Файл: Gruzia_v_puti_Teni_stalinizma_-_2017.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.09.2019

Просмотров: 10956

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Голоса

 

из

 

Германии

 

471 

таисского ÑƒÐ½Ð¸Ð²ÐµÑ€ÑÐ¸Ñ‚ета Ð¢Ð°Ñ€Ð¸ÑÐ»Ð° ÐŸÑƒÑ‚карадзе, ÐºÐ¾Ñ‚орый Ð¿ÐµÑ€ÐµÑˆÑ‘л 
в  ÑƒÐ½Ð¸Ð²ÐµÑ€ÑÐ¸Ñ‚ÐµÑ‚  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð¹  Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð¾ÑÐ»Ð°Ð²Ð½Ð¾Ð¹  Ñ†ÐµÑ€ÐºÐ²Ð¸  Ð²  Ð¢Ð±Ð¸Ð»Ð¸ÑÐ¸.  ÐžÐ½ 
стяжал  ÑÑ€ÐµÐ´Ð¸  Ð¼Ð¸Ð½Ð³Ñ€ÐµÐ»Ð¾Ð²,  Ð»Ð°Ð·Ð¾Ð²  Ð¸  ÑÐ²Ð°Ð½Ð¾Ð²  Ð¾Ñ‡ÐµÐ½ÑŒ  ÑÐ¾Ð¼Ð½Ð¸Ñ‚ельную 
славу,  ÑƒÑ‚верждая,  Ñ‡Ñ‚о  ÑÑ‚и  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¸Ðµ  Â«Ð¿Ð»ÐµÐ¼ÐµÐ½Ð°Â»  Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñ€ÑÑ‚  Ñ‚олько 
на Â«Ð´Ð¸Ð°Ð»ÐµÐºÑ‚ах» (грузинского ÑÐ·Ñ‹ÐºÐ°). Ð˜Ñ… Ð¿Ð¾Ð´Ð»Ð¸Ð½Ð½Ð¾ Ñ€Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¹ ÑÐ·Ñ‹Ðº â€“ 
грузинский. 

Древнейшие  Ð¼Ð¾Ð»Ð¸Ñ‚Ð²Ñ‹  Ð¼Ð¸Ð½Ð³Ñ€ÐµÐ»Ð¾Ð²  Ð´Ð¾Ñ…ристианским  Ð±Ð¾Ð¶ÐµÑÑ‚вам, 

живые ÐµÑ‰Ñ‘ Ð¸ Ð¿Ð¾ ÑÐµÐ¹ Ð´ÐµÐ½ÑŒ, Ð´Ð¾ÑˆÐ»Ð¸ Ð´Ð¾ Ð½Ð°Ñ Ð¸ÑÐºÐ»ÑŽÑ‡Ð¸Ñ‚ельно Ð½Ð° Ð¼Ð¸Ð½-
грельском  ÑÐ·Ñ‹ÐºÐµ.  Ð Ð°Ð²Ð½Ñ‹Ð¼  Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð¾Ð¼  Ð¾Ñ‡ÐµÐ½ÑŒ  ÑÑ‚арые  Ð¼Ð¸Ð½Ð³Ñ€ÐµÐ»ÑŒÑÐºÐ¸Ðµ 
имена Ð¸ Ñ„амилии Ð½Ðµ Ð¸Ð¼ÐµÑŽÑ‚ Ð¿Ð°Ñ€Ð°Ð»Ð»ÐµÐ»ÐµÐ¹ Ð² Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð¼ ÑÐ·Ñ‹ÐºÐµ. ÐšÐ°Ðº 
могли  Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ½ÑƒÑ‚ÑŒ  Ð±ÐµÑÑ‡Ð¸ÑÐ»ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ðµ  Ð¼Ð¸Ð½Ð³Ñ€ÐµÐ»ÑŒÑÐºÐ¸Ðµ,  Ð»Ð°Ð·ÑÐºÐ¸Ðµ  Ð¸  ÑÐ²Ð°Ð½-
ские  Ð¼Ð¸ÐºÑ€Ð¾Ñ‚Ð¾Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ñ‹,  ÐµÑÐ»Ð¸  Ñ€Ð¾Ð´Ð½Ñ‹Ð¼  ÑÐ·Ñ‹ÐºÐ¾Ð¼  Ð±Ñ‹Ð»  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¸Ð¹? 
И  ÐºÐ°Ðº  Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ»Ð°  Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑ‚ÑŒ  Ñ‚ого,  Ñ‡Ñ‚о  Ð¼Ð¸Ð½Ð³Ñ€ÐµÐ»Ñ‹,  Ð»Ð°Ð·Ñ‹  Ð¸  ÑÐ²Ð°Ð½Ñ‹ 
наряду ÑÐ¾ ÑÐ²Ð¾Ð¸Ð¼ Â«Ñ€Ð¾Ð´Ð½Ñ‹Ð¼ ÑÐ·Ñ‹ÐºÐ¾Ð¼, Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¸Ð¼Â» Ð¼Ð¾Ð³Ð»Ð¸ Ð½Ð°ÑƒÑ‡Ð¸Ñ‚ься 
ещё мингрельскому, лазскому и сванскому? 

А что же думали сами мингрелы, лазы и ÑÐ²Ð°Ð½Ñ‹ о ÑÐ²Ð¾Ñ‘м родном 

языке? Ð’ ÐœÐ¸Ð½Ð³Ñ€ÐµÐ»Ð¸Ð¸ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ Ð±Ñ‹Ð»Ð¾ Ð¿Ð¾ÑÑ‚оянно ÑƒÑÐ»Ñ‹ÑˆÐ°Ñ‚ÑŒ: Â«Marga-
luri nina re, nanaÅ¡i nina re» («Мингрельский â€“ ÑÑ‚о ÑÐ·Ñ‹Ðº, ÑÑ‚о Ñ€Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¹ 
язык»).  ÐžÑ‚несение  Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÑÑ‚авителей  ÑÑ‚их  ÑÑ‚носов  Ðº  Ñ‡Ð¸ÑÐ»Ñƒ  Ð½Ð¾ÑÐ¸Ñ‚е-
лей Ð´Ð¸Ð°Ð»ÐµÐºÑ‚ов Ð¾Ð½Ð¸ Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð¼ÑƒÑ‰ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ Ð¾Ñ‚вергают Ð¸ Ñ‡ÑƒÐ²ÑÑ‚вуют, Ñ‡Ñ‚о Ð¸Ñ… 
считают  Ð´ÑƒÑ€Ð°ÐºÐ°Ð¼Ð¸  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¸Ðµ  ÑƒÑ‡Ñ‘ные,  Ð·Ð½Ð°Ñ‡Ð¸Ñ‚ельная  Ñ‡Ð°ÑÑ‚ÑŒ  ÐºÐ¾Ñ‚о-
рых Ð½Ðµ Ð² ÑÐ¾ÑÑ‚оянии Ð¿Ð¾Ð½ÑÑ‚ÑŒ Ð´Ð°Ð¶Ðµ Ð¾Ð´Ð½Ð¾-единственное Ð¿Ñ€ÐµÐ´Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ðµ 
на мингрельском, ÑÐ²Ð°Ð½ÑÐºÐ¾Ð¼ или лазском языках. 

В Ð´ÐµÐºÐ»Ð°Ñ€Ð°Ñ†Ð¸Ð¸, ÐºÐ¾Ñ‚орую Ð¿Ð¾Ð´Ð¿Ð¸ÑÐ°Ð»Ð¸ Ð¿Ñ€Ð¸Ð±Ð»Ð¸Ð·Ð¸Ñ‚ельно 1000 Ñ‡ÐµÐ»Ð¾-

век, Ð»Ð°Ð·Ñ‹ ÑÐ½ÐµÑ€Ð³Ð¸Ñ‡Ð½Ð¾ Ð¿Ñ€Ð¾Ñ‚естовали Ð½Ð° Ð»Ð°Ð·ÑÐºÐ¾Ð¼, Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð¼, Ñ‚урец-
ком Ð¸ Ð°Ð½Ð³Ð»Ð¸Ð¹ÑÐºÐ¾Ð¼ ÑÐ·Ñ‹ÐºÐ°Ñ… Ð¿Ñ€Ð¾Ñ‚ив Ñ‚ого, Ñ‡Ñ‚обы Ð¸Ñ… Ð²Ð¾Ð²Ð»ÐµÐºÐ°Ð»Ð¸ Ð² Ð³Ñ€Ñƒ-
зинскую  Ð½Ð°Ñ†Ð¸ÑŽ.  ÐžÐ½Ð¸,  Ð¾Ñ‚мечается  Ð²  Ð´Ð¾ÐºÑƒÐ¼ÐµÐ½Ñ‚е,  Ð½Ðµ  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½Ñ‹,  Ð° 
лазский â€“ самостоятельный язык. 

А  Ð²Ð¾Ñ‚  Ð¸  ÐµÑ‰Ñ‘  Ð¾Ð´Ð¸Ð½  Ð¿ÑƒÐ½ÐºÑ‚.  ÐšÐ°Ðº  Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾,  Ñ‡Ñ‚обы  Ð¼Ð¸Ð½Ð³Ñ€ÐµÐ»ÑŒÑÐºÐ¸Ð¹  Ð¸ 

лазский ÑÐ·Ñ‹ÐºÐ¸ Ð¿Ñ€ÐµÐ²Ð¾ÑÑ…одили Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¸Ð¹, Ð³Ð¾ÑÑƒÐ´Ð°Ñ€ÑÑ‚венный ÑÐ·Ñ‹Ðº, 
в  Ð»ÐµÐºÑÐ¸Ñ‡ÐµÑÐºÐ¾Ð¼  Ð±Ð¾Ð³Ð°Ñ‚стве  Ð¸  Ð¿Ð¾  Ð¿Ñ€Ð¸Ñ‡Ð¸Ð½Ðµ  Ð³Ð¾Ñ€Ð°Ð·Ð´Ð¾  Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐµÐ³Ð¾  Ñ‡Ð¸ÑÐ»Ð° 
превербов  Ñ€Ð°ÑÐ¿Ð¾Ð»Ð°Ð³Ð°Ð»Ð¸  Ñ‚ончайшими  Ð²Ñ‹Ñ€Ð°Ð·Ð¸Ñ‚ельными  Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾-
стями, ÐºÐ¾Ñ‚орых Ð½Ðµ Ð·Ð½Ð°ÐµÑ‚ Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¸Ð¹? Ð•ÑÐ»Ð¸ Ñ‚ак, Ñ‚о Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¸Ð¹ Ð½Ð¸ 
в коем ÑÐ»ÑƒÑ‡Ð°Ðµ не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ‚ быть родным ÑÐ·Ñ‹ÐºÐ¾Ð¼. 

 

Царство Лазика 

«Авторы Ð½Ðµ Ð·Ð½Ð°ÑŽÑ‚ Ð¸Ð»Ð¸ ÑƒÐ¼Ð°Ð»Ñ‡Ð¸Ð²Ð°ÑŽÑ‚ Ð¾ Ñ‚ом, Ñ‡Ñ‚о Ð›Ð°Ð·Ð¸ÐºÐ¾Ð¹ Ð²Ð¸Ð·Ð°Ð½-

тийских  Ð¸ÑÑ‚очников  ÑÐ²Ð»ÑÐµÑ‚ся  Ð¸ÑÑ‚орический  Ð­Ð³Ñ€Ð¸ÑÐ¸  â€“  Ð—ападная 
Грузия» (Гамахария. С. 393). 

Говорить Ð¿Ñ€Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð¸Ñ‚ельно ÐºÐ¾ Ð²Ñ€ÐµÐ¼ÐµÐ½Ð¸ Ð´Ð¾ X ÑÑ‚олетия Ð¾ Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½-

ской  Ð½Ð°Ñ†Ð¸Ð¸  Ð¸Ð»Ð¸  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð¼  Ð³Ð¾ÑÑƒÐ´Ð°Ñ€ÑÑ‚ве  Ð½ÐµÐ¿Ñ€Ð°Ð²Ð¸Ð»ÑŒÐ½Ð¾.  Ð­Ñ‚о  Ð¸Ð·Ð¾-


background image

472

 

Голоса

 

из

 

Германии

 

бретение Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð³Ð¾ Ð½Ð°Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð¾Ð³Ð¾ Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð° Ð¸ÑÑ…оде XIX в. 
Царство Ð›Ð°Ð·Ð¸ÐºÐ° Ð±Ñ‹Ð»Ð¾ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾Ð½Ð°Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ð¼ Ð³Ð¾ÑÑƒÐ´Ð°Ñ€ÑÑ‚вом, ÐºÐ¾Ñ‚орое 
в Ð¿Ð¾Ð»Ð¸Ñ‚ическом Ð¾Ñ‚ношении ÐºÐ¾Ð»ÐµÐ±Ð°Ð»Ð¾ÑÑŒ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñƒ Ð’изантией Ð¸ ÐŸÐµÑ€-
сидской  Ð¸Ð¼Ð¿ÐµÑ€Ð¸ÐµÐ¹  Ð¸,  Ð²  ÐºÐ¾Ð½Ñ†Ðµ  ÐºÐ¾Ð½Ñ†Ð¾Ð²,  Ð±Ñ‹Ð»Ð¾  Ð·Ð°Ð²Ð¾Ñ‘вано  Ð°Ñ€Ð°Ð±Ð°Ð¼Ð¸. 
После  ÑÑ‚Ð¾Ð³Ð¾  ÑÐ¾Ð±Ñ‹Ñ‚ия,  ÐºÐ°Ðº  Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÑÑ‚авляется,  Ð»Ð°Ð·Ñ‹,  Ð¿Ð¾Ð´Ð¾Ð±Ð½Ð¾  Ñ‚акже 
грузинам Ð¸ Ñ…емшинам, Ð¿Ð¾ÑÐµÐ»Ð¸Ð»Ð¸ÑÑŒ Ð² ÑÐµÐ²ÐµÑ€Ð¾-восточных Ð¿Ð¾Ð³Ñ€Ð°Ð½Ð¸Ñ‡-
ных областях Византии. 

Греческий  Ð±Ñ‹Ð»  Ð³Ð¾ÑÑƒÐ´Ð°Ñ€ÑÑ‚венным  ÑÐ·Ñ‹ÐºÐ¾Ð¼,  Ñ€ÐµÐ»Ð¸Ð³Ð¸ÐµÐ¹  â€“  Ð³Ñ€ÐµÐºÐ¾-

православная  Ð²ÐµÑ€Ð°.  Ð“рузинский  Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð³Ð´Ð°  Ð½Ðµ  Ð±Ñ‹Ð»  Ð»Ð¸Ñ‚ературным 
языком  Ð»Ð°Ð·Ð¾Ð²,  Ñ‡Ñ‚о  Ð´Ð¾ÐºÐ°Ð·Ñ‹Ð²Ð°ÐµÑ‚  Ð»ÐµÐºÑÐ¸ÐºÐ°  Ð»Ð°Ð·ÑÐºÐ¾Ð³Ð¾  ÑÐ·Ñ‹ÐºÐ°.  Ð—десь  Ð¼Ñ‹ 
находим ÑÐ¸Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ðµ Ð³Ñ€ÐµÑ‡ÐµÑÐºÐ¸Ðµ Ð²Ð»Ð¸ÑÐ½Ð¸Ñ, ÐºÐ¾Ñ‚орые Ð¿Ñ€Ð¸Ð²ÐµÐ»Ð¸ Ð¸ Ðº Ð·Ð°Ð¸Ð¼-
ствованию  Ð·Ð²ÑƒÐºÐ°  Â«Ñ„»,  ÐºÐ¾Ñ‚орого  Ð²  Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð¸Ñ…  ÑŽÐ¶Ð½Ð¾-кавказских  ÑÐ·Ñ‹-
ках, кроме лазского, нет. 

 

Уничижение ÐÐ±Ñ…азии 

«Историки-сепаратисты  Ð½Ðµ  ÑÐ¼Ð¾Ð³ÑƒÑ‚  Ð¿Ñ€Ð¸Ð²ÐµÑÑ‚и  Ð½Ð¸  Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð³Ð¾  Ð°Ñ€Ð³Ñƒ-

мента,  Ð¾Ð±ÑŠÑÑÐ½ÑÐ²ÑˆÐµÐ³Ð¾  Ð±Ñ‹  Ñ‚о,  Ð¿Ð¾Ñ‡ÐµÐ¼Ñƒ  Ð¼Ð°Ð»Ð¾Ñ‡Ð¸ÑÐ»ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ð¹,  Ð½Ðµ  Ð¾Ñ‡ÐµÐ½ÑŒ 
трудолюбивый,  Ð½Ð¸Ñ‡ÐµÐ³Ð¾  Ð½Ðµ  ÑÐ´ÐµÐ»Ð°Ð²ÑˆÐ¸Ð¹  Ð½Ð°  Ð¿Ñ€Ð¾Ñ‚яжении  Ñ†ÐµÐ»Ð¾Ð³Ð¾ 
позднего Ð¡Ñ€ÐµÐ´Ð½ÐµÐ²ÐµÐºÐ¾Ð²ÑŒÑ Ð¼Ð°Ð»Ð¾Ñ†Ð¸Ð²Ð¸Ð»Ð¸Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ñ‹Ð¹ Ð½Ð°Ñ€Ð¾Ð´ (который Ð½Ðµ 
вёл Ð³Ð¾Ñ€Ð¾Ð´ÑÐºÐ¾Ð³Ð¾ Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð° Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸, Ñƒ ÐºÐ¾Ñ‚орого ÑƒÐ¶Ðµ Ð¿Ð¾Ñ‡Ñ‚и Ð¾Ñ‚сутствова-
ла Ñ€ÐµÐ»Ð¸Ð³Ð¸Ð¾Ð·Ð½Ð°Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÑŒ, Ð±ÐµÐ· Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ, Ñ…удожественной Ð»Ð¸Ñ‚ера-
туры â€“ Ð¸Ð¼ÐµÐ»ÑÑ Ð»Ð¸ÑˆÑŒ Ñ„ольклор), Ð¿Ð¾Ð»ÑƒÑ‡Ð¸Ð» Ñ‚акую Ð¾ÑÐ¾Ð±ÑƒÑŽ Ð¿Ñ€Ð¸Ð²Ð¸Ð»Ðµ-
гию» (Даушвили. С. 442). 

Будучи  ÑÑ‚Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¾Ð¼,  Ñ  Ð²Ð¾Ð·Ð¼ÑƒÑ‰Ñ‘н  ÑƒÐ½Ð¸Ñ‡Ð¸Ð¶Ð¸Ñ‚ельной  Ð»ÐµÐºÑÐ¸ÐºÐ¾Ð¹, 

которую  Ð¸ÑÐ¿Ð¾Ð»ÑŒÐ·ÑƒÐµÑ‚  Ð¿Ñ€Ð¾Ñ„ессор,  Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÑÑ‚авляющий  Ñ‚у  Ð¶Ðµ  ÑÐ¿ÐµÑ†Ð¸-
альность;  Ð²  ÑÐ¾Ð¾Ñ‚ветствии  Ñ  Ð¿Ñ€Ð°ÐºÑ‚икой  XIX Ð².  Ð¾Ð½  Ñ…арактеризует 
кавказские  Ð½Ð°Ñ€Ð¾Ð´Ñ‹  ÐºÐ°Ðº  Ð¼Ð°Ð»Ð¾Ñ†Ð¸Ð²Ð¸Ð»Ð¸Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ñ‹Ðµ,  Ð½Ðµ  Ð¾ÑÐ¾Ð±ÐµÐ½Ð½Ð¾  Ñ‚рудо-
любивые,  Ñ‡ÑƒÐ¶Ð´Ñ‹Ðµ  Ñ€ÐµÐ»Ð¸Ð³Ð¸Ð¸  Ð¸  Ð¼Ð°Ð»Ð¾Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ñ‹Ðµ.  ÐœÑ‹  Ð·Ð½Ð°ÐµÐ¼  ÑÑ‚и 
абсурдные Ð²Ñ‹ÑÐºÐ°Ð·Ñ‹Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñ‚акже Ð¸Ð· Ð¿ÑƒÑ‚евых Ð·Ð°Ð¼ÐµÑ‚ок Ð¾ Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð¼ 
населении Ñ€ÐµÐ³Ð¸Ð¾Ð½Ð¾Ð² Ð¥ÐµÐ²ÑÑƒÑ€ÐµÑ‚и, ÐŸÑˆÐ°Ð²Ð¸ Ð¸ ÐœÑ‚иулети, Ð² Ð¾ÑÐ¾Ð±ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¹ 
же степени Ð¾ Â«Ð´Ð¸ÐºÐ¸Ñ… лазах». 

Конечно,  Ð°Ð±Ñ…азы  Ð½Ð°  Ð¿Ñ€Ð¾Ñ‚яжении  Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ…  ÑÑ‚олетий  Ð°ÐºÑ‚ивно 

участвовали Ð² ÐºÑƒÐ»ÑŒÑ‚урной Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸, ÐºÐ¾Ñ‚орая ÑÐ½Ð°Ñ‡Ð°Ð»Ð° Ð±Ñ‹Ð»Ð° Ð¾Ñ‚мечена 
воздействием Ð³Ñ€ÐµÑ‡ÐµÑÐºÐ¾Ð³Ð¾ ÑÐ·Ñ‹ÐºÐ° Ð¸ Ð³Ñ€ÐµÐºÐ¾-православного Ñ…ристиан-
ства. ÐœÑ‹ Ð·Ð½Ð°ÐµÐ¼ ÐŸÐ¸Ñ†ÑƒÐ½Ð´Ñƒ Ð½Ð° Ð§Ñ‘рном Ð¼Ð¾Ñ€Ðµ ÐºÐ°Ðº Ð²Ð°Ð¶Ð½Ñ‹Ð¹ Ð³Ð¾Ñ€Ð¾Ð´ Ð¸ Ñ€Ðµ-
лигиозный  Ñ†ÐµÐ½Ñ‚Ñ€.  Ð¢Ð¾Ð»ÑŒÐºÐ¾  Ðº  ÐºÐ¾Ð½Ñ†Ñƒ  X Ð².  Ð°Ð±Ñ…азы  Ð²ÑÑ‘ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ  Ð·Ð°Ð¸Ð¼ÑÑ‚-
вовали  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¸Ð¹  ÑÐ·Ñ‹Ðº  Ð¸  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ðµ  Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð¾ÑÐ»Ð°Ð²Ð¸Ðµ,  ÑƒÑ‡Ð¸Ñ‚ывая 
роль  Ð’изантии.  ÐÐ°Ñ€ÑÐ´Ñƒ  Ñ  Ñ…ристианством  Ð¸  Ð²Ð²ÐµÐ´Ñ‘нным  Ð¿Ð¾Ð·Ð¶Ðµ  Ð¸Ñ-
ламом  Ð²  ÐÐ±Ñ…азии,  ÐºÐ°Ðº  Ð¸  Ñƒ  Ð¼Ð¸Ð½Ð³Ñ€ÐµÐ»Ð¾Ð²  Ð¸  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¸Ñ…  Ð³Ð¾Ñ€Ð½Ñ‹Ñ…  Ð¿Ð»Ðµ-
мён, Ð´Ð¾Ñ…ристианская Ð²ÐµÑ€Ð° Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð¶ÐµÑÑ‚вом Ð±Ð¾Ð¶ÐµÑÑ‚в-защитников 
и ÑÐ²ÑÑ‚Ñ‹Ñ… мест оставалась Ð¶Ð¸Ð²Ð¾Ð¹ до самого Ð½ÐµÐ´Ð°Ð²Ð½ÐµÐ³Ð¾ Ð¿Ñ€Ð¾ÑˆÐ»Ð¾Ð³Ð¾. 


background image

Голоса

 

из

 

Германии

 

473 

Сколь ÑÐ¾Ð¼Ð½Ð¸Ñ‚ельны Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÑÑ‚авления Ð”аушвили, ÑÑ‚ановится ÑÑ-

но,  ÐµÑÐ»Ð¸  Ð¿Ñ€Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð¸Ñ‚ÑŒ  Ð¼Ð°ÑÑˆÑ‚абы  ÐµÐ³Ð¾  Ð¾Ñ†ÐµÐ½ÐºÐ¸  Ðº  Ð¡Ð²Ð°Ð½ÐµÑ‚ии  Ð¸  ÑÐ²Ð°Ð½Ð°Ð¼. 
Они  Ñ€Ð°Ð²Ð½Ñ‹Ð¼  Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð¾Ð¼  Ñ„ормируют  Ð½ÐµÐ±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐ¾Ð¹  Ð²  Ñ‡Ð¸ÑÐ»ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¼  Ð¾Ñ‚но-
шении Ð½Ð°Ñ€Ð¾Ð´, ÐºÐ¾Ñ‚орый Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð³Ð´Ð° Ð½Ðµ Ð¶Ð¸Ð» Ð³Ð¾Ñ€Ð¾Ð´ÑÐºÐ¾Ð¹ Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÑŒÑŽ Ð¸ Ñƒ ÐºÐ¾-
торого  Ñ€Ð°ÑÐ¿Ñ€Ð¾ÑÑ‚Ñ€Ð°Ð½ÐµÐ½Ð¸Ðµ  Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ  Ð¸  Ð»Ð¸Ñ‚ературы  Ð²  Ð¾Ð±Ñ‹Ñ‡Ð½Ð¾Ð¼ 
смысле  ÑÐ»Ð¾Ð²Ð°  Ð¸Ð¼ÐµÐ»Ð¾  Ð¼ÐµÑÑ‚о  Ñ€Ð°Ð½ÐµÐµ  Ð²  Ð´Ð¾Ð²Ð¾Ð»ÑŒÐ½Ð¾  ÑÐºÑ€Ð¾Ð¼Ð½Ñ‹Ñ…  Ð¾Ð±ÑŠÑ‘мах. 
Источником Ð´Ð»Ñ ÑÑ‚ого являются Ñ€Ð°Ð·Ñ‹ÑÐºÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¸Ð·Ð²ÐµÑÑ‚ного сванского 
этнолога Ð‘ессариона ÐÐ¸Ð¶Ð°Ñ€Ð°Ð´Ð·Ðµ, Ð½Ð¾ÑÐ¸Ð²ÑˆÐµÐ³Ð¾ Ð¿Ñ€Ð¾Ð·Ð²Ð¸Ñ‰Ðµ Â«Ð¡Ð²Ð°Ð½ÐµÑ‚ис 
Гурджи» (грузин Ð¸Ð· Ð¡Ð²Ð°Ð½ÐµÑ‚ии), Ð¿Ð¾ÑÐ²ÑÑ‰Ñ‘нные ÑÐ¾ÑÑ‚оянию Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð¾-
вания  Ð²  Ð¡Ð²Ð°Ð½ÐµÑ‚ии.  Ð’  ÐµÐ³Ð¾  Ñ€Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¼  ÑÐµÐ»Ðµ  Ð£ÑˆÐ³ÑƒÐ»Ð¸  Ð²  1870 г.  Ñ‚олько 
25 %  Ð¼ÑƒÐ¶Ñ‡Ð¸Ð½  Ð²Ð»Ð°Ð´ÐµÐ»Ð¸  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¸Ð¼  ÑÐ·Ñ‹ÐºÐ¾Ð¼;  ÐµÐ´Ð²Ð°  Ð»Ð¸  Ñ…оть  Ð¾Ð´Ð½Ð° 
женщина  Ð²  Ð¡Ð²Ð°Ð½ÐµÑ‚ии  Ð·Ð½Ð°Ð»Ð°  Ñ‚огда  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¸Ð¹!  Ð¢Ð°Ðº  Ñ‡Ñ‚о  Ð¶Ðµ  â€“  Ð¿Ð¾-
этому в Сванетии не Ð±Ñ‹Ð»Ð¾ культуры? 

 

Грузинский Ð°Ð»Ñ„авит Ð´Ð»Ñ Ð°Ð±Ñ…азского ÑÐ·Ñ‹ÐºÐ° 

«Если  Ð°Ð±Ñ…Ð°Ð·Ñ‹  ÑÐ²Ð»ÑÑŽÑ‚ся  Ð¿Ð¾Ñ‚омками  Ñ‚ех  ÑÑ‚арых  Ð°Ð±Ñ…азов  (что 

так Ñ€ÑŒÑÐ½Ð¾ ÑƒÑ‚верждают Ð¸ÑÑ‚орики-сепаратисты), ÐºÐ¾Ñ‚орые Ð² Ð¡Ñ€ÐµÐ´Ð½Ðµ-
вековье  Ð¸ÑÐ¿Ð¾Ð»ÑŒÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð»Ð¸  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¸Ð¹  Ð°Ð»Ñ„авит,  Ð¿Ð¾Ñ‡ÐµÐ¼Ñƒ  Ð½Ðµ  Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ‹ 
использовать Ñ‚от Ð¶Ðµ Ð°Ð»Ñ„авит Ð² XIX Ð²ÐµÐºÐµ, Ð²ÐµÐ´ÑŒ Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¸Ð¹ Ð°Ð»Ñ„а-
вит  Ð»ÑƒÑ‡ÑˆÐµ  Ð¾Ñ‚ражает  Ð°Ð±Ñ…азский  ÑÐ·Ñ‹ÐºÐ¾Ð²Ð¾Ð¹  Ñ„еномен,  Ñ‡ÐµÐ¼  ÑÐ»Ð°Ð²ÑÐ½-
ская кириллица?» (Даушвили. С. 443). 

«Прямым Ð½Ð°ÑÐ¸Ð»Ð¸ÐµÐ¼ Ð½Ð°Ð´ Ð¸ÑÑ‚орией ÑÐ²Ð»ÑÐµÑ‚ся ÑƒÑ‚верждение Ð¾ â€œÐ¼ÐµÐ³-

релизации” Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð¾ÑÐ»Ð°Ð²Ð½Ñ‹Ñ… Ð°Ð±Ñ…азов Ð² Ñ€Ð°Ð¹Ð¾Ð½Ð°Ñ…, Ð³Ñ€Ð°Ð½Ð¸Ñ‡Ð°Ñ‰Ð¸Ñ… Ñ ÐœÐ¸Ð½-
грелией â€“ т. е. в Гальском Ñ€Ð°Ð¹Ð¾Ð½ÐµÂ» (Даушвили. Ð¡. 384). 

Грузинский  Ð°Ð»Ñ„Ð°Ð²Ð¸Ñ‚  Ð²  ÐÐ±Ñ…азии  Ð¡Ñ€ÐµÐ´Ð½Ð¸Ñ…  Ð²ÐµÐºÐ¾Ð²  ÑƒÐ¿Ð¾Ñ‚реблялся 

не  Ð´Ð»Ñ  Ð°Ð±Ñ…азского,  Ð°  Ð´Ð»Ñ  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð³Ð¾  ÑÐ·Ñ‹ÐºÐ°.  ÐŸÐ¾ÑÑ‚ольку  Ñƒ  Ð°Ð±Ñ…аз-
ского  ÑÐ·Ñ‹ÐºÐ°  Ð½ÐµÑ‚  ÐºÐ°ÐºÐ¾Ð¹  Ð±Ñ‹  Ñ‚о  Ð½Ð¸  Ð±Ñ‹Ð»Ð¾  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð¹  Ð¿Ð¸ÑÑŒÐ¼ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¹ 
традиции,  Ð¸  Ñ‚олько  Ð²  XIX в.  Ð¾Ð½  ÑÑ‚ал  Ð¿Ð¸ÑÑŒÐ¼ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ð¼  Ð»Ð¸Ñ‚ературным 
языком. Ð•Ñ‰Ñ‘ Ð´Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐµ ÑƒÐ¿Ð¾Ñ‚ребляли Ð² ÐÐ±Ñ…азии Ð³Ñ€ÐµÑ‡ÐµÑÐºÐ¸Ð¹ Ð°Ð»Ñ„авит, 
что явствует из письменных документов XIII ст. 

Утверждение, Ñ‡Ñ‚о Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¸Ð¹ Ð°Ð»Ñ„авит Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ Ð¿Ñ€Ð¸Ð³Ð¾Ð´ÐµÐ½ Ð´Ð»Ñ Ð°Ð±-

хазского ÑÐ·Ñ‹ÐºÐ°, Ñ‡ÐµÐ¼ Ñ€ÑƒÑÑÐºÐ¸Ð¹, Ð²Ñ‹Ð·Ñ‹Ð²Ð°ÐµÑ‚ ÑÐµÑ€ÑŒÑ‘зные ÑÐ¾Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ. Ð“ру-
зинского Ð°Ð»Ñ„авита Ñ‚акже Ð±Ñ‹Ð»Ð¾ Ð½ÐµÐ´Ð¾ÑÑ‚аточно Ð´Ð»Ñ Ð°Ð±Ñ…азского ÑÐ·Ñ‹ÐºÐ°, Ð¸ 
его Ð¿Ñ€Ð¸Ñ…одилось Ñ€Ð°ÑÑˆÐ¸Ñ€ÑÑ‚ÑŒ Ð´Ð¾Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¸Ñ‚ельными Ð·Ð½Ð°ÐºÐ°Ð¼Ð¸. Ð­Ñ‚и Ð±ÑƒÐº-
вы  Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ‹  Ð±Ñ‹Ð»Ð¸  Ð·Ð°ÑƒÑ‡Ð¸Ð²Ð°Ñ‚ÑŒ  Ð¸ÑÐºÐ»ÑŽÑ‡Ð¸Ñ‚ельно  Ð°Ð±Ñ…азские  Ð´ÐµÑ‚и  Ð½Ð° 
уроках Ñ€Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð³Ð¾ ÑÐ·Ñ‹ÐºÐ°, Ñ‚ак ÐºÐ°Ðº Ð¶Ð¸Ð²ÑˆÐ¸Ðµ Ð² ÐÐ±Ñ…азии Ð¼Ð¸Ð½Ð³Ñ€ÐµÐ»Ñ‹, Ð³Ñ€Ñƒ-
зины, Ñ€ÑƒÑÑÐºÐ¸Ðµ, Ð°Ñ€Ð¼ÑÐ½Ðµ Ð¸ Ð³Ñ€ÐµÐºÐ¸ ÐµÐ´Ð²Ð° Ð»Ð¸ Ð¿Ñ€Ð¾ÑÐ²Ð»ÑÐ»Ð¸ Ð¸Ð½Ñ‚ерес Ðº ÑˆÐºÐ¾Ð»ÑŒ-
ному преподаванию Ð½Ð° Ð°Ð±Ñ…азском языке. 

Как Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ Ð±Ñ‹Ð»Ð¾ ÑƒÑÑ‚ановить ÐµÑ‰Ñ‘ Ð² 1992 г., Ñ€Ð¾Ð»ÑŒ Â«Ð»Ð¸Ð½Ð³Ð²Ð° Ñ„ран-

ка», ÑÐ·Ñ‹ÐºÐ° Ð¼ÐµÐ¶Ð½Ð°Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð¾Ð³Ð¾ Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÐ½Ð¸Ñ, Ð² ÐÐ±Ñ…азии Ð¸Ð³Ñ€Ð°Ð» Ñ€ÑƒÑÑÐºÐ¸Ð¹, 
а  Ð½Ðµ  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¸Ð¹.  ÐœÐ¸Ð½Ð³Ñ€ÐµÐ»ÑŒÑÐºÐ¸Ðµ  ÑÐµÐ¼ÑŒÐ¸  Ð¿Ñ€ÐµÐ´Ð¿Ð¾Ñ‡Ð¸Ñ‚али  Ð¿Ð¾ÑÑ‹Ð»Ð°Ñ‚ÑŒ 


background image

474

 

Голоса

 

из

 

Германии

 

своих Ð´ÐµÑ‚ей Ð² Ñ€ÑƒÑÑÐºÐ¸Ðµ ÑˆÐºÐ¾Ð»Ñ‹, Ñ‚ак Ñ‡Ñ‚о Ð±Ñ‹Ð»Ð¾ Ð¸ Ð¿Ð¾ ÑÐµÐ¹ Ð´ÐµÐ½ÑŒ Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ‚ся 
много Ð¼Ð¸Ð½Ð³Ñ€ÐµÐ»Ð¾Ð², ÐºÐ¾Ñ‚орые ÑÐ¾Ð²ÑÐµÐ¼ Ð½Ðµ Ð²Ð»Ð°Ð´ÐµÑŽÑ‚ Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¸Ð¼ Ð¸Ð»Ð¸ Ð¿Ð¾ 
меньшей  Ð¼ÐµÑ€Ðµ  Ð¾Ð±Ð»Ð°Ð´Ð°ÑŽÑ‚  Ð½ÐµÐ´Ð¾ÑÑ‚аточными  Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸ÑÐ¼Ð¸.  Ð ÑƒÑÑÐºÐ¸Ð¹  Ð°Ð»-
фавит Ð¿Ñ€Ð¸Ð¼ÐµÐ½ÑÐ»ÑÑ Ð²Ð¾ Ð²ÑÐµÑ… Ð°Ð±Ñ…азских ÑˆÐºÐ¾Ð»Ð°Ñ… Ð¸ Ð¿Ñ€Ð¸ÑÑƒÑ‚ствовал Ð¿Ð¾-
всюду  Ð²  Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÑÑ‚венной  Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸.  Ð¡Ð¾Ð¾Ñ‚ветственно  Ð°Ð±Ñ…азским  Ð´ÐµÑ‚ям 
было  Ð»ÐµÐ³Ñ‡Ðµ  Ð¸Ð·ÑƒÑ‡Ð°Ñ‚ÑŒ  Ñ  Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ñ‰ÑŒÑŽ  Ñ€Ð°ÑÑˆÐ¸Ñ€ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð³Ð¾  ÐµÐ´Ð¸Ð½Ð¾Ð³Ð¾  Ð°Ð»Ñ„авита 
родной  ÑÐ·Ñ‹Ðº  Ð¸  Ð¸Ð½Ð¾ÑÑ‚ранный  â€“  Ñ€ÑƒÑÑÐºÐ¸Ð¹,  Ñ‡ÐµÐ¼  Ñ€Ð°Ð·Ð´ÐµÐ»ÑŒÐ½Ð¾,  Ñ  Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾-
щью Ð±ÑƒÐºÐ² Ð²Ñ‚орого, Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð³Ð¾, Ð°Ð»Ñ„авита. Ð’ Ð¿Ñ€Ð¸Ð½Ñ†Ð¸Ð¿Ðµ Ð°Ð±Ñ…азский 
язык Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ñ‰ÑŒÑŽ Ð´Ð¾Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¸Ñ‚ельных Ð·Ð½Ð°ÐºÐ¾Ð² Ð·Ð°Ð¿Ð¸ÑÑ‹Ð²Ð°Ñ‚ÑŒ Ð¿Ñ€Ð°-
вильно, Ð¸ÑÐ¿Ð¾Ð»ÑŒÐ·ÑƒÑ Ð»Ð°Ñ‚инский, ÐºÐ¸Ñ€Ð¸Ð»Ð»Ð¸Ñ‡ÐµÑÐºÐ¸Ð¹ Ð¸Ð»Ð¸ Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¸Ð¹ Ð°Ð»-
фавит. Ð ÐµÑˆÐ°ÑŽÑ‰ÑƒÑŽ Ñ€Ð¾Ð»ÑŒ Ð¸Ð³Ñ€Ð°ÐµÑ‚ Ð¿Ñ€Ð¸ ÑÑ‚ом Ð¾Ñ€Ð¸ÐµÐ½Ñ‚ация Ð² ÑÑ„ере ÑÐ·Ñ‹-
ковой Ð¿Ð¾Ð»Ð¸Ñ‚ики! Ð•ÑÐ»Ð¸ Ð¿Ð¾Ñ‡Ð¸Ñ‚ать Ñ‚огдашнюю Ð¿Ñ€ÐµÑÑÑƒ, Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ñ‰Ð°ÐµÑ‚ Ð½Ð° 
себя  Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ  Ñ‚о  Ð¾Ð±ÑÑ‚оятельство,  Ñ‡Ñ‚о  Ð²  ÐÐ±Ñ…азии  Ð½ÐµÐ¾Ð¶Ð¸Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾ 
декретом  Ð±Ñ‹Ð»  Ð²Ð²ÐµÐ´Ñ‘н  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¸Ð¹  Ð°Ð»Ñ„авит,  Ñ‡ÐµÐ¼Ñƒ  Ð½Ðµ  Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÑˆÐµÑÑ‚во-
вал Ð½Ð¸ Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñ Ð½Ð°ÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ, Ð½Ð¸ Ð´Ð°Ð¶Ðµ Ð¾Ð±ÑÑƒÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ðµ Ñ Ð½Ð¸Ð¼ ÑÑ‚ого Ð²Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾-
са.  ÐžÐ±  Ð¸ÑÐ¿Ð¾Ð»ÑŒÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ð¸  Ð°Ð»Ñ„авита  Ð½Ð°  Ð¾ÑÐ½Ð¾Ð²Ðµ  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð¹  Ð³Ñ€Ð°Ñ„ики 
для  Ð°Ð±Ñ…азского  ÑÐ·Ñ‹ÐºÐ°  Ð±Ñ‹Ð»Ð¾  ÑÐ¾Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÐ½Ð¾  Ð¿Ð¾Ð´  ÑÐµÐ½ÑÐ°Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð½Ñ‹Ð¼Ð¸  Ð·Ð°Ð³Ð¾-
ловками Ð½Ð° Ð¿ÐµÑ€Ð²Ñ‹Ñ… Ð¿Ð¾Ð»Ð¾ÑÐ°Ñ… тогдашних Ð³Ð°Ð·ÐµÑ‚. 

Для  Ð¾Ñ†ÐµÐ½ÐºÐ¸  ÑÑ‚нической  Ð¿Ñ€Ð¸Ð½Ð°Ð´Ð»ÐµÐ¶Ð½Ð¾ÑÑ‚и  Ð½Ð°ÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ  Ð¡Ð°Ð¼ÑƒÑ€Ð·Ð°-

кано Ð½Ðµ Ñ…ватает Ð¾Ð±Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ñ… Ð½Ð°ÑƒÑ‡Ð½Ñ‹Ñ… Ñ€ÐµÐ·ÑƒÐ»ÑŒÑ‚атов Ð¸ÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ð¹. 
Предшествующие  Ð¸ÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ  Ð¿Ð¾  Ð¼Ð¸ÐºÑ€Ð¾Ñ‚опонимии  Ð¡Ð°Ð¼ÑƒÑ€Ð·Ð°ÐºÐ°-
но Ð½Ð°Ð²Ð¾Ð´ÑÑ‚ Ð½Ð° Ð¼Ñ‹ÑÐ»ÑŒ Ð¾ Ñ‚ом, Ñ‡Ñ‚о Ð·Ð´ÐµÑÑŒ Ð¿Ð¾ÑÑ‚оянно Ð¿Ñ€Ð¾Ð¶Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ‚ ÑÐºÐ¾-
рее  Ð¼Ð¸Ð½Ð³Ñ€ÐµÐ»ÑŒÑÐºÐ¾Ðµ,  Ð½ÐµÐ¶ÐµÐ»Ð¸  Ð¼Ð¸Ð½Ð³Ñ€ÐµÐ»Ð¸Ð·Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ð¾Ðµ  Ð°Ð±Ñ…азское  Ð½Ð°ÑÐµ-
ление.  Ð˜Ð½Ñ‚ересно,  Ñ‡Ñ‚о  Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑ‚и  ÐÐ¸Ð¶Ð½ÐµÐ¹  Ð¡Ð²Ð°Ð½ÐµÑ‚ии  Ð¸  Ð›ÐµÑ‡Ñ…уми, 
относившиеся  Ðº  Ð¼Ð¸Ð½Ð³Ñ€ÐµÐ»ÑŒÑÐºÐ¾Ð¹  ÑÑ„ере  Ð²Ð»Ð¸ÑÐ½Ð¸Ñ,  Ñ  ÑÐ·Ñ‹ÐºÐ¾Ð²Ð¾Ð¹  Ñ‚очки 
зрения мингрелизированы Ð½Ðµ были. 

Однако  ÑÐ»ÐµÐ´ÑƒÐµÑ‚  ÑƒÑ‡Ð¸Ñ‚ывать  Ð¸  Ñ‚радиционно  Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾Ñ‡Ð¸ÑÐ»ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ðµ 

смешанные  Ð±Ñ€Ð°ÐºÐ¸ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñƒ Ð¼Ð¸Ð½Ð³Ñ€ÐµÐ»Ð°Ð¼Ð¸ Ð¸  Ð°Ð±Ñ…азами  â€“  Ð´ÐµÑ‚и  Ð²  Ñ‚аких 
семьях  ÑÐºÐ»Ð¾Ð½ÑÐ»Ð¸ÑÑŒ  Ðº  Ð´Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ð¾Ð¹  Ð¸Ð´ÐµÐ½Ñ‚ичности.  ÐÑ€Ñ…ивы  Ð¼ÑƒÐ·ÐµÑ  Ð”а-
диани Ð² Ð—угдиди, Ðº ÑÐ¾Ð¶Ð°Ð»ÐµÐ½Ð¸ÑŽ, Ð½Ðµ Ð¾Ñ‚крытые Ð´Ð»Ñ Ð½Ð°ÑƒÑ‡Ð½Ð¾Ð³Ð¾ Ð¸ÑÑÐ»Ðµ-
дования, Ð¼Ð¾Ð³Ð»Ð¸ Ð±Ñ‹, ÐºÐ¾Ð½ÐµÑ‡Ð½Ð¾, Ð´Ð°Ñ‚ÑŒ Ð´Ð°Ð»ÑŒÐ½ÐµÐ¹ÑˆÐ¸Ðµ ÑÐ²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ Ð¸ÑÑ‚о-
рии  Ð¸  ÑÑ‚нологии  Ð¡Ð°Ð¼ÑƒÑ€Ð·Ð°ÐºÐ°Ð½Ð¾.  ÐšÑ€Ð¾Ð¼Ðµ  Ñ‚ого,  Ð²  Ð°Ñ€Ñ…ивах  Ð’атикана 
хранятся сообщения католических Ð¼Ð¸ÑÑÐ¸Ð¾Ð½ÐµÑ€Ð¾Ð² Ð¸Ð· ÐœÐ¸Ð½Ð³Ñ€ÐµÐ»Ð¸Ð¸. 

Из Ð¿Ð¸ÑÑŒÐ¼Ð° Берии Ð¾Ñ‚ 13 Ð°Ð¿Ñ€ÐµÐ»Ñ 1937 Ð³. Ð¼Ñ‹ ÑƒÐ·Ð½Ð°Ñ‘м, Ñ‡Ñ‚о, ÑÐ¾Ð³Ð»Ð°ÑÐ½Ð¾ 

статистике, по ÑÐ¾ÑÑ‚оянию на 1.1.1936 в Абхазии проживает 84 167 
«грузин». ÐÐ±Ñ…азский Ð¾Ð±ÐºÐ¾Ð¼ Ð¿Ð°Ñ€Ñ‚ии Ð½Ðµ Ñ€Ð°ÑÐ¿Ð¾Ð»Ð°Ð³Ð°Ð» Ñ‚огда Ð½Ð¸ Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼ 
печатным  Ð¾Ñ€Ð³Ð°Ð½Ð¾Ð¼  Ð½Ð°  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð¼  ÑÐ·Ñ‹ÐºÐµ,  Ñ‚ак  Ñ‡Ñ‚о  Ð¦ÐµÐ½Ñ‚ральный 
комитет ÐšÐ¾Ð¼Ð¼ÑƒÐ½Ð¸ÑÑ‚ической Ð¿Ð°Ñ€Ñ‚ии Ð“рузии Ð¿Ñ€Ð¸Ð½ÑÐ» 7 Ð°Ð¿Ñ€ÐµÐ»Ñ 1937 Ð³. 
решение Ð¾Ð± Ð¸Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ð¸ ÐµÐ¶ÐµÐ´Ð½ÐµÐ²Ð½Ð¾Ð¹ Ð³Ð°Ð·ÐµÑ‚Ñ‹ Ð½Ð° Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð¼ ÑÐ·Ñ‹ÐºÐµ Ñ‚и-
ражом в 10 тыс. экземпляров. 


background image

Голоса

 

из

 

Германии

 

475 

Интересно Ð² ÑÑ‚ой ÑÐ²ÑÐ·Ð¸, Ñ‡Ñ‚о Ð² Ð³Ð¾Ñ€Ð¾Ð´Ðµ Ð“али (Самурзакано) Ð¿Ñ€Ðµ-

жде  ÑÑƒÑ‰ÐµÑÑ‚Ð²Ð¾Ð²Ð°Ð»Ð°  Ð´Ð¾ÑÑ‚ойная  Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ  Ð¿Ñ€ÐµÑÑÐ°  Ð½Ð°  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð¼ 
языке: 

1) Мшромели  ÐšÐ²Ð°Ð·Ð°ÐºÐ¸  («Трудящийся  ÐºÑ€ÐµÑÑ‚ьянин»),  1931,  Ñ‚и-

раж 2000 экз. 

2) Колмеурне («Колхозник»), 1932–1933, тираж 3000–4000 экз. 
3) Колмеурнеши  ÐºÑÑƒÐ¼Ð°  («Голос  ÐºÐ¾Ð»Ñ…озника»),  1932–1933,  Ñ‚и-

раж 2000–4000 экз. 

4) Сталинури ÑˆÐ°Ñ€Ð°Ñ‚ («По ÑÑ‚алинскому Ð¿ÑƒÑ‚и»), 1936–1937, Ñ‚и-

раж 3000–4000 экз. 

Вышеупомянутое Ñ€ÐµÑˆÐµÐ½Ð¸Ðµ Ð¾Ð± Ð¸Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ð¸ Ð² ÐÐ±Ñ…азии ÐµÐ¶ÐµÐ´Ð½ÐµÐ²Ð½Ð¾Ð¹ 

газеты  Ð½Ð°  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð¼  ÑÐ·Ñ‹ÐºÐµ  ÑÐ¾Ð²Ð¿Ð°Ð»Ð¾  Ð²Ð¾  Ð²Ñ€ÐµÐ¼ÐµÐ½Ð¸  Ñ  Ð½Ð°Ñ‡Ð°Ð²ÑˆÐµÐ¹ÑÑ 
грузинизацией  Ð¿ÐµÑ‡Ð°Ñ‚Ð¸  Ð½Ð°  Ð¼Ð¸Ð½Ð³Ñ€ÐµÐ»ÑŒÑÐºÐ¾Ð¼  ÑÐ·Ñ‹ÐºÐµ  Ð²  Ð—угдиди  Ð²ÐµÑÐ½Ð¾Ð¹ 
1937 г.  ÐÐµ  Ð¿Ñ€Ð¸Ñ…одится  ÑÐ¾Ð¼Ð½ÐµÐ²Ð°Ñ‚ься  Ð²  Ñ‚ом,  Ñ‡Ñ‚о  Ð²Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ðµ  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½-
ского Ð°Ð»Ñ„авита Ð´Ð»Ñ Ð°Ð±Ñ…азского ÑÐ·Ñ‹ÐºÐ° Ð¸ Ð¿Ñ€ÐµÐºÑ€Ð°Ñ‰ÐµÐ½Ð¸Ðµ ÑÑƒÑ‰ÐµÑÑ‚вова-
ния  Ð¿ÐµÑ‡Ð°Ñ‚и  Ð½Ð°  Ð¼Ð¸Ð½Ð³Ñ€ÐµÐ»ÑŒÑÐºÐ¾Ð¼  ÑÐ·Ñ‹ÐºÐµ  Ð²  Ð¡Ð°Ð¼ÑƒÑ€Ð·Ð°ÐºÐ°Ð½Ð¾  Ð¿Ñ€ÐµÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð»Ð¾ 
цели грузинства. 

 

Армяно-грузинская война 1918 г. 

«Сразу  Ð¶Ðµ  Ð±Ñ€Ð¾ÑÐ°ÐµÑ‚ся  Ð²  Ð³Ð»Ð°Ð·Ð°  Ñ‚енденциозность  Ð°Ð²Ñ‚оров,  ÐºÐ¾Ð³Ð´Ð° 

они Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñ€ÑÑ‚ Ð¾ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ðµ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñƒ ÐÑ€Ð¼ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¹ Ð¸ Ð“рузией Ð² Ð´ÐµÐºÐ°Ð±Ñ€Ðµ 1918 
года. ÐÐ¸Ð³Ð´Ðµ Ð½Ðµ ÑƒÐºÐ°Ð·Ñ‹Ð²Ð°ÐµÑ‚ся, Ñ‡Ñ‚о Ð² Ð´ÐµÐºÐ°Ð±Ñ€Ðµ 1918 Ð³Ð¾Ð´Ð° Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ñƒ Ñ€Ð°Ð·Ð²Ñ-
зала ÐÑ€Ð¼ÐµÐ½Ð¸Ñ, Ñ‡Ñ‚о Ð¾Ð½Ð° Ð¿Ð¾Ñ‚ерпела Ð¿Ð¾Ñ€Ð°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ðµ, Ð¸ Ñ‚олько Ð°Ð½Ð³Ð»Ð¸Ñ‡Ð°Ð½Ðµ 
спасли ÐµÑ‘ Ð¾Ñ‚ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾Ð¹ катастрофы» (Гамахария. С. 390). 

Государственная Ð±Ð¸Ð±Ð»Ð¸Ð¾Ñ‚ека Ð² Ð‘ерлине Ñ€Ð°ÑÐ¿Ð¾Ð»Ð°Ð³Ð°ÐµÑ‚ Ð´Ð²ÑƒÐ¼Ñ Ð½Ð¾-

выми Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚ами Ð¿Ð¾ ÑÑ‚ой Ñ‚ематике, ÑÐ¾Ð¾Ñ‚ветственно Ð½Ð° Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð¼ 
и  Ð°Ñ€Ð¼ÑÐ½ÑÐºÐ¾Ð¼  ÑÐ·Ñ‹ÐºÐ°Ñ….  Ð’  Ð¾Ð±ÐµÐ¸Ñ…  ÐºÐ½Ð¸Ð³Ð°Ñ…  ÑÑ‚а  Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ð°  Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÑÑ‚авлена  Ñ 
разных Ñ‚очек Ð·Ñ€ÐµÐ½Ð¸Ñ. ÐžÑ‚сутствует ÑÑ‚атья Ð·Ð°Ð¿Ð°Ð´Ð½Ð¾Ð³Ð¾ Ð¸ÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ñ‚е-
ля, Ð¾ÑÐ½Ð¾Ð²Ñ‹Ð²Ð°ÑŽÑ‰Ð°ÑÑÑ Ð½Ð° Ð°Ñ€Ñ…ивах Ð“рузии, ÐÑ€Ð¼ÐµÐ½Ð¸Ð¸, ÐÐ½Ð³Ð»Ð¸Ð¸ Ð¸ Ð¿Ð°Ñ€-
тии  Ð”Ð°ÑˆÐ½Ð°ÐºÑ†ÑƒÑ‚ÑŽÐ½

19

.  ÐÑ€Ð¼ÑÐ½ÑÐºÐ°Ñ  Ð´Ð°ÑˆÐ½Ð°ÐºÑÐºÐ°Ñ  Ñ€ÐµÑÐ¿ÑƒÐ±Ð»Ð¸ÐºÐ°,  Ð¸Ð¼ÐµÐ²-

шая  Ñ…арактер  Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¿Ð°Ñ€Ñ‚ийной  Ð´Ð¸ÐºÑ‚атуры  Ð¸  Ñ€Ð°ÑÑÐ¼Ð°Ñ‚ривавшая 
применение Ð½Ð°ÑÐ¸Ð»Ð¸Ñ Ð² ÐºÐ°Ñ‡ÐµÑÑ‚ве Ð»ÐµÐ³Ð¸Ñ‚имного Ð¿Ð¾Ð»Ð¸Ñ‚ического ÑÑ€ÐµÐ´-
ства,  Ñ‡ÐµÑ€ÐµÐ·  Ð´ÐµÐ½ÑŒ  Ð¿Ð¾ÑÐ»Ðµ  Ð²Ñ‹Ð²Ð¾Ð´Ð°  Ð¿Ð¾ÑÐ»ÐµÐ´Ð½Ð¸Ñ…  Ð³ÐµÑ€Ð¼Ð°Ð½ÑÐºÐ¸Ñ…  Ð²Ð¾Ð¹ÑÐº  Ð¸Ð· 
Тбилиси Ð±ÐµÐ· Ð¾Ð±ÑŠÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ñ‹ Ð²Ð²ÐµÐ»Ð° ÑÐ²Ð¾Ð¸ Ð²Ð¾Ð¹ÑÐºÐ° Ð² Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑ‚и, Ð½Ð°-
ходившиеся  Ð¿Ð¾Ð´  ÑƒÐ¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼  Ð“рузии.  Ð ÐµÑ‡ÑŒ  ÑˆÐ»Ð°  Ð¿Ñ€Ð¸  ÑÑ‚ом  Ð¾  Ñ€Ðµ-
гионах  Ð›Ð¾Ñ€Ð¸  Ð¸  Ð”жавахетии.  Ð’  ÑÐ¾Ð¾Ñ‚ветствии  Ñ  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¸Ð¼  Ð¸Ð·Ð»Ð¾-
жением  Ñ„Ð°ÐºÑ‚Ð¾Ð²,  Ð°Ñ€Ð¼ÑÐ½ÑÐºÐ¸Ðµ  Ð²Ð¾Ð¹ÑÐºÐ°  Ð½Ð°Ð¼ÐµÑ€ÐµÐ²Ð°Ð»Ð¸ÑÑŒ  Ð·Ð°Ñ…ватить 
Тбилиси, Ñ‡Ñ‚обы ÑÐ¾ÐµÐ´Ð¸Ð½Ð¸Ñ‚ься Ñ‚ам Ñ Ð°Ñ€Ð¼ÑÐ½ÑÐºÐ¸Ð¼ Ð½Ð°ÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼. Ð’ ÑÐ²Ð¾ÑŽ 
очередь,  ÐºÐ°Ðº  ÑƒÑ‚верждается,  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¸Ðµ  Ð²Ð¾Ð¹ÑÐºÐ°  Ð¿Ð»Ð°Ð½Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð»Ð¸  Ð·Ð°-
хват  Ð•Ñ€ÐµÐ²Ð°Ð½Ð°.  Ð’оенное  ÑÑ‚олкновение  Ð±Ñ‹Ð»Ð¾  Ð¾ÑÑ‚ановлено  Ð°Ð½Ð³Ð»Ð¸Ð¹-
скими  Ð²Ð¾Ð¾Ñ€ÑƒÐ¶Ñ‘Ð½Ð½Ñ‹Ð¼Ð¸  ÑÐ¸Ð»Ð°Ð¼Ð¸,  Ð¸  ÑÑ‚атус  Ð›Ð¾Ñ€Ð¸  ÐºÐ°Ðº  Â«Ð½ÐµÐ¹Ñ‚ральной