐºÐ°  (Margaluri  Nina)  ÐºÐ°Ðº  Ñ€Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð³Ð¾

 

для  Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ…  Ð»ÑŽÐ´ÐµÐ¹, 

находящихся Ð² ÑÐºÐ¾Ð½Ð¾Ð¼Ð¸Ñ‡ÐµÑÐºÐ¾Ð¹ Ð·Ð°Ð²Ð¸ÑÐ¸Ð¼Ð¾ÑÑ‚и Ð¾Ñ‚ Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð³Ð¾ Ð³Ð¾ÑÑƒ-
дарства,  Ð¸  Ð¿Ð¾  ÑÐµÐ¹  Ð´ÐµÐ½ÑŒ  Ð½Ðµ  ÑÐ²Ð»ÑÐµÑ‚ся  Ñ‡ÐµÐ¼-то  ÑÐ°Ð¼Ð¾  ÑÐ¾Ð±Ð¾ÑŽ  Ñ€Ð°Ð·ÑƒÐ¼ÐµÑŽ-
щимся. 

Большой Ñ‚еррор 1937-го Ð¸ 1938 Ð³Ð³. Ð¿Ñ€Ð¾Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð°Ð»ÑÑ Ð² Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½Ñ‘нной 

форме Ð´Ð»Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ… Ð»ÑŽÐ´ÐµÐ¹ Ð² Ð“рузии Ð´Ð¾ 1952 г. Ð¡Ð¾Ð³Ð»Ð°ÑÐ½Ð¾ Ð´Ð¾ÐºÑƒÐ¼ÐµÐ½-
там Ð¿Ð¾ Ð´ÐµÐ¿Ð¾Ñ€Ñ‚ациям Ð² 1944 г., Ð´Ð¸Ñ€ÐµÐºÑ‚ивы Ð¿Ð¾ Ð¾ÑÑƒÑ‰ÐµÑÑ‚влению ÑÑ‚их 
террористических  Ð°ÐºÑ†Ð¸Ð¹  ÑˆÐ»Ð¸  Ð½Ðµ  Ñ  Ð²Ñ‹ÑÑˆÐµÐ³Ð¾  Ð¿Ð¾ÑÑ‚а  Ð²  ÐœÐ¾ÑÐºÐ²Ðµ,  ÐºÐ°Ðº 


background image

462

 

Голоса

 

из

 

Германии

 

известно, Ð·Ð°Ð½ÑÑ‚ого Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½Ð¾Ð¼ Ð¡Ñ‚алиным, Ð° Ð¾Ñ‚ Ð¾Ñ‚ветственных Ð¾Ñ€Ð³Ð°-
нов Ð² ÑÐ°Ð¼Ð¾Ð¹ Ð“рузии. Ð“рузинство, ÐºÐ¾Ñ‚орое Ð¿Ñ€Ð¾Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð°ÐµÑ‚ся Ð¸ Ð¿Ð¾ ÑÐµÐ¹ 
день, ÑÐ»ÐµÐ´ÑƒÐµÑ‚ поэтому Ñ€Ð°ÑÑÐ¼Ð°Ñ‚ривать в Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ широком контексте. 

 

Националистические сентенции 

Можно Ð±Ñ‹Ð»Ð¾ Ð¾Ð¶Ð¸Ð´Ð°Ñ‚ÑŒ, Ñ‡Ñ‚о ÑÑ€ÐµÐ´Ð¸ Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¸Ñ… ÑƒÑ‡Ñ‘ных Ñ€Ð°Ð·Ð´Ð°ÑÑ‚ся 

вопль  Ð²Ð¾Ð·Ð¼ÑƒÑ‰ÐµÐ½Ð¸Ñ,  Ð²ÐµÐ´ÑŒ  Ð³Ð»Ð°Ð²Ð°  Â«Ð­Ñ‚нос  Ð¸  Ñ‚еррор»  ÑÑ‚авит  Ð¿Ð¾Ð´  ÑÐ¾-
мнение Ð½Ð°Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ð»Ð¸ÑÑ‚ические ÐºÐ¾Ð½ÑÑ‚рукты, ÑÑƒÑ‰ÐµÑÑ‚вующие ÑƒÐ¶Ðµ Ð±Ð¾-
лее 100 Ð»ÐµÑ‚. ÐŸÑ€Ð°Ð²Ð´Ð°, ÐµÑ‰Ñ‘ Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð³Ð´Ð° Ð·Ð° Ð¿Ñ€Ð¾ÑˆÐµÐ´ÑˆÐ¸Ðµ Ð´ÐµÑÑÑ‚илетия Ð¸Ð·Ñƒ-
чения  Ð¸ÑÑ‚орического,  ÑÑ‚нического  Ð¸  ÑÐ·Ñ‹ÐºÐ¾Ð²Ð¾Ð³Ð¾  Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð¸Ñ 
Грузии Ð½Ðµ Ð¿Ñ€Ð¸Ñ…одилось ÑÐ»Ñ‹ÑˆÐ°Ñ‚ÑŒ Ð¾Ñ‚ Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¸Ñ… Ð°ÐºÐ°Ð´ÐµÐ¼Ð¸ÐºÐ¾Ð² Ñ‚аких 
клеветнических Ð·Ð°ÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ð¹, Ð² ÐºÐ¾Ñ‚орых Ð¾Ñ‚сутствует ÐºÐ°ÐºÐ¾Ðµ Ð±Ñ‹ Ñ‚о Ð½Ð¸ 
было  Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ  Ñ€ÐµÐ°Ð»ÑŒÐ½Ð¾ÑÑ‚и.  Ð’о  Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ  Ð½ÐµÐ¾Ð´Ð½Ð¾ÐºÑ€Ð°Ñ‚ных  Ð¿Ð¾ÑÐµÑ‰Ðµ-
ний ÑƒÐ½Ð¸Ð²ÐµÑ€ÑÐ¸Ñ‚етов Ð¸Ð¼. Джавахишвили Ð¸ Ð¡ÑƒÐ»Ñ…ан-Саба Ð² Ð¢Ð±Ð¸Ð»Ð¸ÑÐ¸, 
университетов  Ð²  ÐšÑƒÑ‚аиси,  Ð‘атуми  Ð¸  Ð—угдиди  Ð²ÑÐµ  Ð±ÐµÑÐµÐ´Ñ‹  Ð±Ñ‹Ð»Ð¸ 
проникнуты  ÑƒÐ²Ð°Ð¶ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼  Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñƒ  Ð»ÑŽÐ´ÑŒÐ¼Ð¸  Ð¸  Ð´ÑƒÑ…ом  Ñ‚оварищества. 
Кажется, что ÑÑ‚о коренным образом Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½Ð¸Ð»Ð¾ÑÑŒ. 

В  Ñ‡Ð¸ÑÐ»Ð¾  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¸Ñ…  Ñ€ÐµÑ†ÐµÐ½Ð·ÐµÐ½Ñ‚ов  Ð²Ñ…одят  Ð”жемал  Ð“амахария, 

член  Ð°Ð±Ñ…Ð°Ð·ÑÐºÐ¾Ð³Ð¾  ÑÐ¼Ð¸Ð³Ñ€Ð°Ð½Ñ‚ского  Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð¸Ñ‚ельства  Ð²  Ð¢Ð±Ð¸Ð»Ð¸ÑÐ¸,  Ð¿Ñ€Ð¾-
фессор ÐÐ»ÐµÐºÑÐ°Ð½Ð´Ñ€ Ð”аушвили Ð¸Ð· Ð˜Ð½ÑÑ‚итута Ð¸ÑÑ‚ории Ð¸ ÑÑ‚нологии 
грузинской ÐÐºÐ°Ð´ÐµÐ¼Ð¸Ð¸ Ð½Ð°ÑƒÐº, Ð° Ñ‚акже Ð³Ñ€ÑƒÐ¿Ð¿Ð° Ð²Ð¾ÐºÑ€ÑƒÐ³ Ð Ð¾Ð¸Ð½Ð° ÐœÐµÑ‚ре-
вели, Ð²Ð¸Ñ†Ðµ-президента Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð¹ ÐÐºÐ°Ð´ÐµÐ¼Ð¸Ð¸ Ð½Ð°ÑƒÐº. Ð’ ÑÐ¾ÑÑ‚ав ÑÑ‚ой 
группы Ð²Ñ…одят Ð¿Ñ€Ð¾Ñ„ессора Ð¡. Вардосанидзе, Ð’. Гурули, T. Путка-
радзе,  Ðœ. Ð¢Ð°Ð±Ð¸Ð´Ð·Ðµ  Ð¸  Ð›. Ð”жикия  Ð¸Ð·  Ð£Ð½Ð¸Ð²ÐµÑ€ÑÐ¸Ñ‚ета  Ð¸Ð¼.  Ð¡Ð².  ÐÐ½Ð´Ñ€ÐµÑ 
Первозванного,  Ð¾ÑÐ½Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð³Ð¾  Ð¿Ð°Ñ‚риархатом.  T. ÐŸÑƒÑ‚карадзе  Ð»Ð¸Ñ‡Ð½Ð¾ 
известен Ð¼Ð½Ðµ Ñ ÐºÐ¾Ð½Ð³Ñ€ÐµÑÑÐ° ÑÐ¿ÐµÑ†Ð¸Ð°Ð»Ð¸ÑÑ‚ов Ð¿Ð¾ Ð¸ÑÑ‚ории Ð“рузии Ð² ÐšÑƒ-
таиси Ð² 2000 Ð³. 

Поэтому  Ð²Ñ‹Ð±Ð¾Ñ€ Ñ€ÐµÑ†ÐµÐ½Ð·ÐµÐ½Ñ‚ов  Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÑÑ‚авляется  Ð¼Ð½Ðµ  Ð²  Ð·Ð½Ð°Ñ‡Ð¸Ñ‚ель-

ной  ÑÑ‚ÐµÐ¿ÐµÐ½Ð¸  Ð½ÐµÐ¿Ð¾Ð½ÑÑ‚ным.  ÐžÑ‚  Ñ‡Ð»ÐµÐ½Ð°  Ð°Ð±Ñ…азского  ÑÐ¼Ð¸Ð³Ñ€Ð°Ð½Ñ‚ского 
правительства Ð² Ð¢Ð±Ð¸Ð»Ð¸ÑÐ¸ со Ð²ÑÐµÐ¹ Ð¾Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÐµÐ»Ñ‘нностью не Ð¿Ñ€Ð¸Ñ…одится 
ожидать  Ð½Ð°ÑƒÑ‡Ð½Ð¾Ð³Ð¾  Ð²Ñ‹ÑÑ‚упления,  ÑÐ²Ð¾Ð±Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð³Ð¾  Ð¾Ñ‚  Ð¿Ñ€ÐµÐ´Ñ€Ð°ÑÑÑƒÐ´ÐºÐ¾Ð². 
Сказанное  Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ‚  ÑÐ¸Ð»Ñƒ  Ð¾ÑÐ¾Ð±ÐµÐ½Ð½Ð¾  Ð¿Ñ€Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð¸Ñ‚ельно  Ðº  Ñ‚ематике,  ÑÐ²Ñ-
занной с ÐÐ±Ñ…азией. 

Университет Ð¸Ð¼. Ð¡Ð². ÐÐ½Ð´Ñ€ÐµÑ ÐŸÐµÑ€Ð²Ð¾Ð·Ð²Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð³Ð¾ Ð² Ð¢Ð±Ð¸Ð»Ð¸ÑÐ¸, Ð¾ÑÐ½Ð¾-

ванный  Ð¸  Ñ„инансируемый  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¸Ð¼  Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð¾ÑÐ»Ð°Ð²Ð½Ñ‹Ð¼  Ð¿Ð°Ñ‚риарха-
том  Ð²Ð¾  Ð³Ð»Ð°Ð²Ðµ  Ñ  Ð˜Ð»Ð¸ÐµÐ¹ II,  ÑÐ»ÐµÐ´ÑƒÐµÑ‚  ÑƒÐ»ÑŒÑ‚ранационалистическим 
представлениям Ð¿Ð°Ñ‚риарха Ð¸ Ñ‡Ð»ÐµÐ½Ð¾Ð² Ð¡Ð¸Ð½Ð¾Ð´Ð°. Ð¡ÑŽÐ´Ð° Ð¾Ñ‚носятся Ñ†Ðµ-
ленаправленное  Ð¸Ð³Ð½Ð¾Ñ€Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ðµ  Ð¸  ÑƒÐ½Ð¸Ñ‡Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ðµ  Ð³Ñ€ÐµÐºÐ¾-православ-
ного  Ñ…Ñ€Ð¸ÑÑ‚Ð¸Ð°Ð½ÑÑ‚Ð²Ð°,  ÐºÐ¾Ñ‚орое  Ð¸ÑÐ¿Ð¾Ð²ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð»Ð¾  Ð½Ð°ÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ðµ  Ð½Ñ‹Ð½ÐµÑˆÐ½ÐµÐ¹ 
Западной Ð“рузии Ð¿Ñ€Ð¸Ð¼ÐµÑ€Ð½Ð¾ Ð´Ð¾ 1000 Ð³., Ð¸ Ð² Ñ‚о Ð¶Ðµ Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð²Ñ‹ÑˆÐµÐ½-
ное  Ð´Ð¾  Ñ‡ÐµÐ³Ð¾-то  Ð¼Ð¸ÑÑ‚Ð¸Ñ‡ÐµÑÐºÐ¾Ð³Ð¾  Ð¿Ñ€ÐµÐ¾Ð±Ñ€Ð°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ðµ  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð¹  Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð¾-


background image

Голоса

 

из

 

Германии

 

463 

славной Ð²ÐµÑ€Ñ‹ Ð² Ð¿Ñ€Ð¾ÑˆÐ»Ð¾Ð¼. ÐŸÑ€Ð¸ ÑÑ‚ом Ð² ÐºÐ°Ñ‡ÐµÑÑ‚ве Ð°Ð²Ñ‚оритетного Ð½Ð°-
ционалистически  Ð½Ð°ÑÑ‚Ñ€Ð¾ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð³Ð¾  Ð¸ÑÑ‚орика  Ð¿Ð°Ñ‚риархата  Ð²Ñ‹ÑÑ‚упает 
митрополит  ÐÐ½Ð°Ð½Ð¸Ð°Ð½  Ð”жапаридзе.  ÐŸÐ¾ÑÐ»Ðµ  ÑƒÑÑ‚ановления  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½-
ского  Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð¾ÑÐ»Ð°Ð²Ð¸Ñ  Ð²  ÐºÐ°Ñ‡ÐµÑÑ‚ве  Ð¿Ñ€Ð¸Ð²Ð¸Ð»ÐµÐ³Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð¹  Ð³Ð¾ÑÑƒÐ´Ð°Ñ€ÑÑ‚вен-
ной  Ñ†ÐµÑ€ÐºÐ²Ð¸  ÑÐ²ÑÑ‚ые  Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ°Ð»Ð¸  Ð±ÐµÐ·  ÐºÐ°ÐºÐ¾Ð³Ð¾-либо  Ð¸ÑÑ‚Ð¾Ñ€Ð¸Ñ‡ÐµÑÐºÐ¾Ð³Ð¾ 
обоснования ÐºÐ°Ðº Ð³Ñ€Ð¸Ð±Ñ‹ Ð¿Ð¾ÑÐ»Ðµ Ð´Ð¾Ð¶Ð´Ñ. Ð¢Ð°Ðº, Ð½Ð°Ð¿Ñ€Ð¸Ð¼ÐµÑ€, Ð¾Ð±ÑÑ‚ояло Ð´ÐµÐ»Ð¾ 
с монахинями Ð¸Ð· Тао-Кларджети, Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð° ÐºÐ¾Ñ‚орых неизвестны. 

Патриарх Ð¸ Ñ‡Ð»ÐµÐ½Ñ‹ Ð¡Ð¸Ð½Ð¾Ð´Ð° Ð¿Ñ€Ð¸Ð±ÐµÐ³Ð°ÑŽÑ‚ Ð²Ñ€ÐµÐ¼ÐµÐ½Ð°Ð¼Ð¸ Ðº Ð½Ðµ Ð¾ÑÐ¾Ð±ÐµÐ½-

но христианскому средству фальсификации, если Ñ€ÐµÑ‡ÑŒ идёт о том, 
чтобы Â«Ð¾Ð±Ð»ÐµÐ³Ñ‡Ð¸Ñ‚ь» Ñ€ÐµÑ…ристианизацию (миссионерское ÑÐ»ÑƒÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ðµ) 
аджарцев  Ð¸  Ð»Ð°Ð·Ð¾Ð².  Ð¢Ð°Ðº,  ÑƒÑ‚верждается,  Ñ‡Ñ‚о  Ð¾ÑÐ¼Ð°Ð½Ñ‹  ÑƒÑÑ‚ановили  Ð² 
разных  Ð¼ÐµÑÑ‚ах  ÐÐ´Ð¶Ð°Ñ€Ð¸Ð¸,  Ð²  Ñ‡Ð°ÑÑ‚ности,  Ñƒ  Ñ€ÐµÐºÐ¸  ÐÐ´Ð¶Ð°Ñ€Ð¸ÑÑ†ÐºÐ°Ð»Ð¸, 
гильотины,  Ñ‡Ñ‚обы  Ð¾Ð±ÐµÐ·Ð³Ð»Ð°Ð²Ð»Ð¸Ð²Ð°Ñ‚ÑŒ  Ð»ÑŽÐ´ÐµÐ¹,  ÐºÐ¾Ñ‚орые  Ð¾Ñ‚казывались 
стать Ð¼ÑƒÑÑƒÐ»ÑŒÐ¼Ð°Ð½Ð°Ð¼Ð¸. Ðž Ñ‚ом, ÐºÐ°Ðº ÑÑ‚и Ð³Ð¸Ð»ÑŒÐ¾Ñ‚ины Ð¿Ð¾ÑÐ»Ðµ ÑÐ²Ð¾ÐµÐ³Ð¾ Ð¸Ð·Ð¾-
бретения Ð½ÐµÐ·Ð°Ð´Ð¾Ð»Ð³Ð¾ Ð´Ð¾ 1800 г. Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ‹ Ð±Ñ‹Ð»Ð¸ Ð¿Ð¾Ð¿Ð°ÑÑ‚ÑŒ Ð² ÐÐ´Ð¶Ð°Ñ€Ð¸ÑŽ, 
зловеще-мрачное  Ð²Ð¸Ð´ÐµÐ¾  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð¹  Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð¾ÑÐ»Ð°Ð²Ð½Ð¾Ð¹  Ñ†ÐµÑ€ÐºÐ²Ð¸,  ÐºÐ¾Ñ‚о-
рое  Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾  Ð½Ð°Ð¹Ñ‚и  Ð²  Ð¸Ð½Ñ‚ернете,  Ð½Ð°Ð¼  Ð½Ðµ  ÑÐ¾Ð¾Ð±Ñ‰Ð°ÐµÑ‚.  Ð’о  Ð²ÑÑÐºÐ¾Ð¼  ÑÐ»Ñƒ-
чае, Â«Ð¾Ð±ÐµÐ·Ð³Ð»Ð°Ð²Ð»Ð¸Ð²Ð°Ñ‚ь» Ð±Ñ‹Ð»Ð¾ Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐµ Ð½ÐµÐºÐ¾Ð³Ð¾, Ñ‚ак ÐºÐ°Ðº Ð°Ð´Ð¶Ð°Ñ€Ñ†Ñ‹ ÑƒÐ¶Ðµ 
давно  Ð¿Ñ€Ð¸Ð½ÑÐ»Ð¸  Ð¸ÑÐ»Ð°Ð¼.  ÐÐ¾  Ð¿Ð¾ÑÐ»Ðµ  Ñ€ÑƒÑÑÐºÐ¾-турецкой  Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ñ‹  1877–
1878 гг.,  ÐºÐ¾Ð³Ð´Ð°  ÐÐ´Ð¶Ð°Ñ€Ð¸Ñ  Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ð»Ð°ÑÑŒ  Ð¿Ð¾Ð´  Ñ€ÑƒÑÑÐºÐ¸Ð¼,  Ñ‚.  Ðµ.  Ñ…ристиан-
ским,  ÑƒÐ¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼,  Ð´ÐµÑÑÑ‚ÑŒ  Ñ‚ысяч  Ð°Ð´Ð¶Ð°Ñ€ÑÐºÐ¸Ñ…  Ð¼ÑƒÑÑƒÐ»ÑŒÐ¼Ð°Ð½  Ð¿ÐµÑ€ÐµÑÐµ-
лились  Ð²  Ð—ападную  Ð¢ÑƒÑ€Ñ†Ð¸ÑŽ.  ÐšÐ¾Ð½ÐµÑ‡Ð½Ð¾,  ÑÑ‚о  Ð½Ð¸ÐºÐ°Ðº  Ð½Ðµ  Ð¿Ñ€Ð¸Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ðµ 
принадлежности к грузинской нации и грузинскому Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð¾ÑÐ»Ð°Ð²Ð¸ÑŽ. 

Вот  ÐµÑ‰Ñ‘  Ð½ÐµÑ‡Ñ‚о  Ð½ÐµÐ²ÐµÑ€Ð¾ÑÑ‚ное,  ÑÐ¾Ð¾Ð±Ñ‰Ð°Ð²ÑˆÐµÐµÑÑ  Ð¾  Ð»Ð°Ð·Ð°Ñ….  ÐÐ°  Ð¼ÐµÑÑ‚е 

под  Ð½Ð°Ð·Ð²Ð°Ð½Ð¸ÐµÐ¼  Â«Ð”удиквати»  («месте  Ð¾Ð±ÐµÐ·Ð³Ð»Ð°Ð²Ð»Ð¸Ð²Ð°Ð½Ð¸ÑÂ»)  Ð¾ÑÐ¼Ð°Ð½Ñ‹ 
якобы Ð¾Ð±ÐµÐ·Ð³Ð»Ð°Ð²Ð¸Ð»Ð¸ 30 000 Ð»Ð°Ð·Ð¾Ð² Ð¸ Ð¼Ð¾Ð½Ð°Ñ…ов ÑÐ¾ÑÐµÐ´Ð½ÐµÐ³Ð¾ Ð¼Ð¾Ð½Ð°ÑÑ‚ыря. 
Эти Ð»Ð°Ð·Ñ‹, ÑÐºÐ¾Ð±Ñ‹ Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ð²ÑˆÐ¸ÐµÑÑ Ð´Ð¾Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¸Ñ‚ельно Ð¿Ð¾Ð´ Â«Ð¿ÐµÑ€ÐµÐºÑ€Ñ‘стным 
огнём» ÐºÐ°Ñ‚олических Ð¼Ð¸ÑÑÐ¸Ð¾Ð½ÐµÑ€Ð¾Ð² Ð¸ Ð°Ñ€Ð¼ÑÐ½ÑÐºÐ¸Ñ… ÑÐ²ÑÑ‰ÐµÐ½Ð½Ð¾ÑÐ»ÑƒÐ¶Ð¸-
телей, Ð¿Ð¾Ð¶ÐµÑ€Ñ‚вовали ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¹ Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÑŒÑŽ ÐºÐ°Ðº Ð¼ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ð¸ÐºÐ¸ Ð·Ð° Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÑƒÑŽ 
нацию  Ð¸  ÑÐ²Ð¾ÑŽ  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÑƒÑŽ  Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð¾ÑÐ»Ð°Ð²Ð½ÑƒÑŽ  Ð²ÐµÑ€Ñƒ.  Ð”ля  Â«Ð¿Ð¾Ð¼Ð¸Ð½Ð¾Ð²Ðµ-
ния»  Ð¼ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ð¸ÐºÐ¾Ð²  Ð›Ð°Ð·ÐµÑ‚и  Ð±Ñ‹Ð»Ð°  ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð°  Ð¸ÐºÐ¾Ð½Ð°  Ñ  Ð´Ñ€ÐµÐ²Ð½ÐµÐ³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð¹ 
надписью, Ð¸ Ð¾Ð´Ð¸Ð½ Ð´ÐµÐ½ÑŒ Ð² Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð¾ÑÐ»Ð°Ð²Ð½Ð¾Ð¼ ÐºÐ°Ð»ÐµÐ½Ð´Ð°Ñ€Ðµ Ð¿Ð¾ÑÐ²ÑÑ‰Ñ‘н ÑÑ‚им 
«святым». 

Истина Ð²Ñ‹Ð³Ð»ÑÐ´Ð¸Ñ‚ Ð¿Ð¾-другому. ÐœÐµÑÑ‚а Ð¿Ð¾Ð´ Ð½Ð°Ð·Ð²Ð°Ð½Ð¸ÐµÐ¼ Â«Ð”удиква-

ти»  Ð½Ðµ  ÑÑƒÑ‰ÐµÑÑ‚вует.  Ð’  Ð´ÐµÐ¹ÑÑ‚вительности  Ñ€ÐµÑ‡ÑŒ  Ð¸Ð´Ñ‘Ñ‚  Ð¾  Â«ÐœÑ‚утиква-
та»,  Ñ‡Ñ‚о  Ð¾Ð·Ð½Ð°Ñ‡Ð°ÐµÑ‚  Â«Bärenaufstieg».  Ð›Ð°Ð·Ñ‹  Ð±Ñ‹Ð»Ð¸  Ð³Ñ€ÐµÐºÐ¾-православ-
ными Ñ…ристианами, Ð¾Ñ€Ð¸ÐµÐ½Ñ‚ировавшимися Ð½Ð° Ð’изантию. ÐœÐ½Ð¸Ð¼Ñ‹Ð¹ 
монастырь â€“ ÑÑ‚о Ð²Ñ‹Ð¼Ñ‹ÑÐµÐ», Ð¸ Ð´Ð¾ÑÑ‚упные ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ñ‚урецкие Ð°Ñ€Ñ…ивы 
доказывают, Ñ‡Ñ‚о Ð² Ð½Ð°Ñ‡Ð°Ð»Ðµ XVII ÑÑ‚. Ñ‡Ð¸ÑÐ»ÐµÐ½Ð½Ð¾ÑÑ‚ÑŒ Ð»Ð°Ð·Ð¾Ð² Ð½Ðµ Ð´Ð¾ÑÑ‚игла 
и 30 тыс. Ñ‡ÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐº. ÐŸÐ°Ñ‚риархат Ð¸ Ñ€ÐµÐ·Ð¸Ð´ÐµÐ½Ñ†Ð¸Ñ

 

митрополита Ð² Ð‘ату-

ми  Ð¿Ð¾Ð´Ñ‚Ð²ÐµÑ€Ð´Ð¸Ð»Ð¸  Ð¿Ð¾Ð»ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ðµ  ÑƒÐ¿Ð¾Ð¼ÑÐ½ÑƒÑ‚Ñ‹Ñ…  Ð´Ð¾ÐºÑƒÐ¼ÐµÐ½Ñ‚ов,  Ð¾Ñ‚вета  Ð½Ð° 
которые не Ð¿Ð¾ÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð»Ð¾ Ð¸ Ð¿Ð¾ сей день. 


background image

464

 

Голоса

 

из

 

Германии

 

Лично Ñ ÐºÐ°Ðº ÑÐ¾Ð°Ð²Ñ‚ор Ð³Ð»Ð°Ð²Ñ‹ Â«Ð­Ñ‚нос Ð¸ Ñ‚еррор» Ð½Ð¸ Ð² ÐºÐ¾ÐµÐ¼ ÑÐ»ÑƒÑ‡Ð°Ðµ 

не Ð²ÑÑ‚упил Ð±Ñ‹ Ð² Ð´Ð¸ÑÐºÑƒÑÑÐ¸ÑŽ Ñ Â«Ñ€ÐµÑ†ÐµÐ½Ð·ÐµÐ½Ñ‚ами», Ð·Ð°Ð´Ð°Ñ‡Ð° ÐºÐ¾Ñ‚орых Ð·Ð°-
ключалась,  Ð¾Ñ‡ÐµÐ²Ð¸Ð´Ð½Ð¾,  Ð½Ðµ  Ð²  Ð½Ð°ÑƒÑ‡Ð½Ð¾Ð¹  ÐºÑ€Ð¸Ñ‚ике,  Ð°  Ð²  Ð´Ð¸ÑÐºÑ€ÐµÐ´Ð¸Ñ‚ации 
авторов. ÐŸÑ€Ð¾Ñ„ессора ÑƒÐ½Ð¸Ð²ÐµÑ€ÑÐ¸Ñ‚ета, ÐºÐ¾Ñ‚орые Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ‹ Ð±Ñ‹Ð»Ð¸ ÑÑ‚рого 
придерживаться Ð¿Ñ€ÐµÐ´Ð¿Ð¸ÑÐ°Ð½Ð¸Ð¹ Ð¿Ð°Ñ‚риархата, ÐºÐ¾Ð½ÐµÑ‡Ð½Ð¾, Ð½Ðµ Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÑÑ‚ав-
ляют непредвзятую науку. 

Стоит  Ñ‚акже  Ð¾Ñ‚метить,  Ñ‡Ñ‚о  Ð¸  Ð¿Ð¾  ÑÐµÐ¹  Ð´ÐµÐ½ÑŒ  Ð²  Ð“рузии  Ð½Ðµ  Ð¿Ð¾ÑÐ²Ð¸-

лось  Ð½Ð¸  Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¹  Ð¿ÑƒÐ±Ð»Ð¸ÐºÐ°Ñ†Ð¸Ð¸  Ð¿Ð¾  Ð¼Ð¸Ð½Ð³Ñ€ÐµÐ»ÑŒÑÐºÐ¾Ð¹  Ð¸  Ð»Ð°Ð·ÑÐºÐ¾Ð¹  ÐºÑƒÐ»ÑŒÑ‚ур-
ной Ð°Ð²Ñ‚ономии. Ð­Ñ‚и Ð³Ð»Ð°Ð²Ñ‹ Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð¹ Ð¸ÑÑ‚ории Ð¿Ð¾Ð´Ð»ÐµÐ¶Ð°Ñ‚ Ð½Ð° Ð¿Ñ€Ð¾-
тяжении  Ð´ÐµÑÑÑ‚Ð¸Ð»ÐµÑ‚Ð¸Ð¹  ÑÑ‚рогому  Ñ‚абу.  ÐÐ°Ð´  ÑÑ‚им  ÐµÑ‰Ñ‘  Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð³Ð´Ð°  Ð½Ðµ 
работали, Ñ‚ак Ñ‡Ñ‚о, ÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ñ‚ельно, Ð¾Ñ‚ Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð¹ ÑÑ‚ороны Ð½Ðµ Ð¿Ñ€Ð¸-
ходится ожидать и знания Ð¿Ñ€ÐµÐ´Ð¼ÐµÑ‚а. 

Перевод  Ð³Ð»Ð°Ð²Ñ‹  Â«Ð­Ñ‚нос  Ð¸  Ñ‚еррор»  Ð½Ð°  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¸Ð¹  ÑÐ·Ñ‹Ðº  Ñ  Ð±Ñ‹ 

точно Ñ‚ак Ð¶Ðµ Ð¾Ñ‚верг, Ñ‚ак ÐºÐ°Ðº Ð¾ Ð´Ð¸ÑÐºÑƒÑÑÐ¸Ð¸ Ð¿Ð¾ ÑÑƒÑ‰ÐµÑÑ‚ву Ð½Ðµ Ð¿Ñ€Ð¸Ñ…оди-
лось Ð¸ Ð´ÑƒÐ¼Ð°Ñ‚ÑŒ. Ð•Ð´Ð²Ð° Ð»Ð¸ ÐºÐ°ÐºÐ¾Ð¹-то Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¸Ð¹ ÑƒÑ‡Ñ‘ный Ð±ÑƒÐ´ÐµÑ‚ ÑÑ‚авить 
под ÑÐ¾Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ðµ Â«ÐšÐ°Ñ€Ñ‚велоба», ÐºÐ¾Ñ‚орое Ð½Ð° Ð¿Ñ€Ð¾Ñ‚яжении Ð´ÐµÑÑÑ‚илетий 
входит  Ð²  ÑÐ°Ð¼Ð¾Ð¾ÑÐ¾Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ðµ  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð³Ð¾  Ð³Ð¾ÑÑƒÐ´Ð°Ñ€ÑÑ‚ва  Ð¸  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð¹ 
православной  Ñ†ÐµÑ€ÐºÐ²Ð¸.  Ð’  Ð¾Ñ‚вете  Ñ€ÐµÑ†ÐµÐ½Ð·ÐµÐ½Ñ‚ов  Ð½Ðµ  Ð¿Ñ€Ð¾ÑÐ¼Ð°Ñ‚ривается 
хотя Ð±Ñ‹ Ð² Ð²Ð¸Ð´Ðµ Ð½Ð°Ð¼Ñ‘ток Ð³Ð¾Ñ‚овность ÐºÑ€Ð¸Ñ‚ически Ñ€Ð°ÑÑÐ¼Ð¾Ñ‚реть ÑÐ¾Ð±-
ственные Ð¿Ð¾Ð·Ð¸Ñ†Ð¸Ð¸. 

Выбор  ÑÐ»Ð¾Ð²  Ñ€ÐµÑ†ÐµÐ½Ð·ÐµÐ½Ñ‚ами  Ð“амахарией,  Ð”аушвили  Ð¸  Ð³Ñ€ÑƒÐ¿Ð¿Ð¾Ð¹ 

вокруг ÐœÐµÑ‚ревели Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð¸Ð¼ Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð¾Ð¼ Ð½Ðµ ÑÐ¾Ð¾Ñ‚ветствует Ð¿Ñ€Ð¸Ð»Ð¸Ñ‡Ð¸ÑÐ¼ Ð² 
межличностных Ð¾Ñ‚ношениях Ð¸ Ð°ÐºÐ°Ð´ÐµÐ¼Ð¸Ñ‡ÐµÑÐºÐ¸Ð¼ Ñ„ормам Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÐ½Ð¸Ñ. 
В  Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ‹Ñ‡Ð½Ð¾Ð¼  Ñ‚ексте  ÑÑ‚ого  Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ²Ð¾Ð´Ð°  Ð½Ð°  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¸Ð¹  ÑÐ·Ñ‹Ðº  Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ 
скорее ÑƒÐ²Ð¸Ð´ÐµÑ‚ÑŒ ÑÐºÑ€Ñ‹Ñ‚ый Ð¿Ñ€Ð¸Ð·Ñ‹Ð² â€“ Ð¸Ð·-за Ð°Ð±ÑÑƒÑ€Ð´Ð½Ñ‹Ñ… Ð¾Ð±Ð²Ð¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ð¹ Ð¾Ðº-
леветать  Ð·Ð°Ð¿Ð°Ð´Ð½Ñ‹Ñ…  ÑƒÑ‡Ñ‘ных,  ÐµÑÐ»Ð¸  Ð¾Ñ‚сутствуют  Ð¾Ð±ÑŠÐµÐºÑ‚ивные  Ð¿Ñ€Ð¸-
чины.  Ð­Ñ‚от  Ñ…арактер  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¸Ñ…  Â«Ñ€ÐµÑ†ÐµÐ½Ð·Ð¸Ð¹Â»  Ð¾Ð±Ð»Ð°Ð´Ð°ÐµÑ‚  Ñ€Ð¾ÐºÐ¾Ð²Ð¾Ð¹ 
«функцией образца» Ð´Ð»Ñ Ð¼Ð¾Ð»Ð¾Ð´Ñ‹Ñ… ÑƒÑ‡Ñ‘ных, ÐºÐ¾Ñ‚орые Ð½Ðµ хотят Ð¾Ñ‚ка-
заться Ð¾Ñ‚ ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¹ ÐºÐ°Ñ€ÑŒÐµÑ€Ñ‹. Ð’едь Ð¿Ñ€Ð¾Ñ„ессора Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ñ‹Ð²Ð°ÑŽÑ‚ Ð·Ð´ÐµÑÑŒ, ÐºÐ°Ðº 
следует  Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ñ‰Ð°Ñ‚ься  Ñ  Ð·Ð°Ð¿Ð°Ð´Ð½Ñ‹Ð¼  Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼.  Ð£Ð¼ÐµÑ€ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ðµ  Ð³Ð¾Ð»Ð¾ÑÐ°  Ð½Ðµ 
прозвучали  Ð½Ð°  Ñ„оне  Ð¸Ð½ÑÑ†ÐµÐ½Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð³Ð¾  Ð½Ð°Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ð»Ð¸ÑÑ‚ического  Ð²Ð¾Ð·-
мущения. 

Если ÑÑ‚от Ñ‚он Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ÑÐ»ÑƒÐ¶Ð¸Ñ‚ Ð¿Ñ€Ð¸Ð¼ÐµÑ€Ð¾Ð¼ Ð² Ñ€Ð°Ð¼ÐºÐ°Ñ… ÐºÐ°Ñ€Ñ‚ве-

лологии, Ñ‚о Ð“рузия Ñ€Ð°ÑÐ¿Ñ€Ð¾Ñ‰Ð°ÐµÑ‚ся Ñ Ð¿Ñ€Ð¸Ð½Ñ†Ð¸Ð¿Ð°Ð¼Ð¸ Ñ‚олерантности Ð¸ 
уважительности,  Ð±ÐµÐ·  ÐºÐ¾Ñ‚орых  Ð½Ð°ÑƒÑ‡Ð½Ð¾Ðµ  ÑÐ¾Ñ‚рудничество  Ð½ÐµÐ²Ð¾Ð¾Ð±-
разимо. 

В Ñ†ÐµÐ½Ñ‚Ñ€Ðµ Ð¼Ð¾ÐµÐ³Ð¾ Ð¾Ñ‚вета Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ð° ÑÑ‚оять Ð´Ð¸ÑÐºÑƒÑÑÐ¸Ñ Ð¾ Ð¼Ð¸Ð½Ð³Ñ€ÐµÐ»Ð°Ñ… 

и Ð»Ð°Ð·Ð°Ñ…. Ð¯ Ñ…отел Ð±Ñ‹ Ð¿Ñ€Ð¸ ÑÑ‚ом Ð¾Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñ€Ð¸Ñ‚ься Ð·Ð°Ñ€Ð°Ð½ÐµÐµ, Ñ‡Ñ‚о Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð³Ð´Ð° Ð½Ðµ 
извлекал  Ð²Ñ‹Ð³Ð¾Ð´Ñƒ  Ð¸Ð·  Ñ„инансирования  Ñ„ондом  Ð¤Ð¾Ð»ÑŒÐºÑÐ²Ð°Ð³ÐµÐ½Ð°.  Ð’се 
научные ÑÐºÑÐ¿ÐµÐ´Ð¸Ñ†Ð¸Ð¸ Ñ Ð¾Ð¿Ð»Ð°Ñ‡Ð¸Ð²Ð°Ð» Ð¸Ð· ÑÐ¾Ð±ÑÑ‚венного ÐºÐ°Ñ€Ð¼Ð°Ð½Ð° Ð¸ Ð¿Ñ€Ð¾-
водил  Ð¸Ñ…  Ð½Ð°Ñ€ÑÐ´Ñƒ  Ñ  Ð¼Ð¾ÐµÐ¹  Ð¾ÑÐ½Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð¹  Ð¿Ñ€Ð¾Ñ„ессиональной  Ð´ÐµÑÑ‚ельно-


background image

Голоса

 

из

 

Германии

 

465 

стью Ð²Ð¾ Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¾Ñ‚пуска. ÐœÐ¾Ñ‘ ÑƒÑ‡Ð°ÑÑ‚ие Ð² Ð¿Ñ€Ð¾ÐµÐºÑ‚е (к ÐºÐ¾Ñ‚орому Ñ Ð¿Ñ€Ð¸Ð¼Ðº-
нул ÑÐºÐ¾Ñ€ÐµÐµ ÑÐ»ÑƒÑ‡Ð°Ð¹Ð½Ð¾), Ð¿Ð¾ÑÐ²ÑÑ‰Ñ‘нном Ð‘ольшому Ñ‚еррору Ð² Ð“рузии, 
имеет чисто Ð±Ð»Ð°Ð³Ð¾Ñ‚ворительный Ñ…арактер. 

Я  Ð½Ðµ  Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÑÑ‚авляю  Ñ‚акже  Â«Ð²Ñ€Ð°Ð¶Ð´ÐµÐ±Ð½Ñ‹Ñ…  Ð¿Ð¾Ð»Ð¸Ñ‚ических,  Ð¸Ð¼Ð¿ÐµÑ€-

ских Ð¸Ð½Ñ‚ересов» (Гамахария. Ð¡. 401), не Ð·Ð°Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÑŽÑÑŒ «разжиганием 
террора Ð¿Ñ€Ð¾Ñ‚ив Ð“рузии Ð¸ Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½Â» (Гамахария. Ð¡. 405) Ð¸ Ð½Ðµ ÑÐ²Ð»Ñ-
юсь  Ð¿Ñ€Ð¸Ð²ÐµÑ€Ð¶ÐµÐ½Ñ†ÐµÐ¼  Â«ÑÐµÐ¿Ð°Ñ€Ð°Ñ‚истской  Ð¸  ÐºÑ€ÐµÐ¼Ð»Ñ‘вской  Ð¸Ð´ÐµÐ¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸Â» 
(Гамахария. Ð¡. 403). ÐÐ°Ð¿Ñ€Ð¾Ñ‚ив, Ñ Ð²ÑÐµÐ³Ð´Ð° Ñ‡ÑƒÐ²ÑÑ‚вовал Ðº Ð“рузии Ð³Ð»Ñƒ-
бокую  ÑÐ¸Ð¼Ð¿Ð°Ñ‚ию.  Ð’  Ñ‚рудные  1990-е  Ð³Ð¾Ð´Ñ‹  Ñ  Ð¿Ñ€Ð¸Ð»Ð°Ð³Ð°Ð»  ÑƒÑÐ¸Ð»Ð¸Ñ  Ð¿Ð¾ 
оказанию  Ð³ÑƒÐ¼Ð°Ð½Ð¸Ñ‚арной  Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ñ‰Ð¸.  Ð¯  Ð¿Ð¾Ð´Ð´ÐµÑ€Ð¶Ð°Ð»  Ñ‚огда  Ð¼Ð¸Ð½Ð³Ñ€ÐµÐ»Ð°, 
находившегося  Ð²  Ð¢ÑŽÐ±Ð¸Ð½Ð³ÐµÐ½Ðµ.  Ð¡ÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ  Ð¾Ð½  â€“  Ñ€ÐµÐºÑ‚ор  Ð°Ð±Ñ…азского 
университета Ð² Тбилиси. 

В Ð“Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð¸ Ñ Ð²ÑÐµÐ³Ð´Ð° Ð¾Ñ‚крыто Ð²Ñ‹ÑÐºÐ°Ð·Ñ‹Ð²Ð°Ð» ÑÐ²Ð¾Ñ‘ Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ðµ Ð¿Ð¾ Ð¿Ð¾Ð²Ð¾Ð´Ñƒ 

Абхазии. Я ÑÑ‡Ð¸Ñ‚Ð°ÑŽ ÐÐ±Ñ…азию Ñ‡Ð°ÑÑ‚ью Ð“рузии. ÐŸÑ€Ð°Ð²Ð´Ð°, Ð¿ÐµÑ€ÑÐ¿ÐµÐºÑ‚иву 
я  Ð²Ð¸Ð¶Ñƒ  Ñ‚олько  Ð²  Ñ€Ð°Ð¼ÐºÐ°Ñ…  Ð¼Ð°ÐºÑÐ¸Ð¼Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð¾  Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾Ð¹  Ð°Ð²Ñ‚ономии,  Ð³Ð°-
рантированной  Ð½Ð°  Ð¼ÐµÐ¶Ð´ÑƒÐ½Ð°Ñ€Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¼  ÑƒÑ€Ð¾Ð²Ð½Ðµ,  Ð¸  Ð´ÐµÐ¼Ð¾ÐºÑ€Ð°Ñ‚ической 
Грузии, ориентированной Ð½Ð° федеративные Ð¿Ñ€Ð¸Ð½Ñ†Ð¸Ð¿Ñ‹. 

Со Ð²ÑÐµÐ¹ Ð½ÐµÐ´Ð²ÑƒÑÐ¼Ñ‹ÑÐ»ÐµÐ½Ð½Ð¾ÑÑ‚ью Ñ Ð¾Ñ‚вергаю Ð»Ð¾Ð¶Ð½Ð¾Ðµ ÑƒÑ‚верждение 

о Ñ‚ом, Ñ‡Ñ‚о Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚а Â«Ð‘ольшевистский Ð¿Ð¾Ñ€ÑÐ´Ð¾Ðº Ð² Ð“рузии» Â«Ð¿Ñ€Ð¾Ð´Ð¸Ðº-
тована  Ð½ÐµÐ¾Ñ„Ð°ÑˆÐ¸ÑÑ‚ÑÐºÐ¾-реваншистской  Ð¸Ð´ÐµÐ¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÐµÐ¹Â»  (Даушвили. 
С. 453)  ÐºÐ°Ðº  Ð½ÐµÑÐ»Ñ‹Ñ…анное  Ð¸  Ð½Ð°Ð³Ð»Ð¾Ðµ.  ÐÐ°ÑƒÑ‡Ð½Ñ‹Ð¹  Ð´Ð¸ÑÐºÑƒÑ€Ñ  Ð¿Ñ€Ð¸  ÑÑ‚оль 
своеобразном Ð²Ñ‹Ð±Ð¾Ñ€Ðµ слов Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐµ невозможен. 

 

Грузинская Ñ‚еория заговора 

«В  80-х  Ð³Ð¾Ð´Ð°Ñ…  XIX  Ð²ÐµÐºÐ°,  Ð²  Ð¾Ñ‚вет  Ð½Ð°  Ñ€Ð¾ÑÑ‚  Ð½Ð°Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð¾-

освободительного Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² Ð“рузии, Ð Ð¾ÑÑÐ¸Ñ ÑƒÐ¶ÐµÑÑ‚очила Ð¸Ð¼Ð¿ÐµÑ€-
скую Ð¿Ð¾Ð»Ð¸Ñ‚ику Ð¸ Ð² Ñ†ÐµÐ»ÑÑ… Ñ€Ð°Ð·Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÐ½Ð¸Ñ â€“ Ð¸ Ñ‚ем ÑÐ°Ð¼Ñ‹Ð¼ Ð¾ÑÐ»Ð°Ð±Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ 
грузинской Ð½Ð°Ñ†Ð¸Ð¸ ÑÑ‚ала â€œÐ·Ð°Ð±Ð¾Ñ‚иться” Ð¾ Ð¼ÐµÐ³Ñ€ÐµÐ»Ð°Ñ… Ð¸ ÑÐ²Ð°Ð½Ð°Ñ…, ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°-
вая для них ÑˆÐºÐ¾Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ðµ учебники, переводя богослужебные ÐºÐ½Ð¸Ð³Ð¸Â» 
(Гамахария. Ð¡. 379). 

В 1864 Ð³. Ð² ÑÐ²ÑÐ·Ð¸ Ñ Ð¾Ñ‚меной ÐºÑ€ÐµÐ¿Ð¾ÑÑ‚ного Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð° Ð² Ñ†Ð°Ñ€ÑÐºÐ¾Ð¹ Ð Ð¾Ñ-

сии  Ð¿Ð¾ÑÐ²Ð¸Ð»Ð¸ÑÑŒ  Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾Ñ‡Ð¸ÑÐ»ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ðµ  ÑÐ¾Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÐ½Ð¸Ñ  Ð½Ð°  Ð¼Ð¸Ð½Ð³Ñ€ÐµÐ»ÑŒÑÐºÐ¾Ð¼ 
языке, Ð°Ð´Ñ€ÐµÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ñ‹Ðµ Ð½Ð°ÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸ÑŽ. Ð”ля ÑÑ‚ого Ð¿Ð¾Ð»ÑŒÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð»Ð¸ÑÑŒ Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½-
ским Ð°Ð»Ñ„авитом! ÐŸÑ€ÐµÐ¾Ð±Ð»Ð°Ð´Ð°ÑŽÑ‰Ð°Ñ Ñ‡Ð°ÑÑ‚ÑŒ Ð»ÑŽÐ´ÐµÐ¹ Ð² Ñ‚огдашней ÐœÐ¸Ð½-
грелии  Ð½Ðµ  Ð²Ð»Ð°Ð´ÐµÐ»Ð°  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¸Ð¼.  ÐÐ¾  Ñ‚от,  ÐºÑ‚о,  Ð¿Ð¾  Ð¼ÐµÐ½ÑŒÑˆÐµÐ¹  Ð¼ÐµÑ€Ðµ, 
знал  Ð·Ð²ÑƒÑ‡Ð°Ð½Ð¸Ðµ  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¸Ñ…  Ð±ÑƒÐºÐ²,  Ð¾Ð±Ð»Ð°Ð´Ð°Ð»  Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑ‚ью  Ñ‡Ð¸Ñ‚ать 
распоряжения Ð½Ð° Ñ€Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¼ ÑÐ·Ñ‹ÐºÐµ. Ð¯ Ð½Ðµ Ð·Ð½Ð°ÑŽ Ð½Ð¸ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¹ Ð¿ÑƒÐ±Ð»Ð¸ÐºÐ°Ñ†Ð¸Ð¸ 
на  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð¼  ÑÐ·Ñ‹ÐºÐµ  Ð¾Ð±  ÑÑ‚их  Ð¸ÑÑ‚орических  Ð´Ð¾ÐºÑƒÐ¼ÐµÐ½Ñ‚ах,  Ð¾Ñ‚стоя-
щих Ð¾Ñ‚ нас Ð½Ð° 150 лет. Несомненно, эти Ñ‚ексты написал мингрел. 

Мы Ð·Ð½Ð°ÐµÐ¼ Ð¾Ñ‚носящуюся Ðº 1870 Ð³Ð¾Ð´Ñƒ Ð¼Ð¸Ð½Ð³Ñ€ÐµÐ»ÑŒÑÐºÑƒÑŽ Ñ€ÐµÐ´Ð°ÐºÑ†Ð¸ÑŽ 

молитвы  Â«ÐžÑ‚че  Ð½Ð°ÑˆÂ»,  Ð½Ð°Ð¿Ð¸ÑÐ°Ð½Ð½ÑƒÑŽ  Ñ‚акже  Ñ  Ð¸ÑÐ¿Ð¾Ð»ÑŒÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸ÐµÐ¼  Ð³Ñ€Ñƒ-