ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.09.2019
Просмотров: 10956
Скачиваний: 1
ÐолоÑа
из
ÐеÑмании
471
ÑаиÑÑкого ÑнивеÑÑиÑеÑа ТаÑиÑла ÐÑÑкаÑадзе, коÑоÑÑй пеÑеÑÑл
в ÑнивеÑÑиÑÐµÑ Ð³ÑÑзинÑкой пÑавоÑлавной ÑеÑкви в ТбилиÑи. Ðн
ÑÑÑжал ÑÑеди мингÑелов, лазов и Ñванов оÑÐµÐ½Ñ ÑомниÑелÑнÑÑ
ÑлавÑ, ÑÑвеÑждаÑ, ÑÑо ÑÑи гÑÑзинÑкие «племена» говоÑÑÑ ÑолÑко
на «диалекÑаÑ
» (гÑÑзинÑкого ÑзÑка). ÐÑ
подлинно Ñодной ÑзÑк â
гÑÑзинÑкий.
ÐÑевнейÑие молиÑÐ²Ñ Ð¼Ð¸Ð½Ð³Ñелов Ð´Ð¾Ñ ÑиÑÑианÑким божеÑÑвам,
живÑе еÑÑ Ð¸ по Ñей денÑ, доÑли до Ð½Ð°Ñ Ð¸ÑклÑÑиÑелÑно на мин-
гÑелÑÑком ÑзÑке. РавнÑм обÑазом оÑÐµÐ½Ñ ÑÑаÑÑе мингÑелÑÑкие
имена и Ñамилии не имеÑÑ Ð¿Ð°Ñаллелей в гÑÑзинÑком ÑзÑке. Ðак
могли возникнÑÑÑ Ð±ÐµÑÑиÑленнÑе мингÑелÑÑкие, лазÑкие и Ñван-
Ñкие микÑоÑопонимÑ, еÑли ÑоднÑм ÑзÑком бÑл гÑÑзинÑкий?
Ркак возникла возможноÑÑÑ Ñого, ÑÑо мингÑелÑ, Ð»Ð°Ð·Ñ Ð¸ ÑванÑ
наÑÑÐ´Ñ Ñо Ñвоим «ÑоднÑм ÑзÑком, гÑÑзинÑким» могли наÑÑиÑÑÑÑ
еÑÑ Ð¼Ð¸Ð½Ð³ÑелÑÑкомÑ, лазÑÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð¸ ÑванÑкомÑ?
Ð ÑÑо же дÑмали Ñами мингÑелÑ, Ð»Ð°Ð·Ñ Ð¸ ÑÐ²Ð°Ð½Ñ Ð¾ ÑвоÑм Ñодном
ÑзÑке? Ð ÐингÑелии можно бÑло поÑÑоÑнно ÑÑлÑÑаÑÑ: «Marga-
luri nina re, nanaÅ¡i nina re» («ÐингÑелÑÑкий â ÑÑо ÑзÑк, ÑÑо Ñодной
ÑзÑк»). ÐÑнеÑение пÑедÑÑавиÑелей ÑÑиÑ
ÑÑноÑов к ÑиÑÐ»Ñ Ð½Ð¾ÑиÑе-
лей диалекÑов они Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð¼ÑÑением оÑвеÑгаÑÑ Ð¸ ÑÑвÑÑвÑÑÑ, ÑÑо иÑ
ÑÑиÑаÑÑ Ð´ÑÑаками гÑÑзинÑкие ÑÑÑнÑе, знаÑиÑелÑÐ½Ð°Ñ ÑаÑÑÑ ÐºÐ¾Ñо-
ÑÑÑ
не в ÑоÑÑоÑнии понÑÑÑ Ð´Ð°Ð¶Ðµ одно-единÑÑвенное пÑедложение
на мингÑелÑÑком, ÑванÑком или лазÑком ÑзÑкаÑ
.
РдеклаÑаÑии, коÑоÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð¿Ð¸Ñали пÑиблизиÑелÑно 1000 Ñело-
век, Ð»Ð°Ð·Ñ ÑнеÑгиÑно пÑоÑеÑÑовали на лазÑком, гÑÑзинÑком, ÑÑÑеÑ-
ком и английÑком ÑзÑкаÑ
пÑоÑив Ñого, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¸Ñ
вовлекали в гÑÑ-
зинÑкÑÑ Ð½Ð°ÑиÑ. Ðни, оÑмеÑаеÑÑÑ Ð² докÑменÑе, не гÑÑзинÑ, а
лазÑкий â ÑамоÑÑоÑÑелÑнÑй ÑзÑк.
Ð Ð²Ð¾Ñ Ð¸ еÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ð½ пÑнкÑ. Ðак можно, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¼Ð¸Ð½Ð³ÑелÑÑкий и
лазÑкий ÑзÑки пÑевоÑÑ
одили гÑÑзинÑкий, гоÑÑдаÑÑÑвеннÑй ÑзÑк,
в лекÑиÑеÑком богаÑÑÑве и по пÑиÑине гоÑаздо болÑÑего ÑиÑла
пÑевеÑбов ÑаÑполагали ÑонÑайÑими вÑÑазиÑелÑнÑми возможно-
ÑÑÑми, коÑоÑÑÑ
не Ð·Ð½Ð°ÐµÑ Ð³ÑÑзинÑкий? ÐÑли Ñак, Ñо гÑÑзинÑкий ни
в коем ÑлÑÑае не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ ÑоднÑм ÑзÑком.
ЦаÑÑÑво Ðазика
«ÐвÑоÑÑ Ð½Ðµ знаÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ ÑмалÑиваÑÑ Ð¾ Ñом, ÑÑо Ðазикой визан-
ÑийÑкиÑ
иÑÑоÑников ÑвлÑеÑÑÑ Ð¸ÑÑоÑиÑеÑкий ÐгÑиÑи â ÐападнаÑ
ÐÑÑзиÑ» (ÐамаÑ
аÑиÑ. С. 393).
ÐовоÑиÑÑ Ð¿ÑимениÑелÑно ко вÑемени до X ÑÑолеÑÐ¸Ñ Ð¾ гÑÑзин-
Ñкой наÑии или гÑÑзинÑком гоÑÑдаÑÑÑве непÑавилÑно. ÐÑо изо-
472
ÐолоÑа
из
ÐеÑмании
бÑеÑение гÑÑзинÑкого наÑионалÑного Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð° иÑÑ
оде XIX в.
ЦаÑÑÑво Ðазика бÑло многонаÑионалÑнÑм гоÑÑдаÑÑÑвом, коÑоÑое
в полиÑиÑеÑком оÑноÑении колебалоÑÑ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ ÐизанÑией и ÐеÑ-
ÑидÑкой импеÑией и, в конÑе конÑов, бÑло завоÑвано аÑабами.
ÐоÑле ÑÑого ÑобÑÑиÑ, как пÑедÑÑавлÑеÑÑÑ, лазÑ, подобно Ñакже
гÑÑзинам и Ñ
емÑинам, поÑелилиÑÑ Ð² ÑевеÑо-воÑÑоÑнÑÑ
погÑаниÑ-
нÑÑ
облаÑÑÑÑ
ÐизанÑии.
ÐÑеÑеÑкий бÑл гоÑÑдаÑÑÑвеннÑм ÑзÑком, Ñелигией â гÑеко-
пÑавоÑÐ»Ð°Ð²Ð½Ð°Ñ Ð²ÐµÑа. ÐÑÑзинÑкий никогда не бÑл лиÑеÑаÑÑÑнÑм
ÑзÑком лазов, ÑÑо доказÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð»ÐµÐºÑика лазÑкого ÑзÑка. ÐдеÑÑ Ð¼Ñ
наÑ
одим ÑилÑнÑе гÑеÑеÑкие влиÑниÑ, коÑоÑÑе пÑивели и к заим-
ÑÑÐ²Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð·Ð²Ñка «Ñ», коÑоÑого в дÑÑгиÑ
Ñжно-кавказÑкиÑ
ÑзÑ-
каÑ
, кÑоме лазÑкого, неÑ.
УниÑижение ÐÐ±Ñ Ð°Ð·Ð¸Ð¸
«ÐÑÑоÑики-ÑепаÑаÑиÑÑÑ Ð½Ðµ ÑмогÑÑ Ð¿ÑивеÑÑи ни одного аÑгÑ-
менÑа, обÑÑÑнÑвÑего Ð±Ñ Ñо, поÑÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð°Ð»Ð¾ÑиÑленнÑй, не оÑенÑ
ÑÑÑдолÑбивÑй, ниÑего не ÑделавÑий на пÑоÑÑжении Ñелого
позднего СÑедневековÑÑ Ð¼Ð°Ð»Ð¾ÑивилизованнÑй наÑод (коÑоÑÑй не
вÑл гоÑодÑкого обÑаза жизни, Ñ ÐºÐ¾ÑоÑого Ñже поÑÑи оÑÑÑÑÑÑвова-
ла ÑÐµÐ»Ð¸Ð³Ð¸Ð¾Ð·Ð½Ð°Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ, без обÑазованиÑ, Ñ
ÑдожеÑÑвенной лиÑеÑа-
ÑÑÑÑ â имелÑÑ Ð»Ð¸ÑÑ ÑолÑклоÑ), полÑÑил ÑакÑÑ Ð¾ÑобÑÑ Ð¿Ñивиле-
гиÑ» (ÐаÑÑвили. С. 442).
ÐÑдÑÑи ÑÑнологом, Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð¼ÑÑÑн ÑниÑижиÑелÑной лекÑикой,
коÑоÑÑÑ Ð¸ÑполÑзÑÐµÑ Ð¿ÑоÑеÑÑоÑ, пÑедÑÑавлÑÑÑий ÑÑ Ð¶Ðµ ÑпеÑи-
алÑноÑÑÑ; в ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ Ð¿ÑакÑикой XIX в. он Ñ
аÑакÑеÑизÑеÑ
кавказÑкие наÑÐ¾Ð´Ñ ÐºÐ°Ðº малоÑивилизованнÑе, не оÑобенно ÑÑÑдо-
лÑбивÑе, ÑÑждÑе Ñелигии и малообÑазованнÑе. ÐÑ Ð·Ð½Ð°ÐµÐ¼ ÑÑи
абÑÑÑднÑе вÑÑказÑÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñакже из пÑÑевÑÑ
замеÑок о гÑÑзинÑком
наÑелении Ñегионов ХевÑÑÑеÑи, ÐÑави и ÐÑиÑлеÑи, в оÑобенной
же ÑÑепени о «дикиÑ
лазаÑ
».
ÐонеÑно, Ð°Ð±Ñ Ð°Ð·Ñ Ð½Ð° пÑоÑÑжении Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ ÑÑолеÑий акÑивно
ÑÑаÑÑвовали в кÑлÑÑÑÑной жизни, коÑоÑÐ°Ñ ÑнаÑала бÑла оÑмеÑена
воздейÑÑвием гÑеÑеÑкого ÑзÑка и гÑеко-пÑавоÑлавного Ñ
ÑиÑÑиан-
ÑÑва. ÐÑ Ð·Ð½Ð°ÐµÐ¼ ÐиÑÑÐ½Ð´Ñ Ð½Ð° ЧÑÑном моÑе как важнÑй гоÑод и Ñе-
лигиознÑй ÑенÑÑ. ТолÑко к конÑÑ X в. абÑ
Ð°Ð·Ñ Ð²ÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ заимÑÑ-
вовали гÑÑзинÑкий ÑзÑк и гÑÑзинÑкое пÑавоÑлавие, ÑÑиÑÑваÑ
ÑÐ¾Ð»Ñ ÐизанÑии. ÐаÑÑÐ´Ñ Ñ Ñ
ÑиÑÑианÑÑвом и введÑннÑм позже иÑ-
ламом в ÐбÑ
азии, как и Ñ Ð¼Ð¸Ð½Ð³Ñелов и гÑÑзинÑкиÑ
гоÑнÑÑ
пле-
мÑн, доÑ
ÑиÑÑианÑÐºÐ°Ñ Ð²ÐµÑа Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð¶ÐµÑÑвом божеÑÑв-заÑиÑников
и ÑвÑÑÑÑ
меÑÑ Ð¾ÑÑавалаÑÑ Ð¶Ð¸Ð²Ð¾Ð¹ до Ñамого недавнего пÑоÑлого.
ÐолоÑа
из
ÐеÑмании
473
Ð¡ÐºÐ¾Ð»Ñ ÑомниÑелÑÐ½Ñ Ð¿ÑедÑÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐаÑÑвили, ÑÑановиÑÑÑ ÑÑ-
но, еÑли пÑимениÑÑ Ð¼Ð°ÑÑÑÐ°Ð±Ñ ÐµÐ³Ð¾ оÑенки к СванеÑии и Ñванам.
Ðни ÑавнÑм обÑазом ÑоÑмиÑÑÑÑ Ð½ÐµÐ±Ð¾Ð»ÑÑой в ÑиÑленном оÑно-
Ñении наÑод, коÑоÑÑй никогда не жил гоÑодÑкой жизнÑÑ Ð¸ Ñ ÐºÐ¾-
ÑоÑого ÑаÑпÑоÑÑÑанение обÑÐ°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ лиÑеÑаÑÑÑÑ Ð² обÑÑном
ÑмÑÑле Ñлова имело меÑÑо Ñанее в доволÑно ÑкÑомнÑÑ
обÑÑмаÑ
.
ÐÑÑоÑником Ð´Ð»Ñ ÑÑого ÑвлÑÑÑÑÑ ÑазÑÑÐºÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¸Ð·Ð²ÐµÑÑного ÑванÑкого
ÑÑнолога ÐеÑÑаÑиона ÐижаÑадзе, ноÑивÑего пÑозвиÑе «СванеÑиÑ
ÐÑÑджи» (гÑÑзин из СванеÑии), поÑвÑÑÑннÑе ÑоÑÑоÑÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð±Ñазо-
Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² СванеÑии. Рего Ñодном Ñеле УÑгÑли в 1870 г. ÑолÑко
25 % мÑжÑин владели гÑÑзинÑким ÑзÑком; едва ли Ñ
оÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð°
женÑина в СванеÑии знала Ñогда гÑÑзинÑкий! Так ÑÑо же â по-
ÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð² СванеÑии не бÑло кÑлÑÑÑÑÑ?
ÐÑÑзинÑкий алÑÐ°Ð²Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ð°Ð±Ñ Ð°Ð·Ñкого ÑзÑка
«ÐÑли Ð°Ð±Ñ Ð°Ð·Ñ ÑвлÑÑÑÑÑ Ð¿Ð¾Ñомками ÑÐµÑ ÑÑаÑÑÑ Ð°Ð±Ñ Ð°Ð·Ð¾Ð² (ÑÑо
Ñак ÑÑÑно ÑÑвеÑждаÑÑ Ð¸ÑÑоÑики-ÑепаÑаÑиÑÑÑ), коÑоÑÑе в СÑедне-
вековÑе иÑполÑзовали гÑÑзинÑкий алÑавиÑ, поÑÐµÐ¼Ñ Ð½Ðµ должнÑ
иÑполÑзоваÑÑ ÑÐ¾Ñ Ð¶Ðµ алÑÐ°Ð²Ð¸Ñ Ð² XIX веке, Ð²ÐµÐ´Ñ Ð³ÑÑзинÑкий алÑа-
Ð²Ð¸Ñ Ð»ÑÑÑе оÑÑÐ°Ð¶Ð°ÐµÑ Ð°Ð±Ñ
азÑкий ÑзÑковой Ñеномен, Ñем ÑлавÑн-
ÑÐºÐ°Ñ ÐºÐ¸ÑиллиÑа?» (ÐаÑÑвили. С. 443).
«ÐÑÑмÑм наÑилием над иÑÑоÑией ÑвлÑеÑÑÑ ÑÑвеÑждение о âмег-
ÑелизаÑииâ пÑавоÑлавнÑÑ
абÑ
азов в ÑайонаÑ
, гÑаниÑаÑиÑ
Ñ Ðин-
гÑелией â Ñ. е. в ÐалÑÑком Ñайоне» (ÐаÑÑвили. С. 384).
ÐÑÑзинÑкий алÑÐ°Ð²Ð¸Ñ Ð² ÐÐ±Ñ Ð°Ð·Ð¸Ð¸ СÑÐµÐ´Ð½Ð¸Ñ Ð²ÐµÐºÐ¾Ð² ÑпоÑÑеблÑлÑÑ
не Ð´Ð»Ñ Ð°Ð±Ñ
азÑкого, а Ð´Ð»Ñ Ð³ÑÑзинÑкого ÑзÑка. ÐоÑÑолÑÐºÑ Ñ Ð°Ð±Ñ
аз-
Ñкого ÑзÑка Ð½ÐµÑ ÐºÐ°ÐºÐ¾Ð¹ Ð±Ñ Ñо ни бÑло гÑÑзинÑкой пиÑÑменной
ÑÑадиÑии, и ÑолÑко в XIX в. он ÑÑал пиÑÑменнÑм лиÑеÑаÑÑÑнÑм
ÑзÑком. ÐÑÑ Ð´Ð¾Ð»ÑÑе ÑпоÑÑеблÑли в ÐбÑ
азии гÑеÑеÑкий алÑавиÑ,
ÑÑо ÑвÑÑвÑÐµÑ Ð¸Ð· пиÑÑменнÑÑ
докÑменÑов XIII ÑÑ.
УÑвеÑждение, ÑÑо гÑÑзинÑкий алÑÐ°Ð²Ð¸Ñ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ пÑигоден Ð´Ð»Ñ Ð°Ð±-
Ñ
азÑкого ÑзÑка, Ñем ÑÑÑÑкий, вÑзÑÐ²Ð°ÐµÑ ÑеÑÑÑзнÑе ÑомнениÑ. ÐÑÑ-
зинÑкого алÑавиÑа Ñакже бÑло недоÑÑаÑоÑно Ð´Ð»Ñ Ð°Ð±Ñ
азÑкого ÑзÑка, и
его пÑиÑ
одилоÑÑ ÑаÑÑиÑÑÑÑ Ð´Ð¾Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¸ÑелÑнÑми знаками. ÐÑи бÑк-
Ð²Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð±Ñли заÑÑиваÑÑ Ð¸ÑклÑÑиÑелÑно абÑ
азÑкие деÑи на
ÑÑокаÑ
Ñодного ÑзÑка, Ñак как живÑие в ÐбÑ
азии мингÑелÑ, гÑÑ-
зинÑ, ÑÑÑÑкие, аÑмÑне и гÑеки едва ли пÑоÑвлÑли инÑеÑÐµÑ Ðº ÑколÑ-
Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð¿ÑÐµÐ¿Ð¾Ð´Ð°Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð° абÑ
азÑком ÑзÑке.
Ðак можно бÑло ÑÑÑановиÑÑ ÐµÑÑ Ð² 1992 г., ÑÐ¾Ð»Ñ Â«Ð»Ð¸Ð½Ð³Ð²Ð° ÑÑан-
ка», ÑзÑка межнаÑионалÑного обÑениÑ, в ÐбÑ
азии игÑал ÑÑÑÑкий,
а не гÑÑзинÑкий. ÐингÑелÑÑкие ÑемÑи пÑедпоÑиÑали поÑÑлаÑÑ
474
ÐолоÑа
из
ÐеÑмании
ÑвоиÑ
деÑей в ÑÑÑÑкие ÑколÑ, Ñак ÑÑо бÑло и по Ñей Ð´ÐµÐ½Ñ Ð¸Ð¼ÐµÐµÑÑÑ
много мингÑелов, коÑоÑÑе ÑовÑем не владеÑÑ Ð³ÑÑзинÑким или по
менÑÑей меÑе обладаÑÑ Ð½ÐµÐ´Ð¾ÑÑаÑоÑнÑми зданиÑми. Ð ÑÑÑкий ал-
ÑÐ°Ð²Ð¸Ñ Ð¿ÑименÑлÑÑ Ð²Ð¾ вÑеÑ
абÑ
азÑкиÑ
ÑколаÑ
и пÑиÑÑÑÑÑвовал по-
вÑÑÐ´Ñ Ð² обÑеÑÑвенной жизни. СооÑвеÑÑÑвенно абÑ
азÑким деÑÑм
бÑло легÑе изÑÑаÑÑ Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑÑ ÑаÑÑиÑенного единого алÑавиÑа
Ñодной ÑзÑк и иноÑÑÑаннÑй â ÑÑÑÑкий, Ñем ÑазделÑно, Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾-
ÑÑÑ Ð±Ñкв вÑоÑого, гÑÑзинÑкого, алÑавиÑа. РпÑинÑипе абÑ
азÑкий
ÑзÑк можно Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑÑ Ð´Ð¾Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¸ÑелÑнÑÑ
знаков запиÑÑваÑÑ Ð¿Ñа-
вилÑно, иÑполÑзÑÑ Ð»Ð°ÑинÑкий, киÑиллиÑеÑкий или гÑÑзинÑкий ал-
ÑавиÑ. РеÑаÑÑÑÑ ÑÐ¾Ð»Ñ Ð¸Ð³ÑÐ°ÐµÑ Ð¿Ñи ÑÑом оÑиенÑаÑÐ¸Ñ Ð² ÑÑеÑе ÑзÑ-
ковой полиÑики! ÐÑли поÑиÑаÑÑ ÑогдаÑнÑÑ Ð¿ÑеÑÑÑ, обÑаÑÐ°ÐµÑ Ð½Ð°
ÑÐµÐ±Ñ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ Ñо обÑÑоÑÑелÑÑÑво, ÑÑо в ÐбÑ
азии неожиданно
декÑеÑом бÑл введÑн гÑÑзинÑкий алÑавиÑ, ÑÐµÐ¼Ñ Ð½Ðµ пÑедÑеÑÑво-
вал ни опÑÐ¾Ñ Ð½Ð°ÑелениÑ, ни даже обÑÑждение Ñ Ð½Ð¸Ð¼ ÑÑого вопÑо-
Ñа. Ðб иÑполÑзовании алÑавиÑа на оÑнове гÑÑзинÑкой гÑаÑики
Ð´Ð»Ñ Ð°Ð±Ñ
азÑкого ÑзÑка бÑло ÑообÑено под ÑенÑаÑионнÑми заго-
ловками на пеÑвÑÑ
полоÑаÑ
ÑогдаÑниÑ
газеÑ.
ÐÐ»Ñ Ð¾Ñенки ÑÑниÑеÑкой пÑинадлежноÑÑи наÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¡Ð°Ð¼ÑÑза-
кано не Ñ
ваÑÐ°ÐµÑ Ð¾Ð±Ð¾Ð±ÑеннÑÑ
наÑÑнÑÑ
ÑезÑлÑÑаÑов иÑÑледований.
ÐÑедÑеÑÑвÑÑÑие иÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ микÑоÑопонимии СамÑÑзака-
но наводÑÑ Ð½Ð° мÑÑÐ»Ñ Ð¾ Ñом, ÑÑо здеÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑоÑнно пÑÐ¾Ð¶Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ñко-
Ñее мингÑелÑÑкое, нежели мингÑелизиÑованное абÑ
азÑкое наÑе-
ление. ÐнÑеÑеÑно, ÑÑо облаÑÑи Ðижней СванеÑии и ÐеÑÑ
Ñми,
оÑноÑивÑиеÑÑ Ðº мингÑелÑÑкой ÑÑеÑе влиÑниÑ, Ñ ÑзÑковой ÑоÑки
зÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð¸Ð½Ð³ÑелизиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ñ Ð½Ðµ бÑли.
Ðднако ÑледÑÐµÑ ÑÑиÑÑваÑÑ Ð¸ ÑÑадиÑионно многоÑиÑленнÑе
ÑмеÑаннÑе бÑаки Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð¼Ð¸Ð½Ð³Ñелами и абÑ
азами â деÑи в ÑакиÑ
ÑемÑÑÑ
ÑклонÑлиÑÑ Ðº двойной иденÑиÑноÑÑи. ÐÑÑ
Ð¸Ð²Ñ Ð¼ÑÐ·ÐµÑ Ðа-
диани в ÐÑгдиди, к ÑожалениÑ, не оÑкÑÑÑÑе Ð´Ð»Ñ Ð½Ð°ÑÑного иÑÑле-
дованиÑ, могли бÑ, конеÑно, даÑÑ Ð´Ð°Ð»ÑнейÑие ÑÐ²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ иÑÑо-
Ñии и ÑÑнологии СамÑÑзакано. ÐÑоме Ñого, в аÑÑ
иваÑ
ÐаÑикана
Ñ
ÑанÑÑÑÑ ÑообÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ°ÑолиÑеÑкиÑ
миÑÑионеÑов из ÐингÑелии.
Ðз пиÑÑма ÐеÑии Ð¾Ñ 13 апÑÐµÐ»Ñ 1937 г. Ð¼Ñ ÑзнаÑм, ÑÑо, ÑоглаÑно
ÑÑаÑиÑÑике, по ÑоÑÑоÑÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð° 1.1.1936 в ÐбÑ
азии пÑÐ¾Ð¶Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ 84 167
«гÑÑзин». ÐбÑ
азÑкий обком паÑÑии не ÑаÑполагал Ñогда ни одним
пеÑаÑнÑм оÑганом на гÑÑзинÑком ÑзÑке, Ñак ÑÑо ЦенÑÑалÑнÑй
комиÑÐµÑ ÐоммÑниÑÑиÑеÑкой паÑÑии ÐÑÑзии пÑинÑл 7 апÑÐµÐ»Ñ 1937 г.
ÑеÑение об издании ежедневной газеÑÑ Ð½Ð° гÑÑзинÑком ÑзÑке Ñи-
Ñажом в 10 ÑÑÑ. ÑкземплÑÑов.
ÐолоÑа
из
ÐеÑмании
475
ÐнÑеÑеÑно в ÑÑой ÑвÑзи, ÑÑо в гоÑоде Ðали (СамÑÑзакано) пÑе-
жде ÑÑÑеÑÑвовала доÑÑÐ¾Ð¹Ð½Ð°Ñ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÑеÑÑа на гÑÑзинÑком
ÑзÑке:
1) ÐÑÑомели Ðвазаки («ТÑÑдÑÑийÑÑ ÐºÑеÑÑÑÑнин»), 1931, Ñи-
Ñаж 2000 Ñкз.
2) ÐолмеÑÑне («ÐолÑ
озник»), 1932â1933, ÑиÑаж 3000â4000 Ñкз.
3) ÐолмеÑÑнеÑи кÑÑма («ÐÐ¾Ð»Ð¾Ñ ÐºÐ¾Ð»Ñ
озника»), 1932â1933, Ñи-
Ñаж 2000â4000 Ñкз.
4) СÑалинÑÑи ÑаÑÐ°Ñ («Ðо ÑÑалинÑÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð¿ÑÑи»), 1936â1937, Ñи-
Ñаж 3000â4000 Ñкз.
ÐÑÑеÑпомÑнÑÑое ÑеÑение об издании в ÐÐ±Ñ Ð°Ð·Ð¸Ð¸ ежедневной
газеÑÑ Ð½Ð° гÑÑзинÑком ÑзÑке Ñовпало во вÑемени Ñ Ð½Ð°ÑавÑейÑÑ
гÑÑзинизаÑией пеÑаÑи на мингÑелÑÑком ÑзÑке в ÐÑгдиди веÑной
1937 г. Ðе пÑиÑ
одиÑÑÑ ÑомневаÑÑÑÑ Ð² Ñом, ÑÑо введение гÑÑзин-
Ñкого алÑавиÑа Ð´Ð»Ñ Ð°Ð±Ñ
азÑкого ÑзÑка и пÑекÑаÑение ÑÑÑеÑÑвова-
Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÐµÑаÑи на мингÑелÑÑком ÑзÑке в СамÑÑзакано пÑеÑледовало
Ñели гÑÑзинÑÑва.
ÐÑмÑно-гÑÑзинÑÐºÐ°Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ð° 1918 г.
«СÑÐ°Ð·Ñ Ð¶Ðµ бÑоÑаеÑÑÑ Ð² глаза ÑенденÑиозноÑÑÑ Ð°Ð²ÑоÑов, когда
они говоÑÑÑ Ð¾ войне Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ ÐÑменией и ÐÑÑзией в декабÑе 1918
года. Ðигде не ÑказÑваеÑÑÑ, ÑÑо в декабÑе 1918 года Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ñ ÑазвÑ-
зала ÐÑмениÑ, ÑÑо она поÑеÑпела поÑажение, и ÑолÑко англиÑане
ÑпаÑли ÐµÑ Ð¾Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾Ð¹ каÑаÑÑÑоÑÑ» (ÐамаÑ
аÑиÑ. С. 390).
ÐоÑÑдаÑÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð±Ð¸Ð±Ð»Ð¸Ð¾Ñека в ÐеÑлине ÑаÑÐ¿Ð¾Ð»Ð°Ð³Ð°ÐµÑ Ð´Ð²ÑÐ¼Ñ Ð½Ð¾-
вÑми ÑабоÑами по ÑÑой ÑемаÑике, ÑооÑвеÑÑÑвенно на гÑÑзинÑком
и аÑмÑнÑком ÑзÑкаÑ
. РобеиÑ
книгаÑ
ÑÑа война пÑедÑÑавлена Ñ
ÑазнÑÑ
ÑоÑек зÑениÑ. ÐÑÑÑÑÑÑвÑÐµÑ ÑÑаÑÑÑ Ð·Ð°Ð¿Ð°Ð´Ð½Ð¾Ð³Ð¾ иÑÑледоваÑе-
лÑ, оÑновÑваÑÑаÑÑÑ Ð½Ð° аÑÑ
иваÑ
ÐÑÑзии, ÐÑмении, Ðнглии и паÑ-
Ñии ÐаÑнакÑÑÑÑн
19
. ÐÑмÑнÑÐºÐ°Ñ Ð´Ð°ÑнакÑÐºÐ°Ñ ÑеÑпÑблика, имев-
ÑÐ°Ñ Ñ
аÑакÑÐµÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¿Ð°ÑÑийной дикÑаÑÑÑÑ Ð¸ ÑаÑÑмаÑÑивавÑаÑ
пÑименение наÑÐ¸Ð»Ð¸Ñ Ð² каÑеÑÑве легиÑимного полиÑиÑеÑкого ÑÑед-
ÑÑва, ÑеÑез Ð´ÐµÐ½Ñ Ð¿Ð¾Ñле вÑвода поÑледниÑ
геÑманÑкиÑ
войÑк из
ТбилиÑи без обÑÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ñ Ð²Ð²ÐµÐ»Ð° Ñвои войÑка в облаÑÑи, на-
Ñ
одивÑиеÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ ÑпÑавлением ÐÑÑзии. РеÑÑ Ñла пÑи ÑÑом о Ñе-
гионаÑ
ÐоÑи и ÐжаваÑ
еÑии. Ð ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ Ð³ÑÑзинÑким изло-
жением ÑакÑов, аÑмÑнÑкие войÑка намеÑевалиÑÑ Ð·Ð°Ñ
ваÑиÑÑ
ТбилиÑи, ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑоединиÑÑÑÑ Ñам Ñ Ð°ÑмÑнÑким наÑелением. Ð ÑвоÑ
оÑеÑедÑ, как ÑÑвеÑждаеÑÑÑ, гÑÑзинÑкие войÑка планиÑовали за-
Ñ
Ð²Ð°Ñ ÐÑевана. Ðоенное ÑÑолкновение бÑло оÑÑановлено англий-
Ñкими вооÑÑжÑннÑми Ñилами, и ÑÑаÑÑÑ ÐоÑи как «нейÑÑалÑной